Главная » Страхование жизни и здоровья » ОМС
- В любом цивилизованном государстве здравоохранение является важнейшей отраслью, отвечающей за главный человеческий ресурс страны, – жизнь и здоровье граждан.
- Грамотное функционирование механизмов здравоохранения служит основным показателем благонадёжности всей государственной системы.
- Обязательное медицинское страхование, являясь основной составляющей социального страхования, предоставляет всем гражданам РФ одинаковые возможности в получении необходимой медицинской помощи из фонда ОМС на условиях и в объёме, которые прописаны в государственных программах.
Цели и задачи
Обязательное медицинское страхование – это система защиты и охраны здоровья граждан, гарантированная государством.
Главной целью ОМС является обеспечение населения необходимой медицинской помощью и лекарствами за счёт финансовых средств, накопленных в территориальных и федеральных фондах ОМС. Эти средства формируются из страховых взносов, поступающих от работодателей в виде процентных отчислений от единого государственного социального налога (3,6 %).
Основная задача ОМС – гарантировать всем гражданам любого пола и возраста бесплатную медицинскую поддержку по восстановлению здоровья.
На каких принципах строится система
В основе системы заложены два принципиально важных аспекта:
- «Здоровый платит за больного». Страховые взносы распространяются на всех граждан, однако перечисленные ими ресурсы используются только при обращении за медицинской помощью.
-
«Богатый платит за бедного».
Абсолютно все застрахованные граждане имеют одинаковые права на получение качественной медпомощи в одинаковом объёме, однако исчисления в страховой фонд зависят от объёма личных доходов.
Кто обеспечивается правом на получение полиса
Полис ОМС могут иметь следующие категории граждан:
- абсолютно все граждане РФ;
- иностранные граждане, которые временно или постоянно проживают на территории России;
- лица без гражданства (кроме специалистов высокой квалификации и членов их семей);
- лица, обладающие правом на медицинскую помощь согласно закону «О беженцах».
Это важно
- Условия и объёмы обязательного медицинского страхования распространяются как на работающих, так и на нетрудоустроенных граждан РФ в равной степени.
- Временно и постоянно проживающие в РФ иностранные граждане вправе рассчитывать на получение качественной медицинской помощи по предъявлении полиса обязательно медицинского страхования или карточки медстрахования.
- Иностранным гражданам, лицам без гражданства, имеющим удостоверение беженца, оказывается амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь по месту фактического проживания.
Читайте об особенностях медицинского страхования детей от несчастных случаев.
О том как происходит замена полиса медицинского страхования и когда его нужно менять узнайте ЗДЕСЬ.
Суть территориальной программы обязательного медицинского страхования
Законодательство определяет право застрахованных по ОМС лиц на получение качественной медпомощи на всей территории РФ в объёме базовой программы ОМС, а на территории субъектов федерации, где был выдан полис ОМС, – в объёме территориальной программы ОМС, которая разрабатывается в регионах на основе базовой программы и является основным документом.
Согласно территориальной программе определяется объём оказания бесплатных медицинских услуг застрахованным лицам за счёт средств фонда ОМС.
Территориальная программа не должна быть меньше, чем базовая программа ОМС и может содержать дополнительные виды услуг, финансируемые из регионального фонда.
Таким образом, участник этой программы получает расширенный перечень медицинских услуг.
Территориальная программа включает следующие виды оказания медицинских услуг:
- экстренную медицинскую помощь;
- амбулаторно-поликлиническую помощь, частью которой являются диагностирование и лечение заболеваний на дому, в поликлинике и дневном стационаре (без обеспечения лекарственными препаратами);
- стационарную помощь при выявлении:
- острых заболеваний;
- обострения хронических болезней;
- острых отравлений, тяжёлых травм, которые требуют интенсивной терапии и постоянного медицинского наблюдения;
- необходимости изоляции по эпидемиологическим причинам;
- патологий беременности, родов и аборта;
- необходимости проведения планового лечения, обследования или реабилитации под круглосуточным наблюдением медперсонала в стационарах и палатах дневного пребывания.
Какие виды медицинских услуг не входят в территориальную программу
- В территориальную программу ОМС не включены медицинские заболевания, имеющие социальную значимость (к примеру, ВИЧ или туберкулёз).
- Лечение этих заболеваний производится за счёт городского и федерального фондов.
- Из этих же средств оплачивается скорая медицинская помощь, а также медицинские услуги, утверждённые Комитетом по здравоохранению.
В частности:
- сложные хирургические вмешательства на открытом сердце;
- гемодиализ;
- химиотерапия для онкобольных;
- различные виды трансплантации;
- реанимация новорожденных детей;
- лучевая терапия.
К этому списку добавляется также проведение профилактических медицинских мероприятий, льготное обеспечение лекарствами отдельных категорий больных, зубное, глазное и ушное протезирование и некоторые виды дорогостоящих услуг.
- Узнайте какие услуги вы можете получить в рамках бесплатной стоматологии по полису ОМС.
- Всё о медицинской спортивной страховке и страховках для соревнований ТУТ.
