Медицинское страхование как вид государственной поддержки

Главная » Страхование жизни и здоровья » ОМС

  • В любом цивилизованном государстве здравоохранение является важнейшей отраслью, отвечающей за главный человеческий ресурс страны, – жизнь и здоровье граждан.
  • Грамотное функционирование механизмов здравоохранения служит основным показателем благонадёжности всей государственной системы.
  • Обязательное медицинское страхование, являясь основной составляющей социального страхования, предоставляет всем гражданам РФ одинаковые возможности в получении необходимой медицинской помощи из фонда ОМС на условиях и в объёме, которые прописаны в государственных программах.

Цели и задачи

Обязательное медицинское страхование – это система защиты и охраны здоровья граждан, гарантированная государством.

Главной целью ОМС является обеспечение населения необходимой медицинской помощью и лекарствами за счёт финансовых средств, накопленных в территориальных и федеральных фондах ОМС. Эти средства формируются из страховых взносов, поступающих от работодателей в виде процентных отчислений от единого государственного социального налога (3,6 %).

Основная задача ОМС – гарантировать всем гражданам любого пола и возраста бесплатную медицинскую поддержку по восстановлению здоровья.

На каких принципах строится система

В основе системы заложены два принципиально важных аспекта:

  1. «Здоровый платит за больного». Страховые взносы распространяются на всех граждан, однако перечисленные ими ресурсы используются только при обращении за медицинской помощью.
  2. «Богатый платит за бедного».

    Абсолютно все застрахованные граждане имеют одинаковые права на получение качественной медпомощи в одинаковом объёме, однако исчисления в страховой фонд зависят от объёма личных доходов.

Кто обеспечивается правом на получение полиса

Полис ОМС могут иметь следующие категории граждан:

  • абсолютно все граждане РФ;
  • иностранные граждане, которые временно или постоянно проживают на территории России;
  • лица без гражданства (кроме специалистов высокой квалификации и членов их семей);
  • лица, обладающие правом на медицинскую помощь согласно закону «О беженцах».

Это важно

  1. Условия и объёмы обязательного медицинского страхования распространяются как на работающих, так и на нетрудоустроенных граждан РФ в равной степени.
  2. Временно и постоянно проживающие в РФ иностранные граждане вправе рассчитывать на получение качественной медицинской помощи по предъявлении полиса обязательно медицинского страхования или карточки медстрахования.
  3. Иностранным гражданам, лицам без гражданства, имеющим удостоверение беженца, оказывается амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь по месту фактического проживания.

Читайте об особенностях медицинского страхования детей от несчастных случаев.

О том как происходит замена полиса медицинского страхования и когда его нужно менять узнайте ЗДЕСЬ.

Суть территориальной программы обязательного медицинского страхования

Законодательство определяет право застрахованных по ОМС лиц на получение качественной медпомощи на всей территории РФ в объёме базовой программы ОМС, а на территории субъектов федерации, где был выдан полис ОМС, – в объёме территориальной программы ОМС, которая разрабатывается в регионах на основе базовой программы и является основным документом.

Согласно территориальной программе определяется объём оказания бесплатных медицинских услуг застрахованным лицам за счёт средств фонда ОМС.

Территориальная программа не должна быть меньше, чем базовая программа ОМС и может содержать дополнительные виды услуг, финансируемые из регионального фонда.

Таким образом, участник этой программы получает расширенный перечень медицинских услуг.

Территориальная программа включает следующие виды оказания медицинских услуг:

  • экстренную медицинскую помощь;
  • амбулаторно-поликлиническую помощь, частью которой являются диагностирование и лечение заболеваний на дому, в поликлинике и дневном стационаре (без обеспечения лекарственными препаратами);
  • стационарную помощь при выявлении:
    • острых заболеваний;
    • обострения хронических болезней;
    • острых отравлений, тяжёлых травм, которые требуют интенсивной терапии и постоянного медицинского наблюдения;
    • необходимости изоляции по эпидемиологическим причинам;
    • патологий беременности, родов и аборта;
    • необходимости проведения планового лечения, обследования или реабилитации под круглосуточным наблюдением медперсонала в стационарах и палатах дневного пребывания.

Какие виды медицинских услуг не входят в территориальную программу

  1. В территориальную программу ОМС не включены медицинские заболевания, имеющие социальную значимость (к примеру, ВИЧ или туберкулёз).
  2. Лечение этих заболеваний производится за счёт городского и федерального фондов.
  3. Из этих же средств оплачивается скорая медицинская помощь, а также медицинские услуги, утверждённые Комитетом по здравоохранению.

В частности:

  • сложные хирургические вмешательства на открытом сердце;
  • гемодиализ;
  • химиотерапия для онкобольных;
  • различные виды трансплантации;
  • реанимация новорожденных детей;
  • лучевая терапия.

К этому списку добавляется также проведение профилактических медицинских мероприятий, льготное обеспечение лекарствами отдельных категорий больных, зубное, глазное и ушное протезирование и некоторые виды дорогостоящих услуг.

  • Узнайте какие услуги вы можете получить в рамках бесплатной стоматологии по полису ОМС.
  • Всё о медицинской спортивной страховке и страховках для соревнований ТУТ.
  • Срок действия полисов старого и нового образцов: //zhizn/oms/srok-dejjstviya-polisov.html

Платные услуги

Дополнительные услуги, выходящие за рамки государственных программ ОМС, осуществляются на коммерческой основе, то есть за счёт личных средств, и также утверждены Комитетом по здравоохранению. Список этих услуг должен быть обязательно вывешен в каждом медучреждении.

В перечень коммерческих услуг входят:

  • дополнительные консультации специалистов, медэкспертизы и освидетельствования, проводящиеся по личной инициативе граждан;
  • дополнительные обследования, манипуляции, консультации на дому;
  • наблюдения стационарными врачами за больными на дому после выписки из больницы;
  • прививки, выходящие за рамки госпрограмм;
  • лечение в санаториях (кроме специализированных);
  • косметологические и гомеопатические услуги;
  • стоматологическое протезирование;
  • дополнительный сервис в больнице (индивидуальный уход и палаты, сиделки и т.д.)

Участники программы

Участниками программы ОМС являются:

  1. Застрахованные лица:
  • для нетрудоустроенных граждан в качестве страхователя выступает государство в лице органов местной исполнительной власти;
  • для граждан, официально трудоустроенных, страхователем является работодатель (предприятия и организации).
  • Учреждения, обеспечивающие функционирование программы ОМС:
    • фонды государственного и территориального уровня, осуществляющие госполитику в области ОМС;
    • страховые медицинские компании, а также медучреждения, получившие государственную лицензию на право деятельности в области медицинского страхования и оказание медицинских услуг, включённых в программу ОМС.

    Финансирование программы ОМС осуществляется из госфондов, за счёт средств предприятий и организаций, а также из территориальных бюджетов, благотворительных фондов и пожертвований активных граждан.

