Мы перечислим самые популярные причины аварий автомобилей на дорогах и расскажем как обезопасить себя от них.
1. Нарушение ПДД
Самая «популярная» причина возникновения дорожно-транспортных происшествий это нарушение правил дорожного движения. Чаще всего встречаются:
- Несоблюдение скоростного режима. Повсеместно можно наблюдать ситуацию, когда автомобиль несётся со скоростью явно больше 100 км/ч, а установленное ограничение – 60 км/ч, что учитывая состояние многих дорог достаточно часто заканчивается аварией. Наша статья про определение скорости при ДТП.
- Несоблюдение, а часто сознательное игнорирование правил проезда перекрёстков также случается часто, несмотря на большое количество заданий на эту тему в экзаменационных билетах по ПДД.
- Выезд на встречную полосу и проезд на красный – тише едешь дальше будешь это как раз про эти нарушения.
- Внезапное изменение траектории движения, что часто усугубляется неиспользованием поворотников.
- Несоблюдение дистанции – не только увеличивает риск не успеть затормозить, но и сильно раздражает большинство автомобилистов.
2. Неисправности ТС
Статистически вследствие технической неисправности транспортных средств случается сравнительно немного дорожно-транспортных происшествий, но их последствия зачастую достаточно серьёзные. Наибольшую опасность представляют:
- нарушение герметичности гидравлического, пневматического или пневмогидравлического тормозного привода;
- несоответствие эффективности работы тормозной системы государственным стандартам;
- превышение максимально допустимого суммарного люфта рулевого управления (у легковых автомобилей, к примеру – не больше 10 градусов);
- наличие не предусмотренных конструктивно перемещений узлов и деталей системы рулевого управления;
- неисправность системы усиления рулевого управления;
- неисправность внешних осветительных приборов;
- недостаточная для должного сцепления с дорожным покрытием высота протекторов шин;
- повреждения шин;
- нарушение герметичности системы питания двигателя;
- неисправности в системе вывода отработавших газов.
3. Неуважение
Неуважение на дороге – явление распространённое, водители, управляющие дорогими автомобилями свысока смотрят на владельцев моделей подешевле, причем и те, и другие игнорируют мотоциклистов, велосипедистов и пешеходов. Частые причины ДТП из-за проявления неуважения к участникам движения:
- проезд перекрёстков не по правилам, а по принципу «чья тачка круче, тот и первый»;
- лихачество;
- «Незамеченные» мотоциклисты, велосипедисты и пешеходы.
4. Дороги
По причине плохого состояния дорог происходит даже больше дорожно-транспортных происшествий, чем вследствие технических неисправностей самих транспортных средств. Часто встречающиеся дефекты дорожного покрытия и систем управления движением, приводящие к аварийным ситуациям:
- Ямы, рытвины, трещины на дорожном покрытии – налетев на хорошую выбоину легко можно самому того не желая оказаться на встречной полосе.
- Открытые канализационные колодцы, люки, отклоняющиеся от уровня дорожного покрытия больше максимально допустимых 2 см.
- Неисправность светофоров.
5. Переход проезжей части дороги в неустановленном месте
Концентрируя своё внимание на правах, многие часто забывают про обязанности, которые есть и у пешеходов.
Особенно часто забывают про запрет выходить на проезжую часть дорог, не убедившись перед этим в отсутствие опасности как для себя, так и других участников движения также запрещается внезапно выходить на дорогу из-за объекта, ограничивающего обзор водителям транспортных средств.
Особенно часто наезды на пешеходов, переходящих проезжую часть в неустановленном месте в ночное время суток, что связано с плохим освещением многих улиц, а также по причине отсутствия на одежде пешеходов светоотражающих элементов, ношение которых настоятельно рекомендуется правилами дорожного движения.
6. Неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке
Причиной дорожно-транспортного происшествия также может быть неготовность одного или нескольких участников движения постоянно отслеживать ситуацию на дороге и в случае необходимости быстро и решительно действовать. Опасность многократно возрастает при непредсказуемом поведении участника движения – это усложняет планирование своих действий и предугадывание изменения ситуации другим водителям.
7. Неблагоприятные погодные условия: туман, гололёд, дождь, снегопад
Сложные метеорологические условия приводят к снижению дальности обзора, изменению поведения автомобиля, увеличению тормозного пути и многим другим нежелательным эффектам, которые могут привести к возникновению аварийной ситуации.
Опасности тумана:
- Снижение дальности обзора.
- Искажение восприятия реального расстояния до объекта.
- Искажение всего спектра цветов, кроме красного.
- Следует помнить, что в условиях тумана дальний свет совершенно бесполезен.
В случае гололёда актуальными советами будут:
- Начинать движение желательно по возможности плавно, без пробуксовки.
- Торможение также должно быть плавным, без выключения сцепления, при переходе на пониженную передачу рекомендуется избегать резких скачков оборотов двигателя.
