Статистика деятельности: учет разных форм хозяйствования

Добавлено в закладки: 0

Что такое статистическая отчетность? Описание и определение понятия.

Статистическая отчетность – это централизованная форма контроля государством за деятельностью организаций, предприятий, учреждений через периодически поставляемых в соответствующие органы установленных в законном порядке статистических отчётов, содержащих данные о деятельности организации за определённый период. Достоверность сведений в статистических отчётах удостоверяется подписями ответственных лиц. Варианты предоставления статистической отчётности: почта, телетайп, факсимильная связь, электронная почта и так далее.

Статистическая отчётность подразделяется на текущую, так и годовую.

Рассмотрим, более детально, что значит статистическая отчетность .

Суть статистической отчетности

Статистическая отчетность – это особая форма организации сбора данных, присущая только государственной статистике. Она проводится в соответствии с федеральной программой статистических работ.

Государственная статистика включает все виды статистических наблюдений (регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные, анкетные, социологические, монографические обследования и так далее), формы и программа которых утверждены Государственным комитетом Российской Федерации по статистике или по согласованию с ним органами государственной статистики республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Программа отчетности, то есть перечень собираемых сведений, методика их определения и форма бланка отчетности, разрабатывается и утверждается Госкомстатом Российской Федерации. Формы отчетности, включающие финансовые результаты, утверждаются, кроме того, и Минфином Российской Федерации.

Отчетность различается по периодичности:

  1. срочная – содержит данные за месяц и менее;
  2. квартальная – содержит данные за квартал;
  3. полугодовая – содержит данные за полугодие;
  4. годовая – содержит данные за год.

Наиболее подробной является программа годовой отчетности.

Срочная отчетность часто передается по телеграфу (или электронной почте) и называется телеграфной; отчетность за более длительное время является почтовой.

Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных – документы. Прежде всего это документы бухгалтерского учета предприятий, организаций.

Особенности понятия

Основная особенность статистической отчетности— это обобщение имебщейся информации, которая касается финансового положения субъекта экономической деятельности, а также результатов его предпринимательской деятельности.

В отчётность входит заполнение указанных законодательством или отраслевыми нормами специализированных форм, проставлены цифры по периодам, например, по неделе, месяцу, году.

Отчётность должна быть выстроена в систему, формируемую показателями, которые тесно связаны между собой. К пример, выручка, как правило, сочетается с цифрами по исчисленным налогам.

Статистическая отчетность — это официальный документ, содержащий в себе сведения о работе подотчетного объекта, должны быть занесены на специальную форму. Данные бухгалтерского учета являются базой статистической отчётности.

Все предприятия или учреждение представляет установленные формы статистической отчетности, определяющие различные стороны их деятельности. Только органы государственной статистики, имеют право утверждать существующие формы статистической отчетности.

Отчетность текущую и годовую различают по периоду времени, за который была предоставлена отчётность. Годовая отчётность это если сведения представляются за год. Отчетность за все другие периоды в пределах менее года, соответственно квартальная, месячная, недельная, определяют как текущую.

Статистическая – эта отчетность особенная, так как она является совокупностью показателей, имеющих как количественную, так и качественную природу, которыми охарактеризована активность предприятия в конкретный промежуток времени. Как правило применяется с целью мониторинга показателей по объему выпускаемой продукции (или предоставляемых услуг), передвижения денежных средств, аспектов, отражающих кадровую составляющую.

Система статистической отчетности к примеру на производстве, характеризуется, прежде всего, обязательностью, и имеет официальный характер, а те документы, которые к ней относятся, имеют юридическую силу. Органы государственной статистики являются объектом который предоставляет соответствующую информацию.

Классификация

Рассмотрим основные виды статистической отчетности. В практике российского государства, существуют две формы отчётности. Во — первых это типовая статистическая отчетность (или общая), а во – вторых специализированная. Обе они, как правило, предоставляются в ведомства в рамках единой системы.

Общая отчетность — это такой вид отчетности, которая содержит одни и те же данные для определенной сферы народного хозяйства и для предприятий (учреждений) народного хозяйства в целом.

В содержание специализированной отчетности входят специфические показатели отдельных отраслей промышленности, сельского хозяйства.

В согласии с документальной фиксацией, все виды статистической отчетности как правило выглядят по типу формы, составляемой по стандартам,определённым законодательством. Рассмотрим, какими они бывают.

Основные формы

Имеет ли значение величина компании? Сегодня, множество российские фирм относят себя к такой категории, как «малое предприятие». В такой ситуации руководству организации обязательно важно направлять в органы статистики данные, отражающие сведения об основных показателях деятельности.

Является обязательной процедурой статистическая отчетность организации. Если предприятие не будет предоставлять в Росстат информацию, то законное взыскание административного характера ему гарантировано. Данное взыскание может быть штрафом или же предупреждением.

Важным критерием для упомянутой процедуры, то есть статистическая отчетность, является сроки. А если предприятие передало информацию в Росстат, допустим опоздав относительно расчетной даты более, чем на сутки, это может быть расценено как непредоставление соответствующих форм. Результатом может быть так же штраф или предупреждение.

Правдивость данных

Важно помнить, что статистическая отчетность предприятия должна отражать достоверные сведения. Искажение информации недопустимо по закону. Систему статистической отчетности на предприятии важно построить так, чтобы данные, предоставляемые в официальные ведомства, проходили тщательную проверку на предмет достоверности.

В силу выше сказанного, отчетность предоставляет государственным органам управления крайне необходимую информацию.

