Статистика космических запусков: показатель развития страны

Вчера состоялись сразу два орбитальных запуска: днем (по московскому времени) российская ракета-носитель Союз-ФГ доставила на МКС транспортный пилотируемый корабль (ТПК) Союз МС-11 с тремя астронавтами, а вечером американская Falcon 9 вывела на орбиту 64 малых спутника. Последний полет особенно значим потому, что первая ступень использовалась повторно уже в третий раз, причем без капитального ремонта. Она не только успешно взлетела, но и благополучно села на морскую платформу.

Таким образом, многоразовые ракеты SpaceX стали многоразовыми не только теоретически (в том смысле, что они способны возвращаться на Землю), но и практически (в том смысле, что действительно используются по несколько раз). Причем ранее Илон Маск заявлял, что без капитального ремонта первая ступень нынешней модификации (Block 5) сможет делать до десяти запусков.

С учетом того, что на первую ступень приходится основная часть стоимости всей ракеты, нетрудно догадаться как это скажется на стоимости орбитальных запусков.

Причем кроме первой ступени, SpaceX планирует повторно использовать створки головного обтекателя — они хоть и промахнулись мимо сетки, растянутой на другой морской платформе, но тем не менее благополучно приводнились на парашютах и были подобраны.

Поскольку 2018 год близится к завершению, можно подвести предварительные итоги гонки, которая развернулась в космосе между США частной компанией SpaceX и Россией.

Вчера они выполнили свои 18-й и 12-й запуски в году соответственно, причем если все полеты SpaceX были успешными, то предыдущая отправка ТПК к МКС завершилась неудачно. До конца года SpaceX и Роскосмос планировали еще по три запуска, таким образом по итогам 2018 счет может составить 21:15 в пользу SpaceX.

Причем в эту статистику я не включил испытательный запуск Falcon Heavy, значение которого трудно переоценить — на сегодня это самая тяжелая ракета-носитель в мире.

Таким образом, Роскосмос своему заокеанскому сопернику проигрывает, и проигрывает безнадежно. Такая тенденция наметилась еще в прошлом году, когда счет составил 18:17, с небольшим перевесом в пользу SpaceX.

Важно отметить, что в 2017 Роскосмос осуществил 17 запусков из 25 запланированных, а в 2018 похоже выполнит 15 из более чем 30.

Именно такую цифру в годовщину исторического полета Юрия Гагарина озвучил глава Роскосмоса Игорь Комаров в эфире «России 24»: «В этом году мы планируем увеличение запусков — более 30«.

Неудачи за прошлый год (фактическую долю экспорта российской ракетно-космической техники в общем мировом объеме 8.5%, вместо плановых 24.5%) руководство госкорпорации объясняет так:

в сегменте космических аппаратов – препятствование оснащению российских КА высококачественной импортной аппаратурой, обусловленное санкционной политикой западных государств, а также падение курса рубля по отношению к мировым валютам;

в сегменте средств выведения – выход частных фирм США при содействии государства на мировой рынок пусковых услуг с демпинговыми ценами космических запусков (в частности фирмы SpaceX с семейством РН Falcon).

Было бы интересно сравнить между собой финансовые показатели Роскосмос и SpaceX, но будучи частной закрытой компанией, последняя такие сведения не раскрывает. Что касается Роскосмоса, то согласно отчету за 2017 год он потратил бюджетных ассигнований на ₽219.4 млрд ($3.3 млрд), заработав при этом ₽56.4 млрд. Соответственно чистый убыток госкорпорации составил ₽163 млрд.

Для сравнения бюджет NASA составляет $19.8 млрд, включая $10 млрд на исследования и разработки, а также $8.2 млрд — на операционную деятельность. Любопытно, что в сегодняшнем интервью РИА Новости руководитель пресс-службы Роскосмоса Владимир Устименко заявил следующее:

Кому-то вовне и внутри страны очень не хочется, чтобы Россия вернула себе лидерские позиции в космосе. Планомерно пытаются сложить образ Роскосмоса как самого большого должника и отрасли, «пожирающей федеральные деньги». Цель — лишить нас поддержки при формировании бюджета отрасли, который сегодня и так почти в 20 раз уступает бюджету НАСА.

Дело в том, что летом глава Счётной палаты Алексей Кудрин сообщил о выявленных в Роскосмосе нарушениях на ₽760 млрд, а в конце прошлого месяца высказался еще более категорично:

Большие проблемы у нас с Роскосмосом. Там есть просто нерациональные траты, нарушения дисциплины всевозможные. Неправильно проводятся процедуры закупок, завышены цены, очень много омертвлено средств на недостроенные объекты или на объекты, которые просто простаивают, не использованы средства на счетах месяцами. Ну а кроме того, несколько миллиардов утрачено — то есть, по сути, своровано.

В сегодняшнем интервью руководитель пресс-службы Роскосмоса объяснил упомянутые Кудриным нарушения на сотни миллиардов рублей неправильно оформленной бумажной отчетностью — тем, что не были вовремя зарегистрированы результаты интеллектуальной деятельности.

Судя по приведенным выше официальным данным NASA и Роскосмоса, их бюджеты за 2017 составляют соответственно $19.8 млрд и $3.3 млрд, следовательно разница в финансировании этих двух ведомств является 6-кратной.

На чем основывается заявление Устименко о почти 20-кратной разнице непонятно — возможно речь идет о Федеральной космической программе, бюджет которой в 2017 составил ₽92.5 млрд ($1.4 млрд, 14-кратная разница с бюджетом NASA).

Но на мой взгляд такое сравнение не вполне корректно, поскольку Роскосмос реализует несколько федеральных программ (ФКП-2025, ГЛОНАСС, Космодромы-2025) — и так же несколько программ реализует NASA.

В СМИ до сих пор остается открытым вопрос о финансировании NASA компании SpaceX — на это сделан намек и в отчете Роскосмоса (при содействии государства ©).

С моей точки зрения в этом есть доля лукавства, поскольку финансированием можно назвать контракт на запуск, например, военных или научно-исследовательских спутников. В отчете самой NASA упоминается заключенный со SpaceX в 2008 году контракт на сумму $1.6 млрд.

Он был подписан после того, как стартап Илона Маска при помощи своей первой ракеты, Falcon 1, успешно вывел груз на орбиту. SpaceX доказала свою состоятельность, и NASA, вероятно, частично профинансировала создание Falcon 9 под будущую доставку своих грузов на околоземную орбиту.

Это едва ли можно назвать содействием государства (хотя само по себе государственное содействие перспективным стартапам можно только приветствовать) — речь идет о взаимовыгодном сотрудничестве, в результате которого NASA получила гораздо более дешевые запуски.