- Передачи переключать желательно быстро, но плавно.
Опасности сильных дождей:
- Снижение видимости.
- Повреждение дорожных знаков.
- Размыв самого полотна дороги.
- Сопутствующее дождю загрязнение фар, поворотников и стоп-сигналов.
- Уменьшение сцепления колёс с поверхностью дороги.
- Аквапланирование – отрыв от поверхности дороги одного и больше колёс вследствие возникновения между протектором и дорожным покрытием водной прослойки, что приводит к практически полной потере управляемости.
Провоцирующие ДТП факторы при снегопадах:
- Уменьшение дальности видимости.
- Снижение сцепления колёс с дорожным покрытием.
- Мягкая, скрытая слоем снега обочина – возможен занос с последующим опрокидыванием.
- Скрытые снегом дефекты дорожного покрытия, рельсы и другие препятствия.
- Обледенение фар, стоп-сигналов, поворотников и лобового стекла.
- Сложность выбора безопасной скорости движения и расстояния до остальных участников движения.
Другие причины ДТП
К дорожно-транспортным происшествиям также может приводить неопытность водителя, или возвращение к вождению после длительного перерыва – к примеру, водительское удостоверение получено заранее, лет за 7–8, а то и больше до покупки собственного автомобиля. Полученное за взятку водительское удостоверение также не добавляет безопасности дорожному движению. Неожиданное ухудшение здоровья и неотложные состояния, наступившие во время поездки у водителя, также с высокой вероятностью окончатся ДТП.
Статистика
Практически в 85% случаев причиной дорожно-транспортных происшествий является нарушение водителями правил дорожного движения, а именно:
- 25% по причине нарушения скоростного режима.
- 15% из-за неправильного проезда перекрёстков.
- 10% занимает выезд на встречную полосу.
Узнать, когда можно садиться за руль после алкоголя вы можете из нашей статьи.
На вождение транспортных средств, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения приходится 5,9% дорожно-транспортных происшествий:
- По вине пешеходов происходит около 20% ДТП.
- Плохое состояние дорог и улиц также приводит к 20% ДТП.
- Эксплуатация технически неисправных транспортных средств занимает меньше 1% .
Сумма превышает 100% по причине того, что причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия во многих случаях было сочетание нескольких факторов.
Источник: /automethod.ru/na-doroge/dtp/7-osnovnyx-prichin.html
1. Классификация аварий и катастроф. Статистика арий и катастроф
Классификация
аварий и катастроф в зависимости от
причин их возникновения
Транспортные
аварии (катастрофы)
могут быть двух видов: происходящие на
производственных объектах, несвязанных
непосредственно с перемещением
транспортных средств (в депо, на станциях,
в портах, на аэровокзалах), и случающиеся
во время их движения. для второго вида
аварий характерны удаленность ЧС от
крупных населенных пунктов, трудность
доставки туда спасательных формирований
и большая численность пострадавших,
нуждающихся в срочной медицинской
помощи.
Пожары и взрывы
— самые распространенные ЧС. Наиболее
часто и, как правило, с тяжелыми социальными
и экономическими последствиями они
происходят на пожаро — и взрывоопасных
объектах.
Это, прежде всего промышленные
предприятия, использующие в производственных
процессах взрывчатые и легко возгораемые
вещества, а также железнодорожный и
трубопроводный транспорт, несущий
наибольшую нагрузку по перемещению
пожаро — и взрывоопасных грузов.
Аварии с выбросом
(угрозой выброса) аварийно химически
опасных веществ (АХОВ)
— это происшествия, связанные с утечкой
вредных химических продуктов в процессе
их производства, хранения, переработки
и транспортировки.
Аварии с выбросом
(угрозой выброса) радиоактивных веществ.
Возникают на радиационно-опасных
объектах: атомных станциях, предприятиях
по изготовлению и переработке ядерного
топлива, захоронению радиоактивных
отходов и др.
Аварии
с выбросом (угрозой выброса) биологически
опасных веществ
— не частое явление, объясняемое,
по-видимому, строгой засекреченностью
работ в этой области и в тоже время
продуманностью мер по предупреждению
возникновения таких ЧС.
Однако, учитывая
тяжесть последствий в случае попадания
биологически опасных веществ в окружающую
среду, такие аварии наиболее опасны для
населения.
Внезапные обрушения
зданий, сооружений
чаще всего происходят не сами по себе,
а вызываются побочными факторами:
большим скоплением людей на ограниченной
площади; сильной вибрацией, вызванной
проходящими Ж/Д составами или большегрузными
автомобилями; чрезмерной нагрузкой на
верхние этажи зданий и т.д.
Аварии на
электроэнергетических системах и
коммунальных системах жизнеобеспечения
редко приводят к гибели людей. Однако
они существенно затрудняют жизнедеятельность
населения (особенно в холодное время
года), могут стать причиной серьезных
нарушений и даже приостановки работы
объектов промышленности и сельского
хозяйства.
