Не секрет, что сейчас весь мир переживает тяжелую пору. Кризисные явления происходят во всех сферах жизни: экономической, социальной, в сфере ценностных ориентаций. Старшее поколение имеет уже устоявшиеся ценности, которые не так легко меняются под влиянием событий. А молодежь – это та часть общества, которая еще вырабатывает свою систему ценностей, и эта система во многом зависит от того, что происходит вокруг. В свою очередь, от жизненных ценностей современной молодежи будет зависеть то, что будет происходить в отдельных странах и в мире уже через несколько лет.
К 18-20 годам у человека, как правило, формируется система базовых ценностей, то есть тех, которые влияют на все его решения и поступки. В дальнейшем с течением лет она остается практически неизменной, и существенный ценностный переворот в сознании зрелого человека возможен только под влиянием сильнейшего стресса, жизненного кризиса.
Иерархия ценностей современной молодежи
В наши дни проводятся многочисленные социологические исследования, посвященные выявлению базовых ценностей современной молодежи, проводимые в разных городах и регионах постсоветского пространства. Обобщенно эту информацию можно представить в виде списка, в котором в порядке убывания значимости расположены ценности, предпочитаемые молодыми людьми в возрасте 16-22 лет:
- Здоровье.
- Семья.
- Коммуникативные ценности, общение.
- Материальные блага, финансовая стабильность.
- Любовь.
- Свобода и независимость.
- Самореализация, образование, любимая работа.
- Личная безопасность.
- Престиж, известность, слава.
- Творчество.
- Общение с природой.
- Вера, религия.
Как видно из этого списка, семейным ценностям молодежь отводит большое место в жизни. Высокий рейтинг имеют у молодых материальные ценности – в том числе и как средство достижения семейного благополучия.
Такая материально-финансовая ориентированность молодежи объяснима: родилось нынешнее молодое поколение в эпоху перемен, а детство его пришлось на тяжелые для всего постсоветского пространства годы.
Детям 90-х пришлось насмотреться, как их родители приспосабливались, буквально выживали, стремясь заработать минимум средств для обеспечения основных нужд. Врезавшиеся в память трудности тех лет заставляют нынешнюю молодежь желать стабильности и денег как средства достижения этой стабильности.
Нравственные и моральные ценности почти не вошли в список базовых ценностей современной молодежи, а духовные и культурные ценности занимают последние строчки. Это связано с тем, что молодежь согласовывает свою систему ценностей прежде всего с критериями жизненного успеха. Такие понятия, как честно прожитая жизнь, чистая совесть, скромность отходят, к сожалению, на второй план.
Таким образом, система ценностей современной молодежи представляет собой микс из традиционных ценностей: семья, здоровье, коммуникация и ценностей, связанных с достижением успеха: деньги, независимость, самореализация и т.д. Равновесие между ними пока неустойчивое, но, возможно, в ближайшие десятилетия на его основе сформируется новая стабильная система ценностей общества.
Источник: /womanadvice.ru/cennosti-sovremennoy-molodezhi
Жизненные ценности современной молодежи
- Воронежский государственный технический университет
- Естественно-технический колледж
- Жизненные ценности современной молодежи
- Выполнила:
- студентка 3 курса
- группы: СД-162
- Клименко Виктория
- Руководитель:
- преподаватель
- по информатике
О.Ю.Клименко
Введение
Глава 1.
-
Жизненные ценности. Понятие жизненных ценностей……………5
-
Формирование ценностей современной молодежи. ………………7
-
Формирование системы жизненных ценностей современной молодежи……………………………………………………………………………………8
-
Программа исследования ………………………………………….. 11
-
Анализ полученных результатов …………………………….…. 12
-
Заключение …………………………………………………. 16
-
Приложение — Анкета ………………………………….. 17
-
Список используемой литературы .…………………………. 20
Введение
Жизненные ценности очень важны, потому что они формируют наши отношения, поведение, решения и нас самих.
Поэтому, не определив своих жизненных ценностей, невозможно сделать жизнь такой, как мы хотим, потому что для нее просто не будет фундамента.
Многие не могут понять, почему они не достигают целей, о которых так мечтают. Другие же достигают успеха, но все же чувствуют пустоту и неудовлетворенность.
Почему так происходит? Потому что такие люди ставят цели согласно внешним проявлениям, тому, чего от них хотят окружающие, или тому, что они думают они хотят для себя. Получается, что цель не соответствует истинным желаниям человека.
Актуальностью данной работы, считаются жизненные ценности о которых мало кто задумывается и обычно все внимание уделяется постановке целей и их достижению.
Однако, цели, поставленные и достигнутые без согласования с ценностями человека, окажутся пустыми и бесполезными.
Человек будет чувствовать разочарование и пустоту, потому что цели и достижения не согласуются с тем, кем он на самом деле является.
Следовательно, необходимо сначала определить ваши жизненные ценности, чтобы понять, что действительно для вас важно в жизни.
Иногда вопрос ценностей упускают, потому что кажется, что на него очень трудно ответить. И даже самый решительный человек может не сразу определить, что для него важно, а что второстепенно.
Кстати, далеко не все люди хорошо понимают, что такое «ценность», и путают это понятие с понятием «цель».
- Попробуйте определить свои жизненные ценности, потратьте на это какое-то время — это значительно облегчит вам задачу постановки цели.
- Объект исследования — молодежь в возрасте от 15 до 19 лет (в основном обучающиеся Естественно-технического колледжа).
- Предмет исследования – жизненные ценности молодежи.
- Цель работы – выяснить каковы жизненные ценности молодых граждан, существует ли проблема формирования жизненных ценностей среди молодежи, под влиянием каких факторов происходит формирование.
- Задачи:
- 1.Рассмотрение понятия;
- 2.Проведение социологического исследования;
- 3.Рассмотрение жизненных ценностей современного молодого человека;
- 4.Выявление ключевых для молодежи ценностей;
- 5.Выявление ориентации молодежи на семью;
- 6.Выявление ориентации молодежи на карьеру, материальное благосостояние;
- 7.Выявление значимости образования среди молодежи;
8.Определение политической активности современной молодежи.
- Методы исследования:
- — анализ научной литературы;
- — опрос путем анкетирования;
- Инструментарий: анкета.
- Гипотеза — предположим, что:
- 1.Ценностная структура молодежи ,как социальной группы не является сформированной окончательно;
- 2. Ее формирование происходит под влиянием внешних факторов;
3.Эти факторы пагубно отражаются на результате формирования данной системы.
