Любые изменения в законодательства являются важным событием: меняется целый ряд общественных отношений. Когда же выходит целый ряд изменений в каком-либо кодексе, то это и вовсе изменяет условия, в которых находится население государства.
Отличительной чертой любого законодательства является тот момент, что оно всегда трансформируется: появляются новые законы, изменяется и дополняется старые, устраняются пробелы и коллизии.
В данной статьей стоит ознакомиться с изменениями, которые будут в Уголовном Кодексе.
Положения, указанные в статье должны вступить уже в этом году, но некоторые из них должны были вступить и ранее, но из-за нехватки бюджетных средств пришлось перенести вступление в силу законопроектов.
Так как закон должен исполняться, то должны и быть бюджетные средства, изменение в законе требует дополнительных вложений, так как нельзя преступнику не вывести соответствующий приговор по той причине, что не хватает бюджета на данную сферу.
Итак, рассмотрим изменения, которые предусматривают законопроекты. Первым обозначим принудительные работы. Законодательные органы долго вели дебаты между собой по поводу данного изменения, но теперь они есть и вступят они в этом году. Согласно данному законопроекту лишение свободы может заменяться на принудительные работы.
Конечно же, здесь будут иметь места определенные условия, например, тяжесть преступления, различные обстоятельства и т. д.
, например, если заменить лицу, совершившее преступления по статье 105, наказание в виде лишения свободы до 15 лет на принудительные работы, это будет считаться чем-то достаточно нелогичным и полностью несправедливым.
По идее данные нормы были готовы еще несколько лет назад, но было принято решение об их переносе. Дело в том, что нужен необходимый ресурс для реализации данного закона, поэтому требовалась подготовка.
Сам законопроект имеет в принципе простую идею: лицо вместо лишения свободы отправляется на территорию исправительного центра. По сути он даже не является лишенным свободы, так как у него есть свобода передвижения, он не сидит в тюрьме или другом подобном учреждении. Так же это возможно будет заменяться наказанием для тех, кто выходит по УДО.
В самом проекте есть некоторая неувязка, которую можно связать с непрофессионализмом некоторых членов главного законодательного органа. В проекте сказано, что замена наказания на принудительные работы возможно для лиц, совершивших «нетяжелые» преступления. Такая формулировка полностью не соответствует законодательной техники и выражаться в законе так неприемлемо.
По сути, обычный человек даже может не понять, о чем речь. А речь, скорее всего, заключается в том, что имеется ввиду категории преступления, где законодатель подразумевает, что замена на принудительные работы не допустим для тяжких и особо тяжких преступлений. Таким образом, мы видим, что такой проявление работает только для преступлений небольшой и средней тяжести.
Что же, логика законодателя здесь предельно проста: тяжкие и особо тяжкие преступления несут большую общественную опасность. Взять хоты бы то же самое убийство, которое наказывается до 15 лет.
Средняя тяжесть все же намного меньше: до 5 лет, то есть чисто теоретически, лицо оступившись не теряет всю жизнь в тюрьме, а выходим через 5 лет.
Но 5 лет лишения свободы – это тоже изоляция, а тут принудительные работы, так и государству будет помощь, и люди вроде бы как будет пристроенные, что может помочь не совершать в последующем новые преступления.
Отдельно отметим прибыльность для государства такого решения. Да сначала необходимо, конечно же, вложить кое-какие средства для реализации данного института, но с другой стороны, государство не только наказывает преступников, но еще и предоставляет рабочие места.
Таким образом, дешевый рабочий труд. Лишение свободы же такого бы не предоставило, так как это несет только лишь расходы: преступники просто используют деньги государства, которые оно получает в том числе с тех лиц, в отношении которых было совершено преступление.
Какие предусмотрены изменения тяжким статьям
Гуманизацию статьей мы еще затронем, но стоит поговорить и об его ужесточении. Сейчас речь пойдет об отношениях с мигрантами. Теперь они должны будут серьезно призадуматься прежде чем незаконно пересекать границу Российской Федерации, так как в соответствии с новым законом для них может наступить уголовная ответственность.
Наказание будет иметь вид штрафа, принудительных работ и даже лишения свободы. Данное преступление по идее должно иметь квалифицированные составы, где будут оговариваться соучастие. Так же будет похожий состав с данным деянием, но с применением угроз.
Особо квалифицированный состав, скорее всего, будет иметь категорию особо тяжкого преступления.
Правильно ли введение более жесткой политики для мигрантов? Мнение серьезно расходятся, с одной стороны, если мигранты даже незаконно пересекают границу, они не несут большой общественной опасности.
С другой стороны, мигрант мигранту рознь, и если один приехал сюда на заработки из бедной страны, то другой может приехать на территорию Российской Федерации для совершения преступлений.
Кроме того, никто же не отменял законный порядок въезда на территорию РФ, таким образом, мигранты вполне могут въезжать на территорию РФ, но только законным способом.
Смягчение тяжких статей
Стоит затронуть вопрос по поводу гуманизацию статей, касающихся наркотических веществ. Сейчас, часть 2 и 3 статьи о хранении наркотических веществ являются тяжкими и особо тяжкими преступлениями.
Логика законодателя в этой ситуации предельно ясна: сейчас хранение по сути является той же категорией преступления, что и сбыт. Если посудить, то это не совсем правильно. Хранение без сбыта по сути несет намного меньшую общественную опасность, нежели сбыт.
Хранение подразумевает, что лицо, скорее всего употребит, эти наркотические вещества (или сбудет, но по сути уголовное право и уголовный процесс говорит о том, что, если это не доказано, значит этого не было).
Сбыт же сам по себе намного серьезнее, так как наноситься общественная опасность более широким слоям населения, а после сбыта возможно совершаются новые преступления этими лицами, так как они после этого еще и осуществляет хранение и употребление.
В итоге преступление, касающееся хранения некротических веществ без целей его последующего сбыта, требует особого внимания и пересмотрения, так как вроде бы общественная опасность меньше, а категории преступления одинаковые с теми, которые являются более серьезными. Мы уже определились, что для общества от хранения вреда намного меньше, чем от того же сбыта, а значит и категории преступления все-таки должны различаться. В этой связи законодатель предусмотрел то самое снижение категорий.
Гуманизация тяжких статей
Итак, изменения санкций целого ряда статей позволяет нам сделать вывод о том, что политика государства в области уголовного права направлена на гуманизацию. Изменения коснулись санкцию статьи о наркотиках.
Если за крупный размер сейчас предусмотрена от 3 до 10 лет, делая по сути деяния тяжким преступлением, то в проекте есть реальные процесс гуманизации, предусматривающий срок от 2 до 5 лет. Таким образом, деяние, предусмотренное квалифицированным составом будет теперь не тяжким преступлением, а средним.