Аварии на
промышленных очистных сооружениях
приводят не только к резкому отрицательному
воздействию на обслуживающий персонал
этих объектов и жителей близлежащих
населенных пунктов, но и к залповым
выбросам отравляющих, токсических и
просто вредных веществ в окружающую
среду.
Гидродинамические
аварии
возникают в основном при разрушении
(прорыве) гидротехнических сооружений,
чаще всего плотин. Их последствия —
повреждение и выход из строя гидроузлов,
других сооружений, поражение людей,
затопление обширных территорий.
Классификация
аварий и катастроф по
масштабу:
- аварии планетарного масштаба
- глобального масштаба
- национального
- регионального
- местного
- объектовые аварии
-
Причины аварий и
катастроф: - -конструкционные;
- — производственные;
- -технологические;
- -эксплуатационные;
- -внешнего воздействия;
-
1)природного
характера; -
2)техногенного
характера. -
Классификация
аварий и катастроф по
масштабу:
- аварии планетарного масштаба
- глобального масштаба
- национального
- регионального
- местного
- объектовые аварии
- по тяжести:
-
1) легчайшая (срок
устранения 1-5 суток); -
2) легкая (-//- в
течение 1 года); - 3) средняя (-//-5 лет);
-
4)
тяжелая (до 7 лет); -
5) уничтожительная
(более 50% объекта разрушено- не подлежит
восстановлению) -
Существует
статистика, которая позволяет оценить
риск жизни человека и возможности
возникновения аварии (ЧС).
Вероятностно-статистический
подход основывается на анализе стат.
данных по различным видам аварий и
катастроф.
В нашем государстве
существуют определенные концепции:
1. Мирового масштаба
«Концепция устойчивого развития».
2. «Концепция
приемлемого риска» В РФ R=2,5*1*10-4
в год.
3. «Концепция
оправданного риска» В РФ допускается
гибель 1,7 чел. на 10 000 чел.
В РФ 60 млн чел
рабочего населения(всего 146млн чел.).
Ежегодно гибнет 6 тыс.чел. Пострадавших
270 тыс чел. Проф риск 1*10-3.
-
Профессии наибольшего
риска: -
летчики-испытатели-
2*10-2;военнослужащие- 0,6*10-3; -
шахтеры -4,3*10-3—- в
год.
Аварии на Ж/Д
транспорте: R=1,2*10-6,
рассчитан на 1 км пути. Общее по всей
России 3,8*10-7.На Ж/Д транспорте в период
с 2001-2006 произошло 259000 пожаров, среднее
время 1,5-2 часа maxT=1800
С.
В 2006 году в РФ от
ЧС природного характера погибло примерно
3000 человек, пострадало 200 000 чел, или
12% населения.В РФ сейсмически опасны
12% территории. Подвержено наводнениям
15% территории- в зоне затопления находится
750 городов.
Слабые грунты на 20% территории
РФ, В Новосибирске (Речной вокзал,
гостиница «Новосибирская»). По статистике
30% территории РФ относится к зоне с
суровыми климатическими условиями. 40%
территории находится в зоне мерзлоты.
Оползни на 45% терр-ии РФ.
Инженерную
защиту(усиление элементов конструкции
и технологии) имеет 10% объектов экономики,
а следовательно 90% подвержено ЧС и
авариям и тем более катастрофам.
Автотранспорт
maxTпожара=1200С,
время пожара от 20 минут до 1 часа. Ежегодно
с 2001-2006 год гибнет не менее 30 000 чел ,
за 2006г-36700 чел.
-
Авиация R=2,6*10-7-
самый безопасный вид транспорта. - Причины:
-
-технические ошибки
20-30% -
-ошибки персонала
60-70% -
-неблагоприятное
воздействие внешних факторов и др. до
10%
Источник: /studfile.net/preview/6277869/page:51/
сообщение на тему возможные техногенные аварии в школе.причины и последствия — Школьные Знания.com
Виды техногенных катастроф, их причины и последствия
Техногенная катастрофа — крупная авария, следствие умышленных или неумышленных действий человека (в большинстве случаев), влекущая за собой гибель людей и даже экологическую катастрофу. Одной из особенностей техногенной катастрофы является её случайность.
- Характер техногенной катастрофы зависит от причин, ее вызвавшей; ее масштабов; особенности предприятия, на котором она возникла.
- Объекты могут сами являться потенциальными источниками техногенной катастрофы, а также могут оказаться в зоне действия поражающих факторов техногенной катастрофы, возникшей по независящей от них причинам.
- Специалисты разделяют техногенные катастрофы на 10 типов по характеру объекта и природы происхождения:
- транспортные аварии и катастрофы;
- пожары, взрывы, угрозы взрывов;
- аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ;
- аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ;
- аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ;
- внезапное обрушение зданий, сооружений;
- аварии в электроэнергетических системах;
- аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения; аварии на очистных сооружениях; гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек).