- Срок действия полисов старого и нового образцов: //zhizn/oms/srok-dejjstviya-polisov.html
Платные услуги
Дополнительные услуги, выходящие за рамки государственных программ ОМС, осуществляются на коммерческой основе, то есть за счёт личных средств, и также утверждены Комитетом по здравоохранению. Список этих услуг должен быть обязательно вывешен в каждом медучреждении.
В перечень коммерческих услуг входят:
- дополнительные консультации специалистов, медэкспертизы и освидетельствования, проводящиеся по личной инициативе граждан;
- дополнительные обследования, манипуляции, консультации на дому;
- наблюдения стационарными врачами за больными на дому после выписки из больницы;
- прививки, выходящие за рамки госпрограмм;
- лечение в санаториях (кроме специализированных);
- косметологические и гомеопатические услуги;
- стоматологическое протезирование;
- дополнительный сервис в больнице (индивидуальный уход и палаты, сиделки и т.д.)
Участники программы
Участниками программы ОМС являются:
- Застрахованные лица:
- для нетрудоустроенных граждан в качестве страхователя выступает государство в лице органов местной исполнительной власти;
- для граждан, официально трудоустроенных, страхователем является работодатель (предприятия и организации).
- фонды государственного и территориального уровня, осуществляющие госполитику в области ОМС;
- страховые медицинские компании, а также медучреждения, получившие государственную лицензию на право деятельности в области медицинского страхования и оказание медицинских услуг, включённых в программу ОМС.
Финансирование программы ОМС осуществляется из госфондов, за счёт средств предприятий и организаций, а также из территориальных бюджетов, благотворительных фондов и пожертвований активных граждан.
В завершение хочется ещё раз подчеркнуть высокую значимость системы обязательного медицинского страхования. Именно эта область государственной политики показывает уровень жизни страны и её граждан.
Видеосюжет об объеме оказания услуг по полису
Источник: /StrahovkuNado.ru/zhizn/obyazatelnoe-medstrahovanie.html
Государственно-частное партнерство в здравоохранении (Таппасханова Е.О., Мустафаева З.А., 2012)
Читать текст | Скачать PDF | Загрузок: 394
В статье рассматривается государственно-частное партнерство в сфере здравоохранения как один из инструментов реформирования отрасли, чтобы сделать медицинскую помощь более доступной для всех слоев населения, улучшить ее качество, а также повысить эффективность использования ресурсов здравоохранения.
Сегодня российское здравоохранение характеризуется снижением качества и доступности медицинской помощи населению, неблагоприятной медико-демографической ситуацией, недостаточным финансированием, низкой эффективностью использования ресурсов, несбалансированностью структуры медицинской помощи, низкой исполняемостью программы государственных гарантий оказания медицинской помощи и другими недостатками. Системное реформирование здравоохранения, направленное на преодоление имеющихся проблем, наряду с финансово-экономической реформой и развитием медицинской практики, основанной на принципах доказательной медицины и результатах клинико-экономического анализа, направлено на повышение качества управления отраслью на основе научно-обоснованных технологий современного менеджмента отрасли. Согласно директивным направлениям, развитие здравоохранения в последнее время последовательно осуществлялось по пути введения дополнительных источников финансирования в виде систем социального страхования, привлечения средств потребителей медицинских услуг, государственной поддержки социально-незащищенной части населения и т.п. Растущая популярность частного сектора здравоохранения Но все это не способствовало преодолению таких факторов, как низкая экономическая эффективность бюджетной сферы здравоохранения, ограниченность общественных ресурсов и т.д., что предполагает поиск путей привлечения в отрасль частных инвестиций, возможных форм взаимоотношений бюджетных медицинских учреждений и частных организаций, а также использование опыта работы коммерческих структур для улучшения деятельности бюджетных организаций. Чем больше развивается негосударственный сектор здравоохранения и увеличивается объем инвестиций в частное здравоохранение, тем более актуальной становится проблема взаимодействия государства и частных медицинских организаций. Проблема эта сложна и многогранна, попробуем обозначить значимые моменты. Несомненно, положительными моментами платной медицины являются: рост занятости населения, налоговое пополнение бюджетов, привлечение в отрасль дополнительных финансовых ресурсов, экономия средств общественного здравоохранения, вследствие того, что высокодоходные группы населения пользуются платными услугами, а также появление возможности для работников некоммерческих учреждений здравоохранения получать дополнительный заработок за счет оказания платных услуг или работы по совместительству в коммерческих медицинских структурах (что в условиях низкой заработной платы медработников − социально значимо). Нужно отметить, что, к сожалению, в России мощности частных медицинских учреждений не учитываются в государственной статистике, только 0,6% от общего количества частных клиник вовлечены в процесс оказания государственных медицинских услуг. Но даже при такой низкой степени вовлеченности в государственное здравоохранение, доля горожан (с невысокими доходами), пользующихся услугами частных клиник, достигает 40%. А с увеличением уровня доходов населения число потребителей услуг частной медицины будет расти. Известно, что растет количество лицензируемых медицинских организаций в частном секторе, и падает − в государственном, что ведет к увеличению затрат на частную систему здравоохранения [1]. Все это свидетельствует о том, что государству необходимо оказывать поддержку частному сектору здравоохранения, тем более, что такая поддержка предусмотрена Конституцией Российской Федерации. Государственно-частное партнерство в области здравоохранения Как уже отмечалось, проблема