Статистика фондов: виды учреждений, средства для достижения цели

  • Одним из важнейших компонентов национального богатства являются основные фонды.
  • Основные фонды — произведенные активы, подлежащие использованию неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но нс менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных
  • и нерыночных услуг, для управленческих нужд либо для предоставления другим организациям за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
  • Основные фонды делятся на материальные и нематериальные.

В табл. 2.3 представлена общепринятая классификация основных фондов.

Таблица 23

Классификация основных фондов

Материальные основные фонды Нематериальные основные фонды
  1. Здания;
  2. сооружения;
  3. машины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; жилища;
  4. вычислительная техника, оргтехника; транспортные средства; инструмент;
  5. производственный и хозяйственный инвентарь; рабочий, продуктивный и племенной скот; многолетние насаждения; прочие виды материальных основных фондов
  • Произведения науки, литературы и искусства;
  • программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания;
  • деловая репутация организации (гудвилл)[1]

Основные фонды могут играть разную роль по отношению к предметам труда — активную или пассивную, и соответственно можно говорить об активной и о пассивной части основных фондов. Обычно к пассивным основным фондам относятся земельные участки, здания, сооружения и др.

Однако в ряде отраслей (например, в нефтяной и газовой промышленности) скважины, входящие в группу сооружений, относят к активной части. К активной части основных фондов, непосредственно участвующих в процессе оказания услуг, относится технологическое оборудование и т.д.

Учет основных фондов ведется в натуральном и стоимостном выражении. Натуральные единицы используются для измерения объема определенного вида основных фондов, например количество имеющегося оборудования может быть выражено числом единиц или их общей мощностью, здания — в квадратных метрах площади и т.д.

Сводные данные о наличии и изменении объема основных фондов на уровне предприятия, отрасли, сектора или экономики в целом можно получить только в денежном выражении. Стоимостный учет позволяет определить объем основных фондов, проанализировать их структуру, динамику и степень использования основных фондов.

Основные фонды переносят свою стоимость на готовый продукт постепенно в течение длительного времени, охватывающего несколько

производственно-технологических циклов. Поэтому учет основных средств организован таким образом, чтобы одновременно можно было показать сохранение ими первоначальной вещной формы и постепенную потерю стоимости.

Различают следующие виды стоимостной оценки основных фондов.

Полная первоначальная стоимость — это стоимость объекта на момент ввода его в эксплуатацию. Она остается неизменной в течение всего срока функционирования основных фондов до переоценки или до проведения расширения, модернизации или реконструкции объекта за счет капитальных вложений.

Одинаковые объекты, введенные в эксплуатацию в различное время, имеют разную стоимостную оценку. В связи с изменением цен возникает необходимость в переоценке основных фондов, с тем чтобы получить их реальную рыночную стоимость па данный момент времени.

Восстановительная стоимость соответствует затратам на создание или приобретение аналогичных основных фондов в современных условиях.

Для определения восстановительной стоимости основных средств проводят их переоценку путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

  1. Восстановительная стоимость — стоимость основных фондов в современных условиях, при современных ценах и технике, это стоимость, по которой оцениваются основные фонды после проведения переоценки.
  2. Переоценка — уточнение восстановительной стоимости основных фондов с целью приведения к современному уровню рыночных цен.
  3. Переоценка производится путем пересчета первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости, если данный объект переоценивался ранее, и суммы амортизации, начисленной за все время использования объекта.

Полная восстановительная стоимость — это стоимость воспроизводства основных фондов в современных условиях, т.е. стоимость приобретения, транспортировки, установки или сооружения аналогичных новых, неизношенных объектов на момент переоценки.

Первоначальная (восстановительная) остаточная стоимость — разница между полной первоначальной (восстановительной) стоимостью и начисленной амортизацией.

Балансовая стоимость — это стоимость объектов с учетом переоценки, по которой они числятся на балансе предприятия. Балансовая стоимость является смешанной оценкой: для одних объектов — остаточная восстановительная стоимость, для других — остаточная первоначальная стоимость.

Остаточная балансовая стоимость основных фондов, учитываемая в бухгалтерских балансах организаций, отражает постепенную утрату их потребительских свойств в размере накопленного износа.

Данные о наличии основных фондов приводятся по полной учетной стоимости. Она равна сумме учитываемых в бухгалтерских балансах организаций остаточной балансовой стоимости основных фондов и величины накопленного износа. Эта стоимость отражает наличие основных фондов без учета постепенной утраты их потребительских свойств в процессе эксплуатации.

