Статистика велотуризма: показатель активного отдыха в мире

В 2013 году идея электрических велосипедов была представлена только в виде концепции. За прошедший год появилось множество инноваций: велосипеды – гибриды, электрические байки, механические велосипеды с повышенной безопасностью для ездоков, способы парковки и хранения велосипедов. Designboom определила 10 наиболее популярных байков по мнению своих читателей.

Мэр Лондона объявил о начале строительства выделенных велосипедных дорожнек, которые помогут соединить северную и южную, восточную и западную часть города. Решение начать проект было принято на основе консультаций с общественностью, в ходе которых более 80% опрошенных горячо поддержали идею выделенных дорожек для велосипедистов в центральной части столицы.

Уже 4 года подряд в британской столице растет число дорожных инцидентов с участием велосипедистов и пешеходов, виновники которых скрываются с места происшествия. За 2013 год в таких ситуациях оказалось 896 велосипедистов и 1043 пешехода. При этом общее количество смертельных случаев и получения серьёзных травм в прошлом году несколько снизилось

Согласно опросу BBC, 9 из 10 британцев поддерживают идею запрета на ношение наушников велосипедистами. При этом каждый шестой велосипедист признался, что пользуется наушниками во время езды, чтобы общаться по телефону или прослушивать музыку.

Эксперты утверждают, что прослушивание музыки во время езды снижает концентрацию вашего внимания на 10%, и это действительно создает риск попасть в аварию. Но ведь если такой закон когда-нибудь будет принят, придется запретить использование наушников и пешеходам на перекрестках, а также признать, что глухие не могут управлять велосипедом.

А вы что думаете по этому поводу? Слушаете ли вы музыку в наушниках во время езды на велосипеде?

В 1979 году профессор Питер Элвуд и его команда в университете Кардиффа запустили долгосрочное исследование по изучению влияния образа жизни на здоровье человека.

Карфилльское когортное исследование (по названию города, в котором оно проводилось) явилось самым длительным в своём роде, и в нем приняло участие 90% мужского населения среднего возраста, проживавшего тогда в Уэльсе.

Полученные данные показали, что езда на велосипеде и здоровый образ жизни снижают риск развития хронических заболеваний

Если вы хотите улучшить свое личное достижение в гонке на время, то сделать это намного легче в вечернее время. К такому выводу пришли бразильские ученые после серии тестов, когда разница в гонке на 1 км составила в среднем 6,5 секунд между вечерними и утренними результатами

Компания YouGov, занимающаяся различными исследованиями рынков, провела опрос для датской страховой компании Alm. Brand. Само по себе дело это ничем не примечательное, но результаты опроса оказались шокирующими. Выяснилось, что каждый шестой датчанин хотя бы раз в своей жизни «умыкал» чужой велосипед.

Удивительно, но статистика по США показывает, что с 2007 года в этой стране было совершено 23 миллиона поездок на велосипедах системы общественного проката, и ни один человек при этом не погиб. Специалисты высказывают различные предположения о том, как такое стало возможным.

Исследователи из двух британских университетов, в Норидже и в Йорке, выяснили, что те, кто ходят на работу пешком или ездят на велосипеде, меньше подвержены стрессам и отличаются лучшей производительностью труда. Исследование продолжалось 10 лет и охватило 18 000 человек со всей Великобритании.

Из этого числа 73% ездили на работу традиционно, на автомобиле, 13% ходили пешком и 11% пользовались общественным транспортом и 3% предпочитали велосипед.

Адам Мартин, руководитель исследования в Норидже, прокомментировал, что чем больше времени люди проводят в поездке на машине до работы и обратно, тем хуже становится их психологическое состояние.

Опрос, проведенный юридической компанией JMW Solicitors, которая занимается правами велосипедистов, показал, что половина британских водителей считает, что велосипедные полосы недостаточно широки, и они опасаются задеть велосипедистов, когда проезжают рядом с ними.