взаимодействия государства и частного здравоохранения многогранна, и одной из граней ее выступает государственно-частное партнерство. В самом широком смысле государственно-частное партнерство представляет собой «совокупность форм долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых проблем, на взаимовыгодных условиях» [1]. В случае со здравоохранением такое партнерство создает возможности повышать уровень здоровья, сохранять социальную стабильность в обществе, повышать качество медобслуживания до уровня мировых стандартов, оптимизировать государственные расходы и минимизировать структурные диспропорции, тем самым выступая действенным инструментом при реформировании здравоохранения. Основными формами государственно-частного партнерства в российском здравоохранении на данном этапе являются следующие: − создание новых частных медицинских центров при содействии государства; − передача инвестору территориально выгодно расположенных зданий медицинских учреждений с условием строительства новых зданий для этих медицинских учреждений в других местах; − реконструкция зданий для перемещения в них медицинских учреждений из других зданий, привлекательных для частных инвесторов; − реорганизация государственных медицинских учреждений в акционерные общества с государственным капиталом и возможным последующим созданием совместного государственно-частного предприятия с участием частного инвестора [5]. Кроме того, бизнес может создавать системы банков крови, центры диализа, службы скорой медицинской помощи вблизи дорог для оказания экстренней специализированной помощи при дорожном травматизме и многое другое. Взаимодействие государства и частного бизнеса в здравоохранении может проявляться в непосредственном участии частных медицинских организаций в оказании бесплатной для населения медицинской помощи, например, подключение частных медицинских организаций к реализации территориальной программы ОМС; оказание бесплатной для населения помощи в рамках государственного заказа. Частные клиники и система обязательного медицинского страхования Наиболее приемлемой формой участия частных клиник в бесплатном обслуживании населения является их интеграция в систему ОМС, тем более, что поэтапное реформирование системы ОМС и здравоохранения предусматривает возможность вхождения частных медицинских организаций в систему обязательного медицинского страхования начиная с 2012 года. Для вхождения в систему ОМС частные структуры должны подать уведомление о своем желании в территориальный фонд обязательного медицинского страхования [2]. Но, несмотря на это, пока частная медицина слабо интегрируется в ОМС. Это объясняется рядом причин: – коммерческие медицинские организации, как правило, рассматривают работу в системе ОМС как неэффективную составляющую своей деятельности, и связано это с тем, что за счет средств обязательного медицинского страхования обычно возмещаются только основные статьи расходов (сюда не входят затраты по содержанию зданий, приобретению и обслуживанию оборудования т. п.); – негосударственные клиники предпочитают наличные деньги; – некоторые руководители частных организаций открыто заявляют, что не хотели бы смешивать состоятельных пациентов и пациентов, которые привыкли получать бесплатную помощь; – работники негосударственных медицинских организаций считают расценки ОМС на дорогостоящие исследования заниженными на 20−30% от рыночной стоимости. Необходимо учитывать эти проблемы при стимулировании участия частного бизнеса в системе обязательного медицинского страхования. Еще одной формой участия частных клиник в оказании бесплатной медицинской помощи населению может выступать государственный заказ. Практика показывает, что государственные и муниципальные учреждения получают бюджетные средства напрямую по смете (вне конкурса), а при проведении конкурсного распределения имеют преимущества по предлагаемым ценам, поскольку не включают в свои расходы несколько статей. Для эффективной реализации государственного заказа необходимо учитывать все существующие недоработки и устранять их путем уравнивания условий при конкурсном распределении средств, а именно, включением некоторых (ранее не учитываемых статей расходов, таких как амортизация, коммунальные и др.) в калькуляцию. Практика взаимодействия частных и бюджетных медицинских организаций В рамках государственно-частного партнерства внимания заслуживает практика взаимодействия частных медицинских организаций с бюджетными медицинскими учреждениями. Некоторые авторы классифицировали эти взаимоотношения и выделили несколько вариантов: 1) содействие бюджетным учреждениям в организации ими медицинской помощи, как платной, так и бесплатной; 2) использование временно свободных мощностей бюджетных учреждений; 3) привлечение в государственные организации дополнительных материальных ресурсов; 4) привлечение в государственное учреждение дополнительных трудовых ресурсов; 5) выравнивание возможностей и условий предоставления платных услуг (замена платных услуг, оказываемых бюджетными лечебно-профилактическими учреждениями на оказание услуг частными организациями на базе этого же учреждения) [5]. В рамках каждого варианта можно обозначить наиболее целесообразные схемы взаимодействия; в самом общем виде они могут быть сведены к следующему: а) помощь в оказании определенных видов медицинской помощи бюджетным организациям в случае, когда у них отсутствует оборудование, необходимые кадры и т. п.; 6) привлечение в государственные лечебные учреждения дополнительных коммерческих пациентов; в) продажа отдельных видов медицинских услуг частным клиникам; г) оказание коммерческими организациями пациентам бюджетных ЛПУ дополнительных услуг; д) оказание бюджетным учреждениям информационных, справочных, аналитических прочих услуг. Заключение Таким образом, потенциал государственно-частного партнерства в здравоохранении значителен: взаимодействие экономически заинтересованных партнеров, дополнительные источники инвестиций, расширение инновационных возможностей и многое другое.