Источник: /studme.org/274905/statistika/statistika_osnovnyh_fondov

Основные положения о фонде

Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Гражданское право » Юр. лица » Основные положения о фонде

Организация, основанная физическими или юрлицами, без членства, на базе добровольных взносов, которые используются для достижения уставной цели.

Содержание

Фондом называют унитарную некоммерческую организацию, юридическое лицо, которое в качестве цели деятельности имеет общественно полезную задачу, изложенную в Уставе организации. Целью деятельности фонда не может быть получение прибыли.

Фонд, как юридическое лицо, его особенности функционирования, этапы формирования, виды, регулируются нормами Гражданского кодекса, нормативными актами, федеральными законами. Главным принципом организации фонда является добровольность.

Основанием для формирования юридического лица является не членство, а взносы, которые вносятся для развития организации и достижения ее цели на добровольном основании.

Положения закона «О некоммерческих организациях» предлагают такое определение понятия: «фонд» — организация, основанная физическими или юридическими лицами, без членства, на основании взносов, которые вносятся в добровольном порядке и используются для достижения уставной цели юридического лица.

Сферы деятельности организации: культура и искусство, благотворительность, просвещение, образование и другие.

Фонд имеет имущественные права, которые позволяют распоряжаться имуществом и приобретать его с целью достижения поставленных задач и целей.

Также, согласно положениям Гражданского кодекса, если предпринимательство и получение прибыли не являются центральной задачей, а возможностью добиться цели, они разрешены.

Ежегодно фонд должен предоставлять общественности и уполномоченным органам отчет о своей деятельности.

Главная особенность данного юридического лица: фонд является объединением имущества, используемого для достижения общественно важной цели.

Виды и цели фондов

Фонды функционируют на основании целей, поставленных в уставной документации организации. Уставные цели фонда касаются достижения общественного блага в образовательной, здравоохранительной, культурной сферах, благотворительности, физической культуре, спорте, удовлетворении духовных потребностей граждан.

Поскольку фонд является некоммерческой структурой, его целью не может быть получение прибыли. Предпринимательская деятельность может быть видом деятельности организации, но она служит достижению общественной пользы.

Согласно нормам закона, цели фонда – размытое понятие, отсутствует конкретная формулировка данного понятия в положениях законов и Гражданского кодекса.

Таким образом, целями деятельности организации может быть любая деятельность, направленная на удовлетворение духовных, нематериальных нужд населения.

Любые цели, которые может ставить перед собой некоммерческая организация, могут быть внесены в уставную документацию фонда.

Виды фондов представлены различными вариантами, в зависимости от цели данного юридического лица. Наиболее популярные виды – общественный и благотворительный фонды.

Организационно-правовые формы фондов

Фондом называют организацию некоммерческого типа, унитарную, действующую на основании Устава и норм законодательства Российской Федерации. Виды деятельности фонда включают занятия общественно полезными задачами с целью удовлетворения нематериальных потребностей граждан, предпринимательская деятельность, необходимая для достижения основной задачи фонда.

Основная особенность фонда – его целевая правоспособность, которая формируется целью его деятельности. Формой проявления правоспособности является способность получать доход от предпринимательской деятельности, владеть имуществом.

Понятие целевой (специальной) правоспособности фондов

Фонд является юридическим лицом и имеет целевую правоспособность. Это свойство является главным признаком некоммерческой организации.

На основании норм законодательства, фонд может иметь имущество, которое находится в его собственности и используется для достижения уставной цели организации. Фонды несут ответственность перед гражданами, что требует составления отчетности для информирования о своих тратах.

О тратах имущества и материальных ценностей организация должна отчитываться ежегодно, подавая отчет о своей деятельности. Цели и задачи юридического лица изложены в Уставе – главном документе фонда.

Учредители фондов, порядок создания фондов

Учредители и участники фонда – физические и юридические лица, которые по нормам закона, имеют право формировать данный тип некоммерческих организаций. Создать фонд может коммерческая или некоммерческая организация, публично-правовое образование.

Ограничения для некоторых категорий лиц на право создания фонда изложены в нормах законов и имеют императивный характер. Не могут создавать фонды органы местного самоуправления, государственные органы власти. Также они не могут быть участниками организации, независимо от типа фонда.

Закон «О благотворительных организациях» фиксирует положение, согласно которому государственные органы власти и органы местного самоуправления не могут быть учредителями.

Поскольку одним из свойств фонда является отсутствие понятия членства, состав учредителей данной организации меняться не может. Создателями юридического лица может быть также единственный участник.

