Статистика коррупции в россии и за рубежом: меры противодействия

25 Мая 2017 5:00

Коррупция является одной из главных проблем всех государств мира. Для борьбы с ней создаются уникальные подразделения, проводятся специальные операции, вводятся новые законы и многое другое. Но при всем противодействии, коррупция продолжает свое процветание, или нет?

В этой статье будут рассматриваться некоторые вопросы, а именно «Насколько сильно укоренилась коррупция в России?», «Почему нам кажется, что в Америке коррупции меньше?» и «Что предпринимается у нас в стране и в США для того чтобы «задушить» коррупцию?»

Дураки, дороги, ага, еще и коррупция

Статистика говорит так: «34% из опрошенных глав компаний утверждают, что коррупция является часто возникающей проблемой в их фирмах».

Этот вид незаконной деятельности настолько укоренился в сознаниях людей, что одна треть из, более чем, двух тысяч опрошенных руководителей, уверена в ее присутствии на постоянной основе.

Согласно докладу в 2016 году коррупция в России и в США находится на одном уровне. Благодаря тому, что постоянно происходит борьба с коррупцией, уровень такого вида преступления понижается.

На территории Российского государства происходят постоянные аресты людей, которые дают или берут взятки.

Конечно, это очень хорошо, что незаконных деятелей сажают, но изменяет ли это ситуацию в целом? Мышление людей построено на основании личной выгоды, из-за чего проще дать взятку, чем исполнить требуемые условия. Закон для людей выступает скорее как сдерживающий фактор, нежели уважаемая «буква закона».

Решение проблемы кроется в изменении мышления людей. Но разве можно изменить людей за короткий срок? Нет, и поэтому требуется постепенное воздействие для улучшения мышления всего населения страны.

И если сравнивать ситуацию с коррупцией в стране в конце прошлого века и ее современным состоянием, тогда можно с уверенностью сказать что, произошел огромный шаг к улучшению, но требуется еще много работы.

Хорошо там, где нас нет

В США коррупция является второй по масштабам проблемой, которую нужно срочно решать. Согласно опросам граждан, которые приезжают в Америку, проблема с коррупцией имеет огромный масштаб, но она имеет «власть» только в обществе высокопоставленных людей, будь то чиновники или главы компаний – это и является основным отличием от Российской коррупции.

По большей части менталитет людей настроен на то, чтоб поддерживать закон, что в свою очередь очень сильно помогает в противодействии коррупции. Но даже при всем при этом от проблемы полностью избавится, не удается.

Причина и следствие

Самой главное причиной из множества является жажда денег, для людей их никогда не бывает много, и их всегда есть куда потратить.

Так же из-за множества причин, которые люди обязательно найдут, есть вероятность того, что они увидят решение проблемы, без дачи взятки или ее принятия, но при этом «передадут конверт», чтоб не выливаться из «коллектива» или потому что дать взятку быстрее, чем решить саму проблему.

В недавнем прошлом в России проводились протестные акции против коррупции в государстве, люди уже достаточно ясно видят, насколько глубоко погрязла в коррупции страна, и не намерены это терпеть.

Митинги являются очень хорошей предпосылкой к изменению в лучшую сторону, так как для более быстрого изменения государства в правильном направлении, нужно чтобы был контроль или мониторинг основных причин и решений коррупционных вопросов со стороны оппозиции.

Согласно нескольких интернет статей «Форбс» деятельность антикоррупционных активистов в России создает напряжение и заставляет представителей власти по-новому или с еще большим энтузиазмом подойти к вопросу коррупционной деятельности и ее исправления.

Россия и Америка, являются хорошими кандидатами для сравнения, потому как эти две страны согласно опросу Ernst & Young (EY) находятся на одном уровне коррупции, но при этом, граждане каждой из стран по-разному ощущают ее.

Отличным примером влияния коррупции на население является ранее приведенный пример проводимых митингов в марте 2017 года.

Эти митинги свидетельствуют о том, что граждане государства имеют собственное мнение о взяточничестве, которое напрямую касается их самих, и дальше они терпеть это, не намерены.

В Америке напротив либо не дошли еще до такого уровня коррупции, чтобы население так реагировало, либо они уже начали исправлять ситуацию в лучшую сторону, согласно обещаниям Трампа в предвыборной компании, одним из которых и было ведение политики, таким образом, чтоб коррупции не было места на территории страны.

Хорошим примером ведения антикоррупционной политики является СССР. В советские времена коррупционеров приравнивали к изменникам.

Так же во многих фильмах и произведениях, пытались высмеять или вызвать негативные чувства по отношению к взяточничеству.

Это в свою очередь помогало правильно воспитывать молодежь и давало правильный взгляд на разрушительное влияние коррупции. Такая политика противоборства коррупции является отличным примером для подражания.

Источник: /rline.tv/svobodnyj-korrespondent/korrupciya-v-rossii-i-v-ssha/

Коррупция в современной России: пути противодействия



Коррупция на сегодняшний день является одной из самых значимых проблем в России, что препятствует её социально — экономическому развитию и представляет угрозу национальной безопасности.

Статья посвящена особенностям проявления коррупции в Российской Федерации, проблемам распространения коррупции в сфере государственной службы, а также предложены оптимальные пути решения проблемы коррупции для того, чтобы снизить её рост.

Ключевые слова: коррупция, взяточничество, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, государственная власть.

В современных условиях коррупция признана «одной из самых серьезных мировых проблем, затрагивающих все государства. Она дестабилизирует национальные экономики, нарушает права человека, подрывает принципы справедливости, провоцирует социальную напряженность в обществе» [1].

