Слава Маяковский
- Подростки – одни из групп, которую больше всего затрагивает проблема агрессии.
- Почему так происходит?
- Существует множество гипотез насчет того, откуда берется агрессивное поведение подростков.
- Дискуссии и исследования о природе подростковой агрессии особенно активно ведутся в последнее время, и остается большой пласт нерешенных вопросов.
- Влияет ли медиа, игры и поп-культура на агрессивность?
Очевидно, что с помощью насилия и открытой злости подростки выражают, или ищут пути выражения, личных переживаний. Подобным поведением, они неосознанно дают понять о своих внутренних конфликтах.
Под категорию агрессивных несовершеннолетних часто попадают дети, которые не чувствуют принятия, заботы и любви со стороны общества и семьи.
Или подростки с трудным детством и неблагоприятной средой воспитания. Большинство взрослых людей даже не пытаются думать о чувствах агрессивного ребенка, примитивно загоняя его в шаблон “трудного подростка”, “хулигана”. Такой ребенок достоин только наказания, а не помощи. Так с «плохим» поведением не справиться. Это провоцирует новые вспышки враждебности. В том числе и аутоагрессии.
Аутоагрессия — активность, нацеленная, осознанно или неосознанно, на причинение себе вреда в физической и психической сферах.
С точки зрения психоанализа она относится к механизмам психологической защиты. Аутоагрессия проявляется саморазрушительным поведением. Всамообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений различной степени тяжести вплоть до самоубийства.
Многие путают эти два понятия. Разница заключается в постоянстве и природе действий, которые мы называем жестокими. Агрессивность — это качество личности, возможно приобретенное. Личность у несовершеннолетних только формируется и это качество может легко встроиться в нее. По поведению – это ситуативные поступки, которым часто могут удивляться.
Агрессивным человеком можно назвать, например, мальчика, издевающегося над кошками во дворе и крадущего телефоны на улице. Человеком с агрессивным поведением может быть подросток, который подрался с одноклассником, по какой-либо причине.
Выделяют несколько теорий возникновения агрессии: теория инстинкта Зигмунда Фрейда и Конрада Лоренца, социально-когнитивная теория Альберта Бандуры, фрустрационная теория Джона Долларда. Предлагаю рассмотреть возможными причинами агрессии подростков на основе этих теорий.
- Теория инстинкта Эта теория рассматривает агрессию как врожденную и органическую реакцию, основанную на фрустрации. Фрустрация – это состояние, которое возникает при невозможности удовлетворения какой-либо потребности, когда человек не может получить того, чего хочет. У подростков все инстинктивные реакции становятся ярче, и контролировать их сложно из-за стресса и гормонального всплеска. И это выражается деструктивным поведением, вспышками. Фрейд говорит, что агрессия появляется из «спора» влечения к жизни, созиданию, и влечения к разрушению, которые заложены в человеке с самого рождения. Агрессивным поведением проявляется защита. Она дает не разрушать самого себя, разрушая вместо этого мир вокруг. В переходном периоде жизни тема противоречий и внутренних споров крайне обострена и актуальна. Подросток подсознательно учится использовать защитные механизмы, хоть и не всегда удачно и безопасно.
- Фрустрационная теория Определение фрустрации мы дали выше. Теория фрустрации говорит об агрессии как о продукте переживаний, связанных с непреодолимыми трудностями. В случае тинейджеров большим препятствием для реализации идей и желаний часто становится угнетение, или просто подавление всех стремлений со стороны родителей, учителей и сверстников. В огромном количестве случаев психологическим препятствием становятся фразы, подобные таким.
- «Ты еще маленький»
- «Не лезь туда, ты недостаточно…. Взрослый, компетентный, умный…»
- «Мы лучше знаем, что для тебя нужно, сиди тихо»
В таких случаях злость со стороны юноши или девушки направлена на давящую сторону и косвенно на себя.
Родители, употребляя подобные фразы в общении с подростками знайте, к чему они могут привести!
Фрустрация, вызывающая аутоагрессию может быть спровоцирована и сомнением в своих силах, что характерно для многих подростков.
Сомнение может перерастать в самоуничижение и ощущение полной невозможности делать что-либо. Что особенно свойственно людям, склонным к депрессивным состояниям.
Больше про депрессию подростков вы можете узнать в нашей статье. При таких обстоятельствах внутренняя агрессия сильнее внешней.
Фрустрация проявляется не только из-за неудач в самореализации. Причиной агрессивного поведения может быть и банальное неудовлетворение потребностей. Кроме потребности в любви и одобрении со стороны семьи, у тинейджеров появляются новые нужды.
Это принятие важным сообществом, уважение, возможность открыто высказываться и прочие. Эти новые потребности часто не замечают и игнорируют, что приводит к фрустрации.
Долгий период фрустрации вызывает либо стресс, который тоже ведет к агрессии из-за истощения, либо озлобленность на тех людей, которые должны были учитывать потребности молодого человека.
