Статистика аварий и катастроф: причины и последствия

Мы перечислим самые популярные причины аварий автомобилей на дорогах и расскажем как обезопасить себя от них.

1. Нарушение ПДД

Самая «популярная» причина возникновения дорожно-транспортных происшествий это нарушение правил дорожного движения. Чаще всего встречаются:

  • Несоблюдение скоростного режима. Повсеместно можно наблюдать ситуацию, когда автомобиль несётся со скоростью явно больше 100 км/ч, а установленное ограничение – 60 км/ч, что учитывая состояние многих дорог достаточно часто заканчивается аварией. Наша статья про определение скорости при ДТП.
  • Несоблюдение, а часто сознательное игнорирование правил проезда перекрёстков также случается часто, несмотря на большое количество заданий на эту тему в экзаменационных билетах по ПДД.
  • Выезд на встречную полосу и проезд на красный – тише едешь дальше будешь это как раз про эти нарушения.
  • Внезапное изменение траектории движения, что часто усугубляется неиспользованием поворотников.
  • Несоблюдение дистанции – не только увеличивает риск не успеть затормозить, но и сильно раздражает большинство автомобилистов.

2. Неисправности ТС

Статистически вследствие технической неисправности транспортных средств случается сравнительно немного дорожно-транспортных происшествий, но их последствия зачастую достаточно серьёзные. Наибольшую опасность представляют:

  • нарушение герметичности гидравлического, пневматического или пневмогидравлического тормозного привода;
  • несоответствие эффективности работы тормозной системы государственным стандартам;
  • превышение максимально допустимого суммарного люфта рулевого управления (у легковых автомобилей, к примеру – не больше 10 градусов);
  • наличие не предусмотренных конструктивно перемещений узлов и деталей системы рулевого управления;
  • неисправность системы усиления рулевого управления;
  • неисправность внешних осветительных приборов;
  • недостаточная для должного сцепления с дорожным покрытием высота протекторов шин;
  • повреждения шин;
  • нарушение герметичности системы питания двигателя;
  • неисправности в системе вывода отработавших газов.

3. Неуважение

Неуважение на дороге – явление распространённое, водители, управляющие дорогими автомобилями свысока смотрят на владельцев моделей подешевле, причем и те, и другие игнорируют мотоциклистов, велосипедистов и пешеходов. Частые причины ДТП из-за проявления неуважения к участникам движения:

  • проезд перекрёстков не по правилам, а по принципу «чья тачка круче, тот и первый»;
  • лихачество;
  • «Незамеченные» мотоциклисты, велосипедисты и пешеходы.

4. Дороги

По причине плохого состояния дорог происходит даже больше дорожно-транспортных происшествий, чем вследствие технических неисправностей самих транспортных средств. Часто встречающиеся дефекты дорожного покрытия и систем управления движением, приводящие к аварийным ситуациям:

  • Ямы, рытвины, трещины на дорожном покрытии – налетев на хорошую выбоину легко можно самому того не желая оказаться на встречной полосе.
  • Открытые канализационные колодцы, люки, отклоняющиеся от уровня дорожного покрытия больше максимально допустимых 2 см.
  • Неисправность светофоров.

5. Переход проезжей части дороги в неустановленном месте

Концентрируя своё внимание на правах, многие часто забывают про обязанности, которые есть и у пешеходов.

Особенно часто забывают про запрет выходить на проезжую часть дорог, не убедившись перед этим в отсутствие опасности как для себя, так и других участников движения также запрещается внезапно выходить на дорогу из-за объекта, ограничивающего обзор водителям транспортных средств.

Особенно часто наезды на пешеходов, переходящих проезжую часть в неустановленном месте в ночное время суток, что связано с плохим освещением многих улиц, а также по причине отсутствия на одежде пешеходов светоотражающих элементов, ношение которых настоятельно рекомендуется правилами дорожного движения.

6. Неумение ориентироваться в сложной дорожной обстановке

Причиной дорожно-транспортного происшествия также может быть неготовность одного или нескольких участников движения постоянно отслеживать ситуацию на дороге и в случае необходимости быстро и решительно действовать. Опасность многократно возрастает при непредсказуемом поведении участника движения – это усложняет планирование своих действий и предугадывание изменения ситуации другим водителям.

7. Неблагоприятные погодные условия: туман, гололёд, дождь, снегопад

Сложные метеорологические условия приводят к снижению дальности обзора, изменению поведения автомобиля, увеличению тормозного пути и многим другим нежелательным эффектам, которые могут привести к возникновению аварийной ситуации.

Опасности тумана:

  • Снижение дальности обзора.
  • Искажение восприятия реального расстояния до объекта.
  • Искажение всего спектра цветов, кроме красного.
  • Следует помнить, что в условиях тумана дальний свет совершенно бесполезен.

В случае гололёда актуальными советами будут:

  • Начинать движение желательно по возможности плавно, без пробуксовки.
  • Торможение также должно быть плавным, без выключения сцепления, при переходе на пониженную передачу рекомендуется избегать резких скачков оборотов двигателя.
  • Передачи переключать желательно быстро, но плавно.