  • Борьба с коррупцией на сегодняшний день является одним из главных направлений деятельности Правительства Российской Федерации и ведётся на протяжении всей истории российского государства.
  • Однако, как показывает практика масштабность принимает особые обороты только в 2008 году с появлением первого Национального плана противодействия коррупции [2].
  • В Национальном плане противодействия коррупции закреплены основные направления деятельности органов государственной и муниципальной власти в отношении противодействия коррупционной составляющей российского общества, определена необходимость разработки антикоррупционных стандартов, общественного и парламентского контроля.
  • В первом разделе мероприятий по законодательному обеспечению противодействия коррупции была определена подготовка проекта федерального закона «О противодействии коррупции», который был принят в 2008 году [3].

Уровень коррупции в России находится на опасно высокой отметке, согласно международным рейтингам, а также по данным автономной некоммерческой организации «Центр антикоррупционных исследований и инициатив» «Трансперенси Интернешнл — Р» Россия занимает одно из лидирующих мест по уровню развития взяточничества в мире. Такая статистика негативно влияет на развитие экономики нашей страны [4].

Коррупция в различных сферах государственной и общественной жизни представляет серьезную опасность, в результате чего подрывает доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу национальную безопасность страны и порождает снижение экономики в целом.

Для более полного уяснения смысла коррупции необходимо сформулировать определение данного понятия.

Федеральный закон «О противодействии коррупции» определяет коррупцию как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица [5].

Государственная коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица.

Важность данной проблемы осознаётся и на самом высоком уровне руководства страны.

Так Дмитрий Медведев, находясь на посту президента Российской Федерации в своем послании к Федеральному собранию отмечал: «В своей статье я назвал коррупцию одним из главных барьеров на пути нашего развития.

Очевидно, что борьба с ней должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем — до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла» [6].

Взяточничество разрушает дисциплину в работе государственного аппарата. На сегодняшний день в России большая часть совершаемых коррупционных преступлений происходит именно в этой сфере.

Так, например, 30 января 2019 в Совете Федерации — прямо в зале заседаний — был задержан сенатор от Карачаево-Черкесии, которого подозревают в причастности к приступным группировкам, а его отца — к хищениям газа на 30 миллиардов рублей.

По данным редакции «ИНФО24», российские правоохранительные органы в 2018 году арестовали рекордное число федеральных чиновников за последние 27 лет, следует из доклада «Борьба с «внутренними оборотнями»: чистки чиновничества в современной России», составленного фондом «Петербургская политика» [7].

Противодействие с коррупцией однозначно должно осуществляться по всем направлениям государственной политики. Действуя, над устранением коррупции в какой-нибудь одной сфере, появляются большие риски преуспевания и развития в другой.

С теоретической точки зрения всё достаточно просто, только вот на практике замыслов, идей и предложений недостаточно для выполнения задач.

Основы антикоррупционной политики, которые положены ещё в 2008 году, а именно в Национальном плане противодействия коррупции, которые позже были модифицированы в Федеральный закон, в настоящее время еще не воплощены и находятся на стадии разработки и усовершенствования.

По всей вероятности, действующее законодательство не скоро позволит свести к минимуму коррупционную составляющую нашего общества до оптимального уровня. В основном это связано с тем, что большая часть граждан привыкла мыслить коррумпировано.

Для осуществления принципа законности прежде всего нужно предотвратить в сознании человека возможность дачи взятки.

Чтобы сохранить антикоррупционную политику как ответственность и обязательство для всех граждан, государственная власть создаёт законодательные акты и государственные органы.

Наиболее действенными правовыми средствами противодействия коррупции являются, первоначально, нормативно-правовые предписания, регламентирующие приёмы, способы противодействия коррупционным отношениям, а также юридические технологии, связанные с эффективным правовым инструментарием, толкованием права и формами правореализационной практики, способствующие снижению факторов коррупционной деятельности.

Концепцией антикоррупционных мер может быть не только принятие законодательных актов в государственной сфере, но и их повсеместное, практическое применение, именно это позволит осуществлять тщательный контроль над коррупционной деятельностью. Вместе с тем, нужно применять опыт противодействия коррупции в зарубежных государствах, а также международные антикоррупционные стандарты.

Читайте также:  Статистика измен: причины супружеской неверности

Более того, для борьбы с коррупцией необходимы полноценное гражданское общество, независимые общественные институты, объективное и компетентное приобщение средств массовой информации. Основной акцент целесообразно делать на повышение уровня прозрачности в работе всех ветвей и уровней власти.

Обстановка в общей сложности маловероятно будет изменяться в полной мере, если видеть только нынешние события и факты. Отрицательные тенденции получится изменить путём предусмотрительности коррупционных ситуаций.

Одним из достаточно сложных барьеров на данном пути являются падение авторитета органов государственной власти, утрата доверия и уважения к ним со стороны значительной части граждан.

Этот феномен обусловлен неудовлетворённостью общества не столько содержанием и объёмом компетенции, сколько качеством государственной деятельности, которое переживает процесс перманентного снижения на протяжении уже длительного времени [8].