- Глава1.
- Жизненные ценности
- Понятие жизненных ценностей
- Прежде чем мы поговорим о понятии жизненных ценностей непременно нужно выяснить что же такое ценность вообще.
Ценность — важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления.
Однако значимость и полезность присущи им не от природы, не просто в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественного бытия человека, человек в них заинтересован или испытывает потребность.
Система ценностей выполняет роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности человека, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям.
Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это своё полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической ценностью, красотой.
Употребляется в нескольких смыслах:
Ценность — как характеристика предмета, обозначающая признание его значимости. Разделяют «Материальные ценности» и «Духовные ценности». Известно понятие «Вечные ценности».
Ценность — в философии — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.
Ценность — в экономике — используется как синоним понятию «потребительная стоимость», т.е. значимость, полезность предмета для потребителя.
Психологическое понятие Система ценностей подразумевает под ценностями то, что индивидуум ценит в окружающем его социуме. Тесно связано с понятием мотивация.
Сейчаскак и в прошлом, существуют и признаются такие вечные ценности, как любовь к людям, вера, семья, трудолюбие, ответственность, стремление к добру и справедливости, уважение к старшим.
Но эти ценности в последнее время начали уступать стремлению человека к абсолютному комфорту, материальному богатству, эгоизму, стремлению к власти. Большинство современных благ и услуг направлены на удовлетворение сегодняшних потребностей и это уже стало прижившейся в обществе нормой.
Молодой человек, достигнувший сознательного возраста, сталкивается с проблемами выбора собственных жизненных принципов и приоритетов. Часто формируется новое, индивидуальное представление и отношение к истинным ценностям. И это представление коренным образом может отличаться от представлений о них наших предков.
В данном исследовании рассматриваются ценностные ориентации современной российской молодежи, задействовав в исследовании разные группы возрастов. Ведь каждому возрасту присуща своя специфика, а, следовательно, своя группа ценностей.
Формирование ценностей современной молодёжи
Существует несколько глобальных методов формирования ценностей, в основном связанных с образованием, или же с внутринациональной или международной пропагандой определенных понятий ценности. Как правило, экономически сформированные ценности широко распространяются на ценности социума.
Общечеловеческие ценности — теоретически существующие моральные ценности, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности.
Отношение к понятию варьируется от полного отрицания существования такой вещи, как «общечеловеческие ценности», до постулирования их конкретного списка.
Одной из промежуточных позиций является, например, формулируемая Френсисом Фукуямой идея о том, что в условиях современного мира, где никакое сообщество людей не существует изолированно от других, для мирного сосуществования культур некоторая общая система ценностей просто необходима.
Формирование системы ценностей современной молодежи
В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей.
Бездуховность и ее результат — потребительское — эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.
Ценности — это суть и свойства предмета, явления. Это также определенные идеи, воззрения, посредством которых люди удовлетворяют свои потребности и интересы.
Ценности — это интересы, обособившиеся в ходе развития самой истории, благодаря разделению труда в сфере духовного производства.
Но объектом этих обособившихся интересов, предметами стремления человека в данном случае выступает некое духовное содержание, состоящее в особой концепции чувств и мыслей, воплотившееся в образцах прекрасного, истинного, доброго, благородного.
Таким образом, в понимании сущности ценности важным видится ее субъектно-объектное происхождение, определенная значимость для субъекта и детерминационная роль в его жизни и деятельности.
Данные характеристики позволяют анализировать объективную реальность с одной стороны, как среду формирования системы ценностей личности, а с другой — как сферу приложения и проявления имеющихся ценностей.
При этом можно отметить, что система ценностей личности формируется в результате ценностного отношения реализуемого в акте оценки, в результате добровольного и свободного выбора. Это сфера самотворчества и самоопределения личности.
Непротиворечивость ценностных ориентаций личности — показатель ее устойчивости: зрелости, целостности и т.д.
Хотя устойчивость ценностных ориентаций достаточно важна для любого социального субъекта, противоречивость ценностных ориентаций — одно из свидетельств необходимости пристального внимания к личности, активного включения воздействующего механизмов, способных стабилизировать систему ценностных ориентаций.
Доминирование противоречивых систем ценностных ориентаций может привести не только к негативным последствиям для личности, но и оказать аналогичное воздействие на социальное окружение индивида.
Одной из важных сторон, характеризующих молодежь как специфическую социальную группу, является ее отношение к труду, к общественно полезной деятельности.
Этот компонент, который может быть представлен в виде профессионально-трудовых ценностей, складывается под воздействием целого ряда неблагоприятных факторов.
Среди них, в частности, можно выделить чрезмерное преувеличение роли вещизма в современной жизни, стремление к личному, главным образом, материальному благополучию, возможность обогащения противоправными способами при минимальной затрате средств, ценой легких усилий, отсутствие общей культуры, падение нравственных ограничений, ослабление воспитательной работы с подрастающим поколением и другие. Вследствие этого у многих молодых людей «…не формируется активная жизненная позиция, отсутствуют желание полноценного труда, учебы, стремление внести свой вклад в дело дальнейшего развития общества».
Как показывают данные социологических исследований, уже в конце 80-х годов для многих молодых людей труд утратил общественную значимость и виделся преимущественно как средство удовлетворения личных потребностей.
Рассмотрение труда как одной из важнейших ценностей нашей жизни, признание его первостепенного значения для развития общества и личности утратило для большей части молодежи всякий смысл.
В начале 90-х годов каждый пятый молодой человек считал, что если бы он был достаточно хорошо материально обеспечен, то никогда бы не стал работать; всего лишь около 20% молодых людей находили необходимым трудиться независимо от зарплаты и того уровня жизни, который она обеспечивала.
Для большинства молодежи труд потерял смысл как средство самоутверждения, самореализации. В своем стремлении к хорошему заработку и к высоким доходам многие молодые люди утрачивают нравственные ориентиры и нередко вступают в противоречие с правовыми нормами.
По данным социологических исследований, каждый седьмой из опрошенных готов к тому, чтобы улучшить свои дела самыми различными способами, в том числе (если потребуется) и путем противозаконных действий. Около половины из числа респондентов считают, что главное — получить как можно больше денег, независимо от затрат труда.
Семь из десяти опрошенных одобряют действия тех, кто «делает» деньги любыми способами.
В результате падения социальной ценности труда у большей части молодежи сформировался социальный пессимизм — неверие в возможность реализовать свои лучшие силы и способности в интересной и содержательной работе, оплачиваемой в соответствии с затраченными усилиями.