Не обошла стороной гуманизация и особо квалифицированного состава, который ранее был от 10 до 15 лет, а теперь, согласно проекту закона, будет от 5 до 15 лет. По сути максимальный срок не изменился, но зато теперь судья может дать 5 лет, как, например, за крупный размер, так и 15.
Можно сделать вывод о том, что преступление просто было снижено на целую категорию и это обосновано как доктриной, так и с точки зрения правоприменения.
Таким образом, политика государства действительно направлена на гуманизацию статей Уголовного Кодекса, но стоит проделать еще много работы. Конечно же, Уголовный кодекс может и пополниться статьями, но это лишь говорит о том, что это вызвано необходимостью нынешней ситуации. В 2017 году нам лишь остается ждать изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации.
С февраля 2019 поправки по статье 228
По сути, эти изменения охватывает теперь не одну часть, а две, изменения, конечно же, кардинальные, так как квалификация предусматривает уже ни одно деяние, а несколько.
Серьезные изменения настигли санкцию статьи.
Если за крупный размер сейчас предусмотрена от 3 до 10 лет, делая по сути деяния тяжким преступлением, то в проекте есть реальные процесс гуманизации, предусматривающий срок от 2 до 5 лет.
Поправки в ук рф 2019 году последние 228
Пояснительная записка к проекту Введение указанного квалифицирующего признака позволит устранить существенный разрыв в размерах наркотических средств и психотропных веществ между действующими в настоящее время крупным и особо крупным размерами, утвержденными Постановлением № 1002 от 10.
Изменения в Уголовном кодексе РФ с 11 января 2019 года
При этом под объектами социальной инфраструктуры понимаются организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом, сферы услуг, пассажирского транспорта, спортивно-оздоровительные учреждения, система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера, иные объекты.
Многих в данный момент интересует амнистия 2019 года в России – будет ли и по каким статьям планируется освобождение осужденных? Пока что доподлинно не известна судьба амнистии, тем не менее, нужно разобраться в самом вопросе, чтобы лучше понимать некоторые нюансы.
Такой закон, конечно, трактуют по разному: одни считают, что преступники получили по заслугам и должны в полной мере отбыть свое наказание; другие же, в основном члены семьи заключенных, полагают, что закон об амнистии вполне приемлем.
Стоит учесть тот факт, что не все категории осужденных граждан смогут получить свободу раньше положенного срока. Также нужно помнить, что большинство осужденных находятся в тюрьмах по ошибке, то есть они, на самом деле, не виновны.
Что ждет людей в 2019 году и как все будет происходить? Предпосылки амнистии в 2019 году Одной из основных причин возможной амнистии в 2019 году можно назвать существенное сокращение сотрудников МВД и уголовно-исполнительной системы. За последние два года с работы в тюрьмах уволилось большое количество людей.
В 2015 году их количество уменьшилось на 27 тысяч людей. Вместе с тем, заключение отбывают множество людей, чьи преступления малозначительны, а некоторые даже нелепы. Сложившаяся в стране экономическая ситуация отыгрывает не самую последнюю роль в текущей бюджетной политике.
В условиях кризиса на одного заключенного приходится примерно 100 000 рублей материально-бытового и продовольственного обеспечения. Так, Совет по правам человека полагает, что на данный момент необходимо подвести под статью амнистии 200 000 отбывающих наказание. В 2000 году было амнистировано такое же количество заключенных.
Такой ход ничуть не спровоцировал резкий подъем преступности в стране, как прогнозировали некоторые эксперты. Амнистия: основные сведения Не так давно, в 2015 году досрочное освобождение получило около 10% всех заключенных РФ, а это более, чем 60 000 человек. Помимо этого, на амнистию могли рассчитывать более, чем 200 000, попавших под условное заключение.
Проверка следствия
Добрый день! Проконсультируйте, что нам ожидать.
Сына задержали с 1,75 амфетамина, случайно оказалось в машине, принял особый порядок, согласился с обвинением, очень хорошие характеристики, работает, не судим и никогда не был на учете, освидетельствовали не подтвердилось, не употребляет, женат 1 ребенок, жена беременна 2 ребенком, имеет благодарственные письма и награждения так как работал участковым полиции, сейчас работает юристом ему 28 лет. Какие смягчающие обстоятельства можно применить в этом случае чтобы получить условный срок?
Поправки по удо в 2019 году
Статистика подтверждает, что Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по соотношению нормального населения и преступников, поэтому правительству следует принять все возможные меры для адаптации осужденных к социальной жизни на свободе для принятия таких поправок. Считается, что массовое освобождение заключенных приведет к существенному снижению расходов государственного бюджета на их содержание.
Изменения в уголовном кодексе рф в 2019 году
Работы помогут лучше сформировать ответственное отношение к правилам. Огромная нагрузка, которую сегодня испытывают тюрьмы не идет на пользу государства. Если присмотреться то больше половины заключенных совершили мелкие проступки, но в рамках ранее существующего Уголовного кодекса все равно были наказаны лишением свободы.
Изменения в Уголовном Кодексе РФ в 2019 году
Если гражданин нарушил правила использования средств хранения, передачи и обработки охраняемой компьютерной информации, которые входят в критическую информационную инфраструктуру, что в последствие привело к причинению вреда, он лишается свободы до 6 лет и осуществлять деятельность на определенной должности в течение 3 лет запрещено.
Статья 61 УК РФ
Данное смягчающее обстоятельство — как, впрочем, и иные — учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами (ч. 2 ст. 89).
В каждом конкретном случае при избрании наказания необходимо выяснять и оценивать условия жизни и воспитания подростка, данные о влиянии на его поведение старших по возрасту лиц, уровень психического развития, иные особенности личности (см. абз. 1 п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 11.01.2010 N 2).
Минюст предложил смягчить меры наказания для заключенных в колониях
«Законопроектом предполагается сократить сроки фактически отбытого наказания в виде лишения свободы, после которого возможна замена наказания принудительными работами, по сравнению со сроками, необходимыми для замены иными более мягкими видами наказаний или для применения условно-досрочного освобождения», — говорится в документе. Насколько предлагается сократить сроки заключения, авторы законопроекта пока не сообщают.
Статья 228 часть 2 УК РФ — последние поправки
Наказание зависит от размера изъятых веществ: полный список запрещенного с указанием количества можно найти в приложении к Уголовному Кодексу. При этом статья отвечает только за хранение или перевозку без цели дальнейшей продажи: продажа оценивается другими законами.
Статья 228 ук России: все части и сроки наказания
В медицинских целях используется много соединений химического характера. Побочные продукты такого производства также изучаются на предмет содержания наркотических элементов.
Субъекты, которых хранят на незаконных основаниях или используют психотропные средства не для медицинских целей, несут за эти деяния уголовную ответственность. Поэтому в РФ статья 228 Уголовного Кодекса России регламентирует действия для таких лиц.
