Халяль: как правильно создать бизнес на продукции для мусульман

Рассказывает Зейли Калкулова 

Религия не запрещает мусульманкам вести бизнес: еще первая жена пророка Мухаммеда Хадиджа занималась торговлей. К открытию бутика-ателье мусульманской одежды я шла три года. По образованию я дизайнер интерьера, но так сложилось, что с миром моды я была связана через своих друзей. Я решила сменить квалификацию и самостоятельно переобучилась на дизайнера одежды.

В 2013 году я выпустила свою первую коллекцию мусульманской одежды. Тогда я не решилась открыть бутик – не хватало опыта.

Следующие три года я занялась заполнением пробелов: отрабатывала навыки, принимала участие в выставках и показах. Так я наработала первых клиентов.

Коллекции я выставляла на Almaty Pop Up Store, Sunday Up Market. Весной 2016 года я поняла, что готова к открытию своего дела. 

Ислам не запрещает мусульманкам одеваться красиво. Главное в наряде – скромность. Одежда и образ мусульманки не должны привлекать излишнего внимания, быть обтягивающей, походить на мужской наряд. Поэтому сестрам-мусульманкам не рекомендуется носить каблуки, злоупотреблять парфюмом, ходить в узких штанах или джинсах.

Бутик-ателье я открыла вместе со своей сестрой и тетей. Мы нашли помещение в ТРЦ «Алмалы», где ранее располагался Евразийский банк. Расположение бутика полностью отвечало нашим потребностям: в центре города, но не на виду у всех.

Нам оставалось переоборудовать помещение в шоу-рум и отвести часть помещения под намазхану. Мы заказали кроильную доску, мебель, швейные машинки, сделали ремонт – это было основной статьей расхода.

Открыли шоу-рум первого ноября, но первые продажи сделали на фестивале Sisters Bazaar месяцем ранее. Sisters Bazaar – наш совместный проект с сестрой Айгуль. 

Впервые мы задумались о проведении мусульманского фестиваля еще в прошлом году. Формат я подсмотрела у российской ярмарки мусульманских товаров Wandi Bazaar.

Wandi Bazaar – это проект Wandi Group, они занимаются поддержкой и продвижением мусульманских брендов в России.

Мы не стали полностью копировать Wandi Bazaar, а решили, что наше мероприятие будет только для женщин. Так родился Sisters Bazaar.

Первый фестиваль мы провели 22 и 23 сентября. Готовиться к нему начали еще весной. За две недели до мероприятия запустили рекламу в социальных сетях. Мы договорились с халяль-рестораном Cosmo & Sancak, они предоставили нам помещение.

Фестиваль посетили около полутора тысяч женщин, среди них были не только мусульманки, но и светские женщины.

 На Sisters Bazaar были представлены около 60 производителей одежды, халяль-косметики, изделий ручной работы – как казахстанских, так и зарубежных.

Второй Sisters Bazaar мы планировали провести следующем году, но получили много просьб сделать раньше, так что очередной фестиваль пройдет уже в декабре. Нам также пишут из Астаны, но туда мы отправимся в следующем году.

На Sisters Bazaar мы продали 10 изделий, с открытием бутика – еще 7.

Позиционирование Zere – это сегмент люкс. Мы выбрали эту нишу, чтобы у мусульманок был выбор: подавляющая часть производителей мусульманской одежды в Казахстане ориентированы на масс-маркет. 

Мы продаем клиентам одежду ручной работы. Ткани мы заказываем из Кореи, Дубая и Италии, шелк нам привозят из Узбекистана. Цены у нас выше, чем у многих производителей мусульманской одежды, стартовая цена на изделия – от 30 000 тенге.

Клиенты, которые приходят в шоу-рум, могут не только купить готовое изделие, но и сшить на заказ.

Последние два года в мире набирает популярность закрытая одежда и оверсайз – мини-юбки уходят, трендами сезонов становятся длинные платья, широкие штаны.

Именно поэтому к нам приходят не только мусульманки, но также женщины и девушки, придерживающиеся других взглядов или не связанные с религией вообще. 

Женский клуб Uniflex Halal

Рассказывает Адилям Юсупова, директор клуба

Идея открытия женского фитнес-клуба, адаптированного под стандарты халяль, пришла мужу в 2010 году. На тот момент у нас был фитнес-клуб Uniflex, который работает с 2006 года. Так как я исповедую ислам, я испытывала дискомфорт от занятия спортом в обществе мужчин. Видя мое неудобство, муж предложил открыть женский клуб, я поддержала его идею. 

Каждая мусульманка, как и любая женщина, хочет хорошо выглядеть, быть в форме. Но из-за ограничений в религии не каждая может себе это позволить. Бывает так, что сестрам-мусульманкам ходить в фитнес-клубы запрещают мужья или члены семьи.

Новый зал мы открыли в 2011 году. Переоборудовали цокольное помещение площадью 600 м2, сделали перепланировку, отвели отдельное помещение под намазхану. Uniflex Halal – это бизнес мужа, я помогаю ему в управлении. Рекламу фитнес-центра мы делали через лифлеты и билборды. Работало и сарафанное радио: мусульманки рассказывали о нас друг другу, так мы наработали клиентскую базу.

Нашим клиенткам доступен не только тренажерный зал, но также бассейн, различные групповые программы, SPA. В среднем клуб посещают 40 человек в день. Все зависит от сезона. Летом у нас наблюдается спад, осенью посещаемость восстанавливается.

Во время Рамадана мы делаем заморозку абонементов большинству наших клиентов. Цены мы не меняли с падения курса тенге: 20 000 тенге стоит дневной абонемент, 25 000 тенге – абонемент на весь день. Если клиент покупает абонемент на три месяца, мы делаем скидку в 10%.

Пока есть возможность, мы держим цены, так как хотим сделать доступным посещение фитнес-центра для каждой женщины. 

