Статистика детей сирот: учет лиц оставшихся без попечения родителей

Порой ребёнок остаётся в одиночестве и-за преждевременной смерти самых близких для него людей. Помимо этого, большому числу детей не хватает семейного уюта и при здравствующих родителях. Такие дети составляют две категории – сироты и оставшиеся без родительского попечения.

В обоих случаях дальнейшей жизнью ребёнка начинают заниматься государственные органы.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, кто они?

К такой категории относятся малолетние граждане до достижения ими 18 лет, родители которых не могут или не желают исполнять свои обязанности. Причинами для присвоения детям статуса оставшихся без родительского попечительства являются случаи, когда родители:

  • лишены прав воспитывать детей или частично ограничены в этом праве;
  • один из родителей признан полностью или частично недееспособным;
  • тяжёлое заболевание у одного или обоих родителей, из-за которого невозможно полноценное воспитание и материальное обеспечение ребёнка;
  • числятся без вести пропавшими;
  • подозреваются в совершении правонарушений;
  • находятся в местах заключения;
  • намеренно не желают воспитывать ребёнка;
  • не выполняют свои обязанности, отказываются защищать права и интересы ребёнка.

При таких условиях вопросами устройства малышей в приёмные или патронажные семьи, в специальные учреждения приходится заниматься государственным социальным службам, которые выявляют несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, ведут их учёт и контролируют дальнейшую жизнь, питание и развитие отданных на воспитание другим людям детей.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Разница понятий «сироты» и «дети, оставшиеся без попечительства родителей»

Сиротами признаются дети, родители которых умерли. Без родительского попечительства же остаются дети, родители которых не могут или осознанно не хотят воспитывать ребёнка и заботиться о нём. В этом случает используется также понятие «социальные сироты».

Льготы

В качестве помощи детям, по разным причинам лишившихся самых близких людей, государством предусмотрены льготы.

Лицам, родителей которых нет в живых, положена пенсия по потере кормильца. Её размер зависит от трудового стажа родителя. При достаточном трудовом стаже ребёнок будет получать трудовую пенсию, если стажа мало – социальную.

Выплаты производятся до момента совершеннолетия или до достижения наследником 23 лет, если он учится на очном отделении учебного заведения.

При зачислении в различные учебные заведения такие дети пользуются привилегиями в виде:

  • повышенной стипендии;
  • бесплатного питания;
  • получения финансовой помощи для покупки предметов первой необходимости;
  • льготного проезда на любом виде общественного транспорта.

Студенты ежегодно один раз получают тройную стипендию, предназначенную для приобретения принадлежностей для обучения.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

После завершения обучения выпускник может обратиться в службу занятости. Сотрудники службы помогают трудоустроиться, проверив профессиональную пригодность и поставив его на учёт.

При отсутствии опыта работы он полгода будет получать пособие, размер которого равен средней зарплате по региону.

Медицинская помощь также совершенно бесплатна, как обычный осмотр, так и требуемые оперативные вмешательства. Финансы на оплату лечения берутся из государственной казны.

Помимо всего перечисленного, предусмотрено бесплатное оздоровление в лагерях, санаториях и пансионатах. Оплата путёвки также производится государством.

Что касается жилья, и здесь государство не оставляет сирот и детей без родительского попечительства без помощи. После выпуска из интерната и достигший 18-летнего возраста ребёнок является претендентом на получение собственных квадратных метров жилой площади.

Но для этого должны быть следующие условия: ребёнок-сирота или оставшийся без попечения родителей не должен иметь социального или собственного жилья (доставшегося от родителей), у родственников также не имеется достаточных квадратов, чтобы оформить прописку, а если жильё имеется, то не соответствует санитарным и другим нормам.

При соблюдении этих условий ребёнок ставится в очередь на получение жилья.

Льготы касаются и коммунальных платежей. Для их получения ребёнок должен обучаться в школе или учебном заведении профессионального образования по очной форме, а также должен иметь жилое помещение. При этих условиях лица указанной категории освобождены от уплаты коммунальных платежей и платы за проживание.

При наличии собственного жилья положена 100-процентная скидка. При проживании на территории опекуна льгота распределяется на норму площади, достаточной для опекаемого.

Права

Дети-сироты и оставшиеся без родительского попечительства являются слабо защищённой социальной группой населения, им нужна особая государственная поддержка. Права таких детей регулирует Федеральный закон № 159 от 21.12 1996 г.

Лица из указанных категорий имеют следующие права:

  • личные: данными правами гарантируются уважение чести и достоинства, защита от злоупотреблений опекуном или попечителем, воспитание в опекунской или попечительской семье, общение с родителями и родными, выражение собственного мнения при возникающих вопросах о своих интересах, необходимые условия для проживания, воспитания, образования, развития за счёт государственных средств;
  • имущественные: эти права касаются социальных выплат, пенсий, алиментов, пособий, сохраняют права собственности на жильё, доходы, полученное в дар или по наследству имущество, внеочередное получение жилья;
  • на бесплатное образование;
  • на бесплатное медицинское обслуживание;
  • на помощь в трудоустройстве;
  • на получение жилья.