В целом анализ системы ценностей российской молодежи, значительные деформации, продолжающиеся трансформации, в которых преобладает, к сожалению, негативная направленность, отнюдь не предрасполагают к развитию у подрастающего поколения гражданственности и любви к Отечеству. Патриотизм, как одна из ценностей, все менее проявляется в сознании и чувствах молодежи через другие ценности, которые определяют ее особенности, наиболее характерные черты как специфической социальной группы.
- Проведение социологического исследования на тему:
- «Формирование жизненных ценностей современной молодежи»
- Программа исследования
- Объект исследования — молодежь в возрасте от 16 до 19 лет (в основном обучающиеся Естественно-технического коллежда)
- Предмет исследования – жизненные ценности молодежи.
- Цель работы – выяснить каковы жизненные ценности молодых граждан, выявить существует ли проблема формирования жизненных ценностей среди молодежи, выяснить под влиянием каких факторов происходит формирование.
- Методы исследования:
- — анализ научной литературы;
- — опрос путем анкетирования;
- Гипотеза – предположим, что ценностная структура молодежи не достаточно сформирована и ее формирование происходит под влиянием внешних факторов, пагубно отражающихся на результате формирования данной системе
- Анализ полученных результатов
- В исследовании приняли участие 70 человек.
- 38 девушек и 32 юноши.
- Большинство респондентов — молодые люди в возрасте от 16 до 19 лет.
- Таблица 1
Возрастная группа
- 15-19 лет
- Количество человек
- 70
С помощью анкетирования мы провели опрос. Задавая им следующие вопросы:
1.Что является для вас наиболее важной жизненной ценностью?
Источник: /infourok.ru/zhiznennie-cennosti-sovremennoy-molodezhi-3355075.html
Уровень и качество образования российской молодёжи
В
переходный период, который характеризует
развитие современной России, образование
пока ещё остаётся одним из ведущих
факторов социальной дифференциации и
интеграции общества, динамики его
воспроизводства
и обеспечения его устойчивого развития.
В частности, соотнося образовательный
потенциал молодежи с социальными
ресурсами общества, в первую очередь
необходимо учитывать его экономическую
составляющую. По данным Всемирного
банка наиболее развитые страны до 40 %
валового национального продукта получают
благодаря эффективной системе образования.
Причем инвестиции в образование быстро
окупаются: 1 долл. затрат в системе
образования дает 3 – 6 долл. чистой
прибыли.
В
современной России рынок образовательных
услуг формируется во многом стихийно
и характеризуется рядом противоречий,
описанных ранее. Реформы, проводимые
вначале 1990-х гг.
, были сориентированы
на максимальную коммерциализацию
системы образования, тем самым с повестки
дня государственного управления системой
образования актуализировался вопрос
о доступности общих и профессиональных
знаний широким слоям молодого поколения.
С учетом того, что успешность социальной
интеграции российской молодёжи в
условиях социальной неопределенности
во многом зависит от возможности
повышения ее образовательного статуса,
остаётся актуальным вопрос об уровне
и качестве российского образования.
При этом, уровень общеобразовательной
подготовки (общие, базовые знания)
выступает как необходимый фундамент,
как обязательное условие для получения
профессионального образования, овладения
квалификацией, как основа получения
знаний, которыми современному человеку
предстоит овладевать постоянно.
Это
фундамент формирования личности отдельно
взятого человека и база того общества,
которое будет существовать в дальнейшей
перспективе. Не случайно специалисты
при расчете индекса развития человеческого
потенциала наряду с ожидаемой
продолжительностью жизни и реальным
валовым внутренним продуктом включают
также уровень
и качество образования населения.
Уровень
образования – степень усвоения индивидом
определённых знаний, умений, навыков.
Качество образования –
это способность применять их на практике,
в нестандартных ситуациях.
По
оценке отечественных и зарубежных
экспертов уровень образования молодёжи
в России, несмотря на снижение ценности
образовательного процесса, имеет
достаточно высокие показатели, не
уступающие аналогичным показателям
молодёжи, проживающей на территории
Евросоюза [51, с. 130-131; 73, с. 9].
В
частности, в России доля населения в
возрасте 13 –
30
лет с уровнем образованием выше среднего
составляет 42 %, а в странах объединённой
Европы 30 %.
Однако обеспечивается данный
показатель за счёт среднего профессионального
образования: соответственно его имеют
19 % российской молодёжи и 6 % молодёжи
стран Евросоюза.
По аналогичному
показателю в отношении высшего
профессионального образования Россия
отстаёт от более развитых стран: 18 % и
20 % соответственно (табл. 5, рис. 1, 2) [73, с.
9].
-
Таблица
5 -
Соотношение
уровня образования молодёжи (15 –
29 лет) -
России
и стран Евросоюза
Уровень образования | Россия | Евросоюз |
Начальное образование | 5 % | 15 % |
Основное среднее образование | 17 % | 24 % |
Полное среднее образование | 30 % | 30 % |
Начальное профессиональное образование | 11 % | 5 % |
Среднее профессиональное образование | 19 % | 6 % |
Высшее профессиональное образование | 18 % | 20 % |
Рис.
1.
Уровень образования молодёжи в России
Рис.
2. Уровень
образования молодёжи в странах Евросоюза
Если
говорить о гендерных (половых) различиях
внутри России, то показатели российских
девушек на всех уровнях образования
предпочтительнее. Кроме того, доля
молодых россиянок с уровнем образования
выше полного среднего составляет 43 %, в
то время как доля молодых россиян –
всего 41 %. (табл. 6, рис. 3,4) [73, с. 11].
Таблица
6
Гендерная
специфика уровня образования российской
молодёжи
Уровень образования | Юноши | Девушки |
Начальное образование | 3 % | 2 % |
Основное среднее образование | 33 % | 30 % |
Полное среднее образование | 23 % | 25 % |
Начальное профессиональное образование | 13 % | 9 % |
Среднее профессиональное образование | 20 % | 21 % |
Высшее профессиональное образование | 8 % | 13 % |
Рис.
3.
Уровень образования российских юношей
Рис.
4.
Уровень образования российских девушек
Следует
также отметить, что уровень образования
молодых россиян имеет также и региональную
специфику. Согласно
статистической информации за 2005 – 2006
гг. пятёрка лучших российских регионов
по уровню школьного образования молодого
поколения распределилась следующим
образом: 1.