В Uniflex Halal мусульманки занимаются в удобной для них одежде: в шортах, лосинах, футболках, с непокрытой головой – в окружении женщин они могут себе это позволить. 

Халяльный ресторан быстрого питания Harvest eat meat

Рассказывает Эльмира Дюсенова, одна из основательниц

К открытию ресторана нас с мужем подтолкнул первый предпринимательский опыт. Тогда мы с ним жили в Лондоне, заканчивали ВУЗ.

Как и многим выходцам из Казахстана и стран СНГ, нам не нравилась местная кухня, хотелось родного. Мы начали готовить и продавать еду соотечественникам.

Нам понравилось, поэтому мы решили попробовать повторить наш опыт в Казахстане, но уже в более широком масштабе, и предложить то, чего еще нет на рынке. 

Вернувшись в Казахстан, мы собрали команду. Ее главными участниками стали мой муж, его брат и сестра.

Сколотив команду, мы стали думать над форматом будущего заведения. Решили, что стоит открывать халяль ресторан быстрого питания, с упором на эко.

Определившись с концепцией, мы приступили к конкретным шагам: закупили оборудование, начали искать поставщиков, помещение. Первое время муж сам проводил закуп. Деньги на открытие мы взяли из собственных средств, где-то помогли родители.

Большая часть средств ушла на покупку оборудования: пароконвектоматы, гриль-плиту, печь для пиццы.

Еще нам важно было получить сертификат «Халяль». В Казахстане за это отвечает ДУМК (Духовное управление мусульман Казахстана — прим. ред.)

Сертификат «Халяль» выдается только в том случае, если производство отвечает требованиям шариата. Тонкостей в этом деле много.

К примеру, если вы поставщик мяса, то должны знать по какому принципу нужно проводить забой животного, разделку туши. Сертификат мы еще не получили, но ожидаем его в скором времени.

Так получилось, что в ДУМК подняли вопрос о смене названия «Халяль» на «Адал». Эта дискуссия идет до сих пор, а мы попали в ее самый разгар. 

Точку мы открыли в новом ТРЦ Almaty Mall в середине сентября. По ходу дела выстраивали бизнес-процессы.

На открытие ресторана мы пригласили друзей, близких и знакомых – они стали нашими первыми клиентами, через них люди узнавали о нас.

Для нас сарафанное радио дает больше эффекта, чем контекстная реклама. У нас уже есть постоянные клиенты, которые приезжают к нам даже из другого конца города.

Наше конкурентное преимущество – это качество и невысокие цены. Средний чек в нашем ресторане – около 1000 тенге, на эту сумму можно купить гриллгер и напиток. Гриллгеры (фирменное название бургеров) – локомотив нашего ресторана. Котлеты к гриллгерам мы готовим на настоящем огне и при госте, поэтому процесс занимает в среднем от 15 до 20 минут.

Мы немного прогадали с ТРЦ – не очень удобное расположение сказывается на посещаемости, которая постоянно скачет. За аренду мы платим около 500 тысяч тенге в месяц, плюс коммунальные услуги.

Примерна такая же стоимость аренды и в других торгово-развлекательных центрах города. В скором времени мы запустим службу доставки.

 На окупаемость еще не вышли: прибыль, получаемую с продаж, мы сразу пускаем в оборот.

 Анвар Ракишев, личный архив героев

Источник: /the-steppe.com/business/halyalnyy-biznes-vo-chto-investiruyut-musulmane

Как открыть лавку халяль с нуля

По последним данным в России проживают около 14,5 миллионов мусульман, что составляет 10% населения. Национальное распределение по регионам неоднородно, но в преимущественно мусульманских республиках для них есть специальные халяльные магазины. Найти такой в обычном регионе будет непросто, несмотря на имеющийся спрос.

Открыть халяльный магазин будет проще, если вы знакомы с мусульманской культурой не понаслышке. Так вам будет проще оценить спрос и потребности, а заодно просчитать успех проекта именно в вашем регионе.

Затраты и прибыль

Инвестиции в проект составят 471’000 рублей. При средней ежемесячной прибыли в 80’000 рублей окупить первоначальные затраты можно за полгода.

Затраты на старте: примерный расчет для Астрахани

Статья расходов Сумма, ₽
Регистрация бизнеса 1’000
Ремонт 80’000
Оборудование 240’000
Первая партия товара 100’000
Реклама 30’000
Непредвиденные расходы 20’000
Итого 471’000

Ежемесячные затраты

Статья расходов Сумма, ₽
Аренда 40’000
Зарплата 50’000
Партия товара 100’000
Реклама 5’000
Итого 195’000

Разрешения и документы

Регистрация бизнеса

Сразу после оформления ИП получите разрешение от СЭС и ветеринарного контроля. Требуйте от поставщиков мяса ветеринарных справок. Важно проверить их подлинность, поскольку в случае нарушений штрафы будут выставлены не поставщику, а вам. После заключения договора аренды помещения получите необходимые документы от службы пожарной безопасности.

Список документов для регистрации ИП

  • Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма № Р21001)
  • Копия российского паспорта
  • Квитанция об уплате госпошлины

Выбор помещения

Месторасположение фактически не имеет значения. Можно открыться и в спальном районе, где много жилых домов. Это может быть отдельное помещение с собственным входом, либо павильон в магазине или на рынке. Все зависит от ваших возможностей. Два основных требования — высокая проходимость и отсутствие конкуренции.

Площадь магазина зависит от объемов товарооборота. Открывать магазин площадью менее 15 кв м не имеет смысла, поскольку специфика бизнеса предусматривает ряд требований:

  • Отдельное помещение для разделки мяса
  • Помещение для персонала
  • Наличие санузла

Помещение должно быть облицовано устойчивыми к дезинфицирующим средствам, влаге и температуре материалами. Важно наличие приточно-вытяжной механической вентиляции, а также защитных плафонов на осветительных приборах.

