- АННОТАЦИЯ
- Статья посвящена анализу состояния и ключевым проблемам жилищно-коммунального хозяйства, в статье анализируются данные опросов населения, выявляются причины, а также перспективы, с которыми должно быть связано будущее развитие жилищно-коммунальной сферы.
- Ключевые слова: сфера жилищно-коммунального хозяйства, услуги, обслуживание, реформы, состояние, проблемы, качество.
- Сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) всегда была и остается одной из ключевых, имеющих значение для государства, общества, экономики, для конкретного человека любого социального статуса и достатка.
Всеобщей декларацией прав человека провозглашено, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи [1, ст. 25].
Государством признается право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи на непрерывное улучшение условий жизни [2, ст. 11].
В Конституции РФ закреплено право на жилище, возможность быть обеспеченным жилищем [1]. Жилищный кодекс РФ устанавливает требования, что жилище должно быть пригодным для постоянного проживания человека, отвечать санитарным условиям, правилам и нормам, другим требованиям закона [4, п. 2 ст. 15].
Таким образом, Конституция РФ сформировала основы для стабильного пользования жилищем гражданином, а Жилищный кодекс РФ — базовые требования и условия его пригодности для проживания.
Жилищно-коммунальное хозяйство в Российской Федерации в 1991-2009 гг. прошло долгий путь реформирования. Реформы касались оплаты за жилье и коммунальные услуги, создания механизма адресной социальной поддержки для граждан, совершенствования в системе жилищного управления, финансового оздоровления обслуживающих жилищно-коммунальный комплекс организаций, развития конкуренции.
Но конечные цели этой реформы — достижение нормативного качества услуг ЖКХ, надежности работы инфраструктуры, целевые показатели энергоэффективности, затрат на производство и эксплуатацию жилищного фонда так и не были достигнуты. Жилищно-коммунальный комплекс так и оставался для государства зоной проблем и рисков.
В целом для россиян актуальность проблем в сфере ЖКХ только возрастала [8].
В этой связи в 2010 г. Распоряжением Правительства РФ от 02.02.10 г. № 102-р была принята к реализации Федеральная целевая программа «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы».
В стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что больше половины граждан не согласны со стоимостью коммунальных услуг, считают ее завышенной.
И это неудивительно, так как возмещаемые населением затраты по предоставлению услуг жилищно-коммунальной сферы планомерно увеличивался с 2000 г. с 53%, в 2010 г. достигли 90%, к 2016 г. этот показатель составил 94%.
Если в 2010 г. населением возмещалось затрат на сумму 1303,16 руб. в месяц, то к 2016 г. эта сумма составила 1840,63 руб., то есть увеличение произошло на 41,2%. Тем не менее, поддержка государствам граждан в части оплаты жилищно-коммунальных услуг не прекращалась.
И хотя количество получателей государственной поддержки снизилось с 37,5 млн. чел. (в 2010 г.) до 36,0 млн. чел. (2016 г.), ее объем увеличился с 214, 5 млрд. руб. в 2010 г. до 290,8 млрд. руб. в 2016 г.
В общей численности 25% граждан в 2016 г. против 26% в 2010 г. имели возможность ею воспользоваться.
В 2016 году 3,38 семей получили от государства субсидии, к сведению, в 2010 г. было субсидировано расходов ЖКХ у 3,76 млн. семей. Средний размер субсидий за этот период увеличился с 896 руб. до 1372 руб. или на 53,1%.
То есть поддержка стала более избирательной, и более существенной для отдельной семьи. В определенной степени по этой причине за последние три-четыре года вопросы начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, ранее актуальные, ушли на второй план.
На первом месте оказалось качество.
Еще в 2013 году 52% россиян называли качество услуг ЖКХ «плохим», а положительно его оценивали только 31% [7].
По данным НП «ЖКХ Контроль» в 2015 – 2016 гг. на неудовлетворительное или плохое качество услуг жаловался почти каждый четвертый пользователь услугами. Плохое качество услуг ЖКХ в 2017 году оказалось на первом месте среди проблем ЖКХ (рис. 1) [11].
Рисунок 1. Изменение рейтинга по данным опросов в 2013 – 2017 гг.
Помимо качества услуг и проблем с начислением оплаты на третьем месте в рейтинге проблем ЖКХ — работа управдомов, ситуация здесь стабилизировалась после введения лицензирования управляющих компаний, недобросовестные компании покинули этот рынок (в 2016 году было отозвано еще 203 лицензии, в том числе и по решению суда). При этом количество обращений по поводу состояния многоквартирного дома выросло — четвертое место в рейтинге (почти 12%). Это может быть связано не только с работой управляющих организаций, но и с другими факторами, например, капитальным ремонтом. Вопросы о капремонте, при этом, заняли пятую позицию. Почему тема не потеряла свою остроту, и на эту проблемы жаловались 10,5% россиян наглядно продемонстрировано при помощи рисунка 2, отражающего количество помещений в квартирах жилых домов капитально отремонтированных за год.
Рисунок 2. Количество помещений в квартирах жилых домов капитально отремонтированных за год, тыс. м2 общей площади
Данные рис. 2 показывают, что фактические показатели по капитальному ремонту за исключением 2015 г. неуклонно снижаются.
Отчасти эта проблема определялась снижением контроля в результате ухода из этой сферы государства (рисунок 3), так как все больше помещений из года в год приватизировалось, частично коррумпированностью и масштабностью проблем ЖКХ, в том числе в части ветхого и аварийного жилья [6].