- Возникновение любой техногенной катастрофы вызывается сочетанием действий объективных и субъективных факторов, создающих причинный ряд событий. Непосредственными причинами техногенных катастроф могут быть:
— внешние по отношению к инженерной системе воздействия (стихийные бедствия, военно-диверсионные акции и т.д.
), условия и обстоятельства, связанные непосредственно с данной системой: просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий; некачественное строительство или отступление от проекта; непродуманное размещение производства; технические неисправности, отсутствие на должном уровне содержания зданий и сооружений, оборудования, не приобретаются новые станки и механизмы, взамен устаревших, отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушений режимов эксплуатации;
— человеческий фактор:
нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала; невнимательность, грубейшие нарушения правил эксплуатации техники, транспорта, приборов и оборудования.
Последним, согласно статистике и мнению специалистов, принадлежит главная роль в возникновении техногенных катастроф. По оценке экспертов, человеческие ошибки обусловливают 45% экстремальных ситуаций на АЭС, 60% авиакатастроф и 80% катастроф на море.
К сожалению, количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет. Абсолютной безаварийности не существует. Это происходит в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве.
Последствиями производственных аварий и техногенных катастроф могут быть: большие разрушения промышленных объектов (производственных зданий, сооружений, коммунальных и инженерных сетей), городов (общественных и жилых зданий, коммуникаций), транспортных средств и т.д.; заражение окружающей среды радиоактивными веществами, АХОВ, бактериологическими средствами; уничтожение материальных ценностей.
Источник: /znanija.com/task/32844599
Интервью: Техногенные аварии в современной России: причины и следствия
Вестник МЧС России № 4 2012 г.
– Валерий Александрович, хотим мы того или нет, но человеческое сообщество уже пришло к констатации того, что техногенные аварии и катастрофы конца XX – начала XXI веков по своим последствиям стали сопоставимы со стихийными бедствиями.
– Действительно, в настоящее время техногенные аварии и катастрофы занимают одно из ведущих мест среди катастроф по количеству человеческих жертв.
Данные ООН показывают, что техногенные катастрофы – третьи среди всех видов катастроф по числу погибших. На первом месте гидрометеорологические катастрофы (наводнения, цунами и т. д.
), на втором – геологические (землетрясения, сходы селевых потоков, извержения вулканов и пр.). По количеству техногенные катастрофы уже превышают природные.
Если сравнивать техногенные и природные катастрофы, то стихийные бедствия человечество уже более-менее научилось прогнозировать, а техногенные катастрофы в большинстве случаются внезапно. Техногенной катастрофой принято называть катаклизм, вызванный аномалиями технологических систем.
При этом имеются в виду не только их сбои, неисправности и поломки, но и непредвиденные и нежелательные последствия их штатного функционирования.
Абсолютное большинство техногенных аварий и катастроф в своей основе имеют социальные причины, поскольку технические системы конструируются, изготовляются и управляются людьми и обеспечивают достижение тех или иных социально значимых целей.
Энергетические, ядерные, инфраструктурные, транспортные, космические аварии и катастрофы, в конечном счете, вызываются рассогласованием взаимодействия элементов сложных систем, в создании и функционировании которых задействованы как люди, так и те или иные элементы созданных ими технологий.
– То есть вы настаиваете на своем тезисе о «виновности» человека в собственных бедах?
– Судите сами. Ведь при рассмотрении проблем безопасности на современном этапе необходимо учитывать не только обстоятельства и причины фундаментального характера, связанные с развитием техносферы, но также низкие темпы обновления основных производственных фондов. Старение оборудования, причем во всех отраслях, – серьезная системная техногенная опасность, которая грозит стране.
Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС стала сигналом о том, что необходимо в срочном порядке озаботиться состоянием важнейших технических объектов, требуется по-иному взглянуть на проблемы в области промышленной безопасности.
Россия вошла в ту фазу системного кризиса, в которой негативные тенденции последних лет в экономической, социальной и техногенной сферах начинают приводить к росту числа крупных аварий и катастроф, носящих системный характер.
В этом типе катастроф по мере развития техники все большую роль начинает играть человеческий фактор, который проявляется в инженерных просчетах, ошибках персонала.
Следует отметить, что развитая технологическая инфраструктура способствует усугублению последствий природных катастроф, поскольку даже во время относительно слабых землетрясений многие люди гибнут под обломками зданий и сооружений, а сильные землетрясения приводят к катастрофическим разрушениям сложных технических систем.
Примером этого может служить землетрясение и цунами 11 марта 2011 года, вызвавшее не только массовую гибель людей, но и катастрофическое разрушение инфраструктуры (включая катастрофу на атомной станции Фукусима) на значительной территории Японии.
Можно предположить, что основные усилия в технологическом развитии ХХI века будут направлены именно на достижение безопасности в эксплуатации всей той «второй природы», которую создало человечество. Возрастание размеров и мощи технических систем повышает риск людских, материальных и экологических потерь – такова плата за технологический прогресс.