  1. Чтобы увеличить эффективность противодействия коррупции необходимо взаимодействие структур, которые занимаются вопросами по таким направлениям как:
  2. – постоянное усовершенствование общественной антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов;
  3. – обеспечение открытости и прозрачности в полном объёме административных и правовых процедур, принятия решений, их жесточайшее регламентирование;
  4. – усиление обязательств и ответственности за совершение коррупционных преступлений;
  5. – развитие международного правового сотрудничества в области противодействия коррупции;
  6. – устранение возникнувшей системы планирования и расстановки кадров государственной и муниципальной службы по принципу родства и землячества, приятельских отношений, личной преданности для создания команды «единомышленников»;
  7. – совершенствование системы социального контроля — контроля, осуществляемого над деятельностью институтов, предприятий, организаций и всего общества в целом;
  8. – формирование у граждан антикоррупционной устойчивости.
  9. Предпринятые меры по противодействию коррупции — это всего-навсего только старт и трудно в настоящее время говорить о значительных достижениях и результатах такой работы.

В будущем следует данные мероприятия ввести при более активном взаимодействии с другими органами власти, а именно с законодательной, исполнительной, судебной, общественными организациями.

Лишь только всеобщие приложенные усилия и старания могут дать возможность снизить уровень коррупции и ее проявления в целом, соответственно и размеры ущерба, приносимые социально-экономическому развитию нашей страны.

Коррупция — серьёзная угроза для любого государства и общества, поэтому учитывая вышеизложенное Российская Федерация как великая и сильная страна, должна принимать любой вызов извне и решить очень значимую и глобальную проблему современности.

Литература:

  1. Из послания президента РФ Владимира Путина участникам 6 сессии Конференции государств-участников Конвенции ООН по борьбе с коррупцией (г. Санкт-Петербург, 02 ноября 2015 г.) // Официальный сайт Российской газеты. Доступ: /rg.ru/2015/11/02/putin-site.html
  2. Национальный план противодействия коррупции от 31 июля 2008 г. // Российская газета, август 2008 г.
  3. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» // Российская газета, декабрь 2008 г.
  4. Центр антикоррупционных исследований «Трансперенси Интернешнл — Р». Доступ: /transparency.org/
  5. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» // Российская газета, декабрь 2008 г.
  6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 г. // Российская газета, декабрь 2009 г
  7. Интернет ресурс: /info24.ru/news/v-2018-godu-v-rossii-arestovali-rekordnoe-chislo-federalnyh-chinovnikov.html Дата доступа: 31.01.2022 г.
  8. Позднякова Е. В. Административно-правовая трансформатика: защита безопасности граждан и профилактика коррупции: монография. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та. — 142 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Российская Федерация, коррупция, Национальный план противодействия коррупции, государственная власть, антикоррупционная политика, уровень коррупции, противодействие коррупции, коррупционная деятельность.

Источник: /moluch.ru/archive/255/58404/

Коррупция в России и за рубежом

В статье рассматривается антикоррупционная деятельность в России и за рубежом.

Проблема коррупции и взяточничества в России и зарубежных странах стала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона в Госдуме. В то же время, по данным ученых и специалистов, значительное число фактов взяточничества (90 %) остается нераскрытым [7].

Государство в силу своих возможностей стремиться регулировать и уменьшать коррупционную составляющую. Именно поэтому в Российском законодательстве приняли федеральный закон, который был принят 25 декабря в 2008 году № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Данный федеральный закон стал системной основой для урегулирования назревших проблем и существенно усилил правовой аспект противодействия коррупции как в части борьбы с коррупционными правонарушениями, так и в части профилактики коррупции.

В преамбуле закона сказано, что он устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений [1].

На международной арене по противодействию с коррупцией действует Конвенция Организации Объединенных Нации против коррупции [8].

По различным источникам информации, можем видеть и судить, как ведется борьба с коррупцией в России и за рубежом [2].

Главным борцом против коррупции в России является наш президент Владимир Владимирович Путин. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации он затронул самые важные вопросы, связанные с коррупционными преступлениями [5].

«Полагаю, что необходимое внимание в программах кандидатов в депутаты будет уделено и вопросам противодействия коррупции. Они, эти вопросы, действительно волнуют общество. Коррупция – препятствие для развития России». Цитируя слова В.В.Путина, можем сказать, что он серьезно и решительно настроен на борьбу [8].

Многое в России сделано для борьбы с коррупцией. например: на сегодняшний день чиновники, судьи, правоохранители, депутаты всех уровней обязаны представлять декларации о доходах и расходах, о наличии недвижимости и активов, в том числе и зарубежных [3].

Уровень коррупции в России снизился по сравнению с 2015 годом, по этому результату страна заняла высшую позицию за 4 года и находится на одной строчке с Азербайджаном, Гайаной и Сьерра-Леоне, сообщается в докладе организации Transparency International [4].

Международное движение по противодействию коррупции Transparency International опубликовало в среду двадцать первый Индекс восприятия коррупции (ИВК). В нем страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов.

«Ноль» обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции и, соответственно, максимальный уровень коррупции среди чиновников публичного сектора, а «100» — самый низкий, что означает, согласно методике организации, отсутствие коррупции [6].

В 2016 году Россия получила от организации 29 баллов (на два балла больше, чем в 2015 году) и заняла 119-е место, что является наилучшим результатом с 2012 года, когда организация перешла на 100-балльный рейтинг. В 2015 году Россия находилась на 136-й строчке рейтинга — рядом с такими странами, как Нигерия и Ливан [3].

Возглавляет рейтинг Дания с 91 баллом, на втором и третьем местах — Финляндия и Швеция. Замыкают список уже четвертый год подряд КНДР и Сомали с восемью баллами — составители рейтинга подсчитали, что в этих странах максимальный уровень коррумпированности среди исследованных стран [13].