    В завершение хочется ещё раз подчеркнуть высокую значимость системы обязательного медицинского страхования. Именно эта область государственной политики показывает уровень жизни страны и её граждан.

    Видеосюжет об объеме оказания услуг по полису

    Источник: /StrahovkuNado.ru/zhizn/obyazatelnoe-medstrahovanie.html

    Государственно-частное партнерство в здравоохранении (Таппасханова Е.О., Мустафаева З.А., 2012)

    Читать текст | Скачать PDF | Загрузок: 394

    В статье рассматривается государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения как один из инструментов реформирования отрасли, чтобы сделать медицинскую помощь более доступной для всех слоев населения, улучшить ее качество, а также повысить эффективность использования ресурсов здравоохранения.

    Сегодня российское здравоохранение характеризуется снижением качества и доступности медицинской помощи населению, неблагоприятной медико-демографической ситуацией, недостаточным финансированием, низкой эффективностью использования ресурсов, несбалансированностью структуры медицинской помощи, низкой исполняемостью программы государственных гарантий оказания медицинской помощи и другими недостатками. Системное реформирование здравоохранения, направленное на преодоление имеющихся проблем, наряду с финансово-экономической реформой и развитием медицинской практики, основанной на принципах доказательной медицины и результатах клинико-экономического анализа, направлено на повышение качества управления отраслью на основе научно-обоснованных технологий современного менеджмента отрасли. Согласно директивным направлениям, развитие здравоохранения в последнее время последовательно осуществлялось по пути введения дополнительных источников финансирования в виде систем социального страхования, привлечения средств потребителей медицинских услуг, государственной поддержки социально-незащищенной части населения и т.п. Растущая популярность частного сектора здравоохранения Но все это не способствовало преодолению таких факторов, как низкая экономическая эффективность бюджетной сферы здравоохранения, ограниченность общественных ресурсов и т.д., что предполагает поиск путей привлечения в отрасль частных инвестиций, возможных форм взаимоотношений бюджетных медицинских учреждений и частных организаций, а также использование опыта работы коммерческих структур для улучшения деятельности бюджетных организаций. Чем больше развивается негосударственный сектор здравоохранения и увеличивается объем инвестиций в частное здравоохранение, тем более актуальной становится проблема взаимодействия государства и частных медицинских организаций. Проблема эта сложна и многогранна, попробуем обозначить значимые моменты. Несомненно, положительными моментами платной медицины являются: рост занятости населения, налоговое пополнение бюджетов, привлечение в отрасль дополнительных финансовых ресурсов, экономия средств общественного здравоохранения, вследствие того, что высокодоходные группы населения пользуются платными услугами, а также появление возможности для работников некоммерческих учреждений здравоохранения получать дополнительный заработок за счет оказания платных услуг или работы по совместительству в коммерческих медицинских структурах (что в условиях низкой заработной платы медработников − социально значимо). Нужно отметить, что, к сожалению, в России мощности частных медицинских учреждений не учитываются в государственной статистике, только 0,6% от общего количества частных клиник вовлечены в процесс оказания государственных медицинских услуг. Но даже при такой низкой степени вовлеченности в государственное здравоохранение, доля горожан (с невысокими доходами), пользующихся услугами частных клиник, достигает 40%. А с увеличением уровня доходов населения число потребителей услуг частной медицины будет расти. Известно, что растет количество лицензируемых медицинских организаций в частном секторе, и падает − в государственном, что ведет к увеличению затрат на частную систему здравоохранения [1]. Все это свидетельствует о том, что государству необходимо оказывать поддержку частному сектору здравоохранения, тем более, что такая поддержка предусмотрена Конституцией Российской Федерации. Государственно-частное партнерство в области здравоохранения Как уже отмечалось, проблема взаимодействия государства и частного здравоохранения многогранна, и одной из граней ее выступает государственно-частное партнерство. В самом широком смысле государственно-частное партнерство представляет собой «совокупность форм долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых проблем, на взаимовыгодных условиях» [1]. В случае со здравоохранением такое партнерство создает возможности повышать уровень здоровья, сохранять социальную стабильность в обществе, повышать качество медобслуживания до уровня мировых стандартов, оптимизировать государственные расходы и минимизировать структурные диспропорции, тем самым выступая действенным инструментом при реформировании здравоохранения. Основными формами государственно-частного партнерства в российском здравоохранении на данном этапе являются следующие: − создание новых частных медицинских центров при содействии государства; − передача инвестору территориально выгодно расположенных зданий медицинских учреждений с условием строительства новых зданий для этих медицинских учреждений в других местах; − реконструкция зданий для перемещения в них медицинских учреждений из других зданий, привлекательных для частных инвесторов; − реорганизация государственных медицинских учреждений в акционерные общества с государственным капиталом и возможным последующим созданием совместного государственно-частного предприятия с участием частного инвестора [5]. Кроме того, бизнес может создавать системы банков крови, центры диализа, службы скорой медицинской помощи вблизи дорог для оказания экстренней специализированной помощи при дорожном травматизме и многое другое. Взаимодействие государства и частного бизнеса в здравоохранении может проявляться в непосредственном участии частных медицинских организаций в оказании бесплатной для населения медицинской помощи, например, подключение частных медицинских организаций к реализации территориальной программы ОМС; оказание бесплатной для населения помощи в рамках государственного заказа. Частные клиники и система обязательного медицинского страхования Наиболее приемлемой формой участия частных клиник в бесплатном обслуживании населения является их интеграция в систему ОМС, тем более, что поэтапное реформирование системы ОМС и здравоохранения предусматривает возможность вхождения частных медицинских организаций в систему обязательного медицинского страхования начиная с 2012 года. Для вхождения в систему ОМС частные структуры должны подать уведомление о своем желании в территориальный фонд обязательного медицинского страхования [2]. Но, несмотря на это, пока частная медицина слабо интегрируется в ОМС. Это объясняется рядом причин: – коммерческие медицинские организации, как правило, рассматривают работу в системе ОМС как неэффективную составляющую своей деятельности, и связано это с тем, что за счет средств обязательного медицинского страхования обычно возмещаются только основные статьи расходов (сюда не входят затраты по содержанию зданий, приобретению и обслуживанию оборудования т. п.); – негосударственные клиники предпочитают наличные деньги; – некоторые руководители частных организаций открыто заявляют, что не хотели бы смешивать состоятельных пациентов и пациентов, которые привыкли получать бесплатную помощь; – работники негосударственных медицинских организаций считают расценки ОМС на дорогостоящие исследования заниженными на 20−30% от рыночной стоимости. Необходимо учитывать эти проблемы при стимулировании участия частного бизнеса в системе обязательного медицинского страхования. Еще одной формой участия частных клиник в оказании бесплатной медицинской помощи населению может выступать государственный заказ. Практика показывает, что государственные и муниципальные учреждения получают бюджетные средства напрямую по смете (вне конкурса), а при проведении конкурсного распределения имеют преимущества по предлагаемым ценам, поскольку не включают в свои расходы несколько статей. Для эффективной реализации государственного заказа необходимо учитывать все существующие недоработки и устранять их путем уравнивания условий при конкурсном распределении средств, а именно, включением некоторых (ранее не учитываемых статей расходов, таких как амортизация, коммунальные и др.) в калькуляцию. Практика взаимодействия частных и бюджетных медицинских организаций В рамках государственно-частного партнерства внимания заслуживает практика взаимодействия частных медицинских организаций с бюджетными медицинскими учреждениями. Некоторые авторы классифицировали эти взаимоотношения и выделили несколько вариантов: 1) содействие бюджетным учреждениям в организации ими медицинской помощи, как платной, так и бесплатной; 2) использование временно свободных мощностей бюджетных учреждений; 3) привлечение в государственные организации дополнительных материальных ресурсов; 4) привлечение в государственное учреждение дополнительных трудовых ресурсов; 5) выравнивание возможностей и условий предоставления платных услуг (замена платных услуг, оказываемых бюджетными лечебно-профилактическими учреждениями на оказание услуг частными организациями на базе этого же учреждения) [5]. В рамках каждого варианта можно обозначить наиболее целесообразные схемы взаимодействия; в самом общем виде они могут быть сведены к следующему: а) помощь в оказании определенных видов медицинской помощи бюджетным организациям в случае, когда у них отсутствует оборудование, необходимые кадры и т. п.; 6) привлечение в государственные лечебные учреждения дополнительных коммерческих пациентов; в) продажа отдельных видов медицинских услуг частным клиникам; г) оказание коммерческими организациями пациентам бюджетных ЛПУ дополнительных услуг; д) оказание бюджетным учреждениям информационных, справочных, аналитических прочих услуг. Заключение Таким образом, потенциал государственно-частного партнерства в здравоохранении значителен: взаимодействие экономически заинтересованных партнеров, дополнительные источники инвестиций, расширение инновационных возможностей и многое другое.