Минимальная стоимость аренды — 40’000 рублей ежемесячно, стоимость ремонта — 80’000 рублей разово.

Оборудование

Вам понадобятся:

  • Холодильная камера. Использование ртутных термометров запрещено
  • Электромясорубка, электронож. Разрешение по СЭС
  • Витрина, подносы для витрины. Гнутое стекло поможет лучше рассмотреть ассортимент. Подносы нужны для удобства продавца
  • Электронные весы. Разрешено использовать только опломбированные
Читайте также:  Вендинг автоматы: преимущества и особенности бизнеса

С учетом покупки кассового аппарата оснащение халяльной лавки обойдется в 240’000 рублей.

Как выбрать поставщика

Все то, что разрешено и допустимо в исламе — именно так переводится халяль. Под запретом не только свинина, но и другое мясо, если животное было убито неподобающим образом. Ориентируйтесь на тех поставщиков, которые уже имеют дело с такой продукцией.

Поставщиков мяса следует искать заранее и заключать с ними контракты на долгосрочное сотрудничество. Для маленькой лавки необходимо завозы 1-2 раза в неделю. Покупать мясо с запасом не стоит.

Кроме мяса держите в магазине небольшой ассортимент другой продукции халяль, например, колбасы, полуфабрикаты, консервы, молочные продукты, сладости, выпечка, напитки.

Ежемесячные расходы на закупку продукции — от 100’000 рублей.

Персонал

Продавец и мясник — минимально необходимый персонал для работы магазина. От их работы напрямую зависит прибыль. При выборе мясника ориентируетесь на человека с опытом. Обучить сотрудника с нуля тоже можно, но несколько неправильно разделанных туш будут стоит прибыли.

Наличие трудовой и медицинской книжки — важное условие для работы персонала. Во время работы сотрудники должны носить спецодежду, головные уборы и перчатки.

Заработная плата персоналу по среднерыночным данным:

  • Продавец — 20’000 рублей
  • Мясник — 30’000 рублей
  • Итого — 50’000 рублей

Как рекламировать бизнес

Начать рекламную кампанию стоит еще до начала работы магазина, а в день открытия устроить специальную акцию, например, предложить карты постоянных клиентов, скидки, небольшие подарки.

Позаботьтесь о яркой и заметной вывеске, которая привлечет внимание клиентов. Название или оформление магазина должно указывать на специфику продукции: мясо можно купить в разных местах, халяль — только у вас.

Плюсы и минусы бизнес-идеи

✅ Плюсы:

  • Простые бизнес-процессы
  • Хорошая наценка
  • Сегментированный спрос

❌ Минусы:

  • Потолок для роста и развития
  • Конкурентные риски
  • Репутационные риски

Халяльная лавка — проект с достаточно узкой аудиторией. Только предварительная оценка спроса и мониторинг конкурентной среды может дать вам представление о необходимости ее реализации. Пусть все получится!

Источник: /AlteraInvest.ru/rus/biznes-idei/detail-2943916/

Семейный халяльный бизнес: секреты успеха

Семь лет назад Мухамет и Лейсан Габдулхаевы впервые решили попробовать организовать доставку халяль-пиццы.

Инфраструктура услуг, ориентированных на мусульман в Татарстане постоянно обновляется и становится все разнообразнее. Один из примеров успешного халяльного бизнеса – известная казанцам кейтеринговая компания.

Семь лет назад Мухамет и Лейсан Габдулхаевы впервые решили попробовать организовать доставку халяль-пиццы. Тогда в Казани вообще функционировала только одна кейтеринговая компания, и предприниматели-мусульмане стали вторыми. «Хотелось, чтобы и мусульманам была доступна услуга доставки еды на дом.

В те времена еще не было такого широкого ассортимента, например, халяльных мясопродуктов, и наше меню пицц было очень ограниченно. Я сам готовил пиццу дома, а супруга развозила заказы. Даже упаковочные коробки мы тогда делали своими руками», — вспоминает Мухамет.

Тогда семейное дело пошло довольно вяло, молодые предприниматели совершили много ошибок и постепенно перестали заниматься пищевым бизнесом. Однако это был лишь временный перерыв перед новой, на этот раз, удачной попыткой.

В августе 2011 года семейное дело Габдулхаевых переродилось в ту кейтеринговую компанию, которую по достоинству оценили казанцы. В их группе в социальной сети, например, состоит более 3000 человек, и ежедневно готовится и развозится по городу около 30 заказов.

«Когда мы вернулись к идее компании по развозу еды, подошли к делу по-иному, пытались учесть прежние недоработки и подстроиться под новые условия рынка, — вспоминает Мухамет. – Стали активно использовать интернет, значительно расширили меню, сделали буклеты, наняли повара и, наконец, арендовали помещение».

Примечательно, что казанские предприниматели-мусульмане стараются оказывать всяческую поддержку друг другу.

Интересно, что Мухамет и Лейсан не только привлекали мусульман-фотографов, дизайнеров и специалистов по рекламе, но и взаимодействовали,  казалось бы, с конкурентами. Сложилось тесное партнерство с другим халяльным кафе.

Таким образом, можно судить о том, насколько здоровая атмосфера взаимоподдержки царит в кругах тех, кто ставит своей целью расширить сферу услуг для последователей ислама.

Конечно, не обошлось и без трудностей. Как это часто бывает, непонимание проявили как раз те, для кого были и задуманы все старания. Оказалось, что даже казанским мусульманам трудно поверить, что бывает халяльная ветчина, а саму идею бизнеса по религиозным канонам не поддержали как друзья, так и родственники молодой семьи.

«Я бы хотел поддержать всех, кто хочет открыть свой бизнес для мусульман и напомнить, что в любом деле никогда не бывает все гладко. В бизнесе есть ямы, от попадания в которые не застрахованы ни крупные, ни мелкие компании. Надо просто иметь четкую цель и не сдаваться», — делится опытом Мухамет.