С 2013 года ужесточено отношение представителей закона к обороту наркосодержащих средств в преступных целях. При обвинении по такой статье учитывается количество изъятых препаратов. Норма измеряется:
Статья 228 УК РФ Наркотики и Закон
Данная статья (глава 25), согласно закону, в первоначальной версии начала действовать с июня 1996 года. После этого необходимо было принимать еще много поправок, но 20 лет назад июнь стал началом действия данной нормы.
Еще декабрь 1988 стал началом борьбы с незаконным приобретением, хранением, перевозкой, изготовлением наркотических средств – была подписана международная Конвенция ООН, какой и руководствовались при разработке плана борьбы, где в центре внимания были наркотики и их незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление.
Поправки в ук рф 2019 году по 105 статье ст 162
- «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» «О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам» «О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)»
- Важно! По всем вопросам уголовного права, если не знаете, что делать и куда обращаться:
- Звоните 8-800-777-32-63.
- Юристы по уголовным вопросам, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.
изменение законодательства по тяжким статьям
Источник: /jur24pro.ru/populyarnye-temy/ugolovnoe-pravo/izmenenie-zakonodatelstva-po-tyazhkim-statyam-ugolovnogo-kodeksa-rf/
Снижение преступности: обратная сторона медали
Судебная практикаУголовное право и процесс Эксперты «АГ» прокомментировали основные данные обнародованной статистики, отметив, в частности, что снижение уровня преступности во многом является результатом декриминализации и латентного характера отдельных видов преступлений.
Общая характеристика судимости как показатель работы судебной системы
Судебный департамент при Верховном Суде РФ опубликовал данные о судимости в РФ.
На первый взгляд, в последние годы очевидна тенденция снижения преступности, причем как по общему количеству осужденных, так и по объекту посягательства.
Однако, как считают эксперты, о радикальном снижении уровня преступности в стране сказать нельзя ввиду влияния системных проблем и общих негативных тенденций отечественной юстиции.
Характеристика судимости: как работает система
Выявлено лиц, совершивших преступления (по данным ГИАЦ МВД) | 1 236 733 | 1 256 199 | 1 111 145 | 967 103 |
в том числе дела по которым направлены в суд | 1 051 430 | 956 797 | 772 443 | |
Число лиц, в отношении которых судами рассмотрены уголовные дела | 1 016 242 | 1 253 076 | 1 126 143 | 903 501 |
в том числе оправданы или дела прекращены по реабилитирующим основаниям (за отсутствием состава, события, непричастность к преступлению) | 18 671 | 31 717 | 28 163 | 6 263 |
Количество возвращенных дел прокурору (в порядке ст. 237 УПК РФ) | 30 368 | 25 343 | 17 737 | 9 572 |
Осуждено лиц по приговорам, вступившим в законную силу | 773 920 | 925 166 | 845 071 | 697 497 |
из них: по делам, поступившим из органов следствия и дознания (без составов частного обвинения) | 754 074 | 893 159 | 815 182 | 690 790 |
по составам частного обвинения | 19 846 | 32 007 | 29 889 | 6 707 |
за особо тяжкие преступления | 76 806 | 54 892 | 50 502 | 37 581 |
за тяжкие преступления | 258 358 | 230 825 | 203 979 | 147 118 |
за преступления средней тяжести | 247 138 | 315 987 | 281 068 | 164 499 |
за преступления небольшой тяжести | 191 618 | 323 462 | 309 522 | 348 299 |
«Во-первых, необходимо учитывать высокий уровень латентности ряда преступлений, а во-вторых – существующие на практике проблемы с выявлением ряда преступлений, особенно совершенных представителями правоохранительных органов. В определенной степени снижение числа зарегистрированных преступлений обусловлено проводимой в последние годы декриминализацией ряда составов преступлений небольшой тяжести – они как раз дают основное приращение числа выявленных преступлений». «Тот факт, что количество лиц, в отношении которых судами рассмотрены уголовные дела, в 2017 г. составило 903 501, а в 2008 г. – 1 253 076, означает не только снижение количества совершенных преступлений из года в год, но и постоянную декриминализацию отдельных преступных деяний, а также негативную тенденцию того, что уголовные дела могут рассматриваться судами не один год. Вряд ли приведенные цифры свидетельствуют лишь об улучшении качества работы правоохранительной системы. В данном случае явно прослеживается крайне негативная тенденция к усилению обвинительного уклона в рассмотрении судами уголовных дел».
Показательно резкое – втрое – снижение числа оправдательных приговоров (либо прекращения производства по реабилитирующим основаниям) в 2017 г. по сравнению со всеми предыдущими периодами.
«С одной стороны, это можно объяснить той же декриминализацией и появлением новых форм освобождения от уголовной ответственности – например, судебного штрафа. С другой стороны, эта же динамика может отражать общие неблагоприятные тенденции в российской юстиции, обусловленные гипертрофированным ростом числа дел, рассматриваемых судами в особом порядке; снижением числа дел, рассмотренных судом присяжных; системными проблемами с соблюдением стандартов справедливого судебного разбирательства в судах общей юрисдикции; атрофией ряда существенных механизмов апелляционного производства и т.д.».
Количество дел, возвращенных прокурору, в последние 10 лет также снизилось. Объяснение тому, по мнению экспертов, двоякое.
«С одной стороны, это можно толковать как свидетельство повышения качества расследования, что сомнительно, а с другой – как повышение уровня толерантности судов к тем нарушениям процессуального законодательства, которые ранее влекли безусловное возвращение дела прокурору».
Резюмируя общие показатели судимости в РФ за последнее десятилетие, Дмитрий Дядькин отметил, на его взгляд, самые интересные и значимые для адвокатской практики выводы:
- «изменение в структуре преступности баланса преступлений различных категорий тяжести: значительное снижение количества преступлений особо тяжкой, тяжкой и средней тяжести при сохранении количества преступлений категории небольшой тяжести;
- резкое снижение количества лиц, оправданных судами или дела в отношении которых прекращены по реабилитирующим основаниям;
- резкое снижение количества возвращенных дел прокурору в порядке ст. 237 УПК РФ;
- резкое снижение количества лиц, осужденных за преступления по составам частного обвинения».
Преступлений с «политическим уклоном» становится больше
Изменение структуры осужденных по вступившим в законную силу приговорам по объекту посягательства заслуживает отдельного внимания. Эксперты единодушно отметили, что несмотря на снижение числа осужденных в среднем 700 тыс.
человек ежегодно признаются виновными в совершении уголовных преступлений, и это очень много.
По мнению экспертов, в последние годы наблюдается рост числа осужденных за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства на фоне существенного сокращения преступлений против личности.
