Почему растут цены на бензин: объяснения экспертов

В России с апреля 2018 года начал резко дорожать бензин, и эксперты предрекают, что к концу года он может перейти отметку в 50 рублей. Причины подорожания называют разные, как экономические, вроде международного роста цен на топливо, так и политические, а также коррупционные. В соцсетях по привычке стараются шутить по этому поводу, но на деле водителям уже не до смеха и они предупреждают о грядущих социальных потрясениях. Medialeaks разбирался, что происходит с бензином и чего ждать от цен на топливо.

Резкий рост цен на российских АЗС начался в марте 2018 года, практически сразу после президентских выборов. Хотя ранее, 1 февраля, президент говорил, что в стране есть возможности для снижения цен на топливо.

Конечно, хотелось бы, чтобы прибило цену в сегодняшней ситуации, и вроде бы для этого есть возможность. В некоторых регионах это обоснованно, потому что доставка сложная, инфраструктура не развитая. Но всегда за этим должна смотреть ФАС, я поговорю на этот счёт с главой ведомства.

Как пишут «Ведомости», темпы роста в течение весны только ускорялись. Вот как рост за полугодие выглядит на графике.

Рост цен нефтяные компании объясняли повышением стоимости углеводородов на международном рынке и слабым рублём. Однако водители, привыкшие, что бензин дорожает вне зависимости от стоимости нефти, начали бунтовать, пишет «Новая газета».

Митинги автомобилистов прошли в нескольких городах России, а в некоторых протестующих даже поддержала власть. Например, в Новосибирске, где с водителями встретился мэр города Анатолий Локоть.

Он заявил, что цены на топливо его волнуют не меньше, и пообещал пожаловаться в УФАС.

А на Камчатке местный депутат в знак протеста лично пересел с автомобиля на коня, приведя в восторг местных жителей.

Подорожание топлива стало одной из главных тем в соцсетях и на форумах. Несмотря на проблему, некоторые даже стараются шутить на тему бензина.

Оригинал Скоро бензин будет стоить столько, что я начну душиться им перед свиданием с женщинами.Оригинал
Оригинал Когда увидел цены на бензин на заправке и позвал друзей.Оригинал
Оригинал Пятно краски на джинсах, конечно, можно оттереть небольшим количеством бензина, но дешевле купить новые джинсы.Оригинал Читайте на MedialeaksМать помогла дочке отправить открытку «папе на небо». И из почтового отделения пришёл очень неожиданный отчёт

Почему подорожал бензин (по официальной версии)

Если без шуток, то пока нет единого объяснения, почему цены на топливо резко пошли вверх. Нефтяные компании объясняют это по-своему, эксперты имеют своё мнение, а борцы с коррупцией — третье.

Вице-премьер РФ Дмитрий Козак объясняет, что бензин в России подорожал, просто потому что он дорожает везде, пишет РБК.

В такой нефтяной стране как Норвегия они в рублёвом выражении в два раза выше, чем в нашей стране. В тех же Соединённых Штатах, которые занимают лидирующее место по добыче нефти, бензин подорожал вместе с мировыми ценами на нефть.

Козак добавил, что правительство договорилось с нефтяными компаниями и цены на топливо зафиксируют на уровне 30 мая, но снижение невозможно, поскольку мы живём «в условиях рыночной экономики». О том, что бензин подорожал из-за международных цен на нефть, заявили и в Центробанке.

Как пишут «Ведомости», к 4 июня как минимум в Москве АЗС перестали поднимать цены на бензин, как и обещал вице-премьер. Но вот в Свердловской области цены опять поднялись, сообщает 5 июня Znak.com.

О том, что в дальнейшем рост остановится, речи в принципе не идёт. В компании «Роснефть» (производит 40 процентов бензина и дизельного топлива в России) предрекли, что цены поднимутся ещё как минимум на полтора процента, несмотря на снижение акцизов.

«Роснефть» поддерживает предложенную правительством инициативу о временном снижении ставки акцизов для стабилизации цен на топливо, однако считает, что такие меры не смогут полностью решить системные проблемы в переработке и на рынке нефтепродуктов.

«Ведомости» при этом пишут, что из-за роста цен на международном рынке все российские нефтяные компании за последние четыре месяца на 50 процентов увеличили экспорт нефтепродуктов, так как их стало выгоднее продавать за границу, нежели на внутреннем рынке. За это ФАС 28 мая вынесла «Роснефти» предупреждение. В антимонопольной службе считают, что именно из-за снижения объёмов продаж на внутреннем рынке цены на бензин в России резко подскочили.

Основная доля снижения объёмов реализации нефтепродуктов приходится на «Роснефть». Кроме того, по ряду договоров, заключённых на биржевых торгах, были увеличены сроки отгрузки нефтепродуктов, что привело к несвоевременной поставке моторного топлива конечным потребителям.

Также в ФАС России поступают жалобы на действия компании, связанные с ограничением (снижением) объёмов отгрузки нефтепродуктов мелким оптом. В связи с этим «Роснефти» выдано предупреждение о прекращении в срок до 08.06.

2018 действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Ранее, 11 апреля, в ФАС заподозрили, что «Роснефть» может намеренно создавать дефицит на рынке бензина.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев 4 июня заявил, что в отношении цен на бензин не должно быть «недопустимого эгоизма нефтяников», добавив, что правительство готово «разработать комплекс оперативных мер», чтобы нефтяные компании выполняли свои договорённости, пишет РБК.

В случае необходимости нужно готовить иные оперативные меры, направленные на то, чтобы достигнутые договорённости соблюдались, чтобы цены были стабильны, а в определённых случаях — чтобы они снижались, чтобы была произведена отрицательная коррекция.

Что говорят о подорожании бензина эксперты

Экономист Игорь Николаев в своём блоге на «Эхе Москвы» назвал одной из причин резкого повышения цен увеличение налогов.