Также он отмечает, что в бизнесе, особенно на начальных этапах, не стоит ожидать стабильности, всегда есть место взлетам и падениям.

Чтобы сгладить эти процессы, владелец кейтеринговой компании советует постоянно уделять внимание рекламе и раскрутке, в том числе в интернете, а также учиться грамотно распределять имеющиеся финансы и вкладывать их только в то, что действительно принесет пользу делу.

Кроме того, Мухамет отмечает, что за годы своей деятельности в качестве предпринимателя, ему пришлось многое узнать – из тематических вебинаров, специализированных форумов и других источников. «Главное, что я для себя вынес, это то, что не нужно питать надежды сразу выступать в роли какого-то «хозяина». Нужно реально поработать в той сфере, которой планируешь заняться.

Я до сих пор продолжаю своими руками готовить пиццу, например. Научился готовить я давно, поскольку у моего отца было кафе», — объясняет предприниматель.
Не сдаваться в трудных ситуациях помогал нашим героям именно семейный характер их дела. Если муж здесь занимается общим руководством и кухней, то жена занимается творческой стороной процесса: придумывает названия для новых блюд в меню, разрабатывает рекламные буклеты и ведет сообщества в социальных сетях.

Пара говорит, что основной мотиватор активной деятельности – их дети, и старания – для их будущего. «Часто бывало так, что во время очередной трудности один из нас говорил, что всё, мол, надо бросать, а второй поддерживал и уговаривал. В другой раз мы менялись ролями», — вспоминают Лейсан и Мухамет.

Что касается детей, то их у молодой пары уже четверо. Лейсан, по специальности архитектор, помогает мужу, пока находится в декретном отпуске. Успевает все – днем ездит с младшим за рулем по делам компании, вечер полностью посвящает семье. Она также продумывает различные акции, в том числе и благотворительные.

Например, в месяц рамазан был организован ифтар для всех желающих.

Интересно, что клиенты халяльной кейтеринговой компании — это далеко не всегда исполняющие мусульмане.

Поэтому зачастую Мухамету приходится объяснять заказчику, что значит пометка «халяль» на их меню: «Часто звонят и вместе с пиццей просят привезти пиво.

Тогда приходится разъяснять, что наше меню – халяль – и это подразумевает не только особенность мясной продукции, но и то, что у нас нет и не будет алкоголя. Приятно, что еще ни один клиент после такого пояснения не отказался от своего заказа».

Далее семья Габдулхаевых связывает свои планы с развитием уже имеющегося бизнеса, и отступать они не намерены.

В ближайшей перспективе есть намерения открыть павильоны, где можно будет не только заказать, но и приобрести пиццу, роллы и другие блюда имеющегося меню.

А в долгосрочной перспективе имеются планы по открытию полноценного кафе, где будет представлена итальянская, японская и другие кухни.

  • Стоит отметить, что как Лейсан, так и Мухамет, отмечают свою готовность поделиться накопленным опытом и знаниями и открытость для различных видов партнерства с теми, кто еще лишь планирует заняться предпринимательской деятельностью, ориентированной на мусульман.
  • Нурия Гибадуллина
  • Что Вы думаете об этом?
  • Оставьте свой комментарий.

Источник: /islam-today.ru/islam_v_rossii/tatarstan/semejnyj-halalnyj-biznes-sekrety-uspeha/

Халяльный бизнес. Как российские компании делают деньги на мусульманах

Мало кто обратил внимание, но в России сформировался один из самых больших в мире рынков мусульманских товаров. Этот сегмент в стране растёт темпами, которым в целом российская экономика может позавидовать, поэтому его штурмуют как мелкие игроки, так и крупные бренды. Светские фирмы видят здесь новую прибыльную нишу, а основанные мусульманами компании — еще и миссию по распространению традиционных ценностей.

В России живут около 14 млн последователей ислама, и ещё около 5 млн временно работают. По состоянию на 2014 год страна находилась на девятом месте в списке крупнейших мусульманских продовольственных рынков. По оценкам компании Salaam Gateway, РФ входит и в топ-10 стран по количеству потенциальных покупателей непродовольственных товаров для последователей этой религии.

По мнению экспертов, так происходит по двум причинам.

  • Число последователей ислама в стране растёт. Глава совета муфтиев России Равиль Гайнутдин предсказывает, что уже через 15 лет доля мусульман в населении России вырастет до 30%, то есть примерно до 50 млн человек.
  • Товары для мусульман становятся популярными у светской аудитории. В большей степени это касается продуктов питания с маркировкой «халяль», то есть разрешённых для мусульман.

Президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Халяль покупают не только мусульмане, но и большое количество других потребителей, считающих, что такая продукция качественнее массовой.

По его оценке, халяльные продукты в среднем стоят на 5–7% дороже обычных.

Маркировка «халяль» на продуктах питания означает, что производитель прошёл процедуру сертификации в одном из специализированных центров при муфтияте (организация, объединяющая на добровольных началах мусульманские религиозные учреждения). Таких центров в стране несколько десятков.

Производство должно соответствовать строгим правилам. Чек-лист для птицефабрик и мясокомбинатов регламентирует все стадии производства: от откорма (запрещены ГМО, гормоны роста и корма животного происхождения) до убоя и транспортировки.

Молочный халяль тоже жёстко контролируется: запрещены подмесы (добавление животных жиров и растительных масел), некоторые пищевые красители, искусственные ароматизаторы, вкусовые добавки и усилители (например, глутамат натрия).

На производящих халяль предприятиях постоянно находится уполномоченный сертификационного центра, который следит за процессом.

Крупные игроки продовольственного рынка давно почувствовали перспективу халяльных продуктов. Это наиболее заметно по производству птицы. Известные на всю страну компании скупают отдельные сертифицированные халяльные производства и держат в активе халяльные бренды.