Виды социальной помощи

Социальная помощь, оказываемая детям-сиротам и детям, оставшимся без попечительства родителей, бывает следующих видов:

  1. Материальная. Государство обеспечивает возможность бесплатно проживать в интернатах, предоставляет одежду, питание, предметы обучения, средства для устройства жизни, жильё, бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта;
  2. Нематериальная. Государство гарантирует бесплатное образование, медицинское обслуживание, права на жильё и трудоустройство.

Государство проявляет максимальную заботу о детях-сиротах и оставшихся без родительского попечительства, защищая их права и гарантируя множество льгот во всех сферах жизни.

Правительство РФ заботится о том, чтобы дети указанных категорий обрели семью, будь то опекунская или патронажная. Для этого установлены выплаты единовременных и ежемесячных пособий, определены льготы для опекунов и попечителей.

Однако недобросовестным людям, имеющим корыстные цели при оформлении опекунства, получить такую выгоду не удастся, поскольку надзорными органами тщательно контролируется жизнь детей, находящихся под опекой, до достижения ими 18-летнего возраста.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: /zakonguru.com/semejnoje/rebenka/bez-popechitelstva.html

Выявление и устройство детей оставшихся без попечения родителей

Забота о детях без родителей возлагается на государство. Отделы опеки обязаны вести учет таких несовершеннолетних. Это необходимо для того, чтобы обеспечить своевременную защиту прав и семейное устройство. Рассмотрим, как происходит выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

Основания признания детей оставшимися без попечения родителей

  • Содержание (кликните, чтобы открыть)
  • Перечень оснований, для признания ребенка, оставшимся без родительского попечения, регламентирован Приказом Минобра России от 2015 года № 101.
  • Порядок признания ребенка, оставшимся без попечения:
  1. Выявление факта отсутствия родительского попечения.
  2. Документальное подтверждение этого факта.
  3. Вынесение постановления районной администрации о присвоении статуса.

Основания для присвоения статуса ребенка, оставшегося без попечения матери и отца:

  • оформление матерью в роддоме письменного согласия на усыновления;
  • в документах ребенка отсутствуют сведения о родителях;
  • суд признал, что последние 6 месяцев родители не живут с детьми без уважительных причин;
  • родители признаны недееспособными (ограниченно дееспособными);
  • мать или отец признаны безвестно отсутствующими;
  • несовершеннолетний признан подкинутым или брошенным;
  • родители отбывают наказание в местах лишения свободы;
  • мать и отец проходят принудительную госпитализацию в психиатрическом стационаре;
  • родители умерли или признаны умершими;
  • мать и отец находятся в розыске и их местонахождения не установлено;
  • суд отменил решение об усыновлении;
  • отдел опеки вынес постановление об отобрании несовершеннолетнего у родителей.

Данный факт должен быть документально подтвержден в отношении матери и отца или единственного родителя.

Выявление детей оставшихся без попечения родителей

Порядок выявления ребенка, без родительского попечения устанавливается ст. 122 СК РФ.

Он включает:

  1. Получение сигнала от граждан, сотрудников медицинских или образовательных организаций.
  2. Проведение проверки в течение 3 дней с момента получения сигнала.
  3. Проведение обследования жилья, где проживает ребенок.
  4. Составление акта обследования.
  5. В случае подтверждения сведений, присвоение статуса.
  6. Направление информации о ребенке в региональный банк данных.
  7. В течение 30 дней, специалисты отдела опеки должны принять меры для семейного устройства выявленного ребенка.

Кто и куда должен сообщать?

Обязанностью по сообщению в районный отдел опеки о ребенке, оставшемся без родителей, наделяются все граждане (ст. 122 СК РФ).

В соответствии с законом от 1999 года № 120 дополнительные обязанности возлагаются на органы профилактики безнадзорности и беспризорности детей.

К ним относятся:

  • медицинские работники;
  • сотрудники образовательных учреждений;
  • специалисты социальных служб;
  • сотрудники полиции.

Действия органов опеки

Порядок действий специалистов отдела опеки установлен ст. 122 СК РФ:

  1. В течение 3 дней с момента получения сигнала специалисты обязаны посетить место проживания ребенка.
  2. В случае подтверждения информации, несовершеннолетний должен быть помещен в безопасное место (в семью родственников, центр реабилитации, центр семейного устройства).
  3. В течение 3 дней информация о ребенке передается в региональный банк данных.
  4. В течение 30 дней специалисты принимают меры по семейному устройству несовершеннолетнего.
  5. Если по истечение месяца отсутствует семья, готовая принять ребенка в семью, то он передается под надзор в центр содействия семейному устройству.

Учет детей

В 2019 году учет детей ведется сразу на 3 уровнях:

  1. Муниципальный уровень – районный отдел опеки.
  2. Уровень субъекта РФ – региональный оператор.
  3. Уровень РФ – федеральный оператор.

Общий порядок предоставления сведений в государственный банк данных о детях-сиротах регулируется ФЗ от 2001 года № 44. Однако каждый регион самостоятельно разрабатывает административные регламенты по оказанию государственной услуги кандидатам в опекуны.

Устройство детей оставшихся без попечения родителей

Основной целью выявления несовершеннолетних является защита их прав. Ведь именно мама и папа ответственны за содержание, воспитание и обучение ребенка, до тех пор, пока он не достигнет 18 лет.

Поэтому, если родители не могут или не хотят исполнять свои обязанности, государство берет эту функцию на себя.