Такие отчетности делают возможным следить за динамикой объема промышленного производства и продукции различных отраслей народного хозяйства, делать оценку комплексного развития страны и регионов, изучить соотношение разных форм собственности по отраслям и регионам и сравнить эффективность деятельности государственных и негосударственных организаций и предприятий.

Значение статистической отчетности

Стабильность отчетности и содержания ее форм играют очень важную роль.

Вполне понятно,  почему статистическая отчетность предприятия всегда будет иметь интерес у государственных органов власти как на местном, так и на федеральном уровне.

При наличии таких отчетов, предоставляющих достоверную и проверенную информацию и своевременно переданных в уполномоченные организации по сбору, статистические органы будут формировать сводные отчеты о развитии региона, субъекта федерации или в целом государства.

Если предприятия, статистическая отчетность которых обязательна к предоставлению в органы власти (а это практически все организации), по каким-то причинам нарушают сроки ее подачи, либо предоставляют заведомо неверные данные о своем положении, на них может быть наложен штраф в административном порядке, определяемый соответствующим законодательством.

Становится понятно, почему лучше не шутить с госорганами и, чтобы небыло недоразумений, подавать все данные точно и в указанный срок. Проблемы абсолютно закономерно, в стандартизации таких данных. Они решаются просто и изящно: для этого была создана форма статистической отчетности.

Сегодня пользуются множеством унифицированных форм такой отчетности, которые необходимо своевременно заполняться по определенным правилам. В век глобализации статистическая отчетность можно подаваться в любом виде, используя любой носитель. Это может быть пакет документов либо файлы в электронном виде, высланные государственному органу статистики через интернету, или же предоставленные на любом удобном носителе информации. Порядок подачи таких данных определямых соответствующим законодательством, важно не нарушать.

Мы коротко рассмотрели статистическая отчетность и ее  основные формы,  особенности, суть и классификацию, а также  значение в  государстве.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.

Источник: /biznes-prost.ru/statisticheskaya-otchetnost.html

Виды учета и отчетности, о которых должен знать руководитель

В современном ритме ведения бизнеса каждый руководитель должен не только иметь представление о видах учета и соответствующей им отчетности, но и понимать процесс их работы.

И без контроля тут не обойтись. При этом не стоит забывать, что контроль – это не только поиск нарушений.

Система внутреннего контроля является составной частью общего управления финансово-хозяйственной деятельностью. 

Процесс управления любой сферой деятельности сопровождается учетом, все виды которого взаимосвязаны и дополняют друг друга. Любому учету сопутствует контроль.

Необходимость детального наблюдения за хозяйственной деятельностью повлекла за собой возникновение системы сбора, регистрации и обработки информации — учета. Он необходим в том числе как элемент учета результатов, дающий основу для принятия управленческих решений.

Учет можно разделить на бухгалтерский (финансовый), налоговый, управленческий, статистический и оперативный. Все они рассматривают одни и те же факты хозяйственной жизни, но с разных позиций. 

Процесс хозяйственной деятельности, будь то производство, торговля, оказание услуг или что-либо иное, требует детального наблюдения на всех стадиях цикла. Такая необходимость повлекла за собой возникновение такого понятия, как учет — система сбора, регистрации и обработки информации, определение результатов. 

Процесс управления любой сферой жизни организации сопровождается учетом хозяйственной деятельности. Он необходим в том числе как элемент учета результатов, дающий основу для принятия управленческих решений. 

Сам по себе учет может осуществляться в различных формах и различными методами в зависимости от того, в каком виде и для каких целей требуется конечный результат такого учета. 

Хозяйственный учет, формируемый количественной и стоимостной (денежной) информацией о фактах деятельности предприятия, представляет собой информационную систему.

Конечными пользователями такой информации выступают учредители, контролирующие органы, органы статистики и другие внешние и внутренние пользователи.

При этом самой учетной информацией являются факты финансово-хозяйственной жизни организации. 

Учитывая способы группировки и обработки учетной информации, ее конечных пользователей, потребность в результатах для принятия управленческих решений и законодательного регулирования ведения учета, учет можно разделить на бухгалтерский (финансовый), налоговый, управленческий, статистический и оперативный. Все они рассматривают одни и те же факты хозяйственной жизни, но с разных позиций. 

Все виды учета взаимосвязаны и дополняют друг друга. При этом каждый вид учета подразумевает под собой оформление его результатов в виде соответствующей отчетности. 

Этот вид учета представляет собой сплошное, непрерывное во времени, документальное отражение всех фактов хозяйственной деятельности субъекта. Поскольку все эти факты взаимосвязаны, то бухгалтерский учет ведется на основе двойной записи: всегда при появлении актива или обязательства есть причинно-следственная сторона. Говоря словами бухгалтера: где есть дебет, там должен быть и кредит. 

Роль бухгалтерского учета в деятельности любой компании сложно преувеличить. Эта система упорядочивания, обобщения и регистрации учетной информации дает в режиме реального времени представление о финансовом состоянии субъекта. При этом учет ведется в едином денежном измерителе. Объектами учета являются имущество субъекта, его обязательства и производимые с ними хозяйственные операции. 

При ведении бухгалтерского учета исполнитель, будь то принятый по трудовому договору главный бухгалтер, возложивший на себя такие обязанности генеральный директор либо сторонняя организация, обязан соблюдать законодательство о бухгалтерском учете. Основополагающим в данной сфере является Федеральный закон от 06.12.11 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». 

Читайте также:  Открыть такси: запуск бизнеса с нуля с минимальными вложениями

В соответствии с вышеназванным законом (ст.

4, 21 Закона №402-ФЗ) ведение бухгалтерского учета регулируется федеральными и отраслевыми стандартами, принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, стандартами экономических субъектов и рекомендациями в области бухгалтерского учета. Методика и порядок ведения такого учета в соответствии с законодательством разрабатываются и утверждаются в учетной политике организации для целей бухгалтерского учета. 