Опасности сильных дождей:

  • Снижение видимости.
  • Повреждение дорожных знаков.
  • Размыв самого полотна дороги.
  • Сопутствующее дождю загрязнение фар, поворотников и стоп-сигналов.
  • Уменьшение сцепления колёс с поверхностью дороги.
  • Аквапланирование – отрыв от поверхности дороги одного и больше колёс вследствие возникновения между протектором и дорожным покрытием водной прослойки, что приводит к практически полной потере управляемости.

Провоцирующие ДТП факторы при снегопадах:

  • Уменьшение дальности видимости.
  • Снижение сцепления колёс с дорожным покрытием.
  • Мягкая, скрытая слоем снега обочина – возможен занос с последующим опрокидыванием.
  • Скрытые снегом дефекты дорожного покрытия, рельсы и другие препятствия.
  • Обледенение фар, стоп-сигналов, поворотников и лобового стекла.
  • Сложность выбора безопасной скорости движения и расстояния до остальных участников движения.

Другие причины ДТП

К дорожно-транспортным происшествиям также может приводить неопытность водителя, или возвращение к вождению после длительного перерыва – к примеру, водительское удостоверение получено заранее, лет за 7–8, а то и больше до покупки собственного автомобиля. Полученное за взятку водительское удостоверение также не добавляет безопасности дорожному движению. Неожиданное ухудшение здоровья и неотложные состояния, наступившие во время поездки у водителя, также с высокой вероятностью окончатся ДТП.

Статистика

Практически в 85% случаев причиной дорожно-транспортных происшествий является нарушение водителями правил дорожного движения, а именно:

  • 25% по причине нарушения скоростного режима.
  • 15% из-за неправильного проезда перекрёстков.
  • 10% занимает выезд на встречную полосу.

Узнать, когда можно садиться за руль после алкоголя вы можете из нашей статьи.

На вождение транспортных средств, находясь при этом в состоянии алкогольного опьянения приходится 5,9% дорожно-транспортных происшествий:

  • По вине пешеходов происходит около 20% ДТП.
  • Плохое состояние дорог и улиц также приводит к 20% ДТП.
  • Эксплуатация технически неисправных транспортных средств занимает меньше 1% .

Сумма превышает 100% по причине того, что причиной возникновения дорожно-транспортного происшествия во многих случаях было сочетание нескольких факторов.

Источник: /automethod.ru/na-doroge/dtp/7-osnovnyx-prichin.html

1. Классификация аварий и катастроф. Статистика арий и катастроф

Классификация
аварий и катастроф в зависимости от
причин их возникновения

Транспортные
аварии (катастрофы)
могут быть двух видов: происходящие на
производственных объектах, несвязанных
непосредственно с перемещением
транспортных средств (в депо, на станциях,
в портах, на аэровокзалах), и случающиеся
во время их движения. для второго вида
аварий характерны удаленность ЧС от
крупных населенных пунктов, трудность
доставки туда спасательных формирований
и большая численность пострадавших,
нуждающихся в срочной медицинской
помощи.

Пожары и взрывы
— самые распространенные ЧС. Наиболее
часто и, как правило, с тяжелыми социальными
и экономическими последствиями они
происходят на пожаро — и взрывоопасных
объектах.

Это, прежде всего промышленные
предприятия, использующие в производственных
процессах взрывчатые и легко возгораемые
вещества, а также железнодорожный и
трубопроводный транспорт, несущий
наибольшую нагрузку по перемещению
пожаро — и взрывоопасных грузов.

Аварии с выбросом
(угрозой выброса) аварийно химически
опасных веществ (АХОВ)
— это происшествия, связанные с утечкой
вредных химических продуктов в процессе
их производства, хранения, переработки
и транспортировки.

Аварии с выбросом
(угрозой выброса) радиоактивных веществ.
Возникают на радиационно-опасных
объектах: атомных станциях, предприятиях
по изготовлению и переработке ядерного
топлива, захоронению радиоактивных
отходов и др.

Аварии
с выбросом (угрозой выброса) биологически
опасных веществ
— не частое явление, объясняемое,
по-видимому, строгой засекреченностью
работ в этой области и в тоже время
продуманностью мер по предупреждению
возникновения таких ЧС.

Однако, учитывая
тяжесть последствий в случае попадания
биологически опасных веществ в окружающую
среду, такие аварии наиболее опасны для
населения.

Внезапные обрушения
зданий, сооружений
чаще всего происходят не сами по себе,
а вызываются побочными факторами:
большим скоплением людей на ограниченной
площади; сильной вибрацией, вызванной
проходящими Ж/Д составами или большегрузными
автомобилями; чрезмерной нагрузкой на
верхние этажи зданий и т.д.

Аварии на
электроэнергетических системах и
коммунальных системах жизнеобеспечения
редко приводят к гибели людей. Однако
они существенно затрудняют жизнедеятельность
населения (особенно в холодное время
года), могут стать причиной серьезных
нарушений и даже приостановки работы
объектов промышленности и сельского
хозяйства.

Аварии на
промышленных очистных сооружениях
приводят не только к резкому отрицательному
воздействию на обслуживающий персонал
этих объектов и жителей близлежащих
населенных пунктов, но и к залповым
выбросам отравляющих, токсических и
просто вредных веществ в окружающую
среду.

