Статистика аутизма: официальные данные о заболевании

2 апреля отмечался Всемирный день распространения информации об аутизме. В нашей стране число зарегистрированных детей с таким нарушением развития растёт ежегодно. Лайф приводит шесть малоизвестных фактов об аутизме.

Впервые аутизм был описан в 1943 году. С этого момента прошло уже много десятилетий, и представления о природе его возникновения, о людях, живущих с ним, об их потребностях и возможностях сильно изменились.

Аутизм — поведенческий диагноз, включающий в себя целый спектр характеристик. По международным данным, сегодня аутизм диагностируют у каждого 68-го ребёнка в мире, а это, безусловно, очень высокий показатель.

По данным Министерства здравоохранения, в России в 2016 году число детей, зарегистрированных с диагнозом «аутизм» в возрасте до 18 лет, существенно выросло по сравнению с 2015 годом. Так, в 2015 году было зарегистрировано 17,7 тысячи случаев, а в 2016 году — уже более 22 тысяч

© Flickr/Lance Neilson

Аутизм у ребёнка невозможно определить до того, как ему исполнится год

Ранний детский аутизм относится к общим нарушениям психического развития и начинается с рождения. Однако в первые месяцы жизни ребёнка явных специфических признаков аутизма обычно не обнаруживается.

Данный диагноз возможно установить только в возрасте от одного года до пяти лет, когда в процессе развития различных психических сфер возникают нарушения (неравномерность), в первую очередь в эмоциональной сфере

Роман Юхименко, заведующий Медицинского центра доктора Шорина, специалист кафедры наркологии и психиатрии ФМБА России

На сегодняшний день не существует объективного исследования (анализа крови, показателей по УЗИ, КТ, МРТ) или какого-либо другого обследования, которое может подтвердить или исключить РАС.

— Аутизм считается поведенческим диагнозом. При его постановке специалист наблюдает за особенностями поведения, за тем, как ребёнок обращается к людям, общается (как вербально, так и невербально), как играет, какие имеются особенности поведения. Существуют описанные критерии, благодаря которым он ставится, — говорит эксперт фонда «Обнажённые сердца» клинический психолог Татьяна Морозова.

К сожалению, вопрос с постановкой этого диагноза в России пока ещё остаётся проблематичным

Клинический психолог Татьяна Морозова

В ряде случаев диагноз «аутизм» ставят неверно

Мама мальчика, которому ранее был поставлен диагноз «аутизм», Регина М. рассказала, что в этом году ребёнку планируют снять диагноз, так как аутичные черты уходят.

— Диагноз поставили с наших слов после осмотра ребёнка в течение 10 минут в кабинете врача. У нас была избирательность в еде, отсутствие интереса к игрушкам, стереотипные махи руками.

Ребёнок посещает коррекционный детский сад, занимается с дефектологами, логопедами, психологами. Снимает комиссия в ПНД. Мы используем все методы лечения и коррекции и, кажется, победили. Ребёнок стал активным, контактным, жизнерадостным.

Возможно, нам изначально был поставлен ошибочный диагноз, — отметила она.

Аркену Искалкину, который вёл блог по аутизму, диагноз «аутистическое расстройство личности» поставили в 14 лет. Однако при переводе во взрослый психоневрологический диспансер медкомиссия изменила его на «шизотипическое расстройство личности».

— В ноябре 2016 года в Израиле мне с учётом заключения от израильского психолога и психиатра по аутизму поставили «синдром Аспергера» (тоже нарушение развития, но от детского аутизма отличается прежде всего тем, что речевые и когнитивные способности в целом остаются сохранными), — говорит он.

Симптомы аутизма очень разнообразны

Поведенческий терапевт Лилия Ракшенко уверена, что в триаде симптомов аутизма умещается бесконечное разнообразие характеров, привычек и навыков.

Есть такой стереотип, что люди с аутизмом — крайне замкнутые. Но бывают и люди, которые обожают общаться, говорят на нескольких языках, смотрят в глаза, шутят, — и у них тоже аутизм

Лилия Ракшенко, поведенческий терапевт

Она отметила, что за всё время работы с людьми с аутизмом она ни разу не встретила двух похожих людей: у каждого симптомы проявляются по-разному.

То же касается и лечения. Светлана Овчарова, педагог и коррекционный психолог, уточнила, что у каждого ребёнка свой характер и к каждому нужен свой подход.

— Я никогда не думала, что сработает метод работы с зеркалами. Потому что многие специалисты пишут, что с ними нельзя работать. И это действительно так. Но кому-то подходит, кому-то нет. У меня был случай, что благодаря зеркалу ребёнок заговорил, — говорит она.

Теория о том, что прививки вызывают расстройства аутистического спектра, — одно из самых популярных заблуждений

— Аутизм — нарушение неврологического развития. Необходимо понимать, что после рождения ребёнка он может быть вовсе не заметен и проявляться лишь постепенно, во время взросления, — говорит эксперт фонда «Обнажённые сердца», детский невролог Святослав Довбня.

Распространённый миф о том, что расстройствами аутистического спектра можно «заболеть» или приобрести их из-за вакцинации, является вымыслом, не подкреплённым научными доказательствами. В разных странах было проведено большое количество исследований на больших выборках, результаты которых подтвердили, что данная теория неверна

Святослав Довбня, детский невролог

Медикаментозные средства для облегчения состояния аутистов используют только при наличии других психопатологий

Психологическое состояние детей-аутистов успешно смягчают с помощью иппотерапии (лечебной верховой езды), канистерапии (с использованием специально обученных собак), дельфинотерапии и арт-терапии (основана на искусстве и творчестве).

По словам иппотерапевта Анны Кудрявцевой, некоторые мамы переводили своих детей-аутистов на особую диету и имели успех.

— Диета заключается в отказе от изделий из белой муки, глюкозы и молока. Дети моментально меняются в лучшую сторону, — говорит она.

Так как у многих детей с аутизмом есть проблемы с ощущением своего тела и с поддержанием равновесия, часто в лечении используется адаптивная физкультура.