Осужденные по приговорам, вступившим в законную силу, по объекту посягательства
Всего осуждено | 773 920 (100) | 925 166 (100) | 845 071 (100) | 697 497 (100) |
в том числе: за преступления против жизни и здоровья (ст. 105–125) | 112 977 (14,6) | 147 493 (15,9) | 133 450 (15,8) | 88 471 (12,7) |
за преступления против свободы, чести и достоинства личности (ст. 126–130) | 2 707 (0,3) | 3 745 (0,4) | 4 104 (0,5) | 600 (0,1) |
за преступления против половой неприкосновенности и половой свободыличности (ст. 131–135) | 8 452 (1,1) | 8 666 (0,9) | 7 598 (0,9) | 7 518 (1,1) |
за преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 136–149) | 2 508 (0,3) | 10 028 (1,1) | 9 908 (1,2) | 8 937 (1,3) |
за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 150–157) | 25 679 (3,3) | 36 605 (4,0) | 52 166 (6,2) | 42 489 (6,1) |
за преступления против собственности (ст. 158–168) | 384 352 (49,7) | 478 768 (51,7) | 404 333 (47,8) | 263 858 (37,8) |
за преступления в сфере экономической деятельности (ст. 169–200) | 34 931 (4,5) | 11 403 (1,2) | 8 175 (1,0) | 6 375 (0,9) |
за преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. 201–204) | 357 (0) | 522 (0,1) | 583 (0,1) | 498 (0,1) |
за преступления против общественной безопасности (ст. 205–227) | 54 048 (7,0) | 12 889 (1,4) | 11 549 (1,4) | 11 767 (1,7) |
за преступления против здоровья населения и общественной нравственности (ст. 228–245) | 87 768 (11,3) | 114 707 (12,4) | 114 994 (13,6) | 107 892 (15,5) |
за экологические преступления (ст. 246–262) | 9 523 (1,2) | 18 142 (2,0) | 18 904 (13,1) | 7 826 (1,1) |
за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 263–271) | 16 034 (2,1) | 11 068 (1,2) | 13 327 (1,6) | 82 601 (11,8) |
за преступления в сфере компьютерной информации (ст. 272–274) | 152 (0) | 257 (0) | 321 (0) | 203 (0) |
за преступления против основ конституционного строя и безопасностигосударства (ст. 275–284) | 21 (0) | 143 (0) | 166 (0) | 646 (0,1) |
за преступления против государственной власти, интересов государственной службы (ст. 285–293) | 4 148 (0,5) | 9 351 (1,0) | 9 542 (1,1) | 7 337 (1,1) |
за преступления против правосудия (ст. 294–316) | 2 696 (0,3) | 8 120 (0,9) | 7 627 (0,9) | 11 440 (1,6) |
за преступления против порядка управления (ст. 317–330) | 27 566 (3,6) | 47 431 (5,1) | 43 778 (5,2) | 47 297 (6,8) |
за преступления против мира и безопасности (ст. 353–360) | 1 (0) | 0 | 0 | 6 (0) |
«Статистика демонстрирует существенное падение доли преступлений против собственности (с 51,7% в 2008 г. до 37,8% в 2017 г.). Наиболее значительный рост в этот период произошел в отношении преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта, их количество в структуре преступности выросло. Увеличилась доля преступлений против семьи и несовершеннолетних, а также против здоровья населения и общественной нравственности». «Урок, который можно извлечь из динамики судимости за прошедшие 10 лет, – великое снижение преступности (the great crime drop). Если обратить внимание на хорошо регистрируемые и раскрываемые преступления с низкой латентностью – ст. 105 ч. 1 УК РФ, – мы увидим снижение вдвое с 2007 г. Конечно, не стоит забывать про лакировку количества убийств через квалификацию по ст. 111 ч. 4, но даже с учетом этого следует признать, что тяжкое насилие в стране заметно сократилось, как и во всем мире. Что ждет нас в период 2018–2027 гг.: рост преступности, еще большее снижение или стабилизация, – другой вопрос, на который анализ агрегированных чисел уже не в силах дать ответа».
Неутешительна, по мнению экспертов, статистика по осужденным за преступления в сфере экономической деятельности (ст. 169–199.2 УК РФ). С 2014 г. число лиц, осужденных за совершение указанной категории преступлений, ежегодно прирастает в среднем на 1000 человек.
«Намеков на то, что эта динамика приостановит рост, тем более пойдет на уменьшение, к сожалению, нет. Все чаще руководители и собственники бизнеса подпадают под проверки правоохранительных органов, проводимых иногда совместно с налоговыми органами, которые далеко не всегда обоснованны, но с большей долей вероятности влекут за собой возбуждение уголовных дел. К данной категории можно также отнести лиц, осужденных по ст. 159 УК РФ, которые входят в категорию «преступление против собственности», поскольку зачастую их обвиняют в совершении мошенничества при выполнении договорных отношений. Увеличение этой категории лиц свидетельствует о том, что правоохранительные органы уделяют значительное внимание предпринимательской деятельности: взаимоотношениям бизнеса с налоговыми органами (выплата обязательных налоговых сборов), страховым обязательствам предпринимателей (выплата обязательных страховых взносов), взаимоотношениям с контрагентами (выполнение всех договорных обязательств в рамках заключенных соглашений), в особенности – выполнению обязательств по государственным контрактам, где расходуются бюджетные средства». «Все приведенные показатели весьма обобщенные, однако среди них есть дополнительное свидетельство того, что объявленные направления уголовной политики давно не соответствуют уголовному законодательству и правоприменительной практике, о чем говорит рост числа осужденных за преступления в сфере экономической деятельности. Нужно сказать, что за предыдущие периоды наблюдался весьма существенный рост показателей по числу незавершенных уголовных дел, что может отразиться на росте числа осужденных в последующие периоды».
Позитивно отметили эксперты существенное сокращение контингента осужденных за насильственные преступления против жизни и здоровья (ст. 105–125 УК РФ) – с 133 450 в 2010 г. до 88 471 в 2017-м. Это самый низкий показатель за рассматриваемый временной интервал.
«Чем это обусловлено, приходится только догадываться. Но нельзя исключить, что могла сказаться, в том числе, частичная декриминализация ст. 116 УК РФ. Хотя, в то же время, Кодекс был дополнен новыми составами, включая ст. 110.1 о склонении к совершению самоубийства или содействии совершению самоубийства; ст. 110.2 об организации деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства и ст. 116.1 о нанесении побоев лицом, подвергнутым административному наказанию. В то же время удельный вес осужденных за преступления против жизни и здоровья остается стабильно высоким (12,7% от общего числа) и занимает третью строчку после тех, в отношении кого вынесены приговоры за преступления против собственности (37,8%) и против здоровья населения и общественной нравственности (15,5%)».
Особое внимание эксперты обратили на рост в последние годы числа осужденных по уголовным делам, традиционно отличавшимся низким уровнем в общем количестве преступлений, в частности против правосудия, против порядка управления и против основ конституционного строя. По мнению экспертов, в этом усматривается политическая подоплека.