В соответствии с законодательством, отдел опеки должен в течение 30 дней подобрать подходящего кандидата в опекуны попечители, усыновители. Если подходящая кандидатура не найдена, то ребенок должен быть временно помещен в центр семейного устройства.

В 2019 году на территории РФ реализуются следующие формы устройства детей-сирот:

  • усыновление;
  • опека;
  • приемная семья.

В случае, если возможность семейного устройства отсутствует, то несовершеннолетний помещается в специализированную организацию.

Усыновление детей

Считается, что усыновление является самой приоритетной формой семейного устройства. Главное его отличие от других форм – это установление по решению суда. Другие варианты передачи детей в семьи граждан реализуются на основании решения органа местного самоуправления.

Передать на усыновление можно только тех детей, мать и отец которых:

  • умерли;
  • признаны умершими;
  • лишены родительских прав более 6 месяцев назад;
  • не записаны в детские документы.

Таким образом, переданными на усыновление могут быть весьма незначительная категория детей.

С момента вынесения решения суда об усыновлении ребенок и его новая семья наделяются правами и обязанностями кровной семьи. В связи с этим семья не получает дополнительное финансирование (по сравнению с другими формами устройства). Усыновители должен самостоятельно обеспечивать усыновленного.

Также ребенок теряет статус, оставшегося без родительского попечения, и соответствующие льготы. Юридически он полностью приравнивается к кровным детям усыновителя.

Новые мать и отец могут изменить ему имя, фамилию, отчество. А усыновленным в возрасте до 6 месяцев даже дату рождения (в пределах 3 месяцев).

После их смерти, усыновленный получает долю в наследстве в качестве полноправного наследника первой очереди.

Как правило в РФ усыновляют 2 категории детей:

  • малолетних в возрасте от 0 до 3 лет;
  • детей, которые ранее были в семье под опекой.
Читайте также:  Статистика вырубки лесов: данные по разным странам

Отменить усыновление и забрать ребенка из семьи непросто. Для этого необходимо инициировать судебный процесс.

Опека над детьми

Опека является самой популярной формой устройства.

В отличии от усыновления:

  • опекун получает на содержание подопечного ежемесячную выплату.
  • Ребенок сохраняет статус сироты, поэтому имеет право на получение квартиры и другие льготы. Популярной льготой для подопечных является внеочередное обеспечение местом в дошкольное учреждение, а также бесплатное посещение детского сада.
  • Под опеку могут быть переданы все дети, которые имеют статус сироты. Причем к опекуну предъявляются значительно более мягкие требования, чем к усыновителю.

Все это является причиной для массового приема подопечных в семьи граждан. В результате качество воспитания в таких семьях сохраняется на невысоком уровне.

Опека назначается по решению органа местного самоуправления. Срок действия документа – до 14летия подопечного. По достижению 14 лет, опека переходит в попечительство.

Попечитель обладает всеми обязанностями опекуна, однако перечень прав значительно меньше (ребенок уже наделяется ограниченной дееспособностью).

Районные отделы опеки обязаны осуществлять контроль за семьями опекунов. Поэтому они регулярно (до 4 раз в год) посещают семьи для проведения осмотра.

Ежегодно опекун обязан предоставлять отчет о сохранности детского имущества. Отказ в предоставлении документа является причиной для отстранения гражданина от обязанностей.

Приемная семья для детей

Приемная семья – это возмездный вариант опеки. Если опекун получает только пособие на содержание подопечного, приемный родитель дополнительно имеет право на вознаграждение за оказание услуг по воспитанию.

Приемная семья функционирует на основании договора. Документ заключается между приемным родителем и районной администрацией.

Права и обязанности приемного родителя полностью идентичны правам и обязанностям опекуна. Ребенок также наделяется статусом, аналогичным статусу подопечного.

Учреждения для детей сирот

Законодатель предусматривает помещение ребенка в организацию для сирот только в том случае, если в течение 30 дней отсутствует подходящий кандидат. Помещение в организацию осуществляется на временной основе.

Даже после вынесения постановления о помещении под надзор специалисты отдела опеки и региональный оператор не должны прекращать семейное устройство ребенка.

Порядок оформления в организацию для сирот:

  1. Получение отказов от родственников несовершеннолетнего (если родные ведут асоциальный образ жизни, то составляется соответствующий акт).
  2. Оформление личного дела на ребенка.
  3. Вынесение постановления органа местного самоуправления о помещении под надзор.
  4. Помещение ребенка в организацию.
  5. Вынесение приказа о зачислении в воспитанники.

Несовершеннолетний может проживать в организации до 23 лет (если получает образование в средней школе в очной форме). В остальных случаях воспитанники распределяются по учреждениям среднего и высшего образования.

При нахождении в учреждении воспитанник находится на полном государственном обеспечении. Если он является получателем пенсии по инвалидности или потере кормильца, то средства зачисляются на его личный счет.

Обязанности опекуна исполняет руководитель организации. Но он не имеет право распоряжаться имуществом несовершеннолетнего и пользоваться его деньгами.

Социальная поддержка детей сирот

Социальная поддержка детей-сирот осуществляется в соответствии с законом от 1996 года № 159. Нормативный акт содержит общие гарантии.