Формируемая в процессе ведения бухгалтерского учета полная и достоверная информация находит свое отражение в финансовой отчетности. В соответствии со ст. 14 Закона №402-ФЗ годовая бухгалтерская отчетность коммерческих организаций включает в себя: 

  • бухгалтерский баланс; 
  • отчет о финансовых результатах; 
  • отчет об изменениях капитала; 
  • отчет о движении денежных средств; 
  • и иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. 

Такую отчетность должны представлять в налоговые органы все субъекты предпринимательства, за кем закреплена обязанность по ведению бухгалтерского учета.

Именно бухгалтерская отчетность служит одним из оснований при принятии решения по вопросам деятельности относительно анализируемого субъекта заинтересованными инвесторами, кредиторами, учредителями и другими внутренними и внешними пользователями. 

  • Бухгалтерский учет тесто связан с налоговым и управленческим. 
  • Этот вид учета предназначен для достоверного и полного исчисления налоговых обязательств организации, возлагаемых на нее в соответствии с Налоговым кодексом РФ. 
  • Первичные данные налогового учета группируются в налоговых регистрах — формах, специально разработанных каждым налоговым субъектом. 

Зачастую функции ведения налогового учета возлагаются на лицо, отвечающее за ведение бухгалтерского учета. Однако данные налогового учета не отражаются на счетах бухгалтерского учета (ст. 314 НК РФ). Налогоплательщики самостоятельно разрабатывают учетную политику для целей налогообложения, соблюдая при этом требования Налогового кодекса РФ. 

По причине того, что сбор и регистрация первичных данных для налогового учета производятся в системе бухгалтерского учета, суть первого заключается именно в группировке и обобщении информации с целью расчета налоговых обязательств. 

Существуют варианты методики ведения налогового учета. Это может быть организация отдельного обособленного учета, который ведется независимо от бухгалтерского. Вторым является вариант определения налоговой базы путем внесения корректировок в налоговые регистры в соответствии с правилами ведения налогового учета при их первичном заполнении по данным бухгалтерских регистров. 

Налоговые обязательства возникают при наличии налогооблагаемой базы отдельно по каждому налогу, налогоплательщиком которого является субъект. На основании полученных данных по каждому налогу заполняются налоговые декларации за налоговые периоды и расчеты авансовых платежей за отчетные периоды. 

Регистры налогового учета разрабатываются организацией и ведутся в разрезе объектов налогообложения. При этом в соответствии с Налоговым кодексом РФ налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. 

К федеральным налогам относится, например, налог на прибыль. Этот составной налог уплачивается частично в федеральный бюджет, а частично — в региональный.

Отчетность состоит из ежеквартальных авансовых отчетов и годовой налоговой декларации. Еще один вид федерального налога — это налог на добавленную стоимость. Налоговым периодом является квартал.

По данному налогу ежеквартально подается налоговая декларация. 

К региональным налогам относятся транспортный налог, налог на имущество организаций. По ним в налоговые органы также подаются налоговые декларации. 

Существуют и местные налоги: земельный налог и торговый сбор. Каждый из них имеет свою форму налогового отчета. Стоит отметить, что Налоговым кодексом РФ закреплены также и специальные налоги: уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей, единый налог на вмененный доход и другие.

Пользователями формируемой налоговым учетом информации являются прежде всего налоговые органы. Именно они производят оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчетов, осуществляют контроль за налоговыми поступлениями в бюджет.

Интересна налоговая отчетность и внутренним пользователям — руководителям и налоговым консультантам.

Последние, в свою очередь, анализируя налоговые декларации, разрабатывают программу по снижению налоговой нагрузки и оптимизации формирования налогооблагаемой базы. 

Итак, одной из главных задач налогового учета является определение величины налоговых платежей в бюджет. 

Особое значение стоит уделять порядку формирования сумм доходов и расходов налогоплательщика и определению доли учитываемых для целей налогообложения расходов. Ведь путем сопоставления доходов и расходов определяется финансовый результат деятельности компании. 

Этот вид учета компания ведет на свое усмотрение. Он предназначен только для целей внутреннего пользования руководящим составом и менеджерами различных уровней. Форма отчетов разрабатывается субъектом с учетом особенностей хозяйственной деятельности. Может составляться по предприятию в целом или в разрезе подразделений. 

Информация, входящая в состав управленческой отчетности, представляет собой коммерческую тайну и не подлежит разглашению или общественной публикации. 

На основании данных из управленческой отчетности руководящим составом могут приниматься те или иные решения относительно выбора тактики и стратегии дальнейшего развития деятельности компании. 

Этот вид учета представляет собой систематизацию данных относительно объекта статистического учета. Такими объектами могут выступать отдельная отрасль хозяйства, само предприятие, экономические, социальные или демографические процессы. 

Ярким примером сдачи отчетности в органы Росстата является обязанность организаций представлять в органы статистики обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности.

Представляют его юридические лица, которые в соответствии с Законом №402-ФЗ составляют годовую бухгалтерскую отчетность.

А на сегодняшний момент — это все российские компании, даже применяющие упрощенную систему налогообложения. 

Но кроме бухгалтерской отчетности необходимо подавать и другие документы — в рамках сплошного и выборочного наблюдения.

Выборочная отчетность подается только при условии того, что предприятие попало в выборку. Чтобы узнать попали ли вы в выборку, нужно связаться с органом статистического учета по месту нахождения организации. 