    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

    1. Колесников С. Государственно-частное партнерство в здравоохранении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /stel-vl.nichost.ru. 2. Чанчиков В. Пирамида Семашко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /gnkk.ru. 3. Черепов В. О системном подходе к стратегии реформирования здравоохранения. −rosmedstrah.ru. 4. Шейман И. Возможные стратегии реформирования системы государственных обязательств в здравоохранении // Экономика здравоохранения. – 2000. − № 5.6/45. 5. Щербук Ю., Кадыров Ф., Хайруллина И. Проблемы взаимодействия государственного и частного здравоохранения // Менеджер здравоохранения. – 2008. − № 2.

    • О журнале
    • Содержание этого выпуска
    • Опубликовать статью

    Источник: /creativeconomy.ru/lib/7601

    Экономика здравоохранения и медицинское страхование

    Авторы: С. В. Шишкин

    По фор­ме соб­ст­вен­но­сти от­расль вклю­ча­ет гос. и ча­ст­ную сис­те­мы.

    Гос. сис­те­ма раз­де­ле­на на фе­де­раль­ную, ре­гио­наль­ную и му­ни­ци­паль­ную от­расль. К фе­де­раль­ной сис­те­ме здра­во­охра­не­ния от­но­сят­ся уч­ре­ж­де­ния, под­чи­нён­ные Мин-ву здра­во­охра­не­ния РФ, РАМН и др. фе­де­раль­ным ми­ни­стер­ст­вам и ве­дом­ст­вам (в 2002 им при­над­ле­жа­ло 15% всех ам­бу­ла­тор­ных уч­ре­ж­де­ний и 6% мед.

    ста­цио­на­ров; в них за­ня­то 10% мед. ра­бот­ни­ков). Фе­де­раль­ные уч­ре­ж­де­ния Мин-ва здра­во­охра­не­ния и со­ци­а­ль­но­го раз­ви­тия РФ и РАМН пред­на­зна­че­ны для ока­за­ния на­се­ле­нию вы­соко­спе­циа­ли­зи­ро­ван­ной мед. по­мо­щи.

    Боль­шин­ст­во ле­чеб­но-про­фи­лак­ти­че­ских уч­ре­ж­де­ний на­хо­дит­ся в соб­ст­вен­но­сти субъ­ек­тов РФ и в му­ни­ци­паль­ной соб­ст­вен­но­сти. Ча­ст­ная сис­те­ма здра­во­охра­не­ния раз­ви­ва­ет­ся с 1990-х гг. При­ва­ти­за­ция гос. и му­ни­ци­паль­ных уч­ре­ж­де­ний здра­во­охра­не­ния за­пре­ще­на за­ко­ном.

    До­ля не­го­су­дар­ст­вен­ных ам­бу­ла­тор­но-по­ли­кли­ни­че­ских уч­ре­ж­де­ний со­став­ля­ет ме­нее 10% их об­ще­го чис­ла, ста­цио­нар­ных – ме­нее 1%.

    Кон­сти­ту­ция РФ ус­та­нав­ли­ва­ет пра­во граж­дан на бес­плат­ное по­лу­че­ние мед. по­мощи в государственных уч­ре­ж­де­ни­ях здра­во­охра­не­ния.

    С 1998 Пра­ви­тель­ст­во РФ ежегод­но ут­вер­жда­ет Про­грам­му го­су­дар­ст­вен­ных га­ран­тий обес­пе­че­ния гра­ж­дан Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции бес­плат­ной ме­ди­цин­ской по­мо­щью. В ней со­хра­нён пе­ре­чень ви­дов мед.

    по­мо­щи, сло­жив­ший­ся в советское вре­мя, но ус­та­нов­ле­ны по­ка­за­те­ли объ­ё­мов фи­нан­со­во обес­пе­чен­ной го­су­дар­ст­вом мед. по­мо­щи в рас­чё­те на 1000 на­се­ле­ния (см. табл. 1).

    Про­грам­ма ори­ен­ти­ру­ет на со­кра­ще­ние боль­нич­ных мест, ис­поль­зо­ва­ние ко­то­рых име­ет низ­кую за­трат­ную эф­фек­тив­ность, пред­по­ла­га­ет ле­че­ние час­тич­но про­во­дить в днев­ных ста­цио­на­рах боль­ниц и по­ли­кли­ник.

    В Рос­сии дей­ст­ву­ет сме­шан­ная бюд­жет­но-стра­хо­вая сис­те­ма фи­нан­си­ро­ва­ния здра­во­охра­не­ния. Ис­точ­ни­ки гос.

    фи­нан­си­ро­ва­ния от­рас­ли – ас­сиг­но­ва­ния из фе­де­раль­но­го бюд­же­та, бюд­же­тов субъ­ек­тов РФ и ме­ст­ных бюд­же­тов, а так­же пла­те­жи по обя­за­тель­но­му мед.

    стра­хо­ва­нию ра­бо­таю­ще­го на­се­ле­ния, уп­ла­чи­вае­мые в со­от­вет­ст­вии с на­ло­го­вым за­ко­но­да­тель­ст­вом ра­бо­то­да­те­ля­ми и ли­ца­ми, са­мо­стоя­тель­но обес­пе­чи­ваю­щи­ми се­бя ра­бо­той (см. табл. 2).