Если рассмотреть в качестве примера различные страны можем сказать, что коррупцию в этих странах понимают по-своему, но ведут борьбу одинаково [15].

В Англии антикоррупционной закон называется «Закон о взяточничестве в публичных организациях», который был принят 8 апреля 2010 года.

Закон является попыткой привести антикоррупционное законодательство в соответствии с международно-правовыми документами, стремящимися внедрить интернациональный подход в борьбе с коррупцией, в частности с целью соблюдения требований конвенции ОЭСР «По борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок» (OECD Convention on combating bribery of foreign public officials in international business transactions) [11].

  • Китайская народная республика для повышения эффективной борьбы с коррупцией разработала такую антикоррупционную политику, публичный расстрел без всяких церемоний [10].
  • Рассматривая нынешнюю ситуацию в стране, наблюдаем различные меры по борьбе с коррупцией:
  • Для того, чтобы облегчить борьбу с коррупцией необходимо:
  1. Совершенствовать законодательство во всех сферах государственного и муниципального управления в том числе Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  2. Особо жестко контролировать распределение и расход бюджетных средств;
  3. Повысить правовую грамотность населения;
  4. Повысит зарплату работником и рабочим бюджетной сферы;
  5. Повысит эффективность МДВ;
  6. Агитировать вопросы связанные с коррупцией;
  7. Проводит различные мероприятия по борьбе с коррупцией;
  8. Сделать прозрачную систему государственного и муниципального управления и отслеживать все расходы и доходы [16].

Многие люди страны сталкиваются с коррупцией на местах и бытовой коррупцией. Довольно сложная задача, можно сказать, труднодостижимая, но двигаться необходимо вперед и бороться, если остановиться будет хуже. Ответственность за снижение коррупции на территории несут главы субъектов Федерации [14].

В Правительстве Российской Федерации предложили также ввести учет имущества чиновников, как они поступают на государственную службу для того, чтобы в будущем отследить, как они честно работали [9].

Ключевой задачей остается формирование в обществе антикоррупционного правосознания. Неприятие нарушения закона должно воспитываться с самого детства.

Источник: /novainfo.ru/article/4458

Россия в Индексе восприятия коррупции — 2018: 28 баллов из 100 и 138 место

Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, CPI) за 2018 год.

Россия заняла 138 место из 180 и набрала 28 баллов из 100. Последние три года Россия набирала 29 баллов, а в этом году потеряла один балл и опустилась на три места.

Столько же баллов набрали Папуа-Новая Гвинея, Ливан, Иран, Гвинея и Мексика.

Индекс восприятия коррупции — составной индекс, измеряющий уровень восприятия коррупции в государственном секторе различных стран.

Он составляется на основании опросов экспертов и предпринимателей, проведенных независимыми организациями по всему миру, и выходит ежегодно с 1995 года.

Страны мира ранжируются по шкале от 0 до 100 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто — самый низкий.

В группе лидеров произошли несущественные изменения: первое место заняла Дания (88 баллов), второе — Новая Зеландия (87 баллов), а третье разделили Финляндия, Швеция, Швейцария и Сингапур (по 85 баллов).

В конце списка — Сомали (10 баллов), Сирия и Южный Судан (13 баллов). Соединенные Штаты Америки получили 71 балл (на 4 балла меньше, чем в прошлом году) и впервые за долгое время не смогли попасть в первую двадцатку лидеров.

Также два балла потеряла Бразилия, заработав самый низкий показатель ИВК за семь лет — сейчас у нее 35 баллов.

В группе стран СНГ и географических соседей России самый большой рывок совершил Таджикистан — с 21 до 25 баллов. На два балла улучшили свое положение Украина (с 30 до 32 баллов) и Молдавия (с 31 до 33 баллов).

Читайте также:  Коллтрекинг: технология отслеживания и учета телефонных звонков

Часть стран остались с прежними результатами (Казахстан — 31 балл, Армения 35 баллов, Киргизия 29 баллов). Азербайджан же потерял целых 6 баллов: в ИВК — 2018 страна получила 25 баллов против 31 в 2017 году.

Рекомендации

Помимо традиционного индекса, ИВК — 2018 включает в себя дополнительное исследование, показывающее взаимосвязь между уровнями восприятия коррупции и уровнем демократии в стране.

В рамках этого исследования авторы анализируют связь между коррупцией и глобальными трендами развития демократии в условиях, когда демократическим институтам и нормам угрожают зачастую авторитарные лидеры или популисты.

С точки зрения «Трансперенси Интернешнл — Россия», Российская Федерация отлично иллюстрирует эту тенденцию. Проблемы с коррупцией связаны с тем, что действующие институты демократического общества зачастую подменяются их имитацией. В связи с этим, мы видим следующие возможности для исправления ситуации:

  1. Дополнить антикоррупционное законодательство нормами, регулирующими лоббирование, раскрытие бенефициарных собственников активов и защиту заявителей о коррупции. Ратифицировать Конвенцию Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию и принять соответствующие поправки в национальное законодательство.
  2. Исполнять обязательства в рамках международного антикоррупционного права, включая рекомендации Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО). Реализовать меры по возвращению активов, украденных посредством коррупционной деятельности, и расследованию трансграничных финансовых преступлений.
  3. Повысить независимость избирательных комиссий, минимизировать влияние органов исполнительной власти на процесс их формирования.
  4. Разработать методические рекомендации и материалы для преподавателей университетов и учителей в школе, чтобы дать им применимые инструменты антикоррупционного образования. Научить учителей и преподавателей их применять.
  5. Не применять экономические, организационные, законодательные и информационные меры, ограничивающие гражданское общество и журналистов. За последние два года набор этих мер пополнился массовыми «ликвидационными» штрафами и компенсациями, которые ставят под угрозу существование независимых СМИ, антикоррупционных организаций и гражданских объединений.
  6. Вместо этого — более активно и охотно реагировать на расследования журналистов и активистов, касающиеся публичных должностных лиц.
  7. Ограничить роль государства в тех сферах общественной жизни, которые могут развиваться сами. Примеры излишнего присутствия государства, приводящего к коррупционным практикам, можно найти в наших публикациях, посвященных госзакупкам или госпредприятиям.
  8. Противодействовать возникновению и функционированию неформальных общественных институтов, которые заменяют собой институты формальные, но распределяют ресурсы, полномочия и бюджеты по своему усмотрению, непрозрачно и не подотчетно.
  9. Наконец, открывать больше данных на всех уровнях.

    Материалы ИВК-2018

Индекс восприятия коррупции — 2018. Итоговая таблица. Индекс восприятия коррупции — 2018. Полная таблица (en). Индекс восприятия коррупции — 2018: пресс-релиз. Индекс восприятия коррупции — 2018: методическая справка(en). Индекс восприятия коррупции — 2018: доклад (англ. PDF)

Индекс восприятия коррупции выражает общее состояние дел, а подробнее о коррупции в России мы регулярно рассказываем в рассылке (подписаться можно по ссылке ниже), в 

Источник: /transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2018-28-ballov-iz-100-i-138-mesto.html

Противодействие коррупции: российский и зарубежный опыт

В работе рассматривается опыт зарубежных стран в борьбе с коррупцией (на примерах США, Великобритании, Германии, Франции, Финляндии, Японии и КНР). Производится сравнительный анализ с мерами, предлагаемыми для противодействия коррупции в России. Коррупция является серьёзной социальной проблемой современного общества. Она присуща любому государству, независимо от формы правления, территории или населения. Известно, что коррупция – неотъемлемый элемент государства, любой его формы – это аксиома. Однако каждое отдельное государство и на конкретных этапах своего развития имеет и присущие только ему (т. е. специфические) формы и проявления коррупции, как общей, так, и особенно – политической  (и/или, точнее «клановой»). Не исключение и Россия. Во многих странах борьба с коррупцией была возведена в ранг государственной политики ещё во второй половине XX столетия, в нашей стране этой проблемой стали заниматься совсем недавно. В связи с этим интерес представляет система мер, предлагаемых для противодействия коррупции, как в России, так и за рубежом. В данной работе мы попытаемся провести сравнительный анализ антикоррупционного законодательства таких стран, как США, Великобритании, Германии, Франции, Финляндии, Японии, КНР и российского по следующим основаниям: 1) законодательное закрепление; 2) ответственность по данной категории преступлений; 3) профилактика и пресечение коррупции.

В США законодательное определение коррупции содержится в главе 11титула 18 Свода законов США.

Статья 201 данной главы устанавливает уголовную ответственность за предложение, обещание и дачу взятки в обмен на совершение незаконных действий должностным лицом (так называемый активный подкуп), также в этой статьёй предусматривается ответственность публичного должностного лица, которое «прямо или косвенно требует в качестве подкупа, добивается, получает, принимает или соглашается принять какую-либо ценность лично либо для какого-нибудь другого лица или организации» в обмен на какие- то незаконные действия или бездействия по службе (пассивный подкуп).

В Великобритании под коррупцией понимают «требование взятки или получение или согласие на получение подарка, ссуды, вознаграждения или чего-либо иного, имеющего ценность как средства побуждения служащего сделать что-либо или воздержаться от выполнения чего-либо» (Закон о взяточничестве в публичных организациях 1898г.).

Несколько иной подход к определению этого понятия в Финляндии. Там основным видом коррупции является должностное взяточничество, т. е. «противоправная сделка между представителем органа власти или управления любого уровня и лицом (группой лиц, организацией), заинтересованным в его определенном поведении (закон «О государственных служащих»).

В РФ  праве к ответственности могут быть привлечены лица, чьи действия можно охарактеризовать как «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами» (Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). Представленные определения во многом схожи.

Одним из дискуссионных вопросов в области борьбы с коррупцией — необходимость принятие специализированного закона. Опыт борьбы с коррупцией в Японии свидетельствует о том, что отсутствие единого кодифицированного акта не препятствует эффективному решению этой проблемы. Нормы антикоррупционного характера содержатся во многих национальных законах.

За получение (дачу взятки) в законодательстве большинства стран предусмотрена уголовная ответственность. Так  за различные виды коррупции в США (взятка, кикбэкинг — выплата части незаконных денег участнику сделки, и др.

) установлены штрафы в тройном размере взятки, или тюремное заключение от 15 лет, либо то и другое одновременно, при отягчающих обстоятельствах – лишение свободы до 20 лет (для сравнения в УК за получение взятки должностное лицо будет обязано уплатить штраф, наказывается лишением свободы на срок до 5 лет либо лишается права занимать определённые должности на срок до 3 лет; в квалифицированном составе максимальный предел лишения свободы – 12 лет). Существенно отличается стратегия Китая. В 2003 году   был создан Антикоррупционный комитет, который занимается не только расследованием коррупционных преступлений, за которые предусмотрена смертная казнь, но и выполняет также исполнительные функции. Достаточно сказать, что этот Комитет «подвел под расстрельную» статью около 1200 чиновников разного ранга, часть из них покончили жизнь самоубийством. Свыше 8 тысяч покинули страну. Данные меры на наш взгляд не являются обоснованными.