Самыми распространенными формами статистической отчетности являются «Основные сведения о деятельности предприятий (1-предприятие)», «Сведения о финансовом состоянии организации (П-3)», «Сведения о численности, заработной плате и движении работников организации (П-4)» и другие. 

Отчетность подается в органы статистики по утвержденным формам. Сведения из такой отчетности, прошедшие процесс обработки и анализа, служат основанием для прогнозирования тенденций динамики развития статистического объекта на региональном и общегосударственном уровне в конкретных условиях места и времени. 

Этот вид учета представляет собой формирование информации в режиме реального времени для текущего контроля и принятия управленческих решений на любой стадии производственного цикла. 

Данные для управленческого учета могут быть получены как в устной форме (в ходе телефонного разговора, из личной беседы и др.), так и подтверждены документально (в виде служебных записок, управленческих отчетов и справок). 

Чаще всего оперативный учет отражает однородные операции и представляет собой систему наблюдения и контроля за определенными фактами и процессами. Такой вид учета не дает целостной картины относительно деятельности субъекта, а лишь осуществляется по мере надобности в процессе хозяйствования в режиме текущего времени. 

В современном ритме ведения бизнеса каждый руководитель должен не только иметь представление о видах учета и соответствующей им отчетности, но и понимать процесс их работы. И без контроля тут не обойтись. 

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. 

Руководитель каждой организации должен разработать и утвердить систему внутреннего контроля (СВК). При этом не стоит забывать, что контроль — это не только поиск нарушений. 

СВК состоит из элементов анализа деятельности, которые помогают выявить и проанализировать риски, обеспечив их снижение до допустимого уровня. В ней необходимо закрепить порядок и методику соблюдения требований ведения бухгалтерского и налогового учета.

Стоит прописать и систему контроля достоверности и полноты всех видов отчетности организации, процедуры ее подготовки.

Особое внимание имеет смысл уделить мониторингу эффективности ресурсов организации и, как следствие, контролю над выполнением поставленных задач и планов. 

В СВК пошагово прописывается алгоритм самого процесса контроля в той или ной области, координация сотрудников в ходе его проведения.

Отдельно указывается, какая документация должна составляться по итогам проводимого контроля и обобщения результатов.

СВК должна закреплять способ своевременного доведения до руководителя отчета о полученных результатах контроля и предложений по устранению выявленных нарушений. 

Положениями СВК устанавливается, кто именно осуществляет контроль, как собирается информация и обязанность отдельных лиц по ее надлежащему предоставлению в требуемом объеме. 

Подводя итоги, отметим, что руководителю необходимо так организовать систему внутреннего контроля на предприятии, чтобы она обеспечивала контроль за соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации, внутренних локальных актов компании, ее устава и учетных политик. 

Документ в виде утвержденной системы внутреннего контроля должен содержать все «правила игры» в ходе системного контроля за выполнением законов, планов, положений и регламентов компании. При этом не стоит забывать, что требовать соблюдения программ можно только при условии их доведения до сведения исполнителей. 

Система внутреннего контроля для руководителя организации является составной частью общего управления ее финансово-хозяйственной деятельностью.

Источник: /sber-solutions.ru/press-center/articles/vidy-ucheta-i-otchetnosti-o-kotorykh-dolzhen-znat-/

3.4. Статистическая отчетность

Статистическая
отчетность

– особая форма организации сбора данных,
присущая только государственной
статистике. Она проводится в соответствии
с федеральной программой статистических
работ и является одним из видов
федерального государственного
статистического наблюдения в форме
регулярных периодических отчетов.

Бланки таких отчетов
называются формами
статистической отчетности
.
Правильность статистических сведений
в отчетности заверяется подписью
руководителя предприятия, организации.

Различают
формы федерального
наблюдения
,
которые собираются и разрабатываются
статистическими органами, и ведомственного
наблюдения
,
которые собираются и разрабатываются
органами, осуществляющими регулирование
в соответствующей отрасли экономики.

Для отрасли связи таким органом является
Министерство информационных технологий
и связи Российской Федерации.

Программа отчетности,
т.е. перечень собираемых сведений,
методика их определения и форма бланка
отчетности, разрабатывается и утверждается
Росстатом. Формы отчетности, включающие
финансовые результаты, утверждаются,
кроме того, и Минфином РФ.

По срокам
представления

статистическая отчетность бывает
месячной, квартальной, полугодовой и
годовой и представляет собой, за
исключение годовой, текущую отчетность.
Наиболее подробной является программа
годовой отчетности.

Наряду с текущей
отчетностью на предприятиях применяется
срочная
отчетность

(ежедневная, пятидневная, десятидневная),
составляемая структурными подразделениями
и филиалами предприятий в целях
оперативно-технического управления и
принятия срочных управленческих решений
в сфере производства продукции и
предоставления услуг. В срочной отчетности
содержится минимум показателей, в
текущей отчетности их круг расширяется.
Наиболее полной является годовая
отчетность.

В годовом отчете
содержатся сведения о происходящих за
год изменениях в производственной
деятельности. Годовой производственный
отчет вместе с месячной, квартальной и
полугодовой отчетностью охватывает
все стороны деятельности предприятий,
характеризует достигнутый уровень
производства, качество продукции, работу
с кадрами, положение на рынке.

Статистическое
наблюдение в форме отчетности использует
только один источник данных – документы.
Прежде всего это документы бухгалтерского
учета предприятий.