    Осн. рас­хо­ды (67% в 2002) на здра­во­охра­не­ние осу­ще­ст­в­ля­ют­ся из бюд­же­тов субъ­ек­тов РФ и ме­ст­ных бюд­же­тов. До­ля фе­де­раль­но­го бюд­же­та – 9%, взно­сов на обя­за­тель­ное медицинское стра­хо­ва­ние ра­бо­таю­ще­го на­се­ле­ния – 24%.

    В 1990-е гг. рез­ко ухуд­ши­лась до­ступ­ность мед. по­мо­щи для ши­ро­ких сло­ёв на­се­ле­ния. Объ­ём гос. фи­нан­си­ро­ва­ния здра­во­охра­не­ния умень­шил­ся в ре­аль­ном вы­ра­же­нии, со­ста­вив в 2002 3,2% ВВП.

    Рас­хо­ды на­се­ле­ния на здра­во­охра­не­ние скла­ды­ва­ют­ся из оп­ла­ты ле­карств, при­об­ре­тае­мых в роз­нич­ной се­ти, за­трат на мед. ус­лу­ги, ле­галь­но пре­до­став­ляе­мые мед. ор­га­ни­за­ция­ми на плат­ной ос­но­ве, взно­сов по доб­ро­воль­но­му мед. стра­хо­ва­нию и не­фор­маль­ных пла­те­жей за мед.

    по­мощь, ко­то­рая долж­на пре­дос­тав­лять­ся бес­плат­но. Со­от­но­ше­ние рас­хо­дов го­су­дар­ст­ва и ле­галь­ной оп­ла­ты на­се­ле­ни­ем ле­карств и мед. ус­луг в 1995 со­став­ля­ло 83 к 17, а в 2001 – 67 к 33 (см. табл. 3). До­ля плат­ных мед.

    ус­луг в об­щем объ­ё­ме плат­ных ус­луг на­се­ле­нию за 1993–2001 уве­ли­чи­лась с 1,7 до 4,6%.

    Со­вре­мен­ное рос. здра­во­охра­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся: не­сба­лан­си­ро­ван­но­стью гос. га­ран­тий пре­дос­тав­ле­ния гра­ж­да­нам бес­плат­ной мед.

    по­мо­щи и их фи­нан­со­во­го обес­пе­че­ния; не­за­вер­шён­но­стью вве­де­ния стра­хо­вой сис­те­мы фи­нан­си­ро­ва­ния здра­во­охра­не­ния; эк­лек­тич­но­стью со­че­та­ния эле­мен­тов ста­рой и но­вой сис­тем фи­нан­си­ро­ва­ния; не­эф­фек­тив­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем ре­сур­сов сис­те­мы здра­во­охра­не­ния.

    Пер­спек­ти­вы раз­ви­тия этой сис­те­мы свя­за­ны с по­вы­ше­ни­ем её эф­фек­тив­но­сти за счёт ре­ст­рук­ту­ри­за­ции су­ще­ст­вую­щей се­ти мед. ор­га­ни­за­ций, час­тич­но­го за­ме­ще­ния ста­цио­нар­но­го ле­че­ния мед.

    по­мо­щью, ока­зы­вае­мой ам­бу­ла­тор­но на ос­но­ве но­вых тех­но­ло­гий, раз­ви­тия обя­за­тель­но­го и доб­ро­воль­но­го мед. стра­хо­ва­ния и рас­ши­ре­ни­ем за счёт это­го дос­туп­но­сти ка­че­ст­вен­ной мед.

    по­мо­щи для на­се­ле­ния.

    Мед. стра­хо­ва­ние пред­став­ля­ет со­бой сис­те­му ин­сти­ту­тов (ор­га­ни­за­ций и пра­вил), обес­пе­чи­ваю­щих воз­ме­ще­ние за­трат на ока­за­ние не­об­хо­ди­мой мед. по­мо­щи за­стра­хо­ван­ным ли­цам в слу­чае их за­бо­ле­ва­ния.

    Лю­ди вно­сят сред­ст­ва в об­щий стра­хо­вой фонд, из ко­то­ро­го в слу­чае за­бо­ле­ва­ния оп­ла­чи­ва­ет­ся ле­че­ние. Стра­хо­вой фонд по­зво­ля­ет рас­пре­де­лить рис­ки бо́льших рас­хо­дов на боль­шее чис­ло лю­дей.

    В ре­зуль­та­те за­тра­ты на при­об­ре­те­ние стра­хо­во­го по­ли­са для за­бо­лев­ших ока­зы­ва­ют­ся ни­же пря­мой оп­ла­ты не­об­хо­ди­мых мед. ус­луг. Прин­цип мед. стра­хо­ва­ния – «здо­ро­вый пла­тит за боль­но­го».

    Доб­ро­воль­ное ме­ди­цин­ское стра­хо­ва­ние осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по во­ле­изъ­яв­ле­нию са­мих гра­ж­дан, ли­бо треть­их лиц, за­клю­чаю­щих до­го­во­ры мед. стра­хо­ва­ния в их поль­зу. По­ли­сы доб­ро­воль­но­го мед.

    стра­хо­ва­ния да­ют воз­мож­ность их вла­дель­цам по­лу­чать в слу­чае за­бо­ле­ва­ния мед. по­мощь, за ко­то­рую они ли­бо уже ни­че­го не пла­тят, ли­бо де­ла­ют не­боль­шие до­п­ла­ты при по­лу­че­нии мед. по­мо­щи.

    Обя­за­тель­ное ме­ди­цин­ское стра­хо­ва­ние (ОМС) осу­ще­ст­в­ля­ет­ся по ре­ше­нию го­су­дар­ст­ва. Ус­та­нав­ли­ва­ет­ся круг лиц, под­ле­жа­щих стра­хо­ва­нию, их стра­хо­ва­те­лей, ре­гу­ли­ру­ют­ся раз­ме­ры стра­хо­вых взно­сов и оп­ре­де­ля­ет­ся дея­тель­ность стра­хов­щи­ков. В ОМС, в от­ли­чие от доб­ро­воль­но­го мед.

    стра­хо­ва­ния, раз­ме­ры взно­сов не свя­за­ны на­пря­мую с оцен­кой ин­ди­ви­ду­аль­но­го рис­ка за­бо­ле­вае­мо­сти и объ­ё­мом по­лу­чае­мой мед. по­мо­щи.

    Раз­ме­ры стра­хо­вых взно­сов увя­зы­ва­ют­ся с ве­ли­чи­ной про­гно­зи­руе­мых рас­хо­дов в об­ще­го­су­дар­ст­вен­ном мас­шта­бе – в рас­чё­те на все ка­те­го­рии за­стра­хо­ван­но­го на­се­ле­ния.