Гидродинамические
аварии
возникают в основном при разрушении
(прорыве) гидротехнических сооружений,
чаще всего плотин. Их последствия —
повреждение и выход из строя гидроузлов,
других сооружений, поражение людей,
затопление обширных территорий.

Классификация
аварий и катастроф по
масштабу:

  • аварии планетарного масштаба
  • глобального масштаба
  • национального
  • регионального
  • местного
  • объектовые аварии
  • Причины аварий и
    катастроф:
  • -конструкционные;
  • — производственные;
  • -технологические;
  • -эксплуатационные;
  • -внешнего воздействия;
  • 1)природного
    характера;
  • 2)техногенного
    характера.
  • Классификация
    аварий и катастроф по
    масштабу:
  • аварии планетарного масштаба
  • глобального масштаба
  • национального
  • регионального
  • местного
  • объектовые аварии
  1. по тяжести:
  2. 1) легчайшая (срок
    устранения 1-5 суток);
  3. 2) легкая (-//- в
    течение 1 года);
  4. 3) средняя (-//-5 лет);
  5. 4)
    тяжелая (до 7 лет);
  6. 5) уничтожительная
    (более 50% объекта разрушено- не подлежит
    восстановлению)
  7. Существует
    статистика, которая позволяет оценить
    риск жизни человека и возможности
    возникновения аварии (ЧС).
Читайте также:  Вексель: виды, назначение и особенности долговой ценной бумаги

Вероятностно-статистический
подход основывается на анализе стат.
данных по различным видам аварий и
катастроф.

В нашем государстве
существуют определенные концепции:

1. Мирового масштаба
«Концепция устойчивого развития».

2. «Концепция
приемлемого риска» В РФ R=2,5*1*10-4
в год.

3. «Концепция
оправданного риска» В РФ допускается
гибель 1,7 чел. на 10 000 чел.

В РФ 60 млн чел
рабочего населения(всего 146млн чел.).
Ежегодно гибнет 6 тыс.чел. Пострадавших
270 тыс чел. Проф риск 1*10-3.

  • Профессии наибольшего
    риска:
  • летчики-испытатели-
    2*10-2;военнослужащие- 0,6*10-3;
  • шахтеры -4,3*10-3—- в
    год.

Аварии на Ж/Д
транспорте: R=1,2*10-6,
рассчитан на 1 км пути. Общее по всей
России 3,8*10-7.На Ж/Д транспорте в период
с 2001-2006 произошло 259000 пожаров, среднее
время 1,5-2 часа maxT=1800
С.

В 2006 году в РФ от
ЧС природного характера погибло примерно
3000 человек, пострадало 200 000 чел, или
12% населения.В РФ сейсмически опасны
12% территории. Подвержено наводнениям
15% территории- в зоне затопления находится
750 городов.

Слабые грунты на 20% территории
РФ, В Новосибирске (Речной вокзал,
гостиница «Новосибирская»). По статистике
30% территории РФ относится к зоне с
суровыми климатическими условиями. 40%
территории находится в зоне мерзлоты.
Оползни на 45% терр-ии РФ.

Инженерную
защиту(усиление элементов конструкции
и технологии) имеет 10% объектов экономики,
а следовательно 90% подвержено ЧС и
авариям и тем более катастрофам.

Автотранспорт
maxTпожара=1200С,
время пожара от 20 минут до 1 часа. Ежегодно
с 2001-2006 год гибнет не менее 30 000 чел ,
за 2006г-36700 чел.

  1. Авиация R=2,6*10-7-
    самый безопасный вид транспорта.
  2. Причины:
  3. -технические ошибки
    20-30%
  4. -ошибки персонала
    60-70%
  5. -неблагоприятное
    воздействие внешних факторов и др. до
    10%

Источник: /studfile.net/preview/6277869/page:51/

сообщение на тему возможные техногенные аварии в школе.причины и последствия — Школьные Знания.com

Виды техногенных катастроф, их причины и последствия

Техногенная катастрофа — крупная авария, следствие умышленных или неумышленных действий человека (в большинстве случаев), влекущая за собой гибель людей и даже экологическую катастрофу. Одной из особенностей техногенной катастрофы является её случайность.

  • Характер техногенной катастрофы зависит от причин, ее вызвавшей; ее масштабов; особенности предприятия, на котором она возникла.
  • Объекты могут сами являться потенциальными источниками техногенной катастрофы, а также могут оказаться в зоне действия поражающих факторов техногенной катастрофы, возникшей по независящей от них причинам.
  • Специалисты разделяют техногенные катастрофы на 10 типов по характеру объекта и природы происхождения:
  • транспортные аварии и катастрофы;
  • пожары, взрывы, угрозы взрывов;
  • аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ;
  • аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ;
  • аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ;
  • внезапное обрушение зданий, сооружений;
  • аварии в электроэнергетических системах;
  • аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения;  аварии на очистных сооружениях;  гидродинамические аварии (прорывы плотин, дамб, шлюзов, перемычек).
  • Возникновение любой техногенной катастрофы вызывается сочетанием действий объективных и субъективных факторов, создающих причинный ряд событий. Непосредственными причинами техногенных катастроф могут быть:

— внешние по отношению к инженерной системе воздействия (стихийные бедствия, военно-диверсионные акции и т.д.