Кроме карательных мер во всех странах используют также меры  профилактические.

Например, ЦК Коммунистической партии Китая запрещает заниматься бизнесом и выступать агентами или советниками в этой сфере детям и родственникам руководящих работников. Такая мера призвана ограничить коррупцию в высших эшелонах власти.

Этой категории лиц категорически запрещено содержать увеселительные заведения, которые противоречат интересам общества.

Помимо этого, в КНР действует «горячая» телефонная линия, по которой любой житель может анонимно сообщить о фактах взяточничества или злоупотребления служебным положением тех или иных чиновников.

В ряде стран на законодательном уровне уделяется больше внимание этическому поведению политиков и служащих. Так в Японии с апреля 2000 г. в стране действует Закон «Об этике государственных служащих», а также утвержденные правительственным указом этические правила государственного служащего и нормы административных наказаний за их нарушение.

В этических правилах государственного служащего дается развернутое определение заинтересованного лица и подробный перечень неэтичных действий, что исключает произвольное толкование норм Закона. В США с 1958 года действует Кодекс этики правительственной службы.

Он хотя и имел рекомендательный характер, в дальнейшем стал основой правовой регламентации административной этики госслужащих Соединённых Штатов.

Немаловажную роль в противодействии коррупции во Франции играет и созданная в 1991 г. при Министерстве экономики и финансов Франции служба «Тракфин» (Tracfin).

Этот орган создавался для борьбы с отмыванием нелегальных доходов от незаконного оборота наркотиков.

Затем в поле его зрения попали дела о ввозе и вывозе капитала, полученного от незаконной торговли оружием и, как следствие, — о коррупции крупных французских госчиновников.

  • В настоящее время «Тракфин» занимается всем комплексом проблем, связанных с отмыванием «грязных» денег через банковскую сеть.
  • Подводя итог, хотелось бы отметить, что, несмотря на все принимаемые меры, полностью искоренить коррупцию пока ни в одной стране не удалось, но значительно снизить её уровень возможно.
  • Список литературы:
  1. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»// Российская газета – 2010.
  2. Акимов Н.В. Коррупция в России: история и современность / Н.В. Акимов // Юридический мир. – 2008. — №12.
  3. Бочарников, И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции / И.В. Бочарников //Государственная власть и местное самоуправление. – 2008. — №9.
  4. Караев, В.В. Методы профилактики и противодействия коррупции / В.В. Караев // Общество и право. – 2008. — №3.
  5. Куракин, А.В. Административно-правовые аспекты юридической ответственности в механизме противодействия коррупции в системе государственной службы РФ / А.В.Куракин // Административное и муниципальное право. – 2008. — №5.

Оригинальное название статьи: Зарубежный и российский опыт противодействия коррупции: сравнительный анализ.

Перышкины Юля

Источник: /voxlex.ru/corruption/54-statii-o-korruptsii/70-zarubezhny-i-rossiiskii-opyt-protivodyeistviya-korruptsii.html

Противодействие коррупции в России. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. В 2008-2013 годах антикоррупционное законодательство в России было приведено в соответствие с ратифицированной РФ Конвенцией ООН против коррупции.

Утверждены Национальная стратегия и Национальный план противодействия коррупции. Борьбу с преступлениями коррупционной направленности ведут Следственный комитет и МВД РФ, а также специальное управление президента РФ.

Читайте также:  Наращивание ногтей: бизнес на дому, приносящий реальный доход

В январе-июне 2015 года в России было возбуждено около 11,5 тыс. уголовных дел о коррупции.

Реформа законодательства

8 марта 2006 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции. В 2008-2013 годах принят ряд федеральных законов («О противодействии коррупции», «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и др.) и поправок к ним, приводящих антикоррупционное законодательство РФ в соответствие с конвенцией.

В частности, государственные и муниципальные служащие, а также кандидаты на эти должности обязаны представлять сведения о своих доходах и об имуществе (при этом чиновники должны подавать декларации как на себя, так и на ближайших родственников); банки обязаны предоставлять информацию о движении средств на счетах чиновников; введен строгий контроль над финансируемой из-за рубежа политической деятельностью; парламентариям запрещено иметь недвижимость или банковские счета за рубежом.

Национальные планы борьбы с коррупцией

31 июля 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев утвердил Национальный план противодействия коррупции, 25 декабря 2008 года подписал федеральный закон «О противодействии коррупции», 13 апреля 2010 года утвердил Национальную стратегию противодействия коррупции и Национальный план противодействия коррупции на 2010-2011 годах. Позднее такие планы принимались на 2012-2013 годах и 2014-2015 годах.

Действующий антикоррупционный план утвержден президентом РФ Владимиром Путиным 11 апреля 2014 года.

Документ предусматривает разработку типовых положений об антикоррупционных комиссиях в регионах и обеспечение повышения квалификации ведущих борьбу с коррупцией чиновников.

Также правительство оценивает коррупционные риски в сферах ЖКХ, потребительского рынка, строительства и при реализации крупных инфраструктурных проектов.

На основе этого анализа разрабатывается комплекс мер по снижению уровня коррупции.

Специальное управление президента РФ

3 декабря 2013 года указом Путина образовано Управление президента РФ про вопросам противодействия коррупции, которое возглавил Олег Плохой.