Мурманская область – 77 %,
Магаданская область – 77 %; 2. Республика
Саха Якутия – 74 %; Республика Калмыкия
– 72 %; Пензенская область – 70 %; Московская
область – 69 %. (Орловская область – 63 %,
Белгородская – 63 %, Брянская – 63 %, Курская
область – 64 %, Тульская область – 62 %).
Относительно
уровня полного среднего образования
лидерство российских регионов
распределилось следующим образом: 1.
Республика Саха Якутия – 78 %; 2. Республика
Калмыкия – 72 %; 3.
Мурманская область –
76,4 %; 4.
Магаданская область – 73 %; Республика
Татарстан – 71,3 % (Орловская область –
58,8 %, Белгородская область – 64 %, Брянская
область – 62,4 %, Курская область – 61,3 %,
Тульская область – 56 %).
По
уровню начального профессионального
образования лучшими российскими
регионами являются: 1. Архангельская
область –
35,7 %; 2. Вологодская область – 35,6 %; 3.
Республика Коми – 34,6 %; 4. Новгородская
область – 34,4 %; Республика Марий ЭЛ –
33,6 %. (Орловская область –
28,8
%, Белгородская обалсть –
24,6
%, Брянская –
29
%, Курская область –
28,3 %, Тульская область –
26,4
%).
Наибольший
охват молодёжи уровнем среднего
профессионального образования характерен
для следующих регионов: 1. Воронежская
область –
16,6 %; 2. Астраханская область – 16,4 %; 3.
Оренбургская область – 16,1 %; 4. Владимирская
область – 15,5 %; 5. Камчатская область –
15,2 %.
(Орловская область –
14,1%,
Белгородская область10,8 –
%, Брянская область –
10,5 %, Курская область –
10,9
%, Тульская область –
16,6 %).
По
данным 2005 –
2006
гг. среди молодёжи с высшим профессиональным
образованием 72 % молодых людей приходилось
на Приволжский ФО, 71 % –
Центральный ФО, 69 % –
Северо-Западный ФО, 68,5 % –
Уральский ФО, 65,5 % –
Сибирский ФО, 65% –
Дальневосточный ФО, 62% –
Южный ФО [73, с. 133-134].
По
количеству мест на одного абитуриента
лидирующие позиции занимает г. Москва
– 4,3.
За ней следуют: Санкт-Петербург –
2,4; Новосибирская область и Хабаровский
край – 1,7; Нижегородская область и
Камчатская область –
1,5; Ивановская область, Ростовская
область, Ставропольский край – 1,3.
Естественно, более высокий уровень
образования имеет городское население,
более низкий уровень – сельское. Следует
отметить, что между уровнем получаемого
молодёжью образования и уровнем
благосостояния региона практически
нет взаимосвязи.
Что
касается качества образования российской
молодёжи, то его основные показатели
оцениваются в рамках международных
исследований и затрагивают оценку
математической
грамотности, естественнонаучной
грамотности, компетентности в решении
проблем, а также грамотности чтения.
Математическая
грамотность. По
данным международных исследований в
общей сложности около 70 % российских
учащихся владеют навыками математики
на уровне принятом за основной критерий
в международных исследованиях.
Иными
словами, около 70 % российских учащихся
могут распознать математическую часть
предложенной ситуации, проанализировать
и понять информацию из единственного
источника, использовать стандартные
алгоритмы, формулы, методы, провести
прямые рассуждения. Из них около 7 %
достигают высокого уровня математической
грамотности, т.е.
проявляют способность
дать математическую интерпретацию
относительно сложной незнакомой
ситуации, например, самостоятельно
создать её математическую модель,
провести достаточно сложные рассуждения
и предложить способ решения проблемы.
В
лидирующих странах число учащихся
владеющих навыками математики в
необходимом объёме – 90 – 95 %, высокого
уровня математической грамотности
достигают 22 – 28 %.
Следует
отметить, что 10 % российских учащихся
не достигает требуемого уровня
математической грамотности, в лидирующих
странах этот показатель не превышает
2 %.
Естественнонаучная
грамотность. Высокие
результаты в области естественнонаучной
грамотности продемонстрировали около
14 % российских учащихся.
Они, как правило,
могут объяснить явления на основе их
моделей, проанализировать результаты
ранее проведенных исследований, сравнить
данные, привести аргументацию для
подтверждения своей позиции или оценки
различных точек зрения. В лидирующих
странах таких учащихся 28 % – 33 %. Число
российских учащихся, показавших самые
низкие результаты, составило 18 %.
Они
затрудняются в воспроизведении простых
знаний (терминов, фактов или правил), не
могут привести примеры явлений и
использовать основные понятия для
формулирования выводов. В лидирующих
странах такие результаты показали от
6 % до 10 % учащихся.
Компетентность
в решении проблем. По
результатам, полученным в 2003 году в
области компетентности в решении
проблем, 43 % российских учащихся обладают
умениями, которые отвечают требованиям
XXI века к квалифицированной рабочей
силе. Этим учащимся легче стать деятельной
частью современного общества.
Они могут
решать проблемы, требующие проведения
анализа предложенной ситуации и принятия
решения при выборе из четко определенных
альтернатив. Из них 12 % достигают самого
высокого уровня компетентности, т.е.
могут систематически подходить к решению
проблемы; одновременно учитывать большое
число различных условий и ограничений
и выявлять зависимости между ними;
организовывать и контролировать свои
размышления на каждом шаге решения;
создавать свое собственное решение и
проверять, удовлетворяет ли оно всем
требованиям, которые имеются в условии
поставленной проблемы; понятно и ясно
представлять свое решение в словесной
или иной форме.
В
лидирующих странах число учащихся,
отвечающих требованиям XXI века, составляет
70 % – 73 %. Их них самого высокого уровня
компетентности в решении проблем
достигают 30 % – 36 %.
Необходимо
отметить также, что почти четвертая
часть (23 %) российских учащихся не
достигает установленной нижней границы
компетентности в решении проблем. В
лидирующих странах таких учащихся 5 % –
10 %.
Грамотность
чтения. Результаты,
полученные в области грамотности чтения,
вызывают большую обеспокоенность,
во-первых, в связи с низкими количественными
показателями и, во-вторых, в связи с их
отрицательной динамикой.
По
данным исследования ПИЗА –
2003,
навыками грамотного чтения, необходимыми,
по мнению разработчиков, для успешной
адаптации в обществе, обладает только
36 % 15-летних учащихся России.