Как уже рассказывал Gadgets News, приблизительная цена доставки 1 кг полезного груза на геопереходную орбиту у Falcon 9 составляет $11.3-11.4 тыс — всего на 15% дороже российского Протона-М ($9.8 тыс) и намного дешевле других американских аналогов, Atlas V ($25.8 тыс) и Delta IV Heavy ($24.6 тыс).

Демпингует ли SpaceX? Названная выше цена за килограмм полезного груза соответствует как одноразовому, так и многоразовому (с возвращением первой ступени) запуску. Многоразовый позволяет вывести на орбиту больше груза, поскольку в баки не заливается дополнительное топливо для возвращения первой ступени.

В результате теряется первая ступень, и стоимость запуска возрастает  (с $62 млн до $95 млн) — но при этом она распределяется на больший вес полезного груза (он увеличивается с 5.5 т до 8.3 т, для геопереходной орбиты). В обоих случаях у Falcon 9 получается цена в $11.3-11.

4 тыс за килограмм выводимого на ГПО полезного груза.

В марте 2016 Гвинн Шотвелл, президент и главный операционный директор SpaceX, заявила, что повторное использование первой ступени позволит снизить цену на 30%, с $60 млн до $40 млн (соответственно цена на доставку 1 кг на ГПО составит около $7.3 тыс).

В свою очередь согласно цифрам, которые в феврале 2018 озвучил сам Илон Маск, в случае использования FH с сохранением всех трех ускорителей (бустеров) первой ступени цена доставки на ГПО 1 кг полезного груза составит $11.3 тыс (как у Falcon 9), с потерей всех трех ускорителей — $5.6 тыс., с потерей только центрального ускорителя — $4 тыс.

Таким образом, у SpaceX довольно гибкое ценообразование, свидетельствующее о значимости сохранения и тем более повторного использования первой ступени.

Но это не исключает того, что во всех этих вариантах компания производит запуски себе в убыток — и в этом смысле занимается демпингом.

Можно предположить, что она придерживается расписанного на годы вперед бизнес-плана, согласно которому нынешняя цена запуска рассчитана с учетом повторного использования первой ступени (и головного обтекателя) в будущем.

Например, если фактическая себестоимость запуска сегодня — $100 млн, а благодаря 10-кратному использованию первой ступени в будущем составит $20 млн, то вполне разумно изначально продавать эти запуски за $60 млн или $40 млн — в расчете на то, что будущая прибыль перекроет нынешние убытки.

Но даже в этом случае то, что выглядит как демпинг сегодня, вовсе не является таковым в долгосрочной перспективе.

Нечто подобное происходит с другой возглавляемой Илоном Маском компанией, Tesla — как рассказывал Gadgets News, производитель первого в истории массового электромобиля впервые получил крупную прибыль ($312 млн) только в 3 кв 2018 — до этого все последние годы он не вылезал из убытков (за 1 кв 2018 они составили $710 млн).

Ну а что потом? Если не брать во внимание самый масштабный, но долгосрочный проект SpaceX — создание и оправку на Марс сверхтяжелой ракета-носителя BFR, то в обозримом будущем состоится пилотируемый полет на МКС.

До сих пор созданный SpaceX корабль Dragon выполнял только грузовые перевозки — кстати на сегодня это единственный в мире многоразовый (способный возвращаться на Землю) грузовой челнок.

Людей на МКС пока доставляют только российские ракеты — в частности, как уже говорилось выше, вчерашний запуск Союз-ФГ отправил туда трех астронавтов.

Но в следующем году SpaceX планирует осуществить сначала опытный, а потом и рабочий запуск Falcon 9 с новой, пилотируемой версией своего многоразового корабля, Dragon 2 (Crew Dragon).

В случае очередного успеха SpaceX, монополия России на доставку людей на МКС будет подорвана, что еще больше увеличит отставание Роскосмоса от SpaceX. NASA вполне открыто провозглашает намерение избавиться от российской монополии и объявила о контракте с компанией Илона Маска на сумму $2.6 млрд, в рамках которого и ведется разработка Dragon 2. Кстати аналогичный контракт, но уже на сумму $4.2 млрд, был заключен с другой аэрокосмической компанией, Boeing (на создание космического корабля CST-100 Starliner).

Как бы то ни было, мы стали свидетелями истории поразительного успеха небольшого стартапа, проделавшего путь от первого (и закончившегося аварией) запуска Falcon-1 в 2006 до ведущего игрока на рынке орбитальных запусков, который по итогам 2018 заметно превзойдет нашу страну по их количеству.

Конечно, своими достижениями компания в немалой степени обязана более щедрому, по сравнению с Роскосмосом, бюджету NASA, которая выделяла SpaceX финансирование под разработку будущих ракет.

Свою роль сыграло и везение — успешным стал лишь четвертый запуск Falcon 1, и по словам Илона Маска созданная им компания едва ли продолжила существование, если бы и четвертый запуск оказался неудачным.

Да и самой Falcon 1 возможно никогда бы не было, если в 2002 году не сорвалась сделка по покупке в России баллистических ракет для отправки на Марс подопытных мышек… Консультант из NASA, сотрудничавший со SpaceX, отмечал две любопытные особенности этой компании: быстрое принятие решений и запуск проектов с относительной небольшой вероятностью успеха.

С одной стороны это делает её гораздо более уязвимой, по сравнению с неповоротливыми и забюрократизированными гигантами вроде Boeing, Lockheed Martin или АО «РКЦ „Прогресс“, действующими по принципу «тише едешь — дальше будешь». А с другой именно такая рискованная стратегия, в случае везения, может обернуться большим успехом — что мы и видим на примере SpaceX.

Но и конечно же не стоит недооценивать роль личности в истории — сочетание в одном человеке столь ярких инженерных и управленческих талантов, как это имеет место в случае с Илоном Маском, встречается довольно редко.

Источник: /gadgets-news.ru/itogi-2018-goda-v-kosmose/

Космические аварии

Автор Вадим Александрович Жартун — гендиректор консалтинговой компании «Nova Team» (г. Санкт-Петербург), консультант по управлению и организационному развитию, разработчик и ведущий бизнес-семинаров и тренингов, яркий, с нестандартным аналитическим взглядом, публицист и блогер.

Читайте также:  Статистика туберкулеза: показатели заболеваемости по годам

Горький сарказм автора вполне уместен — деградация отрасли и управленческая и технологическая всеобъемлюща. 

Каждая (очередная) авария ракеты-носителя вызывает в обществе бурю эмоций. Наши космические аварии нас огорчают, аварии конкурентов — откровенно радуют.