Каждый регион имеет право разработать свой закон о помощи детям-сиротам. Но он не может противоречить федеральному.

Виды социальной поддержки детей-сирот:

  • пособия;
  • единовременные выплаты;
  • льготы на образование;
  • помощь в медицинском обеспечении;
  • предоставление жилья.

Нормативные акты регионов могут предусматривать дополнительные меры поддержки. Например, законодательство Новосибирской области предусматривает ежемесячную выплату на культмассовые мероприятия.

Законодательство Алтайского края предусматривает возможность получения ежемесячного пособия для усыновителей, которые усыновили ребенка, находившегося под опекой более 3 лет.

Важно! С момента вступления в законную силу решения суда об усыновлении, ребенок лишается права не меры поддержки.

Меры социальной поддержки предоставляются не только несовершеннолетним, но и гражданам в возрасте до 23 лет.

Пособия детям

Федеральным законодательством устанавливается перечень выплат, которые получают замещающие родители во всех регионах страны.

В 2019 году предусматриваются следующие выплаты:

  1. Ежемесячное пособие на содержание подопечного – в зависимости от законодательства региона. Как правило равняется прожиточному минимуму на ребенка. Выплачивается на подопечных и приемных детей.
  2. Вознаграждение приемному родителю – в зависимости от законодательства региона.

За траты ежемесячного пособия опекун и приемный родитель должен отчитываться ежегодно. Вознаграждение предназначается приемному родителю и не подлежит отчету.

Единовременные выплаты

Ряд выплат осуществляется единовременно. Они выплачиваются в заявительном порядке.

Замещающий родитель имеет право на выплату, если обратился в уполномоченный орган в течение 6 месяцев с момента получения приказа о передаче ребенка в семью или вступления решения суда об усыновлении в законную силу.

Виды пособий:

  1. Единовременное пособие при приеме ребенка в семью опекуна, приемного родителя или усыновителя — 17 479,72 руб.
  2. Единовременное пособие при усыновлении (если в качестве усыновляемых выступают дети в возрасте от 7 лет, дети-инвалиды или сиблинги) — 133 559 руб.

Важно! Закон не обязывает замещающего родителя отчитываться за траты единовременных пособий. Они не имеют целевого назначения.

Образование

Образовательные льготы для сирот:

  1. Обеспечение местом в детский сад вне очереди.
  2. Бесплатное питание в детском саду и школе.
  3. Прохождение подготовительных курсов при поступлении в ВУЗ на бесплатной основе.
  4. Бесплатное обучение в СУЗ.
  5. Выплата ежегодного пособия на учебную литературу.
  6. Выплата компенсации на одежду и мягкий инвентарь при окончании учебного заведения.
  7. Выплата единовременного пособия при окончании учебного заведения – 500 р.
  8. Право на бесплатный проезд в период обучения.

Это тоже важно знать:  Какие нужны документы для оформления опекунства?

Медицинское обеспечение

Дети-сироты имею право на следующие виды медицинского обслуживания на бесплатной основе:

  • медицинская помощь;
  • высокотехнологичная медицинская помощь;
  • ежегодная диспансеризация;
  • оздоровление (включая санаторно-курортное лечение);
  • медицинские осмотры.

Несовершеннолетние имеют право на санаторно-курортное лечение. Причем оплачивается не только путевка, но и доставка до места отдыха и обратно. В случае самостоятельного приобретения путевки, стоимость и проезд может быть компенсирован по заявлению замещающего родителя.

Предоставление жилья

  1. Если ребенок или его кровные родители не имеют в собственности жилого помещения, то несовершеннолетний имеет право на постановку на учет с целью получения жилья.
  2. Порядок предоставления жилплощади устанавливается региональным законодательством.
  3. Но в целом по стране порядок аналогичный:
  1. Сбор документов об отсутствии жилья в собственности (по достижению ребенком 14 лет).
  2. Направление заявления о постановки на учет в орган местного самоуправления.
  3. Получение приказа о постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье.
  4. Подача заявления о выдаче жилья (по достижению 18 лет).
  5. Постановка на очередь.

Как показывает практика, квартира не выдается немедленно, по достижению совершеннолетия. В РФ существует очередь на обеспечение жильем сирот. Поэтому лицу, из числа детей-сирот, придется подождать от 5 до 7 лет.

Квартира выдается по договору социального найма. Через 5 лет ее можно приватизировать.

Ответы юриста на вопросы о выявлении и устройстве детей без попечения родителей

Какие дети относятся к оставшимся без попечения родителей?

Обязательным условием является присвоение официального статуса. Он присваивается постановлением районной администрации по месту выявления.

Оставшимися без родительского попечения считаются дети, родители которых:

  • умерли или признаны умершими;
  • лишены или ограничены в правах;
  • имеют заболевание, препятствующее исполнению родительских обязанностей (туберкулез);
  • более 6 месяцев не проживают с ребенком без уважительных причин;
  • оставили их в роддоме, больнице, приюте;
  • подвергли их жизнь угрозе, и дети были отобраны по ст. 77 СК РФ.

В каком статусе находятся несовершеннолетние, изъятые из семей алкоголиков и помещенные в приют?

До получения официального статуса, дети находятся в социальной организации по заявлению родителей или по решению органа местного самоуправления. Их нельзя принять в семью на воспитание.