«Обращает на себя внимание устойчивая и, на мой взгляд, опасная тенденция к росту числа осужденных за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (ст. 275–293 УК РФ) – с 2003 г. их количество увеличилось в 30 раз (с 21 до 646). Сюда относится и пресловутая «антиэкстремистская» ст. 282 УК РФ, которая стала крайне популярной в последние годы среди правоприменителей и нередко используется в борьбе с «инакомыслием» против пользователей интернета за перепосты и “лайки”. Это равносильно тому, как в период массовых репрессий арестовывали за рассказанный анекдот, и, по сути, является преследованием за критику, свободу мысли и слова, выражение своего мнения. Примеры разного рода сомнительных абсурдных обвинений по этой категории дел становятся нам известными, к сожалению, достаточно регулярно».
По мнению Ерлана Назарова, в такой ситуации роль суда – в первую очередь, независимого, – является принципиальной: именно суды должны с особой тщательностью и ответственностью подходить к рассмотрению и разрешению уголовных дел анализируемой категории, оправдывать лиц, которым инкриминированы надуманные, несостоятельные обвинения, пресекая тем самым «порочную практику преследования граждан за вольнодумство».
Портрет российского осужденного
Проанализировав данные статистики ВС РФ, можно составить усредненный «портрет российского осужденного». Итак, это мужчина, рабочий или безработный, около 30 лет, осужденный к штрафу либо лишению свободы условно за преступления по следующим статьям:
- кража (ст. 158 УК);
- угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК);
- неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК);
- незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств (ст. 228 УК РФ).
«84% осужденных в 2017 г. – рабочие и безработные. При этом за 10 лет доля этих лиц в судимости увеличилась на 9 процентных пунктов. Российская уголовная юстиция все чаще имеет дело с лицами низкого социального статуса. Конечно, это наблюдение справедливо для всех крупных юрисдикций мира, однако нахожу удивительным, что доля лиц с низким статусом так выросла». Судебная практикаУголовное право и процесс
Источник: /advgazeta.ru/obzory-i-analitika/snizhenie-prestupnosti-obratnaya-storona-medali/
Число заключенных снова выросло после медведевской гуманизации правосудия :: Политика :: РБК
Число освобождаемых в течение года заключенных постоянно росло с 2005 года. Если десять лет назад в течение года из мест лишения свободы освобождалось 223 тыс. человек, то к 2010 году — уже 272 тыс. Этот показатель впервые значительно превысил число осужденных к реальному лишению свободы (по статистике судебного департамента — 266 тыс. подсудимых за год). Эта тенденция сохранялась еще два года, до конца правления президента Дмитрия Медведева. В 2011–2012 годах в России посадили на 88 тыс. человек меньше, чем освободили. Но уже за 2013–2014 годы эта цифра уменьшилась до 34 тыс. человек.
В отчете ICPS в 2015 году Россия оказалась на 10-м месте среди стран с самым высоким процентом граждан в тюрьмах и лагерях. Хуже ситуация в Таиланде, Руанде, на Кубе, в Туркмении и США.
Население российских тюрем и СИЗО
32,4 млрд руб. составила сумма доходов, полученных благодаря труду осужденных. Планируется, что по итогам 2015 года эта цифра вырастет до 33 млрд руб.
212 следственных изоляторов входят на данный момент в состав уголовно-исполнительной системы. В них содержатся 11 тыс. заключенных — это почти 98% к лимиту наполнения
В 2005 году СИЗО были заполнены на 113,9%, и в них содержались 152,7 тыс. человек
Площадь камеры, которая приходится на одного заключенного в СИЗО, составляет в среднем 4,3 кв. м.
Чаще всего в места лишения свободы попадают по обвинению в убийстве — на 1 июля 2015 года таких заключенных было 149,8 тыс. Почти так же туда попадали обвиненные в незаконном обороте наркотиков — их 135,8 тыс. человек
- По обвинениям, связанным с экономическими статьями УК, в местах лишения свободы содержится 791 человек
- 206,2 тыс. человек были освобождены в 2000 году по амнистии, приуроченной к 55-летию Победы
- На 10%, согласно закону о бюджете на 2015–2017 годы, должны сократиться ассигнования на оплату труда сотрудников ФСИН и других госорганов
- Источник: ФСИН
После оттепели
К 1 января 2013 года в местах лишения свободы находились уже около 700 тыс. россиян. За 2013 год это число сократилось еще на 25 тыс. Однако в 2014 году сокращение заметно замедлилось: общее число обитателей мест лишения свободы уменьшилось только на 5,6 тыс.
А в СИЗО число заключенных уже растет, хотя с 2005 года сокращалось. Наилучшие результаты также были достигнуты к концу президентства Медведева. Если 10 лет назад в СИЗО и тюрьмах содержались 162 тыс.
человек, то к 2012 году — на четверть меньше, 120 тыс. человек. В Минюсте такую тенденцию напрямую связывали с проводимой под контролем тогдашнего президента гуманизацией уголовного законодательства.
Процесс разгрузки изоляторов обратился вспять в прошлом году, следует из официальной статистики ФСИН. Сказалось присоединение Крыма вместе с четырьмя колониями и симферопольским СИЗО (в нем около тысячи арестованных).
Но в то же время действовала амнистия к 20-летию Конституции (по ней на свободу вышли 1132 человека). С 2013 года растет и количество арестантов, содержащихся с нарушением сроков уголовно-процессуального законодательства.
Растет и население самых суровых учреждений ФСИН — восьми тюрем (где сидят наиболее опасные преступники) и шести специальных колоний для осужденных к пожизненному лишению свободы. Самое существенное пополнение — в тюрьмах, почти на 10%. Хотя с 2003 по 2012 год количество сидящих в тюрьмах сократилось почти втрое: с 2952 человек до 904.
Рост числа заключенных напрямую связан с рокировкой Медведева и Путина, считает член президентского Совета по правам человека, правозащитник Павел Чиков.
По его словам, с приходом Путина на новый срок главным инструментом внутренний политики снова стало административное давление и уголовные дела.
Сыграли свою роль и отмена либерализации уголовного законодательства в отношении бизнеса, и неслучившееся послабление наказания за преступления, связанные с оборотом наркотиков, и посадки должностных лиц в ходе кампании по борьбе с коррупцией, добавляет Чиков.
«Практически прекратилось освобождение заключенных по УДО. В последнее время досрочно на свободу выходят фактически только те, кому и так осталось сидеть меньше года», — подчеркивает Чиков.
Проблемы для тюремщиков
С 2007 года действует федеральная целевая программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007–2016 годы)». По ней были введены в эксплуатацию дополнительно более 10,2 тыс. мест в СИЗО и 7,8 тыс. в исправительных учреждениях.
Средний размер площади на одного заключенного в камерах СИЗО на 1 января 2015 года составил 4,3 кв.м, что соответствует установленным законом нормам.
Однако благополучная ситуация не во всех регионах: соблюдением этих норм могут похвастаться только 62 региона.