По оценкам экспертов, в целом рынок мяса курицы в России падает (на 5% за первый квартал текущего года), а её производство в сегменте халяля растёт темпами 6% в год.

Читайте также:  Полная стоимость кредита: определение и формула расчета

У федерального лидера в производстве мяса птицы, группы «Черкизово», — шесть сертифицированных птицефабрик и два халяльных бренда. В 2018 году компания приобрела белгородский агрохолдинг «Белая птица», который позиционировался как один из крупнейших производителей халяльного мяса бройлеров в России.

Группа агропредприятий (ГАП) «Ресурс» в 2018 году приобрела крупный актив — птицефабрику «Инжавинская» и сразу сертифицировала её для халяля.

В том же году ГАП открыла первый и на сегодня единственный в России перерабатывающий комбинат, специализирующийся на производстве исключительно халяля (Птицекомбинат в Невинномысске).

Всего у «Ресурса» четыре предприятия, имеющие право выпускать продукты для мусульман.

Ещё один крупный производитель мяса птицы в России, белгородская компания «Приосколье», имеет в портфеле халяльный бренд «аль Сафа» и одно халяльное предприятие.

Директор по маркетингу Группы «Продо» (входит в топ-10 производителей мяса птицы в России) Марина Семёнова считает, что развитие этого сегмента интересно производителям, так как доходность халяля в среднем на 10–15% выше доходности производства обычной курицы.

Крупному бизнесу довольно сложно зайти на рынок мяса, потому что практически все мясокомбинаты страны традиционно работают со свининой. А её присутствие на территории предприятия по определению делает продукцию «харам», то есть запрещённой к употреблению мусульманами.

По словам Альберта Давлеева, крупных специализированных промышленных предприятий по убою и переработке говядины, баранины и козлятины в России не существует, только средние и мелкие. Поэтому посчитать долю рынка халяльного мяса в России невозможно.

Но и в эту нишу постепенно заходят крупные игроки. Известные мясные компании «Мираторг» и «Дамате» запустили проекты по промышленному откорму и убою овец для поставок баранины и ягнятины отечественного производства на российский и международный рынок. Прежде всего на Ближний Восток.

Компания «Эколь», принадлежащая гражданам Турции, построила в Домодедовском районе Подмосковья перерабатывающий комбинат. Предприятие производит колбасные изделия, полуфабрикаты, охлаждённое мясо. Большинство работников — практикующие мусульмане, для них прямо на территории комплекса выстроена мечеть.

Небольшие и средние бойни и разделочные цеха на Северном Кавказе, в Поволжье, Подмосковье, на Урале и в Сибири, как правило, поставляют продукцию на рынки, в небольшие магазины и специализированные киоски. Значительная часть такого халяльного мяса просто продаётся после забоя скота соседям, друзьям и знакомым, минуя официальные каналы продаж.

Сегмент халяльной молочной продукции в России относительно неразвит. Самый крупный игрок с федеральным охватом — бренд «Чабан» Нальчикского молочного комбината (НМК). Продукция предприятия продаётся в 20 регионах России и Казахстане, в планах выход на рынки стран Аравийского полуострова.

В реестре Совета муфтиев России содержатся данные о почти 40 компаниях, имеющих право выпускать мясные полуфабрикаты, которые можно употреблять в пищу мусульманам.

Среди них бренды «Роллтон» и «Галина Бланка». Ещё полтора десятка компаний получили сертификат на производство кондитерки (самый известный из них — «Ферерро»).

Четыре компании производят халяльные куриные яйца, и одна — халяльные рыбные консервы.

«Ещё пять-семь лет назад было трудно представить себе бутик модной мусульманской одежды в центре Москвы или модель в хиджабе на обложке глянцевого журнала, но сейчас это не вызывающий удивление факт», — говорит соосновательница консалтинговой компании Wandi Group Нармин Ичаева.

Её фирма специализируется на продвижении мусульманских брендов. Нармин констатирует: в течение последних нескольких лет рынок мусульманской одежды укрепляется.

Ичаева говорит, что в России десяток заметных брендов в сегменте мусульманской одежды или, как популярно сейчас его называть, подчёркивая востребованность широкой аудиторией, — modest fashion. Среди наиболее заметных — Firdaws, Arapkhanovi, Araida, Aset, Sabr Store, Sahara, Bella Kareema.

Для женской мусульманской одежды характерна длина макси, свободные силуэты и покрытая голова. При этом одежда не должна быть обтягивающей, прозрачной и выдающей формы тела. Для мужчин характерны удлиненные рубашки, им не позволяется носить одежды из шёлка.

Основательница и управляющий директор Sahara Зайнаб Ситдикова согласна с Ичаевой. «Мы видим растущий интерес к modest fashion среди девушек, всё больше из них готовы покрываться (носить одежду, соответствующую нормам ислама)», — говорит она.

СЕО компании Bella Kareema Галина Трошина отмечает, что спрос на длинную и закрытую одежду растёт, поэтому такие линейки моделей появились не только у мусульманских брендов.

СЕО компании Bella KareemaЗападным производителям, наконец, раскрыли глаза, что огромное количество мусульманок нуждается в том, чтобы их разнообразно и модно одели.

И компании устремились туда, из сезона в сезон экспериментируя с моделями, подходящими для такой аудитории. В результате сейчас, на мой взгляд, нет проблем с длинной закрытой одеждой для мусульманок. Подходящую одежду можно купить в любом сегменте светских брендов.

Трошина видит угрозу для российских производителей одежды со стороны китайских и турецких фирм.

«Они легко переправляют нам свою продукцию по низким ценам, да ещё и с бесплатной доставкой. Конечно, покупатель, который не гонится за эксклюзивной дизайнерской моделью, а покупает базовые модели, делает выбор в их пользу. Российские предприниматели с ними тягаться не могут», — утверждает Трошина.