В общении с подростками и их воспитании нужно очень много внимания. Но важно не нарушать личное пространство. Ведь потребность в его уважении тоже очень важна
- Теория социального научения Согласно этой теории, люди «учатся» агрессивному поведению, наблюдая за постоянным окружением. Если ребенок на протяжении своей сознательной жизни видит, как родители кричат друг на друга и на окружающих, он с большой вероятностью вырастет жестоким подростком. Враждебность становится условным рефлексом. Кажется, что бороться с таким поведением невозможно. Но это не так. Его можно тормозить, просто не давая подкрепления. Во-первых, подросток должен видеть пример не агрессивного поведения в окружении. Во-вторых, он не должен получать ответной агрессии в ответ на свои нападки. Копирование поведения старших характерно для тинейджеров. У них возникает потребность в ролевой модели.
Говоря об агрессивном поведении по форме можно его разделить на:
- Физическую агрессию. Это причинение материального ущерба объекту, физическое насилие, что понятно из названия. Часто применяется подростками в случаях драк, жестокости по отношению к животным.
- Вербальная агрессия. Она может выражаться в оскорблениях, пассивной агрессии, бойкотах и спорах, перерастающих в перепалку. Вербальная агрессия направлена на причинение морального ущерба. На это в основном жалуются родители, устанавливая клеймо «трудного подростка».
По цели проявления агрессии бывает:
- Агрессия защиты. По большей части защитный механизм, провоцируемый насилием со стороны окружающих — семьи и сверстников. «Петя оскорбил мою девушку — я встречу его после школы и подерусь с ним».
- Агрессия-провокация. Это то, чем занимается тот самый Петя, чтобы удовлетворить любопытство, поиздеваться или получить реакцию.
- Инструментальная агрессия — случай, в котором агрессия является не самоцелью, а способом достижения цели. Я ударю человека и получу то, что мне нужно.
Современные дети подросткового возраста действительно, более агрессивны. Причем у девочек трудности с регуляцией жесткости появляются раньше, в 13-14 лет. У мальчиков этот процесс начинается чуть позже, обычно в 14-16 лет.
По большей части на поведение тинейджеров влияют изменения, которые происходят в них. У подростков активно формируется личность и самосознание, меняется восприятие себя и отношение к ним со стороны общества. Они переживают гормональный всплеск. Это способствует агрессивному поведению.
На поведение подростков оказывают влияние все сферы жизни, которое их окружают: семья, детский социум, СМИ.
Но каждый подросток в одних и тех же условия ведёт себя по-разному. Это зависит от его личностных особенностей.
Но не стоит забывать, что агрессия — не только «плохое» поведение. Это необходимость, защитная реакция организма, один из способов добиться желаемого.
Особенности агрессивного поведения у подростков
- Физическая агрессия как самый простой способ выражения враждебности, постепенно даёт место вербальной агрессии, которая не причиняет такого сильного видимого вреда;
- Несмотря на это, на протяжении всего подросткового возраста для девочек более характерна вербальная агрессивность. А мальчики «предпочитают» физическую.
Первое, что необходимо знать родителям – это теорию об агрессии. Для этого мы написали эту статью. А теперь – практика.
Чего делать с агрессивными подростками нельзя
- Игнорировать;
- Вступать в постоянные неконтролируемые конфликты в семье;
- Ставить крест на ребенке, увидев неугодные проявления личности;
- Клеймить и осуждать;
- Применять гиперопеку.
Подобные действия ведут за собой негативное отношение к семье, иногда аутоагрессию «Мне говорят, что я безнадежное разочарование и глупый ребёнок. Может, это правда? Может, я заслуживаю такого обращения?»
Подобные мысли могут сильно подорвать самооценку ребенка. Учитывая то, что не всегда у подростка получается контролировать свою агрессию.
- При конфликтах в семье в игру вступает социальное научение, о котором мы говорили. Родители так себя ведут – значит это правильно
- Игнорирование заставляет ребенка справляться со всем самому, что повышает уровень стресса и фрустрации, сложности с определением категорий «хорошо» и «плохо».
- Что делать можно и нужно:
- Обращать внимание на подростка, по возможности говорить с ним о том, что его волнует и что может вызывать агрессию;
- Если произошла вспышка агрессии обсудить этот случай, поговорить о чувствах, которые испытывал ребенок;
- Контролировать жестокость в самих себе;
- Не разрешать, но спокойно и уверенно, проявление агрессии в свою сторону;
- Не поднимать панику. То, что не нравиться родителям и кажется невероятным, часто является нормой поведения тинейджера;
- Принимать ребенка, воспринимать его, как настоящего человека с чувствами;
- Если не справляетесь — стоит обратиться к психологу, не дожидаясь наступления серьезных проблем. С его согласия, конечно же.
Действовать надо спокойно и уверенно. Находить причины агрессивного поведения, обсуждать с подростковом его чувства, помогать ему найти социально – приемлемые способы выражения его чувств. Так можно не только смягчать негативные вспышки, но и в целом улучшить отношения.