Это подленько, но понятно: первенство в космосе было для СССР, а затем и для России одним из важнейших столпов, поддерживавших миф о величии государства, раз уж достойную жизнь гражданам обеспечить так и не удалось.

Этих столпов кстати, не так уж и много: если попробовать составить кредо патриота, то в нём помимо Космоса окажутся Победа, Огромная территория, Ядерное оружие, Нефть и, пожалуй, на этом всё.

Разумеется, уровень жизни россиян с состоянием космической отрасли напрямую не связан, но доля аварийных запусков действительно интересный показатель. Особенно если отслеживать его по годам и в сравнении с другими странами.

Статистики и аналитики по запускам много, но большая её часть это откровенно наглое враньё и более/менее убедительные попытки создать видимость благополучия во время катастрофы.

Поэтому я решил потратить немного личного времени и проанализировать исходные данные по запускам самостоятельно. Результаты удивили даже меня.

Прежде чем перейти к цифрам и выводам, коротко расскажу о том, как я их получил, чтобы избежать обвинений в предвзятости и подтасовке данных. Во многих источниках есть статистика, охватывающая период с 1957 по 2010 годы. Мне она не интересна.

То, как падали ракеты при Королёве и фон Брауне ничего не скажет о текущем состоянии космической отрасли. Поэтому для анализа я взял данные за последние 10 лет — с 2008 по 2017 включительно.

Запуск ракеты невозможно спрятать, поэтому в Википедии есть подробные списки запусков по годам с указанием точного времени, типа ракеты-носителя, полезной нагрузки, космодрома и уникального идентификатора полёта. Их я и взял за основу.

Всего за 10 лет произошло 802 запуска. Пока всё просто. Чуть сложнее определить, к какой конкретно стране можно отнести тот или иной запуск.

  • В консорциуме «Морской старт», запустившем в этот период 11 ракет, участвовали американский Boeing, российская РКК «Энергия», норвежское судостроительное предприятие Kvaerner (ныне Aker Solutions), украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш».
  • Ракета «Днепр» с её 8 запусками — совместная российско-украинская разработка.
  • С космодрома Куру, принадлежащего Европейскому космическому агентству (ESA), международные команды запускают в том числе и российские Союзы-СТ — 17 штук за 10 лет.
  • Проекты «Днепр» и «Морской старт» фактически мертвы, поэтому я не стал включать их в анализ, а запуски с Куру посчитал сразу двумя способами: сначала как российские запуски, а потом, для сравнения, как запуски ESA.

Кроме того, я убрал из анализа 16 запусков сверхлёгких ракет, способных вывести на низкую орбиту груз менее 400кг: 1 Super Strypi Гавайского университета, 1 Японскую SS-520, 3 Израильских Шавита, 7 Иранских Сафиров, 3 китайских Куайчжоу и 1 новозеландский Electron. По большей части это экспериментальные ракеты, переделанные из метеозондов или баллистических ракет средней дальности без перспектив коммерческого использования.

Теперь о результатах.

По количеству запусков за 10 лет первое место занимает Россия — их было 281 или, если не считать запуски для ESA, 264, что всё равно очень много. На этом для России хорошие новости заканчиваются. Число запусков в мире растёт, а в РФ — падает.

Динамика космических запусков в РФ и мире в % от максимума за 10 лет

Два последних года по запускам лидирует уже США, а в 2016 нас обгонял даже Китай. Сделать рывок США, как я и предполагал в 2015 году, помог Илон Маск с его SpaceX — в 2017 году он сделал 18 успешных запусков. Больше, чем весь Китай и столько же, сколько Россия.

Кроме России, США и Китая в шестёрку лидеров входят ESA, Индия и Япония. Все остальные страны делают единичные и не слишком успешные запуски сверхлёгких ракет. Что-то из лёгкого класса за пределами шестёрки удаётся запускать лишь Северной и Южной Кореям.

Таблица. Статистика аварий запусков ракет-носителей по странам

С аварийностью запусков ситуация ещё более интересная. Здесь вне конкуренции европейцы: за последние десять лет у них не было ни одного полностью провального запуска из 87 (или 70, если не считать запуски Союзов с Куру).

Единственный серьёзный инцидент произошёл как раз с Союзом. Ракета взлетела нормально, но разгонный блок Фрегат вывел два спутника Галилео на нерасчётную, сильно вытянутую орбиту. Поэтому хотя в целом миссия была провалена, в статистике запусков я его посчитал как успешный.

  1. В спину европейцам дышат японцы: тоже ни одной серьёзной аварии, только пусков в два с лишним раза меньше.
  2. На третьем месте американцы:
  3. — за десять лет — 2,54% неудачных запусков; — за пять последних лет — 1,79%;
  4. — за три года — 1,43%.

Прогресс налицо. Маск сначала слегка подпортил общую статистику двумя авариями (по результатам 49 запусков аварийность SpaceX равна 4,08%), но потом показал себя молодцом: два последних года ни одной потерянной ракеты, а в 2017 он ухитрился даже посадить без инцидентов все первые ступени, которые планировал.

  • За американцами идёт Китай:
  • — за десять лет — 3,16% неудачных запусков; — за пять последних лет — 3,41%;
  • — за три года — 3,45%.
  • Мягко говоря, это очень достойный результат.
  • А на дне турнирной таблицы разворачивается полная драматизма борьба за пятое и шестое места между Индией и Россией.
  • Начала Индия так себе, но затем начала повышать успешность запусков:
  • — за десять лет — 8,11% неудачных запусков; — за пять последних лет — 4,17%;
  • — за три года — 5,88%.
  • Ситуацию подпортила авария носителя PSLV—XL в 2017 году, особенно заметная на фоне небольшого числа запусков (36 за 10 лет).

Мы начали с 5,68% аварий за 10 лет. За последние пять лет аварийность увеличилась до 5,79% и индусы вырвались вперёд, а мы оказались на шестом месте.

Статистика за последние три года и вовсе удручает: Из-за провального 2015 года с тремя авариями подряд мы докатились до 8,20% аварийных запусков.

Это — провал, потому что заказчиков запусков интересует не обаятельная улыбка Гагарина, не приоритет в запуске первого искусственного спутника земли и даже не судьба Белки со Стрелкой, а очень простая вещь: способность космического агентства вывести груз на орбиту.

Причём не в 1957 году в стране, которой больше нет, а здесь и сейчас, потому что славное прошлое никак не компенсирует ущерб от купания спутников в океане. Даже если добавить к числу российских запусков пуски с Куру для ESA, ситуация принципиально не изменится:

  1. — за десять лет — 5,34% неудачных запусков; — за пять последних лет — 5,22%;
  2. — за три года — 7,35%.
  3. По первому показателю мы занимаем пятое место, по двум последним — шестое, и как-то непохоже, что ситуация со временем улучшается.