Налоги (главные из них по бензину — акцизы и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)) составляют в конечной цене каждого проданного литра бензина около 65-70 процентов. И налоги у нас сильно выросли.

По мнению Николаева, рост цен получился «взрывным» из-за того, что «накануне президентских выборов никто не хотел обращать на себя гнев высокого начальства».

С трудом, похоже, дождались инаугурации, ну и понеслось.

Координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов считает, что бензин продолжит дорожать, но в этом, по его мнению, можно найти даже плюсы. Как цитирует Шкуматова «Газета.Ru«, «в перспективе цена на топливо должна дойти до европейского уровня».

Наш бензин будет стоить как в Европе, если мы хотим дороги европейского качества. Средняя равновесная цена для центра за АИ-92 примерно 40-41 рубль за литр. Эта цена, скорее всего, сохранится впоследствии до конца года, если не будет каких-то изменений в акцизах.

Однако никаких снижений цен на топливо нам ждать не приходится, даже будет подорожание в дальнейшем. Я бы спрогнозировал повышение цены в перспективе 5 лет до 60 рублей за литр.

Политик Владимир Милов, в 2002 году работавший заместителем министра энергетики России, на канале «Навальный Live» заявил, что цены на бензин растут, чтобы уйти в карман главам нефтяных компаний, образно говоря, «на покупку яхт». В доказательство приводятся прежние расследования ФБК о недвижимости и предметах роскоши, покупаемых нефтяными корпорациями.

Вы должны понимать, что последним скачком на бензин, напрямую всё это оплачивать нам. Нам нужна полная демонополизация нашей нефтяной отрасли, нам нужен конкурентный нефтяной рынок, где цены устанавливались бы действительно в результате объективных факторов.

4 июня глава управления контроля ТЭК ФАС Дмитрий Махонин рассказал «Коммерсанту», что с подорожанием бензина происходит «парадоксальная ситуация», поскольку оптовые цены на топливо стали выше розничной.

 Три-четыре рубля в год (рост цены на бензин) — это не только налоги, но и конъюнктура мировых цен на нефть, рост тарифов естественных монополий, которые платят нефтеперерабатывающие заводы и АЗС, и зарплат.

При этом маржинальность на АЗС за эти годы только снижалась, в отличие от прибыли нефтяников, для которых самым выгодным предприятием до сих пор остаётся добыча сырой нефти, потому что это и проще, и прибыльнее. А вот ряд НПЗ и АЗС стали убыточными с ростом цен на нефть.

Более того, нынешний подъём цены литра бензина окупить их затраты не в состоянии. Сегодня на российском топливном рынке мы наблюдаем парадокс: оптовая цена на топливо выше, чем розничная.

По мнению Махонина, после обещания правительства посодействовать НПЗ цены, во многом зависящие от биржевой котировки, «на ожидании действий правительства могут начать стабилизироваться».

Что говорят о повышении цен на топливо в социальных сетях

В соцсетях, как уже говорилось, цены на бензин стали одной из наиболее обсуждаемых за последние месяцы. Как сообщает BBC, только в твиттере количество постов со словом «бензин» увеличилось вдвое.

Оригинал А что ФАС? У меня есть только одно разумное объяснение росту цен на бензин в России — картельный сговор. Или я не прав?Оригинал
Оригинал Вице-премьер Козак заявил, что цены на бензин растут, потому что ну а **** (почему бы) им не расти, если эти лохи и терпилы его всё равно покупают, надо будет, и по 100 рублей за литр ******* (сделаем), **** (что) вы нам сделаете: мы в другом городе и у нас ОМОН и Росгвардия. Конец цитаты.Оригинал
Оригинал Путин уже почти Америку на колени поставил, а с ценами на бензин пока справиться не может.Оригинал
Оригинал Камчатка, цены на бензин растут уже выше 50-ти рублей, заявления кремлядей о сговоре с нефтяными олигархами по поводу заморозки цен были ложью.Оригинал

Фейсбук и «ВКонтакте» по уровню негодования и мемов не отстают.

Оригинал А вы в курсе, что акциз на бензин с 1 июня снижен на 3 000₽/тонна и на дизель 2 000₽/тонна, а это значит, что в среднем литр бензина ДОЛЖЕН БЫЛ «подешеветь» на три рубля/литр (диз. на 2₽/л), но этого почему-то так и не произошло…
Даже июльское подорожание акциза на 700₽/тонна отменили, а 95-го по 42-43₽/л так и нет.
А ведь прецедент был: когда отменяли НСП 5 %, некоторые цены реально падали.

Что это, как не ****** с патологической жаждой наживы, друзья?!

Оригинал
Оригинал На водку прибавили цену — выжили, на сигареты прибавили — выжили, решили ценами на бензин задавить.Оригинал
Оригинал Ребята, я понимаю, что мемы про бензин достали.

Они и нас самих достали, но их прилетает огромное количество в предложку, тема очень волнует подписчиков, хорошо, что к ней подходим с юмором, давайте радоваться этому )Оригинал

В то же время Федерация автовладельцев России (ФАР) подготовила обращение на прямую линию с Владимиром Путиным, которая должна пройти 7 июня.

В ФАР заявили, что многие автовладельцы уже устраивают бойкот на заправках и в будущем это может привести «к серьёзному социальному резонансу».

В ФАР призвали всех неравнодушных водителей звонить на прямую линию и не ждать, «пока кто-то это сделает за вас». Может быть, такое упорство действительно приведёт к каким-то результатам. Например, к новому обещанию снижения цен.

Читайте также:  Покупка франшизы – как начало эффективного бизнеса

В России не впервые проходят акции против повышения тарифов на топливо. Такие уже проводили в 2014 году в Красноярске. Тогда её также организовывала Федерация автовладельцев, которая требовала снизить цены на 15-20 процентов, аргументируя тем, что Россия — нефтедобывающая страна.