Переходный возраст — сложный период для каждого человека, и самого подростка, и его окружения. Но справиться с этим и не допустить болезненных последствий вполне возможно.
В центре К.О.Т. разработана программа «Властелин Эмоций», на которой подростки учатся понимать с выражать в свои эмоции, работать со своим с поведением. Это реальная эффективная помощь самому современному подростку и его семье.
Интересно узнать на сколько ли подросток контролировать свои эмоции? Пройдите простой тест и получите советы психологов!
Пройти тест
Занимайтесь самообразованием, не забывайте думать, прежде чем говорить и делать. Вдох, выдох, сохраняйте спокойствие и человеческое отношение. «Трудный подросток» — только вершина айсберга, смотрите глубже и не отчаивайтесь.
Источник: /tren-kot.ru/stati-po-detskoy-psihologii/agressivnoye-povedeniye-podrostkov/
Почему подростки такие агрессивные? Статистика и мнения специалистов
Что с нами происходит? Почему наши дети становятся агрессивными? Почему с таким наслаждением они снимают и выкладывают в социальные сети, как бьют и унижают своих одноклассников, издеваются над животными.
Почему девиантное поведение становится нормой? К сожалению, массового исследования на тему «Подростковая агрессия» не то что в Липецкой области, но и в России не проводилось. В Омске недавно был проведен опрос среди учащихся 7–9 классов.
Вывод психологов неутешителен — 25% подростков могут проявить агрессию в одиночку, 50% — в присутствии других агрессивно настроенных сверстников.
Реже, но больнее
Дерутся нелюбимые дети, озлобленные дети. Когда родители сами по себе, а дети сами по себе, где ребенок будет искать поддержку? В интернете и на улице. Важно, чтобы в семье были нормальные родительско-детские отношения,
— говорит заместитель начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных и подразделения по делам несовершеннолетних, начальник отделения ОДПДН УМВД России по Липецкой области Светлана Ушакова.
Если сравнивать криминальную обстановку 1990-х, когда каждое четвертое преступление совершалось подростками, сейчас, по данным полиции, доля подростковой преступности составляет 3%. Общество изменилось, констатирует Ушакова, оно стало более стабильным, благополучным. В полиции отмечают не только снижение числа подростковых преступлений, но и их направленность.
Львиная доля — это кражи, угон машин, реже — грабеж. На всей территории Липецкой области в 2017 году было зафиксировано лишь 20 преступлений, совершенных подростками против здоровья и жизни других людей. Однако, отмечает начальник отделения ПДН, преступления стали более жестокими.
Наиболее агрессивный возраст, который требует внимания — 16–17 лет, именно на этот период приходится наибольшее число преступлений.
Грани насилия С точки зрения психиатрии, агрессия — это защитная психологическая реакция организма на психотравмирующую и неблагоприятную ситуацию.
Русский писатель Платон Беседин считает, что причина растущей агрессии и агрессивности — в самом обществе.
В обществе, которое сняло кальку с Запада, переняло его атрибуты и во главу всех ценностей поставило потребление и самоутверждение.
В этой системе действуют массовая культура, густо замешанная на сексе и насилии. Это давно уже стало общим местом, но от того не перестало быть злом. У него — разные лики: от грязи очередного ток-шоу до компьютерной игры с кровью и кишками. Все это — грани насилия,
— считает Платон Беседин.
Оскорбление в социальных сетях — это тоже насилие. Безнаказанность в интернете — это приманка для слабого затравленного подростка, чтобы вылить свою агрессию, таким образом высказать накопившиеся обиды. Здоровый, сильный не будет вести себя подло, не будет обижать слабого, не будет унижать того, кто не сможет ему ответить. Агрессия — это защитная реакция больного и слабого организма.
По данным депутата областного Совета Андрея Трофименкова, в регионе действует несколько десятков сообществ «Опасный Липецк», где тиражируются и поощряется оскорбление подростков.
На запрос депутата УМВД уже дало ответ: «Регистрационные данные администраторов 11 групп „Опасный Липецк“ установлены.
Материал передан в Правобережный следственный отдел Следственного комитета по Липецкой области».
По данным прокуратуры Липецкой области, в рамках защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, только в 2017 году в регионе выявлено 236 нарушений.
Начать с семьи Клинический психолог Липецкой областной психоневрологической больницы Яна Владимирова отмечает общий рост обращений педагогов и родителей с жалобами на агрессивное поведение детей, у которых нет органических поражений и психических заболеваний, могущих обусловить такое поведение. Дети грубят учителям, родителям, дерутся между собой и даже бьют родителей и учителей.
— Это неточное выражение — «наше общество больно». Вернее было бы сказать: неправильно расставлены приоритеты в обществе. Наши дети растут на этом. Плюс те примеры, что мы, взрослые, подаем им. Ребенок учится тому, что он видит у себя дома. Почему он должен вести себя по-другому?