Рисунок 3. Процент приватизированных помещений в квартирах жилых домов по годам, тыс. м2 общей площади
Поэтому следующими в рейтинге волнующих население вопросов ЖКХ названы плохое благоустройство дворов, проблемы с установкой счетчиков, аварийное и ветхое жилье.
Тем не менее, важно отметить, что уровень благоустройства жилого фонда улучшился.
Удельный вес площади, оборудованный водопроводом, водоотведением, отоплением, газоснабжением, горячим водоснабжением и напольными электроплитами увеличился (рис. 4).
Рисунок 4. Удельный вес оборудованной жилой площади,%
Данные рисунка 4 показывают, что с точки зрения благоустройства отстает сфера оборудования газоснабжением и горячей водой.
Общая оценка состояние услуг жилищно коммунальной сферы представлено на рис. 5.
Рисунок 5. Общая оценка населением состояния и проблем в жилищно- коммунальной сфере в 2016 г., % [9]
Проблемы жилищно-коммунального хозяйства, как свидетельствуют социологические опросы, традиционно волнуют россиян. Экономический кризис только усугубил ситуацию в этой и без того проблемной сфере.
Население, как потребители услуг ЖКХ можно назвать самой уязвимой с точки зрения других групп потребителей в РФ.
Отрасль имеет устаревшую нормативно-правовую базу, а если говорить о соответствии качества услуг ЖКХ Правилам их предоставления, а также наличии значительных нарушений данных правил построение и иерархия субъектов хозяйствования в ЖКХ таковы, что обычным гражданам сложно в них разобраться [8, с. 91]. Вместе с тем, по данным исследований, к настоящему моменту есть позитивные изменения, и сфера жилищно-коммунального хозяйства имеет огромный потенциал. К настоящему времени годовой оборот в сфере ЖКХ превысит 4,0 трлн. руб. и приближается к 6% от ВВП России. Статистика федеральной государственной службы показывает, что с 2010 г. жилищный фонд в РФ увеличился на 10,8% и составляет по состоянию на начало 2016 г. 3581 млн. кв. м. [10, с. 14]
Но использовать его возможно только при условии притока инвестиций, применения наиболее эффективных технологий, совершенствовании оказания услуг. По экспертным оценкам, ежегодные инвестиционные потребности коммунального сектора составляют не менее 500 млрд. руб. [5]. Рассмотрим, как обстоят дела на самом деле (рис. 6.)
Рисунок 6. Динамика и объем инвестиций в основной капитал сферы ЖКХ, млрд. руб. [10, c. 36]
Таким образом, основным фактором, тормозящим внедрение эффективных технологий, а, следовательно, повышение эффективности оказания услуг в сфере ЖКХ является недостаточное по отношению к потребностям этой сферы инвестирование.
В определенной мере причиной и одновременно следствием такой ситуации, если не брать в расчет ограниченные во время кризиса возможности государства, является низкая эффективность управляющей системы ЖКХ.
Удельный вес убыточных организаций по управлению эксплуатацией жилого фонда в общем числе организаций составляет 25,97% по состоянию на январь 2017 г. [10, c. 36]. Хотя ради справедливости важно отметить, что этот показатель с 2010 г. улучшился (он был 42,4%).
Поэтому работа государства по финансовому оздоровлению системы управления эксплуатацией жилого фонда должна быть продолжена. Только прибыльность и высокая эффективность этой сферы позволит расширить потенциал и модернизировать ЖКХ.
В этой связи определяющей технологией управления должна стать технология развития, которая способна обеспечить эффективность системы ЖКХ и ее функционирование в рыночном окружении. Это можно достигнуть при наличии квалифицированного персонала, повышении знаний и накоплении положительного опыта, поступательного совершенствования системы оказания услуг.
- Таким образом, перспективы развития жилищно-коммунальной сферы могут быть связаны:
- — с увеличением инвестиций в жилищно-коммунальную инфраструктуру для этого требуется повысить ее привлекательность путем финансового оздоровления и снижения нормативно-правовых и административных барьеров;
- — с созданием эффективных механизмов и инструментов в управлении ЖКХ;
- — с привлечением квалифицированного персонала, с повышением знаний и накоплением положительного опыта, с поступательным совершенствованием системы оказания услуг.
- Список литературы:
- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). [Электронный ресурс] – режим доступ: URL: /consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/
Источник: /sibac.info/journal/student/14/83149
Анализ современного состояния ЖКХ в России
Серикова В. Е. Анализ современного состояния ЖКХ в России // Молодой ученый. — 2018. — №18. — С. 368-371. — URL /moluch.ru/archive/204/50070/ (дата обращения: 10.12.2022).
Жилищно-коммунальное хозяйство — это одна из базовых отраслей экономики России, которая обеспечивает население жизненно важными услугами, а промышленность — услугами по обслуживанию необходимой инженерной инфраструктуры. Текущие проблемы в этой сфере жизнеобеспечения страны во многом обусловлены кризисным состояние ЖКХ.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, энергосбережение, здание, жилой дом.
The housing and utilities sector is one of the basic sectors of the Russian economy, which provides the population with vital services and industry services to the necessary engineering infrastructure. Current problems in the sphere of life support of the country largely due to the crisis in the housing sector.
Keywords: housing and communal services, energy saving, building, apartment house.
Современное состояние сферы ЖКХ в Российской Федерации в общем и целом можно описать как кризисное. Усугубляется сложившаяся в жилищно-коммунальном хозяйстве ситуация достаточно застарелым характером кризиса.