Слабый рубль, который нефтяники называют одной из причин подорожания топлива, в очередной раз начал становиться таким в апреле 2018 года, когда против ряда российских компаний и их владельцев были введены санкции со стороны США. Но тогда некоторые российские эксперты также заявляли, что падение курса — это хорошо.

Источник: /medialeaks.ru/0506bva-shto-s-benzinom/

Насколько еще подорожает бензин. Объясняем в картинках

Рост цен на бензин пугает и возмущает россиян, утверждают эксперты Владимир Жабриков © URA.RU

Цены на бензин в ближайшее время продолжат ставить новые рекорды. Россияне начинают отказываться от поездок на личном транспорте, супермаркеты из-за подорожания перевозок уже переписывают ценники на товары, а покупательская способность россиян продолжает падать.

Экономический аналитик Антон Шабанов пояснил «URA.RU», что «ценовой предел еще не достигнут». «Бензину на самом деле еще есть куда расти, и пока россияне готовы за него платить.

Однако власти все же предпринимают целый ряд мер для стабилизации ситуации», — отметил собеседник агентства.

Так, первый вице-премьер, министр финансов России Антон Силуанов в ходе дискуссии на Петербургском международном экономическом форуме сообщил, что принято решение о снижении акцизов на бензин на 3 тысячи рублей на тонну, на дизельное топливо — на 2 тысячи. Изменения вступят в силу с 1 июля.

Многие россияне уже начали экономить на топливе

Александр Елизаров © URA.RU

В то же время Антон Шабанов признал, что столь интенсивный рост цен на топливо «разгонит инфляцию»: «В первую очередь вырастут цены на большинство товаров, поскольку они преимущественно доставляются автомобильным транспортом. То есть дополнительные затраты лягут на наши с вами плечи. Зарплаты россиян растут, к сожалению, не так быстро, как цены на топливо. Следовательно, покупательская способность граждан еще больше понизится».

Аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин сообщил «URA.RU», что автомобильный бензин за 2017 год подорожал на 5,7%, при этом инфляция за период составила 2,5%. «В 2018 году рост цен на бензин ускорился. Бензин подорожал на 5,3% при инфляции 1,7%.

На мой взгляд, динамика связана с повышением акцизов и с ростом рублевых цен на нефть из-за слабого рубля», — пояснил экономист.

По его оценкам, в структуре потребления у среднестатистической семьи в стране на бензин и другое топливо приходится около 4%: «Столь высокие сложившиеся темпы роста цен при сохранении тенденции теоретически могут вызывать недовольство.

Однако для того, чтобы рост цен на бензин привел к необходимости существенной экономии на других товарах и услугах, он должен подорожать еще минимум в три-пять раз», — добавил Нигматуллин.

Инфографика: Дмитрий Циулин

«Что же касается „бензиновых бунтов“ — уверен, что в России их не будет», — пояснил «URA.RU» глава Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов.

Он утверждает, что рост цен на топливо затрагивает большую часть населения страны, однако люди не откажутся из-за дорогого бензина от личных автомобилей.

Вместе с тем эксперт признал, что рост цен на нефть не может в целом не отразиться на социально-политической ситуации в стране — в частности, ситуация на нефтяном рынке негативно скажется на имидже власти, на которую автолюбители «повесят» дорогой бензин.

Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин призвал власти «не играть с огнем и воздействовать на нефтяников».

«Еще недавно казалось: вот будет литр бензина стоить 30 рублей за литр и люди начнут выражать недовольство. Затем думали, что когда топливо подорожает до 40 рублей, то автомобилисты поднимут шум. Теперь ждем 50-рублевой отметки»,

— пояснил эксперт. Он признал, что «недовольство есть, но пока оно бархатное». «Некоторые россияне начали меньше ездить, переходят на более дешевый бензин в ущерб собственным автомобилям. Но я бы не советовал испытывать терпение наших людей, ничем хорошим это не заканчивается», — заключил Похмелкин.

Инфографика: Дмитрий Циулин

Впрочем, гендиректор аналитического центра PolitGeneration Ярослав Игнатовский пояснил «URA.

RU», что россияне никогда не откажутся от передвижения на автомобилях: «Машина для многих в стране является не просто средством передвижения, но и средством зарабатывания на жизнь.

Люди будут возмущаться, но продолжат платить и 50, и 60 и 100 рублей за литр. Хотя, конечно, складывающаяся ситуация ненормальна. Поэтому, думаю, что ФАС должна активнее подключиться к этому вопросу».

Для многих в стране автомобиль — это средство заработка

Владимир Жабриков © URA.RU

Ранее ФАС обвиняла в росте цен нефтяные компании — им, по мнению ведомства, выгоднее экспортировать бензин и дизтопливо, чем реализовывать на внутреннем рынке.

В службе предлагали для нормализации цен увеличить нормативы продаж нефтепродуктов на бирже: обязательный объем реализации бензина — с 10% до 15% от всего производства в России, а дизтоплива — с 5% до 7,5%.

Первый зампред Центробанка Ксения Юдаева, в свою очередь, объяснила рост цен на бензин ситуацией на мировом рынке.

В ряде российских регионов уже проходят протестные акции автомобилистов. Ранее в стране началась активная рассылка сообщений о Всероссийской акции против бесконтрольного повышения цен на топливо. Организаторы призывают принять в ней участие 28 мая и с 1 по 3 июня. Сообщения приходят с неизвестных номеров на телефоны граждан и активно распространяются в социальных сетях.

Источник: /ura.news/articles/1036275022

Бензиновый кризис: к чему приведет рост цен на топливо в России

Пока цены на бензин в России стремительно растут, «нефтедобывающая монополия» успешно продает топливо за границу. Власти пытаются вернуть производителей на отечественный рынок, но их меры пока недейственны. Новости ТВК выяснили, что быстрее закончится – топливо в стране или деньги в кошельках россиян.