  • Каждая форма
    статистической отчетности имеет реквизиты.
  • Реквизиты
    (обязательные сведения) статистической
    отчетности
    :
    номер и код по ОКУД, присвоенный данной
    форме; наименование формы, определяющее
    ее содержание; отметка об утверждении,
    дата утверждения и номер; периодичность
    и сроки представления отчетности;
    наименование отчитывающейся организации
    и её почтовый адрес; название министерства
    (ведомства), которому подчинена
    организация; указание, кому должна
    представляться отчетность; должности
    лиц, обязанных подписать отчет:
    руководитель организации и ответственный
    за составление формы.
  • Инструкция к
    заполнению форм статистической
    отчетности.
Читайте также:  Самые дорогие компании мира в 2020 году: название и доход

Базой формирования
информации государственного статистического
наблюдения и информационного обеспечения
системы управления отраслевой и
национальной экономики служит достоверный
первичный
статистический учет

основных показателей производственной
деятельности предприятий. Первичный
статистический учет должен осуществляться
на установленных
бланках,
соответствующих формам государственного
статистического наблюдения; при
корректировке последних вносятся
соответствующие изменения в бланки
форм первичного статистического учета.

  1. Инструкции по
    первичному статистическому учету.
  2. Унифицированная
    статистическая отчетность
  3. Основные принципы
    формирования статистической информационной
    базы – унификация и упрощение форм и
    состава их показателей, устранение
    дублирования информации, снижение
    нагрузки на отчитывающиеся организации
    и бюджет.
  4. Наиболее значимым
    результатом реформирования государственной
    статистики в 90-х гг. (переход РФ на
    принятую в международной практике
    систему учета и статистики, создание
    основ статистики, соответствующей
    рыночной экономике) были внедрение
  • цензового принципа организации учета и
  • переход от отраслевого метода сбора информации к статистике предприятий.

Сущность перехода
к статистике предприятий – организация
статистического наблюдения на основе
использования единого статистического
инструментария для всех хозяйствующих
субъектов с формированием и последующим
ведением статистического регистра
предприятий – как единой совокупности
объектов нескольких статистических
наблюдений.

Ведение регистра
предполагает регулярное обновление
показателей, характеризующих хозяйствующие
субъекты.

Важной функцией
государственной статистики является
определение круга
подотчетных единиц
.

С этой целью все предприятия, организации
независимо от формы собственности, а
также граждане, занимающиеся
предпринимательской деятельностью,
представляют в органы государственной
статистики учредительные документы
для включения в Единый государственный
регистр предприятий и организаций всех
форм собственности и хозяйствования
(ЕГРПО) и отражения в государственной
статистической отчетности.

При реорганизации
или ликвидации предприятия представляют
органам статистики государственную
статистическую отчетность за период
своей деятельности в отчетном году до
момента ликвидации на бланках форм
годовой отчетности, а также нормативные
акты о своей реорганизации или ликвидации
для внесения изменений в ЕГРПО.

В целом статистика
предприятий предполагает формирование
на единых принципах информационно-статистической
базы, содержащей сведения о хозяйствующих
субъектах всех отраслей экономики.
Деятельность каждого хозяйствующего
субъекта рассматривается в целом
независимо от выполняемых им видов
деятельности.

В 1998г. Были введены
единые формы статистической отчетности
для всех хозяйствующих субъектов
независимо от отраслевой принадлежности
и форм собственности.

Большое значение
имеет стабильность отчетности, содержание
ее форм. Только при этом условии
обеспечивается возможность построения
протяженных рядов динамики, а значит
выявления тенденций, разработки
прогнозов.

В настоящее время
независимо от отрасли крупные и средние
предприятия отчитываются по унифицированной
отчетности. Малые предприятия с 1999г.
отчитываются ежеквартально по форме №
ПМ «Сведения об основных показателях
деятельности малого предприятия».

  • Перечислим формы
    унифицированной статистической
    отчетности:
  • Форма № П-1 «Сведения
    о производстве и отгрузке товаров и
    услуг» (месячная),
  • Форма № П-2 «Сведения
    об инвестициях» (квартальная),
  • Форма № П-3 «Сведения
    о финансовом состоянии предприятия»
    (месячная),
  • Форма № П-4 «Сведения
    о численности, заработной плате и
    движении работников» (месячная).

Источник: /studfile.net/preview/3566723/page:9/

Статистический учет

Статистический учет (statistical accounting) — один из трех видов хозяйственного учета (вместе с оперативным и бухгалтерским), связанный с отражением массовых явлений общественной (хозяйственной) жизни.

 Статистический учет — система регистрации, обобщения и изучения массовых, качественно однородных социально-экономических явлений в масштабе предприятия, отрасли, экономического региона или страны.

Информация статистического учета используется органами власти и управления для принятия управленческих решений.

Статистический учет (собственно, статистика) имеет развитой понятийный аппарат, предмет и метод, а также организационное построение, обеспечивающее научно обоснованную количественно-качественную характеристику наблюдаемых объектов в конкретных условиях места и времени.

Для обобщения первичных данных наряду с собственными наблюдениями статистический учет широко использует исходную информацию, формируемую в процессе оперативного и бухгалтерского учета, в связи с чем на общегосударственном уровне статистический учет представляет собой национальное счетоводство.

Ядром понятийного аппарата статистического учета служит статистический показатель, выражающий существенные признаки наблюдаемого явления, а сбор и обобщение данных для исчисления статистических показателей организуется через статистическое наблюдение.

При этом статистические показатели систематизируются в зависимости от их формы (абсолютные, средние и относительные величины) и содержания (показатели численности и половозрастного состава населения, национального богатства, окружающей среды, производства, распределения и потребления продукции и услуг, уровня жизни населения, социальной жизни общества, финансовой статистики, системы национальных счетов).

Статистические наблюдения различают прежде всего по степени охвата отражаемых объектов — они могут быть сплошными или выборочными. Широко применяемыми формами сплошного статистического наблюдения служат переписи, единовременные учеты и обязательная отчетность; выборочного — выборочные и монографические обследования, экспертные оценки.