Могут ли кровные родители забрать согласие на усыновление, которое дали в роддоме?

Согласие может быть отозвано до вступления в законную силу решения об усыновлении ребенка. После принятия несовершеннолетнего в другую семью, кровный родитель теряет на него права.

Должны ли кровные родители платить ребенку алименты, если отказались от него в роддоме?

Как показывает практика, на основании отказа от ребенка отдел опеки лишает мать и отца родительских прав. В момент вынесения решения, суд взыскивает с родителей алименты на содержание ребенка.

Обязанность по выплате сохраняется до совершеннолетия ребенка. Исключение составляет ситуация, когда несовершеннолетний был усыновлен.

Источник: /SocPrav.ru/vyyavlenie-i-ustroystvo-detey-ostavshihsya-bez-popecheniya-roditeley

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей

Правовые основы совершения действий по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, заложены в разд. VI Семейного кодекса, в Федеральном законе «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а также в иных нормативных правовых актах.

Основным в настоящей главе является понятие «ребенок, оставшийся без попечения родителей». Легального определения этого понятия Семейный кодекс не дает, однако из его п. 1 ст. 121 следует, что к числу таких детей относится каждый ребенок, по каким-либо причинам лишившийся родительского попечения: ухода, охраны, воспитания, заботы.

Законодатель лишь перечисляет самые распространенные случаи, когда дети остаются без попечения родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, их длительное отсутствие, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, создание действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию.

Возникают, к сожалению, ситуации, когда дети не посещают школу, не получают по вине родителей медицинской помощи, оставлены без ухода и питания. Такие юридические факты порождают особое правовое состояние — ребенок становится «оставшимся без попечения родителей».

Ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей также при отобрании его у родителей или лиц, их заменяющих, в случаях непосредственной угрозы его жизни или здоровью (ст. 77 СК), при пребывании родителей в местах лишения свободы.

Перечень случаев, в которых ребенок может остаться без родительского попечения, не является, да и не может быть закрытым. Это связано с тем, что круг юридических обязанностей родителей по отношению к детям чрезвычайно широк (ст.

63, 64, 80 СК), а их неисполнение может привести к различным негативным последствиям, таким как: заболевание ребенка, совершение ребенком правонарушения и пр.

«Ребенок-сирота» и «ребенок, оставшийся без попечения родителей» — разные юридические понятия. В ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что дети-сироты — это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Факт отсутствия попечения родителей в соответствии с действующим законодательством не требует судебного установления, хотя, например, наличие вступившего в законную силу судебного решения о лишении единственного родителя родительских прав или об ограничении его родительских прав, о признании его недееспособным или безвестно отсутствующим само по себе безусловно свидетельствует о том, что ребенок остался без попечения родителей.

Действующим законодательством предусмотрена специальная административная процедура выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Выявление и учет таких детей — задача государственного масштаба, исполнение которой позволит гарантировать каждому ребенку, оказавшемуся в трудной ситуации, предоставление необходимой и возможной помощи, а также планировать расходование бюджетных средств для обеспечения устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Читайте также:  Статистика безработицы: официальные данные по странам

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, происходят в следующем порядке:

1. Сведения о факте отсутствия родительского попечения в отношении ребенка поступают в орган опеки и попечительства.

Зачастую такая информация становится известной сотрудникам органов опеки и попечительства при исполнении их служебных обязанностей. Однако необходимо знать, что в соответствии с п. 1 ст.

122 СК РФ должностные лица организаций (дошкольных образовательных, общеобразовательных, медицинских и других организаций) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Исполнение этой обязанности не подкреплено юридической санкцией, и это обстоятельство является одной из причин того, что тысячи должностных лиц и рядовых граждан ежедневно проходят безучастно мимо детей, нуждающихся в помощи.

2. В соответствии с п. 6 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 февраля 2015 г.

N 101), орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения его родителей или его родственников, обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о передаче его на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот, зарегистрировать сведения о нем в журнале первичного учета, а также внести имеющуюся информацию о ребенке в специальную анкету ребенка.

Со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, органу опеки и попечительства предоставляется месячный срок для устройства ребенка.

3.

Орган опеки и попечительства также обязан направить информацию о ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Орган власти субъекта Федерации передает эти сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

В течение месяца со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, орган исполнительной власти субъекта Федерации организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Федерации.

4. Если в течение месяца не удалось устроить ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семью на территории соответствующего субъекта Федерации, то федеральный орган исполнительной власти оказывает соответствующему региональному органу содействие в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Таким образом, в Российской Федерации существует система учета детей, оставшихся без попечения родителей.

Она предназначена для того, чтобы обеспечить устройство детей не только в семьи граждан, проживающих на территории того субъекта Федерации, где ребенок был выявлен, но и в семьи иных граждан.

Кроме того, в государственном банке данных хранятся и сведения о лицах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (ст. 7 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).

Как уже говорилось, отсутствие родительского попечения порождает особый правовой статус ребенка. Дети, относящиеся к числу оставшихся без попечения родителей:

— имеют право на устройство в семью (абз. 3 п. 2 ст. 54 СК);

— учитываются в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

— имеют право на различные социальные льготы и гарантии (Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Безусловно, важнейшим правом ребенка, оставшегося без попечения родителей, является право на устройство в семью. Это один из главных элементов специального правового статуса ребенка.