В последнее время в России сложилась парадоксальная ситуация. Если раньше была четко видна зависимость курса рубля от стоимости нефти, то сейчас эта прочная связь пропала: рост цен на нефть не приводит к укреплению российской валюты.

Из-за этого крупным нефтедобывающим компаниям стало невыгодно продавать топливо на отечественный рынок – сейчас они больше ориентированы на экспорт. Это один из тех факторов, из-за которых цены на бензин в стране в последние месяцы стремительно растут вверх. Однако эксперты уверены, в этой ситуации страдают только простые граждане.

«Ситуация, которую мы наблюдаем сейчас, говорит о том, что Центробанк целенаправленно действует на понижение курса рубля. Это выгодно крупным нефтяным компаниям и правительству. 

В бюджете страны на текущий год заложена стоимость барреля в размере $40, при курсе 64 руб. за 1$. Нетрудно посчитать, насколько больше получит бюджет, при сегодняшних ценах», – отметил руководитель регионального «Союза владельцев независимых АЗС» Михаил Кичайкин.

Еще один фактор – постоянное повышение акцизов и налогов на топливо. По словам экспертов, сейчас 70% стоимости топлива составляют именно они. И выгодны они так же – только государству.

«Увеличивая акцизы, довели до того, что когда наша страна проигрывала на внешнеэкономическом рынке при продаже нефти за границу, у нас увеличивали акцизы для того, чтобы эти потери компенсировать за счет нас. 

Загнали до того, что на сегодняшний момент при условии, что нефть растет, курс валют тоже большой, наше государство выигрывает на рынках продажи за границу, но стоимость топлива у нас на сегодняшний момент растет каждый день вместе с курсом валют», – рассказал координатор ФАР в Красноярске Егор Фролов.

В итоге сейчас даже при снижении цен на нефть ждать уменьшения стоимости бензина не нужно. По мнению экспертов, политика государства сегодня показывает, что цены на топливо в России могут достигнут и уровня Европы. А это в среднем – 100 руб. за 1 л.

«Цены на бензин на внутреннем рынке больше не поддаются рыночным механизмам. Рынок нефтепродуктов в России за последние годы окончательно монополизировался. Сейчас нефтяные компании-производители могут устанавливать любые цены, какие им захочется. 

К сожалению, в России отсутствуют законодательные инструменты, которые позволили бы сдержать рост цен. Судя по м правительства и регулирующих органов, нас готовят морально к среднеевропейским ценам. Снижение мировых цен может лишь сдержать темпы роста цен внутренних», – подчеркнул Михаил Кичайкин.

Единственное, что сейчас предложило правительство, – снизить акцизы с 1 июля. Но даже сами чиновники не обольщаются, что это приведет к снижению цен. В правительстве четко заявляют: это поможет лишь притормозить их рост.

«Нужно пересматривать всю политику акцизов на топливо, разделить внешнюю и внутреннюю торговлю топлива, не загибая акцизы. А также пересмотреть все налоги на добычу полезных ископаемых и продажу на внутренний рынок», – сообщил Егор Фролов.

Но на это потребуются годы, а, может, и десятилетия. Поэтому эксперты предлагают и другие пути решения проблемы.

«В краткосрочной перспективе возможны следующие (неэффективные) меры:            

          – полная отмена акцизов (при этом цены с начала года выросли более чем на их размер и продолжают рост),           – увеличение минимальных норм продаж нефтепродуктов на бирже (но нефтяные компании зачастую покупают на бирже товар сами у себя, взвинчивая цены),

          – введение заградительных пошлин на экспорт (это всего лишь перекладывание денег из одного кармана в другой. К тому же, доля экспорта мала).

Единственной эффективной мерой, в данной ситуации, является прямое указание первого лица государства об остановке роста цен», – рассказал Михаил Кичайкин.

Из-за повышения роста цен на топливо в Бразилии возник дефицит базовых товаров: бензина, дизельного топлива, продуктов питания, сообщает ТАСС. Но у нас такого пока не ожидается, говорят эксперты.

«Нехватка топлива не возникнет, потому что есть резерв, нельзя продавать больше имеющихся запасов. Все-таки это стратегический продукт», – отметил Егор Фролов.

Дефицит топлива может быть связан лишь с сезонными проблемами НПЗ.

«Нехватка топлива в России уже наблюдается. Но это мало связано с экспортом. На самом деле, готовых нефтепродуктов из России экспортируется не так много – в среднем, не более 15% от произведенного. 

Дефицит на внутреннем рынке – это ежегодная ситуация, связанная с сезонностью спроса, ремонтом нефтеперерабатывающих заводов, нежеланием компаний вкладываться в увеличение производственных мощностей», – рассказал Михаил Кичайкин.

Однако что, скорее всего, произойдет в ближайшее время из-за роста цен на топливо – рост инфляции. Хотя ЦБ ее пока не видит и говорит, что цены на бензин растут, потому что растут цены и акцизы на топливо на мировом уровне.

«Наша страна имеет второе место по добыче нефти. Наша страна не должна реагировать на продажи заграницы, что там что-то увеличилось, поэтому мы тоже увеличиваем. Мы должны быть независимы в отношении внешней торговли и внутренней торговли топлива в нашей стране», – отметил Егор Фролов.

«В России две инфляции – официальная и та, что мы видим в магазинах. Официально, с начала года инфляция не превысила 3%. Фактически, оптовые цены на топливо выросли более чем на 20%», – добавил Михаил Кичайкин.

Растущий протест населения против повышения цен на бензин в России уже заметен. Например, в Новосибирске перевозчики собрались на пикет. В Красноярске распространяется смс-рассылка с призывом бойкотировать АЗС. Но эта мера неэффективна, уверены эксперты.