Издание научных монографий от 15 т.р.!
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
1. Колесников С. Государственно-частное партнерство в здравоохранении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /stel-vl.nichost.ru. 2. Чанчиков В. Пирамида Семашко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: /gnkk.ru. 3. Черепов В. О системном подходе к стратегии реформирования здравоохранения. −rosmedstrah.ru. 4. Шейман И. Возможные стратегии реформирования системы государственных обязательств в здравоохранении // Экономика здравоохранения. – 2000. − № 5.6/45. 5. Щербук Ю., Кадыров Ф., Хайруллина И. Проблемы взаимодействия государственного и частного здравоохранения // Менеджер здравоохранения. – 2008. − № 2.
- О журнале
- Содержание этого выпуска
- Опубликовать статью
Источник: /creativeconomy.ru/lib/7601
Экономика здравоохранения и медицинское страхование
Авторы: С. В. Шишкин
По форме собственности отрасль включает гос. и частную системы.
Гос. система разделена на федеральную, региональную и муниципальную отрасль. К федеральной системе здравоохранения относятся учреждения, подчинённые Мин-ву здравоохранения РФ, РАМН и др. федеральным министерствам и ведомствам (в 2002 им принадлежало 15% всех амбулаторных учреждений и 6% мед.
стационаров; в них занято 10% мед. работников). Федеральные учреждения Мин-ва здравоохранения и социального развития РФ и РАМН предназначены для оказания населению высокоспециализированной мед. помощи.
Большинство лечебно-профилактических учреждений находится в собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности. Частная система здравоохранения развивается с 1990-х гг. Приватизация гос. и муниципальных учреждений здравоохранения запрещена законом.
Доля негосударственных амбулаторно-поликлинических учреждений составляет менее 10% их общего числа, стационарных – менее 1%.
Конституция РФ устанавливает право граждан на бесплатное получение мед. помощи в государственных учреждениях здравоохранения.
С 1998 Правительство РФ ежегодно утверждает Программу государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. В ней сохранён перечень видов мед.
помощи, сложившийся в советское время, но установлены показатели объёмов финансово обеспеченной государством мед. помощи в расчёте на 1000 населения (см. табл. 1).
Программа ориентирует на сокращение больничных мест, использование которых имеет низкую затратную эффективность, предполагает лечение частично проводить в дневных стационарах больниц и поликлиник.
В России действует смешанная бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения. Источники гос.
финансирования отрасли – ассигнования из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также платежи по обязательному мед.
страхованию работающего населения, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством работодателями и лицами, самостоятельно обеспечивающими себя работой (см. табл. 2).
Осн. расходы (67% в 2002) на здравоохранение осуществляются из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Доля федерального бюджета – 9%, взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения – 24%.
В 1990-е гг. резко ухудшилась доступность мед. помощи для широких слоёв населения. Объём гос. финансирования здравоохранения уменьшился в реальном выражении, составив в 2002 3,2% ВВП.
Расходы населения на здравоохранение складываются из оплаты лекарств, приобретаемых в розничной сети, затрат на мед. услуги, легально предоставляемые мед. организациями на платной основе, взносов по добровольному мед. страхованию и неформальных платежей за мед.
помощь, которая должна предоставляться бесплатно. Соотношение расходов государства и легальной оплаты населением лекарств и мед. услуг в 1995 составляло 83 к 17, а в 2001 – 67 к 33 (см. табл. 3). Доля платных мед.
услуг в общем объёме платных услуг населению за 1993–2001 увеличилась с 1,7 до 4,6%.
Современное рос. здравоохранение характеризуется: несбалансированностью гос. гарантий предоставления гражданам бесплатной мед.
помощи и их финансового обеспечения; незавершённостью введения страховой системы финансирования здравоохранения; эклектичностью сочетания элементов старой и новой систем финансирования; неэффективным использованием ресурсов системы здравоохранения.
Перспективы развития этой системы связаны с повышением её эффективности за счёт реструктуризации существующей сети мед. организаций, частичного замещения стационарного лечения мед.
помощью, оказываемой амбулаторно на основе новых технологий, развития обязательного и добровольного мед. страхования и расширением за счёт этого доступности качественной мед.
помощи для населения.
Мед. страхование представляет собой систему институтов (организаций и правил), обеспечивающих возмещение затрат на оказание необходимой мед. помощи застрахованным лицам в случае их заболевания.