Учредительная документация фондов, требования к содержанию устава

Устав фонда – главный и единственный учредительный документ фонда и других некоммерческих организаций. В тексте документа содержаться основные положения о деятельности юридического лица.

В документе содержатся:

  • Особенности формирования структурных органов фонда.
  • Порядок формирования попечительского совета.
  • Цели создания фонда – наиболее важная часть документа.
  • Порядок распределения имущества в случае ликвидации фонда.
  • Наименование.
  • Адрес/Метро регистрации.
  • Ответственность участников.
  • Количество участников, состав, должностные лица фонда.
  • Виды деятельности организации.

Устав фонда необходим при регистрации данной организации в уполномоченных органах. Если юридическое лицо планирует занятия предпринимательской деятельностью, это необходимо указать в документации.

В Уставе обязательно должен фиксироваться факт того, что юридическое лицо является фондом.

Отсутствие возможности реорганизации фонда

Согласно положениям закона, фонд не может быть реорганизован. Ранее существовало положение, которое давало право реорганизовать фонд, но оно было исключено.

Читайте также:  Ипотека в мкб: условия кредитования и процесс подачи заявки

В фонд могут быть преобразованы некоммерческие структуры.

Причиной невозможности реорганизации считается положение, согласно которому нельзя изменить правовую форму функционирования фонда.

Источник: /advokat-malov.ru/yur.-lica/osnovnye-polozheniya-o-fonde.html

Особенности правового статуса некоммерческих фондов

               Законодательством Российской Федерации определено, что  фонд — это не имеющая членства  некоммерческая организация, учрежденная гражданами  и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (статья  7  Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996  «О коммерческих организациях»,  статья 118 Гражданского кодекса Российской Федерации).

              Законодательство различает некоммерческие фонды, порядок деятельности которых регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ«О некоммерческих организациях» и общественные фонды, на которые распространяется действие  Федерального закона от 19 мая 1995 г.

№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того, порядок создания и деятельности фондов регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 11 августа 1995 г.

№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности  и благотворительных организациях» и другими специальными законами.

        Среди разновидности фондов следует выделить общественные фонды. Основная особенность общественных фондов заключается в порядке их создания.

Если учредителями некоммерческого фонда могут быть как физические лица — граждане, так и юридические лица (как некоммерческие, так и коммерческие организации), то учредителями общественного фонда в соответствии с нормами Федерального закона от 19 мая 1995 г.

№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях» могут быть не менее трех физических лиц, а также юридические лица, но только созданные в форме общественных объединений.

              Следует отметить, что после вступления в силу Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве учредителя некоммерческого фонда могут также выступать представительные органы муниципальных образований.

Однако, законодательством прямо определено, что учредителями, членами и участниками общественных фондов не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Запрещается участие в благотворительных фондах органов государственной власти  и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений.

              Если классифицировать фонды по целям, с которыми они создаются, безусловно, наиболее многочисленную группу составляют благотворительные фонды (в том числе благотворительные общественные фонды).Цели деятельности благотворительного фонда установлены в статье 2 Федерального закона от 11 августа 1995 г.

№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Источники формирования имущества благотворительных фондов также определены в Федеральном законе от 11 августа 1995 г.

№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности  и благотворительных организациях», однако они отличаются от источников формирования имущества, установленных Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и действие  Федеральным законом от 19 мая 1995 г.

№ 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Кроме того Федеральным законом от 11 августа 1995 г.

№ 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлены ограничения  в распоряжении имуществом, в частности, благотворительный фонд не вправе расходовать свои средства и использовать свое имущество для поддержки политических партий, движений, групп и кампаний, не может участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами и др.

              Также имеют место некоторые особенности в отношении деятельности высшего органа благотворительного фонда. Так, высший орган управления благотворительного фонда должен быть в обязательном порядке коллегиальным.

При этом члены высшего органа управления благотворительной организацией выполняют свои обязанности в этом органе в качестве добровольцев.

В составе высшего органа управления благотворительной организацией может быть не более одного работника ее исполнительных органов (с правом либо без права решающего голоса).

              Кроме того, члены высшего органа управления благотворительной организацией и должностные лица благотворительной организации не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником) которых является эта благотворительная организация.

              К некоммерческим фондам вполне можно отнести и негосударственные пенсионные фонды. Особое правовое положение негосударственного пенсионного фонда регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения.