– Иными словами, создав «вторую природу», мы не придерживаемся инструкций по ее эксплуатации?
– А разве не так? Что мы имеем в России? Наиболее крупные промышленные предприятия в нашей стране созданы более 30–50 лет назад, износ их производственных фондов составляет 80–90%.
Износ технологического оборудования в химическом комплексе составляет более 80%, в металлургии – около 80%.
Около половины магистральных трубопроводов эксплуатируется более 20 лет, а ремонт и замена изношенного оборудования намного отстают от потребности.
Большой общественный резонанс в стране получили аварии на шахтах и гидротехнических сооружениях, авиационные катастрофы, кораблекрушения в море и на внутренних водоемах с человеческими жертвами.
Они ужасны, но еще разрушительнее для всей нашей Россия вошла в ту фазу системного кризиса, в которой негативные тенденции последних лет в экономической, социальной и техногенной сферах начинают приводить к росту числа крупных аварий и катастроф, носящих системный характер.
Крупное оборудование и особо опасные процессы должны находиться под особым контролем – специалисты хорошо понимают, чем грозят такие аварии. Но время не щадит никаких машин – их надо либо заменять, либо останавливать, либо готовиться к авариям, которые со временем обязательно произойдут, если не вкладывать средства.
Нужны очень серьезные меры по ревизии, анализу состояния всей инфра-структуры экономики и национальный проект ее реконструкции. Особое значение приобретает проблема обеспечения защищенности населения страны, критически важных, потенциально опасных, уникальных и технически сложных объектов на требуемом уровне.
Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляется комплекс мер, направленных на прогнозирование и предупреждение ЧС техногенного характера. Вместе с тем качественного улучшения дел в данной области не происходит.
Высокая аварийность на объектах промышленности и в транспортной сфере Российской Федерации обусловлена комплексом взаимосвязанных причин:
• высокий износ оборудования;
• отсутствие современных систем пред-упреждения ЧС, оповещения населения о возможных угрозах;
• нечеткое разграничение сфер ответственности, низкий уровень взаимодействия и координации между органами исполнительной власти на всех уровнях, а также между собственниками потенциально опасных объектов и эксплуатирующими их организациями;
• распределение бюджетных средств по многочисленным и недостаточно увязанным между собой федеральным и региональным целевым программам;
• усиление негативного воздействия антропогенных факторов, системных на-рушений установленных норм и правил эксплуатации потенциально опасных объектов;
• системы предупреждения, оповещения и ликвидации последствий ЧС на потенциально опасных объектах проектируются и устанавливаются организациями, зачастую не обладающими требуемой квалификацией;
• слабая подготовка и низкая трудовая дисциплина персонала потенциально опасных объектов;
• пренебрежение требованиями безопасности собственниками и эксплуатирующими организациями потенциально опасных объектов;
• несоответствие нормативной правовой базы обеспечения безопасности современным условиям.
Источник: /ecfor.ru/publication/tehnogennye-avarii-v-sovremennoj-rossii-prichiny-i-sledstviya/
Авария. Условия возникновения и последствия аварий
- Авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ
- Аварийная ситуация — состояние потенциально опасного объекта, характеризующееся нарушением пределов и (или) условий безопасной эксплуатации, не перешедшее в аварию, при котором все неблагоприятные влияния источников опасности на персонал, население и окружающую среду удерживаются в приемлемых пределах посредством соответствующих технических средств, предусмотренных проектом.
- Аварии, так же, могут входить в разряд катастроф.
Катастрофа (от др.-греч. кбфбуфспцЮ «переворот, ниспровержение; смерть») — происшествие, возникшее в результате природной или техногенной чрезвычайной ситуации, повлёкшее за собой гибель людей или какие-либо непоправимые последствия в истории того или иного объекта.
Классификация катастроф
По уровням сложности объектов:
- § Катастрофы космических объектов (галактик, взрывы звёзд, планет)
- § Катастрофы в геосферах (глобальные катастрофы)
- § земной коре (извержение вулкана, землетрясение)
- § гидросфере (цунами, наводнение, лимнологическая катастрофа)
- § атмосфере (озоновая дыра)
- § магнитосфере
- § Катастрофы в биосфере (резкое вымирание отдельных видов организмов), катастрофизм.
- § Катастрофы социальные (революция, война, террористический акт)
- § Катастрофы техногенные
- § транспортные катастрофы
- § промышленные катастрофы (например, авария на атомной электростанции, нефтепроводе)
- § Катастрофы в жизни людей (личные катастрофы)
- § В современном производстве со сложными технологическими процессами периодически создаются условия, приводящие к неожиданному нарушению работы или выходу из строя машин, агрегатов, коммуникаций, сооружений или их систем. Такие явления принято называть авариями.
- § Техногенная катастрофа — крупная авария, вызвавшая человеческие жертвы.