Те, в свою очередь, тоже все время боятся, что заденут автомобиль, из-за того, что велосипедные полосы слишком узки. Каждый пятый водитель убежден, что в стране нужна полная модернизация велосипедной инфраструктуры.

Текущий стандартный размер велополосы в Великобритании на сегодняшний составляет чуть больше 90 см.

До недавнего времени улучшение аэродинамики считалось самым слабым поводом для эпиляции ног. Специалисты ссылались на исследование Честера Кайла от 1987 года, опубликованного в журнале Bicycling.

Тогда эксперимент в аэродинамической трубе показал лишь ничтожную разницу в 0,6% между волосатой и гладко выбритой ногой велосипедиста.

Однако в июле этого года специалисты по аэродинамике из Specialized Марк Коут и Крис Ю провели ряд новых исследований и опровергли привычное мнение о неэффективности бритья ног для гонок на скорость.

В целом ряде недавних экологических исследований было выявлено, что в большинстве стран городские зоны имеют вырабатывают меньше углекислого газа, чем в среднем по стране.

То есть учёные выяснили, что городские жители, которые в большей своей массе ездят на общественном транспорте, занимают небольшие по площади жилые пространства в многоквартирных домах, используют меньше энергии для обогрева или охлаждения, чем их пригородные или сельские сограждане, которые часто имеют дома более крупного размера и практически всегда передвигаются на собственном автомобильном транспорте.

Крутите ли вы педали регулярно или изредка, поездки на велосипеде делают вашу жизнь лучше. Преодоление каждого километра на байке ведет к улучшению состояния здоровья и настроения. Пять аспектов, почему езда на велосипеде делает нас лучше:

Разработчики приложения Human преобразовали пользовательские данные своего фитнес-трекера в статистику, которая показывает, как и где мы передвигаемся.

Программа Human, созданная для поощрения занятий спортом, показывает, как в разных городах можно добраться из пункта A в пункт B.

Приложение работает на iPhone в фоновом режиме и автоматически фиксирует такие действия, как пешая прогулка, поездка на байке, бег и передвижение на автотранспорте. На сайте разработчиков можно посмотреть инфографику о перемещении пользователей в 30 различных городах.

Недавно в издании American Journal of Public Health было опубликовано исследование, проведённое под руководством Вашингтонского Университета.

Исследователи проанализировали данные о травмах головы среди велосипедистов в пяти североамериканских городах, где недавно были запущены в системы общественного велопроката: в Монреале, Вашингтоне, Миннеаполисе, Бостоне и Майами.

Затем эти цифры сравнивались с пятью другими городами, где общественный велопрокат пока не работает.

Американский Национальный институт транспорта и сообществ (NITC) изучил различия между защищенными и не защищенными велополосами с односторонним и двусторонним движением.

Оказалось, что именно отделенные от автомобилей бордюром или столбиками велополосы способствуют появлению на них большего числа велосипедистов, а велополосы с двусторонним движением показывают наибольший прирост велосипедистов.

Автор портала Copenhagenize и велоэксперт Микаэль Колвилл-Андерсен прокомментировал результаты исследования NITC: «В Дании велосипедные полосы с двухсторонним движением были признаны несоответствующими принципам «лучшей практики» и ликвидированы. Это произошло более двадцати лет назад».

Многие люди повсюду передвигаются на авто и полагают, что альтернативы не существует. Однако если присмотреться к сумме, которую можно сэкономить, перестав ездить на машине, наличие выбора может оказаться очевидным. Итак, сколько же денег можно сохранить за год пользования общественным транспортом или велосипедом? Приводим данные Американской ассоциации общественного транспорта.

«Аэро» решает всё – такова концепция компании Specialized, которая в прошлом году построила свою собственную аэродинамическую трубу на территории своей штаб-квартиры в Морган Хилл, Калифорния.

Команда разработчиков получила неограниченный по своим возможностям инструмент для исследований и разработки велопродукции с максимально эффективными аэродинамическими свойствами.