«С тем же успехом можно попробовать дышать через раз, что бы сэкономить кислород на планете», – отметил Михаил Кичайкин.

«Бойкотирование розничных сетей автозаправочных станций бесполезно, потому что розничная продажа топлива не зависит от оптовых цен. Розница здесь не при чем. Сегодня оптовая цена очень высока», – рассказал Егор Фролов.

Читайте также:  Статистика банков: критерии оценки надежности для потребителей

Также эксперты не исключают, что в Красноярске может вырасти спрос на электромобили и автомобили на газовом топливе, ведь сейчас это общемировая тенденция. А при покупке авто на бензиновом двигателе определяющим критерием теперь может стать лишь его объем.  

«Увеличится спрос. Причем при этом увеличится и цена на электромобили, на гибридные автомобили. Все развитые страны изначально приобретают маленькие машины для того, чтобы экономить на том же топливе. А у нас неизвестно, куда будут девать те джипы, которые уже понабрали», – отметил Егор Фролов.

Есть ли предел роста цен на бензин? Как мы уже отмечали, правительство может сравнять наши цены с европейскими. Но и это, уверены эксперты, не финальная точка.

«Это самый грустный вопрос. В какой то момент роста мы упремся в психологический и экономический барьер, когда внутренние цены сравняются с ценами соседних стран, а затем преодолеем и его. 

Рано или поздно (в ближайшие 5 лет) наступит ситуация, когда топливо для внутреннего рынка дешевле станет импортировать. Чтобы этого не происходило, правительство, вероятно, введет заградительные пошлины на импорт, и рост цен продолжится», – рассказал Михаил Кичайкин.

Напомним, за май в Красноярске повышение цен на бензин было зафиксировано 6 раз. Так же стремительно стоимость топлива росла и в апреле. 

Источник: /tvk6.ru/publications/news/35100/

Почему в России рекордно упал спрос на бензин и растут цены

После масштабного роста цен на топливо в России в 2018 году население России сегодня наблюдает плавное, но устойчивое подорожание бензина.

Между тем правительство всё ещё продолжает применять к этому рынку так называемое ручное управление, требуя от нефтяников заморозить цены.

И если пока ситуация выглядит более или менее стабильной, то из-за резкого падения спроса могут начаться новые проблемы.

С 1 января правительство также продолжит увеличивать акцизы на бензин и дизтопливо, что неизбежно должно привести к росту цен на заправках.

Экономисты говорят, что в условиях падающего спроса и растущей цены люди продолжат отказываться от автомобилей в пользу других видов транспорта, так как личная машина начинает обходиться слишком дорого, учитывая также транспортные налоги и прочие расходы.

Если посмотреть на все эти факторы, то в реальной ситуации на топливном рынке России можно очень легко запутаться. Создаётся впечатление, что и в правительстве сегодня нет точного рецепта, как правильно разрешить все возникающие вопросы, но сохраняется намерение продолжать так называемый налоговый маневр в нефтяной отрасли и увеличивать налоги.

Падение спроса

О рекордном падении спроса на бензин в России написала газета «Известия» со ссылкой на исследование целого ряда аналитиков. Они заявили, что в 2019 году спрос упал до минимума за последние четыре года, или на 1% в сравнении с 2018 годом. Отмечается, что даже такой небольшой процент является крайне тревожным.

Для сравнения – в 2015 году, после того как годом ранее в отношении России были введены самые жёсткие западные санкции, спрос на бензин сократился на 1,9%. Что же происходит сегодня, когда против России нет никаких новых санкций, а рынок вроде бы детально и принудительно отрегулирован правительством?

В исследованиях аналитиков отмечается, что в реальности ситуация могла быть и ещё хуже, так как в июле 2019 года спрос падал на 1,4%, и лишь небольшой рост этого показателя в августе помог исправить статистику.

 А в профильном государственном ЦДУ ТЭК говорят, что спрос если и упал, то всего на 0,4%, и на эти данные также ссылается Минэнерго России.

Росстат и вовсе сообщил о росте спроса на бензин в России в 2018 году на целых 2,9%.

Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа, на которой реализуется порядка 20-25% всего бензина, сообщает о падении спроса на 0,7%. Аналитики в целом связывают это с уменьшением потребительской активности жителей России. Фактически это означает, что люди стали покупать значительно меньше бензина и перестают пользоваться личным автотранспортом из-за удорожания его эксплуатации.

Так, реальные располагаемые денежные доходы населения за первое полугодие 2019 года (данные Росстата) показали снижение на 1,2% к тому же периоду 2018 года. И лишь в третьем квартале они показали небольшой рост на 0,2%, который, впрочем, не отыгрывает назад предыдущего падения.

Среди других предположений аналитиков – переход автолюбителей на более дешёвый газ. Это значит, что люди не перестают ездить и пользоваться машинами, но просто больше не нуждаются в бензине. В масштабах всей страны это также могло внести свой вклад в снижение спроса. Приводятся и цифры – в 2018 году потребление газомоторного топлива выросло на 9%, а за восемь месяцев 2019 года – ещё на 5%.

 Vereshchagin Dmitry / Shutterstock.com

Наконец, примечателен и вопрос роста стоимости самого бензина. В 2018 году из-за резкого увеличения мировых цен на нефть, как заявляло правительство, произошёл рост так называемого экспортного паритета.

Нефтепродукты стало гораздо выгоднее продавать за границу, чем сбывать на внутреннем рынке.

Нефтяные компании тогда получили множество критических ударов, так как население вслед за заявлениями правительства стало винить их в росте цен на заправках.

Вместе с тем от населения скрылась реальная причина роста цен – убыточность продажи бензина на внутреннем рынке из-за увеличения налогов на отрасль.

Правительство продолжало тогда и продолжает сейчас налоговый маневр, который предусматривает увеличение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), чтобы закрыть потери бюджета от экспорта нефти в Белоруссию.