Законодатель одновременно употребляет термины «устройство детей» и «воспитание детей», что требует разъяснения. Глава 18 СК РФ называется «Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей», однако в наименовании разд. VI Кодекса использован иной оборот — «формы воспитания детей».

Это расхождение является всего лишь редакционной ошибкой законодателя. Дело в том, что воспитание как процесс воздействия на личность ребенка включает в себя не все из возможных действий, которые приходится совершать усыновителям, опекунам, попечителям ребенка.

На этих лиц возлагается широкий круг обязанностей, в том числе и обязанность по представительству и защите интересов несовершеннолетнего. Действия во исполнение этой обязанности (обращение в суд в защиту ребенка, в орган социальной защиты для получения льгот и пр.) понятием «воспитание» не охватываются.

Таким образом, в содержание понятия «устройство детей, оставшихся без попечения родителей» включается их «воспитание».

Устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, — один из видов социальной заботы (заботы государства и общества о людях).

Оно состоит в том, что уполномоченный на то орган закрепляет за ребенком лицо (нескольких лиц), обязанное (обязанных) совершать в его пользу в течение определенного времени или без указания срока фактические и (или) юридические действия, направленные на удовлетворение потребностей такого ребенка, а также отвечать за соблюдение законных прав и интересов несовершеннолетнего.

Понятие «устройство ребенка» является юридическим. Это связано, во-первых, с тем, что задачей устройства является обеспечение прав и интересов несовершеннолетнего.

Следовательно, закрепление за ребенком опекуна или иного обязанного лица может быть облечено только в установленные законом формы.

Во-вторых, важным признаком устройства является то, что оно осуществляется уполномоченными на то органами государственной власти или местного самоуправления.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — это те правовые конструкции, которые позволяют обеспечить постоянное или временное закрепление за ребенком лица, которое обязано отвечать за него.

Формы устройства могут быть различными, а их использование зависит от совокупности многих факторов: национальных традиций, экономической ситуации, демографической ситуации и пр. Так, еще в XVIII в.

в Российской империи по инициативе Екатерины II в Екатеринославском наместничестве на старост и старшин возлагалась «обязанность приискивать средства для пропитания малолетних.

С этой целью одни должны были отдавать беспомощных сирот состоятельным односельчанам с тем, чтобы они кормили их, а в вознаграждение пользовались до совершеннолетия их трудами. На старосту возлагалась обязанность наблюдать, чтобы эти опекуны содержали малолетних изрядно и не изнуряли работами». Безусловно, цивилизованные правопорядки таких форм устройства детей «в семью» не знают.

В соответствии с п. 1 ст.

123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  • В зависимости от субъекта, осуществляющего заботу о ребенке, все формы устройства детей следует разделить на две группы по схеме:
  •                                 Схема N 1
  •                             Формы устройства
  •                               /        
  •                              /          
  •                         Формы             Формы
  •                  «индивидуального»   «неиндивидуального«
  •                      устройства         устройства

При «индивидуальном» устройстве (семейное устройство, устройство в семью) попечение о ребенке передается строго определенному физическому лицу (лицам), при выборе которого применяются установленные законом критерии. К таким формам устройства относятся усыновление ребенка, а также опека (попечительство).

В случаях «неиндивидуального» устройства ребенок передается на попечение организации, юридического лица.

Разумеется, конкретные действия по воспитанию ребенка или по уходу за ним совершают физические лица — работники организации, однако их личности для формы устройства ребенка юридического значения не имеют.

Важно только, что педагоги организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны иметь соответствующее образование. Однако это требование общего характера. Для передачи ребенка в такую организацию не имеет значения, какое имя носит его будущий педагог.

Более того, один педагог (или воспитатель, няня) может быть в любое время заменен другим, что невозможно сделать при «индивидуальном» устройстве ребенка (например, при помещении под опеку). В настоящее время в соответствии с п. 1 ст.

123 СК РФ к формам «неиндивидуального» устройства относится временная, на период до их устройства на воспитание в семью, передача ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Как следует из п. 2 ст. 155.2 СК РФ, правовое положение ребенка, пребывающего в такого рода организации, аналогично положению ребенка, которому назначен опекун (попечитель).

  1. В зависимости от длительности отношений по устройству ребенка формы устройства разделяются:
  2.                                 Схема N 2
  3.                             Формы устройства
  4.                               /        
  5.                              /          
  6.                         Формы             Формы
  7.                      временного         постоянного
  8.                      устройства         устройства

Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одной из специальных организаций всегда является временной формой его устройства. Это связано с тем, что, как уже упоминалось, ребенок имеет право на семью. Ребенку, помещенному в интернат или иное учреждение, органы опеки и попечительства и иные уполномоченные на то органы обязаны продолжать подыскивать подходящую семью.

Устройство ребенка без указания срока (постоянное) предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми, а потому может быть облечено лишь в правовую форму усыновления. Пожизненный характер этих отношений играет роль при их установлении, но не исключает впоследствии отмены усыновления, как родство родителей и детей не исключает лишения родителей родительских прав.

Такая форма устройства, как опека (попечительство), носит временный (срочный) характер. Предусмотренная гл. 21 СК РФ приемная семья, а также патронатная семья, возможность создания которой может быть предусмотрена законами субъектов Российской Федерации, являются разновидностью опеки (попечительства).