В своем недавнем видео они задались вопросом, какое влияние оказывает одежда на аэродинамику человека на велосипеде.

Источник: /velomesto.com/magazine/statistika/

Велосипедный туризм — это спорт или отдых?

Когда все начинают активно говорить об отдыхе на велосипедах, подразумевают в этом прохождение разнообразных маршрутов, в которых можно повстречать достопримечательности, а также разнообразные объекты экскурсионного характера. Если вы решили отдохнуть максимально активно, велосипедный туризм ­— именно то, что вам надо.

  • У вас непременно появится совершенно уникальная возможность забраться в отдаленные и самые укромные уголки, проехать по тропкам и увидеть просто великолепные места, которые невозможно заметить, если отправляться в путешествие на экскурсионном автобусе или же автомобиле.
  • Велосипедный туризм также привлекателен и тем, что вы получаете отличную и полезную физическую нагрузку во время всего увлекательного путешествия, улучшаете состояние всей иммунной системы.

Основная задача – правильно подготовиться и подобрать качественное снаряжение для велотуризма. Что же привлекательного в этом виде современного и такого популярного туризма? Каким видом велосипедного туризма у вас есть возможность заняться и насладиться достопримечательностями вокруг себя?

Читайте также:  Виды компьютерных вирусов и какой антивирус купить для пк

Популярность

Современный велотуризм позволяет каждому туристу ощутить полное единение с определенной местностью, потому что у вас не будет никаких границ. С помощью велосипеда можно осмотреть территорию так, словно вы ходите по ней пешком.

Полнейшая свобода направлений для путешествия. Уникальная возможность подобрать себе маршрут, поменять его в любой из моментов, когда вам этого захотелось. Горным современным велосипедам подвластен абсолютно любой маршрут, поэтому этим надо несомненно пользоваться.

Много людей в нашем современном мире обращают свое внимание на экологию и стараются по максимуму о ней заботиться. Каждый человек желает активно путешествовать, бывать в самых разных странах. В этом случае велосипедный туризм – лучший и оптимальный вариант.

В чем еще преимущество такого популярного туризма:

  1. Вы каждую минуту дышите свежим и чистым воздухом, а организм получает постоянную нагрузку.
  2. У туриста есть уникальная возможность не просто увидеть достопримечательности, но и улучшить иммунитет.
  3. Велосипедный туризм актуален и для тех, кто страдает от сердечных болезней, но им позволительна нагрузка, контролируемая врачом.
  4. Велотуризм довольно экономичный.

Вам придется финансово растратиться только один раз – приобретение хорошего и удобного велосипеда, а также снаряжения. У вас есть возможность докупать какие-то вещи или же обновлять свой набор. Иногда нужны и ремонты, но они не глобальны, поэтому и больших затрат не будет.

Разновидности велотуризма

Велосипедный туризм имеет разные обличия. Этот вид отдыха довольно выгодно выделяется на фоне других типов туризма. Именно польза от него для человека и всей экологии – настоящая находка для отдыхающего.

Велосипедный туризм дает возможность всем желающим совместить приятное с полезным: вы едите на длинной дистанции, ощущаете единение с окружающей вас средой, чего попросту невозможно достигнуть во время путешествий автотранспортом.

У вас есть возможность подобрать для себя оптимальный вид этого туризма, чтобы максимально насладиться отдыхом и получить от него пользу, которая гарантировано будет.

Велотуризм классический

Тут все будет происходить, как в обычном туристическом и увлекательном походе на природе. Ваше основное средство для передвижения – велосипед. У вас будет отличная ночевка на природе в обустроенной палатке, интересные вечера у теплого костра, приготовленная на пикнике еда. Все эти аспекты необходимо учесть, чтобы отдых был приятным и увлекательным.

У этого велотуризма есть определенное преимущество – вы сможете преодолевать самые большие дистанции за отведенное на поход время. У вас будет возможность даже везти груз, но не на своей спине, а на велосипеде.