По своему статусу НПФ отвечает всем признакам некоммерческой организации в форме фонда: является некоммерческой организацией, не имеет членства, целевая направленность деятельности, ограничены права учредителей на имущество фонда, полная имущественная ответственность негосударственного пенсионного фонда и разграничение ответственности фонда и учредителей. Таким образом, негосударственный пенсионный фонд является разновидностью фонда как некоммерческой организации с особыми целями.

              Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд,  и соответствующей этим целям.

Для осуществления предпринимательской деятельности фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Также фонд вправе создавать другие некоммерческие организации или участвовать в них в случае, если это совершается в интересах достижения целей, предусмотренных уставом. Законом не предусмотрена возможность участия фонда в других видах коммерческих организаций.

              В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности организации и имеют возможность участвовать в управлении его делами только через органы фонда. Кроме того, фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие-либо права.

              Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители фонда не сохраняют вещных прав в отношении имущества, переданного фонду, и не приобретают каких-либо обязательственных прав в отношении фонда. Также законом не предусмотрена возможность передачи имущества фонду на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

              Учредительным документом фонда является устав. Устав фонда помимо основных сведений, указанных в пункте 3 статьи 14 Федеральным законом от 12 января 1996 г.

№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», должен содержать: наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения   о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

              Устав фонда, в отличие от других некоммерческих организаций, может быть изменен органами фонда только в том случае, если самим уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке.

Если такая возможность не оговорена, изменить устав можно только в случае непредвиденных негативных последствий по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью, в суд общей юрисдикции.

              Фонд как некоммерческая организация имеет отличия в налоговом режиме от других налогоплательщиков.

              Для некоммерческих организаций существует список необлагаемых доходов, указанный в статье 251 НК РФ. Обязательным условием для льготирования по налогу на прибыль средств целевого финансирования и целевых отступлений является раздельный учет.

НК РФ требует организовать раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования                  (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ), а также раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (пункт 2 статьи 251 НК РФ).

              Следует отметить, что порядок ликвидации фонда (в том числе общественного фонда) имеет значительное отличие в сравнении с другими организационно-правовыми формами некоммерческих организаций. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. При этом законодательством установлен перечень оснований, по которым может быть ликвидирован фонд, а именно:

  •               если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей  и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
  •               если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
  •               в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
  •               в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
  •               Наиболее часто встречающимся основанием для ликвидации фонда является недостаточность имущества для осуществления его целей, другими словами, фонду не удалось привлечь необходимые для достижения своих целей средства.
  •               Так, в 1 полугодии 2012 года Управление Министерства юстиции по Владимирской области (далее – Управление) было привлечено в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в 3 делах по исковым заявлениям о ликвидации фонда в связи с тем, что имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна.

Источник: /to33.minjust.ru/ru/osobennosti-pravovogo-statusa-nekommercheskih-fondov

Классификация и структура основных фондов (средств) предприятия

Основные средства, иначе называемые основными фондами, капиталом, имущественными активами и др. – часть национального благосостояния. То, что принимает участие в процессе производства довольно продолжительный период, сущностно не изменяясь, а лишь изнашиваясь и теряя в стоимости, постепенно переносит свою ценность на вырабатываемую продукцию.

Львиная доля национального имущества нашего государства сосредоточена в форме основных фондов. Они очень разнообразны, поэтому необходимо разбираться в их составе, знать, к каким группам можно отнести тот или иной актив, а также по какому принципу их можно распределять.

Рассматриваем все вопросы, касающиеся классификации активов предприятия – его основных фондов.

По каким основаниям можно классифицировать основные средства

Для анализа состава ОС применяются различные основание группировки. Все, чем владеет предприятие, можно рассматривать в различных контекстах:

  • отрасль применения – средства для производства товаров, оказания услуг или выполнения работ;
  • достояние – имущественные активы можно делить по их формам собственности на государственные, частные и др.;
  • задействованность – по степени включенности в деятельность предприятия можно выделить непосредственно применяемые ОС, резервные, запасные, ремонтируемые, реконструируемые, законсервированные и т.п.;
  • источник – собственное имущество, арендованное, взятое в лизинг и т.п.;
  • территория – основные средства, находящиеся на балансе конкретного предприятия, отрасли, района, республики, края, области, города или любой другой структурной территориальной единицы;
  • возраст – определенная амортизационная группа, то есть деление в зависимости от предельного срока полезной эксплуатации;
  • форма существования – материальные и нематериальные фонды (по данным общероссийского классификатора).
Читайте также:  Статистика потребления кофе на душу населения в разных странах

Рассмотрим самые распространенные основания для классификации основных фондов.