Параллельно в России продолжился рост акцизов, то есть кабмин, казалось, делал всё, чтобы помочь нефтяникам задрать цены.

В конечном итоге во избежание социального взрыва правительство решило надавить на нефтяников, пригрозив им заградительными экспортными пошлинами, и вынудило заморозить цены, смирившись с потерями. В нынешней ситуации, когда вдруг сообщается о рекордном снижении спроса, налоговый маневр и рост акцизов никуда не делись. Значит, цены продолжат рост.

Последовательная политика

Как рассказал в интервью Царьграду ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев, данные о резком падении спроса являются весьма спорными, а продолжающийся кризис в нефтяной отрасли реально способен привести к социальному взрыву, если не будут предприниматься последовательные действия.

Тема о рекордном падении спроса на бензин возникла не из профессиональных заявлений. У нас есть два официальных источника о положении дел на рынке топлива.

Один из них – это Росстат, который имеет право собирать эту информацию, хотя не имеет хороших специалистов в этой области, но обладает хорошей системой сбора и обработки. И если верить Росстату, то никакого падения спроса на бензин нет, а есть рост. Второй источник – это ЦДУ ТЭК.

Это подразделение Минэнерго, и они тоже имеют права на сбор и обработку этой информации, но они пока не дают оперативных данных,

– сказал Танкаев.

В 2014 году, когда против России были введены санкции, сильно просел рубль, уровень жизни в стране снизился, по словам эксперта, в 2,5 раза, однако одновременно с этим правительство России смогло произвести переоснащение армии.

«Нужно понимать, что это значительное сокращение уровня жизни привело и к сокращению потребления, вернее, к отсутствию его роста. Но поскольку у нас количество автомобилей выросло, то на единицу транспорта у нас потребление резко упало», – сказал Танкаев.

Эта ситуация, по его словам, в целом сохраняется и сегодня. Эксперт отметил, что уровень потребления топлива на душу населения в России в 3,5 раза ниже, чем в Канаде. Сравнение с этой страной является логичным, сказал он, так как речь идёт о схожем климате и больших расстояниях для перевозок.

То есть мы живём в три раза хуже, чем нужно. И восстановить это необходимо. Сейчас мы видим очевидные успехи в восстановлении российской армии, и теперь нужно бросить все силы на то, чтобы восстановить уровень жизни населения. Вместо этого занимаются повышением налогового бремени,

– сказал эксперт.

По его словам, в начале 2019 года были повышены акцизы на топливо, вырос НДС, вырос НДПИ, выросли тарифы на перевозку как сырой нефти, так и нефтепродуктов.

Grigvovan / Shutterstock.com

Всё вместе должно было привести к новому витку роста цен на бензин и дизтопливо, однако этого не произошло, так как цены эти были заморожены.

«По идее, эта ситуация должна была взорваться. Но не взорвалась, так как из Фонда национального благосостояния в госбюджет этого года была переведена сумма, соответствующая размеру акциза на бензин, то есть 450 млрд рублей из ФНБ перешли в госбюджет.

Акциз не отменили, хотя это было бы самым разумным решением, но компенсацию всем участникам бензинового рынка, так или иначе, выплатили.

В результате цены на бензин у нас в каких-то регионах даже чуть-чуть снизились, а в целом они удержались на разумном уровне», – сказал Танкаев.

Эксперт отметил, что акциз тем не менее не отменён, как и налоговый маневр. Это значит, что сейчас у правительства есть выбор: либо снизить нагрузку на отрасль, а это 75% в стоимости литра бензина, либо согласиться с тем, что цены на заправках будут расти, и принять социальные последствия такого решения, какими бы жёсткими они ни были.

«Есть серьёзные показатели, которые говорят о том, что люди волнуются. Это в том числе касается и цен на бензин, который во всём мире является социально значимым продуктом. Во всём мире руководство очень внимательно следит за уровнем цен на топливо», – отметил собеседник.

Таким образом, взрыв на топливном рынке всё ещё возможен, ведь, по сути, сейчас сохраняются почти все факторы, которые ввергли эту отрасль в кризис в прошлом году. Население с тех пор отнюдь не стало богаче, а расхождение данных по падению спроса на бензин также свидетельствует о том, что не всё в порядке.

Участники рынка говорят об одних цифрах, хотя являются сторонами заинтересованными. Росстат и ЦДУ ТЭК показывают статистику мягче. Хотя ни то, ни другое пока не даёт ответа на вопрос об уровне роста цен на бензин.

Очевидно, что без последовательных решений по повышению уровня жизни граждан увеличения спроса ждать просто неоткуда, а если при росте акцизов и налогов вырастет ещё и цена бензина для населения, то ситуация может многократно осложниться.

Источник: /tsargrad.tv/articles/pochemu-v-rossii-rekordno-upal-spros-na-benzin-i-rastut-ceny_222839

5 причин почему в России дорогой бензин и когда он подешевеет

Россия является самой богатой природными ресурсами страной в мире. У нас добывают черный, цветной, полудрагоценные и драгоценные металлы, газ, нефть. Логично предположить, что страна с таким запасом природных ресурсов должна процветать. И уровень жизни населения должен быть высоким. Это, к сожалению, не так.

Читайте также:  Статистика загрязнения воды: истоки засорения окружающей среды

Мы не ОАЭ и не Катар, где правительство грамотно использует доходы от нефтегазовой промышленности. Более того, у нас, несмотря на то, что страна является одним из крупнейших экспортеров нефти, бензин очень дорогой.

Вряд ли автомобилисты со стажем могут вспомнить момент, когда бензин и другое топливо дешевело. Оно только дорожает даже, когда расценки на нефть на мировом рынке падают. Странно и нелогично с учетом того, что нефти у нас в стране очень много. Тем не менее, бензин только дорожает.