Велотуризм цивилизованный

Это распространенный и востребованный вид активного отдыха. Не так давно он пришел в нашу страну с далекого запада. У вас будет отличная возможность отдохнуть во время ночевки в комфортном отеле, хостеле или же кемпинге. Часто берут пищу именно из магазинов или же в кафе на месте, но, если есть желание, готовить можно самому или в компании отдыхающих вместе с вами.

Тут есть свои определенные преимущества, которые невозможно не заметить:

  1. Легкий груз, который должен быть на велосипеде. Это происходит по той причине, что ночевки будут в гостинице. Не будет ни палаток, ни термобелья, ни других вещей, которые нужны для минимального комфорта во время туристического отдыха на велосипедах.
  2. Еда будет покупаться в магазинах или кафе, поэтому и ингредиентов брать не понадобится. Это тоже облегчит ваш груз.
  3. Возможность пройти небольшое или длительное расстояние за короткое время. Это не отнимет у вас много сил и энергии.

Очень часто именно этот вариант велотуризма называют европейским. Он предполагает в себе использование определенных прелестей цивилизации, что просто необходимо для многих туристов. Этот стиль не имеет ничего негативного и плохого, так как у вас есть отменная возможность мягко войти в мир велосипедного отдыха.

Велотуризм познавательный

Этот вид самый простой, но при этом довольно распространенный Основная цель такого отдыха — велопутешествие с осмотром достопримечательностей, интересных исторических и природных мест.

  Вам не понадобится абсолютно ничего от велосипедиста, кроме его желания получить удовольствие от прогулки.

Познавательный велотуризм позволяет вам отдыхать в течение нескольких дней с продуманной заранее ночевкой или же без нее – тут все зависит от индивидуального предпочтения.

Велотуризм спортивный

Спортивный велотуризм представляет собой многодневные велопутешествия с полным походным снаряжением. Это соревнования по велотуристическому многоборью. Упор делается на сложность маршрута с тяжелыми для проезда дорог, бездорожьем и лесными тропами и тому подобное.

Этот вид отдыха потребует от вас официального оформления определенных документов, а также ведения подробной и тщательной статистики всего велопохода.

Это нужно для того, чтобы походу и соответственно вам причислили определенную спортивную категорию. Этот важный показатель напрямую указывает на то, как вы подготовлены.

Категория нужна для профессиональных инструкторов и для участия в самых разных велопоходах.

Велотуризм приключенческий

Туристические фирмы в последнее время для любителей острых ощущений в некоторых странах организуют путешествия в труднодоступные местности – тропические леса, горы и пустыни. Обычно за группу сопровождает автобус для подстраховки. Всегда можно воспользоваться его услугами в случае дождя, непогоды или просто усталости.

Виды велосипедов для велотуризма

Шоссейно-гоночные велосипеды

Предназначены для движения по гладкому асфальту, где они имеют преимущества благодаря тонким шинам — трубкам.

Заниматься туризмом на таких велосипедах лучше опытным велосипедистам. Они не очень маневренные, у них самая низкая проходимость среди всех видов велосипедов. Благодаря трубкам — тонким шинам — они предназначены для движения по гладкому асфальту.

Туринги (Туристические велосипеды)

Туринг в классическом виде — это более прочный вариант шоссейника. Достоинства туристических велосипедов:

  • легкость хода по шоссе и грунтовых дорогах,
  • хорошая курсовая устойчивость,
  • большая грузоподъемность,
  • широкий спектр передач (18-27).

Из недостатков следует отметить:

  • невысокая маневренность,
  • умеренную проходимость по технически сложным трассам.

Туринги хороши для классических и спортивных походов по разнообразным дорогам, но для агрессивной и экстремальной езды не подходят.