), условия и обстоятельства, связанные непосредственно с данной системой: просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;  некачественное строительство или отступление от проекта; непродуманное размещение производства;  технические неисправности, отсутствие на должном уровне содержания зданий и сооружений, оборудования, не приобретаются новые станки и механизмы, взамен устаревших, отказы технических систем из-за дефектов изготовления и нарушений режимов эксплуатации;

— человеческий фактор:

нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала;  невнимательность,  грубейшие нарушения правил эксплуатации техники, транспорта, приборов и оборудования.

Последним, согласно статистике и мнению специалистов, принадлежит главная роль в возникновении техногенных катастроф. По оценке экспертов, человеческие ошибки обусловливают 45% экстремальных ситуаций на АЭС, 60% авиакатастроф и 80% катастроф на море.

К сожалению, количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет. Абсолютной безаварийности не существует. Это происходит в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве.

Последствиями производственных аварий и техногенных катастроф могут быть:  большие разрушения промышленных объектов (производственных зданий, сооружений, коммунальных и инженерных сетей), городов (общественных и жилых зданий, коммуникаций), транспортных средств и т.д.;  заражение окружающей среды радиоактивными веществами, АХОВ, бактериологическими средствами;  уничтожение материальных ценностей.

Источник: /znanija.com/task/32844599

Интервью: Техногенные аварии в современной России: причины и следствия

Вестник МЧС России № 4 2012 г.

– Валерий Александрович, хотим мы того или нет, но человеческое сообщество уже пришло к констатации того, что техногенные аварии и катастрофы конца XX – начала XXI веков по своим последствиям стали сопоставимы со стихийными бедствиями.

– Действительно, в настоящее время техногенные аварии и катастрофы занимают одно из ведущих мест среди катастроф по количеству человеческих жертв.

Данные ООН показывают, что техногенные катастрофы – третьи среди всех видов катастроф по числу погибших. На первом месте гидрометеорологические катастрофы (наводнения, цунами и т. д.

), на втором – геологические (землетрясения, сходы селевых потоков, извержения вулканов и пр.). По количеству техногенные катастрофы уже превышают природные.

Если сравнивать техногенные и природные катастрофы, то стихийные бедствия человечество уже более-менее научилось прогнозировать, а техногенные катастрофы в большинстве случаются внезапно. Техногенной катастрофой принято называть катаклизм, вызванный аномалиями технологических систем.

При этом имеются в виду не только их сбои, неисправности и поломки, но и непредвиденные и нежелательные последствия их штатного функционирования.

Абсолютное большинство техногенных аварий и катастроф в своей основе имеют социальные причины, поскольку технические системы конструируются, изготовляются и управляются людьми и обеспечивают достижение тех или иных социально значимых целей.

Энергетические, ядерные, инфраструктурные, транспортные, космические аварии и катастрофы, в конечном счете, вызываются рассогласованием взаимодействия элементов сложных систем, в создании и функционировании которых задействованы как люди, так и те или иные элементы созданных ими технологий.

– То есть вы настаиваете на своем тезисе о «виновности» человека в собственных бедах?

– Судите сами. Ведь при рассмотрении проблем безопасности на современном этапе необходимо учитывать не только обстоятельства и причины фундаментального характера, связанные с развитием техносферы, но также низкие темпы обновления основных производственных фондов. Старение оборудования, причем во всех отраслях, – серьезная системная техногенная опасность, которая грозит стране.

Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС стала сигналом о том, что необходимо в срочном порядке озаботиться состоянием важнейших технических объектов, требуется по-иному взглянуть на проблемы в области промышленной безопасности.

Россия вошла в ту фазу системного кризиса, в которой негативные тенденции последних лет в экономической, социальной и техногенной сферах начинают приводить к росту числа крупных аварий и катастроф, носящих системный характер.

В этом типе катастроф по мере развития техники все большую роль начинает играть человеческий фактор, который проявляется в инженерных просчетах, ошибках персонала.

Следует отметить, что развитая технологическая инфраструктура способствует усугублению последствий природных катастроф, поскольку даже во время относительно слабых землетрясений многие люди гибнут под обломками зданий и сооружений, а сильные землетрясения приводят к катастрофическим разрушениям сложных технических систем.

Примером этого может служить землетрясение и цунами 11 марта 2011 года, вызвавшее не только массовую гибель людей, но и катастрофическое разрушение инфраструктуры (включая катастрофу на атомной станции Фукусима) на значительной территории Японии.

Можно предположить, что основные усилия в технологическом развитии ХХI века будут направлены именно на достижение безопасности в эксплуатации всей той «второй природы», которую создало человечество. Возрастание размеров и мощи технических систем повышает риск людских, материальных и экологических потерь – такова плата за технологический прогресс.

– Иными словами, создав «вторую природу», мы не придерживаемся инструкций по ее эксплуатации?