Успешно применяется также прикладной метод анализа поведения. Его цель — исправлять поведение так, чтобы оно способствовало улучшению качества жизни человека.

Лилия Ракшенко, поведенческий терапевт, уточнила, что данный метод предполагает постоянное наблюдение за тем, что во внешней среде влияет на поведение, а также непрерывный анализ эффективности вмешательства.

Я видела, как в результате поведенческого вмешательства неговорящие дети начинали говорить, у них пропадала аутоагрессия (самоповреждение), дети обучались самостоятельно есть, одеваться, спокойно находиться в шумных помещениях

Лилия Ракшенко, поведенческий терапевт

Однако метода, гарантирующего стопроцентное «снятие» симптомов аутизма, до сих пор нет.

Вылечить аутизм нельзя, но с ним можно жить

Современные исследования показывают, что если диагноз ставится малышам ещё в совсем раннем возрасте (до двух лет), а подходящая и эффективная программа помощи начинается своевременно, то семьям удаётся преодолеть многие проблемы и трудности, которые могут возникнуть в будущем у человека.

Если мы говорим о малышах, то при работе с ними можно прийти к тому, что, будучи подростками, они практически не будут отличаться от других людей

Педагог, коррекционный психолог Светлана Овчарова

Поведенческий терапевт Лилия Ракшенко подтвердила, что безречевых детей иногда можно научить говорить. Детей с трудностями коммуникации — обучить общению.

Можно скорректировать проблемы поведения, научить управлять своей реакцией на неприятные раздражители (например, на громкие звуки), можно показать человеку, как справляться с ситуацией, когда нарушен привычный порядок действий, можно научить смотреть собеседнику в глаза.

Она отметила, что чем раньше начинается работа, тем выше эффективность занятий. Важно, чтобы родители знали, на какие ключевые моменты в развитии ребёнка стоит обращать внимание, и вовремя обращались бы к специалистам.

При этом в некоторых случаях симптомы аутизма значительно нивелируются с течением времени, состояние пациента значительно улучшается и ко взрослому возрасту он достигает высокого уровня социального функционирования.

— Это может происходить на фоне лечебно-реабилитационных мероприятий либо спонтанно, — врач-психиатр, кандидат медицинских наук, специалист Медицинского центра доктора Шорина Вероника Сомова.

Благоприятными факторами для сглаживания симптомов аутизма являются смягчённые условия воспитания и обучения, высокий интеллект, наличие творческих способностей

Вероника Сомова, врач-психиатр, кандидат медицинских наук

Татьяна Морозова, клинический психолог и эксперт фонда «Обнажённые сердца», подчеркнула, что люди с нарушениями развития — прежде всего люди. Каждый из них — это индивидуальность со своим характером, увлечениями и интересами.

Все они очень разные. Но нужно понимать, что, как и все мы, они обладают равными потребностями и правами. Они также живут в семье, учатся в школе, дружат и радуются жизни

Татьяна Морозова, клинический психолог, эксперт фонда «Обнажённые сердца»

Источник: /life.ru/993258

Аутизм встречается все чаще. Почему?

+T —

Когда я читаю какую-нибудь лекцию про аутизм, не важно кому — врачам, учителям, родителям — мне всегда задают один и тот же вопрос: почему аутизма стало так много? Почему он встречается все чаще?  При этом все ссылаются на данные CDC  (Centers for Disease Control and Prevention —Центр по контролю и профилактике заболеваний США) — у одного ребёнка из шестидесяти восьми. А вот с 26 апреля 2018 года эта  цифра изменилась — один из пятидесяти девяти.

Предполагаемая распространенность аутизма по данным на 2018 г.

В прессе этот вопрос тоже освещается весьма интенсивно. Гипотез больше чем достаточно, и они зависят от позиции автора. Это и пресловутые прививки, и химические добавки в пищевые продукты, и пагубное влияние растущей привязанности даже самых юных к экрану телефона или планшета. Ученые высказываются осторожней.

Мне захотелось поделиться некоторыми важными и интересными сведениями на этот счёт. Эти сведения обычно ускользают от внимания неспециалистов.

  • Давайте  сначала проясним два важных термина медицинской статистики.
  • Превалентность (Prevalence)  — общее количество случаев определенного заболевания в популяции в определенный период времени.
  • Инцидентность (Incidence) — количество новых случаев заболевания в популяции в определенный период времени.
  • Инцидентность несёт информацию о риске возникновения заболевания, а превалентность  показывает, насколько часто это заболевание распространено.

В случае такого хронического заболевания, как аутизм, инцидентность использовать очень трудно. Ведь проблема начинается задолго до того, как она диагностирована, и на этот разрыв между возникновением заболевания и установлением диагноза влияет множество факторов, не относящихся к биологическому риску  как таковому.

Поэтому в статистике аутизма используется превалентность.

Попробуем теперь выделить основные факторы, приведшие к возрастанию превалентности аутизма. 

1. Изменения классификаций и критериев.

Аутизм — диагноз клинический. У нас пока нет биологических маркеров, которые можно было бы надёжно использовать в клинической практике, хотя исследования на этот счёт постоянно ведутся.

Аутизм диагностируется на основе критериев, изложенных в DSМ (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders — диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам).

Проблема в том, что DSM — структура самa по себе не статичная, а очень даже мобильная, подвергающаяся постоянным изменениям и пересмотрам.

Меняются критерии в DSM — меняется диагностика, а следовательно и превалентность аутизма.

Впервые превалентность  аутизма начала изучаться в шестидесятые годы двадцатого века, в Англии и в США. Тогда для диагностики пользовались признаками, описанными в исследовании доктора Каннера.

Соотвественно, выявлялись и учитывались наиболее тяжелые случаи.  В 1966 году превалентность аутизма среди детского населения Англии определялась как 1 из 2500.

В классификациях того времени аутизм  как самостоятельный диагноз не существовал, а считался частью шизофрении.