Люди вносят средства в общий страховой фонд, из которого в случае заболевания оплачивается лечение. Страховой фонд позволяет распределить риски бо́льших расходов на большее число людей.
В результате затраты на приобретение страхового полиса для заболевших оказываются ниже прямой оплаты необходимых мед. услуг. Принцип мед. страхования – «здоровый платит за больного».
Добровольное медицинское страхование осуществляется по волеизъявлению самих граждан, либо третьих лиц, заключающих договоры мед. страхования в их пользу. Полисы добровольного мед.
страхования дают возможность их владельцам получать в случае заболевания мед. помощь, за которую они либо уже ничего не платят, либо делают небольшие доплаты при получении мед. помощи.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) осуществляется по решению государства. Устанавливается круг лиц, подлежащих страхованию, их страхователей, регулируются размеры страховых взносов и определяется деятельность страховщиков. В ОМС, в отличие от добровольного мед.
страхования, размеры взносов не связаны напрямую с оценкой индивидуального риска заболеваемости и объёмом получаемой мед. помощи.
Размеры страховых взносов увязываются с величиной прогнозируемых расходов в общегосударственном масштабе – в расчёте на все категории застрахованного населения.
Преимущества ОМС по сравнению с системой бюджетного финансирования здравоохранения: чётко закреплённые источники финансирования и соответственно меньшая зависимость от преходящих политических приоритетов; более точная увязка гарантий мед.
обслуживания застрахованных с размерами финансовых поступлений; чёткое институциональное разделение функций и ответственности между субъектами финансирования мед. услуг и их производителями.
ОМС характеризуется, как правило, более высокими, чем бюджетное финансирование, административными издержками.
Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (июнь 1991) положил начало развитию добровольного мед. страхования и инициировал подготовку к введению системы обязательного мед. страхования, которое началось с 1993.
Все граждане РФ застрахованы в системе ОМС. Страхователями работающих граждан выступают их работодатели, а неработающих – органы гос. власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. В 1993 были установлены обязательные взносы работодателей на мед.
страхование своих работников в размере 3,6% фонда оплаты труда. С 2001 взносы на ОМС – часть социального налога, взимаемого по регрессивной шкале.
Размеры взносов на страхование неработающего населения законодательно не определены и устанавливаются при формировании бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Перечень видов и объёмы мед. помощи определяются Правительством РФ в базовой программе ОМС, которая с 1998 утверждается в составе Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной мед. помощью. На основе базовой программы ОМС каждый субъект РФ утверждает территориальную программу ОМС.
Российская система ОМС предусматривает, что в роли страховщиков выступают конкурирующие страховые мед. организации.
Страховщики заключают договоры с работодателями на страхование работающих граждан и договоры с органами власти – на страхование неработающего населения, выбирают мед.
организации и оплачивают услуги, предоставляемые застрахованным (см. рис. 1).
Средства ОМС в каждом субъекте РФ аккумулируются в территориальном фонде. Федеральный фонд ОМС следит за выравниванием финансовых условий деятельности территориальных фондов. Он финансирует страховые мед.
организации по подушевым нормативам в соответствии с договорами, заключёнными страховщиками со страхователями; выравнивает финансовые условия деятельности страховщиков и контролирует их деятельность.
При расчёте нормативов территориальный фонд должен обеспечивать учёт различий в необходимых подушевых затратах на оказание мед.
помощи у разных страховщиков, обусловленных различиями в половозрастной структуре и заболеваемости застрахованных у них лиц.
Вместе с тем филиалам территориальных фондов с 1994 разрешено выполнять функции страховщиков в системе ОМС. Т. о., особенность рос. системы ОМС – наличие двух типов страховщиков: страховых мед. организаций (как правило, это негосударственные коммерческие организации) и филиалов территориальных фондов ОМС.
До 1997 число страховщиков в системе ОМС постоянно росло (см. табл. 4), затем под влиянием экономических условий и административных решений стало сокращаться. В 38 субъектах РФ в качестве страховщиков действуют только страховые мед. организации, в 29 – только территориальные фонды ОМС и их филиалы, в 22 – те и другие.
Тарифы взносов на ОМС работающего населения были установлены в 1993 без увязки с потребностями в ресурсном обеспечении мед. помощи, которая должна предоставляться застрахованным.
Внедрение системы ОМС началось в 1993– 1994, но последовательность и темпы замещения бюджетной системы финансирования на страховую не были законодательно определены, слабо контролировались органами федеральной власти и оказались в полной зависимости от региональных властей. В итоге система ОМС была введена не полностью.
Региональные и местные органы власти перечисляют взносы на ОМС неработающего населения в недостаточных объёмах. В 2002 в системе ОМС аккумулировалось 38% средств, направляемых государством на здравоохранение, тогда как эта доля должна составлять ок. 2/3.
Органы управления здравоохранением и местные органы власти продолжают финансировать деятельность мед. учреждений наряду с фондами ОМС.
Сложилась эклектичная бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения, реализованная во множестве региональных моделей сочетания элементов старой, бюджетной системы финансирования и элементов новой, страховой системы (см. рис. 2).