Фонды в зависимости от их назначения

По той функции, которую выполняют имущественные фонды, их можно разделить на две большие самостоятельные группы:

  • производственные фонды: те, которые применяются и/или создаются в процессе деятельности предприятия;
  • непроизводственные фонды: те, которые помогают обслуживать производство, не влияя непосредственно на количество выпускаемого продукта.

Фонды, относящиеся к производственным, воспроизводятся за счет дополнительных вложений капитала, как и непроизводственные.
Главное отличие этих типов имущественных активов в том, что первые напрямую связаны с продукцией предприятия, а вторые влияют на нее лишь косвенно, оказывая воздействие на культуру труда сотрудников.

Группы производственных фондов

Производственные основные средства, которые можно отнести к материальным, для удобства подразделяют на следующие подвиды.

  1. Здания (кроме предназначенных для жилья):
    • гаражи;
    • конторы;
    • цеха;
    • корпуса;
    • складские помещения;
    • ангары;
    • хозяйственные постройки и др.

    В их стоимость как ОС включена не только строительная составляющая, но и затраты на коммуникации (вентиляцию, отопление, водопровод, газопровод и т.п.).

  2. Сооружения, конструкции – то, что необходимо для осуществления производства:
    • мосты;
    • пути;
    • эстакады;
    • ограждения;
    • леса;
    • дороги и др.
  3. Средства коммуникации – обеспечивают передаточную функцию:
    • линии связи;
    • путепроводы;
    • трубопроводы;
    • теплосети;
    • линии электропередач и др.
  4. Машины и оборудование:
    • всевозможные устройства;
    • любые агрегаты;
    • двигатели;
    • измерительная техника;
    • анализирующие приборы;
    • лабораторное оснащение;
    • вычислительная техника.
  5. Инструменты – все, предназначенные к эксплуатации на более чем 1 год:
    • приспособления;
    • рабочие принадлежности;
    • хозинвентарь.
  6. Транспорт – все формы и виды транспортных средств, в том числе и те, что используются для внутреннего перемещения по производству:
    • автомобильный транспорт, принадлежащие фирме;
    • железнодорожные подвижные составы;
    • водные транспортные средства;
    • кары;
    • тележки;
    • вагонетки;
    • погрузчики и т.п.
  7. Скот – рабочий и племенной. В состав основных фондов не входит стоимость кормов, молодняка и поголовья, предназначенного для убоя, так как эти фонды используются меньше годичного срока, а значит, относятся к оборотным, а не основным средствам.
  8. Многолетние посадки:
    • парки;
    • плодовые сады;
    • полосы лесозащиты;
    • ягодные насаждения и др.
  9. Участки земли – недвижимость в собственности организации.

ВАЖНО! В каждой экономической отрасли эти группы имеют свою спецификацию: например, в сельском хозяйстве состав основных средств по одним и тем же группам может существенно отличаться от промышленного.

Активные и пассивные основные средства

  • Если данный тип имущественных активов напрямую воздействует на процесс производства продукции, оказания услуги, выполнения работы, определяя результат по количеству и качеству, то его относят к активным.
  • Примерами могут служить инструменты, оборудование, средства передачи и др.
  • Те основные фонды, которые лишь создают необходимые условия для процесса выпуска продукции, но напрямую в нем не задействованы, считаются пассивными.

Это такие основные средства, как здания, транспорт, конструкции, сооружения и т.п.

Среднегодовая стоимость каждой из этих групп основных фондов определяет производственную структуру ОС, то есть их соотношение в системе материальных активов. Производственная структура отражает натурально-вещественный подход к классификации основных средств.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Более эффективной считается структура, в которой доля активных ОС превалирует над пассивными.

Основные фонды, отнесенные к непроизводственным

  1. Назначение фондов определяет их роль в процессе производства.
  2. Фонды, предназначенные оказывать непосредственное воздействие не на сам процесс производства, а так или иначе влиять на персонал, считаются непроизводственными.
  3. Их главная функция – обеспечивать благосостояние сотрудников, соблюдение условий и культуры труда, тем самым опосредованно повышая и его эффективность.

    К таким основным средствам можно отнести:

  • жилища;
  • административные здания;
  • культурно-бытовые здания и сооружения (клубы, стадионы, спортзалы, столовые и т.п.);
  • медицинские помещения и оборудование и т.п.

Нематериальные основные фонды

Активы, не выраженные в материальной форме, но тем не менее имеющие стоимостную характеристику, составляют особую группу основных фондов предприятия. Их называют не производственными, а произведенными активами.