А что видит ребенок дома: замотанных родителей, которые стремятся заработать больше и хотят, чтобы у их ребенка было все. Однако это все подразумевает зачастую лишь материальное: телефон, гаджеты, модная одежда.
Как давно вы читали вслух ребенку на ночь? Смотрели с ним фильм? Интересовались его делами — нет, не «когда он исправит двойку по физике», а почему он/она больше не дружит с Гришей/Машей или почему вздыхает у окна.
На самом деле, все начинается с раннего детства, к подростковому возрасту все накопленные проблемы превращаются в один большой снежный ком.
Очень большую роль в агрессивном поведении подростков играют отношения с родителями и близкими родственниками. Все идет из семьи. Чаще всего причиной детской агрессии является нехватка внимания родителей. Известный треугольник: ребенок — мама — папа.
Если треугольник деформируется, то ребенка может унести в разные стороны. Вызвать агрессивное поведение детей можно и гиперопекой. С одной стороны, ребенком вроде бы занимаются, но на самом деле подавляют его.
Даже при видимой идеальной картине семьи, где, кажется, все хорошо, но нет теплых эмоциональных отношений между самими родителями, родителями и детьми, мы получаем детскую агрессию,
— говорит Яна Владимирова.
По словам Владимировой, современное общество ставит настолько высокие требования к человеку, что родители переносят это и на детей:
— Иногда родителям нужно снизить планку требований к ребенку. Родители могут задавить своего ребенка идеалом, который стоит у них перед глазами: ты должен, ты обязан. Запомните: ребенок ничего не должен и не обязан. Цель родителей — направить ребенка на верный путь, не навязывая его, не заставляя силой, а предоставляя право выбора.
Воспитать родителей В советской школе были уроки «Этики и психологии семейной жизни». Можно спорить об их нужности, но это была попытка объяснить подросткам, будущим родителям, что такое ребенок, каково жить с ребенком, какие чувства он испытывает.
По мнению психологов, современные российские родители рожают себе пупсика, который к трем годам перестает подчиняться им, и тогда начинаются проблемы. Физическое насилие дома по отношению к детям зачастую становится нормой поведения в семье. Насилие со стороны родителей рождает насилие в ребенке.
А если родители ссорятся при ребенке, если отец избивает мать, если женщина при ребенке унижает его отца — можно ли говорить о формировании нормальной картины мира у маленького человека.
О тонкостях использования банковского аккредитива рассказали специалисты ЦБ РФ на сайте fincult.info.
4 декабря липецкие выпускники школ напишут итоговое сочинение, чтобы получить допуск к государственной аттестации. Но дл…
Для чего это сделано?
Секретами поделилась консультант проекта Минфина по повышению финансовой грамотности Анна Воробьёва,.
Выбирая в 11 классе предметы для сдачи ЕГЭ, школьник практически определяет свое профессиональное будущее.
Источник: /most.tv/news/92935.html
Агрессивное поведение в подростковом возрасте и методы коррекции
В статье рассматривается проблема агрессивного поведения у подростков, выделяются основные классификации агрессивного поведения, выявляются причины и факторы, способствующие формированию агрессивного поведения. Особое внимание уделяется видам коррекционной работы и методам коррекции агрессивного поведения.
Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, коррекция, коррекционная работа, педагогическая коррекция, психологическая коррекция, метод «взрыва», ролевой тренинг, метод возмещения.
В последнее время проблема агрессии является одной из самых значительных проблем современной педагогики и психологии.
Рост преступности в России за 2015 год составляет: 40,7 % краж, 7 % грабежей, 5 % разбоев, 80 % убийств.
При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточенный характер.
Вопросами психологических особенностей проявления агрессивности подростков занимались такие психологи и педагоги, как Авдулова Т. П, Бреслав Г. Э, Бандура. А, Мардахаев Л. В, Семенюк Л. М и др.
Агрессия — это поведение, связанное с нанесением физической или моральной травмы другому человеку или угрозы таковой [4].
С. Л. Соловьева выделяет четыре условия, при наличии которых можно говорить об агрессивном поведении:
- в контексте социальных взаимоотношений, т. е. в ситуации общения между собой двух или более людей;
- при наличии цели или результата агрессивных действий;
- при демонстрации превосходства в силе или применение силы к человеку, группе людей;
- когда целью или результатом действий является причинение вреда [4].
К причинам агрессивного поведения подростков относят: личные проблемы, неблагополучие семьи, внутрисемейные конфликты, недовольство собственной внешностью.
Для подростков характерны следующие виды агрессивного поведения:
- Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица;
- Косвенная — этодействия непрямые, т. е. окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, хлопанье дверями).
- Вербальная — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
- Раздражение — готовность к проявлению при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости.
- Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир.
- Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении.
Цель нашего эмпирического исследования заключалась в изучении специфики агрессивного поведения в подростковом возрасте. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 2 г. Судогда.
Испытуемыми были подростки 8 класса: 10 юношей и 15 девочек. В качестве диагностического инструментария использовались: методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е. П. Ильин, П. А.