Введение системы ОМС, даже незавершённое, оказало позитивное стабилизирующее влияние на финансирование отрасли в кризисный период (см. табл. 5).
Ожидаемые позитивные эффекты от деятельности новых субъектов в системе здравоохранения связывались также с более рациональным использованием ресурсов.
Однако сформированная нормативно-правовая база не стимулирует конкуренцию между страховщиками и не ориентирует их на рост эффективности использования страховых средств и ресурсного потенциала системы здравоохранения.
Центральной проблемой организации финансирования лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) стала двойственность источников и методов их финансирования за предоставление населению мед. помощи, предусмотренной базовой программой ОМС.
Такие виды помощи должны были оплачиваться только за счёт средств ОМС, но на практике продолжают финансироваться как из системы ОМС, так и из бюджета.
Согласно федеральным рекомендациям, бюджетные и страховыесредства должны использоваться для покрытия разных статей расходов. Финансирование мед.
организаций из двух источников по разным статьям расходов или даже по пересекающимся перечням статей расходов производится на основе разных принципов.
В системе ОМС применяются методы оплаты, увязывающие размер финансирования с объёмами оказываемой мед. помощи, а бюджетное финансирование отдельных статей расходов ЛПУ производится по общему правилу – как финансирование содержания этих учреждений безотносительно к реальным объёмам и качеству оказываемой мед. помощи.
Сохранение и развитие системы мед. страхования предполагает: создание устойчивой финансовой основы для оказания населению гарантированной бесплатной мед. помощи; сохранение страховых мед.
организаций в качестве страховщиков в системе ОМС при значительном усилении гос.
требований к их деятельности; предоставление застрахованным права выбора страховщиков; разрешение работающим гражданам выходить из системы ОМС, заключать с негосударственными страховщиками договоры добровольного мед.
страхования рисков, страхуемых этой системой, и использовать часть средств социального налога для оплаты взносов, предусматриваемых этими договорами; унификацию механизмов ценообразования и оплаты мед. помощи в системе ОМС.
Источник: /bigenc.ru/text/5042370
Что такое государственное социальное страхование
Государственное социальное страхование – это специальные мероприятия, которые проводятся в рамках действия различных госпроектов по оказанию социальной поддержки населению в результате потери трудоспособности или при возникновении других неблагоприятных обстоятельств.
Если в сложной ситуации человек самостоятельно не может справиться с проблемами финансового или социального плана, ему на помощь приходит государство и оказывает дополнительную поддержку. Именно социальное страхование дает гарантии гражданам, что помощь будет точно предоставлена в необходимом объеме. Рассмотрим подробно все важные нюансы системы.
Что такое соцстрахование?
Как уже было отмечено, соцстрахование – это система мероприятий, которая позволяет оказывать обязательную соцподдержку населению. Основными инструментами являются пенсионное обеспечение, различные социальные пособия и выплаты, льготы, субсидии, натуральные виды помощи.
Предоставлением льгот занимаются не только государственные фонды, но и коллективные, профессиональные объединения. Помимо указанных, исполнительные органы могут иметь смешанную форму, к примеру, ведомство по предоставлению соцзащиты населению.
Бюджеты фондов формируются за счет поступлений от лица трудоспособной части населения, то есть от физических лиц, имеющих официальное трудоустройство или занимающихся предпринимательской деятельностью в пределах РФ. Практически все государства мира осуществляют социальную помощь населению, однако страхование может быть обязательным, а может выполняться на добровольной основе.
При обязательном страховании гражданин принимается на себя обязательства по регулярной уплате страховых взносов в специальные фонды, а при добровольном выплаты производятся только при желании гражданина. Далее рассмотрим подробнее особенности регулирования деятельности отдельных российских фондов, осуществляющих оказание соцпомощи населению.
Какие существуют виды соцстрахования?
Страхование гражданина в социальном плане позволяет получить материальную помощь в случае резкого ухудшения финансового положения человека. Существуют разные варианты рисков, которые могут стать основанием для выплаты страховой суммы. В частности, речь идет о таких видах соцтрахования:
- По временной нетрудоспособности при возникновении заболевания. Для этого потребуется оформить больничный лист. Первые три дня по документу оплачивает работодатель, а последующие социальный фонд медстрахования.
- Пособия в связи с материнством и детством. Средства выплачиваются матерям при рождении малышей, имеют разовый или регулярный характер. В данную группу входят такие меру поддержки, как материнский капитал.
- Выплаты по смерти кормильца или пособия по инвалидности.
- Коллективное страхование при занятости на вредном или опасном производстве. В данном случае пенсионное пособие выплачивает фонд соцстрахования. Кроме того, компенсируется стоимость расходов на восстановление здоровья.
- Медстрахование – гарантия бесплатного обслуживания в поликлиниках при наличии полиса ОМС.
- Пенсионное страхование. Отчисления с зарплаты в дальнейшем позволяют гражданину получать пенсионное пособие и другие льготы.