– А разве не так? Что мы имеем в России? Наиболее крупные промышленные предприятия в нашей стране созданы более 30–50 лет назад, износ их производственных фондов составляет 80–90%.

Износ технологического оборудования в химическом комплексе составляет более 80%, в металлургии – около 80%.

Около половины магистральных трубопроводов эксплуатируется более 20 лет, а ремонт и замена изношенного оборудования намного отстают от потребности.

Большой общественный резонанс в стране получили аварии на шахтах и гидротехнических сооружениях, авиационные катастрофы, кораблекрушения в море и на внутренних водоемах с человеческими жертвами.

Они ужасны, но еще разрушительнее для всей нашей Россия вошла в ту фазу системного кризиса, в которой негативные тенденции последних лет в экономической, социальной и техногенной сферах начинают приводить к росту числа крупных аварий и катастроф, носящих системный характер.

Читайте также:  Экологический туризм: грамотное использование природных ресурсов

Крупное оборудование и особо опасные процессы должны находиться под особым контролем – специалисты хорошо понимают, чем грозят такие аварии. Но время не щадит никаких машин – их надо либо заменять, либо останавливать, либо готовиться к авариям, которые со временем обязательно произойдут, если не вкладывать средства.

Нужны очень серьезные меры по ревизии, анализу состояния всей инфра-структуры экономики и национальный проект ее реконструкции. Особое значение приобретает проблема обеспечения защищенности населения страны, критически важных, потенциально опасных, уникальных и технически сложных объектов на требуемом уровне.

Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляется комплекс мер, направленных на прогнозирование и предупреждение ЧС техногенного характера. Вместе с тем качественного улучшения дел в данной области не происходит.

Высокая аварийность на объектах промышленности и в транспортной сфере Российской Федерации обусловлена комплексом взаимосвязанных причин:

• высокий износ оборудования;
• отсутствие современных систем пред-упреждения ЧС, оповещения населения о возможных угрозах;
• нечеткое разграничение сфер ответственности, низкий уровень взаимодействия и координации между органами исполнительной власти на всех уровнях, а также между собственниками потенциально опасных объектов и эксплуатирующими их организациями;
• распределение бюджетных средств по многочисленным и недостаточно увязанным между собой федеральным и региональным целевым программам;
• усиление негативного воздействия антропогенных факторов, системных на-рушений установленных норм и правил эксплуатации потенциально опасных объектов;
• системы предупреждения, оповещения и ликвидации последствий ЧС на потенциально опасных объектах проектируются и устанавливаются организациями, зачастую не обладающими требуемой квалификацией;
• слабая подготовка и низкая трудовая дисциплина персонала потенциально опасных объектов;
• пренебрежение требованиями безопасности собственниками и эксплуатирующими организациями потенциально опасных объектов;

• несоответствие нормативной правовой базы обеспечения безопасности современным условиям.

Источник: /ecfor.ru/publication/tehnogennye-avarii-v-sovremennoj-rossii-prichiny-i-sledstviya/

Авария. Условия возникновения и последствия аварий

  • Авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемый взрыв и (или) выброс опасных веществ
  • Аварийная ситуация — состояние потенциально опасного объекта, характеризующееся нарушением пределов и (или) условий безопасной эксплуатации, не перешедшее в аварию, при котором все неблагоприятные влияния источников опасности на персонал, население и окружающую среду удерживаются в приемлемых пределах посредством соответствующих технических средств, предусмотренных проектом.
  • Аварии, так же, могут входить в разряд катастроф.

Катастрофа (от др.-греч. кбфбуфспцЮ «переворот, ниспровержение; смерть») — происшествие, возникшее в результате природной или техногенной чрезвычайной ситуации, повлёкшее за собой гибель людей или какие-либо непоправимые последствия в истории того или иного объекта.

Классификация катастроф

По уровням сложности объектов:

  • § Катастрофы космических объектов (галактик, взрывы звёзд, планет)
  • § Катастрофы в геосферах (глобальные катастрофы)
  • § земной коре (извержение вулкана, землетрясение)
  • § гидросфере (цунами, наводнение, лимнологическая катастрофа)
  • § атмосфере (озоновая дыра)
  • § магнитосфере
  • § Катастрофы в биосфере (резкое вымирание отдельных видов организмов), катастрофизм.
  • § Катастрофы социальные (революция, война, террористический акт)
  • § Катастрофы техногенные
  • § транспортные катастрофы
  • § промышленные катастрофы (например, авария на атомной электростанции, нефтепроводе)
  • § Катастрофы в жизни людей (личные катастрофы)
  • § В современном производстве со сложными технологическими процессами периодически создаются условия, приводящие к неожиданному нарушению работы или выходу из строя машин, агрегатов, коммуникаций, сооружений или их систем. Такие явления принято называть авариями.
  • § Техногенная катастрофа — крупная авария, вызвавшая человеческие жертвы.