Управление занимается аналитическо-правовой работой (контролирует выполнение указов президента, законов в сфере противодействия коррупции и т.д.

), отвечает за международное сотрудничество в таких организациях, как ГРЕКО (Группа государств по борьбе с коррупцией), анализирует сведения о доходах и расходах должностных лиц высокого уровня, проводит антикоррупционные проверки.

По словам Плохого, в настоящее время правительство разрабатывает электронную систему по борьбе с коррупцией.

Место России в «коррупционном» рейтинге

К Международному дню борьбы с коррупцией 9 декабря приурочена публикация ежегодного Индекса восприятия коррупции (ИВК) — доклада об уровне восприятия коррупции в государственном секторе различных стран.

Исследование готовит международная организация Transparency International на базе опросов, которые проводятся среди экспертов и представителей деловых кругов.

Россия впервые была включена в этот перечень в 1996 году и заняла в нем 47-е место (тогда оценивались 54 государства).

Индекс восприятия коррупции в РФ составил 2,6 балла по десятибалльной шкале (такое же место заняла Индия).

В 2014 году Россия заняла 136-е место из 175, с индексом, равным 27 баллам по 100-балльной шкале — наравне с Нигерией, Ливаном, Киргизией, Ираном и Камеруном.

Наивысшее место РФ в рейтингах TI — результат 2004 года (ИВК 2,8 по 10-балльной шкале, 90 место из 145), низшее — в 2000 году (ИВК 2,1 по 10-балльной шкале, 82 место из 90).

Среди основных причин текущего положения эксперты Transparency International назвали затягивание расследований крупных коррупционных дел национального и международного уровня, замедление международного сотрудничества в этой сфере, недекларирование должностными лицами конфликтов интересов, давление на некоммерческие организации и независимые СМИ, непрозрачность крупных национальных проектов.

Для улучшения ситуации составители индекса рекомендовали внедрить в правовую систему РФ ответственность за незаконное обогащение, а также довести до правового финала крупные коррупционные дела — в частности, дела о подкупе российских чиновников компаниями Daimler, Hewlett-Packard и Bio-Rad Laboratories. В 2010-2014 годах в США эти корпорации были признаны виновными в подкупе чиновников ряда стран, в том числе в России, и оштрафованы на крупные суммы.

Статистика Верховного суда

Согласно данным председателя Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева, в 2014 году за коррупционные преступления в России были осуждены порядка 11 тыс. человек (в 2013 году — 9,5 тыс.

), из них за получение взяток — более 1,6 тыс. человек (рост на 13% по сравнению с 2013 годом), за дачу взяток — 4,1 тыс. (рост на 25% по сравнению с 2013 годом).

65% осужденных давали небольшую взятку — до 10 тыс. рублей.

К лишению свободы в 2014 году приговорены 20% от общего числа осужденных коррупционеров (12% — в 2013 году), при этом с 69% до 58% снизилось число людей, приговоренных к штрафам. Наибольшую часть осужденных за получение взятки — 44% — составили государственные и муниципальные служащие. 23% — работники правоохранительных структур, 12% — работники сферы образования.

Статистика Следственного комитета РФ

По сообщению официального представителя Следственного комитета РФ Владимира Маркина, в январе-июне 2015 года в России было возбуждено около 11,5 тыс. дел коррупционной направленности, в суд направлены около 7,6 тыс. таких дел, а ежегодный ущерб от коррупционных преступлений в стране составляет порядка 40 млрд рублей.

По словам Маркина, анализ уголовных дел показывает, что основная причина, толкающая работников социальной сферы (врачей, учителей и т.д.) на нарушение уголовного законодательства, — низкая зарплата.

Статистика МВД РФ

Согласно отчету МВД «Состояние преступности — январь-сентябрь 2015 года», за первые девять месяцев года выявлены 96,7 тыс. экономических преступлений, включая преступления коррупционной направленности (рост на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года), материальный ущерб от них (по оконченным уголовным делам) составил 169,7 млрд рублей.

Источник: /tass.ru/info/2379115

Сколько Россия теряет из-за коррупции

Коррупция ежегодно выводит из мировой экономики от $1,5 трлн до $2 трлн, или 2% глобального ВВП. Причём эти суммы «представляют собой только верхушку айсберга — долгосрочные последствия идут гораздо глубже», заявила глава МВФ Кристин Лагард. В этой связи News.ru попытался выяснить, каков реальный ежегодный ущерб от хищений и взяточничества для бюджета России.

По словам Кристин Лагард, речь идёт о «коррозии, которая не признаёт границ». Призвав к международной кооперации в борьбе с коррупцией на принципах прозрачности, глава МВФ сообщила, что сегодня мировая экономика теряет из-за хищений в государственном секторе примерно те же суммы, что и в начале 2016 года. То есть, за три последних года ситуация не изменилась.

«Подумайте, что правительство тратит деньги налогоплательщиков на гламурный, но ненужный новый конференц-центр.

Скрытая цель его приобретения заключается в том, чтобы генерировать откаты», — проиллюстрировала свою мысль Лагард, заметив, что со временем средства, выделенные изначально на образование или здравоохранение и перенаправленные впоследствии на другие цели, усиливают социальное неравенство.