Последовательное снижение численности «тюремного населения» помогает стабильному функционированию учреждений в условиях сокращения численности личного состава УИС, говорится в отчете ФСИН по итогам 2014 года.
Сокращения в ведомстве прошли еще в 2012 и 2013 годах, тогда были сокращены 15% начальствующего состава (39 755 человек).
В 2013 году были ликвидированы 16 учреждений, ликвидированы 34 учебных центра и шесть филиалов вузов для сотрудников ФСИН.
Во ФСИН колебания в числе заключенных не комментируют, подчеркивая, что ведомство является лишь исполнителем судебных решений. Однако собеседники РБК в двух региональных управлениях ведомства отметили уже существующие проблемы с нехваткой персонала и необходимость строительства новых изоляторов. Эти проблемы вряд ли удастся быстро решить на фоне 10-процентного секвестра бюджета.
Что такое «медведевская либерализация» УК
Будучи президентом и затем премьером Медведев содействовал разработке и принятию ряда законов, облегчающих наказания по экономическим преступлениям. Изменение законодательства должно было улучшить инвестиционный и предпринимательский климат в стране с тем, чтобы органы перестали «кошмарить» бизнес. Всего администрация Медведева разработала и внесла четыре масштабных пакета либерализации УК.
В марте 2010 года был разработан законопроект о смягчении подследственным бизнесменам меры пресечения: предполагалось отпускать их под подписку о невыезде либо под залог в размере от 100 тыс. до 500 тыс.руб. С декабря 2011 года уголовные дела по налоговым нарушениям по решению Медведева можно было возбуждать только на основании материалов, представленных налоговыми органами.
В октябре 2014 года президент Владимир Путин вернул СК право возбуждать дела по налоговым преступлениям: он подписал закон, по которому следователи отправляют материалы проверок в ФНС, и если через 15 дней налоговики не прислали мотивированное заключение об отсутствии нарушения, можно возбуждать дело.
Причем при наличии «достаточных данных» дело может быть возбуждено и до поступления заключения налоговиков.
В декабре 2012 года в УК появилась ст.159.4 (мошенничество в сфере предпринимательской деятельности). Максимальное наказание за ее нарушение вдвое меньше, чем за нарушение ст.159 УК (мошенничество) — пять лет колонии. Два года спустя Конституционный суд признал «предпринимательскую» статью частично противоречащей Основному закону.
Также медведевские реформы предполагали декриминализацию ряда статей, включая контрабанду и клевету (клевета была возвращена в УК в 2013 году), введение наказаний, не предусматривающих лишения свободы (например, исправительных работ), исключение нижнего предела наказаний и т.д.
Максим Солопов
Источник: /rbc.ru/politics/23/09/2015/560287c79a794789145a044b
Мелкие уголовные преступления станут административными
16.01.2022 19:45:00
Вместо «широких амнистий» готовится очередная гуманизация законодательства
Глава думского комитета по законодательству Павел Крашенинников предлагает не таскать людей в суды, чтобы потом их амнистировать. Фото с официального сайта Государственной думы РФ
В Госдуме предлагают исключить из Уголовного кодекса (УК) те статьи, по которым чаще всего проходят амнистии, и переместить их в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Также прорабатывается и предложение не возбуждать уголовных дел по экономическим составам, если ущерб не превышает 500 тыс. руб.
, а наказывать обвиняемых крупными штрафами. По информации «НГ», соответствующая инициатива уже готовится силами экспертов организации «Деловая Россия».
Таким образом, речь идет о дальнейшей гуманизации уголовного законодательства, в результате которой количество заключенных в стране может разом уменьшиться не менее чем на 10%.
По словам главы комитета ГД по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова, нужно или перестать использовать эти все время «амнистируемые» статьи, или действительно вывести их из УК, закрепив в КоАП. «Мы просто тащим людей по судам, а потом их выпускаем.
Следует внести соответствующие поправки в уголовное и процессуальное законодательство», – подчеркнул он.
Как уточнили «НГ» в аппарате Крашенинникова, сейчас такая идея активно прорабатывается на площадке «Деловой России», и, вероятно, уже в скором времени ее представят в качестве законодательной инициативы.
Как рассказал «НГ» руководитель Центра правовой поддержки бизнеса московского отделения «Деловой России» Алексей Мишин, вместо периодического проведения «широкой амнистии», которая касается статей небольшой и средней тяжести, а также ряда экономических статей УК, «логичнее поставить вопрос о пересмотре наказания за отдельные составы, наиболее часто подпадающие под амнистию – вплоть до их перевода из уголовно-правовой в административную сферу». Такое решение может затронуть примерно 46 тыс. осужденных», или около 10% от их общего числа.
Мишин уточнил, что в настоящий момент обсуждается не только вариант перевода в КоАП первых частей ряда статей УК. Например, планируется по экономическим составам, если сумма ущерба не превысила 500 тыс. руб.
, не возбуждать уголовные дела, а штрафовать человека, допустим, на аналогичную сумму. Сейчас же что за 9 тыс. руб., что за 600 тыс. ответственность одинаковая, посетовал Мишин.
По его словам, такой принцип разграничений мер ответственности используется в большинстве европейских стран.
Еще одним положительным последствием такой инициативы может стать существенная экономия бюджетных средств, направляемых на содержание мест лишения свободы. Как пояснил «НГ» член Ассоциации юристов России Владимир Молодкин, в год за преступления небольшой тяжести в среднем осуждается более 300 тыс. человек.
Реальное лишение свободы назначается 5% из них, при этом полное обеспечение одного заключенного в год обходится бюджету в сумму около 100 тыс. руб. «Имеет значение и реформа государственной службы, в том числе и уголовно-исполнительной системы.
Однако на фоне значительного сокращения сотрудников ФСИН количество заключенных практически не меняется», – заметил он.
Впрочем, Молодкин к переводу части статей УК в КоАП отнесся настороженно. По его мнению, решать экономические и организационные проблемы государства таким путем не стоит.
Вполне можно сохранить институт амнистии, который и позволяет сокращать численность осужденных.
Кроме того, он напомнил, что «нынешний КоАП – самый нестабильный кодекс из всех существующих, изменения в него вносятся, бывает, и несколько раз в месяц, в результате чего сфера административной ответственности разрослась до огромных размеров».
Сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров напомнил, что бизнес-сообщество постоянно требует от Госдумы проведения последовательной гуманизации уголовного законодательства в экономической сфере.
«На наш взгляд, перенести в КоАП можно часть экономического блока УК – и как раз те статьи, по которым амнистия уже происходила», – отметил собеседник «НГ».
Однако он уточнил, что должны быть предусмотрены определенные требования – допустим, что преступление совершается впервые, что человек готов возместить причиненный ущерб и заплатить кратный штраф.