Причины возникновения аварий:

  • § Атмосферные явления (высокой интенсивности)
  • § Человеческий фактор
  • § Извержения вулканов
  • § Землетрясения
  • § Загрязнение окружающей среды (экологическая катастрофа)

Ликвидация последствий:

  • § Спасение людей
  • § Восстановление инфраструктуры
  • § Восстановление разрушенных объектов
  • § Восстановление окружающей среды

Наиболее опасные последствия аварий — пожары, взрывы, обрушения и аварии на энергоносителях — энергоисточниках, на атомных электростанциях, на химических предприятиях, приводящих к разрушению средств производства. Большинство аварий происходит по вине человеческого фактора. Наиболее частыми последствиями аварий являются пожары и взрывы.

На предприятиях нефтяной, химической и газовой промышленности аварии вызывают загазованность, разлив нефтепродуктов, агрессивных жидкостей и сильнодействующих ядовитых веществ. Количество аварий на этих предприятиях ежегодно растет.

За последние 30 лет количество аварий увеличилось в 2,5 раза. При этом, количество жертв увеличилось в 6 раз, а экономический ущерб в 11 раз. Такие предприятия наносят колоссальный ущерб окружающей среде.

Причиной аварий могут стать стихийные бедствия, дефекты, допущенные при проектировании, нарушение технического процесса.

Любая авария или катастрофа не может произойти по какой-то одной причине. Все аварии — это результат действия нескольких причин и совокупности неблагоприятных факторов. Самый частый вариант, это когда ошибки, допущенные при проектировании, взаимодействуют с ошибками, допущенными при монтаже и усугубляются неправильной эксплуатацией.

Условия возникновения и последствия аварий

Вероятность возникновения аварии называется аварийностью. Когда в результате износа, отсутствия ремонта аварийность здания, сооружения, оборудования или транспортного средства превышает определённую норму, говорят, что объект находится на аварийной стадии. Для предотвращения аварии и вывода объекта из аварийной стадии производят профилактический ремонт.

Если авария произошла, состояние объекта называется аварийным состоянием. Ремонт объекта с целью выведения его из аварийного состояния называется аварийным ремонтом. Аварийный ремонт возможен далеко не при всех авариях.

Для смягчения или ликвидации последствия аварии на объектах предусматривается аварийная защита. Она включает в себя комплекс средств и методов, благодаря которым объект либо быстро выводится из аварийного состояния, либо по крайней мере изолируется с целью недопущения нанесения ущерба людям или окружающей среде. Так, в ядерных реакторах предусмотрена аварийная защита ядерного реактора.

  1. В отличие от аварийной защиты, задачей систем антиаварийной безопасности ставится недопущение аварии вообще.
  2. Проектной аварией называется прогноз аварийного состояния, осуществлённый на стадии проектировки объекта, с подробным рассмотрением возможных последствий и заложением в конструкцию объекта соответствующих средств аварийной защиты и систем безопасности.
  3. Для оперативной ликвидации последствий аварии, обеспечения безопасности людей предусматриваются аварийно-спасательные формирования и аварийно-спасательные средства.
  4. Аварийно-спасательное формирование — самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащённые специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
  5. Аварийно-спасательные средства — техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

Авария часто наносит большой ущерб окружающей среде.

Так, аварийное загрязнение водных объектов — загрязнение, возникающее при залповом сбросе вредных веществ в поверхностные или подземные водные объекты, который причиняет вред или создаёт угрозу причинения вреда здоровью населения, нормальному осуществлению хозяйственной и иной деятельности, состоянию окружающей природной среды, а также биологическому разнообразию.

Меры по предотвращению аварий:

Главные меры (усилия) человека по борьбе с авариями и катастрофами должны быть направлены на их профилактику и предупреждение. Принятые меры либо полностью исключают, либо локализуют техногенные аварии и катастрофы. В основе таких мер лежит обеспечение надежности технологического процесса.

Основные меры обеспечения надежности функционирования объекта:

  • § Выполнение требований государственных стандартов и строительных норм и правил, которые направлены на то, чтобы максимально исключить возможность аварии.
  • § Жесткая производственная дисциплина. Точное выполнение технологических процессов. Использование оборудования в строгом соответствии с его техническим назначением.
  • § Дублирование и увеличение запасов прочности важнейших элементов производства.
  • § Чёткая организация службы инспекции контроля и безопасности.
  • § Тщательный подбор кадров, повышение практических знаний в объёме выполняемой работы.
  • § Оценка условий производства с точки зрения возможности возникновения аварии.[3]

Источник: /studwood.ru/1445019/bzhd/avariya_usloviya_vozniknoveniya_posledstviya_avariy

Причины и источники техногенных аварий и катастроф

Для современного мира характерным является возрастание масштабов последствий техноген-ных аварий и катастроф (будь то авиационная, железнодорожная или морская) при уменьшении ве­роятности их реализации.

Например, если в 40-х годах нашего столетия в десятках авиационных катастроф погибали десятки людей, то ныне единичная катастрофа уносит жизни сотен людей. Дей­ствительно, опасности техногенного происхождения уже стали в категориях ущерба соизмеримыми с негативными для человека природными явлениями.

Тому есть множество примеров. Так, атмосфер­ные воздействия — смерчи происходят до 700 раз в год. Около 2% из них приносят ущерб, связанный с гибелью в среднем 120 человек и потерей порядка 70 миллионов долларов.