Причины возникновения аварий:
- § Атмосферные явления (высокой интенсивности)
- § Человеческий фактор
- § Извержения вулканов
- § Землетрясения
- § Загрязнение окружающей среды (экологическая катастрофа)
Ликвидация последствий:
- § Спасение людей
- § Восстановление инфраструктуры
- § Восстановление разрушенных объектов
- § Восстановление окружающей среды
Наиболее опасные последствия аварий — пожары, взрывы, обрушения и аварии на энергоносителях — энергоисточниках, на атомных электростанциях, на химических предприятиях, приводящих к разрушению средств производства. Большинство аварий происходит по вине человеческого фактора. Наиболее частыми последствиями аварий являются пожары и взрывы.
На предприятиях нефтяной, химической и газовой промышленности аварии вызывают загазованность, разлив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей и сильнодействующих ядовитых веществ. Количество аварий на этих предприятиях ежегодно растет.
За последние 30 лет количество аварий увеличилось в 2,5 раза. При этом, количество жертв увеличилось в 6 раз, а экономический ущерб в 11 раз. Такие предприятия наносят колоссальный ущерб окружающей среде.
Причиной аварий могут стать стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании, нарушение технического процесса.
Любая авария или катастрофа не может произойти по какой-то одной причине. Все аварии — это результат действия нескольких причин и совокупности неблагоприятных факторов. Самый частый вариант, это когда ошибки, допущенные при проектировании, взаимодействуют с ошибками, допущенными при монтаже и усугубляются неправильной эксплуатацией.
Условия возникновения и последствия аварий
Вероятность возникновения аварии называется аварийностью. Когда в результате износа, отсутствия ремонта аварийность здания, сооружения, оборудования или транспортного средства превышает определённую норму, говорят, что объект находится на аварийной стадии. Для предотвращения аварии и вывода объекта из аварийной стадии производят профилактический ремонт.
Если авария произошла, состояние объекта называется аварийным состоянием. Ремонт объекта с целью выведения его из аварийного состояния называется аварийным ремонтом. Аварийный ремонт возможен далеко не при всех авариях.
Для смягчения или ликвидации последствия аварии на объектах предусматривается аварийная защита. Она включает в себя комплекс средств и методов, благодаря которым объект либо быстро выводится из аварийного состояния, либо по крайней мере изолируется с целью недопущения нанесения ущерба людям или окружающей среде. Так, в ядерных реакторах предусмотрена аварийная защита ядерного реактора.
- В отличие от аварийной защиты, задачей систем антиаварийной безопасности ставится недопущение аварии вообще.
- Проектной аварией называется прогноз аварийного состояния, осуществлённый на стадии проектировки объекта, с подробным рассмотрением возможных последствий и заложением в конструкцию объекта соответствующих средств аварийной защиты и систем безопасности.
- Для оперативной ликвидации последствий аварии, обеспечения безопасности людей предусматриваются аварийно-спасательные формирования и аварийно-спасательные средства.
- Аварийно-спасательное формирование — самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащённые специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
- Аварийно-спасательные средства — техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.
Авария часто наносит большой ущерб окружающей среде.
Так, аварийное загрязнение водных объектов — загрязнение, возникающее при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создаёт угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также биологическому разнообразию.
Меры по предотвращению аварий:
Главные меры (усилия) человека по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либо локализуют техногенные аварии и катастрофы. В основе таких мер лежит обеспечение надежности технологического процесса.
Основные меры обеспечения надежности функционирования объекта:
- § Выполнение требований государственных стандартов и строительных норм и правил, которые направлены на то, чтобы максимально исключить возможность аварии.
- § Жесткая производственная дисциплина. Точное выполнение технологических процессов. Использование оборудования в строгом соответствии с его техническим назначением.
- § Дублирование и увеличение запасов прочности важнейших элементов производства.
- § Чёткая организация службы инспекции контроля и безопасности.
- § Тщательный подбор кадров, повышение практических знаний в объёме выполняемой работы.
- § Оценка условий производства с точки зрения возможности возникновения аварии.[3]
Источник: /studwood.ru/1445019/bzhd/avariya_usloviya_vozniknoveniya_posledstviya_avariy
Причины и источники техногенных аварий и катастроф
Для современного мира характерным является возрастание масштабов последствий техноген-ных аварий и катастроф (будь то авиационная, железнодорожная или морская) при уменьшении вероятности их реализации.
Например, если в 40-х годах нашего столетия в десятках авиационных катастроф погибали десятки людей, то ныне единичная катастрофа уносит жизни сотен людей. Действительно, опасности техногенного происхождения уже стали в категориях ущерба соизмеримыми с негативными для человека природными явлениями.
Тому есть множество примеров. Так, атмосферные воздействия — смерчи происходят до 700 раз в год. Около 2% из них приносят ущерб, связанный с гибелью в среднем 120 человек и потерей порядка 70 миллионов долларов.