Горные велосипеды (Mounting Bike)

Горные велосипеды родились в начале 80-х годов XX века и развиваеются до си пор. У них много названий: внедорожники, маунтинбайки, вездеходы, просто байки. Они созданы специально для движения в особо сложных условиях.

У них агрессивный внешний вид, имеют внедорожную раму и 26-дюймовые колеса. Маунтинбайк отличается сверхпрочной конструкцией, большим количеством передач (24-27), широкими шинами, и превосходной проходимостью при отсутствии дорог.


Горный велосипед очень универсален, подходим как для городской езды, так и для спорта и дальних путешествий.

Гибриды

Это относительно новый вид: симбиоз туринга и горного велосипеда. Гибриды похожи на горные велосипеды геометрией рамы, большим количеством передач (24-27), рулем и его выносом. Размер колеса обычно составляет 28 дюймов. Передние амортизационные позволяют гибридам быть еще более универсальными.

Отличные скоростные показатели сочетаются в гибриде с высокой проходимостью по плохим дорогам. Гибриды, как и туринги, больше подходят для классических походов, но ориентированы на жесткие режимы движения.

Дорожные велосипеды

У современного дорожного велосипеда  прочная конструкция и покрышки, широкий набор передач, поэтому по проходимости они не уступают турингу. Мягкое седло и высокая посадка делают его наиболее комфортным из всех видов велосипедов.

Основное предназначение таких велосипедов — это поездки по магазинам за продуктами и неторопливые прогулки на небольшие расстояния.

Преимущество дорожного велосипеда в невысокой стоимости. Это обусловлено начальным классом оборудования, простыми рамами и отсутствием амортизационной вилки.

Перед вами стоит легкая и понятная задача подобрать оптимальный вариант, который поможет отлично насладиться отдыхом и катанием на велосипеде. У вас есть отменная возможность попробовать каждый из видов – достаточно приобрести велосипед, снаряжение и наслаждаться окружающей средой. Желание путешествовать – это то, что руководит каждым туристом, который отправляется в путь на природе.

Источник: /zextrem.com/zemlya/velosport/velosipednyj-turizm.html

Немного статистики: мировой рынок велосипедов

Производство велосипедов в мире возглавляет Китай. В 2011 году объем китайского производства превысил 28,4 млрд.$, что в 4,4 раза больше, чем занявшая второе место Индонезия (6,4 млрд.$). Ежегодный темп прироста китайской велопродукции оценивается на уровне 13%.

Причем, Азиатско-Тихоокеанский регион традиционно показывает наиболее высокие темпы роста рынка (в диапазоне от 16% до 51% в 2011 году). Основными центрами производства велосипедов являются район дельты реки Янцзы (Шанхай, Сучжоу, Нинбо) и Тяньцзинь, на долю которых приходится в общей сложности более 80% экспорта велосипедов в Китае.Примечание: источникОбъем экспорта Китая за последние пять лет ежегодно возрастал на двузначное число, за исключением 2009 года после финансовых потрясений. Азиатско-Тихоокеанский регион и Северная Америка были основным направлением реализации китайских велосипедов, на которые приходится соответственно 40% и 31%.Желтую майку лидера страны-импортера последние 10 лет носит США, их доля в общем объеме экспорта Китая составляет около 30%. В 2011 году США импортировали из Китая велосипедов на сумму более 828 млн. долл. США, что меньше прошлогоднего показателя на 8,7%.Примечание: источникВ последние годы велопродукция пользуется повышенным спросом. В среднем в мире 53,4% домашних хозяйств имеют в собственности велосипеды. В США данный показатель увеличился за последние 6 лет с 43,7% до 45,8%. В Азиатско-Тихоокеанском регионе и Западной Европе количество велосипедов в собственности семей составляет в среднем около 63% от всех домохозяйств. Наиболее популярны велосипеды в Нидерландах (92,4% семей имеют велосипеды), Тайване (86,6%), Швеции (85,1%), Финляндии (85,0%), Японии (83,3%), Норвегии (81,3%) и Германии (81,0%).