В то же время только в нефтепереработке, по оценкам специалистов, ежегодно случается около 1500 аварий и катастроф, 4% которых сопровождаются потерей 100 -150 человеческих жизней и материальным ущербом до 100 миллионов долларов.

Многие современные потенциально опасные производства спроектированы таким образом, что вероятность крупной аварии на них оценивается величиной порядка 10″4.

Читайте также:  Продакт менеджер: человек отвечающий за создание новых продуктов

Это означает, что из-за не­благоприятного стечения обстоятельств с учетом реальной надежности механизмов, приборов, мате­риалов и человека возможно одно разрушение объекта за 10000 объекто-лет. Если объект единственен, то с очень высокой вероятностью за это время на нем не произойдет крупной аварии.

Если таких объектов 1000, то каждое десятилетие можно ждать разрушения одного из них. И, нако­нец, если число подобных объектов близко к 10000, то ежегодно один из них статистически может быть источником аварии. В этом обстоятельстве кроется одна из причин обсуждаемых проблем.

Спроектированный по техническим средствам и регламентным требованиям объект, достаточно на­дежный в условиях малого тиражирования, теряет статистически надежность при массовом воспро­изводстве.

Увеличение масштабности последствий происходящих техногенных аварий и катастроф — ре­зультат особенностей научно-технического прогресса на современном этапе. Непрерывно продолжа­ет расти энерговооруженность человеческого общества.

Энергонасыщенные и использующие опасные вещества объекты все более концентрируются, Во имя экономических показателей повы­шается их единичная мощность.

Возрастает давление в разнообразных промышленных аппаратах и транспортных коммуникациях, сеть которых становится все более разветвленной. Только в сфере энергетики ежегодно в мире добывается, транспортируется, хранится и используется около 10 мил­лиардов тонн условного топлива.

По энергетическому эквиваленту эта масса топлива, способная го­реть и взрываться, стала соизмеримой с арсеналом ядерного оружия, накопленного в мире за всю историю его существования.

Рост масштабов и концентрации производства ведет к накоплению потенциальных опасностей.

Об этом можно судить по удельным (либо на душу населения, либо на единицу площади) величинам летальных для человека доз, содержащихся в различных производствах Западной Европы.

Так, по мышьяку эта величина составляет около 0,5 миллиарда доз, по барию — порядка 5 миллиардов, а по хлору — 10 триллионов доз. Эти цифры делают понятной повсеместно выражаемую заботу об обеспе­чении безопасности в первую очередь химических предприятий.

При выяснении причин и источников техногенных аварий, включая химические, прежде всего нужно оценить технологическое содержание, количественные и качественные характеристики по­врежденных мощностей или транспортных средств.

Одновременно необходимо определить конструктивные эргономические отклонения, послужившие причиной аварий из-за несоответствия конструкций промышленных (или транспортных) систем управления анатомическим и физиологиче­ским возможностям человека, В таких ситуациях люди, непосредственно управляющие технически­ми средствами, вместе с другими участниками производства становятся жертвами заранее спланированных обстоятельств.

Вероятность аварии (риск) как количественная мера реализации опасности целиком определя­ется надежностью и наблюдаемостью (блокируемостью) производства.

Первичной причиной аварийной ситуации является появление отказа, причем большинство единичных отказов являются событиями марковскими, то есть не зависят от предыстории системы и легко локализуются таким распространенным в химической промышленности способом как блоки­ровка. На практике это означает, что единичный отказ просто приводит к остановке производства. К аварии же ведет накопление единичных отказов.

Вот как описывает этот процесс В.А. Легасов в своей работе «Проблемы безопасного развития техносферы»:

«Обычно аварии предшествует фаза накопления каких-либо дефектов в оборудовании или от­клонений от нормальных процедур ведения процесса. Длительность этой фазы может измеряться минутами или сутками. Сами по себе дефекты или отклонения еще не представляют угрозы, но в критический момент они сыграют роковую роль.

Во время бхопальской (в г, Бхопале, Индия, ред.), например, аварии на этой фазе были отключены холодильные устройства на емкости с метилизоциа-натом, разгерметизирована коммуникация, связывающая эту емкость с поглотителем ядовитых газов, отключен факел, предназначенный для их сжигания в аварийных ситуациях.

Перед аварией в Черно­быле также было отключено несколько аварийных защит, а активная зона реактора лишена обяза­тельного минимума стержней, поглощающих нейтроны.

Накопление на этой фазе подобных отклонений от нормы связано либо с не наблюдаемостью работы элементов конструкций и материа­лов из-за отсутствия необходимых средств диагностики, либо, что бывает гораздо чаще, с тем, что персонал привыкает к такого рода отклонениям — ведь они довольно часты и в подавляющем боль­шинстве случаев не приводят к авариям. Поэтому ощущение опасности притупляется, восстановле­ние нормального состояния приборов и оборудования откладывается, процесс продолжается в опасных условиях.

На следующей фазе происходит какое-либо инициирующее событие, как правило, неожиданное и редкое.