Ковалев),«опросник Басса-Дарки», тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях».
В ходе выполнения методики (ЛАК) Е. П. Ильина и П. А. Ковалева, было установлено, что девочкам, также как и мальчикам свойствена бескомпромиссность.
Такая позиция характеризуется неуступчивостью, стремлением избегать напряженность в отношениях, поиском средней позиции в спорных и конфликтных ситуациях. В меньшей степени у девочек выражена шкала мстительности.
Они считают, что добро эффективнее мести, им свойственно уважение к людям.
Анализ результатов показал, что мальчики мстительны, склонны считать, что ни одно оскорбление не должно быть оставлено безнаказанным.Мальчикам присуща повышенная раздражительность, низкий уровень самоконтроля и саморегуляции в ситуациях критики. Однако мальчики считают, что каждый человек имеет право на свое мнение, на совет с близкими или коллегами при принятии решений.
По результатам Опросника «Басса-Дарки» были выявлены следующие типы агрессии:физическая агрессия — 20 % (5 мальчиков) и 4 % (1 девочка); косвенная агрессия — 4 % (1 мальчик) и 4 % (1 девочка); раздражение — 8 % (2 мальчика) и 4 % (1 девочка); негативизм — 4 % (1 мальчик) и 8 % (2 девочки); обида — 4 % (1 мальчик); подозрительность — 0 детей; вербальная агрессия — 4 % (1 мальчик) и 16 % (4 девочки); чувство вины — 12 % (3 мальчика) и 8 % (2 девочки).
Тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях» показал: высокий уровень агрессивности -1 человек (4 %); средний уровень — 20 человек (80 %); низкий уровень — 4 человека (16 %). Таким образом, склонность и выраженность к агрессивному поведению проявляется больше у мальчиков, чем у девочек.
Подростковый возраст — этап от 10–11 до 15 лет. Соответствующий началу перехода от детства к юности и относящийся к числу критических периодов возрастного развития, связанного с кардинальными изменениями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения.
Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречие не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоциально-ценностного отношения к себе.
Современный подросток может реализовать свою агрессию двумя способами:
- проявлять открыто, получая тычки и жизненный опыт. Следуя этим путем, он либо добивается авторитета, престижа и самореализации, либо ломается, спивается, наркотизируется, садится в тюрьму, кончает жизнь самоубийством;
- прятать и подавлять, быть послушным, но при этом утрачивать часть энергии, ничего особого в жизни не добиваясь. Подавленная энергия в этом случае будет прорываться наружу в виде либо невроза, либо психосоматического заболевания [2].
Агрессивные подростки, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов.
У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых.
У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.
Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.
Исследованием проблемы педагогической и психологической коррекции агрессивного поведения подростков в отечественной психологии занимались Н. А. Дубинко, М. П. Квадрициус, Н. А. Корытченкова, Э. И. Кондракова, Е. А. Карасева, Л. М. Семенюк, Т. П. Смирнова, И. А. Фурманов, Л. М. Чепелева, и др.
- Основными задачами коррекционной работы с агрессивными подростками являются: обучение приемам регулирования эмоционального состояния, начиная от дыхательных упражнений до более сложных форм тренировки, а также формирование и закрепление альтернативных способов поведения в ситуациях, провоцирующих агрессию, с помощью демонстрации моделей такого поведения и проигрывания критических и конфликтных ситуаций.
- Существует два вида коррекционной работы: педагогическая и психологическая.
- Педагогическая коррекция включает в себя совокупность педагогических воздействий, направленных на исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка и формирование новых, более адекватных моделей поведения.
- К специальным методам педагогической коррекцииотносятся: субъективно-прагматический (обусловлен возрастающей автономией личности в современном мире); метод естественных последствий (любое действие имеет последствия); метод возмещения (любой ущерб, нанесённый другому человеку, должен быть возмещен) метод коррекции через труд («трудовой метод»).
- Психологическая коррекция — метод комплексного психологического воздействия на подростка для изменения его жизненных установок, взглядов, навыков поведения, а также развития таких психических функций, как память, внимание, мышление [2].
Психологическая коррекция агрессивного поведения подростков, как указывают Н. М Платонова, Г. Э. Бреслав, Е. В Змановская и другие, включает в себя несколько наиболее распространенных методов:
- коррекция агрессивного поведения через творческое выражение (технологии арт-терапии различной направленности);
- коррекция агрессивного поведения через участие в тренинговой группе с целью формирования навыков адаптивного и конструктивного поведения (через тренинг навыков, сюжетно-ролевые игры, групповые дискуссии и т. д.) [2]
Коррекция агрессивного поведения подростков может реализовываться через следующие объективные и оптимальные педагогические условия:
- систему диагностики, профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков являющуюся обязательным компонентом целостного педагогического процесса школы;
- организацию работы по коррекции агрессивного поведения во взаимодействии группы специалистов (зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог, педагог-психолог, классный руководитель, учитель-предметник);
- организацию коррекционной работу, основанной на принципах личностно-ориентированного подхода, уважения к личности и принятия индивидуальности каждого подростка;
- организацию эффективного взаимодействия педагогов с родителями агрессивных подростков, их взаимную ответственность за результаты коррекционной работы.