Из
них значительная часть – четверть
российских учащихся – способны выполнять
только задания средней сложности,
например, обобщать информацию,
расположенную в разных частях текста,
соотносить текст со своим жизненным
опытом, понимать информацию, заданную
в неявном виде. Высокий же уровень
грамотности в области чтения, т.е.
способность понимать сложные тексты,
критически оценивать представленную
информацию, формулировать гипотезы и
выводы и т.д., продемонстрировали только
2 % российских учащихся.
При
этом 13 % учащихся не достигают нижней
границы грамотности чтения. Отметим
для сравнения, что в лидирующих странах
общее число учащихся, демонстрирующих
грамотность чтения на базовом уровне,
составляет от 65 % до 80 %, из них 12 % –
16
% достигают самых высоких уровней. Число
учащихся, не осваивающих базовые навыки,
находится в пределах 5 % –
13
%.
В
России, как и в большинстве стран,
результаты юношей по математической
грамотности выше результатов девушек,
хотя эти различия невелики. Такая
тенденция в результатах российских
учащихся выявилась впервые в международных
исследованиях.
Как показали результаты
анкетирования, девушки, как правило,
проявляют меньший интерес к математике,
чем юноши. Более высокие средние
результаты показали юноши и по
естественнонаучной грамотности, чего
не было в 2000 году.
В России, как и
практически во всех странах, девушки
среднем показали более высокие результаты
по грамотности чтения, чем юноши. Значимых
различий в овладении умениями решать
проблемы в России, как и в большинстве
стран, нет.
В
общем, по данным исследования PISA, по
большинству показателей результаты 15
–
30
летних учащихся России по-прежнему
остаются существенно ниже не только
результатов учащихся лидирующих стран
(Финляндии, Гонконга, Республики Корея
и Японии), но и средних результатов
учащихся 30 стран-членов ОЭСР.
Это
свидетельствует о том, что пока не
разработана и не реализована концепция,
позволяющая, не отказываясь от традиций
и достоинств российского образования,
органично ввести в образовательный
процесс новые приоритеты, отвечающие
требованиям постиндустриального
информационного общества.
Школа России,
обеспечивая учащихся значительным
багажом знаний (что подтверждается
результатами различных исследований),
не формирует у них умения выходить за
пределы привычных учебных ситуаций.
Невысокие результаты исследования
показали, что выпускники российской
школы в большинстве своем не готовы к
свободному использованию полученных
в школе знаний в повседневной жизни, во
всяком случае – на уровне тех требований,
которые предъявляются в международных
тестах.
Иными словами, выпускники школ
в существенно меньшей степени, чем их
сверстники из развитых стран, подготовлены
к успешному функционированию в реальной
жизни.
В
этой связи повышение качества
образовательных услуг в современной
России является стратегической
составляющей образовательной политики
российского государства. Основными
приоритетами развития образования,
связанными с повышением качества
образовательных услуг являются:
- обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях;
- формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей;
- модернизация институтов образования как инструментов социального развития;
- создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров [16, с. 219].
Источник: /studfile.net/preview/1197661/page:14/
Социологи назвали главные жизненные ценности российской молодежи
2017-05-22T15:02+0300
2017-05-22T18:35+0300
/ria.ru/20170522/1494809514.html
Социологи назвали главные жизненные ценности российской молодежи
/cdn24.img.ria.ru/images/149331/15/1493311529_0:0:4212:2388_1036x0_80_0_0_f614a46355ef28d95f8e1f164f30f3b9.jpg
РИА Новости
/cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
РИА Новости
/cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png
МОСКВА, 22 мая — РИА Новости. Большинство россиян в возрасте 18-34 лет считают наиболее важными ценностями доход (15%), порядок и стабильность (11%), а также самореализацию (8%). Об этом свидетельствуют данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Как выяснили социологи, для семи процентов молодых людей также важна свобода, для пяти процентов — личная безопасность, для четырех процентов — патриотизм, для трех процентов — уважение окружающих. При этом приверженность нематериальным ценностям сильнее выражена среди самой юной группы респондентов, которую социологи характеризуют как «поколение нулевых» (возраст 18-20 лет).
Отмечается, что для людей старше 35 лет важнее всего стабильность (18%). Кроме того, они часто задумываются о доходе (13%).
Согласно результатам опроса, для людей в возрасте от 35 лет патриотизм более значим, чем для более молодых (восемь процентов против четырех), самореализация же занимает одно из последних мест (три процента).
«С возрастом стремление к нематериальным ценностям уступает место желанию обладать материальными: доходом и связанной с ним стабильностью. Переход связан с выходом молодежи из-под родительской опеки и началом самостоятельной жизни», — говорится в исследовании.
Согласно опросу, острее других нарушение ценностей переживает «поколение перестройки» (молодые люди в возрасте 29-34 лет): они сталкиваются с ним чаще, чем старшее поколение. Чаще всего молодежь сталкивается с нарушением ценностей в сфере ЖКХ и медицины.
«Основные «болевые точки»… для различных групп молодежи (после ЖКХ и медицины): для поколения нулевых (18-20 лет) — образование (27%) и политика (27%); для поколения 90-х (21-28 лет) — получение госуслуг (33%), политика (32%); для поколения перестройки (29-34 лет) — работа (32%) и политика (35%)», — свидетельствуют данные исследования.
Опрос проводился 31 марта — 11 апреля в 130 населенных пунктах среди девяти тысяч человек методом личного интервью по месту жительства. Максимальный размер ошибки с вероятностью 0,95 не превышает двух процентов.
Источник: /ria.ru/20170522/1494809514.html
Безработных среди молодежи в России в 5 раз больше, чем среди 30–40-летних
По данным Роструда за 2015 г., 30,5% всех российских безработных – это молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет. «Ведомости» попытались выяснить, что может спасти это поколение от карьерного краха.
Кандидаты на вылет
За последний год у молодого поколения добавилось проблем с трудоустройством и получением первого профессионального опыта. До 1 января в России было чуть более 300 000 безработных в возрасте от 15 до 29 лет.
Но за следующие полгода на биржах труда зарегистрировалось около 1 млн представителей этого поколения, замечает Елена Панина, депутат Госдумы и председатель Московской конфедерации промышленников и предпринимателей.
Из обратившихся в службы занятости выпускников вузов и колледжей работу получают только 30%.