В то же время только в нефтепереработке, по оценкам специалистов, ежегодно случается около 1500 аварий и катастроф, 4% которых сопровождаются потерей 100 -150 человеческих жизней и материальным ущербом до 100 миллионов долларов.
Многие современные потенциально опасные производства спроектированы таким образом, что вероятность крупной аварии на них оценивается величиной порядка 10″4.
Это означает, что из-за неблагоприятного стечения обстоятельств с учетом реальной надежности механизмов, приборов, материалов и человека возможно одно разрушение объекта за 10000 объекто-лет. Если объект единственен, то с очень высокой вероятностью за это время на нем не произойдет крупной аварии.
Если таких объектов 1000, то каждое десятилетие можно ждать разрушения одного из них. И, наконец, если число подобных объектов близко к 10000, то ежегодно один из них статистически может быть источником аварии. В этом обстоятельстве кроется одна из причин обсуждаемых проблем.
Спроектированный по техническим средствам и регламентным требованиям объект, достаточно надежный в условиях малого тиражирования, теряет статистически надежность при массовом воспроизводстве.
Увеличение масштабности последствий происходящих техногенных аварий и катастроф — результат особенностей научно-технического прогресса на современном этапе. Непрерывно продолжает расти энерговооруженность человеческого общества.
Энергонасыщенные и использующие опасные вещества объекты все более концентрируются, Во имя экономических показателей повышается их единичная мощность.
Возрастает давление в разнообразных промышленных аппаратах и транспортных коммуникациях, сеть которых становится все более разветвленной. Только в сфере энергетики ежегодно в мире добывается, транспортируется, хранится и используется около 10 миллиардов тонн условного топлива.
По энергетическому эквиваленту эта масса топлива, способная гореть и взрываться, стала соизмеримой с арсеналом ядерного оружия, накопленного в мире за всю историю его существования.
Рост масштабов и концентрации производства ведет к накоплению потенциальных опасностей.
Об этом можно судить по удельным (либо на душу населения, либо на единицу площади) величинам летальных для человека доз, содержащихся в различных производствах Западной Европы.
Так, по мышьяку эта величина составляет около 0,5 миллиарда доз, по барию — порядка 5 миллиардов, а по хлору — 10 триллионов доз. Эти цифры делают понятной повсеместно выражаемую заботу об обеспечении безопасности в первую очередь химических предприятий.
При выяснении причин и источников техногенных аварий, включая химические, прежде всего нужно оценить технологическое содержание, количественные и качественные характеристики поврежденных мощностей или транспортных средств.
Одновременно необходимо определить конструктивные эргономические отклонения, послужившие причиной аварий из-за несоответствия конструкций промышленных (или транспортных) систем управления анатомическим и физиологическим возможностям человека, В таких ситуациях люди, непосредственно управляющие техническими средствами, вместе с другими участниками производства становятся жертвами заранее спланированных обстоятельств.
Вероятность аварии (риск) как количественная мера реализации опасности целиком определяется надежностью и наблюдаемостью (блокируемостью) производства.
Первичной причиной аварийной ситуации является появление отказа, причем большинство единичных отказов являются событиями марковскими, то есть не зависят от предыстории системы и легко локализуются таким распространенным в химической промышленности способом как блокировка. На практике это означает, что единичный отказ просто приводит к остановке производства. К аварии же ведет накопление единичных отказов.
Вот как описывает этот процесс В.А. Легасов в своей работе «Проблемы безопасного развития техносферы»:
«Обычно аварии предшествует фаза накопления каких-либо дефектов в оборудовании или отклонений от нормальных процедур ведения процесса. Длительность этой фазы может измеряться минутами или сутками. Сами по себе дефекты или отклонения еще не представляют угрозы, но в критический момент они сыграют роковую роль.
Во время бхопальской (в г, Бхопале, Индия, ред.), например, аварии на этой фазе были отключены холодильные устройства на емкости с метилизоциа-натом, разгерметизирована коммуникация, связывающая эту емкость с поглотителем ядовитых газов, отключен факел, предназначенный для их сжигания в аварийных ситуациях.
Перед аварией в Чернобыле также было отключено несколько аварийных защит, а активная зона реактора лишена обязательного минимума стержней, поглощающих нейтроны.
Накопление на этой фазе подобных отклонений от нормы связано либо с не наблюдаемостью работы элементов конструкций и материалов из-за отсутствия необходимых средств диагностики, либо, что бывает гораздо чаще, с тем, что персонал привыкает к такого рода отклонениям — ведь они довольно часты и в подавляющем большинстве случаев не приводят к авариям. Поэтому ощущение опасности притупляется, восстановление нормального состояния приборов и оборудования откладывается, процесс продолжается в опасных условиях.
На следующей фазе происходит какое-либо инициирующее событие, как правило, неожиданное и редкое.
В Бхопале — это попавшее через пропускающую задвижку в емкость с метилизоциатаном небольшое количество воды, вызвавшее экзотермическую реакцию, которая сопровождалась стремительным подъемом температуры и давления метализоцианата.