Хуже всего то, что у нас падают не только что разработанные новые ракеты, а старые с незначительными доработками. Мы уже с трудом собираем и запускаем то, что было разработано 50 лет назад.

Выводы из этого очень просты: такими темпами мы скоро потеряем свою долю рынка коммерческих запусков, число пусков ещё сильнее сократится, полезная нагрузка останется преимущественно отечественной, а дорогущий космодром «Восточный» станет чем-то вроде царь-пушки, которая не стреляет, и царь-колокола, который не звонит — космодромом, с которого не летают.

P.S. Файл Excel с исходными данными для самостоятельного анализа можете скачать здесь. А здесь — таблицу аварийности запусков в высоком разрешении.

P.S. 2. СЛЕДЫ ЗАБЫТОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

  • Роскосмос продолжает находить артефакты, созданные более развитой цивилизацией, которая когда-то существовала на территории современной России.
  • Это не сюжет мракобесов с РЕН-ТВ, а чистая правда. Почитайте, что пишет глава Роскосмоса Игорь Комаров о причинах очередного неудачного запуска спутников с космодрома Восточный 28 ноября:
  • «Специалисты пришли к выводу, что к нештатной ситуации привело непрогнозирующееся поведение разгонного блока после его отделения от ракеты-носителя».

«Мы столкнулись с проблемой, которая была связана не с качеством, не с дисциплиной на производстве, а с особенностью составления программного обеспечения, которое впервые тестировалось около 20 лет назад».

«Это был первый пуск ракеты-носителя „Союз“ с разгонным блоком „Фрегат“ с нового космодрома. Если бы этот пуск происходил в другое время года и были бы несколько другие поля падения, то у нас возможно аварии и не было бы».

«Возможно и не было бы». «Непрогнозирующееся поведение». Из уст главы Роскосмоса эти слова звучат откровенно пугающе. Перевожу с русского на русский:

  1. Они не понимают, как работает ПО разгонного блока, потому что те, кто сделал его 20 лет назад, давно на пенсии и теперь каждый запуск с «Восточного» это русская рулетка с неизвестным результатом.
  2. И это понятно:
  3. — Первый запуск «Фрегата» состоялся в 2000 году, семнадцать лет назад, а разрабатывать его начали в 1995 году, 22 года назад.

— Ракета «Союз» впервые полетела 28 ноября 1966 года, ровно 51 год назад, её последняя модификация — «Союз 2.1» — в 2004.

— Носитель «Протон», рабочая лошадка отечественной космонавтики, взлетел в 1965 году, 52 года назад.

— Даже новейшая российская ракета «Ангара», совершившая всего два пуска в разных конфигурациях, начала разрабатываться в 1992 году, 25 лет назад.

Вы только вдумайтесь: нашей новейшей разработке — четверть века. Для сравнения: Илон Маск создал SpaceХ в 2002, а в 2008 его «Falcon 1» уже доставил груз на орбиту. Ну о каком лидерстве РФ в космической индустрии можно говорить при пятикратном отставании в скорости НИОКР?

В довершение всего, финансирование космоса в 2018 году будет урезано с 114,7 до 73,3 млрд рублей, поэтому не удивляйтесь, что наши спутники падают. Удивляйтесь, что они всё ещё летают.

  • Вадим Жартун
  • Источник: 1, 2
  • ЕЩЕ ПО ТЕМЕ
  • Праздник высокотехнологичной цивилизации прошлого
  • «Дорогие товарищи потомки…»
  • Почему российские спутники теряются
  • Космодром «Восточный»: бесхозяйственность космического масштаба
  • Как развалить систему образования: диверсионная программа
  • Новая российская знать — почему она такая убогая?
  • Величие России — это фантом: куда заведут страну политтехнологи
  • Кадры решают все

Вернуться на главную

*Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН)), «Азов»

Источник: /rusrand.ru/analytics/kosmicheskie-avarii

«Роскосмос» vs SpaceX

В SpaceX утверждают, что стоимость пуска составила примерно $90 млн. Это в несколько раз дешевле, чем стоящий до $400 млн запуск американской сверхтяжелой ракеты Delta 4 Heavy, способной вывести на орбиту около 28 т.

Опрошенные РБК эксперты отмечали, что этот запуск — еще один шаг на пути к высшей цели Илона Маска, достижению Марса. В «Роскосмосе» назвали запуск Falcon Heavy «очень хорошим трюком».

Тяжелая монополия

В мире всего четыре страны — США, Россия, Франция и Китай — располагают тяжелыми ракетами. Сверхтяжелые носители запускали только два государства — США и СССР.

Речь идет об американской Saturn V (13 успешных пусков в 1967–1973 годах), которая могла вывести на низкую околоземную орбиту 141 т, и советской ракете «Энергия», которая выводила в космос многоразовый корабль «Буран» весом 105 т около 30 лет назад. Новая российская сверхтяжелая ракета появится только к 2028 году, заявил 1 февраля гендиректор «Роскосмоса» Игорь Комаров.

В 2018–2019 годах будут выполнены работы над эскизным проектом сверхтяжелой ракеты, отмечал он. Ее основная задача, по словам Комарова, «изучение Солнечной системы, планет Солнечной системы, Луны и окололунного пространства».

С 2011 по 2016 год включительно «Роскосмос» был неоспоримым мировым лидером по количеству гражданских пусков. До 2017 года у SpaceX не было ни одного военного запуска. Однако за последние полтора года ситуация кардинально изменилась.

В 2017 году у SpaceX было 16 гражданских пусков. У «Роскосмоса» (с учетом пояснения пресс-службы корпорации, что все указанные на ее сайте пуски — гражданские) было 15 пусков, один из которых оказался неудачным.

Пуски с космодрома Куру во Французской Гвиане не учитывались.

Немного иначе выглядит картина, если к гражданским добавить заказы военных, а также учесть поступившее в РБК заявление «Роскосмоса» о том, что госкорпорация считает совершенные в 2017 году пуски с Куру «своими», так как «оператор и ракета были российскими». Тогда, если сравнивать суммарное количество гражданских запусков и пусков в интересах военных, в 2017 году счет становится равным — 18:18. Если же считать пуски «Союзов» с Куру роскосмосовскими, то госкорпорация выходит в лидеры — 18:20.

Вывести тонну груза на Falcon Heavy в два раза дешевле, чем на российском «Протоне» и почти в три раза дешевле, чем на «Ангаре-А5» — $1,4 млн против $2,8 млн и $3,9 млн соответственно.