«Мой 22-летний сын в прошлом году долго не мог найти работу после окончания Финансового университета, прошел около 50 собеседований, и везде ему отказывали из-за отсутствия опыта», – рассказывает Светлана Астахова, проректор Московской гуманитарно-технической академии.
Да и те молодые люди, которые находят сейчас работу в банках и финансовых компаниях, попадают в группу риска и становятся первыми кандидатами на вылет, если работодатель проводит сокращения персонала. Эксперты считают, что безработных людей в возрасте 15–24 лет в России уже в пять раз больше, чем нетрудоустроенных 30–49-летних.
В сентябре среди безработных городских жителей числилось 31,6% россиян 15–24 лет, по данным Росстата. У 20–24-летних этот показатель составляет 13,5%, а к 25–29 годам падает до 4,6%.
Лекарство от завышенных ожиданий
Одна из причин молодежной безработицы – нестыковка устремлений выпускников с реальностью. Многие хотят быть специалистами высокого полета, юристами, банкирами, а требуются в основном курьеры, продавцы, слесари и страховые агенты. Именно такую работу чаще всего предлагают молодым.
Конкуренция за работу среди тех, кто в начале карьеры, выше, чем среди зрелых специалистов. На одну вакансию для молодых приходится 10 резюме, тогда как в целом по рынку этот показатель составляет 6,8, по данным HеadHunter.
Когда молодой специалист встает перед выбором работы, обычно есть два варианта: пойти туда, где будут сразу платить деньги, что малополезно для карьеры, либо развиваться в профессии, но не рассчитывать на достойную компенсацию труда в первый год, поясняет Мария Игнатова, руководитель службы исследований HeadHunter.
«Каждые полгода мы проводим исследование ожиданий студентов. В среднем первокурсники хотят зарплату 100 000 руб., а недавние выпускники – 60 000 руб.», – рассказывает Андрей Алясов, гендиректор Changellenge, член НП «Эксперты рынка труда». Большинство работодателей предлагают на старте 40 000 руб.», – рассказывает Алясов.
Лучше всего складывается карьера у тех, кто начинает работать на 3–4-м курсе, делится наблюдениями Денис Конанчук, руководитель Центра образовательных разработок «Сколково». Это как раз излечивает от завышенных ожиданий.
Ведь если вуз позволяет, у человека появляется шанс попробовать себя в нескольких местах и профессиях параллельно с учебой, когда еще нет острой необходимости зарабатывать деньги.
И это должна быть настоящая работа, а не летняя практика, уточняет Конанчук.
Нужны слесари, а не хакеры
Как рассказывает Евгения Маркова, представитель компании Cornerstone, в этом году Cornerstone стала участником нескольких ярмарок вакансий. «Везде мы наблюдали одно и то же: молодые, неприкаянные выпускники в «розовых очках» и с очень расплывчатыми представлениями о том, чем они будут заниматься в жизни.
Выпустившись из вуза, зачастую и с красным дипломом, они сталкиваются лицом к лицу с рынком труда. С одной стороны на них напирает работодатель своими требованиями: опыт от трех лет по специальности, наличие успешных проектов.
С другой стороны подпирают конкуренты – те же выпускники с аналогичным набором компетенций, но иногда и со связями.
Разве об этом рассказывали в вузе, разве предупреждали, как действовать? Как составить резюме, чтобы не потеряться в толпе? О навыках самопродвижения, о ловушках для соискателей? Помыкавшись определенное время, пробуя себя то в продажах, то в стажерах, то по специальности, часть молодежи находит себя.
А кто-то, говорит Маркова, сразу ставит крест на будущей карьере, выбирая быстрые деньги. А в этом году закрылось много корпоративных программ для молодых специалистов, сократилось число мест для стажеров. Получается, что выпускники 2014–2015 гг. получили щелчок по лбу, не успев активизировать свой диплом, резюмирует Маркова.
Обучение работой
Растущая армия молодых безработных – еще и результат отстающего от бизнес-реалий образования в вузах и колледжах, убеждены эксперты, опрошенные «Ведомостями». Образование слишком зациклено на теории. Поэтому выпускники часто слышат от работодателей: «Забудь все, чему тебя учили в университете».
Отставание в развитии промышленности тоже в какой-то степени объясняет несовершенство образовательной системы, считает Панина.
Передовые страны переходят к шестому технологическому укладу, для которого характерно развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью – например, нано- и биотехнологий, а наша экономика и образование застряли в основном в четвертом (массовое производство, машиностроение, химическая промышленность, нефтепереработка), говорит Панина.
В колледжах надо внедрять дуальную систему – она предполагает, что часть обучения должна проходить в аудиториях, а часть – на рабочих местах, убеждена депутат. А в вузах пора ввести образование, ориентированное на практические занятия.
По ее словам, такой подход практикуют пока единичные учебные заведения в России, например МАИ и МГТУ им. Баумана. Причем «обучение работой» надо сделать основной, а не дополнительной частью учебного процесса. Самостоятельно вузы не могут перестроить свою работу, замечает Панина.
Чтобы внедрить такой подход и быть на уровне шестого технологического уклада, нужно менять закон об образовании.
Но что-то вузы могут делать уже сейчас, не дожидаясь помощи государства.
Передовые университеты начинают делать программы обучения, которые развивают так называемые надпрофессиональные компетенции – IT-грамотность, аналитические способности, языковую грамотность, soft skills и проч., замечает Конанчук.
Чтобы владельцы такого диплома смогли работать где угодно. Девиз Гарварда, к примеру, звучит так: «Мы готовим не тех, кто будет работать на компании, а тех, кто сам будет их создавать».
Вообще, безработица в молодежной среде – проблема системная и общемировая, замечает Конанчук. К примеру, в Греции 75% молодых людей не могут найти работу.
Масштаб проблемы очень велик, говорит Маркова из Cornerstone: «Как только мы запустили услугу карьерного консультирования, которая была ориентирована в первую очередь на уже опытных специалистов, которые хотят повернуть свою карьеру в другое русло, мы стали получать тонны писем от выпускников».
Маркова считает, что в вузовские учебные программы на старших курсах нужно включить мастер-классы от специалистов рынка труда. Кроме того, вузы должны предлагать своим выпускникам стажировки в хороших компаниях, а не там, где они сами могут устроиться.
Возможно, систему стажировок должно поддерживать государство, например обязывать работодателей брать на работу определенный процент молодых специалистов, говорит эксперт.