Правительством РФ рассматриваются разные меры решения проблем растущего кризиса в сфере ЖКХ, но ни одна из предлагаемых мер обеспечить выход отрасли из кризиса не может.
Как показывает практика, жилищно-коммунальному хозяйству в Российской Федерации в его сегодняшнем состоянии необходим целый комплекс мер по оздоровлению и восстановлению.
При этом в сфере жилищно-коммунального хозяйства существует огромный потенциал для повышения эффективности, достигающий по оценкам экспертов 40 процентов, но его использование возможно лишь при условии инвестиционных вливаний и применения самых эффективных технологий. В этой связи, тема исследования данной статьи в современных условиях актуальна и своевременна.
Для того, чтобы провести качественный анализ современного состояния предприятий сферы ЖКХ России следует, в первую очередь, изучить основные показатели работы анализируемой сферы в динамике за ряд последних лет [4, с. 125].
- Для этого, оборот предприятий жилищно-коммунального хозяйства в динамике отразим в таблице 1.
- Таблица 1
- Динамика оборота предприятий ЖКХ России в 2005–2017гг.
Годы | Оборот предприятий ЖКХ, вфактически действовавших ценах, млрд. руб. |
2005 | 1864,3 |
2011 | 5483,7 |
2013 | 6424,1 |
2014 | 6627,4 |
2015 | 7187,2 |
2016 | 7648 |
2017 | 7789,2 |
Таким образом, оборот предприятий сферы ЖКХ России увеличивается ежегодно, что связано, в первую очередь, с ростом уровня тарифов на услуги ЖКХ. Далее обратим внимание на основные показатели работы предприятий ЖКХ России (таблица 2).
Таблица 2
Основные показатели предприятий ЖКХ России
Показатели | 2005 | 2011 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Число действующих организаций | 39076 | 40384 | 40043 | 40163 | 39808 | 40172 | 41589 |
Объём отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд. руб. | 1691 | 3665 | 4219 | 4160 | 4492 | 4712 | 4646 |
Индекс производства, в процентах к текущему году | 100,9 | 102,2 | 100,2 | 101,3 | 97,5 | 99,9 | 98,4 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль, минус убыток), млн. руб. | 68826 | 343584 | 99860 | 91713 | 76603 | 24056 | 235667 |
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), процентов | 5,3 | 7,1 | 6,4 | 3,9 | 4,4 | 3,7 | 5,5 |
Анализ показателей работы предприятий сферы ЖКХ, позволяет сделать ряд выводов:
– число организаций, работающих в сфере ЖКХ относительно постоянно, и на конец 2017 г. увеличилось на 106,43 % по сравнению с 2005 годом;
– объём отгруженных товаров и оказанных услуг возрастает до 2016 г. до уровня 4712 млрд. руб. и в 2017 г. незначительно снижается до 4646 млрд. руб., как итог — рост на 274,46 % по сравнению с 2005 годом;
– динамика индекса производства характеризует снижение объёмов производства услуг ЖКХ в 2015–2017 гг.. суммарно снижается до 97,52 % по сравнению с 2005 годом;
– финансовый результат предприятий ЖКХ увеличивается и в 2017 г. составляет 235667 млн. руб., как итог — рост на 342,41 % по сравнению с 2005 годом;
– рентабельность оказанных услуг также растёт и в 2017 г. составляет 5,5 %, здесь отметим рост на 103 % по сравнению с 2005 годом;
Указанные результаты характеризуют крайне низкую эффективность работы предприятий в сфере ЖКХ России, но, в принципе, вполне стабильную и достаточную в непростых условиях реформ и институциональных изменения, происходящих в отрасли в последние годы.
Значимый аспект анализа работы сферы ЖКХ — это изучение особенностей работы сферы хозяйствования применительно непосредственно к конечному потребителю, то есть — к населению страны [6, с. 243–244].
- Для этого проанализируем динамику средних потребительских тарифов на жилищно-коммунальные услуги (таблица 3).
- Из приведённых в таблице 3 данных видно, что тарифы на услуги предприятий жилищно-коммунального хозяйства постоянно в течении всего исследуемого периода растут, что приводит к дополнительным расходам на оплату этого типа услуг со стороны потребителей, и в первую очередь — со стороны населения.
- Таблица 3
- Средние потребительские тарифы на отдельные виды коммунальных услуг, 2005–2017гг.
Виды услуг | 2005 | 2011 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Водоснабжение холодное и водоотведение, м3 | 94,11 | 25,87 | 29,22 | 33,66 | 37,11 | 38,44 | 39,87 |
Водоснабжение горячее, и водоотведение, м3 | 110,08 | 71,1 | 77,42 | 92,18 | 103 | 109,85 | 110,58 |
Отопление, за м2 общей площади | 9,77 | 21,03 | 22,61 | 24,86 | 27,98 | 28,74 | 29,85 |
Отопление, за Гкал | 1025,3 | 1102,6 | 1102,9 | 1258,4 | 1398,66 | 1490,71 | 1589,7 |
Газ сетевой, за месяц | 18,08 | 43,81 | 48,32 | 55,36 | 63,63 | 63,89 | 63,98 |
Газ сжиженный, за месяц | 60,46 | 165,79 | 182,05 | 210,85 | 241,51 | 242,74 | 248,71 |
Электроэнергия в квартирах без электроплит по установленной социальной норме потребления, за 100 кВт/ч | 110,62 | 232,03 | 249,69 | 269,02 | 302,64 | 314,95 | 325,69 |
- Но, данный рост не опережает роста доходов населения, что становится понятным при анализе удельного веса расходов на оплату услуг предприятий жилищно-коммунального хозяйства в потребительских расходах населения (таблица 4).