Аутизм не был включён ни в DSM-1 (1952 год), ни в DSM-2 (1968 год), и только в DSM-3 в 1980 году он занимает своё место в классификации как самостоятельная диагностическая единица. При этом вводилась  только одна форма — младенческий аутизм (infantile autism), который описывался шестью критериями. Пациенту надо было отвечать всем шести, чтобы получить диагноз аутизм.

Читайте также:  Статистика пабликов: способ получения данных о подписчиках

Одним из этих критериев  было начало симптоматики до 30 месяцев (два с половиной года). Это сразу ограничивало диагностику. Отметались все, у кого симптомы были замечены позже.

В 1987 году вышло переработанное издание, которое называлось DSМ-3R.  В нем рамки для диагноза аутизма были значительно расширены.

  Для установления диагноза, уже из 16 критериев, пациент должен был отвечать лишь восьми. И был убран барьер в 30 месяцев.   Было также внесено понятие «Первазивное расстройство развития, неспецифическое» (PDD NOS).

Превалентность аутизма сразу подскочила до 1 из 1400 (то есть почти в два раза).

В 1994 году вышло следующее издание классификации — DSM-4. В нем категория аутизма была ещё более расширена, поскольку был добавлен синдром Аспергера. Диагноз стал ещё более распространённым.

  1. Официальная статистика (1 из 68) использовала ещё критерии DSM-4TR (переработанное издание 2000 года) а не  DSM-5, который вышел в 2013 году.
  2. И даже самая последняя информация CDC на этот счет, обнародованная 26 апреля 2018 года, использовала в основном те же критерии, хотя при возможности DSM-5 тоже привлекался.
  3. 2. Осведомленность общества и социальные факторы

Социальная диффузия информации в наши времена происходит чрезвычайно быстро. До 1980 года людей с аутизмом практически не было видно, они как будто не существовали.

Большинство из них имели диагноз умственной отсталости или какого-нибудь чисто психиатрического расстройства. Когда семья уже не могла о них заботиться, они поступали в закрытые психиатрические заведения, где часто подвергались ненужному лечению.

  После того, как аутизм  получил статус официального диагноза, ситуация стала постепенно меняться.

В 2007 году доктор Peter Bearman, известный американский социолог, получил грант от NIH (Национального института здоровья США) для исследования социальных аспектов аутизма. В течение последующих  лет он опубликовал ряд работ, анализирующих увеличение диагноза аутизма в Калифорнии — на 634% с 1987 до 2003 года.

Его работы, опубликованные в 2008 — 2009 годах, показали, как социальные изменения — рождение детей у родителей после 40 лет, изменения диагностических критериев, наличие сильных социальных связей между соседями  влияют на возрастание количеств диагнозов аутизма.

Исследования четко показывают, что родители, которые знакомы с этим состоянием — например, наблюдая его у ребёнка соседей, легче заподозрят его у своего ребёнка, чем те, которые с этим состоянием не знакомы.

Такие факторы, как проживание близко от крупного медицинского центра или доступ к качественной медицинской помощи тоже увеличивают вероятность диагноза.

Многочисленные общественные организации, группы поддержки, социальные сети и интернет — все это способствует распространению информации  об аутизме. 

3. Поддержка государства

В 1991 году Министерство образования США постановило, что диагноз  аутизм позволяет ребёнку получать специальное образование (занятия по специальному графику, помощь специалистов и т. п.). Со временем помощь, оказываемая этой категории детей через школьную систему, значительно увеличилась.

  Это, конечно, весьма поспособствовало нарастанию частоты диагноза. До всех этих изменений дети с аутизмом  рассматривались в школе как умственно отсталые.

Интересно отметить, что по мере возрастания превалентности аутизма превалентность умственной отсталости (сейчас её называют интеллектуальной недостаточностью) стала заметно уменьшаться. 

На июнь 2017 года в 46 штатах и округе Колумбия законы обязывают медицинские страховки оплачивать лечение аутизма.

4. Сдвиг происходит и в профессиональных сообществах.

Начиная с 1997 года все педиатрические резидентуры обязаны предоставить своим резидентам один месяц ротации в отделении Developmental Pediatrics. В 2013 году новые правила сделали эту ротацию более четкой и гибкой — с тем, чтобы все резиденты могли пройти этот важный этап своего медицинского образования.

  • В 2006 году Американская Академия педиатрии рекомендовала всем детским врачам проводить скрининг на аутизм в 9, 18 и 24-30 месяцев.
  • Психологи тоже продолжают работать над новыми методами скрининга и диагностики аутизма.
  • Для примера, первый вариант ADOS (Autism Diagnostic Observation Schedule — шкала наблюдения для диагностики аутизма) — его называют золотым стандартом для диагностики аутизма — был введён в 2000 году, M-CHAT (Modified Checklist for Autism in Toddlers) —  инструмент  скрининга на  аутизм у малышей от 16 до 30 месяцев  — в 2001 году.
  • Все это, без сомнения, повлияло на лавиноподобное возрастание превалентности аутизма и, наверное, объясняет большую часть этого явления.

5. А как же биологические факторы? Есть ли истинное возрастание (увеличение incidence) и чем оно объясняется?

Ученые склоняются к тому, что, хотя аутизм и вызывается в подавляющем большинстве генетическими  изменениями, факторы окружающей среды тоже оказывают большое влияние.

  Исследования указывают на такие факторы, как возраст родителей (особенно отца), фебрильные заболевания во время беременности, приём некоторых лекарств во время беременности, влияние приема некоторых витаминов, рождение маловесных и недоношенных детей, рождение детей путём кесарева сечения, интервал между беременностями, лечение от бесплодия и многие другие факторы. Это, конечно, тема для отдельного большого обсуждения.

Вывод

В настоящее время лавинообразное возрастание превалентности аутизма объясняется специалистами в основном изменениями в определениях и классификациях. Такие факторы, как доступность информации и помощи тоже имеют некоторое влияние. Этот процесс наблюдается во всех развитых странах, где проводятся подобные наблюдения.

Факторы окружающей среды, вероятно, имеют значение, и это предмет дальнейшего серьёзного изучения.