- Иные виды помощи. Здесь речь идет о финансовой и денежной помощи, оказываемой участникам боевых действий и ликвидаторам аварии на ЧАЭС.
Какие фонды соцстрахования существуют в РФ?
На территории РФ сегодня работает сразу три основных социальных фонда:
- ФСС – Фонд социального страхования.
- ФОМС – Фонд обязательного медицинского страхования.
- ПФР – Пенсионный фонд России.
Каждое учреждение работает строго по действующему законодательному регламенту, имеет свою документальную базу и осуществляет деятельность по оказанию соцпомощи населению в различных направлениях. Кратко рассмотрим деятельность каждого фонда.
ФСС
Фонд соцстрахования был учрежден порядка 27 лет назад, и основной целью организации стало оказание соцзащиты людям, в следующих направлениях:
- выплаты по больничным листам;
- оформление пособий различного назначения;
- предоставление компенсаций во время профессиональных травм;
- обеспечение граждан с инвалидностью вспомогательными медприспособлениями;
- оформление льгот по санаторно-курортному лечению.
Фонд медстрахования
Появился немногим позже ФСС и стал центром по обеспечению бесплатного обслуживания в госполиклиниках. В обязанности этой организации входит осуществление контроля за исполнением целевых программ, а также по хранению и перенаправлению денежных средств.
Пф рф
Данный орган считается одним из самых значимых на территории РФ, поскольку обеспечивает предоставление пенсионных пособий для пожилых людей.
Деятельность внебюджетного фонда очень масштабная и направлена на формирования пенсий, осуществления контроля за начислениями пособий и предоставлением различных льгот гражданам, имеющим на это законное право. Отдельным направлением в деятельности фонда считается предоставление средств материнского капитала.
Заключение
В РФ сегодня действует сразу несколько социальных фондов, которые обеспечивают социальную поддержку граждан в социальном плане. Каждый фонд имеет свою направленность и сферу деятельности.
Источник: /grazhdaninu.com/lgotyi/razlichnyie-lgotyi/gosudarstvennoe-sotsialnoe-strahovanie.html
Медицинское страхование в Российской Федерации (стр. 1 из 8)
- Оглавление
- Введение
- Глава 1. Медицинское страхование РФ
1.1. Система медицинского страхования
1.2. Добровольное медицинское страхование
1.3. Обязательное медицинское страхование
1.4. Финансовые средства государственной, муниципальной систем здравоохранения.
Глава 2. Специфика работы ТФОМС
2.1. Особенности формирования и использования бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования
2.2. Специфика взаимоотношений территориального фонда обязательного медицинского страхования со страхователями и страховыми медицинскими организациями
- Заключение
- Список используемой литературы
- Приложение
- Введение
В своей деятельности человек повсюду и всегда подвергается различным опасностям, угрожающим ему самому, его близким или его имуществу, опасностям, непредвидимым по источнику своего возникновения и неравномерным по своим последствиям.
Иначе говоря, человек постоянно подвергается тому или иному риску. Так, например, во время царствования вавилонского царя Хаммурапи (годы правления : 1792-1750 г.г. до н. э.
), участники торговых караванов заключали между собой договор, в котором стороны соглашались совместно нести убытки, наступившие у кого-либо из участников каравана в результате ограбления, кражи или пропажи. Это не единственный пример.
Соглашения о взаимном распределении убытков от кораблекрушения или от других опасностей, подстерегавших мореплавателей, заключали между собой купцы Финикии.
Как известно, право на охрану здоровья граждан Российской Федерации государством определено Конституцией РФ (статья 39). Это право имеют все граждане нашей страны (работающие и неработающие). При этом граждане всегда были уверены, что, чтобы с их здоровьем не случилось, Государство о здоровье любого гражданина позаботится через систему государственного здравоохранения.
С 1993 года в нашей стране появилась новая модель здравоохранения, при которой средства на здравоохранение формируются за счет отчислений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, взносов индивидуальных предпринимателей.
Реформа в области здравоохранения является одной из важнейших составляющих проводимых в России преобразований. При этом среди проблем, решение которых позволит повысить уровень здравоохранения, выделяется проблема поиска новых внебюджетных источников возмещения необходимых затрат на охрану здоровья граждан.
Долгое время единственным источником финансирования здравоохранения в нашей стране был государственный бюджет. Бюджетный метод финансирования ориентирован на возможности бюджета, а не на реальные расходы, складывающиеся в этой сфере.
МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ#S — форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, имеющее своей целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия (Закон РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»). При платной медицине данный вид страхования является инструментом для покрытия расходов на медицинскую помощь, при бесплатной медицине — это дополнительный источник финансирования медицинских затрат.
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе соответствующих государственных программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Оно может быть коллективным и индивидуальным.
Переход к страховой медицине обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении. Медицинское страхование позволяет человеку сопоставить необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья.
Соизмерить потребности в медицинской помощи и возможность ее получения необходимо независимо от того, кем производятся затраты: предприятием, профсоюзом или обществом в целом. Тема медицинского страхования звучит злободневно, где говорят о серьезных просчетах и недостатках.в этой области. Поэтому тема данного исследования актуальна, т. к.