- Таблица 4
- Удельный вес расходов на оплату услуг предприятий ЖКХ впотребительских расходах домашних хозяйств, 2005–2017гг.
Расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг | 2005 | 2011 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Всего | 8,3 | 9,2 | 9,5 | 8,8 | 8,8 | 8,9 | 8,6 |
В том числе: | |||||||
воды и иных коммунальных услуг | 3,3 | 3,7 | 3,6 | 3,2 | 3,2 | 3,2 | 3,6 |
центрального отопления | 1,9 | 2,2 | 2,2 | 2 | 2 | 2 | 2,2 |
жилья | 1,4 | 1,2 | 1,5 | 1,5 | 1,4 | 1,5 | 1,5 |
электроэнергии | 1 | 1,2 | 1,3 | 1,2 | 1,3 | 1,3 | 1,3 |
газа | 0,7 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 0,9 |
Большая часть оплаты населением страны жилищно-коммунальных услуг в 2017 году приходится на оплату центрального отопления (34,8 процентов), воды (23,7 процентов) и газоснабжение сетевым газом (14,8 процентов).
Оплата услуг предприятий ЖКХ занимает в бюджете населения весомое место, и рост тарифов на коммунальные услуги приводит к росту неплатежей и недовольству среди населения [5].
Таким образом, изучая динамику показателей функционирования предприятий ЖКХ России, можно сделать вывод о том.
что с одной стороны, деятельность предприятий сферы ЖКХ имеет невысокую эффективность, о чём говорят положительная рентабельность и наличие неотрицательного финансового результата; а с другой стороны, ежегодный рост тарифов на услуги предприятий сферы ЖКХ приводит к напряженности среди потребителей услуг, а также к росту неплатежей, а значит свидетельствует о необходимости совершенствования работы услуг ЖКХ с ориентацией на потребителей. В этой связи, возникает необходимость постоянного повышения эффективности работы предприятий жилищно-коммунального хозяйства, разработки путей улучшения их работы в условиях продолжающегося реформирования сферы ЖКХ [1].
Анализа динамики показателей работы предприятий сферы ЖКХ за 2005–2017 гг. можно определить два наиболее приоритетных пути развития этой сферы.
Первый путь — совершенствование сферы ЖКХ как производственной единицы в общей экономике страны, а именно — улучшение состояния жилищно-коммунальной инфраструктуры, увеличение производственных мощностей, что потребует дополнительных вложений но, в итоге, позволяет повысить эффективность работы ЖКХ в целом. Второй путь развития — формирование эффективного и рационального механизма установления тарифов на коммунальные услуги для потребителей, и конкретно — для населения страны. Следует также учитывать возможности оплаты тарифов на коммунальные услуги самыми низко платёжеспособными слоями населения, не снижая при этом доходности предприятий жилищно-коммунальной сферы [7].
Такие направления развития позволят улучшить эффективность работы предприятий сферы ЖКХ и уменьшить напряжённость среди населения в вопросах оплаты жилищно-коммунальных услуг, а также повысить качество этих услуг в современных условиях.
Литература:
- Закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
- Герасимова А. А., Толстых Ю. О., Савина Е. А., Константинова Ю.Р Особенности переоценки кадастровой стоимости земельных участков в современных условиях. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 471.
- Кузин Н. Я. Организация управления многоквартирным домом. Учебное пособие/Н. Я. Кузин. Г. В. Андриянова. Пенза, ПГУАС, 2013.
- Пугачева О. Н. Анализ состояния отрасли ЖКХ в кризисный период // Образование и наука в современном мире. Инновации — 2017 — № 5 (12) — С. 120–128.
- Нелюбина О. М., Толстых Ю. О. Сравнение особенностей организации капитального ремонта и реконструкции зданий в России и за рубежом. // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 436.
- Смирнова Ю. О., Бибилашвили А. Д. Энергоэффективность в жилищно-коммунальном хозяйстве // Образование и наука в современном мире. Инновации. 2017. № 1. С. 242–250.
- Толстых Ю. О., Учинина Т. В., Люлькина Н. М. Особенности и проблемы формирования региональной системы управления капитальным ремонтом многоквартирных жилых домов в современных условиях. // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 414.
Основные термины (генерируются автоматически): жилищно-коммунальное хозяйство, услуга, население страны, таблица, рост неплатежей, оплата услуг предприятий ЖКХ, удельный вес расходов, центральное отопление, Российская Федерация, сфера ЖКХ.
Источник: /moluch.ru/archive/204/50070/
Анализ жилищно-коммунального хозяйства в современной России
Проблемы ЖКХ — одни из самых чувствительных для населения страны. Для ее поддержания в рабочем состоянии сегодня требуется все больше средств. В настоящее время в системе ЖКХ действует более 52 тыс. предприятий, в том числе 10 тыс.
муниципальных и государственных, в отрасли занято около 4 млн. чел. Однако, несмотря на рост объемов услуг, работ и продукции, произведенных в отрасли, многие предприятия являются убыточными.
жилищный коммунальный экономика российский
Существующая схема управления ЖКХ порождает следующие проблемы: в России используется прямое нормативное регулирование тарифов на услуги естественных монополий, т.е. тарифы пересматриваются и утверждаются непосредственно органами регулирования, поэтому существующая система управления по формированию рынка ЖКУ крайне неэффективна.