Мнение автора.

Я занимаюсь аутизмом очень давно. На моих глазах  в 2000 году вышел DSM-4TR. Им я и пользовалась до 2013 года, когда перешла на DSM-5. В начале двухтысячных новый случай аутизма попадался мне один-два раза в неделю.

Ближе к 2013 —  на той же работе — я стала диагностировать новый случай аутизма в среднем восемь-десять раз в неделю. Мне кажется, что влияние факторов окружающей среды — именно биологических факторов — имеет бОльшее значение, чем сейчас представляется. Мне это вполне понятно с биологической точки зрения.

И именно на изучении этих факторов должны быть сосредоточены и ресурсы, и усилия.

Я советую всем интересующимся следить за исследованием  под названием SEED (Study to Explore Early Development — исследование раннего детского развития). Это крупнейшее  многолетнее исследование, которое проводится в США, и сейчас вступает в свою третью фазу. Одна из задач — идентифицировать факторы риска развития аутизма и других задержек развития у детей от двух до пяти лет.

Как же всё-таки CDC получает информацию о превалентности аутизма — ту самую информацию, которой мы все пользуемся?

В 2000 году CDC запустила новый тогда проект: Сеть мониторинга аутизма и других нарушений развития (Autism and Developmental Disabilities Monitoring Network (ADDM). Эта сеть охватывала лишь часть американских штатов  и базировалась в  крупнейших медицинских научных учреждениях. 

В школах и медицинских  учреждениях этих штатов специально обученные сотрудники изучают медицинские и школьные карты 8-летних детей. Информация о всех детях с диагнозом аутизма, а также без диагноза, но с признаками аутизма по документам, поступает в научные центры, где анализируется и обрабатывается по единой методике  и  сводится в таблицу.

Выявленная превалентность расстройства аутичного спектра.   ADDM Network 2000 – 2014.  Объединённые данные со всех объектов.

The Autism and Developmental Disabilities Monitoring Network (Сеть мониторинга аутизма и других нарушений развития). 

Этот метод имеет и достоинства, и недостатки. Например, он не объясняет разницу между данными, полученными из разных штатов. Штат, в котором я живу, Нью–Джерси — возглавляет этот печальный список. В нем РАС диагностируется у одного ребёнка из 34!  Это 19% увеличение со времени опубликования предыдущих данных по Нью-Джерси (1из 49), и значительно выше, чем в среднем по стране.

Как видите, цифра 1 из 68 отражает данные за 2012 год, а последняя цифра 1 из 59 — данные на 2014 год. Следующие результаты — через 2 года — будут основаны на более строгих критериях DSM-5.

  Поэтому предполагается, что рост превалентности замедлится. Будем с нетерпением ждать.

В любом случае я уверена, что ближайшие годы принесут нам значительные сдвиги и в научном, и в практическом (профилактика и лечение) планах.

Источник: /snob.ru/go-to-comment/880865

Статистика аутизма в мире

Аутизм. Диагностика и лечениеФотохромотерапия в комплексном лечении заболеваний периферической нервной системы

Аутизм сегодня является довольно распространенным явлением. Ежегодно по всему миру увеличивается количество людей, которые страдают этим расстройством.

Этот факт подтверждает статистика аутизма. В Америке и Европе эта проблема появилась давно. Поэтому для таких людей создаются условия, которые позволяют им быть полноценными членами общества.

Тогда как Россия и страны ближнего зарубежья столкнулись с аутизмом сравнительно недавно.

Масштабы трагедии

По статистике аутизмом в мире страдает более 10 млн человек. Несколько десятков лет назад на 10 000 жителей приходился один аутист. Каждый год их становится на 11–17% больше. На территории Китая эта цифра еще выше – 20%.

Сегодня аутизмом страдает каждый сотый житель планеты. Представленная таблица отображает статистику аутизма в мире.

Она позволяет увидеть, насколько сильно возросло количество страдающих этим психическим расстройством людей с 1995 по 2017 год:

Год Количество аутистов по всему миру
1995 1 из 5000
2000 1 из 2000
2005 1 из 300
2008 1 из 150
2010 1 из 110
2012 1 из 88
2014 1 из 68
2017 1 из 50

Число людей страдающих отклонением в развитии стремительно растет. Как показывает статистика аутизма в мире на 2016 год, больных стало в 10 раз больше, чем было десять лет назад. По прогнозам ученых в 2020 году этим расстройством будет страдать каждый 30 житель планеты. А еще через 5 лет – каждый второй.

Страны-рекордсмены

Анализ статистики аутизма по странам показывает, что наибольшее количество людей страдающих этой патологией проживает:

По состоянию на 2012 год в США каждый пятидесятый житель был диагностирован, как аутист. На территории Южной Кореи такой диагноз был поставлен каждому 38 жителю. Ниже представлен график, на котором показан рост числа детей с аутизмом в Америке.

Специалисты не связывают развитие аутизма с принадлежностью к определенной расе, социальным условиям жизни, материальному благополучию. Хотя влияние внешней среды и генетики исключить нельзя.

Возможно, наибольший рост аутистов наблюдается в этих государствах по той причине, что данные по странам не совсем достоверны. На территории других стран это расстройство просто менее изучено, а людям, которые страдают подобным отклонением, ставят ошибочные диагнозы. Поэтому выходит, что по данным статистики аутизм распространен больше всего на территории Америке и Южной Кореи.

Аутизм у детей

У малышей это заболевание возникает из-за нарушений в развитии головного мозга. Ребенок совершает повторяющиеся действия, его интересы ограничены, он практически или совсем не разговаривает. Также малыш не хочет и не может общаться с другими детьми. Признаки заболевания можно заметить у ребенка в возрасте до 3 лет.

По статистике детский аутизм диагностируется ежедневно каждые 20 минут. У мальчиков заболевание встречается гораздо чаще, чем у девочек. Среди детей мужского пола аутистов в пять раз больше, чем среди детей женского пола. Аутизм нередко сопровождается умственной отсталостью. Таким нарушением в развитии мальчиков страдает больше, чем девочек.