    Пре­иму­ще­ст­ва ОМС по срав­не­нию с сис­те­мой бюд­жет­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния здра­во­охра­не­ния: чёт­ко за­кре­п­лён­ные ис­точ­ни­ки фи­нан­си­ро­ва­ния и со­от­вет­ст­вен­но мень­шая за­ви­си­мость от пре­хо­дя­щих по­ли­ти­че­ских при­ори­те­тов; бо­лее точ­ная увяз­ка га­ран­тий мед.

    об­слу­жи­ва­ния за­стра­хо­ван­ных с раз­ме­ра­ми фи­нан­со­вых по­сту­п­ле­ний; чёт­кое ин­сти­ту­цио­наль­ное раз­де­ле­ние функ­ций и от­вет­ст­вен­но­сти ме­ж­ду субъ­ек­та­ми фи­нан­си­ро­ва­ния мед. ус­луг и их про­из­во­ди­те­ля­ми.

    ОМС ха­рак­те­ри­зу­ет­ся, как пра­ви­ло, бо­лее вы­со­ки­ми, чем бюд­жет­ное фи­нан­си­ро­ва­ние, ад­ми­ни­ст­ра­тив­ны­ми из­держ­ка­ми.

    За­кон «О ме­ди­цин­ском стра­хо­ва­нии гра­ж­дан в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции» (июнь 1991) по­ло­жил на­ча­ло раз­ви­тию доб­ро­воль­но­го мед. стра­хо­ва­ния и ини­ции­ро­вал под­го­тов­ку к вве­де­нию сис­те­мы обя­за­тель­но­го мед. стра­хо­ва­ния, ко­то­рое на­ча­лось с 1993.

    Все гра­ж­да­не РФ за­стра­хо­ва­ны в сис­те­ме ОМС. Стра­хо­ва­те­ля­ми ра­бо­таю­щих гра­ж­дан вы­сту­па­ют их ра­бо­то­да­те­ли, а не­ра­бо­таю­щих – ор­га­ны гос. вла­сти субъ­ек­тов РФ и ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния. В 1993 бы­ли ус­та­нов­ле­ны обя­за­тель­ные взно­сы ра­бо­то­да­те­лей на мед.

    стра­хо­ва­ние сво­их ра­бот­ни­ков в раз­ме­ре 3,6% фон­да оп­ла­ты тру­да. С 2001 взно­сы на ОМС – часть со­ци­аль­но­го на­ло­га, взи­мае­мо­го по рег­рес­сив­ной шка­ле.

    Раз­меры взно­сов на стра­хо­ва­ние не­ра­бо­таю­ще­го на­се­ле­ния за­ко­но­да­тель­но не оп­ре­де­ле­ны и ус­та­нав­ли­ва­ют­ся при фор­ми­ро­ва­нии бюд­же­тов субъ­ек­тов РФ и ме­ст­ных бюд­же­тов.

    Пе­ре­чень ви­дов и объ­ё­мы мед. по­мо­щи оп­ре­де­ля­ют­ся Пра­ви­тель­ст­вом РФ в ба­зо­вой про­грам­ме ОМС, ко­то­рая с 1998 ут­вер­жда­ет­ся в со­ста­ве Про­грам­мы го­су­дар­ст­вен­ных га­ран­тий обес­пе­че­ния гра­ж­дан РФ бес­плат­ной мед. по­мо­щью. На ос­но­ве ба­зо­вой про­грам­мы ОМС ка­ж­дый субъ­ект РФ ут­вер­жда­ет тер­ри­то­ри­аль­ную про­грам­му ОМС.

    Рос­сий­ская сис­те­ма ОМС пре­ду­смат­ри­ва­ет, что в ро­ли стра­хов­щи­ков вы­сту­па­ют кон­ку­ри­рую­щие стра­хо­вые мед. ор­га­ни­за­ции.

    Стра­хов­щи­ки за­клю­ча­ют до­го­во­ры с ра­бо­то­да­те­ля­ми на стра­хо­ва­ние ра­бо­таю­щих гра­ж­дан и до­го­во­ры с ор­га­на­ми вла­сти – на стра­хо­ва­ние не­ра­бо­таю­ще­го на­се­ле­ния, вы­би­рают мед.

    ор­га­ни­за­ции и оп­ла­чи­ва­ют ус­лу­ги, пре­дос­тав­ляе­мые за­стра­хо­ван­ным (см. рис. 1).

    Сред­ст­ва ОМС в ка­ж­дом субъ­ек­те РФ ак­ку­му­ли­ру­ют­ся в тер­ри­то­ри­аль­ном фон­де. Фе­де­раль­ный фонд ОМС сле­дит за вы­рав­ни­ва­ни­ем фи­нан­со­вых ус­ло­вий дея­тель­но­сти тер­ри­то­ри­аль­ных фон­дов. Он фи­нан­си­ру­ет стра­хо­вые мед.

    ор­га­ни­за­ции по по­ду­ше­вым нор­ма­ти­вам в со­от­вет­ст­вии с до­го­во­ра­ми, за­клю­чён­ны­ми стра­хов­щи­ка­ми со стра­хо­ва­те­ля­ми; вы­рав­ни­ва­ет фи­нан­со­вые ус­ло­вия дея­тель­но­сти стра­хов­щи­ков и кон­тро­ли­ру­ет их дея­тель­ность.

    При рас­чё­те нор­ма­ти­вов тер­ри­то­ри­альный фонд дол­жен обес­пе­чи­вать учёт раз­ли­чий в не­об­хо­ди­мых по­ду­ше­вых за­тра­тах на ока­за­ние мед.

    по­мо­щи у раз­ных стра­хов­щи­ков, обу­слов­лен­ных раз­ли­чия­ми в по­ло­воз­ра­ст­ной струк­ту­ре и за­бо­ле­вае­мо­сти за­стра­хо­ван­ных у них лиц.

    Вме­сте с тем фи­лиа­лам тер­ри­то­ри­аль­ных фон­дов с 1994 раз­ре­ше­но вы­пол­нять функ­ции стра­хов­щи­ков в сис­те­ме ОМС. Т. о., осо­бен­ность рос. сис­те­мы ОМС – на­ли­чие двух ти­пов стра­хов­щи­ков: стра­хо­вых мед. ор­га­ни­за­ций (как пра­ви­ло, это не­го­су­дар­ст­вен­ные ком­мер­че­ские ор­га­ни­за­ции) и фи­лиа­лов тер­ри­то­ри­аль­ных фон­дов ОМС.

    До 1997 чис­ло стра­хов­щи­ков в сис­те­ме ОМС по­сто­ян­но рос­ло (см. табл. 4), за­тем под влия­ни­ем эко­но­ми­че­ских усло­вий и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных ре­ше­ний ста­ло со­кра­щать­ся. В 38 субъ­ек­тах РФ в ка­че­ст­ве стра­хов­щи­ков дей­ст­ву­ют толь­ко стра­хо­вые мед. ор­га­ни­за­ции, в 29 – толь­ко тер­ри­то­ри­аль­ные фон­ды ОМС и их фи­лиа­лы, в 22 – те и дру­гие.