Это подтверждается следующим ростом стоимости ЖКУ без улучшения качества предоставленных услуг; ухудшением материальной базы обслуживающих предприятий; небольшим объёмом проводимых капитальных ремонтов; увеличением износа инженерного оборудования; необоснованным ростом тарифов, при том, что величина тарифа не зависит от качества жилищного фонда, его месторасположения; содержанием большого штата сотрудников в контролирующих органах
Проведенные исследования показали, что жилищно-коммунальное хозяйство имеет ряд особенностей, которые отличают его от других отраслей. Так, специфическими чертами отрасли является:
- — местный характер деятельности жилищно-коммунальных предприятий, потребителями продукции (услуг) которых являются, прежде всего, население, а также расположенные на нем предприятия промышленности, транспорта и др.
- — процессы производства и потребления продукции (услуг) в жилищно-коммунальном хозяйстве неразрывно связаны с другими отраслями, эта продукция не может накапливаться для последующей реализации;
- — предприятия жилищно-коммунального хозяйст-ва должны быть готовы отпустить столько продукции и реализовать столь-ко услуг, сколько их требуется в каждый конкретный момент времени;
- — нецелесообразность предоставления коммунальной продукции сверх оптимального предела, определяемого численностью населения, размерами территории и особенностями ее планировки, своеобразием климатических условий, степенью развития градообразующей и градообслуживающих сфер;
- — наличие резерва мощностей коммунальных предприятий, связанных с их ориентацией на максимальный уровень потребления услуг.
- — независимость численности основного эксплуатационного персонала непосредственно от объема производимой коммунальной продукции, что связано с выполнением работ по обслуживанию машин и оборудования, а также количеством дежурного персонала;
- — отличная от других отраслей структура основных фондов, при кото-рой удельный вес пассивной части в 2 раза выше, чем на промышленных предприятиях;
- — особенная структура затрат на производство коммунальных услуг, при которой основными затратами являются расходы на энергоносители.
- — многоотраслевой (более 30 отраслей) характер,
- — высокая доля муниципальной собственности на земельные участки, водные и лесные ресурсы, жилой и нежилой фонд,
- — конечным потребителем услуг являются домохозяйства, коммерческие и некоммерческие организации, органы власти.
ЖКХ до настоящего времени продолжает сохранять свою монопольную сущность. Это проявляется в том, что:
- — во-первых, главные причины деформаций в сфере ЖКХ связаны с монопольным положением отраслей, не стимулирующих объем и качество производимых услуг и позволяющих проводить неэффективную тарифную политику;
- — во-вторых, тарифное регулирование в системе ЖКХ не столько экономическое, сколько административно-политическое, исключающее как их независимую экспертизу, так и необходимую прозрачность;
- — в-третьих, доходы предприятий ЖКХ не соответствуют расходам, где последние превышают первые на 20-30%, что лишает предприятия отрасли собственных источников покрытия убытков;
- — в-четвертых, тарифы для населения разных муниципальных образований имеют по одним и тем же услугам необоснованные различия в несколько раз;
- — в-пятых, растет задолженность населения за оказываемые услуги ЖКХ.
Из проведенного анализа видно, что законодательство Российской Федерации в жилищно-коммунальной сфере представляет собой довольно развитую систему, охватывающую практически все стороны этого института.
Нужно отметить, что оно находится в состоянии динамичного развития и постоянного адаптирования к изменяющимся условиям, так как реформирование самой отрасли ЖКХ продолжается и еще далеко от своего завершения.
Следовательно, и законодательная база нуждается в дальнейшем усовершенствовании.
На основе проведенного анализа специфики управленческих и экономических отношений в жилищно-коммунальном комплексе России можно попытаться сформулировать основные проблемы, сдерживающие развитие отрасли:
- — сохранение нерыночных принципов функционирования;
- — административно-командное управление;
- — затратность в ведении хозяйства, высокий процент потерь энергии и ресурсов в процессе производства и оказания услуг;
- — непрозрачность формирования тарифов;
- — отсутствие информированности населения по процедурам затрат;
- — низкая инвестиционная привлекательность;
- — нарастание объемов задолженности населения за услуги ЖКХ;
- — необязательность (в том числе бюджета) всех участников процесса по отношению друг к другу в оплате услуг;
- — высокий и постоянно растущий процент изношенности коммунальной инфраструктуры и в целом основных фондов;
- — неразвитое самоуправление собственников жилья;
- — инертность всех участников процесса, отсутствие инициативы как со стороны собственников, так и со стороны местных властей;
- — иждивенческая позиция большинства населения;
- — высокие риски для инвесторов;
- — порядок взыскания долгов крайне усложнен;
- — наличие перекрестного субсидирования;
- — тарифное регулирование с ограничителем и не носит долговременного характера;
- — финансовые потоки на оплату субсидий и льгот осуществляются в натуральной форме;
- — сложные климатические условия и географическое расположение страны.
Все эти проблемы требуют комплексных подходов к их решению и постоянных совместных усилий государства, органов местного самоуправления, бизнеса и населения.
Источник: /studwood.ru/1319797/ekonomika/analiz_zhilischno_kommunalnogo_hozyaystva_sovremennoy_rossii
Система показателей статистики ЖКХ
Характеристика жилищных условий включает показатели: жилищный фонд, его движение, капитальный ремонт и реконструкция, благоустройство жилищного фонда, обеспеченность населения жильем. Рассмотрим состав перечисленных групп показателей.