«Оставаясь на свободе, тот же предприниматель имеет возможность не только выплатить компенсацию потерпевшему и государству, но и не выпадать при этом из делового оборота, продолжать платить налоги. Между тем около 80% предпринимателей после того, как на них завели уголовное дело, полностью или частично теряют свой бизнес», – подчеркнул Назаров.
Но в принципе, по его мнению, если даже перенести в КоАП одну лишь ст. 159 УК «Мошенничество», то это уже повлияет на судьбы тысяч людей. «Сегодня по экономическим статьям ежегодно возбуждается около 240 тыс. уголовных дел, 80% из которых приходятся именно на 159-ю», – пояснил Назаров.
Эксперт Центра общественных процедур «Бизнес против коррупции», старший партнер адвокатского бюро «МАГРАС» Екатерина Авдеева напомнила «НГ», что под амнистию чаще всего подпадают статьи, предусматривающие до пяти лет лишения свободы. По ее мнению, их декриминализация будет «очередным шагом на пути создания сбалансированной правовой системы».
При этом Авдеева поддержала установление дополнительных квалифицирующих признаков. «Речь идет о применении административного наказания при определенной совокупности факторов.
Но обязательно должна быть предусмотрена уголовная ответственность в случае, если противоправное деяние совершено повторно либо присутствуют признаки, которые не позволяют переквалифицировать содеянное в административное правонарушение», – заметила Авдеева.
Источник: /ng.ru/politics/2019-01-16/3_7483_polit1.html
Экономические преступления хотят вывести из уголовного поля
К 2025 году в стране самым радикальным образом должна измениться уголовная политика.
В проекте концепции, подготовленной Центром стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, предусмотрен отказ от лишения свободы за экономические преступления, максимальное использование альтернативных видов наказания за нетяжкие преступления и приведение уголовного законодательства в соответствие с современными требованиями. Речь идет в первую очередь о преступлениях, связанных с новыми технологиями. «Известиям» удалось ознакомиться с проектом документа, который будет обнародован на следующей неделе.
Блоки, касающиеся изменения уголовной политики и модернизации пенитенциарной системы, — часть общей программы развития России, которую разрабатывает ЦСР. Авторы документа — сотрудники факультета права Высшей школы экономики и МГУ.
Стратегических этапов развития и реализации уголовной политики — три. Первый (2017–2018 годы) предполагает гуманизацию уголовного законодательства и практики его применения, второй (2019–2021 годы) — систематизацию уголовно-правового поля, третий (2022–2025 годы) — новую пенализацию.
О том, что реформа давно назрела, эксперты говорят давно. По данным на 2015 год, в России было 646 тыс. заключенных (включая находящихся в исправительных и воспитательных колониях, СИЗО и тюрьмах). А процент рецидивов преступлений за последние 10 лет вырос, по некоторым экспертным оценкам, с 30 до 70%.
— В концепции есть рациональные предложения. Например, разгрузка СИЗО. Ведь сейчас судьи продолжают с подачи следствия и прокуратуры сажать людей. Часто по формальным основаниям. В том числе и тех, кто не совершал насильственные преступления, — считает директор Института прав человека и один из авторов концепции модернизации пенитенциарной системы Валентин Гефтер.
Ранее «Известия» писали об исследовании, проведенном ЦСР. В нем была проанализирована картина законотворчества в сфере уголовного права за последние два года. Из 140 законопроектов, направленных на изменения в уголовном праве, 88% предусматривали усиление уголовной ответственности и только 12% — смягчение.
Инициаторы реформы уголовной политики предлагают уйти от репрессивных тенденций в уголовном законотворчестве и двигаться в сторону гуманизации. Один из авторов документа — заведующий кафедрой уголовного права и криминалистики НИУ «Высшая школа экономики» профессор Геннадий Есаков считает, что в обществе есть очевидная неудовлетворенность состоянием дел в этой сфере.
— Она имеет самые разные причины. Это и вопросы судоустройства, и уголовной политики в целом. То, что мы разработали, является частью мозаики — отдельно от общей картины этот документ рассматривать нельзя.
Допустим, завтра то, что предложено, решат воплотить в жизнь. Это окончится провалом, если воплощать лишь этот кусочек. Всё обязательно нужно рассматривать в общем комплексе необходимых России преобразований.
И главное из них, — считает Есаков, — реальная судебная реформа.
В случае принятия концепции первые изменения коснутся экономических преступлений. Документ предполагает принципиальный и полный отказ от лишения свободы за них. А в качестве базового наказания предлагается введение штрафа, кратного размеру причиненного ущерба.
— Несколько лет назад была такая же инициатива со стороны уполномоченного по правам предпринимателей. Суть была такова: если обвиняемый в совершении экономического преступления возместит в кратном размере причиненный им ущерб, он будет освобождаться от уголовной ответственности.
Инициатива была хорошая, но она не сработала потому, что сегодня обвиняемому проще, не платя громадных сумм, согласиться на признание себя виновным и получить условный срок, — пояснил Геннадий Есаков.
— Эту систему можно точечно перенастроить, предложив человеку несколько ступенчатых альтернатив и сохранив при этом норму об освобождении от уголовной ответственности. Ступенчатая альтернатива в этом случае означает, что он может освободиться от уголовной ответственности, выплатив кратную сумму ущерба государству.
Если человек на это не согласится, в качестве базовой инициативы можно предложить кратный штраф. Только в том случае, если он откажется, будет не в состоянии платить либо будет уклоняться от уплаты, можно применять наказание в виде лишения свободы.
По мнению юриста, лишение свободы как вид наказания за экономические преступления бессмысленно.
— Люди не убивают, не насилуют. Да, они совершают экономическое преступление, но за экономическое преступление надо бить рублем, а не лишением свободы. То, что мы отправляем человека в места лишения свободы, не имеет абсолютно никакого смысла, — считает Геннадий Есаков. С этим тезисом согласен и Валентин Гефтер.
— Без резкого и качественного снижения тюремного населения до приговора и по приговору, безусловно, ничего не получится. По количеству тюремного контингента мы почти впереди планеты всей. При том, что уже снизили этот показатель с 1 млн до 630 тыс. человек, — отметил Валентин Гефтер. — Но это всё равно очень много.
А главное, сейчас нет денег на нормальное содержание заключенных. Ненормально, по-гулаговски, мы уже не можем содержать: заставлять работать, жить в бараках, землянках. Мы уже ушли от этого. Но и создать для заключенных человеческие условия — это большие расходы для бюджета.
Сейчас ФСИН по цифре бюджетных расходов на шестом месте среди всех ведомств и даже опережает Минздрав.
Если говорить о конкретных шагах, которые предложены в документе ЦСР, то в ближайший год мы можем ожидать ряда поправок в Уголовный кодекс. Например, ст.
56 УК РФ («Лишение свободы на определенный срок») предлагают дополнить положением, согласно которому «при наличии смягчающих наказание обстоятельств и отсутствии отягчающих наказание обстоятельств наказание в виде лишения свободы не может превышать половины максимального предела санкции, предусмотренной статьей особенной части настоящего кодекса за совершенное преступление».