  • Система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, складывается следующим образом:
  •                                 Схема N 3
  •                          Формы устройства детей
  •                         /                     
  •                        /                       
  •      Формы «индивидуального»           Формы «неиндивидуального«
  •           устройства                          устройства
  •          /                             (пребывание ребенка в
  •         /                             специальной организации)
  • Усыновление       Опека и
  •     детей       попечительство
  •                   над детьми
  •                   /       
  •                  /         
  •        «Классическая«      Возмездная
  •       (безвозмездная)
Читайте также:  Конструктор лендингов: топ-3 лучших сайтов с шаблонами

Не является формой устройства детей временная (не более чем на три месяца, в исключительных случаях — не более чем на полгода) передача ребенка в семью граждан, осуществляемая на основании п. 4 — 6 ст. 155.2 СК РФ.

Лица, принимающие ребенка в семью на указанных основаниях, не являются его законными представителями, а ответственность за жизнь, здоровье, воспитание ребенка продолжают нести те организации, в которые ребенок был ранее помещен.

Важной составляющей системы выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является деятельность органов опеки и попечительства. В соответствии с п. 1 ст.

121 СК РФ только эти органы выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут их учет, избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

В Российской Федерации запрещена деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей.

Поскольку попытки несанкционированного занятия устройством детей, оставшихся без попечения родителей, были особенно распространены при усыновлении, в СК РФ в 1998 г. была включена специальная ст. 126.

1 «Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей», в которой определено, кому и при каких обстоятельствах разрешено оказывать усыновителям содействие.

Необходимо иметь в виду, что незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка преследуются уголовным законодательством и законодательством об административных правонарушениях (ст. 154 УК РФ; ст. 5.37 КоАП).

В соответствии с действующим законодательством органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако органы местного самоуправления тоже могут быть органами опеки и попечительства в случае, если законом субъекта Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству.

Источник: Учебник «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» под редакцией П.В. КРАШЕНИННИКОВА. Авторы: Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А

Источник: /pravo163.ru/vyyavlenie-i-ustrojstvo-detej-ostavshixsya-bez-popecheniya-roditelej/

Выявление и мониторинг количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как компоненты деятельности социального педагога детского медицинского учреждения

Введение в штатное расписание большинства детских медицинских учреждений России должности социального педагога, начало происходить с начала 2000-х годов.

В стационарах это было связано, прежде всего, с резким увеличением количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, госпитализируемых по так называемым социальным показаниям.

Другими словами, можно сказать, что до этого момента социально — педагогическая работа в учреждениях здравоохранения с данным контингентом детей не проводилась.

Сегодня специалисты единодушны в том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждаются, прежде всего, в социально-педагогической и психологической поддержке, независимо от типа учреждения, в котором они находятся. В связи с этим необходимо способствовать разработке новых форм и методов социально-педагогической работы с такими детьми, в условиях медицинского учреждения.

Социальные педагоги системы здравоохранения осуществляют свою деятельность, руководствуясь законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основанным на общепризнанных нормах международного права, Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах. В соответствии со сложившейся ситуацией и рекомендациями правительства в РФ проводится усиление консолидации ведомств, организаций и учреждений, которые должны принимать участие в проведении мероприятий по профилактике детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений[1;2;3;4;5;6;7;8].

Выявление детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из главных задач социального педагога детского медицинского учреждения.

Практика показывает, что чем раньше выявлен такой ребенок, тем больше возможностей у специалиста оказать ему своевременную и качественную помощь.

Это связано не только с увеличением временного отрезка, достаточного для оказания помощи, но и с возможностью разрешить проблемы ребенка с учетом его психологического и физического состояния на самом раннем этапе.

  • В статье 121 Семейного Кодекса РФ приведен ряд причин, по которым ребенок может остаться без попечения родителей:
  • -смерть родителей или законных представителей;
  • -лишение или ограничение родителей в правах;
  • -признание родителей или законных представителей недееспособными;
  • -пребывание родителей или законных представителей в местах лишения свободы или длительное пребывание в медицинском учреждении;
  • -уклонение или неисполнение родительских обязанностей;

-отказ родителей забрать ребенка из учреждения (медицинского, воспитательного, учреждения социальной защиты и т.п.)[8].

Может иметь место комплекс причин и обстоятельств, в каждом конкретном случае.

Информация о госпитализации таких детей может поступать от лечащего врача, медицинских работников приемного отделения больницы, от сотрудников органов внутренних дел, социальной защиты населения, граждан, владеющих соответствующей информацией и т.д.

Социальный педагог может активно выявлять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем просмотра журнала госпитализации в приемном покое больницы, во время обхода отделений стационара, в контакте с врачебным и педагогическим персоналом.

Выявив ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, основываясь на требованиях нормативно-правовой документации, социальный педагог обязан:

-проинформировать органы опеки и попечительства в срок от 3 до 7 дней о выявлении ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей;

-объявить о государственной регистрации рождения найденного или подкинутого ребенка, родители которого неизвестны, не позднее через 7 дней со дня его обнаружения. Лицо, нашедшее ребенка, обязано заявить об этом в течение 48 часов в орган внутренних дел или органы опеки и попечительства по месту обнаружения ребенка [7;8].