Таким образом, коррекция агрессивного поведения — это гибкое чередование и комбинирование методов и приемов поведения взрослого в зависимости от особенности вида и выраженности меняющегося поведения подростка.
Коррекция агрессивного поведения подростков должна носить комплексный, системный характер и учитывать основные характерологические особенности агрессивных подростков (отсутствие контроля над своими эмоциями, ограниченный набор поведенческих реакций в проблемных ситуациях, отсутствие эмпатии, уровень тревожности).
Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей. Для коррекции агрессивного поведения у подростков существует огромное количество методов, тренингов, терапий.
Литература:
- Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Т. П. Авдулова. — М.: 2012. — 240 с.
- Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов / Г. Э. Бреслав. — СПб.: Речь, 2007. — 144 с.
- Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений / Бандура А. — М.: Просвещение, 2008. — 202 с.
- Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник / Л. В. Мардахаев. — М.: Гардарики, 2006. — 269 с.
- Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения и условия его коррекции: Учебное пособие / Л. М. Семенюк — М.: Флинта, 1998. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): агрессивное поведение, коррекционная работа, агрессивное поведение подростков, психологическая коррекция, девочка, подросток, мальчик, подростковый возраст, коррекция, педагогическая коррекция.
Источник: /moluch.ru/archive/113/29326/
Причины агрессивного поведения подростков
Данные современной науки убеждают, что агрессивный подросток — это прежде всего обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. Черты, качества агрессивности он приобретает под воздействием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.
Агрессивность в личностных характеристиках подростка формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении.
Также могут влиять и его природные особенности — темперамент, например возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность.
Формирование агрессивного поведения подростков зависит от ряда факторов, к которым следует отнести: ближайшее окружение подростка — родительская семья, группы сверстников, макросреда — образовательные учреждения в которых ребенок прибывает длительное время (школа, училище), а также — традиции и законы данной культуры, средства массовой информации.
Решающая роль отводится семье. Именно в ней в процессе взаимодействия и взаимовлияния супругов, родителей и детей закладываются основы норм и правил нравственности, навыков совместной деятельности, формируются мировоззрение, ценностные ориентации, жизненные планы и идеалы.
Реакция родителей на неправильное поведение ребёнка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии или дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сёстрами — вот факторы, которые могут предопределить агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими в зрелые годы.
Характер отношений между родителями и подростками является очень важным фактором.
В подростковый период влияние родителей уже ограниченное, но ценностные ориентации, понимание подростком социальных проблем, нравственной оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.
В то же время для подростка характерно стремление к эмансипации от близких взрослых.
Они еще нуждаются в любви, заботе и мнении родителей, но вместе с тем уже испытывают сильное стремление быть самостоятельными и равными.
И то, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье и возможности родителей перестроиться, принять ребёнка как взрослого человека.
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным.
Крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи — жесткий тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.
Помимо контроля в семейных отношениях важны ожидания родителей, забота о ребенке, последовательность или непоследовательность требований, ему предъявляемых, и, конечно, эмоциональная основа этих отношений — любовь, принятие ребёнка или его неприятие.
Особенности неблагополучия в семье рассматривали многие авторы, которые также и предлагали классификацию неблагополучных семей, которые не противоречат, а дополняют друг друга.
В классификации психолога Л.С. Алексеевой выделяются следующие типы семей:
- конфликтная семья — стиль отношений в семье конфликтный, преобладает атмосфера недовольства, недоверия, раздражения, агрессивности, ссор, драк;
- аморальная семья — конфликтность переходит в аморальность, когда брань, драки, пьянство, измены становятся привычным фоном общения;
- педагогически некомпетентная семья — наличие в семье авторитарности, либо попустительства в отношении детей, гиперопеки, гиперсоциальности, недостаточной отзывчивости;
- асоциальная семья — ведение родителями аморального или противоправный образ жизни.
Психолог Г.П. Бочкарева выделяет типы семей на основе преобладающей в них атмосферы взаимоотношений:
- семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям, подавляют их волю;
- семья без эмоциональных контактов между ее членами — безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений;
- семья с нездоровой нравственной атмосферой — ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, вовлечение его в аморальный образ жизни.
Психолог З.В. Баерунас дает свою классификацию типов семей: семья с отсутствием сознательного воспитательного воздействия на ребенка; семья с высоким уровнем подавления и насилия; семья с преувеличением из эгоистических соображений самостоятельности ребёнка; семья с хаотичным воспитанием, без системы.
В классификации психолога Б.Н. Алмазова представлены: семьи с недостатком воспитательных ресурсов (разрушенные или неполные семьи); конфликтные семьи; нравственно-неблагополучные семьи; педагогически некомпетентные семьи.