«Никак не меньше 8−10 трлн рублей»

Что касается России, то вопрос о реальных потерях для национальной экономики от всевозможных откатов, взяток и злоупотреблений ставится регулярно. Свой ответ на него пытаются дать как госчиновники разных уровней, так и независимые эксперты. Однако озвучиваемые цифры представляются весьма условными. И главное — в большинстве случаев эти данные отличаются друг от друга на порядок. Например, экс-парламентарий Геннадий Гудков привёл недавно сногсшибательный показатель. По его словам, ежегодные потери от коррупции в РФ «никак не меньше 8−10 трлн рублей». То есть, они приближаются к размеру бюджета (около 16 трлн рублей). Гудков обратился к той же метафоре, что и Кристин Лагард — «верхушка айсберга», увязав её с цифрой, которую даёт Счётная палата РФ относительно хищений из госказны (1,5 трлн в год). «На самом деле, по оценкам экспертов, объём бюджетного воровства в России примерно в 3−3,5 раза выше, чем фиксирует Счётная палата. Представляете, сколько трлн не дошли до экономики и осели в карманах ворующих начальников?!» — заявил бывший депутат Госдумы, добавив, что номенклатура вывела из страны не менее $1,2 трлн (больше 70 трлн рублей), из них около $500−600 млрд — в США, остальные — в страны ЕС и Швейцарию.

«Около 30% бюджета»

По словам председателя Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилла Кабанова, «около 30% бюджета в той или иной степени вовлечены в коррупционный оборот», причём речь идёт, прежде всего, о государственных заказах и закупках — самом мощном и распространённом источнике верхушечной коррупции.

Между тем, убеждён гендиректор Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International-Russia Илья Шуманов, оценить объёмы коррупции в РФ методом прямого исследования, подсчитать их в абсолютном выражении с точки зрения монетарного рынка практически невозможно. Коррупция — социальный феномен, более того, значительная часть коррупционных практик в России отошла от примитивных видов взяточничества. Сегодня, по словам Шуманова, это явление наблюдается, скорее, в сфере незаконного лоббизма, конфликта интересов, фаворитизма и протекционизма, непотизма (покровительства родственникам), отмывания денежных средств, использования иностранных финансовых инструментов, нарушения запретов и ограничений. Всё это находится вне поля правового регулирования и не поддаётся никакому подсчёту (нет методик).

Ведомственная статистика

Остаётся лишь обратиться к статистике МВД, Генпрокуратуры, ФСБ, Счётной палаты и прочих ведомств, но поскольку объективное количество нарушений значительно выше заявленных, все эти цифры нерепрезентативны. По данным Общественной палаты, среди самых коррупционных сфер — ЖКХ, устройство детей в детсады и школы, медицинская помощь. При этом сообщать о нарушениях граждане боятся: лишь 22% готовы сделать это. Как информирует Следственный комитет России (СКР), в 2017 году он возбудил 14,5 тыс. уголовных дел о коррупции, перед судом в итоге предстало более 7 тыс. фигурантов — в основном, представителей правоохранительных органов, судебных инстанций, сфер образования и здравоохранения, муниципальных чиновников, а также военных. Размер средней взятки в России в 2018 году СКР оценил в 451 тыс. рублей (в особо крупном размере — 7 млн рублей).

В социологии общепринятым методом оценки коррупции является анализ так называемого эффекта коррупции.

В 2017 году Россия в Индексе восприятия коррупции (ИВК), ежегодно составляемого Transparency International на основе опросов экспертов, предпринимателей и граждан, заняла 135-е место из 180-ти, набрав 29 баллов из 100.

Аналогичный результат показали Доминиканская республика, Гондурас, Киргизия, Лаос, Мексика, Папуа-Новая Гвинея и Парагвай. Никаких монетарных параметров итоги исследования не содержат — не в этом задача.

Что любил Конан-варвар

«Я бы вообще не стал учитывать теневую экономику, поскольку это — чистая спекуляция. Одна бабка сказала, что у нас экономика теневая на 20%. Понятно, что коррупция есть, что она наносит некий ущерб бюджету. Помните кинофильм «Конан-варвар» с молодым Шварценеггером? Там главный герой, устремляясь к женщине, говорил: «Я люблю то, что можно потрогать руками». Я тоже люблю лишь ту часть экономики, которую можно потрогать руками», — заметил в беседе с News.ru cтарший научный сотрудник Института экономической политики им Е. Гайдара Сергей Жаворонков.
Прямому измерению коррупция, безусловно, не поддаётся, поскольку это процесс в основном латентный, считает экономист и историк, в прошлом замминистра труда Павел Кудюкин. В то же время, рассуждает он, есть оценки, согласно которым изъятия из хозяйственного оборота, связанные с коррупционными выплатами, сопоставимы с доходной часть бюджета. «Ещё когда президентом бы Дмитрий Медведев, он как-то сообщил, что порядка трлн рублей в год теряется на госзакупках из-за коррупции», — напомнил Кудюкин.

В вопросе коррупции важна не столько формальная, статистическая, сколько смысловая, содержательная сторона, отмечают аналитики. По их оценкам, сегодня всё население России вынуждено нести издержки, связанные со взятками, откатами и прочими злоупотреблениями на федеральном уровне.

В частности, с тем, что траты на общественные проекты (ремонт и строительство дорог, зданий, трубопроводов) значительно выше, чем в той же Европе.

Или с тем, что теневой сектор способствует снижению налоговых сборов, отпугивает частных инвесторов (сокращая возможности для инновационного развития и модернизации) и разгоняет инфляцию (заставляя производителей включать расходы на взятки в конечную цену изделия).

Видео дня. Грудь под цензурой: голых женщин заклеили скотчем

Источник: /news.rambler.ru/other/41381361-skolko-rossiya-teryaet-iz-za-korruptsii/

Ссылка на основную публикацию