При любом статистическом анализе предварительно изучается качественное содержание показателей, выбираются объекты и единицы исследования, составляются его программы, формы и методы проведения, обрабатываются исходные данные (статистическая группировка, сводка, наблюдение и графическое изображение, форма представления статистической информации пользователям), подводятся итоги изучения явлений и по ним подготавливаются рекомендации. Для обеспечения научно обоснованного разделения и понимания единиц взаимосвязанных массовых явлений общественной жизни в статистическом учете используют общепринятые классификации, представляющие собой разделение изучаемых объектов и единиц на классы или устойчивые группы по определенным признакам (по качественным или атрибутивным признакам, которыми эти единицы обладают).

В статистическом учете применяют свыше 50 различного рода классификаций, среди которых выделяют: общенациональные классификаторы, входящие в Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (классификаторы отраслей народного хозяйства или видов экономической деятельности, промышленной и сельскохозяйственной продукции, предприятий и организаций, форм собственности, системы обозначения органов государственного управления, органов административно-территориального деления, единиц измерения и др.); международные стандартные классификации всех видов экономической деятельности, продукции и услуг и так далее, международные классификаторы занятости, валют, стран мира и т.п.

Наряду с этим, важное значение имеет применение в статистическом учете различных статистических стандартов, в числе которых руководства по исчислению статистических показателей, их наборы для характеристики важнейших социально-экономических процессов, формы государственного статистического наблюдения и так далее.

Особую роль в условиях рыночной экономики играет такой международный статистический стандарт, как система национальных счетов ООН, представляющая собой совокупность взаимосвязанных макроэкономических показателей, комплексно характеризующих наличие и использование ресурсов в общественном воспроизводстве на соответствующих счетах общенационального счетоводства. В увязке с этой системой национальных счетов должна быть организована вся экономическая статистика, а также статистика государственных финансов и составления платежного баланса в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда.

Перечисленные требования выполняются в ходе государственной программы по переводу отечественной статистики на общепринятую практику статистического учета в условиях рыночной экономики.

Организатором статистического наблюдения на общегосударственном уровне является Государственный комитет статистики с сетью территориальных органов.

В порядке, определяемом Правительством, разрабатываются и утверждаются ежегодные программы статистических работ, определяются формы государственного статистического наблюдения и порядок обеспечения статистической информацией различных категорий пользователей.

В связи с формированием в стране рыночных отношений существенные изменения происходят и в организации официальной статистики.

Помимо освоения перечисленных ранее общепринятых статистических стандартов и классификаций в отечественной статистике все большую роль играют выборочные наблюдения, на основе которых осуществляются расчеты показателей генеральной совокупности изучаемых явлений практически по всем основным разделам социально-экономической статистики.

Для обеспечения надежности таких расчетов все больше используются широко применяемые в мировой практике статистические регистры и экономические переписи, а также современные математические методы и информационные технологии.

Источник: /discovered.com.ua/glossary/statisticheskij-uchet/

Малые формы хозяйствования в сельском хозяйстве Ленинградской области: проблемы и перспективы развития

Федотова О. В. Малые формы хозяйствования в сельском хозяйстве Ленинградской области: проблемы и перспективы развития [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 9-12. — URL /moluch.ru/conf/econ/archive/317/14676/ (дата обращения: 10.12.2022).



Внастоящей статье представлен анализ современного состояния малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве Ленинградской области. Отмечен ряд проблем, препятствующих благоприятным условиям для развития малого предпринимательства и в целом к устойчивому развитию сельских территорий Ленинградской области.

Ключевые слова: малые формы хозяйствования, личные подсобные хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, сельское хозяйство

Агропромышленный комплекс Ленинградской области последние 11 лет является одним из наиболее динамично развивающихся секторов региональной экономики, демонстрирующий стабильность и поступательное развитие всех отраслей сельскохозяйственного производства.

В состав агропромышленного комплекса Ленинградской области входят 526 крупных и средних предприятий, 7347 крестьянских (фермерских) хозяйств (из которых сельскохозяйственное производство осуществляет только 900) и 205808 личных подсобных хозяйств граждан [Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области [Электронный ресурс]// — Режим доступа: /agroprom.lenobl.ru].

За последние 10 лет наблюдается положительная тенденция увеличения количества крестьянских (фермерских) хозяйств, которые осуществляют сельскохозяйственное производство. Помимо этого, увеличивается количество зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств в общей структуре зарегистрированных крестьянских (фермерских) хозяйств.

Также необходимо отметить, что наряду с увеличением хозяйств всех категорий, наблюдается тенденция увеличения валовой сельскохозяйственной продукции. Для этого рассмотрим таблицу 1, где выявлены структурные особенностей производства валовой продукции сельского хозяйства Ленинградской области.

Таблица 1

Валовая продукция сельского хозяйства Ленинградской области вхозяйствах всех категорий вфактических ценах, млрд. руб.

Категория хозяйствующих субъектов 2014 2015 2016 2016 в% к 2014
Хозяйства всех категорий, всего, вт.ч. 86,3 98,2 97,3 112,7
— крупные исредние предприятия АПК 65,3 71,7 71,3 109,2
— % от хозяйств всех категорий 75,6 73 73,3
— крестьянские (фермерские) хозяйства 1,7 3 2,4 141,2
— % от хозяйств всех категорий 2 3 2,4
— личные подсобные хозяйства 19,3 23,5 23,6 122,3
— % от хозяйств всех категорий 22,4 24 24,

Аграрный сектор экономики состоит из крупных и малых форм хозяйствования. В сельском хозяйстве к малым формам хозяйствования (далее — МФХ) относятся:

  1. малые сельскохозяйственные организации (с численностью работающих до 100 человек);
  2. индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством;
  3. сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
  4. личные подсобные хозяйства (далее — ЛПХ);
  5. крестьянские (фермерские) хозяйства.

Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены критерии отнесения всех участников рыночных отношений к субъектам малого и среднего предпринимательства, основные из которых — средняя численность работников и выручка от реализации товаров (работ, услуг) (таблица 2). [Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»].

Читайте также:  Статистика укусов: количества пострадавших от разных животных

Таблица 2

Критерии отнесения участников рыночных отношений ксубъектам малого исреднего предпринимательства [Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 года №101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого исреднего предпринимательства»]

Показатель Микро-предприятия Малые предприятия Средние предприятия
  1. Средняя численность работников за предшествующий календарный год, чел.
до 15 до 100 от 101 до 250
  1. Предельные показатели выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год, млн. руб.
60 400 1000
  • В соответствии с наибольшим по значению условием: выручкой или численностью работников определяется категория субъекта малого или среднего предпринимательства.
  • Отметим, что личные подсобные хозяйства (далее — ЛПХ) — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, которая ведется гражданином и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи для удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
  • Таким образом, из всех субъектов хозяйственной деятельности, относящихся к малым формам хозяйствования, к субъектам малого предпринимательства в сельском хозяйстве Ленинградской области, в связи с вышеуказанными критериями, можно отнести крестьянские (фермерские) хозяйства, а предприятия АПК — к субъектам крупного и среднего предпринимательства.

В современных условия малое предпринимательство — это существенный вклад в продовольственную безопасность региона, который влияет на повышение занятости сельского населения и рост уровня жизни. Помимо этого, малое предпринимательство влияет на развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области.

На селе интенсивное развитие малых форм хозяйствования сталкивается с рядом проблем экономического, организационного и социального характера.

Трудность реализации своей продукции — это наиболее существенный фактор, негативно влияющий на функционирование К(Ф)Х, основным ограничителем которого является не отсутствие спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, а отсутствие инфраструктуры сбыта. В связи с этим, некрупные производители вынуждены продавать свою продукцию посредникам по себестоимости.

  1. Труднодоступность финансовых ресурсов, связанный с высоким уровнем требуемой залоговой базы при получении кредитов — это следующий негативный фактор, сдерживающий развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе.
  2. Ограниченные финансовые ресурсы вынуждают фермеров и других субъектов малых форм хозяйствования использовать примитивных технологий, морально и физически устаревшей техники, а также ручной труд при производстве продукции, что естественно снижает эффективность сельскохозяйственного производства и конкурентоспособность мелкотоварного сектора агропромышленного комплекса.
  3. Непривлекательным фермерское хозяйство среди молодежи делают: слабое развитие социальной инфраструктуры, низкий уровень и качество жизни на селе, что провоцирует отток наиболее активной части сельского населения в город и как следствие ведет к дальнейшему спаду сельскохозяйственного производства и деградации сельских территорий.
  4. Решение проблем развития малых форм хозяйствования на селе должно носить комплексный подход, включающий следующие основные направления, а именно:
  5. ‒ путем субсидирования процентной ставки по целевым кредитам, поддержки кредитных кооперативов, облегчить доступ К(Ф)Х и ЛПХ к финансовым ресурсам;
  6. ‒ совершенствование государственной поддержки ЛПХ и субъектов малого предпринимательства;

‒ предоставление субсидий на внедрение инноваций К(Ф)Х и ЛПХ (приобретение семян высокоурожайных элитных сортов сельскохозяйственных культур, семени высокоценных пород сельскохозяйственных животных и т. п.);

‒ развитие социальной инфраструктуры и повышение привлекательности сельского труда;

‒ развитие альтернативных видов деятельности на селе (сельский туризм, транспортные услуги, народные промыслы и ремесла и т. д.).

Исходя из этого, решение всех вышеперечисленных проблем создаст благоприятные условия для развития малого предпринимательства, что приведет в целом к устойчивому развитию сельских территорий региона.

Необходимо отметить, что в агропромышленном комплексе Ленинградкой области функционирует значительное количество субъектов малых форм хозяйствования со значительной долей в общем объеме валового производства сельскохозяйственной продукции.

За последние годы наблюдается тенденция увеличения спроса на экологически чистую продукцию, а также на продукты и услуги, отличительной особенностью которых являются натуральность и эксклюзивность.

Все это является дополнительными факторами, обуславливающими необходимость обеспечения развития малых форм хозяйствования в Ленинградской области.

А выгодное географическое положение региона в непосредственной близости к Санкт-Петербургу позволяет развивать дополнительные альтернативные виды деятельности, такие как: эко и агротуризм, организация конноспортивных клубов, торгово-ярмарочная деятельность и другие.

Литература:

  1. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 года № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
  3. Ушачева И. Г., Санду И. С., Демишкевич Г. М. Методологические подходы развития инновационно-инвестиционной деятельности в АПК. — М.: «Научный консультант», 2016. — 110 с.
  4. Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области [Электронный ресурс]// — Режим доступа: /agroprom.lenobl.ru.

Основные термины (генерируются автоматически): малая форма хозяйствования, Ленинградская область, малое предпринимательство, сельскохозяйственное производство, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, хозяйство, сельскохозяйственная продукция, реализация товаров, Российская Федерация.

В статье анализируются состояние развития сельскохозяйственного производства в районе: дана оценка эффективности реализации Муниципальной целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции

Анализируя программы поддержки АПК Нижегородской области можно сделать о том, что они

Сельское хозяйство — важнейшее звено не только агропромышленного комплекса, но и

В статье рассматривается государственная поддержка малого предпринимательства в сфере…

По объему валовой продукции, сельское хозяйство республики занимает стабильное первое место на Урале и четвертое — в Российской Федерации.