    Та­ри­фы взно­сов на ОМС ра­бо­таю­ще­го на­се­ле­ния бы­ли ус­та­нов­ле­ны в 1993 без увяз­ки с по­треб­но­стя­ми в ре­сурс­ном обес­пе­че­нии мед. по­мо­щи, ко­то­рая долж­на пре­дос­тав­лять­ся за­стра­хо­ван­ным.

    Вне­дре­ние сис­те­мы ОМС на­ча­лось в 1993– 1994, но по­сле­до­ва­тель­ность и тем­пы за­ме­ще­ния бюд­жет­ной сис­те­мы фи­нан­си­ро­ва­ния на стра­хо­вую не бы­ли за­ко­но­да­тель­но оп­ре­де­ле­ны, сла­бо кон­тро­ли­ро­ва­лись ор­га­на­ми фе­де­раль­ной вла­сти и ока­за­лись в пол­ной за­ви­си­мо­сти от ре­гио­наль­ных вла­стей. В ито­ге сис­те­ма ОМС бы­ла вве­де­на не пол­но­стью.

    Ре­гио­наль­ные и ме­ст­ные ор­га­ны вла­сти пе­ре­чис­ля­ют взно­сы на ОМС не­ра­бо­таю­ще­го на­се­ле­ния в не­дос­та­точ­ных объ­ё­мах. В 2002 в сис­те­ме ОМС ак­ку­му­ли­ро­ва­лось 38% средств, на­прав­ляе­мых го­су­дар­ст­вом на здра­во­охра­не­ние, то­гда как эта до­ля долж­на со­став­лять ок. 2/3.

    Ор­га­ны управ­ле­ния здра­во­охра­не­ни­ем и ме­ст­ные ор­га­ны вла­сти про­дол­жа­ют фи­нан­си­ро­вать дея­тель­ность мед. уч­ре­ж­де­ний на­ря­ду с фон­да­ми ОМС.

    Сло­жи­лась эк­лек­тич­ная бюд­жет­но-стра­хо­вая сис­те­ма фи­нан­си­ро­ва­ния здра­во­охра­не­ния, реа­ли­зо­ван­ная во мно­же­ст­ве ре­гио­наль­ных мо­де­лей со­че­та­ния эле­мен­тов ста­рой, бюд­жет­ной сис­те­мы фи­нан­си­ро­ва­ния и эле­мен­тов но­вой, стра­хо­вой сис­те­мы (см. рис. 2).

    Вве­де­ние сис­те­мы ОМС, да­же не­за­вер­шён­ное, ока­за­ло по­зи­тив­ное ста­би­ли­зи­рую­щее влия­ние на фи­нан­си­ро­ва­ние от­рас­ли в кри­зис­ный пе­ри­од (см. табл. 5).

    Ожи­дае­мые по­зи­тив­ные эф­фек­ты от дея­тель­но­сти но­вых субъ­ек­тов в сис­те­ме здра­во­охра­не­ния свя­зы­ва­лись так­же с бо­лее ра­цио­наль­ным ис­поль­зо­ва­ни­ем ре­сур­сов.

    Од­на­ко сфор­ми­ро­ван­ная нор­ма­тив­но-пра­во­вая ба­за не сти­му­ли­ру­ет кон­ку­рен­цию ме­ж­ду стра­хов­щи­ка­ми и не ори­ен­ти­ру­ет их на рост эф­фек­тив­но­сти ис­поль­зо­ва­ния стра­хо­вых средств и ре­сурс­но­го по­тен­циа­ла сис­те­мы здра­во­охра­не­ния.

    Цен­траль­ной про­бле­мой ор­га­ни­за­ции фи­нан­си­ро­ва­ния ле­чеб­но-про­фи­лак­ти­че­ских уч­ре­ж­де­ний (ЛПУ) ста­ла двой­ст­вен­ность ис­точ­ни­ков и ме­то­дов их фи­нан­си­ро­ва­ния за пре­дос­тав­ле­ние на­се­ле­нию мед. по­мо­щи, пре­ду­смот­рен­ной ба­зо­вой про­грам­мой ОМС.

    Та­кие ви­ды по­мо­щи долж­ны бы­ли оп­ла­чи­вать­ся толь­ко за счёт средств ОМС, но на прак­ти­ке про­дол­жа­ют фи­нан­си­ро­вать­ся как из сис­те­мы ОМС, так и из бюд­же­та.

    Со­глас­но фе­де­раль­ным ре­ко­мен­да­ци­ям, бюд­жет­ные и стра­хо­выесред­ст­ва долж­ны ис­поль­зо­вать­ся для по­кры­тия раз­ных ста­тей рас­хо­дов. Фи­нан­си­ро­ва­ние мед.

    ор­га­ни­за­ций из двух ис­точ­ни­ков по раз­ным стать­ям рас­хо­дов или да­же по пе­ре­се­каю­щим­ся пе­реч­ням ста­тей рас­хо­дов про­из­во­дит­ся на ос­но­ве раз­ных прин­ци­пов.

    В сис­те­ме ОМС при­ме­ня­ют­ся ме­то­ды оп­ла­ты, увя­зы­ваю­щие раз­мер фи­нан­си­ро­ва­ния с объ­ё­ма­ми ока­зы­вае­мой мед. по­мо­щи, а бюд­жет­ное фи­нан­си­ро­ва­ние от­дель­ных ста­тей рас­хо­дов ЛПУ про­из­во­дит­ся по об­ще­му пра­ви­лу – как фи­нан­си­ро­ва­ние со­дер­жа­ния этих уч­ре­ж­де­ний без­от­но­си­тель­но к ре­аль­ным объ­ё­мам и ка­че­ст­ву ока­зы­вае­мой мед. по­мо­щи.

    Со­хра­не­ние и раз­ви­тие сис­те­мы мед. стра­хо­ва­ния пред­по­ла­га­ет: соз­да­ние ус­той­чи­вой фи­нан­со­вой ос­но­вы для ока­за­ния на­се­ле­нию га­ран­ти­ро­ван­ной бес­плат­ной мед. по­мо­щи; со­хра­не­ние стра­хо­вых мед.

    ор­га­ни­за­ций в ка­че­ст­ве стра­хов­щи­ков в сис­те­ме ОМС при зна­чи­тель­ном уси­ле­нии гос.

    тре­бо­ва­ний к их дея­тель­но­сти; пре­дос­тав­ле­ние за­стра­хо­ван­ным пра­ва вы­бо­ра стра­хов­щи­ков; раз­ре­ше­ние ра­бо­таю­щим гра­ж­да­нам вы­хо­дить из сис­те­мы ОМС, за­клю­чать с не­го­су­дар­ст­вен­ны­ми стра­хов­щи­ка­ми до­го­во­ры доб­ро­воль­но­го мед.