Читайте также:  Пчеловодство как бизнес: запуск с нуля и окупаемость вложений

Эксперты в разговоре с РБК отмечали, что пока непонятно, чем SpaceX будет загружать свою сверхтяжелую ракету.

По мнению создателя сообщества «Открытый космос» Виталия Егорова, Маск рассчитывает на планы Пентагона «запускать большие спутники».

Гендиректор компании «КосмоКурс» Павел Пушкин предполагал, что Маск ориентируется на «орбитальные станции и производство в космосе, а также туристические орбитальные крупные станции».

Авторы: Инна Сидоркова, Дада Линделл, Александр Богачев

Источник: /rbc.ru/technology_and_media/08/02/2018/5a7b1b5a9a7947a1973ea3b8

Cтатистика космических запусков по странам 2018: итоги

Статистика космических запусков по странам 2018 года показывает, кто на самом деле является мировым лидером в развитии космической техники.

Несмотря на активный пиар, которым занимаются американская компания SpaceX и российский Роскосмос, на первое место по запускам в космическое пространство в 2018 году занял Китай.

Активность Китайской Народной Республики в этой области несомнена. Это связано не только с усилиями по развитию космической техники, но и амбициозными проектами по внедрению новых технологий.

Обращает на себя внимание и факт запуска китайской космической миссии к Луне с посадочным модулем, причем посадка предполагается на невидимой стороне спутника Земли.

Сравнительная таблица статистики запусков

В сравнительной таблице статистики космических запусков 2018 года приведены данные по странам.

Страна Кол-во запусков Успешных Неуспешных
КНР 39 38 1
США 31 31
Россия 17 16 1
ЕС 11 11
Япония 6 6
Индия 7 7
Новая Зеландия 3 3

В таблице отражены две существенные неудачи, постигшие запуски России и Китая. В октябре 2018 года произошла авария с российской ракетой-носителем «Союз-ФГ», в результате которой проводился аварийный спуск экипажа, отправленного к МКС.

В том же месяце не смогла достичь орбиты китайская ракета Zhuque-1 в результате аварии третьей ступени.

Расписание и результаты космических запусков 2018 года

Лидеры среди ракет-носителей 2018

Наиболее часто в 2018 году в космос запускались ракеты-носители производства США, Китая, России и ЕС.

Среди них:

  • модификации Falcon SpaceX – 20 раз;
  • модификации китайской Long March – 36 раза;
  • модификации российского «Союза» — 17 раз
  • модификации ракеты Ариан ЕС – 6 раз.

Нужно отметить, что, нередко модификации представляют из себя совершенно разные ракеты, несмотря на одинаковый тип.  Наиболее часто запускался в космос Falcon 9 компании SpaceX.

Расписание космических запусков на 2019 год.

Источник: /hifak.ru/ctatistika-kosmicheskih-zapuskov-po-stranam-2018/

Статистика космических запусков в мире стала унизительной для России — МК

У нас за год — 13, у Китая — 32

19.11.2021 в 18:17, просмотров: 18322

Двадцать лет назад, 20 ноября 1998 года, Россия запустила в космос личинку Международной космической станции — с Байконура стартовал «Протон» с первым модулем — функциональным грузовым блоком «Заря». Сейчас МКС — мощная красивая космическая бабочка — образец полета инженерной мысли и новых технологий. Нам есть, чем гордиться.

Мы любим, и это нормально, гордиться достижениями и победами. Но все чаще и чаще, привыкать уже начали, — прошлыми. Возьмем космос, для примера, раз повод есть. И последние 20 лет.

В том же 1998 году Россия осуществила 25 космических запусков, США — 36, Китай — 6.

С тех пор у нас перестали летать «Протоны», распиаренный проект «Ангара» продолжает пиариться, спутники теряются, в кораблях кто-то сверлит дырки, качество сборки космической техники приближается к стандартам советских «Жигулей». С проектом тяжелой ракеты вообще ничего, кроме обещаний, не понятно. Правда новый космодром появился, хотя за те деньги, которые расхитили на стройке, наверное можно было два построить.

Десять лет назад, 28 сентября 2008 года состоялся первый успешный запуск ракеты-носителя Falcon 1 и вывод полезной нагрузки на орбиту. Частная американская компания SpaceX вышла в космос.

За это время она создала технологию возвращения первой ступени на землю, тяжелую ракету (теперь она — самая мощная из ныне существующих) и собственный грузовой корабль.

На днях повторила собственный прошлогодний рекорд по количеству запусков — 18. Просто запомните эту цифру для сравнения.

Потому что в 2018 году Россия осуществила 13 космических запусков. Страна первого спутника, первого человека в космосе, первой в мире женщины-космонавта, первого человека, вышедшего в открытый космос, первой орбитальной станции… И частная фирма, за 10 лет ее обогнавшая. В целом же в нынешнем году США провели 28 запусков. Вдвое больше нас.

А Китай уже 32 запуска. В пять (!) раз больше, чем у них было 20 лет назад и в 2,5 раза больше, чем сейчас в России.

Да, мы пока еще лидеры в пилотируемой космонавтике и американцы пока еще летают на МКС на наших кораблях — по политико-экономическим мотивам. Потому что у Китая тоже есть трехместные пилотируемые корабли.

А SpaceX собирается запустить пилотируемый корабль, пока без экипажа, к МКС уже в январе, а в июне — уже с экипажем. И рассчитан этот корабль на 7 человек. Есть еще популярная тема про наши ракетные двигатели РД-180, которые охотно покупают США.

А почему не купить, если хорошо и дешево? Но американская космонавтика на РД-180 не держится. Свои двигатели у США тоже есть и используются.

А еще есть такая страна — Новая Зеландия. В прошлом году они сделали космическую ракету, пока еще легкого класса. И успешно запустили. В этом году — уже два успешных пуска.

Когда Новая Зеландия обгонит Россию в космосе? Через 10 лет или раньше?

Будет нам, чем гордиться? Впрочем, найдем. По привычке, — Гагарин, Терешкова, МКС и все такое…

Источник: /mk.ru/science/2018/11/19/statistika-kosmicheskikh-zapuskov-v-mire-stala-unizitelnoy-dlya-rossii.html

Сравнение космических запусков России, Китая, США и ЕС

Старт корабля «Прогресс» на космодроме Байконур

Космическая гонка набирает обороты и самые заметные места в ней занимают 3 страны, а именно Россия, США и Китай. Европейский Союз также пытается не сильно отстать, но его уже догоняют Индия и Япония.

В первой половине текущего десятилетия Россия безоговорочно удерживала пальму первенства по общему количеству космических запусков, однако в последние годы США и Китай существенно нарастили количество запусков.