В их числе могут быть:

  • траты на разведочные работы (например, при добыче полезных ископаемых);
  • программное обеспечение для компьютеров;
  • базы данных;
  • авторские произведения, относящиеся к различным видам искусства;
  • научные технологии, разработки;
  • любые объекты интеллектуальной собственности.

Недействующие основные фонды

В состав основных фондов, а точнее, в их стоимость, включаются не только вышеперечисленные группы материальных объектов, но и те из них, что стали частью имущества владельца в незавершенном, нерабочем виде либо те, оплата за которые осуществляется в рассрочку и на расчетный момент не произведена полностью.

Такие активы еще не способны проявлять активность в производственном процессе, но их стоимость уже увеличивает состав основных фондов. К таким «отсроченным» основным средствам можно отнести:

  • незавершенные строительные объекты;
  • не до конца установленное и готовое к работе оборудование;
  • не полностью оплаченные активы;
  • насаждения, еще не начавшие плодоносить;
  • пчелиные семьи (но не производимые ими продукты пчеловодства);
  • куры-несушки (выращиваемые ради яичной продукции) и т.п.

В процессе научно-технического прогресса, с развитием экономической науки, изменений в государственной политике и под влиянием других факторов подходы к классификации основных средств могут периодически обновляться: может меняться их состав, принадлежность к той или иной группе, появляться новые основания для объединения и учета.

Источник: /assistentus.ru/osnovnye-sredstva/klassifikaciya/

Целевые бюджетные фонды: понятие, виды, значение

Бюджетный фонд – форма денежного фонда, образуемая в соответствии с законодательством РФ.  Представляет собой обособленные в бюджетной системе финансовые средства, управляемые и используемые органами государственной власти и предназначенные для финансирования приоритетных направлений экономики государства.

Многообразие форм бюджетных фондов позволяет разделить их на:

    1. собственно целевые бюджетные фонды;
    2. фонды, образованные в составе расходов бюджетов;
    3. резервные фонды.

Характерные черты целевого бюджетного фонда:

    • узкая целевая направленность;
    • образуется за счет доходов целевого назначения;
    • доходы, поступающие в фонд, связаны с конкретными направлениями расходования;
    • поступление средств и их расходование происходит каждый год в течение всего периода существования фонда;
    • привязка длительности функционирования к продолжительности достижения той цели, ради которой создан.

Все целевые бюджетные фонды были ликвидированы Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ».

Однако в теории бюджетного права они имеют место быть. Характерными чертами целевого фонда обладают:

  1. инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации (региональные инвестиционные фонды);
  2. дорожные фонды (Федеральный, субъектов РФ и муниципальные — ст. 179.4 БК РФ).

Согласно ст. 179.2 БК РФ, инвестиционный фонд — часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства.

Дорожный фонд — часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

Указанные фонды не является ни «подушкой безопасности» для экономики, каким был Стабилизационный фонд РФ, ни механизмом координации расходов на выполнение функций государства.

У инвестиционного фонда есть своя цель — стимулировать реализацию крупных инфраструктурных и инновационных проектов, и достигается она не путем получения льгот или преференций, а с помощью механизмов частно-государственного партнерства, когда власть и бизнес совместно вкладывают средства в наиболее значимые и дорогостоящие проекты, вместе несут риски и владеют создаваемыми объектами.

Роль и значение целевых бюджетных фондов:

    • они являются финансовой базой обеспечения выполнения определенных целей бюджетной политики;
    • образование целевых бюджетных фондов используется как один из методов стимулирования отдельных направлений социально-экономического развития общества;
    • целевые бюджетные фонды служат гарантией надлежащего использования средств, мобилизация которых имеет целевой характер.

Виды целевых бюджетных фондов:

    1. государственные фонды, созданные решением представительных органов РФ или представительных органов субъектов РФ;
    2. муниципальные фонды, созданные представительным органом местного самоуправления.

К государственным относились фонды финансовой поддержки, которые  были образованы в составе федерального бюджета РФ для достижения целей государства на определенном этапе развития экономики (например, Фонд финансовой поддержки субъектов ФФПС, Федеральный Фонд софинансирования расходов, Федеральный фонд компенсаций).