- 1. Жилищный фонд:
- 1) общая площадь жилищного фонда, кв. м;
- 2) жилая площадь, кв. м;
- 3) удельный вес жилой площади в общей, %;
- 4) общее число квартир — всего (единиц), в том числе отдельных, коммунальных;
- 5) распределение квартир по числу комнат, %;
- 6) распределение квартир по среднему размеру, %;
- 7) распределение жилищного фонда по принадлежности (муниципальный фонд, ведомственный, общественный, частный), %;
- 8) распределение жилищного фонда по времени постройки, %;
- 9) распределение жилищного фонда по степени износа, %.
- Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений, независимо от форм собственности, включая жилые дома, специальные дома (общежития, приюты, дома маневренного фонда, специализированные дома для одиноких престарелых, детские Дома, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов, интернаты при школах, школы-интернаты специализированные), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодных для проживания.
Жилой площадью считается площадь жилых комнат в жилых Домах и помещениях.
Общая (полезная) площадь определяется как сумма площадей жилых и подсобных помещений, расположенных внутри квартир: кухонь, передних, внутриквартирных коридоров, санузлов, ванных или душевых, гардеробных комнат, кладовых, встроенных шкафов, а также мансард, мезонинов, крытых лоджий, веранд, отапливаемых и пригодных для проживания. В общежитиях к подсобным помещениям, кроме перечисленных, относятся помещения культурно- бытового назначения и медицинского обслуживания.
При оценке комфортабельности жилищного фонда имеет значение соотношение жилой и общей площадей: высокий удельный вес жилой площади свидетельствует о низкой комфортабельности жилища, низкий — может свидетельствовать как о плохой планировке, недостаточности жилой площади, так и о высокой комфортабельности жилищного фонда.
Жилищный фонд учитывается по типам жилых помещений. Статистика выделяет следующие типы жилых помещений: индивидуальный дом, отдельная квартира, общая (коммунальная) квартира, общежитие рабочих, служащих, учащихся, дом-интернат для престарелых и инвалидов, детский дом и т.д., прочие институционные учреждения, другое жилое помещение, отсутствие дома.
- Учет жилищного фонда ведется по видам собственности:
- * частный жилищный фонд — фонд, находящийся в собственности граждан, и фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), в том числе жилищно-строительных кооперативов (ЖСК);
- * государственный жилищный фонд — ведомственный федеральный и ведомственный республиканский (в составе России), краевой, областной, жилищный фонд городов Москвы и Санкт-Петербурга;
- * муниципальный жилищный фонд — фонд, находящийся в собственности района, города, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;
- * общественный жилищный фонд — фонд, состоящий в собственности общественных объединений;
- * жилищный фонд в коллективной собственности — фонд, находящийся в совместной или долевой собственности различных субъектов, частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.
Жилищный фонд может группироваться и по типам расселения: жилищный фонд с поквартирным расселением, жилищный фонд в домах коридорного типа, общежитиях коечного типа, жилищный фонд в бараках, подвалах и полуподвалах.
Очевидно, что такая группировка скорее отражает мрачную картину распределения жилищного фонда в недавнем прошлом и может быть не вполне актуальна для настоящего.
С этих позиций интереснее в жилищном фонде выделять площадь квартир с улучшенной планировкой и т. д.
- 2. Движение жилищного фонда:
- 1) убыль жилищного фонда, всего, кв. м:
- в том числе по причинам выбытия:
- * по ветхости и аварийности;
- * от стихийных бедствий;
- * в связи с переоборудованием жилых помещений под нежилые;
- * в связи с реконструкцией и отводом земель под новое строительство;
- 2) жилищное строительство:
- * ввод жилья (общая площадь, жилая площадь, кв. м);
* число построенных квартир — всего, ед., в том числе с количеством комнат: одна, две, три и т. д.;
- * средний размер построенных квартир, кв. м;
- * ввод жилья по источникам финансирования, кв. м;
- * структура нового жилищного строительства по этажности, %:
- * ввод в действие жилых домов по формам собственности;
- * ввод в действие жилых домов в городской и сельской местностях;
- * ввод в действие домов-интернатов для престарелых, инвалидов и детей-инвалидов.
- 3. Капитальный ремонт и реконструкция жилищного фонда:
- 1) капитальный ремонт, кв. м общей площади;
- 2) реконструкция жилищного фонда, кв. м;
- 3) источники финансирования капитального ремонта,
- реконструкции жилищного фонда.
Эта система показателей особенно актуальна для городов с большим удельным весом жилищного фонда дореволюционной постройки. Капитальный ремонт жилищного фонда показывается в целом (отремонтировано всего, кв. м) и отдельно по принадлежности: государственный жилищный фонд, муниципальный жилищный фонд и т. д.
- 4. Благоустройство жилищного фонда:
- 1) жилая площадь, оборудованная водопроводом, канализацией, центральным отоплением, горячим водоснабжением, газом, напольными электрическими плитами, ванными, душем, % ко всей площади жилищного фонда;
- 2) % жилых домов с мусоропроводом;
- 3) % квартир с телефонами.
- 5. Обеспеченность населения жильем:
1) жилая площадь в среднем на одного проживающего, кв. м/чел.;
2) общая площадь в среднем на одного проживающего, кв. м/чел.;
- 3) численность населения, проживающего:
- * в отдельной квартире;
- * в коммунальной квартире;
- * в отдельном доме или его части:
- * в общежитии;
- 4) то же в % ко всем жителям;
- 5) средняя площадь отдельной квартиры, кв. м/квартира;
- 6) среднее число жителей на одну комнату, чел./комната;
- 7) число домохозяйств, состоящих на учете для получения муниципального жилья (абсолютное и в % к общему числу домохозяйств);
- 8) число семей беженцев и вынужденных переселенцев, нуждающихся в жилье.