Появятся и новые статьи, имеющие отношение к новым преступлениям, связанным с технологиями.
— Естественно, придется дополнять Уголовный кодекс, потому что здесь много пробелов. Появляются новые технологии, новые преступления. Законодатели частично пытаются решить эти проблемы, но с налета это очень непросто сделать, — пояснил Геннадий Есаков. — Например, ввели ст. 159.
6 УК РФ («Мошенничество в сфере компьютерной информации»). С введением этой статьи сложностей в квалификации преступлений только прибавилось.
Возникли проблемы ее разграничения со статьями о компьютерных преступлениях, проблемы, связанные с описанием признаков внутри этой статьи, — многословие законодателей часто играет не на руку правоприменительным органам.
Авторы документа подчеркивают, что их предложения пока что не вылились в законопроекты. Но это вопрос технический.
— Поправок в УК, оформленных в виде проекта федерального закона, нет — они есть в тексте нашего документа, который лежит в ЦСР и еще будет обсуждаться. Но перевести их на язык УК — дело недельной работы. Конкретные предложения, связанные с конкретными статьями, существуют, просто они не оформлены, — пояснил Геннадий Есаков.
Готовы ли судьи к гуманизации всей системы? На этот вопрос дали ответ социологи.
— Есть очень интересные социологические исследования, которые доказывают, что достаточно показать судьям общий тренд — государство желает смягчать наказания, — и судьи сами его будут смягчать, — утверждает Геннадий Есаков.
А Валентин Гефтер утверждает, что готовы к переменам и многие сотрудники ФСИН.
— Отношение, конечно, разное. Пару лет назад во Владимире на базе юридического института ФСИН проходило большое совещание — обсуждение трудовой сферы. Участвовали и представители ФСИН, и уполномоченный по правам человека. Приехали люди, которые занимаются производством внутри «земли ФСИН», — с Севера.
И я убедился, что очень много нормальных, понимающих людей, хотя и находящихся в определенной системе координат, а не просто эксплуататоров рабского труда осужденных, — рассказал Валентин Гефтер. — Я понял, что с ними можно обсуждать эти проблемы, эти люди готовы измениться, модернизировать и себя, и систему, в которой они работают.
Взаимоотношения «тюрьма — рынок» — это всё требует внутренней переделки мозгов. Но всё же такие новые, выросшие после советской власти люди есть.
Источник: /iz.ru/news/661671
В россии слишком много заключенных, фсин нужно превратить в гражданское ведомство. короткая версия доклада «что делать с российскими тюрьмами»
Президент России Владимир Путин освободил от должности руководителя ФСИН Геннадия Корниенко. Незадолго до этого Общероссийский гражданский форум и Комитет гражданских инициатив представили доклад «Преступления и наказания: Что делать с российскими тюрьмами», посвященный актуальному состоянию пенитенциарной системы России. «Медуза» кратко пересказывает этот документ.
Проблемы, которые есть сейчас
В России слишком много заключенных — более 543 тысяч. Страна находится на первом месте в Европе по числу людей, отбывающих срок, на 100 тысяч населения. При этом 28% отбывает наказание за преступления, связанные с наркотиками — больше, чем за убийство или кражу.
В большинстве своем это потребители, а не распространители. Другая проблема — гиперкриминализирована экономическая деятельность, то есть даже обычное ведение бизнеса нередко квалифицируется как преступление.
В половине дел по экономическим преступлениям ущерб составил менее 122 тысяч рублей, а в четверти — не доходил и до 19 тысяч рублей.
Правила назначения сроков заключения описывает Уголовный кодекс, который с середины 1990-х годов постоянно и бессистемно меняется (в документ из 360 статей было внесено более полутора тысяч изменений).
В нем есть наказание за действия, которые не относятся к преступлениям по степени общественной опасности.
А максимальное наказание за убийство такое же, как, например, за подделку денег организованной группой.
Проблемы в пенитенциарной системе остались со времен ГУЛАГа. Исправительные учреждения расположены в стране исходя из экономических реалий прошлого века — в отдалении от городов.
Это осложняет транспортировку заключенных, ограничивает возможности привлечения их к труду, затрудняет контакт с семьями и контроль за соблюдением прав. Инфраструктура также не менялась десятки лет и не отвечает современным стандартам.
При этом тюремные расходы в стране — также на первом месте среди всех стран ЕС. Содержание одного заключенного в России в 50 раз дешевле, чем в Европе — 2,5 евро против 128 евро в день.
Пребывание в тюрьме не приводит к исправлению человека, около трети осужденных — рецидивисты. В первый год после освобождения до 34% осужденных совершают повторное преступление.
Как нужно решать эти проблемы
- Разгрузить места лишения свободы — ввести автоматическое УДО после отбытия половины срока за преступления небольшой и средней тяжести.
- Упростить процедуры получения медицинской помощи. Сейчас, чтобы отправить заключенного лечиться за пределы колонии, нужно соблюсти огромное количество требований. Эти требования — лишняя головная боль для руководства колонии и врачей. К примеру, «гражданский» врач (даже если он согласится приехать в пенитенциарное учреждение) должен получить специальный допуск, заключенному необходимо обеспечить конвой при сопровождении его вне колонии и многое другое. Авторы доклада предлагают, во-первых, развивать телемедицину для упрощения всех этих задач, во-вторых, предлагается изменить законы так, чтобы оказать заключенному медицинскую помощь было легче.
- Преобразовать ФСИН из силового в гражданское ведомство с конкурсным назначением начальников и конкурентной зарплатой рядового персонала;
- Установить новые целевые показатели — эффективность ФСИН должна оцениваться по качеству жизни осужденных и ресоциализации;
- Изменить Уголовной кодекс — декриминализовать ненасильственные преступления, заменить сроки штрафами по «экономическим» статьям, перестать сажать наркозависимых.
Конкретные показатели, на которые надо выйти
- Число вышедших по УДО должно быть не менее 50% от общего количества заключенных;
- Ни в одном СИЗО не должны превышаться лимиты наполняемости;
- Не менее 60% всех заключенных должны содержаться в колониях-поселениях;
- Штатная численность ФСИН должна сокращаться пропорционально числу осужденных.
Этот материал — часть проекта «Голунов. Сопротивление полицейскому произволу». Мы рассказываем, как устроена правоохранительная система, как бороться с преступлениями полицейских, как не становиться легкой мишенью для силовиков. Все новые материалы появляются в телеграм-канале.
Источник: /meduza.io/feature/2019/10/03/v-rossii-slishkom-mnogo-zaklyuchennyh-fsin-nuzhno-prevratit-v-grazhdanskoe-vedomstvo-korotkaya-versiya-doklada-chto-delat-s-rossiyskimi-tyurmami