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2021 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: /jurkom74.ru/ucheba/tselevie-biudzhetnie-fondi-ponyatie-vidi-znachenie

Вопрос 5. Предмет и задачи статистики основных фондов. Их классификация

  • Основные фонды – это часть национального богатства, созданного в процессе производства, которая длительное время неоднократно и постоянно используется в экономике, не меняет свою материально-вещественную форму и постепенно переносит свою стоимость на создаваемую продукцию и услуги.
  • Основные задачи статистики основных фондов:
  • — классификация основных фондов по группам и видам;
  • — изучение показателей наличия (стоимости), состава и структуры основных фондов;
  • — оценка движения и состояния основных фондов;
  • — изучение показателей обеспеченности основными фондами и эффективности их использования;
  • — определение факторов повышения эффективности использования основных фондов.

Основные фонды в сельском хозяйстве делятся на две группы: производственные и непроизводственные. Производственные – это те, которые используются в процессе производства продукции.

  1. В свою очередь производственные основные фонды делятся на фонды сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения.
  2. Выделяют также классификацию основных фондов по видам:
  3. — здания, сооружения и передаточные устройства;
  4. — машины и оборудование;
  5. — транспортные средства;
  6. — производственный и хозяйственный инвентарь;
  7. — рабочий скот;
  8. — продуктивный скот;
  9. — многолетние насаждения;
  10. — другие виды основных фондов.
  11. Стоимость основных фондов характеризуется их наличием на начало и конец года, а также в среднем за год. Среднегодовая стоимость основных фондов может быть рассчитана как полусумма их наличия на начало и конец года
  • Под структурой основных фондов понимается удельный вес отдельный видов или групп в общей их стоимости.
  • Основными показателями движения и состояния основных фондов являются:
  • 1) коэффициент обновления – отношение стоимости поступивших основных фондов к их стоимости на коней года;
  • 2) коэффициент выбытия – отношение стоимости выбывших основных фондов к их стоимости на начало года;
  • 3) коэффициент износа (на начало и конец года) – отношение амортизации основных фондов к их стоимости на начало или конец года;
  • 4) коэффициент годности (на начало и конец года) – 1 (единица) минус коэффициент износа (на начало и конец года).
  • Обобщающие показатели обеспеченности организации основными фондами являются:
  • — фондообеспеченность – отношение среднегодовой стоимости основных фондов к площади сельскохозяйственных угодий;
  • — фондовооруженность — отношение среднегодовой стоимости основных фондов к среднегодовой численности работников.
  • Анализ эффективности использования основных средств также включает ряд общепринятых показателей:
  • 1) фондоотдача – стоимость валовой продукции или выручки в расчете на 1 руб. основных фондов;
  • 2) фондоемкость – обратный показатель, рассчитывается как отношение среднегодовой стоимости основных фондов к стоимости валовой продукции или к сумме выручки;
  • 3) фондорентабельность – отношение прибыли от продаж к среднегодовой стоимости основных фондов, выраженное в процентах.
  • К основным факторам, определяющим уровень и динамику эффективности использования основных фондов, относятся:
  1.  — специализация и концентрация производства;
  2. — фондообеспеченность и фондовооруженность;
  3. — структура основных фондов;
  4. — скорость оборота и интенсивность обновления основных фондов;
  5. — соотношение основных и оборотных фондов;
  6. — обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и др.
  7. Вопрос 6. Статистические методы анализа взаимосвязей
  8. Социально-экономических явлений

Все социально-экономические явления находятся во взаимосвязи и взаимозависимости друг с другом. Поэтому статистико-экономический анализ не может быть ограничен изучением лишь отдельных явлений, он должен обнаружить причины, вскрыть факторы, выяснить роль различных явлений, влияющих на результаты деятельности человека.

Выделяют два основных типа связи – функциональная и корреляционная.

При функциональной связи каждому значению факторного признака соответствует только одно значение результативного признака. При корреляционной связи под влиянием изменения многих факторных признаков меняется средняя величина результативного признака.

В зависимости от направления действия и функциональная, и корреляционная связи могут быть прямыми и обратными.

При прямой связи направления изменения результативного и факторного признаков совпадают, т.е. с увеличением факторного признака увеличивается и результативный и, наоборот.

При обратной связи направления изменения результативного и факторного признаков не совпадают, т.е. с увеличением факторного признака результативный признак уменьшается и, наоборот.

  • По форме связи могут быть прямолинейными и криволинейными.
  • При прямолинейной связи с возрастанием факторного признака происходит непрерывное возрастание (или убывание) результативного признака.
  •  При криволинейной связи с возрастанием факторного признака непрерывное возрастание (или убывание) результативного признака происходит неравномерно.
  •  Бывают также однофакторные (парные) связи — связь результативного признака с одним факторным и многофакторные — связь результативного признака и несколькими факторными (одновременно и во взаимосвязи).