В этой связи недостаточно знать средний показатель обеспеченности жилой площадью в стране или регионе, нужно располагать распределением жителей по значениям этого показателя. С этой целью используется следующая группировка по размерам жилой площади на одного жителя (кв. м/чел.): до 5; 5,1—7,0; 7,7—9,0; 9,1—11,0; 11.1—13.0; 13,1—15,0; 15,1—20,0:20,1 и более.
Для международных сравнений жилищных условий чаще используется показатель «общая площадь в среднем на одного проживающего».
Жилищные условия характеризуются не только тем, сколько квадратных метров приходится на одного человека, но и изолированностью жилища.
Это качество жилищных условий определяется показателями 3 и 6 из приведенного ранее перечня по обеспеченности населения жильем. Показатель 3 отражает распределение жителей по типам жилых помещений.
Для наших условий наиболее распространенным типом благоустроенного жилища является отдельная квартира в многоквартирном доме.
Комфортабельность жилища достигается при по квартирном расселении, когда число комнат составляет величину (n + 1), где п — число членов домохозяйства. Создание таких условий является Мной из первостепенных задач жилищной политики в нашей стране.
- Для управления, разработки стратегии развития региона или федерации в целом важно иметь данные по отдельным территориям — субъектам федерации целесообразно, применив методы вариационного анализа, установить регион с минимальной и максимальной обеспеченностью жильем, измерить величину различий между ними, рассчитать среднее отклонение от средней обеспеченности жильем по стране, установить различия в жилищных условиях в городе и на селе, в больших и малых городах.
- Кроме показателей обеспеченности жильем и распределения по типам жилища е государственной статистике для характеристики жилищных условий используются показатели распределения проживающих по времени постройки домов.
- Показатели финансового состояния отрасли ЖКХ.
- Показатели обслуживания и финансирования жилищного фонда имеют особое значение для проведения жилищно-коммунальных реформ и обеспечения достойного уровня жизни населения. К показателям этой группы относятся:
- * удельный вес расходов на содержание жилищного фонда и коммунальные услуги в общей величине расходов бюджета административной единицы, %:
- * количество семей, получающих субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг;
- * то же, в процентах к общему количеству семей, проживающих на данной территории,
- * удельный вес расходов на содержание жилищного фонда в общей сумме расходов населения, %;
- * удельный вес личных расходов населения по содержанию жилья в общей стоимости предоставления жилищных услуг %;
- * индексы стоимости жилищных услуг.
Превращение жилищно-коммунального хозяйства в безубыточный сектор экономики возможно только за счет полного покрытия издержек жилищно-коммунальной сферы соответствующими платежами населения.
В переходный период важно обеспечить социальную поддержку низкодоходных слоев населения.
Поэтому в рамках жилищно-коммунальной реформы большое значение имеет программа жилищных субсидий (компенсаций) по оплате жилья и коммунальных услуг.
Предельно допустимый расход семьи на оплату жилья представляет новый для нашей страны социальный стандарт. Его принятие означает проведение политики социальной защиты в жилищно-коммунальной области малообеспеченных граждан. Введенная система субсидий является заявительной.
В муниципальных образованиях применяется следующая система показателей. (таблица 2)
Таблица 2 — показатели, характеризующие состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований.
Показатель | Характеристика |
Блок 1 Жилищное хозяйство | |
1.1 Удельный вес, не относящегося к категории ветхого и аварийного жилья, в % от общей площади жилищного фонда муниципалитета | Ветхость жилищного фонда ведет к росту непроизводительных потерь ресурсов и в целом снижает комфортность проживания. Кроме того, наличие ветхого и аварийного жилья свидетельствует не только о недостаточных темпах жилищного строительства, но и о неэффективной деятельности организаций, занимающихся его содержанием и управлением. |
1.2 жилищный фонд, оборудованный всеми видами благоустройства (водоснабжением, канализацией, отоплением, газом или электроплитами), в % от его общей площади. | Одной из стратегических задач государственной политики в сфере ЖКХ является полное обеспечение населения всеми видами коммунальных услуг нормативного качества. В связи с этим благоустройство является одним из ключевых показателей, характеризующих общий уровень развития ЖКХ территории. |
1.3 Многоквартирные дома, находящиеся под управлением частных управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, в % от их общего количества. | В современных условиях рыночных преобразований ликвидация государственного монополизма является одним из приоритетов реформирования отрасли. В свою очередь, внедрение прогрессивных форм управления жилищным фондом, развитие конкуренции между организациями, занимающимися содержанием многоквартирных домов, позволит не только повысить качество предоставления услуг, но и является фактором, способствующим развитию инициативы собственников жилья. |
Блок 2, Коммунальное хозяйство (отрасли ресурсоснабжения) | |
2.1 Доля коммунальных сетей, не нуждающихся в замене, в % от общей протяженности | Показатель характеризует техническое состояние коммунальной инфраструктуры муниципалитета. Наличие сетей, отслуживших нормативные сроки эксплуатации, ведет к высокой аварийности, снижению качества предоставления услуг. |
2.2 Потери ресурсов в сетях, % | Высокие непроизводительные потери ресурсов является следствием износа инженерной инфраструктуры, технологической отсталости, наличия несанкционированных подключений к сетям. В свою очередь, в развитых странах мира, где использутся современные технологии при производстве и транспортировке ресурсов данные потери не превышают 3-4%. |