Всего в текущем десятилетии (2010 — 2019 г.г.) Россия осуществила 255, США — 206, Китай — 204, а ЕС — 73 запуска.

Статистика космических запусков 2010-2019 г.г.

В сфере пилотируемых космических запусков Россия остаётся мировым лидером и сильно опережает единственного «соперника» — Китай. А задача доставки космонавтов на Международную Космическую Станцию (МКС) и на сей день целиком и полностью решается силами Роскосмоса.

Космические пилотируемые запуски 2010 — 2019 г.г.

Американское Космическое Агентство (NASA) в 2011 году закрыло пилотируемую программу Space Shuttle ввиду её дороговизны. Один старт космического корабля обходился NASA в $500 млн. После закрытия программы, NASA заключило договоры с компанией SpaceX и компанией Boeing, которые взялись разработать и построить ракеты, способные доставлять американских астронавтов на МКС.

Первоначальные планы предусматривали запуск пилотируемого американского корабля на 2017 год, однако череда неудач заставляла уже несколько раз переносить сроки старта.

Текущие планы NASA предусматривают пилотируемый пуск в середине 2020 года. Можно сказать, что это крайний срок, так как Роскосмос запланировал на 2020 год всего 2 пилотируемых пуска (один весной и один осенью) и место для американца есть только в весеннем запуске, а осенью полетит экипаж, состоящий только из российских космонавтов (впервые в истории МКС).

Старт российской ракеты АнгараСтарт российской ракеты АнгараСтарт российской ракеты Ангара

Промышленные планы России включают в себя разработку целого семейства ракет-носителей модульного типа «Ангара».

Диапазон ракет включает в себя 4 типа от лёгкого (1,5 тонн нагрузки) до тяжёлого типа (35 тонн нагрузки).

В настоящее время было осуществленной несколько испытательных пусков, а в 2023 годы будет построено 4 ракеты «Ангара-А5» и с 2024 года будут выпускаться по 10 ракет «Ангара» различных типов.

Будем благодарны Вам за конструктивную критику статьи в х и подписку на наш канал. Спасибо.

Источник: /zen.yandex.ru/media/id/5b479b3e56927000a9570bef/5dae70e9a06eaf00b019d9bd

О! Статистика космических запусков

Текстик-По-Случаю. Мысли по статистике запусков и сетевого флейма.

Мы, любители космической деятельностью, рано или поздно, сталкиваемся с числами и сравнением. Можно называют это статистикой или рейтингом. Что думаю?

Это необходимо и неизбежно. Компактное, лучше графическое, представление итога усилий и напряжений различных субъектов (стран, фирм, изделий …) востребовано! Сразу видно (чаще кажется), кто чего достиг и чего стоит. Активно используется в пропагандонстве и манипуляции.

Пришло (на мой взгляд) из практики управления разных контор, от докладов и презентаций по итогам или планам. С графиками, диаграммами и картинками. Для внушения начальству или спонсору мысли о необходимости, успешности и потенциалу представляемого дела.

И для демонстрации своей управленческой и организационной крутизны.

                                   Статистика пусков-запусков космических ракет.                     Утверждаю — единой методики для создания статистики запусков нет!

Пример для наглядности – однозначная методика учета: в начале года 100 аборигенов на острове, к концу года 25 отравились рыбой и померли в муках. Осталось 75 живых. Статистика — 25% умерших за год.

В «статистике» может быть не так. Например, 25 умерло из 100, но 5 из них загнулись в лодке (вне суши) и… 20% умерших на острове.

И прочие манипуляции как в области рассмотрения, так и в выборе критериев оценки…

Вернемся к пускам. Что помню и чем пользуюсь. Википедия, всякие ресурсы официального и полуофициального разлива, авторитетные сетевые ресурсы (тематические форумы) … все, кто напрягся и выдает цифры по запускам в течение нескольких лет. Последний «отчетный период (сбора урожая) запусков – 2018 год»:

Русская вики: ru.wikipedia.org

Сайт Гюнтера Gunter’s Space Page: space.skyrocket.de

Сайт: ecoruspace.me

Форум NSF: forum.nasaspaceflight.com

Форум НК: novosti-kosmonavtiki.ru

Получается:

· Каждый делает статистику по своему усмотрению. Где все однозначно (Китай – 39 пусков, один аварийный) у всех совпадает. Где неопределенность (или возможность разной интерпретации по произвольным соображениям) – начинаются расхождения. У России то 17 пусков, то 20. У США то 34, то 31 … Каждый источник пытается обосновать свой выбор.

· С общим количество запусков согласны все (но и тут бывают исключения). Проблема с зачетом запусков по странам.

· Некоторые очевидные события игнорируются. По общему согласию. В 18-м был Zuma на Falcone 9. Спутник не вышел на орбиту и навернулся в океан со второй ступенью.

Но у всех идет как успешный! Русская вики и форум NFS (как самый осведомленный) делают сноску (что-то там со спутником, вроде разрушился и утонул …).

При это все дружно пишут Европе частичный успех при запуске двух геостационаров, которые до своей орбиты доползут с потерей топлива и сокращением срока, но будут работать (в отличии от ZUMA).

                                                         ***************************

Вывод: увидел статистику запусков — относись к ней скептически. Не факт, а оценка частного лица или «банды». Общепринятой и согласованной методики зачета запусков нет. Это является источником сетевого срача и говноматериалов от вторичных СМИ.                      

                                                          **************************

Читайте также:  Кредит наличными в день обращения: процедура оформления

Замечание 1: Придание большого значения рейтингу страны в количестве запусков нелепо. Например, десяток-другой запусков какой-нибудь Electron с кубсатами на борту не перевесит один запуск серьезного радиотелескопа, АМС или геостационарного спутника. Молчу о пилотируемых полетах…

Замечание 2: Без цирка никак… Рогозин наcчитал 22 запуска за Россией в 18-м. Добавил пару военных ракет по суборбитальной траектории (почему с подводных лодок пять пусков не добавил?). Не только Рогозин чудит, уже в 19-м году подтянулись американцы с суборбитальными полетами и прыжками за 100 км – типа вышли в космос!

Конец

Источник: 

Источник: /thealphacentauri.net/o-statistika-kosmicheskih-zapuskov-2/

Статистика космических запусков по странам

Материал по итогам 2018 года

ЛИДЕРЫ СРЕДИ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ

Наиболее часто в 2018 году в космос запускались ракеты-носители производстваСША, Китая, России и ЕС.

Всего разработано 5 модификаций космического носителя.Запуски базовой версии ракеты — Falcon 9 v1.0 — проводились в 2010-2013 годах.