Функциональные связи изучаются с помощью балансового и индексного метода. Для изучения корреляционных связей применяются графический метод, метод сравнения параллельных рядов, метод аналитических группировок и корреляционно-регрессионный метод.  

Большое место в изучении взаимосвязей явлений занимает корреляционно-регрессионный метод. Он позволяет не только установить наличие и характер связи между изучаемыми явлениями, но дать числовую меру этой связи, а также ее направление.

  1. Корреляционно-регрессионный метод решает две основные задачи:
  2. 1) определение с помощью уравнений регрессии аналитической формы связи между признаками;
  3. 2) установление меры тесноты связи.
  4. Корреляционно-регрессионный анализ состоит из нескольких этапов:

1. Экономико-математическое моделирование — это отбор факторов, влияющих на результативный признак, выявление направления их влияния и установление формы связи, т.е. корреляционного уравнения (уравнения регрессии)

2.  Решение корреляционного уравнения (модели) — это нахождение параметров уравнения. При этом наиболее распространенный прием нахождения параметров уравнения — способ наименьших квадратов

3. Оценка результатов — это определение показателей корреляционно-регрессионного анализа (коэффициентов регрессии и корреляции, корреляционного отношения, коэффициентов эластичности) и надежности этих показателей.

Уравнение связи зависит от формы связи. 

Теснота связи при линейной форме связи определяется с помощью парного коэффициента корреляции, который рассчитывается по формуле:

,  — средний размер факторного и результативного признаков;

,  — средние квадратические отклонения факторного и результативного признаков.

Возведение в квадрат коэффициента корреляции дает коэффициент детерминации, который позволяет сделать вывод, что доля влияния факторного признака на результативный как минимум равна этой величине.

Парный коэффициент корреляции является частным случаем коэффициента корреляции, так как применяется только при линейной форме связи.

Общим случаем коэффициента корреляции, который применяется при любой форме связи, является теоретическое корреляционное отношение или индекс корреляции.

Он определяется путем сравнения колеблемости результативного признака, вызванной влиянием факторного признака, с общей колеблемостью.

Метод корреляции применяется не только для совокупности единиц наблюдения, но и на примере единичного объекта для изучения взаимосвязи между явлениями в динамике. Однако, применение корреляции в рядах динамики имеет ряд особенностей, недоучет которых не позволяет получить правильной оценки взаимосвязи между рядами факторного и результативного признаков.

В рядах динамики из-за автокорреляции — влияние изменений уровней предыдущих рядов на последующие, необходимо из уровней каждого ряда исключить основную тенденцию, налагаемую на ряд развитием во времени, и найти корреляцию отклонений от основной тенденции.

Источник: /studopedia.net/5_61581_vopros—predmet-i-zadachi-statistiki-osnovnih-fondov-ih-klassifikatsiya.html

Цель, функции, источники формирования и направления использования средств Фонда социального страхования РФ

Рассмотрим цель, функции, источники формирования и направления использования средств Фонда социального страхования РФ.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России.

Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Функции Фонда социального страхования РФ:

  • выплата пособий по обязательному социальному страхованию, в том числе оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»);
  • обеспечение льготных категорий граждан путёвками на санаторно-курортное лечение;
  • обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезами;
  • оплата пособий по беременности и родам, пособий при рождении ребёнка, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет;
  • оплата родовых сертификатов;
  • доплата (25 %) за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам;
  • доплата за диспансеризацию работающих граждан;
  • оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами;
  • оплата (полная или частичная) для детей застрахованных граждан стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные организации, открытые в установленном порядке (в том числе в учреждения отдыха и оздоровления детей).

Однако оформление т. н. «Материнского капитала» производится в отделении Пенсионного Фонда РФ.

  • В Российской Федерации социальное страхование финансируется из государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов.
  • Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым по величине (после Пенсионного фонда РФ) социальным внебюджетным фондом.
  • Цель Фонда социального страхования РФ — финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.
  • Источниками формирования средств Фонда социального страхования РФ служат страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц и др.
  • Деятельность Фонда социального страхования относится к сфере государственных (публичных) финансов.

Источник: /newinspire.ru/lektsii-po-finansam/tsel-funktsii-istochniki-formirovaniya-i-napravleniya-ispolzovaniya-sredstv-fonda-sotsialnogo-strachovaniya-rf-1478

Ссылка на основную публикацию