Источник: /vedomosti.ru/management/articles/2015/10/27/614577-bezrabotnih-molodezhi
Молодежь в россии сегодня: ценностные установки и проблемы — международный студенческий научный вестник (электронный научный журнал)
1 Макарин А.И. 1 Ветвицкая С.М. 1 1 Филиал ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения»
В статье рассматривается проблема современной молодежи. Идет поиск ответа на вопрос — какова она современная молодежь в современной России? Отмечается, что Россия в 21 веке очень сильно изменилась, по сравнению с концом прошлого века.
Новое поколение уже не то, что было ранее, изменились понятия, ценности, привычки, взгляды на жизнь. Опираясь на данные выборочного исследования Росстата «Семья и рождаемость» в статье отмечены главные причины, влияющие на рождение в молодой семье желаемого числа детей.
Согласно данным социологического опроса, опросам ВЦИОМ рассматривается вопрос отношения молодежи к проблемам государственного масштаб, к выбору профессии, готова ли сегодня российская молодежь заниматься собственным делом? Делается вывод, что молодежь, с одной стороны, это незащищенная группа, являющаяся, скорее, дестабилизирующей силой в обществе, а с другой — это поколение, от которого зависит будущее страны.
1. Взгляд на российскую молодежь – какое будущее ждет Россию? [Электронный ресурс] /rusrand.ru/docconf/vzglyad-na-rossiyskuyu-molodej—kakoe-buduschee-jdet-rossiyu«Взгляд на российскую молодежь – какое будущее ждет Россию?»
2. /ru.wikipedia.org/wiki/ Молодёжь «Молодежь — Википедия»
3. /about-russia.ru/modern-youth.html «Современная молодежь России»
4. /grandars.ru/college/sociologiya/molodezh.html «Молодежь и молодежная политика»
Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, которая отличается возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни общества. Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Нижняя возрастная граница молодёжи устанавливается между 14 и 16, верхняя — между 25 и 35 и более годами.[1]
Россия в 21 веке очень сильно изменилась, по сравнению с концом прошлого века. Новое поколение, уже не то, что было ранее. Изменились понятия, ценности, привычки, взгляды на жизнь: изменилось все!
Какая она, современная молодежь, в современной России?
Дать ответ на этот вопрос однозначно не возможно, так как наша страна очень большая и развитие регионов в ней неодинаковое.
Проживающая ближе к западу — молодежь более прогрессивна к современным технологиям и идеям, проживающая на юге – склонна к творчеству и креативу, на севере — к науке и познанию и т.д.
Тем не менее, основные «течения», которые сформировались под воздействием, как средств массовой информации, так и экономического влияния и уровня жизни, идут с запада России на ее восток. О них и пойдет речь в данной статье.
Современная российская молодежь при расстановке приоритетов, жизненных целей, отдает предпочтение в первую очередь материальной стороне жизни, и лишь во вторую — семье, связывая последнюю непосредственно с уровнем жизни и способностью воспитать ребенка с позиции материального аспекта.
Принципиально иные подходы молодежи к вопросам морали и нравственности.
Более половины молодых людей в возрасте 18–24 лет готовы переступить через моральные принципы и нормы, иными словами, руководствуются девизом — цель оправдывает средства.
При этом 40% молодежи считает, что моральные нормы уже устарели, и вероятно со временем эти оценки будут еще хуже в сторону большей утраты понимания того, что такое мораль.
Российская молодежь в ценностном плане уже отличается от поколения предыдущих периодов в сторону поступательной утраты присущих российской цивилизации ценностей. Если ранее во главу угла ставился коллективный принцип всеобщего или общественного блага, то сейчас ему на смену приходит личный успех, невзирая на принципы морали.
Мнимое улучшение демографической ситуации, о котором провозглашают первые лица государства, при детальном анализе, напротив, говорит о губительных тенденциях — вымирании русского населения и трансформации у молодежи подходов к созданию семьи.
Молодежь предпочитает откладывать вопрос создания семьи, ставя на первое место карьерный рост и накопление первоначального капитала для социальной устойчивости молодой семьи.
В настоящее время более половины всех браков приходится на возраст двадцать пять – тридцать четыре года, при этом ежегодно в рамках этой группы смещается возраст вступающих в брак в сторону повышения.
Результатом позднего вступления в брак стало сокращение рождаемости в группе двадцать –двадцать четыре года и повышение в группе двадцать пять – двадцать девять лет и тридцать – тридцать четыре года. Основная причина данной трансформации — это материальные проблемы, которые вынуждена решать молодежь.
По данным выборочного исследования Росстата «Семья и рождаемость» три главные причины для рождения желаемого числа детей (двоих):
- это материальные трудности — (47,8%),
- неуверенность в завтрашнем дне — (44,5%),
- жилищные трудности — (33,3%).
- Эти тенденции в будущем закладывают подрывные основы для российской государственности, обрекая страну на вымирание.
- Но заботят ли молодежь проблемы государственного масштаба?
- Соотносит ли она свои ориентиры с государственными задачами или считает государство чуждым элементом?
Только 47% молодежи оценивает любовь к родине, ее благополучие как очень важное в своей жизни, в то время как семью и дом — 87%.
Согласно опросам ВЦИОМ от 5 июля 2015 года, 26% молодежи в возрасте от восемнадцати до двадцати четырех лет и 18% в возрасте от двадцати пяти до тридцать четырех лет хотели бы уехать за границу на постоянное место жительство.
Это четверть российской молодежи! Из них половина уже точно определилась со сроком — через два-три года или больше. Из модального «хотели бы уехать» проблема превращается в актуальную повестку — молодежь планирует свой отъезд за границу!
За годы суверенной России молодежь была воспитана вне привязки к Родине. Молодежная формула сводится к тому, что жить надо там, где будет лучше. При таком подходе молодежь просто не способна стать локомотивом преобразований в стране, ведь для мобилизационного рывка требуются усилия и готовность к временным материальным трудностям.
Какие профессиональные ориентиры для себя выбирает молодежь?
В основном выбор обусловлен внешними обстоятельствами, примерами из жизни, гораздо реже — интересом и способностями к этой сфере у абитуриента.
Некоторая деформация рынка труда и системы образования формируют впоследствии ситуацию, когда молодой специалист не в состоянии устроиться на работу в соответствии с его профилем. В итоге ВУЗы выпускают уже армию офисного планктона, трудящегося в секторах экономики и гуманитаристики.
За годы эволюции государственной системы профиль выпускников резко изменился: от инженерно-технических в сторону экономистов и гуманитариев. ВУЗы выпускают специалистов, которых приходится на рынке труда адаптировать к интересам отдельных компаний.