    стра­хо­ва­ния рис­ков, страхуе­мых этой сис­те­мой, и ис­поль­зо­вать часть средств со­ци­аль­но­го на­ло­га для оп­ла­ты взно­сов, пре­ду­смат­ри­вае­мых эти­ми до­го­во­ра­ми; уни­фи­ка­цию ме­ха­низ­мов це­но­об­ра­зо­ва­ния и оп­ла­ты мед. по­мо­щи в сис­те­ме ОМС.

    Источник: /bigenc.ru/text/5042370

    Что такое государственное социальное страхование

    Государственное социальное страхование – это специальные мероприятия, которые проводятся в рамках действия различных госпроектов по оказанию социальной поддержки населению в результате потери трудоспособности или при возникновении других неблагоприятных обстоятельств.

    Если в сложной ситуации человек самостоятельно не может справиться с проблемами финансового или социального плана, ему на помощь приходит государство и оказывает дополнительную поддержку. Именно социальное страхование дает гарантии гражданам, что помощь будет точно предоставлена в необходимом объеме. Рассмотрим подробно все важные нюансы системы.

    Что такое соцстрахование?

    Как уже было отмечено, соцстрахование – это система мероприятий, которая позволяет оказывать обязательную соцподдержку населению. Основными инструментами являются пенсионное обеспечение, различные социальные пособия и выплаты, льготы, субсидии, натуральные виды помощи.

    Предоставлением льгот занимаются не только государственные фонды, но и коллективные, профессиональные объединения. Помимо указанных, исполнительные органы могут иметь смешанную форму, к примеру, ведомство по предоставлению соцзащиты населению.

    Бюджеты фондов формируются за счет поступлений от лица трудоспособной части населения, то есть от физических лиц, имеющих официальное трудоустройство или занимающихся предпринимательской деятельностью в пределах РФ. Практически все государства мира осуществляют социальную помощь населению, однако страхование может быть обязательным, а может выполняться на добровольной основе.

    При обязательном страховании гражданин принимается на себя обязательства по регулярной уплате страховых взносов в специальные фонды, а при добровольном выплаты производятся только при желании гражданина. Далее рассмотрим подробнее особенности регулирования деятельности отдельных российских фондов, осуществляющих оказание соцпомощи населению.

    Какие существуют виды соцстрахования?

    Страхование гражданина в социальном плане позволяет получить материальную помощь в случае резкого ухудшения финансового положения человека. Существуют разные варианты рисков, которые могут стать основанием для выплаты страховой суммы. В частности, речь идет о таких видах соцтрахования:

    1. По временной нетрудоспособности при возникновении заболевания. Для этого потребуется оформить больничный лист. Первые три дня по документу оплачивает работодатель, а последующие социальный фонд медстрахования.
    2. Пособия в связи с материнством и детством. Средства выплачиваются матерям при рождении малышей, имеют разовый или регулярный характер. В данную группу входят такие меру поддержки, как материнский капитал.
    3. Выплаты по смерти кормильца или пособия по инвалидности.
    4. Коллективное страхование при занятости на вредном или опасном производстве. В данном случае пенсионное пособие выплачивает фонд соцстрахования. Кроме того, компенсируется стоимость расходов на восстановление здоровья.
    5. Медстрахование – гарантия бесплатного обслуживания в поликлиниках при наличии полиса ОМС.
    6. Пенсионное страхование. Отчисления с зарплаты в дальнейшем позволяют гражданину получать пенсионное пособие и другие льготы.
    7. Иные виды помощи. Здесь речь идет о финансовой и денежной помощи, оказываемой участникам боевых действий и ликвидаторам аварии на ЧАЭС.

    Какие фонды соцстрахования существуют в РФ?

    На территории РФ сегодня работает сразу три основных социальных фонда:

    1. ФСС – Фонд социального страхования.
    2. ФОМС – Фонд обязательного медицинского страхования.
    3. ПФР – Пенсионный фонд России.

    Каждое учреждение работает строго по действующему законодательному регламенту, имеет свою документальную базу и осуществляет деятельность по оказанию соцпомощи населению в различных направлениях. Кратко рассмотрим деятельность каждого фонда.

    ФСС

    Фонд соцстрахования был учрежден порядка 27 лет назад, и основной целью организации стало оказание соцзащиты людям, в следующих направлениях:

    • выплаты по больничным листам;
    • оформление пособий различного назначения;
    • предоставление компенсаций во время профессиональных травм;
    • обеспечение граждан с инвалидностью вспомогательными медприспособлениями;
    • оформление льгот по санаторно-курортному лечению.

    Фонд медстрахования

    Появился немногим позже ФСС и стал центром по обеспечению бесплатного обслуживания в госполиклиниках. В обязанности этой организации входит осуществление контроля за исполнением целевых программ, а также по хранению и перенаправлению денежных средств.

    Пф рф

    Данный орган считается одним из самых значимых на территории РФ, поскольку обеспечивает предоставление пенсионных пособий для пожилых людей.

    Деятельность внебюджетного фонда очень масштабная и направлена на формирования пенсий, осуществления контроля за начислениями пособий и предоставлением различных льгот гражданам, имеющим на это законное право. Отдельным направлением в деятельности фонда считается предоставление средств материнского капитала.

    Заключение

    В РФ сегодня действует сразу несколько социальных фондов, которые обеспечивают социальную поддержку граждан в социальном плане. Каждый фонд имеет свою направленность и сферу деятельности.

    Источник: /grazhdaninu.com/lgotyi/razlichnyie-lgotyi/gosudarstvennoe-sotsialnoe-strahovanie.html

    Медицинское страхование в Российской Федерации (стр. 1 из 8)

    • Оглавление
    • Введение
    • Глава 1. Медицинское страхование РФ

    1.1. Система медицинского страхования

    1.2. Добровольное медицинское страхование

    1.3. Обязательное медицинское страхование

    1.4. Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения.

    Глава 2. Специфика работы ТФОМС

    2.1. Особенности формирования и использования бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования

    2.2. Специфика взаимоотношений территориального фонда обязательного медицинского страхования со страхователями и страховыми медицинскими организациями

    1. Заключение
    2. Список используемой литературы
    3. Приложение
    4. Введение

    В своей деятельности человек повсюду и всегда подвергается различным опасностям, угрожающим ему самому, его близким или его имуществу, опасностям, непредвидимым по источнику своего возникновения и неравномерным по своим последствиям.

    Иначе говоря, человек постоянно подвергается тому или иному риску. Так, например, во время царствования вавилонского царя Хаммурапи (годы правления : 1792-1750 г.г. до н. э.

    ), участники торговых караванов заключали между собой договор, в котором стороны соглашались совместно нести убытки, наступившие у кого-либо из участников каравана в результате ограбления, кражи или пропажи. Это не единственный пример.

    Соглашения о взаимном распределении убытков от кораблекрушения или от других опасностей, подстерегавших мореплавателей, заключали между собой купцы Финикии.