Если рассмотреть каждый тип семьи через порог агрессивности, то можно увидеть, что каждая из них может стать источником агрессивного поведения. Такие характеристики семьи как: полная — не полная, благополучная — не благополучная, также связаны с проявлением агрессивных реакций подростков.
Психиатром Р.Г. Илешевой были выделены типы неправильного воспитания в семье, способствующие формированию агрессивности у ребенка:
воспитание по типу гипоопеки. «Гипо» — понижение, или безнадзорность. Встречается в деформированных семьях, в которых имеет место алкоголизм родителей, в конфликтных семьях, а также формально благополучных семьях. В последних воспитательные обязанности выполняются декларативно, сводятся лишь к материальному обеспечению.
У подростков, выросших в условиях гипоопеки, часто наблюдаются склонности к вредным привычкам в виде раннего курения, приобщения к употреблению алкоголя, наркотических и токсических средств. Для них характерны побеги из школы, приобщение к антисоциальным группам подростков, совершения правонарушений.
В результате формируются такие черты характера, как злобность, агрессивность со склонностью к дракам и другим отрицательным поступкам.
воспитание по типу «кумир семьи». Заключается в том, что подросток в семье является центром внимания, когда постоянно восхваляют все его качества, например касающиеся его внешнего вида, интеллектуальных данных и т.д.
При таком воспитании у подростка высокое самомнение, переоценка собственных качеств, и непоколебимая жажда признания, а поведение характеризуется демонстративностью, повышенным интересом к дорогим нарядам, «престижным вещам» и занятиям.
Такие подростки стараются любыми способами привлечь к себе внимание. При невыполнении их желаний они становятся злобными, агрессивными.
воспитание по типу Золушки. Заключается в том, что родители проявляют излишнюю строгость, чрезмерную требовательность к подростку, требуя беспрекословного послушания.
В результате формируются такие характерологические особенности, как неуверенность в себе, нерешительность, неумение отстаивать свои интересы, пугливость, робость.
В некоторых случаях развивается вспыльчивость, возбудимость, агрессивность.
Как считают психологи Р. Бэрон и Д. Ричардсон, семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома.
Наказание детей может способствовать как подавлению агрессии, так и ее стимуляции, включая овладение формами агрессивных действий. Ребенок видит, что сильный и старший может проявлять, демонстрировать агрессивные действия. Наблюдения показывают, что агрессивные дети воспитываются родителями, применявшими к ним физическое насилие.
Дети, которых часто и сильно били, ведут себя спокойно и даже покорно дома, но по отношению к посторонним, к ровесникам проявляют больше агрессивности, чем их товарищи, у которых в семье была другая ситуация. Наказание — это модель агрессивного поведения, передаваемого ребенку взрослым.
Проявления агрессивного поведения среди подростков состоят в тесной зависимости от состояния семейных отношений, от мировоззрения и поведения родителей, взрослых.
По мнению психолога Е.И. Рогова, к агрессивному поведению приводят длительные и частые фрустрации: унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей.
Взаимоотношения ребенка с братом или сестрой, также, являются основополагающими в его научении проявлению агрессивности в поведении. Подтверждают этот факт исследования социолога Р.
Фельсона, который обнаружил, что дети проявляют больше физической или вербальной агрессии против единственного брата или сестры, чем против всех остальных детей, с которыми они общаются.
Реакции родителей на проявление агрессивности детей могут оказать влияние на взаимоотношения между детьми в семье.
Таким образом, негативный микроклимат, который имеет место, во многих семьях обуславливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части подростков, стремления делать все назло, вопреки воле тех людей, которые их окружают, что создает объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.
Не менее важным в формировании индивида являются воздействия макросреды — школы, различных групп, в которых находится подросток. К неблагоприятным факторам стоит отнести смену школьного учреждения и коллектива, частую смену педагогов, различающихся педагогической позицией.
Как замечает психолог Л.М. Чепелева, в наши дни школа не всегда является примером мирного сосуществования.
Так, разрыв между интеллектуальным уровнем и подготовленностью ребенка к школе, с одной стороны, и системой школьных требований, связанных с учебой, с другой стороны, образует конфликтную ситуацию, которая может иметь длящийся характер.
Этот внутренний конфликт может способствовать проявлению агрессивности в общественно-отрицательных формах поведения: пропуске занятий, обмане, уходе из дома, чрезмерной раздражительности.
Сведения об агрессии ребенок получает также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей.
Подростки, кто наиболее агрессивен, скорее всего, оказываются отверженными большинством в своей возрастной группе и будут искать друзей среди других агрессивных сверстников. Это создает дополнительные проблемы, т.к.
в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов.
Агрессивное поведение, направленное против сверстников, встречается гораздо чаще, чем против взрослых. Во-первых, со сверстниками ребенок сталкивается ежедневно. Во-вторых, будучи слабым сам, он ищет жертву заведомо слабее себя, что вообще свойственно для тех, кто желает самоутвердиться. Мальчики-агрессоры доминантны.