Главный контраргумент отечественных компаний — дизайн. В том числе благодаря ему, например, бренд российского происхождения Asmaria успешно продаётся в странах Ближнего Востока, его носят члены королевской семьи ОАЭ.

Российские компании полностью закрывают потребности местных мусульман в продовольствии. На рынке непродовольственных товаров они вынуждены конкурировать с зарубежными производителями.

Все опрошенные «Секретом фирмы» эксперты ждут, что сегмент продукции для мусульман будет расти. Например, по оценкам Альберта Давлеева, сейчас производство халяльной птицы в России составляет 250 000 — 300 000 тонн в год – это примерно 5–6% от всех поставок. По словам эксперта, рынок может удвоиться.

Президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Халяльную птицу потребляют как минимум половина этнических мусульман, то есть 10–12 млн человек. К этой цифре можно прибавить столько же немусульман, готовых ее покупать. В результате мы получим 20–25 млн человек, или 13–17% всех россиян.

При совокупном объеме потребления мяса птицы в России на уровне 5 млн тонн в год отечественный рынок халяльной курятины и индюшатины может составить до 750 000 тонн.

Эксперты ждут роста и по другим видам халяля.

«Этот рынок будет расти, в этом нет сомнения: всё больше поставщиков сырья и ингредиентов подтверждают свою продукцию сертификацией «халяль»», — говорит генеральный директор НМК Шамсудин Якубов.

Соосновательница консалтинговой компании Wandi GroupКрупным узнаваемым брендам, обратившим своё внимание на потенциал аудитории мусульман, при правильно выстроенных коммуникациях с этой аудиторией открыта целая трасса с зелёным светом и без ограничений по скорости.

Мусульмане в России становятся всё более стабильным сегментом потребителей, большая доля которых покупают премиум- и люкс-товары во всех областях.

А знание о стандартах халяля как о дополнительной гарантии качества станет веским конкурентным преимуществом и для немусульман.

По словам Ичаевой, мусульмане-предприниматели работают не только чтобы удовлетворить базовые потребностей мусульманского сообщества.

Это способ делиться с широкой аудиторией информацией о реальном образе жизни мусульман, разрушая несправедливые стереотипы.

Если предсказания муфтия верны, то и другим российским компаниям стоит уже сейчас задуматься об ассортименте товаров для мусульман. Пока эта ниша относительно свободна и может стать точкой роста для многих игроков рынка.

Поделитесь историей своего бизнеса или расскажите читателям о вашем стартапе

Источник: /secretmag.ru/stories/khalyalnyi-biznes-kak-rossiiskie-kompanii-delayut-dengi-na-musulmanakh.htm

Рынок халяль: как малому бизнесу заработать на продуктах для мусульман

В условиях санкций со стороны Запада многие производители обратили свой взор на рынки исламских стран, имея в виду перспективы экспорта преимущественно в страны Ближнего Востока.

Поскольку в настоящее время в России отсутствуют единые стандарты халяль и официальный учет производства, посчитать объем этого рынка очень сложно.

Соответствующую маркировку на продукцию наносят как на основе сертификации, так и по заявлению производителя (к сожалению, на рынке встречаются и недобросовестные поставщики).

Ограничивать же оценки объема индустрии исключительно затратами мусульман на халяль-продукты и услуги неправильно, ведь халяльную продукцию все чаще покупают и светские люди, не исповедующие ислам.

Самая крупная и популярная категория товаров халяль — продукты питания. Внутри этого сегмента ключевые позиции — это мясо птицы, баранина, колбасы и мясные полуфабрикаты. Компании-производители зачастую не готовы делиться статистикой относительно доли в их производстве, которая приходится на халяль.

По экспертным оценкам, от 10 до 50 % по разным товарным позициям на мясном рынке России относятся к халяльным. Наиболее высока доля по баранине и мясу птицы. Следом идут рынки кондитерских изделий, молочной продукции, хлебобулочных изделий. Свою нишу занимают уходовая и декоративная косметика.

Еще одно важное направление рынка халяль — финансы. В отношении финансовых продуктов шариат устанавливает определенные требования: они касаются не только запрета на кредитование под проценты, но и запрета на спекулятивные сделки.

Как правило, рынок исламских финансов неразрывно связан с рынком халяль, поскольку направляться исламские инвестиции могут только в проекты, соответствующие требованиям халяль или не содержащие явных нарушений требований ислама.

Производители халяльных продуктов питания — это важная категория получателей исламских инвестиций. Объем активов исламских финансовых компаний в России — около 1 млрд руб. При этом объем сделок на этом рынке за последние 10 лет составляет около 20 млрд.

Свободные ниши

Во всем мире ассортимент халяльных брендов одного производителя насчитывает до 100 позиций. В России пока 20-30 позиций, в основном это товарные позиции в области разделки, а не готовой к употреблению продукции.

Российский халяль-рынок еще только развивается, на прилавках явно не хватает продуктов с высокой степенью переработки и готовых к употреблению, особенно в сегментах, где в обычных случаях применяются животные ингредиенты — это не только колбасы, но и кондитерские изделия, чипсы, хлеб и пр.

Вторая пустующая ниша сейчас — фонды и компании, специализирующиеся на инвестициях в халяльное производство. Этот рынок заметно недофинансирован, и новые игроки были бы очень кстати.

Абсолютно все секторы халяльного рынка открыты для новых стартапов, здесь успех зависит от профессионализма и интуиции самого предпринимателя. Малый бизнес отличает более адресный подход к клиентам и авторские идеи.

В каждом регионе — свои незадействованные ниши. Например, во многих малых городах России не развиты халяльные кафе современного типа, где можно и вкусно поесть, и посидеть за чашечкой кофе, и воспользоваться интернетом.