66,8% всех выпускников не способны заниматься производством, и являются представителями сферы услуг, многие пополняют рынок безработных или специалистов, работающих не по образовательному профилю.
В России складывается уже критическая ситуация сокращения молодежи в таких стратегических сферах, как образование, здравоохранение, обрабатывающее производство.
Доминирование молодежи в таких секторах, как финансовая деятельность, гостиницы и рестораны, торговля указывает не столько на специфику этих отраслей, сколько на выбор молодежи.
Трудно себе представить, что проработавший порядка 5 лет специалист из финансового сектора вдруг резко пойдет в промышленность. В стране в перспективе 20–30 лет не останется кадров, необходимых для структурной перестройки экономики.
Готова ли сегодня российская молодежь заниматься собственным делом?
Социологические опросы показывают, что интерес к собственному бизнесу проявляют 43,8% мужчин и 28,1% женщин. Но, несмотря на то, что почти половина молодежи хотела бы заниматься собственным делом, работает не по найму только 5,6% молодежи! Это предельно низкий показатель.
Число индивидуальных предпринимателей из молодежи — 554 тыс., в то время как общее число предпринимателей составляет 3,3 млн.
Только 16,7% предпринимателей находятся в молодом возрасте, что явно указывает на то, что молодежи не хватает стимула, условий или возможности и способности для открытия собственного бизнеса, хотя желание есть! Из тех, кто выбирает путь предпринимателя, только единицы вносят вклад в будущее страны, поскольку выпускники гуманитарного профиля выбирают не путь инноваций и технологий, в которых они просто в силу образования не разбираются, а занимаются куплей-продажей одежды, продовольствия и т.п.
Эти тенденции указывают на необходимость скорейших изменений в молодежном вопросе:
- Необходимо формирование государственной молодежной политики на всех уровнях становления и развития молодежи. Это детские сады и школы, СМИ и Интернет — как фактор воздействия на сознание подрастающего поколения, профессиональная ориентация молодежи, структура подготовки профессиональных кадров и структура российской экономки, политика в отношении молодых семей и др.
- Безотлагательно следует вернуть национальную идею народу, и государство обязано ее всецело поддерживать и защищать. Пока молодежь находится в стадии становления, ей необходима направляющая роль наставника, которым и выступает государство. Национальная идея неразрывным образом должна быть связана с традиционными российскими ценностями.
- Необходима работа со СМИ и иными инструментами мягкой силы — телевидение, кино, Интернет. Около 50–60% молодежи предпочитает свое свободное время проводить за просмотром телепередач и видеофильмов. Бесконтрольный поток «мусорной» информации, пропагандирующей ценности античеловека, убивает в молодежи способность отделять добро от зла, лишает ее морально-нравственных ориентиров.
- Молодежи следует переосмыслить политические и жизненные приоритеты. От подхода критики без действий, готовности примириться с внешними обстоятельствами, молодежи предлагается осознать, что именно она — эта основа будущего России и от выбора молодежью профессии, ценностных ориентиров зависит то, в какой России жить молодежи и детям через 20–30 лет.[3]
Каковы основные проблемы молодежи? Проблемы, с которыми сталкивается молодежь, связаны с положением молодежи в социальной структуре, характеризуемым, прежде всего переходностью и нестабильностью. Социальные процессы, которые происходят в современности, только усугубляют эти проблемы.
Экономические факторы более всего влияют на положение молодежи. В своей массе молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей.
Желание получить образование отодвигает начало трудовой деятельности на более зрелый возраст, а отсутствие опыта и знаний препятствует получению высокооплачиваемых должностей.
Заработная плата молодежи гораздо ниже средней заработной платы, чрезвычайно мала и студенческая стипендия. Если в периоды социальной стабильности эти проблемы в целом могут быть решены или смягчены, то в кризисный период они значительно усложняются.
В ситуации экономического спада резко увеличивается численность безработных в молодежной среде и молодым становится все сложнее достичь состояния экономической самостоятельности.
Духовные факторы не менее важны. В современности усиливается процесс потери нравственных ориентиров, размывания традиционных норм и ценностей.
Молодежь как переходная и нестабильная социальная группа наиболее уязвима перед негативными тенденциями современности.
Так, постепенно нивелируются ценности труда, свободы, демократии, межнациональной терпимости, а на смену этим «устаревшим» ценностям приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность.
Характерный для молодежи протестный заряд в кризисные периоды искажается, приобретая жестокие и агрессивные формы. При этом происходит лавинообразная криминализация молодежи, растет численность молодых людей с социальными отклонениями, такими, как алкоголизм, наркомания, проституция.
Важнейшей проблемой духовного плана остается проблема «отцов и детей», связанная с конфликтом ценностей молодежи и старшего поколения. Соблюдение норм и традиций старшего поколения обеспечивает поддержание устойчивости общества. Но традиционные нормы могут устаревать — тогда они будут играть дестабилизирующую роль.
То же касается и инноваций: некоторые из них могут быть полезны для общества, а некоторые — губительны для него. Поэтому важно различать, какие ценности следует поддерживать, а от каких нужно отказаться.
Очевидно, вопрос о том, что предпочтительнее — ценности отцов или ценности детей, имеет культурно-исторический ответ. В стабильно развивающемся и устойчивом обществе востребованы ценности старшего поколения.
Но в условиях глубокого социального кризиса приходится отказываться от многих устаревших ценностей и начинать поиск новых ориентиров, соответствующих изменившимся условиям жизни.
Однако даже при самом радикальном изменении этих условий многие традиционные ценности должны сохраниться для поддержания культурной преемственности поколений в обществе. Нельзя полностью отказаться от традиций, как, впрочем, нельзя полностью перекрыть дорогу новому.
Молодежь, с одной стороны, — это незащищенная группа, являющаяся, скорее, дестабилизирующей силой в обществе, а с другой — это поколение, от которого зависит будущее страны. Такой особый статус молодежи рождает потребность в адекватной молодежной политике, способной решить или смягчить имеющиеся проблемы, а также направить в созидательное русло творческий потенциал молодежи.[4]
Библиографическая ссылка
Макарин А.И., Ветвицкая С.М. МОЛОДЕЖЬ В РОССИИ СЕГОДНЯ: ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ И ПРОБЛЕМЫ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6.;
URL: /eduherald.ru/ru/article/view?id=17862 (дата обращения: 10.12.2022).
Источник: /eduherald.ru/ru/article/view?id=17862