Аутизм в России

На сегодняшний день статистика аутизма в России не ведется. Поэтому достоверных данных о том, сколько людей страдает этим заболеванием – нет. Предположительно в России аутизмом болен один человек из тысячи. Но, поскольку официальные подсчеты не ведутся, то эта цифра может отличаться от реальной картины.

Читайте также:  Доставка макдональдс по москве: как оформить заказ

Также не ведется статистика детей с аутизмом в России. Поэтому можно сделать вывод, что процент таких малышей, гораздо больше, чем по примерным подсчетам некоторых специалистов. По мнению детского невролога Минздравсоцразвития РФ, профессора А. Петрухина, аутизм входит в число наиболее встречающихся болезней на территории России.

Детей, страдающих этим расстройством не намного меньше, чем больных эпилепсией, астмой или диабетом. Причины, по которым нет объективных данных о количестве аутистов:

  • отсутствие хороших психиатров, которые умеют ставить правильные диагнозы;
  • нежелание россиян обращаться к врачам;
  • несерьезное отношение к расстройствам нервной системы.

К тому же детям с «легкой» формой расстройства не ставят диагноз аутизм, их просто считают странными и не оказывают никакой помощи. Взрослых аутистов признают недееспособными и включают в разряд шизофреников. На картинке показано, как обстоит ситуация с аутизмом на территории России.

Как показывает статистика аутизма в России, в 2015 году было зарегистрировано около 18 тыс. детей страдающих этим заболеванием. Однако эта цифра значительно выросла. В 2016 году статистика аутизма в России показывает 22 тыс. зарегистрированных детей.

Аутизм в Украине и Беларуси

Проблема аутизма сегодня также встречается в Беларуси и Украине. По статистике в Беларуси аутизм серьезно прогрессирует. За период с 2005 по 2012 год количество детей страдающих этим заболеванием выросло почти в три раза. В 2015 году количество аутистов младше 18 лет увеличилось до 10 тыс. человек. Количество заболевших растет во всех регионах Республики, но больше всего в Минске.

Однако данные не достоверны, так как не все обращаются к врачам, многие просто стесняются признать, что в их семье есть подобная проблема. Зафиксированным оказывается только каждый 10 случай аутизма.

К сожалению статистика аутизма в Украине не ведется, так как возможности поставить точный диагноз нет. Поэтому сложно сказать, сколько на самом деле людей, страдающих этим расстройством. По данным МОЗ на территории Украины проживает 3200 аутистов.

Но общественные организации считают, что эта цифра сильно занижена. На самом деле больных людей гораздо больше. По статистике детей с аутизмом в Украине в 2005 году было 662, в 2010 – 1838, а в 2016 почти 6 тыс. человек. Отдельные эксперты утверждают, что по объективным оценкам сегодня в Украине людей страдающих отклонением в развитии минимум 78 тыс. человек.

Невзирая на спорные мнения экспертов, статистика аутизма по России и миру указывает на то, что это заболевание превращается в настоящую катастрофу 21 века.

Источник: /medicus-curat.ru/statistika-autizma-v-mire/

Как в России впервые будут проводить массовое исследование по выявлению аутизма у детей

В России до сих пор нет официальной статистики о том, сколько в стране живет детей с аутизмом.

Те сводные данные, которые представляло Министерство труда, по оценке экспертов, занижены в десятки раз и не отражают настоящей картины.

Петербургские ученые запустили первое исследование, которое определит распространенность аутизма у детей и подростков, в том числе и тех, о чьем диагнозе не догадываются родители. 

Итоги первого этапа исследований и планы на будущее участники исследования представили на конференции фонда «Выход» «Аутизм: выбор маршрута».

Конференция «Аутизм: выбор маршрута», выступление Марины Емец Влад Кобец, фото предоставлено фондом «Выход»

Как в России впервые будут определять распространенность аутизма?

Исследование проводит лаборатория Междисциплинарных исследований развития человека СПбГУ. Она собирается выяснить на примере одного района Санкт-Петербурга, сколько детей, живущих там, имеет расстройство аутистического спектра (РАС). Это позволит сделать прогноз по распространению аутизма во всей стране.

«Зачем проводить исследование превалентности РАС в России, если можно полагаться на данные ВОЗ или ADDM, которые систематически ведут подобные исследования? Эти цифры по миру достаточно вариативны, и мы не можем на основании исследований в Бангладеш или США сказать о распространенности РАС в нашей стране, — поясняет инженер-исследователь лаборатории Оксана Таланцева. — За всей этой статистикой стоят реальные дети и их семьи, проживающие в нашей стране, и чем раньше мы поймем, сколько их, тем раньше они получат помощь и нужные им услуги».

Ученые выбрали Приморский район как самый многочисленный и плотно заселенный: в 2017 году в нем проживало более 555 тысяч человек. Кроме того, здесь зафиксирована самая высокая рождаемость в городе (9,7% за последний год). Сочетание новостроек с домами, построенными в советское время, обеспечивает исследованию социальное разнообразие, отмечают авторы.

Участниками станут дети и подростки в возрасте от 2 до 14 лет. Администрация Приморского района поддержала проект: согласовала участие любых садов, школ и поликлиник и помогла с подбором жилого дома.

Исследователи собираются пригласить к участию детей из двух детских садов, двух школ, двух поликлиник и многоэтажного жилого дома, подобранных таким образом, чтобы эти объекты были максимально удалены друг от друга.

Ученые будут оценивать развитие ребенка: его интеллект, адаптивное поведение, языковое развитие. Для оценки они используют современные международные методики, которые специально для исследования перевели на русский язык.

Им обучили специалистов — клинических психологов Центра социальной реабилитации детей с инвалидностью.

В итоге оценка развития ребенка будет строиться на целом комплексе тестов, которые будут проводить и исследователи, и сами родители.

«Мы можем наблюдать совершенно разные профили развития детей с РАС. Важно понимать структуру их способностей, их сильные и слабые стороны, — говорит исследователь лаборатории Татьяна Логвиненко.