Уже многие годы востребованы, но не получают должного развития мультибрендовые магазины одежды, соответствующей стандартам modest fashion.

Комфортный старт

Познать тонкости ведения халяльного бизнеса несложно — для этого есть и профессиональная литература, в том числе переведенные на русский язык международные стандарты, и многочисленные семинары, и тренинги.

Сегодня эта тема становится все более популярной, о ней пишут в СМИ. В этом году Россия принимает крупнейшую международную выставку компаний-поставщиков продукции, соответствующих качеству халяль, — World Halal Day.

На ней будет представлено более 200 экспонентов из 20 стран мира, и это отличная возможность посмотреть, что происходит сейчас на этом рынке не только в нашей стране, но и в других регионах.

Одновременно с выставкой пройдет значимый в области исламских инвестиций саммит — Volga Investment Summit, где предприниматели в области халяль познакомятся с мировыми экспертами, оценят свой экспортный потенциал.

Читайте историю победительницы конкурса «Я бизнесмен» о том, как она на 117 000 руб. запустила производство халяльных полуфабрикатов в небольшом татарском городке.

Читайте также:  Бизнес на фотостудии: создаем основу для будущего успеха

Кроме специализированных мероприятий в некоторых регионах России для новичков работают программы поддержки. Прекрасный пример — Чеченская Республика, где действует Фонд имени Шейха Зайеда по поддержке предпринимательства и инноваций.

За два года работы фонд профинансировал 150 проектов, которые отобрал из более тысячи. Однако фонд действует только для резидентов Чеченской Республики.

Кроме фонда я бы выделила две профильные ассоциации предпринимателей — это Ассоциация предпринимателей мусульман и Международная ассоциация исламского бизнеса.

Уже сегодня рынок халяль в России — один из самых больших в мире. Безусловно, у нас есть схожие черты со странами СНГ — Белоруссией, Казахстаном, однако у всех своя специфика. У России очень емкий рынок. И еще не менее десяти лет уйдет на насыщение внутреннего рынка. А насыщенный внутренний рынок — это гарант успеха и на мировой арене.

Мадина Калимуллина, управляющий партнер Alif Consult, исполнительный секретарь Российской ассоциации экспертов по исламским финансам

Источник: /kontur.ru/articles/5623

Мнение эксперта: халяль-рестораторы должны воспитывать своего клиента

Как известно, в период поста мусульмане не могут принимать ни пищи, ни питья до заката солнца.

Для мусульманских рестораторов это означает либо закрытие заведения на данный период с предоставлением отпусков сотрудникам, как это делается на территории Республики Дагестан и Чеченской Республики, а также других субъектов России с преимущественным или значительным мусульманским населением, или переходить на неполный рабочий день, открываясь лишь к ифтару (разговению).

Мы решили узнать, как обстоят дела у халяль-рестораторов в Москве, где мусульман разных национальностей и направлений сегодня едва ли меньше, чем на территориях их традиционного проживания. На наши вопросы любезно ответил Ринат Сиразиев, руководитель кафе «Чай-бар Казан» – одного из наиболее популярных заведений такого типа.

– Ринат-эфенди, как у вас возникла идея создания халяль-кафе в Москве?

– Идея возникла спонтанно.

Мы захотели открыть заведение с татарской и европейской кухней для людей, сторонящихся запретного, проживающих в столице, но которое работало бы «по-домашнему», создавало тепло семейного очага, предоставляло такие услуги для мусульман, которых в обычных кафе и ресторанах нет.

Открывать нехаляльное место мы не могли из религиозных убеждений, поэтому решили открыть кафе, меню которого включает блюда на любой вкус, но готовятся они у нас из дозволенных продуктов.

К тому же таких тихих, спокойных, семейных мест, куда можно прийти с друзьями, пригласить супругу на романтическое свидание, привести маленьких детей и быть уверенными, что все будет свежее, качественное и по доступным ценам, в Москве не так уж и много. На момент возникновения идеи мест с халяльной спецификой практически не было.

– А почему бы им не питаться в обычных московских респектабельных ресторанах? Таких ведь в Москве немало

– У меня лично возникали трудности с тем, что в обычных ресторанах и кафе приходилось заказывать только рыбные блюда. Даже в тихих кафе есть разделение на зону для курящих и некурящих гостей, но полностью избежать запаха табака в таких заведениях не удается.

Я также не мог привести туда свою семью и особенно детей, поскольку почти во всех заведениях гостям предлагают спиртные напитки. Гарантировать, что, выпив, люди не будут браниться, невозможно. Так что дело не только в том, чтобы хорошо поесть.

Наше заведение открывалось для таких людей, как я сам, всех тех, кто любит чистоту во всем. Мы делали ставку на таких гостей.

– Оправдались ли ваши ожидания?

– Не совсем. Поначалу я думал, что мусульман, соблюдающих все религиозные предписания, достаточно для ведения ресторанного бизнеса-халяль. Начав работать, я понял, что был не совсем прав.

Оказалось, что большинство мусульман в Москве – это лишь этнические мусульмане, которые не задумываются о своем здоровье, а многие находятся в неведении, что человек, не поклоняющийся Всевышнему, всегда будет в убытке как физически, так и духовно.

Для этой части мусульман даже само понятие «Рамадан» связано только с весёлым празднованием самого дня окончания этого священного месяца – дня Уразы-байрама. Поэтому пока, к сожалению, у нас довольно узкая ниша в сфере общественного питания.

Пока халяль в полном своем значении и качестве в Москве не пользуется особой популярностью, но со временем ситуация поменяется, как, например, в Казани, где почти не осталось нехаляльных мест общественного питания.

– Получается, эфенди, что Ваш проект скорее религиозный, чем коммерческий?

– В моём понимании, открытие любого заведения общественного питания – это в первую очередь правильное и здоровое питание для людей. Это своего рода социальный проект по приобщению людей к культуре питания не только татар-мусульман.