В Бхопале — это попавшее через пропускающую задвижку в емкость с метилизоциатаном небольшое количество воды, вызвавшее экзотермическую реакцию, которая сопровождалась стреми­тельным подъемом температуры и давления метализоцианата.

В Чернобыле — это введение положи­тельной реактивности в активную зону реактора: последовал мгновенный перегрев тепловыделяющих элементов и теплоносителя. В подобных ситуациях у оператора не оказывается ни времени, ни средств для эффективных действий.

Собственно авария происходит на третьей фазе как результат быстрого развития событий. В Бхопале — это открытие обратного клапана и выброс ядовитого газа в атмосферу.

В Чернобыле — раз­рушение конструкций и здания паровым взрывом, усиленным побочными химическими процессами, и вынос накопившихся радиоактивных газов и части диспергированного топлива за пределы четвер­того блока.

Эта последняя фаза была бы невозможной без накопления ошибок на первой стадии».

По-видимому, справедливо утверждение, что в любой сложной системе всегда найдется хотя бы один немарковский отказ, вызывающий множество последующих. Лавинообразный процесс на­растания отказов есть развитие аварийной ситуации в аварию с потерей контроля над системой и переходом ее в пораженное состояние.

На этой стадии система уже не управляема и не может быть восстановлена собственными силами. Причиной возникновения такого положения является ограни­ченность наблюдаемости за системой. Увеличение наблюдаемости, то есть количество контролируе­мых параметров и методов их обработки приводит к исключению выявленного немарковского отказа.

Однако всегда можно утверждать, что в этой новой системе будет содержаться и новый по­тенциально ненаблюдаемый отказ.

Известно, что химическое предприятие как источник повышенной опасности может находить­ся в двух устойчивых состояниях — нормальном и пораженном. Переход из одного устойчивого со­стояние в другое происходит через неустойчивое состояние, которое обычно называется аварийной ситуацией.

Состояние предприятия, как и любой сложной системой, можно описать n-мерным вектором в фазовом пространстве. Координатами такого вектора являются параметры технологических процес­сов Обычно удается указать нижнюю и верхнюю границы параметров, внутри которых процесс про­текает устойчиво.

Выход параметров за границы является признаком аварийной ситуации, то есть лотерей устойчивости. Вернуть процесс в прежние границы теперь может только специальная систе­ма аварийной защиты. Если это произошло, то аварийная ситуация считается локализованной.

В про­тивном случае объект переходит в новое устойчивое состояние — пораженное, которое характеризуется полной потерей контроля и управления. С этого момента объект сам становится источником поражающих факторов для окружающей среды.

То есть возникает новый n-мерный вектор состояния объекта, координатами которого являются поражающие факторы: ударная волна, тепловое излучение, химическое заражение и т.п. Возможности управления этим вектором, как правило, огра­ничены и требуют привлечения значительных региональных сил и средств.

Собственно этот вектор и является источником ущерба, особенностью которого является практически полная неконтролируемость в реальном масштабе времени, причем с возрастанием времени от момента возникновения аварийной ситуации до перехода в пораженное состояние неопределенность увеличивается не ли­нейно. В целом же, максимальный размер ущерба определяется количеством энергии и вещества, за­пасенных в технологических процессах к моменту аварии.

Обширная статистика аварий и катастроф и исследование процессов, связанных с этими явле­ниями, позволяют достаточно надежно прогнозировать «сценарий» и максимально возможные по­следствия аварий.

Состояние и рабочая эффективность технических средств (систем предупреждения аварийных ситуаций), структурные недостатки материалов и степень их соответствия требованиям, износ, кор­розия и старение конструкций — все это является предметом исследования при выяснении возможных причин аварий и катастроф. Однако не меньшее значение имеет человеческий фактор. Анализ стати­стических данных показывает, что свыше 60% аварий происходит из-за ошибок персонала. В на­стоящее время в мире заметно вырос удельный вес аварий, происходящих вследствие неправильных действий обслуживающего персонала. Чаще всего это происходит из-за недостатка профессионализ­ма, а также неумения принимать оптимальные решения в сложной обстановке, в условиях дефицита времени. При психологических перегрузках некоторые специалисты допускают неправильные дейст­вия, приводящие к непоправимым последствиям.

Мировой опыт показывает, что для предупреждения аварийных ситуаций необходим комплекс законодательных, экономических и технических мероприятий, который по существу представлял бы неформальную систему управления риском.

Основой такой системы является законодательная ини­циатива но установлению приемлемого на сегодня уровня риска. Механизм реализации — эффектив­ная налоговая и страховая политика, обеспечивающая экономическое стимулирование снижения уровня риска конкретного предприятия.

Средствами, обеспечивающими требуемый уровень безопас­ности, являются технические устройства и мероприятия.

Необходимым элементом такой системы является институт государственной сертификации опасных производств по уровню безопасности, причем сертификат является основным документом для определения размера взноса предприятия в страховой фонд. Чем больше величина риска,. Тем больше и взнос в страховой фонд. Возмещение убытков из-за аварий ведется только через этотфонд. Он мог являться и источником финансирования крупных отраслевых программ по снижению уровня риска.

Источник: /megaobuchalka.ru/7/38055.html

Ссылка на основную публикацию