— Нужно, чтобы информация о развитии поступала от различных источников.

Ребенок не всегда готов продемонстрировать свои способности в необычной новой ситуации, поэтому нам помогают отчеты родителей и интервью».

Первый этап — это общее скрининговое исследование всех детей, чьи родители согласились принять участие в проекте.

По его итогам детей, набравших критическое количество «красных флажков», пригласят на второй этап исследования — глубокую диагностику.

Исследователи сформируют две группы: детей с риском расстройства аутистического спектра и контрольную группу, куда войдут дети с низким риском РАС.

По замыслу ученых, до конца диагностики родители не будут знать, к какой группе относятся их дети. Этого не будут знать и психологи, работающие с детьми, — все данные будут зашифрованы.

Однако после углубленной диагностики родители получат обратную связь: какие задания давались ребенку легче, а какие труднее, в чем ему необходима помощь и на что стоит обратить внимание в развитии.

Как подчеркнула Оксана Таланцева, исследователи говорят только о рисках аутизма, а не ставят диагноз — это возможно только за рамками исследования.

Что показал пилотный этап проекта?

Пилотной площадкой для исследования стал районный Центр социальной реабилитации детей с инвалидностью. Клинические психологи провели первые опросы по новым методикам подопечных центра и получили обратную связь от их родителей.

«Конечно, это тревожно для родителей, у них возникает много вопросов, — рассказала начальник отдела соцзащиты в администрации Приморского района Санкт-Петербурга Марина Емец.

— После того как мы убедились в том, что у ребенка расстройство аутистического спектра, родителям необходимо предложить варианты помощи.

Здесь проблем никаких нет, они в этом же центре остаются, и в соответствии с выявленными расстройствами формируются программа и подходы для дальнейшей работы с этими детьми».

Эксперт опасается, что первый высокий риск проекта в том, что родители просто будут отказываться принимать участие в исследовании. Пилотный проект этого показать не мог, ведь центр направлен на работу с детьми, имеющими нарушения развития, и те родители, что участвовали в первых исследованиях, уже знали и понимали, что с их ребенком что-то не так.

Долгосрочная перспектива исследования — выстроить системную комплексную модель помощи детям с аутизмом. «Задача тех людей, которые вмешались в жизнь семьи и пригласили на это исследование, дальше организовать помощь таким образом, чтобы семья не чувствовала себя исключенной, оставленной без решения их проблем, — подчеркнула Марина Емец.

— Совсем недавно этот центр стал в городе пилотной площадкой для отработки методов работы с семьями, где воспитывают детей с РАС. Это значит, что мы отрабатываем, внедряем, формулируем новые подходы, а затем распространяем их на другие районы.

Я думаю, что в одном районе легче выстроить некую комплексную системную модель, чем сразу брать весь город».

Зачем знать, сколько в стране людей с аутизмом?

В России нет данных о превалентности аутизма, то есть о том, сколько сейчас в стране живет взрослых и детей с таким расстройством. Это значит, что для того, чтобы подсчитать, скольким людям нужна или потребуется в будущем профессиональная помощь, можно опираться только на усредненные данные по миру или на зарубежные исследования.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) считает, что в среднем аутизм есть у 1% населения. На эту цифру ориентируется российский Минздрав, подсчитывая число людей с аутизмом. Но превалентность РАС варьируется от страны к стране, и здесь играют роль и качество диагностики, и распространенность информации о заболевании, и культура страны.

Например, в США, по данным 2018 года, расстройство аутистического спектра есть у одного ребенка из 59 (1,7%), показывает статистика международной сети ADDM. В Норвегии аутизм диагностируют у шести детей из тысячи, в Италии — у 12, а в Южной Корее — у 26.

Превалентность определяет политику общественного здоровья, объясняет научный сотрудник в области нарушений развития и интеллекта в Центре Вайсмана, доктор наук Эрик Рубенштейн.

«Мы должны понимать, какое количество людей имеет это заболевание, чтобы вести нужную политику, — говорит эксперт.

— Мы знаем теперь, что потребуется больше сервисов для людей с таким диагнозом, потому что их количество возросло».

Источник: /takiedela.ru/news/2018/10/31/prevalentnost-autizma/

Аутизм в России и в мире

Еще в 2000 году считалось, что распространенность аутизма составляет от пяти до 26 случаев на 10 тысяч детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма. По данным Всемирной организации аутизма, в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За 10 лет количество детей с аутизмом выросло в 10 раз.

На сегодняшний день, по данным Американских центров по контролю и предотвращению заболеваний (U.S. Centers for Disease Control and Prevention), каждый 88-й ребенок в Америке болеет аутизмом — это на 23% больше, чем два года назад, и на 78% больше, чем в 2000 году.

Российская статистика о количестве детей с аутизмом отсутствует.

По статистике, до 80% семей, воспитывающих детей с аутизмом в России, — семьи с низким уровнем достатка. Это обусловлено неполным составом семьи и тем, что один из родителей вынужден оставить работу в пользу ребенка.

Непомерные траты на реабилитацию ребенка с аутизмом, в сочетании с переживанием депрессивного состояния от кажущейся безысходности, часто являются поводом для развода.

Для организации эффективного коррекционного воздействия, на одного ребенка с аутизмом требуется около 30-70 тысяч рублей в месяц. До 80% детей с аутизмом — инвалиды.

В ноябре 2007 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2 апреля Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма.

Современная наука не может однозначно ответить на вопрос о причине возникновения аутизма. Существуют предположения, что он может быть вызван инфекциями в период беременности, тяжелыми или неправильно проведенными родами, прививками, психотравмирующими ситуациями в раннем детском возрасте.

Аутизм сохраняется на протяжении всей жизни человека, но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции.

Читайте также:  Доставка с магазинов германии в россию и украину

Если диагноз был поставлен до полутора лет, и своевременно проведены комплексные коррекционные мероприятия, то к семи годам можно выправить ситуацию — никто и не подумает, что мальчику или девочке когда-то ставили аутизм. Учеба в условиях обыкновенной школы, класса не доставит особых хлопот ни семье ни ребенку.