В октябре 2016 года Илон Маск сообщил о разработке модификации Falcon 9 (Block 5).

Компания SpaceX рассчитывает использовать ее многоразовую ступень не менее 10 раз и проводить повторные запуски через 24 часа после посадки ступени.Эта версия стартовала впервые — 14 августа 2017 года. 

ХарактеристикиFalcon 9 — двухступенчатая ракета-носитель тяжелого класса. Максимальная длина эксплуатируемой версии Falcon 9 FT составляет 70 м, диаметр — 3,66 м, стартовая масса — 549 т.

Заявленная грузоподъемность — до 8,3 т на геопереходную орбиту и до 22,8 т на низкую опорную. За время эксплуатации самый тяжелый полезный груз, выведенный Falcon 9 в космос, составил 8,6 т. Столько весил грузовой корабль Dragon, который был запущен 8 апреля 2016 года на МКС.

Ракета оснащена жидкостными двигателями производства SpaceX: на первой ступени установлено 9 двигателей Merlin 1D, на второй — один Merlin Vacuum. В качестве топлива используется керосин (окислитель — жидкий кислород). Топливные баки изготовлены из алюминий-литиевого сплава.

Для повышения точности выведения полезного груза на орбиту система управления ракеты сопряжена со спутниковой навигационной системой GPS.

Для надежности Falcon 9 производителем предусмотрена автоматическая остановка процедуры запуска (при обнаружении проблемы происходит откачка топлива, ракета снимается со стартовой площадки, затем после выяснения причины и доработки используется для повторного пуска), а также возможность работы при аварийной остановке одного или двух двигателей первой ступени во время полета. 

Возвращаемая ступеньSpaceX разработана технология, предусматривающая возвращение на Землю отработавшей первой ступени, оснащенной четырьмя раскладывающимися посадочными опорами для мягкого приземления. Спуск осуществляется с помощью торможения двигателей и парашюта.

После посадки на специальную морскую платформу (длина — 90 м, ширина — 50 м) судна-робота в акватории Мирового океана или на спецплощадку на территории базы ВВС США на мысе Канаверал (штат Флорида) первая ступень может использоваться повторно.

 Впервые эксперимент по возвращению первой ступени был проведен 29 сентября 2013 года после запуска версии Falcon 9 v1.1. Ступень планировалось плавно спустить и приводнить в океан, однако из-за сильного вращения она упала на воду и разрушилась.

Первая успешная посадка на землю состоялась 22 декабря 2015 года (запускалась версия Falcon 9 FT), на морскую платформу — 8 апреля 2016 г. (Falcon 9 FT). 

Семейство двух- и трёхступенчатых ракет-носителей Китайской Народной Республики. Своё название серия ракет-носителей получила в честь легендарного похода армии китайских коммунистов.

Проектирование ракет велось под эгидой Китайской академии технологий ракет-носителей CALT.

За рубежом ракеты данной серии как правило обозначаются аббревиатурой LM- (сокращение от Long March) и следующей за ней цифрой, обозначающей число ступеней, и буквой, говорящей о конкретной модификации РН. В китайских СМИ принято обозначение CZ- (то есть ChángZhēng).

Основной состав серии ракет-носителей «Чанчжэн» :

Чанчжэн-2 — создана на основе баллистической ракеты Dong Feng 5. Первая и вторая ступени, а также стартовые ускорители работают на НДМГ и тетраоксиде азота.
Полезная нагрузка НОО: 3850 кг
ССО: 2C: 1400 кг
2C/SMA: 1900 кг
ГПО: 2C/SM: 1250 кг

Чанчжэн-3B — разновидность «Чанчжэн-2».

Имеет три ступени и четыре навесных разгонных блока. Представляет собой наиболее мощную модель из семейства «Чанчжэн». Используется, в основном, для вывода на геосинхронную орбиту телекоммуникационных спутников.
Количество ступеней 3
Полезная нагрузка на НОО: 12000 кг
на ССО: 5700 кг
ГПО: 3B 5100 кг, 3B/E 5500 кг
ГСО: 2000 кг
ГЦО: 3300 кг

Чанжчэн-11 — твердотопливная ракета

Ракета-носитель на твёрдом топливе, разработана Китайской академией космических технологий. Её первый полёт состоялся 25 сентября 2015 года. Ракета создана на базе серии баллистических ракет DF-31. Предназначена для вывода на солнечно-синхронную орбиту лёгких спутников (до 350 кг).

Масса полезной нагрузки • на НОО 700 кг • на ССО 350 кг 

Советская трёхступенчатая ракета-носитель (РН) среднего класса из семейства Р-7, предназначенная для выведения на круговую орбиту Земли с неизменным наклонением орбиты пилотируемых космических кораблей типа «Союз» и автоматических космических аппаратов серии «Космос».
Разрабатывалась и изготавливалась в куйбышевском Филиале № 3 ОКБ-1 (ныне — ЦСКБ-Прогресс) под руководством Дмитрия Ильича Козлова и Сергея Павловича Королёва на основе ракет-носителей «Р-7А» и «Восход».
Ракета-носитель «Союз» легко узнаваема по четырём коническим боковым блокам первой ступени, что отличает все «Союзы» от других ракет-носителей, а также характерному головному обтекателю с четырьмя прямоугольниками решетчатых стабилизаторов и специфической «башне» системы аварийного спасения на вершине.
На базе ракеты-носителя 11А511 «Союз» было разработано две модификации: «Союз-Л» и «Союз-М», а впоследствии РН стала основой для ракеты-носителя «Союз-У».

Основной состав серии ракет-носителей, запускаемый в последние годы:

Союз-ФГ — модификация ракеты-носителя «Союз-У». Разработка велась параллельно с созданием модернизированных ракет-носителей «Союз-2» для обеспечения запусков космических кораблей «Союз ТМА» и грузовых кораблей «Прогресс» к МКС.

Основные отличия от РН «Союз-У» заключаются в применении модернизированных двигателей 1-й и 2-й ступеней с новыми форсуночными головками (отсюда «ФГ» в названии ракеты) разработанных для ракеты-носителя «Союз-2» с минимальными доработками системы управления.

Её энергетические возможности примерно на 250—300 кг выше возможностей базовой РН «Союз». Однако, область её применения всё же ограничена возможностями аналоговой системы управления.
Основное назначение — запуск КК «Союз МС» к МКС. Использование ракеты планируется прекратить в 2020 году.

Союз-2 — семейство трёхступенчатых ракет-носителей среднего класса, разработанное и производимое РКЦ «Прогресс» (Самара) путём глубокой модернизации ракеты-носителя «Союз-У». Также в семейство «Союз-2» входит двухступенчатая РН «Союз-2.1в» лёгкого класса.