2.3 Объем коммунальных ресурсов, отпускаемых на основе приборов учета, в % от общего их потребления | Требования современного законодательства подразумевает полный переход к расчетам за потребленные коммунальные ресурсы в соответствии с показаниями приборов учета. Их установка позволяет, с одной стороны, снизить затраты потребителя на оплату услуг, а с другой — является стимулом для предприятий к повышению эффективности их производственной деятельности. |
Блок 3. Благоустройство территории | |
3.1 Доля освещенных улиц, проездов, набережных, % в их общей протяженности | Данный показатель позволяет оценить уровень обеспеченности потребителей муниципального образования услугами уличного освещения. |
3.2 Доля свалок твердых бытовых отходов (ТБО), на которых организован учет утилизируемых отходов, в % от общего их количества | Позволяет оценить качество работ, связанных с утилизацией отходов. Наличие несанкционированных свалок, отсутствие на них системы учета не позволяет проводить захоронения ТБО с соответствии с утвержденными санитарными правилами |
Блок 4. Финансовые процессы в ЖКХ | |
4.1 Уровень собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги, % | Полная собираемость платежей за услуги является необходимым условием функционирования предприятий ЖКХ, успешности реализации производственных и инвестиционных программ, что особенно актуально в связи с ликвидацией бюджетного дотирования и перекрестного субсидирования. |
4.2 Доля прибыльных организаций ЖКХ, в % от их общего количества | Обобщающий показатель, в целом характеризующий эффективность производственной деятельности организаций ЖКХ муниципального образования. |
4.3 Отношение дебиторской задолженности предприятий к стоимости оказанных жилищно-коммунальных услуг, % | Наличие большой дебиторской задолженности организаций ЖКХ ограничивает их возможности по привлечению кредитных ресурсов и прочего заемного финансирования, порождает высокие риски, связанные с инвестированием. При этом оптимальным признается уровень дебиторской задолженности, который не превышает 5% от стоимости оказанных услуг. |
Источник: /studbooks.net/1994713/ekonomika/sistema_pokazateley_statistiki
Приказ госстроя рф от 11.12.97 n 17-132 1. анализ состояния жкх города (муниципального образования)
Анализ проводится с целью определения направлений совершенствования системы управления ЖКХ города, уточнения действительного состояния основных фондов города (муниципального образования), системы финансирования, а также в целях перспективной оценки объемов и стоимости работ для подготовки инвестиционных проектов и планирования источников финансирования работ по реформированию ЖКХ. Анализ состояния ЖКХ города (муниципального образования) представляет материал объемом 15 — 20 страниц. Анализируется система управления и финансирование жилищно — коммунального хозяйства города по трем источникам:
— бюджетные средства, средства населения, заемные средства; социально — экономическое положение в городе; вопрос возможности выделения затрат на ЖКХ отдельной строкой в бюджете для анализа хода реформы и оценки уровня жизни населения.
При этом важно оценить, вводятся ли в доходную часть бюджета дополнительные источники: арендная плата, налог на содержание жилого фонда, налог на имущество и др.
Даются предварительные выводы об эффективности финансирования жилищно — коммунального хозяйства.
Отдельно оцениваются средства населения, тарифы и фактические затраты на оплату жилья и коммунальных услуг, предельный уровень оплаты жилья и коммунальных услуг населением, сложившиеся затраты и уровни оплаты, структура себестоимости и платежа населения. По предприятиям приводятся и анализируются данные в разрезе структуры затрат при оказании услуг ЖКХ. Анализ позволяет сделать вывод относительно возможностей оплаты жилья и коммунальных услуг населением, доля его участия в оплате расходов на ЖКХ в реально складывающихся условиях. Далее рассматриваются, отдельно и более подробно, подотрасли ЖКХ, наиболее сильно влияющие на формирование цен по содержанию и обслуживанию жилого фонда (жилищные предприятия, предприятия водоснабжения и теплоснабжения). Главными объектами анализа должны стать тарифы на услуги подотраслей, техническое состояние объектов и сетей (инженерной инфраструктуры) с точки зрения возможного снижения затрат на производство услуг и, соответственно, стоимости их предоставления, обоснованность тарифов, целесообразность развития альтернативного их предоставления с целью создания конкуренции, обеспечивающей снижение цен и повышение качества услуг. Для систематизации данных они могут быть представлены в виде таблиц в своих разделах по следующим макетам:
1.1. Финансирование и динамика изменения финансирования по годам
Анализ необходим для оценки двух процессов: снижение дотирования и снижение затрат на производство услуг.
Год | Расчет потребности | План (принято) | Факт | Срок получения |
1995 | ||||
1996 | ||||
1997 |
ТАРИФЫ И ФАКТИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ НА ОПЛАТУ ЖИЛЬЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ ЖИЛИЩНОМ ФОНДЕ
Вид услуг | Тарифы на единицу услуги, руб. | Фактические затраты на квартиру, руб. | Из них оплачивается |
населением | местным бюджетом, предприятием, руб. | ||
руб. | % | ||
Содержание жилья | |||
Лифт | |||
Уборка лестниц | |||
Вывоз ТБО | |||
Колл. антенна |
Стоимость предоставления услуг, предельный уровень платежей населения, соотношения с себестоимостью производства услуг Установленный уровень оплаты населением жилья и коммунальных услуг составил __%. Средние сложившиеся тарифы на различные виды ЖКУ и затраты по их предоставлению:
Вид затрат | Тариф | Себестоимость | % |
Техобслуживание жилья, руб. за 1 кв. м |
Источник: /referent.ru/1/27857?article=h7707