Среднее профессиональное или высшее образование для таких людей — не проблема.

Если диагноз был поставлен позже пяти лет, то с большой вероятностью можно утверждать, что ребенок будет учиться по школьной программе индивидуально, а дальнейшая учеба и профессиональная деятельность будут полностью зависеть от среды — специально созданных условий, в которых будет находиться подросток.

В соответствии с Международной классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), принятой в нашей стране, аутизм отнесен к группе расстройств, характеризующихся нарушениями в социальном взаимодействии и общении и ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности. В большинстве случаев развитие нарушено с младенчества и только с небольшими исключениями расстройства проявляются в первые пять лет. У мальчиков расстройство развивается в три-четыре раза чаще, чем у девочек.

Наиболее просто основные симптомы аутизма можно выразить как: желание уйти от контакта, стремление к одиночеству, навязчивым стереотипным формам поведения, задержка речевого развития, неадекватная реакция на сенсорные, воздействующие на органы чувств, раздражители.

Существуют несколько методов коррекции аутизма. Наибольших результатов можно добиться, применяя несколько методов одновременно, и следуя четырем методологическим подходам, составляющим концептуальную основу коррекции аутизма — ТЕАССН, АВА, Son-rise, предметотерапия (сенсорная интеграция и стимуляция).

Методика ТЕАССН (Teaching children with Autism to Mind-Read) исходит из того, что взрослые должны создать ребенку особую среду для комфортабельного личного развития, изъяв из нее все раздражающие факторы.

Весь день ребенка, воспитывающегося по данной системе, подчинен строгому расписанию, которое благодаря карточкам-подсказкам усваивает ребенок. Всем вещам присуждается определенное место. Положение вещей в комнате не меняется.

Коррекционные занятия включают длительный этап адаптации ребенка и установления контакта с педагогом. Нажим или побуждение к действию недопустимы.

Эта методика активно развивалась в Университете Северной Каролины США и теперь используется в качестве государственной программы обучения аутичных детей в Бельгии, Дании и некоторых штатах США, а также в государственных учреждениях России.

АВА — методика модификации поведения, подходит для тяжелых форм аутизма. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие.

Взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Ребенок может осваивать одновременно два-три не связанных между собой навыка.

Педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.

В арсенале АВА несколько сотен программ, среди них невербальная и вербальная имитация, общая и мелкая моторика, понимание языка, называние предметов, называние действий, классификация. Конечная цель АВА — дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

В зарубежных странах по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт и т.п.).

Программа Son-Rise опирается на собственную мотивацию ребенка. Взрослый, не разбивая аутичный мир ребенка, присоединяется к нему — к повторяющимся (аутостимуляции) и ритуальным действиям, давая аутичным действиям новое понимание и осмысленность.

Методика сенсорной интеграции и стимуляции (СИС, предметотерапия)занимается проблемами, связанными с интерпретацией мозгом сигналов от всей нервной системы тела. Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении стимуляционных секвенций — комплексов упражнений, направленных на преодоление нарушений сенсорного восприятия и уменьшение аутостимуляций.

Также при коррекции аутизма применяется песочная терапия, кинезотерапия — лечение положением, массажем и активно-пассивной гимнастикой.

При коррекции аутизма применяют также анималотерапию (от латинского «animal» — животное) — вид терапии, использующий животных и их образы для оказания психотерапевтической помощи, ее виды: дельфинотерапию, иппотерапию (общение с лошадьми), канистотерапию (терапия с использованием собак).

Не существует медикаментозного лечения, позволяющего вылечить аутизм. Медикаментозная терапия может быть эффективной для решения сопутствующих проблем — агрессивности, навязчивости, тиков, тревожности, перепадов настроения, гиперактивности и т.д.

Одной из основных задач родителей и специалистов является развитие самостоятельности у детей с РАС. И это иногда возможно: среди аутистов есть программисты, конструкторы, музыканты — состоявшиеся в жизни люди.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: /ria.ru/20120402/615322608.html

11 стран с самым высоким уровнем аутизма в мире

Расстройства аутистического спектра (ASD) действительно влияет на страны с наивысшими показателями этого заболевания в мире. Одно из наиболее распространённых расстройств развития оказывает огромное влияние на жизнь людей и, не смотря на возрастающее число детей с подобным диагнозом, ничего даже отдалённо напоминающего лекарство на горизонте не видно. Лучшей тактикой при изучении аутизма будет штудирование обновлённого и расширенного издания бестселлера на тему этого заболевания по версии Amazon: «Десять моментов, которые следует знать о ребёнке с аутизмом».

Самое раннее упоминание об аутизме как отклонении в поведении восходит к церковному реформатору 16-го века Мартину Лютеру.

Сам термин был придуман в 1910 году швейцарским психиатром Юджином Блейлером, для того, чтобы описать поведение некоторых из его пациентов.

Но он не использовался до 1938 года, когда аутизм был впервые глубоко изучен и само это слово приобрело современный смысл. Ханс Аспергер использовал его, чтобы описать тип ASD, который мы знаем сегодня как синдром Аспергера.

По-прежнему не совсем ясно, что именно является причиной аутизма. Есть множество теорий, но ни одна из них определенно не доказана. Распространение аутизма демонстрирует тревожный рост, согласно некоторым исследованиям, заболеваемость увеличивается от 10% до 17% в год на протяжении нескольких лет. Кроме того, до сих пор остаётся необьяснимым тот факт, что аутизм имеет гораздо больше шансов проявиться у мальчиков, чем у девочек.
Насколько распространен аутизм?

Считается, что в одних только Соединенных Штатах, от него страдают один из 68 мальчиков и лишь одна из 189 девочек. Это представляет собой десятикратное увеличение за последние 40 лет.

Честно говоря, определение аутизма и расстройства его спектра до сих пор изменяется, чтобы включать большее количество симптомов, за счёт чего можно объяснить, по крайней мере, некоторое увеличение.