Масса полезной нагрузки выводимой на низкую орбиту Земли — от 2800 кг до 9200 кг в зависимости от модификации и точки запуска.
Является частью семейства ракет-носителей Р-7. Рабочее название проекта — «Русь».
В долгосрочной перспективе семейство РН «Союз-2» может быть заменено на перспективное семейство РН «Союз-5» («Иртыш»).

Назначение

Ракеты предназначены для выведения космических аппаратов (КА) на низкие, средние, высокие, солнечно-синхронные, геопереходные и геостационарные орбиты с существующих стартовых комплексов.

В том числе предусматривается запуск пилотируемых и грузовых космических кораблей по программе Международной космической станции.

 

Европейская одноразовая тяжёлая ракета-носитель семейства Ариан, предназначена для выведения полезной нагрузки на низкую опорную орбиту (НОО) или геопереходную орбиту (ГПО). Производится Европейским космическим агентством (ЕКА), основной подрядчик — European Astrium Space Transportation (EADS).

Ракета продвигается на рынке компанией «Arianespace». Запуски происходят с космодрома Куру во Французской Гвиане. РН «Ариан 5» является основной ракетой-носителем ЕКА и останется таковой по крайней мере до 2020 года, когда должны начать полеты ракеты «Ариан-6».

Разработка «Ариан 5» заняла 10 лет, стоила 7 млрд долларов США и предназначалась для замены ракеты-носителя ЕКА «Ариан-4». Количество ступеней: 2
Длина (с ГЧ): 46—52 м
Диаметр: 5,4 м
Стартовая масса: 777 т
Масса полезной нагрузки • на НОО G: 18 000 кг ES: 21 000 кг • на ГПО G: 6200 кг G+: 6950 кг GS: 6100 кг ECA: 10 500 кг

Разновидности ракет-носителей

РН «Ариан ECA» (англ. Evolution Cryotechnique type A) может вывести на ГПО два спутника общей массой 10 000 кг или один спутник массой 10 500 кг. Этот вариант использует двигатель первой ступени «Vulcain 2» и вторую ступень ESC-A (фр.

Etage Supérieur Cryogénique-A), которая оснащена ЖРД HM7-B массой 2100 кг, общая масса криогенного топлива (LH2/LOX) составляет 14 000 кг. Вторая ступень, которая ранее использовалась в качестве третьей ступени РН «Ариан-4», в «Ариан ECA» имеет изменённые баки в целях сокращения длины.

Переработанный ЖРД «Vulcain» имеет более длинное и эффективное сопло и более эффективный топливный цикл. Изменённое соотношение топливных компонентов потребовало изменения длины баков первой ступени. Также ТТУ EAP были облегчены использованием нового способа сварки и заполнены бо́льшим количеством топлива.

Вторая ступень ESC-A не улучшает показатели РН «Ариан ECA» по выводу груза на НОО по сравнению с вариантом «Ариан 5G», поэтому последняя модификация не будет использоваться для вывода автоматического транспортного корабля ATV.
РН «Ариан ES-ATV» (англ.

Evolution Storable) используется для запуска автоматического транспортного корабля ЕКА с использованием блока второй ступени EPS версии РН «Ариан G». Первый запуск был осуществлён 04:03 GMT 9 марта 2008 года. 

Одноразовая двухступенчатая ракета-носитель семейства Атлас, которая первоначально производилась компанией Lockheed Martin, а затем альянсом United Launch Alliance (ULA), сформированным совместно компаниями Lockheed Martin и Boeing. Твердотопливные ускорители для ракеты-носителя Атлас V разрабатывает и производит компания Aerojet.
Производится в Денвере (Колорадо, США) и имеет несколько конфигураций, отличающихся размером головного обтекателя и количеством твердотопливных ускорителей.
В зависимости от версии, стоимость запуска ракеты-носителя Атлас V составляет от 110 до 235 млн $.
Среди наиболее примечательных полетов следует отметить старты космических аппаратов Mars Reconnaissance Orbiter и Новые горизонты — две исследовательские программы NASA, первая посвящена изучению Марса, вторая — изучению Плутона и его системы спутников с пролетной траектории. 18 июня 2009 года ракета-носитель Атлас V 401 использовалась для запуска Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO), а 5 мая 2018 года — для запуска InSight.
В ходе полёта 15 июня 2007 года со спутником военной разведки США NROL-30, произошла неисправность при функционировании второй ступени, приведшая к её более раннему отключению, в результате чего полезная нагрузка не вышла на расчетную орбиту. Тем не менее, заказчик классифицировал выполнение этого полета как удачное.
Запуски ракеты-носителя Атлас V производятся с двух стартовых площадок:
Мыс Канаверал — стартовый комплекс SLC-41, восточное побережье США
База Ванденберг — стартовый комплекс SLC-3E, западное побережье США. Стартовая масса: 334,5 — 546,7 т Масса полезной нагрузки • на НОО 9,8 — 18,8 т[2] • на ГПО 4,75 — 8,9 т 

Индийская ракета-носитель. Название является широко используемой аббревиатурой от Polar Satellite Launch Vehicle, что в переводе означает «ракета-носитель для вывода спутников на полярную орбиту».
Ракета разработана Индийской организацией космических исследований (ISRO) для запуска индийских спутников дистанционного зондирования (IRS) на солнечно-синхронные орбиты.

PSLV — четырёхступенчатая ракета-носитель, первая и третья ступени — твердотопливные, вторая и четвёртая — жидкостные. Может быть запущена в 4 различных конфигурациях (PSLV-CA, PSLV-DL, PSLV-QL, PSLV-XL), которые отличаются количеством используемых боковых ускорителей.
Первый запуск ракеты-носителя PSLV состоялся 20 сентября 1993 года.

В апреле 2008 года с помощью PSLV был совершён успешный запуск сразу 10 спутников, что побило предыдущий мировой рекорд, поставленный Россией.

Количество ступеней 4
Длина (с ГЧ) 44 м
Диаметр 2,8 м
Стартовая масса PSLV: 295 т
PSLV-CA: 230 т
PSLV-XL: 320 т
Масса полезной нагрузки • на НОО PSLV: 3250 кг
PSLV-CA: 2100 кг
PSLV-XL: 3800 кг • на ССО PSLV: 1600 кг
PSLV-CA: 1200 кг
PSLV-XL: 1750 кг • на ГПО PSLV: 1200 кг
PSLV-XL: 1425 кг 

Источник: /gharysh.kz/Interesno/statistikakosmicheskikhzapuskovpostranam/

Ссылка на основную публикацию