Мнения большинства экспертов в данном вопросе сходятся. Пора разобраться, почему происходит рост цен на бензин.

Это последствия антикризисных мер правительства

«Когда правительство активно начинает регулировать топливный рынок, это со временем приводит к повышению цен на топливо, что характерно в периоды экономических кризисов. Так было в 1996-м, 2000-м, 2008-м годах.

Аналогичная ситуация наблюдалась и в 2014-м году, когда курс рубля резко упал по отношении к евро и доллару. Намерения правительства благие, направлены на то, чтобы предотвратить возникновение дефицита бензина на рынке.

И им это удавалось.

Но, со временем, когда ситуация становилась менее обостренной, правительство забывало вернуться к естественному рыночному механизму. Такое происходит и сейчас. В 2015-м году правительство искусственно удерживало цены на бензин на определенном уровне, чтобы он не подорожал резко.

В итоге был и такой период, когда в России стоимость топлива была самой низкой в Европе. Казалось бы, это хорошо. Низкие цены на бензин сделали отечественный рынок неинтересным для иностранных поставщиков топлива.

Не весь объем используемого в нашей стране топлива производится в России. Его экспортируют из Финляндии, Белоруссии для регионов СЗО, из некоторых азиатских стран.

Из-за низких, непривлекательных цен вышеперечисленные страны перестали поставлять его на отечественный рынок.

Со временем это привело к дефициту, который наблюдается и сейчас. Предложения на рынке мало, а спрос большой. Объемы потребления топлива возросли за последние годы. На этом фоне стоимость повысилась».

Так ответил, почему в России дорогой бензин Рустам Танкаев, член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭКа.

Во всем виноват экспорт и высокие налоги

«В начале 2018 года повысился налог НДПИ и топливный акциз. Несмотря на то, что правительство подумывает снизить акциз на несколько процентов, это не улучшит ситуацию.

Ведь с начала следующего года повышается НДС на 2%, поэтому снижение акциза погоды не делает. Налоги определенно высокие. Причина их повышения — дефицит бюджета.

Правительство можно понять с одной стороны, но последствия таких решений негативно сказываются в целом на экономической ситуации.

Экспорт — еще одна причина. На российском рынке производят мало бензина. Нефтедобывающим компаниям намного выгоднее продавать черное золото за границу, потому что они быстро получают свою прибыль без дополнительной головной боли. С каждой тонны отправленного за границу топлива Аи-92, получают дополнительные 5990 рублей. Это и является главным мотивом экспортеров».

Так ответит Евгений Аркуша, президент Московской топливной ассоциации и Российского топливного союза на вопрос, почему растут цены на бензин.

Никаких резких скачков не будет

«Резких скачков цен на бензин быть не должно. Повышение стоимости связано с увеличением акцизов и инфляцией. По предварительным прогнозам, рост цен на бензин и остальное топливо к концу года будет на уровне инфляции».

Так ответит Александр Новак, министр энергетики РФ, когда его спросили, будет ли дорожать бензин.

Это был единичный скачок цен

«Скачков в ближайшее время можно не ожидать. Почему подниматься бензин стал в начале этого года? Весной 2018 рост цен был обусловлен сразу рядом факторов.

Наконец, нефть начала расти в цене и добралась до отметки 80 $ за баррель, поставила рекорд за последние 3 года. Отечественные нефтедобывающие компании на этом фоне стали активно экспортировать ее, чтобы увеличить долларовую прибыль, оставив совсем немного топлива для внутреннего бензинового рынка, что способствовало возникновению дефицита.

При этом весной спрос на топливо резко возрастает, потому что активнее осуществляются транспортные перевозки, люди начинают пользоваться больше своими личными авто, ездят на дачи, на море, другие поездки.

Повысился спрос, но предложения было не так много, и акцизы с налогами поднялись. Производители и продавцы воспользовались этой возможностью, чтобы увеличить стоимость товара.

Однако этим быстро заинтересовались в ФАС.

Сейчас ситуация стабилизировалась и до конца года таких резких скачков не предвидится. В июле акцизы планировалось еще раз поднять. Правительство не стало этого делать, чтобы не допустить еще большего роста цен. Было решено уменьшить их на 3000 для тонны бензина».

Александр Просвиряков, инвест-банкир

Виноват экспорт и отсутствие должного правительственного контроля

«Необходим более жесткий контроль со стороны правительства. Нефть выгоднее продавать, чем оставлять на внутреннем рынке для не очень платежеспособного потребителя. В прошлом году рост цен на внутреннем рынке составил 14,4%. Это в несколько раз больше уровня инфляции.

Высоки риски, что к концу этого года стоимость бензина будет равна 56 рублей.

Это приведет к резкому скачку цен на продукты, услуги, чего допускать нельзя в условиях нестабильной экономической ситуации, когда платежеспособность граждан снизилась.

Само правительство делает так, чтобы больший объем добываемой нефти уходил на экспорт, не особо интересуясь тем, как дела обстоят на внутреннем рынке.

Сначала необходимо насытить нефтепродуктами внутренний рынок, сделав их доступными и качественными, даже, если придется принимать жесткие меры в отношении добывающих компаний. Это может быть внедрение акцизов на экспортируемую нефть и повышение действующих экспортных пошлин».

Борис Титов, бизнес-омбудсмен, открыто заявил, что цена на бензин поднимается и это не остановить!

Правительство лишиться существенной статьи дохода

«Почему дорожает бензин в России? Наше государство сильно зависит от природных нефтегазовой промышленности, потому что большая часть поступлений идет именно от продажи этих ресурсов. Налог на добычу природных ископаемых в последние годы несколько раз повышался, как и акцизы на топливо. Отмечается дефицит бюджета.

Санкции, резкое ослабление курса рубля и возникший экономический кризис, ужесточение налоговой политики в отношении бизнеса только обострили ситуацию. Поступления в бюджет сокращаются.