в этой работе попытаемся охарактеризовать особенности медицинского страхования в РФ.Это и будет цель нашей работы.
- В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- — выявить систему медицинского страхования в России;
- — дать определение моделям медицинского страхования;
- — выявить специфику формирования фондов и их расходования.
- Объект исследования: медицинское страхование и его составляющие.
- Предмет исследования: система медицинского страхования РФ.
Работа состоит из введения . двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Медицинское страхование РФ
1.1. Система медицинского страхования
Медицинское страхование представляет собой систему общественного здравоохранения, экономическую основу которой составляет финансирование из специальных страховых фондов. Величину страхового фонда и его необходимый резерв рассчитывают на основе вероятности наступления так называемого рискового случая заболевания.
Величина разового страхового взноса зависит от состояния здоровья человека, принимаемого на страхование, его возраста, определяющих вероятность наступления заболевания в тот или иной период жизни пациента.
При этом также учитывают динамику и степень влияния неблагоприятных факторов окружающей среды (производственные и бытовые условия, экологическая обстановка и т.д.)[14,169].
При медицинском страховании организационно закрепляется статус территориального аккумулирования средств и ресурсов в страховых фондах, определяются условия и порядок финансирования лечебно-профилактической помощи.
Система медицинского страхования предусматривает административно-хозяйственную самостоятельность лечебно-профилактических учреждений, бездефицитность их финансирования и обеспечение социальных гарантий при оказании медицинских услуг социально незащищенным слоям населения.
В качестве основного звена финансирования здравоохранения выступают территориальные фонды медицинского страхования. Эти фонды действуют как
экономически самостоятельные некоммерческие структуры, вступающие в правовые и финансовые отношения либо с гражданами (физические лица), либо с предприятиями, учреждениями и организациями (юридические лица, страхователи), медицинскими страховыми компаниями (страховщики), а также объектами здравоохранения (лечебно-профилактические учреждения). Территориальные фонды медицинского страхования контролируют объем и качество предоставляемой медицинской помощи населению[14,170].
Все хозяйствующие субъекты, находящиеся на данной территории, непосредственно участвуют в формировании ресурсной базы территориального фонда медицинского страхования.
Местные органы власти выступают в качестве страхователей для неработающей части населения, проживающего на этой территории.
Финансирование медицинской помощи для неработающего населения осуществляется за счет средств местного бюджета.
Под страховым случаем в медицинском страховании понимают не столько появление заболевания, сколько сам факт оказания медицинской помощи по поводу заболевания.
Страховое возмещение здесь приобретает форму оплаты оказанной медицинской помощи населению, состоящей из набора конкретных медицинских услуг (диагностика, лечение, профилактика).
Медицинское страхование проводится за счет отчисления от прибыли предприятий или личных средств населения путем заключения соответствующих договоров. Договор о медицинском страховании представляет собой соглашение между страхователем и страховой медицинской организацией.
Последняя обязуется организовать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинскую помощь определенного вида и качества (или иных услуг в соответствии с программами обязательного или добровольного медицинского страхования).
В РФ обязательное медицинское страхование носит всеобщий характер, где гарантируется гражданам необходимый объем, качество и условия оказания лечебно-профилактической помощи.
Добровольное медицинское страхование дополняет обязательную форму.
Через добровольное медицинское страхование обеспечиваются дополнительные (сверх установленных) клинико-диагностические обследования и лечебные мероприятия.
Страхователями при обязательном медицинском страховании выступают органы государственного управления (для неработающего населения), предприятия, учреждения и организации (для работающих), а также лица, занятые предпринимательской деятельностью, и лица свободных профессий.
При добровольном медицинском страховании в качестве страхователей выступают граждане, обладающие гражданской дееспособностью. Каждый застрахованный гражданин получает полис. Страховые медицинские организации выступают в качестве юридического лица, осуществляющего медицинское страхование согласно имеющейся у них лицензии.
Учредителями страховых медицинских организаций не могут быть органы управления здравоохранения и отдельные лечебно-профилактические учреждения. Страховая медицинская организация контролирует объем, сроки и качество предоставляемой медицинской помощи в соответствии с условием договора.
Тем самым страховая медицинская организация защищает интересы застрахованных.
Взаимоотношения между страхователем и страховой медицинской организацией реализуются через страховые взносы. По обязательному медицинскому страхованию они устанавливаются как ставки платежей в размерах, покрывающих затраты на выполнение программ медицинского страхования и обеспечивающих рентабельную деятельность страховой медицинской организации.
Страховые взносы по обязательному медицинскому страхованию неработающего населения вносят соответствующие органы управления. Добровольное страхование происходит за счет прибыли, доходов предприятий или личных средств граждан. Условия добровольного медицинского страхования подробно оговариваются в заключаемом договоре.
При этом размеры добровольных страховых взносов устанавливаются по соглашению сторон[14,180].
Источник: /mirznanii.com/a/1088/meditsinskoe-strakhovanie-v-rossiyskoy-federatsii