Некоторые эксперты предполагают, что у большого количества сегодняшних детей с аутизмом было бы диагностировано нарушение способностей к обучению или даже умственная отсталость всего лишь 10 лет назад.

Некоторые государства с высокими показателями аутизма одновременно являются и самыми развитыми. Для объяснения распространенности в них аутизма, использующие этот факт исследования утверждают, что по мере ознакомления людей с заболеванием, его симптомы становится легче обнаружить.

Это могло бы объяснить огромные различия в показателях аутизма среди штатов США, начиная с 121 диагноза на десять тысяч детей в штате Аризона и Миссури, до 60 в Алабаме и 42 во Флориде.

Интересно, что у государств с самыми высокими показателями аутизма также наиболее развиты средства борьбы с ним, отчего возникает вопрос: что старше, курица или яйцо?

Некоторые из стран нашего перечня также представлены и в списке 11 стран с лучшей медицинской помощью в мире.

Диагностика аутизма

Китай является еще одним ярким примером этого, с официальным коэффициентом аутизма 16,9 на 10 000, но по мере роста осведомленности людей о болезни, возрастает и число диагнозов у детей, а многие эксперты считают, что китайские данные находятся на одном уровне с остальным миром, но просто болезнь недостаточно диагностируется.

Эта теория не может объяснить низкую распространенность аутизма в таких странах, как Франция, с её 5 случаями на десять тысяч человек или Германия, где только 1.9 больных на 10 000. Сосед Германии Дания имеет уровень аутизма в количестве 68 на 10 000, что демонстрирует ошеломляющую разницу.

Другая проблема заключается в том, что сами тесты на аутизм могут несколько вводить в заблуждение.

Например, особенности корейского языка и его многочисленных суффиксов, определяющих точное соотношение между говорящим и субъектом, часто приводят к тому, что у детей диагностируют аутизм, в то время как на самом деле они просто с трудом запоминают все эти понятия и их точный смысл.

Несмотря на то, что осведомлённость об аутизме на подъеме, в исследованиях по распространенности имеется множество упущений. Например, нет официальной статистики коэффициента заболевания в России, поскольку аутизм как диагноз был принят менее 10 лет назад.

Некоторые из исследований, используемых для создания списка, старше 10 лет, но они представляют собой единственную доступную нам информацию по этому вопросу.

Несмотря на ограниченный характер обследований и территориальную локализованность, специалисты считают, что они представляют собой хорошее понимание распространения аутизма по всему миру.

Ниже приведён список наиболее пострадавших стран:

11.Исландия

Коэффициент аутизма: 13,2 диагнозов на 10 000 детей.

Исследование проводилось в двух местах в Рейкьявике. Это центры, которые исследовали детей со всей страны и, в виду небольшого населения Исландии, их данные точны, по крайней мере, они были таковыми в 2001 году, на момент проведения обследований.

10.Португалия

Коэффициент аутизма: 16.7 на 10 000.

Исследование проводилось путем случайного выбора детей из школ по всей Португалии в 2007 году. Пусть даже этот метод и не лучший вариант, но он является хорошей отправной точкой для оценки коэффициента аутизма в стране.

9.Китай

Коэффициент аутизма: 16,9 на 10 000.

Существует недостаток исследований, проведенных на национальном уровне в Китае, а единственные заслуживающие доверия были организованы в Гонконге. Это было сделано для всех младших школьников, включая пятнадцатилетних, в 2008 году.

8.Бразилия

Коэффициент аутизма: 27,2 на 10 000.

Исследование было проведено в Сан-Паулу в 2011 году, в школах всего города были протестированы дети возрастной группы 7 — 12 лет.

7.Австралия

Коэффициент аутизма: 45 на 10 000.

Есть два исследования, проведенные по поводу аутизм в Австралии. Первое из них было проведено в Сиднее в 2004 году, диагностировав 39,2 случаев на десять тысяч. Другое, более свежее, было сделано в Перте в 2011 году для школьников младше 10 лет и выявило 51 случай. Для целей эксперимента было выбрано среднее значение.

6.Канада

Коэффициент аутизма: 64,9 на 10 000.

Номером 6 в нашем списке из11 стран с наивысшим уровнем аутизма в мире является Канада. В 2006 году исследование было проведено в 55 школах в Монреале, среди возрастной группы 5 — 17 лет.

5.Соединенные Штаты Америки

Коэффициент аутизма: 66 на 10 000.

Процент заболеваемости в США сильно различаются между штатами. В настоящее время консенсус составляет 66 диагнозов на 10 000 детей по всей стране, несмотря на некоторые штаты, имеющие показатели до 121 случая из десяти тысяч.

4.Дания

Коэффициент аутизма: 68 на 10 000.

Исследование было проведено в 2011 году, для детей до 10 лет с использованием данных из Датского национального психиатрического реестра.

3.Швеция

Коэффициент аутизма: 72 на 10 000.

В 1999 году было проведено исследование в Карлстаде, тестирование каждого ребенка в городе в возрасте 6 и 7лет. Учитывая, что Карлстад имеет население 87,000, исследование было довольно обширным.

2.Соединенное Королевство

Коэффициент аутизма: 94 на 10 000.

Дети возрастной группы 5 — 9 лет из 96 школ в графстве Кембриджшир были проверены на аутизм и ASD в 2009 году.

1.Япония

Коэффициент аутизма: 181.1 на 10 000.

Страной с самыми высокими показателями аутизма в мире является Япония. Более ранние исследования, которые касаются связей между вакцинацией MMR и аутизмом, пришли к выводу, что даже при отмене самой вакцины, число случаев заболевания возросло до 161 на 10 000. Тем не менее, проведенное в 2008 году в городе Тойота исследование демонстрирует коэффициент аутизма на уровне 181,1 на 10 000.

Аутизм в России – видео

Интервью с президентом фонда «Выбор» о проблемах аутизма в России:

Источник: /medmanual.ru/11-stran-s-samym-vysokim-urovnem-autizma-v-mire

Ссылка на основную публикацию