  1. Порядок государственной регистрации рождения и оформления документов на найденного (подкинутого) ребенка, а также формы бланков заявлений и документов для регистрации детей, оставшихся без попечения родителей, утверждены Правительством РФ и представлены в соответствующих законодательных актах[7;8] .
  2. Источниками информации о ребенке могут служить следующие документы:
  3. -личные документы ребенка (свидетельство о рождении);
  4. -медицинская документация (медицинский полис, направление детской поликлиники, амбулаторная карта ребенка);

 -прочие документы (характеристика с места воспитания или обучения, акт о выявлении и учета беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего, акт обследования жилищно-бытовых условий, характеристики на ребенка и членов его семьи, решение суда, постановление о немедленном отобрании из семьи т.п.);

-устная информация от лиц (родственники, знакомые, соседи, официальные лица и т.п.), имеющих сведения, о каких – либо фактах из жизни ребенка-сироты или, оставшегося без попечения родителей.

На каждого ребенка, поступившего в стационар по социальным показаниям, в 2-х экземплярах заполняется «акт брошенного» (оставленного) ребенка по утвержденной форме и ходатайство от учреждения (в произвольной форме), в которое помещен несовершеннолетний, где излагается суть проблемы и обстоятельства госпитализации ребенка[3].

Поскольку осуществление функций по защите интересов прав несовершеннолетних возложено на органы опеки и попечительства, полученные данные направляются непосредственно в эту структуру, которая в свою очередь, работает в тесном контакте с учреждениями внутренних дел, жилищного хозяйства, социального обеспечения, прокуратурой, судом и т.п.

Важным компонентом деятельности социального педагога является педагогический мониторинг, который представляет собой способ организации сбора, обработки, хранения информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, обеспечивает непрерывное слежение за количеством поступивших, временными промежутками при повторных госпитализациях, условиями их жизнедеятельности, смене социального статуса и т.п. Вся информация хранится в условиях учреждения в электронном виде и на бумажном носителе.

Рассмотрим подробнее перечень документов, необходимых для проведения педагогического мониторинга.

Прежде всего, это, “Журнал учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”(форма журнала разработана автором статьи).

В журнал заносятся данные о детях — сиротах, о детях, которые оказались на попечении у бабушек, дедушек, братьев, сестер, тетей (дядей), отчимов (мачех), в то время как сами родители не способны содержать и воспитывать их в силу сложившихся обстоятельств (болезни, помещения на длительное стационарное лечение, выезда за пределы страны или длительную командировку, осуждения, лишения родительских прав, отобрания детей и т.п.).

Данные заносятся в журнал в день их получения в соответствии с графами. В графе “Дата поступления” отмечается, дата поступления ребенка в медицинское учреждение, а также фиксируется день принятия решения об учреждении опеки (попечительства), либо об оформлении усыновления. В графы с соответствующими названиями вносятся Ф.И.

О ребенка, его возраст, место проживания, сведения о родителях или законных представителях, место обучения или воспитания, а также обстоятельства помещения в медицинское учреждение. В графе “Вид устройства несовершеннолетнего”, записывается, в какое детское воспитательное учреждение направлен несовершеннолетний, передан ли родителям и т.п.

Срок между взятием на учет и устройством не должен превышать одного месяца. Записи ведутся в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря), и каждый год начинается с нового порядкового номера. Таким образом, определяется количество детей, выявленных и учтенных в течение конкретного периода.

В графе «Дата устройства» отмечается, когда и куда выбыл ребенок (домой, в детское воспитательное учреждение, медицинское учреждение и т.п.).

Кроме того, на каждого ребенка, поступившего в стационар по социальным показаниям, заполняется «Статистическая карта беспризорного и безнадзорного несовершеннолетнего, доставленного в лечебное учреждение, имеющее стационар».

Карта заполняется на основании имеющихся документов. При отсутствии документов карта заполняется со слов лица, доставившего несовершеннолетнего, или в случае самостоятельного обращения со слов самого ребенка.

На основании данных статистической карты составляется отчетность в конце каждого месяца и года[3].

На региональном и федеральном уровнях мониторинг количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем постановки их на учет в соответствующем банке данных.

Согласно Семейному Кодексу РФ, статье 122, орган опеки и попечительства обязан в 30-дневный срок решить вопрос о дальнейшем устройстве несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей.

При невозможности передать ребенка на воспитание в семью и истечении указанного срока, направляет сведения о таком ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном, а затем в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей[8].

Социальный педагог в процессе решения проблем ребенка, в тесном взаимодействии со специалистами различных областей, общественными организациями медико-социальной ориентации, выступает в качестве организатора и координатора.

Руководствуясь принципами лечебной педагогики, учитывая лечебно-охранительный режим отделения, педагог способен не только ускорить процесс выздоровления, создать психологический комфорт, но и позволить ребенку учиться и развиваться в условиях стационара.

Литература:

1.      Временный порядок взаимодействия органов внутренних дел, здравоохранения, образования и социальной защиты по вопросам выявления, установления личности детей, оставшихся без попечения родителей, оказания им медицинской и социальной помощи от 14.03.2010.

Источник: /moluch.ru/archive/17/1727/

Ссылка на основную публикацию