В Чернобыле — это введение положительной реактивности в активную зону реактора: последовал мгновенный перегрев тепловыделяющих элементов и теплоносителя. В подобных ситуациях у оператора не оказывается ни времени, ни средств для эффективных действий.
Собственно авария происходит на третьей фазе как результат быстрого развития событий. В Бхопале — это открытие обратного клапана и выброс ядовитого газа в атмосферу.
В Чернобыле — разрушение конструкций и здания паровым взрывом, усиленным побочными химическими процессами, и вынос накопившихся радиоактивных газов и части диспергированного топлива за пределы четвертого блока.
Эта последняя фаза была бы невозможной без накопления ошибок на первой стадии».
По-видимому, справедливо утверждение, что в любой сложной системе всегда найдется хотя бы один немарковский отказ, вызывающий множество последующих. Лавинообразный процесс нарастания отказов есть развитие аварийной ситуации в аварию с потерей контроля над системой и переходом ее в пораженное состояние.
На этой стадии система уже не управляема и не может быть восстановлена собственными силами. Причиной возникновения такого положения является ограниченность наблюдаемости за системой. Увеличение наблюдаемости, то есть количество контролируемых параметров и методов их обработки приводит к исключению выявленного немарковского отказа.
Однако всегда можно утверждать, что в этой новой системе будет содержаться и новый потенциально ненаблюдаемый отказ.
Известно, что химическое предприятие как источник повышенной опасности может находиться в двух устойчивых состояниях — нормальном и пораженном. Переход из одного устойчивого состояние в другое происходит через неустойчивое состояние, которое обычно называется аварийной ситуацией.
Состояние предприятия, как и любой сложной системой, можно описать n-мерным вектором в фазовом пространстве. Координатами такого вектора являются параметры технологических процессов Обычно удается указать нижнюю и верхнюю границы параметров, внутри которых процесс протекает устойчиво.
Выход параметров за границы является признаком аварийной ситуации, то есть лотерей устойчивости. Вернуть процесс в прежние границы теперь может только специальная система аварийной защиты. Если это произошло, то аварийная ситуация считается локализованной.
В противном случае объект переходит в новое устойчивое состояние — пораженное, которое характеризуется полной потерей контроля и управления. С этого момента объект сам становится источником поражающих факторов для окружающей среды.
То есть возникает новый n-мерный вектор состояния объекта, координатами которого являются поражающие факторы: ударная волна, тепловое излучение, химическое заражение и т.п. Возможности управления этим вектором, как правило, ограничены и требуют привлечения значительных региональных сил и средств.
Собственно этот вектор и является источником ущерба, особенностью которого является практически полная неконтролируемость в реальном масштабе времени, причем с возрастанием времени от момента возникновения аварийной ситуации до перехода в пораженное состояние неопределенность увеличивается не линейно. В целом же, максимальный размер ущерба определяется количеством энергии и вещества, запасенных в технологических процессах к моменту аварии.
Обширная статистика аварий и катастроф и исследование процессов, связанных с этими явлениями, позволяют достаточно надежно прогнозировать «сценарий» и максимально возможные последствия аварий.
Состояние и рабочая эффективность технических средств (систем предупреждения аварийных ситуаций), структурные недостатки материалов и степень их соответствия требованиям, износ, коррозия и старение конструкций — все это является предметом исследования при выяснении возможных причин аварий и катастроф. Однако не меньшее значение имеет человеческий фактор. Анализ статистических данных показывает, что свыше 60% аварий происходит из-за ошибок персонала. В настоящее время в мире заметно вырос удельный вес аварий, происходящих вследствие неправильных действий обслуживающего персонала. Чаще всего это происходит из-за недостатка профессионализма, а также неумения принимать оптимальные решения в сложной обстановке, в условиях дефицита времени. При психологических перегрузках некоторые специалисты допускают неправильные действия, приводящие к непоправимым последствиям.
Мировой опыт показывает, что для предупреждения аварийных ситуаций необходим комплекс законодательных, экономических и технических мероприятий, который по существу представлял бы неформальную систему управления риском.
Основой такой системы является законодательная инициатива но установлению приемлемого на сегодня уровня риска. Механизм реализации — эффективная налоговая и страховая политика, обеспечивающая экономическое стимулирование снижения уровня риска конкретного предприятия.
Средствами, обеспечивающими требуемый уровень безопасности, являются технические устройства и мероприятия.
Необходимым элементом такой системы является институт государственной сертификации опасных производств по уровню безопасности, причем сертификат является основным документом для определения размера взноса предприятия в страховой фонд. Чем больше величина риска,. Тем больше и взнос в страховой фонд. Возмещение убытков из-за аварий ведется только через этотфонд. Он мог являться и источником финансирования крупных отраслевых программ по снижению уровня риска.
Источник: /megaobuchalka.ru/7/38055.html