Девочки-агрессоры незаметны и изворотливы, агрессия с их стороны может проявляться в скрытой форме. Они высмеивают, подтрунивают, манипулируют кругом подруг, распространяют слухи и подстрекают других детей против персоны, которая им не нравится.
Конфликты между детьми возникают не только в ситуации конкуренции и борьбы за лидерство, но и некомпетентных действий или оценок педагогов.
На формирование агрессивного поведения особое влияние оказывают средства массовой информации и реклама.
Исследователи в области массовой рекламы отмечают, что за последнее время произошло усиление агрессивной направленности многих телевизионных рекламных роликов, часто повторяющихся в течение длительного времени.
Учитывая то, что реклама на телевидении обладает сильным психологическим воздействием на население, можно утверждать: наиболее сильное воздействие она оказывает на психику подростков.
- Психиатры и психологи пришли к выводу, что воздействие телевидения на подростков преимущественно негативное. Ученые убеждены в следующем:
- подростки в серьезных ситуациях, в игре, в межличностном общении подражают насилию, увиденному на экране;
- они склоны отождествлять себя с определенными жертвами или агрессорами;
- подростки становятся не чувствительными к грубости, жестокости, посмотрев много сцен насилия;
- они начинают считать насилие приемлемой формой и моделью поведения и способом решения своих проблем.
Выделяют четыре основных детерминанты агрессии: социальные, внешние, индивидуальные и биологические. Значимость социальных детерминант обусловлена тем, что сама агрессия «не возникает в социальном вакууме». Психологи Р. Бэрон и Д.
Ричардсон отмечают, что на агрессивное поведение влияют присутствие и действия других людей из социального окружения.
Среди социальных детерминант агрессии ведущее место принадлежит фрустрации (блокированию разворачивания целенаправленного поведения), физическим и вербальным провокациям, характеристикам объекта агрессии (пол, раса) и подстрекательству со стороны окружающих.
Однако агрессию порождают не только слова и поступки других людей. Она может стать следствием действия особенностей среды или ситуации обитания, которые повышают вероятность агрессии. Ими могут стать параметры физической среды, создающие дискомфортные условия, — жара, шум, теснота, загрязненный воздух, а также воздействие средств массовой информации, прежде всего кино и телевидения.
Среди основных причин проявления агрессивности подростков необходимо выделить личностные черты (акцентуация характера, тревожность), установки, систему ценностей.
Важным аспектом в понимании причин проявления агрессивности являются акцентуации характера. По определению психиатра А.Е. Личко, акцентуации характера есть «крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены».
Из-за предельного усиления одних личностных черт за счет других подростки оказываются уязвимыми при попадании в ситуации или окружение определенного типа.
Предрасполагающими к проявлению агрессивного поведения у подростков могут быть астено-невротический, гипертимный, истероидный, неустойчивый, эпилептоидный типы акцентуаций характера.
Одна и та же поведенческая реакция разными индивидами может восприниматься и как недопустимо агрессивная, и как нормальная — все зависит от системы норм и ценностей, закрепленных в сознании подростка, и той культуры, в которой он живет.
Уровень самоконтроля, как пониженный, так и повышенный, может быть причиной агрессивных реакций. У людей со сниженным самоконтролем внутренние сдерживающие механизмы развиты слабо, поэтому они чаще могут проявлять агрессивность.
Люди, обладающие необычайно развитыми внутренними сдерживающими механизмами, способны воздержаться от агрессивных проявлений даже в случае чрезвычайно мощной провокации.
Однако когда ресурс внутренних ингибиторов иссякает, агрессивность, проявляемая лицами с повышенным самоконтролем, может принять крайние меры.
Психолог И.В. Дубровина выделяет две наиболее распространенные причины агрессивного поведения подростков:
боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению, получить повреждения;
пережитая обида или душевная травма, или само нападение. Часто страх порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых.
Психолог В.В. Лебединский связывает причину возникновения агрессивного поведения с критическими периодами в онтогенетическом развитии ребенка и подчеркивает, что дети более агрессивны в период их возрастных кризисов.
По мнению психолога Е.И. Рогова, к агрессивному поведению приводят длительные и частые фрустрации: унижения, оскорбления ребенка со стороны родителей.
Проанализировав различные подходы на проблему возникновения агрессивного поведения, можно сделать вывод, что причина возникновения агрессии полифакторна.
Проводя профилактику агрессивных проявлений в среде школьников, необходимо учитывать как природный фактор (наличие агрессивности, как личностной предрасположенности к агрессивным действиям), так и микросоциальный фактор (взаимодействие в семье, референтной группе, школьном классе), а также макросоциальный фактор (модель поведения, принятая в обществе, пропагандируемая с помощью средств массовой информации).
Источник: /studbooks.net/1657853/psihologiya/prichiny_agressivnogo_povedeniya_podrostkov