И правительство не может лишиться главного источника — нефтегазовой промышленности. Поэтому снижение налогов сейчас для бюджета сродни смерти. Именно налоги влияют на ценообразование бензина. Этим и обусловлен рост цен.

75% от стоимости бензина составляют налоги, который производитель платит в бюджет».

Дмитрий Махонин, глава управления контроля ТЭК ФАС

Про печатную фабрику Гознак можно узнать тут

Императорский монетный двор: /lopatnik.info/budget/other-budget/imperatorskij-monetnyj-dvor.html

Смотрите видео о том, как Путин объяснил, почему в России растут цены на бензин:

Источник: /lopatnik.info/budget/other-budget/v-rossii-rastut-ceny-na-benzin.html

Эксперты: цена бензина продолжит расти из-за покрывающих свои убытки АЗС

МОСКВА, 29 мая. /ТАСС/. Цена бензина и дизельного топлива в мае-июне продолжит стремительный рост, несмотря на решение правительства снизить акцизы. Ситуация на рынке может стабилизироваться только в июле в том случае, если цена нефти упадет как минимум до $70 за баррель — в противном случае топливо будет дорожать и дальше. Так считают опрошенные ТАСС эксперты.

В последние месяцы темпы роста цен на бензин и дизель превысили инфляцию на фоне удорожания нефти. Так, по данным Росстата, средние потребительские цены на бензин в России с 14 по 20 мая выросли на 75 копеек. В целом с начала года средние цены на бензин увеличились на 5,3%, а на дизельное топливо — на 5,9%.

В мае премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Минфину внести до 28 мая в правительство законопроекты, предусматривающие снижение ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо. Власти считают, что этот шаг поможет сдержать рост цен на топливо.

От бензина у АЗС одни убытки

Эксперты отмечают, что сейчас АЗС несут убытки с каждого проданного литра бензина. По подсчетам старшего консультанта VYGON Consulting Александра Былкина, при реализации одного литра АИ-92 автозаправочная станция в среднем теряет порядка 4 рублей, а НПЗ — около 6 рублей.

«Снижение акциза на 3 тыс. рублей за тонну эквивалентно [сокращению себестоимости литра бензина для АЗС на] 2,3 рубля и является недостаточным для снижения или стабилизации розничных цен с учетом давления на них оптовых», — отмечает аналитик.

Генеральный директор агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов считает, что цена бензина даже с учетом снижения акцизов должна находиться в диапазоне от 46 до 48 рублей за литр АИ-92.

Только при такой стоимости АЗС смогут зарабатывать от реализации топлива. «Сейчас мы не видим улучшения ситуации в сегменте крупного опта. Что касается розницы, то рынок стабилизируется только в июле-августе.

До этого цены будут расти», — сказал он.

Аналитик «Финам» Алексей Калачев также не видит оснований для снижения цены из-за решения по акцизам.

Напротив, по его словам, стоимость топлива продолжит стремительный рост не только в этом году, но и в следующем, если высокие цены на нефть сохранятся, а правительство не будет предпринимать дополнительных действий.

 «Это решение должно притормозить рост цены, но не приведет к ее снижению. Оно [решение правительства по акцизам] должно сбить волну паники на рынке», — заметил он.

Почему выросла цена?

Калачев объясняет подорожание бензина на внутреннем рынке резким ростом цены нефти, а также ослаблением курса рубля в результате усиления санкционного режима против России. В этой ситуации рентабельность продажи бензина на АЗС резко упала, и владельцы станций были вынуждены повышать цены.

Ситуация осложняется тем, что экспортировать бензин и дизтопливо сейчас значительно выгоднее, чем реализовывать их на внутреннем рынке. Из-за этого растут оптовые цены, а вслед за ними и розница, считает Турукалов. По его словам, акцизы выросли значительно сильнее, чем предусмотрено налоговым маневром, в рамках которого предполагалось их снижение.

Ряд СМИ объясняют подорожание бензина дефицитом топлива. Минэнерго это опровергает: «Нефтеперерабатывающая отрасль работает в штатном режиме, сформированы необходимые запасы, соответственно, ситуация с обеспечением топливом внутреннего рынка стабильна», — сообщает министерство.

Как ОПЕК влияет на бензин в РФ

Цена бензина в России во многом будет зависеть от решения по сделке ОПЕК+, в том числе возможного изменения квоты на добычу нефти. Решение об этом страны-участники соглашения, в том числе Россия и Саудовская Аравия, должны принять в июне. Турукалов отметил, что сокращение квоты может существенно снизить цену нефти, и в этом случае рост стоимости бензина замедлится.

«Оптовый рынок может стабилизироваться при цене в районе $70 за баррель. Если она будет выше, то принятого правительством решения о снижении акциза станет уже недостаточно. Сейчас цена бензина в России зависит от сделки ОПЕК+, от того как рынки отреагируют на информацию о пересмотре квот», — заметил он.

Если цена нефти будет выше $70 за баррель, тогда правительству придется принимать дополнительные решения по стабилизации ситуации. Таким решением может стать дальнейшее снижение акцизов, но в этом случает пострадают дорожные фонды, которые финансируются из поступлений от этого косвенного налога.

Другой вариант — введение «гибких» акцизов, привязанных к цене нефти. «Следующим логичным шагом было бы введение «гибкого» акциза в зависимости от цены на нефть и курса рубля. В противном случае будет необходимо и дальше подстраивать вручную акциз под колебания мировых котировок на сырье и курсы валют», — сказал Былкин.

Он также не исключил пересмотра акцизов в сторону повышения, если стоимость сырья будет ощутимо снижаться. Но при сохранении высоких цен на нефть должен удерживаться и пониженный акциз, считает Былкин.

Источник: /tass.ru/ekonomika/5246063

Ссылка на основную публикацию