Личное подсобное хозяйство и крестьянское (фермерское) хозяйство относятся к малым формам хозяйствования (МФХ).

Для предпринимательской деятельности в малых формах хозяйствования, как для всякой

Вовлечение сельского населения в малое и среднее предпринимательство имеет большое

Сельское хозяйство остается в целом убыточным. Без учета государственных субсидий…

Личное подсобное хозяйство является составной частью агропромышленного комплекса и представляет собой относительно устойчивую и динамичную форму ведения мелкого сельскохозяйственного производства силами членов семьи…

Государственная поддержка малых форм хозяйствования. Развитие частного сектора в сельском хозяйстве Республики…

Башкортостан, сельское хозяйство, сельскохозяйственная продукция, сельское хозяйство Республики, республика, аграрный…

сельскохозяйственная продукция, центр, сельское хозяйство, продовольственная безопасность, сельская местность, муниципальный рынок сбыта продукции, инфраструктура системы, социальное питание, товарный потенциал…

Агропромышленный комплекс является одним из крупных секторов экономики Чеченской республики. В ходе восстановления инфраструктуры сельскохозяйственного производства, в результате мероприятий по восстановлению экономики Чеченской Республики…

Сельское хозяйство — одна из определяющих отраслей экономики любой страны.

«Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции

«Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской

Ключевые слова:сельскохозяйственное предпринимательство, субъект хозяйствования, занятость, активизация предпринимательства.

На долю малых предприятий в сельском хозяйстве (включая лесное и рыбное хозяйство) в 2012 году приходилось 93,4 % от общего…

Источник: /moluch.ru/conf/econ/archive/317/14676/

Методы статистики в сельском хозяйстве

В статье отражено применение статистических методов в сельском хозяйстве. Проведен анализ нехватки информации в данной отрасли

Длительный опыт статистических работ убедительно показывает, что в сельском хозяйстве традиционные методы статистики требуют серьезной модификации. Прежде всего, это связано со спецификой системы статистических показателей отрасли.

Кроме того, необходимо учитывать как социально-экономические, так и технико-экономические особенности сельского хозяйства и протекающих в нем воспроизводственных процессов.

Наиболее заметная особенность статистического наблюдения в отрасли — разнообразие программ и множество форм, используемых при сборе информации.

Объясняется это большим числом сельскохозяйственных культур и животных, а также разнообразием технологических процессов (от подготовки почвы и посева до получения продукции, ее первичной обработки). Программы наблюдения приходится изменять по периодам и фазам развития одной и той же культуры, одного и того же вида животных, в зависимости от времен года, возраста и состояния животных.

Например в отрасли животноводства можно выделить по видам животных и подотрасли, которые необходимо обеспечить требуемой информацией. Такими могут быть: скотоводство, свиноводство, козоводство, пчеловодство, оленеводство и т.д.[1,2,3].

Каждая подотрасль уникальна и требует для сбора информации опреденных методов [4,5,6]. К сожалению, недоразработанность данных методов затрудняет анализ в некоторых подотраслях, которые известны всем: пчеловодство, оленеводство, рыбоводство и др.

[7,8,9]

В сельском хозяйстве есть несколько критических технологических процессов (посев, уборка урожая, заготовка кормов, реализация продукции), когда большой объем работ необходимо выполнить за короткий период времени (по пословице «День год кормит») [10,11].

Здесь очень важен оперативный контроль, а, следовательно, большая частота и короткие сроки наблюдения [12]. По завершении таких процессов требуется их итоговая, всесторонняя характеристика, а значит, необходимо получать множество показателей в оперативном режиме, не дожидаясь конца года [13,14].

В различных категориях хозяйств имеются свои специфические показатели, существенно различаются потребности в информации государственных, региональных, местных и хозяйственных органов управления; это также требует модификации программ наблюдения [15,16].

В результате статистическое изучение сельского хозяйства требует от органов государственной статистики сбора и обработки больших объемов информации и к тому же в весьма сжатые сроки.

Чтобы показать реальное состояние и закономерности развития отрасли, нужно абстрагироваться от метеорологических условий отдельных лет, различий и особенностей многочисленных, нередко мелких производителей, используя средние многолетние данные и типические, статистически достоверные показатели [17,18,19].

Сельскохозяйственная статистика является составной частью социально-экономической статистики и отраслевой ветвью экономической статистики, изучающей производство товаров и услуг. Ее объект — массовые явления и процессы в сельскохозяйственном производстве, а предмет — система общих признаков, объективных статистических показателей их состояния, развития и взаимосвязей.

Специфика предмета и метода сельскохозяйственной статистики обусловлена особенностями средств производства (земля, растения, животные), большой зависимостью отрасли от почвенно-климатических условий, сезонностью производства, многообразием форм и методов хозяйствования.

Все это требует значительной модификации традиционных приемов статистического исследования на всех его этапах — при организации наблюдения, группировке полученных данных, изучении взаимосвязей массовых явлений, построении системы статистических показателей.

Изучение сельскохозяйственного производства необходимо вести в тесной взаимосвязи с экономикой страны в целом, начиная с получения и анализа статистических показателей условий производства и его хода, затем его результатов, экономической, социальной и экологической эффективности.

При написании данной статьи были глубоко изучены проблемы отрасли пчеловодства и сделаны обобщенные выводы с учетом проблем в данной подотрасли.

Источник: /novainfo.ru/article/4663

Ссылка на основную публикацию