Хотя по численности населения в России татары занимают третье место после русских и украинцев, да и кухня у этих народов во многом схожа.

Мы готовы всем продемонстрировать достоинства татарской кухни и особенности культуры, которая имеет древнейшую историю и занимает особое место в развитии Российского государства.

– Все-таки о религиозной составляющей..

– Очень пользуются популярностью презентации книг об Исламе, беседы с хазратами в более теплой семейной обстановке, здесь правоверные знакомятся друг с другом, в том числе и молодежь. А также проводят никахи, меджилисы и другие важные события.

Особым достоянием нашего заведения является книжная полка, можно взять и почитать за чашкой чая, получив исчерпывающие знания об Исламе.

У нас можно при наступлении времени намаза спокойно помолиться в отведённом для этого месте. Сюда можно приводить своих детей даже в вечерние часы, наше заведение нацелено на чистоту и дозволенность. Мы следим, чтобы это проявлялось во всем.

– Но ведь люди могут зайти разные? Какова политика вашего заведения в отношении гостей?

– Заходят разные люди. Мы рады любому гостю. Но большинство наших гостей, с какими бы целями они ни приходили, быстро понимают, куда попали, и начинают вести себя соответствующим образом.

Надо понимать, что мы работаем в Москве, в которой большинство населения не мусульмане, и мы не можем требовать от всех приходящих молиться во время намаза или держать пост в Рамадан.

Мы настроены ко всем посетителям толерантно и доброжелательно и единственное наше жёсткое требование, чтобы люди вели себя уважительно по отношению ко всем. Для нас это означает, чтобы посетители не пили, не курили, не сквернословили.

Отмечу кстати, что многие клиенты признавались, что они много нового и хорошего узнают о религии Ислам и образе жизни мусульман именно через наше заведение. Это нас радует и дает стимул для дальнейшего развития. У нас есть постоянные гости. Они имеют наши клубные карты, ценят нас за предоставляемый комфорт и вкусную кухню. Среди них немало людей иных национальностей и вероисповеданий.

– В Рамадан на ифтар к вам, наверное, многие мусульмане приходят?

– Немаловажная деталь, характерная именно для культуры потребления таких услуг у российских мусульман, – у нас ещё нет культуры проведения ифтара как общественного, коллективного дела.

Ифтар воспринимается у нас как семейное, родственное застолье. Возможно, это происходит так потому, что многие годы Ислам не был публичной религией.

Он был семейной религией, в отличие, например, от Турции или других исламских стран.

– Так из чего же всё-таки складывается на сегодня прибыльная часть вашего кафе?

– Помимо коллективных ифтаров во время священного месяца Рамадан, к которым мы приучаем понемногу наших постоянных гостей, в другое время мы проводим религиозные свадьбы-никахи, праздники-маджлисы, различные национально-культурные и клубные мероприятия, В Рамадан прибыль снижается. Однако нас это нисколько не пугает. Ведь Рамадан – это и не месяц зарабатывания денег, а месяц духовного очищения и совершения хороших дел, которые приближают нас к Аллаху.

– Но я слышала, что в вашем заведении проводились специальные акции во время Рамадана?

– Недавно, 5 августа, у нас проходил благотворительный ифтар. Часть средств от него пошло на поддержку малоимущих. Мы многократно проводим групповые ифтары для молодежи со скидкой.

– Каково меню «благотворительных» ифтаров?

– Мы готовим сладости, плов на открытом огне и национальные блюда, которые пользуются активным спросом. Принцип для любого ифтара у нас одинаковый: мы не используем полуфабрикатов, все блюда готовятся по предварительному заказу.

– Кто у вас работает?

– У нас нет предубеждений в этом отношении. Но преимущество имеют те сотрудники, которые владеют татарским языком, знают о мусульманском образе жизни и вере. Это для политики заведения важный момент. Наш гость должен во всем чувствовать себя комфортно.

Расскажу вам один случай. К нам на работу пришел человек, который профессионально и со знанием дела с 17 лет проработал в системе «Интурист», добился вершины карьеры, был шеф-поваром в очень известном элитном московском заведении. Зарплаты у них и у нас несопоставимые.

Но он пришел к нам, чтобы заработать халяльным образом на хадж. Так что, видите, не все в этой жизни определяется высокими прибылями.

Признаюсь, мне было приятно знать, что в нашем бизнесе есть такие искренне богобоязненные люди, и по милости Всевышнего он совершил хадж, и пусть Аллах будем им доволен.

– Собираетесь ли вы открывать дополнительные точки?

– Мы работаем только год (открытие кафе состоялось 29 апреля 2010). Так что о расширении говорить, наверно, рано. Но на все воля АЛЛАХА!

– И всё же, каковы основные трудности, которые вам приходится преодолевать?

– Москва – город большой. Реклама тут играет немаловажную роль. Без неё о тебе не будут знать, ты потеряешься среди отдельных раскрученных заведений и сетей. Рекламодатель это знает и загибает слишком большую цену. Большое значение имеет и месторасположение кафе. Близость к целевой группе, аренда хорошего места в Москве стоит немалых денег.

– Удается ли вам сохранять приемлемые цены?

– Цены у нас умеренные, доступные. Всевышний милостив к своим рабам. Ведь мы стараемся делать богоугодное дело. Надеемся, что с помощью Всевышнего, иншааллах, мы сможем преодолеть любые трудности.

– Спасибо большое за интервью, процветания вам и успехов!

– Вам огромное спасибо! И вам, и всем хочу пожелать милости Всевышнего во всем!

Постящийся получит две радости. Первую – когда он совершает разговенье, вторую – встречу с Творцом всего и вся. Эта весть каждого верующего и постящегося вдохновляет!

Источник: /islam.ru/content/economica/30912

Ссылка на основную публикацию