    Как известно, право на охрану здоровья граждан Российской Федерации государством определено Конституцией РФ (статья 39). Это право имеют все граждане нашей страны (работающие и неработающие). При этом граждане всегда были уверены, что, чтобы с их здоровьем не случилось, Государство о здоровье любого гражданина позаботится через систему государственного здравоохранения.

    С 1993 года в нашей стране появилась новая модель здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей.

    Реформа в области здравоохранения является одной из важнейших составляющих проводимых в России преобразований. При этом среди проблем, решение которых позволит повысить уровень здравоохранения, выделяется проблема поиска новых внебюджетных источников возмещения необходимых затрат на охрану здоровья граждан.

    Долгое время единственным источником финансирования здравоохранения в нашей стране был государственный бюджет. Бюджетный метод финансирования ориентирован на возможности бюджета, а не на реальные расходы, складывающиеся в этой сфере.

    МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ#S — форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, имеющее своей целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия (Закон РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»). При платной медицине данный вид страхования является инструментом для покрытия расходов на медицинскую помощь, при бесплатной медицине — это дополнительный источник финансирования медицинских затрат.

    Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

    Обязательное страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования.

    Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе соответствующих государственных программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Оно может быть коллективным и индивидуальным.

    Переход к страховой медицине обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении. Медицинское страхование позволяет человеку сопоставить необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья.

    Соизмерить потребности в медицинской помощи и возможность ее получения необходимо независимо от того, кем производятся затраты: предприятием, профсоюзом или обществом в целом. Тема медицинского страхования звучит злободневно, где говорят о серьезных просчетах и недостатках.в этой области. Поэтому тема данного исследования актуальна, т. к.

    в этой работе попытаемся охарактеризовать особенности медицинского страхования в РФ.Это и будет цель нашей работы.

    • В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
    • — выявить систему медицинского страхования в России;
    • — дать определение моделям медицинского страхования;
    • — выявить специфику формирования фондов и их расходования.
    • Объект исследования: медицинское страхование и его составляющие.
    • Предмет исследования: система медицинского страхования РФ.

    Работа состоит из введения . двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

    Глава 1. Медицинское страхование РФ

    1.1. Система медицинского страхования

    Медицинское страхование представляет собой систему общественного здравоохранения, экономическую ос­нову которой составляет финансирование из специ­альных страховых фондов. Величину страхового фонда и его не­обходимый резерв рассчитывают на основе вероятности наступ­ления так называемого рискового случая заболевания.

    Величина разового страхового взноса зависит от состояния здоровья чело­века, принимаемого на страхование, его возраста, определяющих вероятность наступления заболевания в тот или иной период жизни пациента.

    При этом также учитывают динамику и сте­пень влияния неблагоприятных факторов окружающей среды (производственные и бытовые условия, экологическая обстанов­ка и т.д.)[14,169].

    При медицинском страховании организационно закрепляет­ся статус территориального аккумулирования средств и ресурсов в страховых фондах, определяются условия и порядок финанси­рования лечебно-профилактической помощи.

    Система медицин­ского страхования предусматривает административно-хозяйст­венную самостоятельность лечебно-профилактических учрежде­ний, бездефицитность их финансирования и обеспечение соци­альных гарантий при оказании медицинских услуг социально незащищенным слоям населения.

    В качестве основного звена финансирования здравоохранения выступают территориальные фонды медицинского страхования. Эти фонды действуют как

    экономически самостоятельные некоммерческие структуры, вступающие в правовые и финансовые отношения либо с граж­данами (физические лица), либо с предприятиями, учреждения­ми и организациями (юридические лица, страхователи), меди­цинскими страховыми компаниями (страховщики), а также объ­ектами здравоохранения (лечебно-профилактические учрежде­ния). Территориальные фонды медицинского страхования кон­тролируют объем и качество предоставляемой медицинской по­мощи населению[14,170].

    Все хозяйствующие субъекты, находящиеся на данной терри­тории, непосредственно участвуют в формировании ресурсной базы территориального фонда медицинского страхования.

    Мест­ные органы власти выступают в качестве страхователей для не­работающей части населения, проживающего на этой террито­рии.

    Финансирование медицинской помощи для неработающего населения осуществляется за счет средств местного бюджета.

    Под страховым случаем в медицинском страховании пони­мают не столько появление заболевания, сколько сам факт ока­зания медицинской помощи по поводу заболевания.

    Страховое возмещение здесь приобретает форму оплаты оказанной меди­цинской помощи населению, состоящей из набора конкретных медицинских услуг (диагностика, лечение, профилактика).

    Ме­дицинское страхование проводится за счет отчисления от при­были предприятий или личных средств населения путем заклю­чения соответствующих договоров. Договор о медицинском страховании представляет собой соглашение между страховате­лем и страховой медицинской организацией.

    Последняя обязу­ется организовать и финансировать предоставление застрахован­ному контингенту медицинскую помощь определенного вида и качества (или иных услуг в соответствии с программами обяза­тельного или добровольного медицинского страхования).

    В РФ обязательное медицинское страхование носит всеоб­щий характер, где гарантируется гражданам необходимый объем, качество и условия оказания лечебно-профилактической помо­щи.

    Добровольное медицинское страхование дополняет обязательную форму.

    Через добровольное медицинское страхование обеспечиваются дополнительные (сверх установленных) клинико-диагностические обследования и лечебные мероприятия.

    Страхователями при обязательном медицинском страховании выступают органы государственного управления (для неработающего населения), предприятия, учреждения и организации (для работающих), а также лица, занятые предпринимательской деятельностью, и лица свободных профессий.

    При добровольном медицинском страховании в качестве страхователей выступают граждане, обладающие гражданской дееспособностью. Каждый застрахованный гражданин получает полис. Страховые медицинские организации выступают в качестве юридического лица, осуществляющего меди­цинское страхование согласно имеющейся у них лицензии.

    Уч­редителями страховых медицинских организаций не могут быть органы управления здравоохранения и отдельные лечебно-профилактические учреждения. Страховая медицинская органи­зация контролирует объем, сроки и качество предоставляемой медицинской помощи в соответствии с условием договора.

    Тем самым страховая медицинская организация защищает интересы застрахованных.

    Взаимоотношения между страхователем и страховой медицин­ской организацией реализуются через страховые взносы. По обя­зательному медицинскому страхованию они устанавливаются как ставки платежей в размерах, покрывающих затраты на выполне­ние программ медицинского страхования и обеспечивающих рен­табельную деятельность страховой медицинской организации.

    Страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения вносят соответствующие органы управ­ления. Добровольное страхование происходит за счет прибыли, доходов предприятий или личных средств граждан. Условия доб­ровольного медицинского страхования подробно оговариваются в заключаемом договоре.

    При этом размеры добровольных страхо­вых взносов устанавливаются по соглашению сторон[14,180].

    Источник: /mirznanii.com/a/1088/meditsinskoe-strakhovanie-v-rossiyskoy-federatsii

    Ссылка на основную публикацию