Читайте также:  Статистика чс: данные о техногенных и природных катастрофах
Страна Население, чел. Количество велосипедов, шт. Доля велосипедистов, % Доляпоездок на велосипеде, % Велопробегна душу населения в день, км
Китай 1 342 700 000 500 000 000 37,2 н/д н/д
Бельгия 10 827 519 5 200 000 48,0 8 0,9
Швейцария 7 782 900 3 800 000 48,8 5 0,5
Япония 127 370 000 72 540 000 56,9 н/д 1,0
Финляндия 5 380 200 3 250 000 60,4 9 0,7
Норвегия 4 943 000 3 000 000 60,7 4 0,4
Швеция 9 418 732 6 000 000 63,7 н/д 0,8
Германия 81 802 000 62 000 000  75,8 9 0,9
Дания 5 560 628 4 500 000 80,1 18 1,6
Нидерланды 16 652 800 16 500 000 99,1 27 2,5
США 310 936 000 100 000 000 32,2 0,9 0,1

Велоспорт когда-то был самым популярным видом транспорта в Китае – стране, которая в прошлом известна миру как «велосипедная столица». Эта тенденция изменилась в 1990-х годах, когда все больше людей смогли позволить себе автомобиль. Таким образом, спрос на велосипеды со стороны домашних хозяйств Китая в среднем несколько упал в течение последних 6 лет. Явления обратного характера можно наблюдать в более развитых регионах Китая. Например, в районах Пекина, Гуандуна и Шанхая темпы роста покупок велосипедов домашними хозяйствами придерживаются западных значений (от менее 60% до почти 70% за последние 6 лет). Покупки велосипедов в Тайване увеличились на 5% до 86,6% в 2011 году, что является самым высоким показателем в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Смещению покупательского интереса к велосипедам от автомобилей способствует кризис в мировой автомобильной промышленности.

В этот тренд внесли свой вклад растущие цены на бензин и налоги. Цены на бензин достигли отметки в   2 евро за литр, а средняя стоимость владения автомобилем составила около 4 000 евро в год.

Помимо экономичности содержания, велосипед, как форма личного транспорта, имеет много других преимуществ. Велосипеды обладают повышенной мобильностью благодаря своей компактности, что способствует снижению заторов. Шесть велосипедов вмещаются в дорожное пространство, занимаемое одним автомобилем. При парковке это преимущество еще более очевидно.

Велосипед является не только мобильным средством передвижения, он также идеален при восстановлении баланса между потреблением калорий и их расходом. Регулярные поездки на велосипеде на работу снижают вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, остеопороза и артрита, укрепляют иммунную систему.

В отличие от езды на велосипеде, использование автомобиля сопряжено с проблемами безопасности окружающей среды.

На городскую мобильность приходится 40% всех выбросов СО2 автомобильным транспортом и до 70% выбросов транспортом других загрязняющих веществ.

А учитывая тот факт, что в среднем житель Европы около половины поездок на автомобиле осуществляет на расстояние менее 5 км, передвижение на велосипеде может послужить альтернативой многим из таких перемещений на короткое расстояние.

Источник: /ivasilchuk.livejournal.com/4084.html

Исследование: почти 60% туристов в мире предпочитают спокойный отдых активному, в России — 50%

Онлайн-исследование было проведено среди 22 тыс. респондентов в возрасте от 15 лет в 17-ти странах мира, в том числе в России, Аргентине, Бельгии, Канаде, Китае, Франции, Германии, Италии, Японии, США и др.

Опрос показал, что 59% респондентов предпочитают «расслабляющий вид отдыха». При этом активный отдых с посещением множества различных мест выбрали лишь 35% участников, 6% не определились с предпочтениями в отдыхе.

В целом предпочтения женщин и мужчин относительно отдыха почти одинаковы.

В исследовании отмечается, что мужчины чуть более склонны к спокойному отдыху: такой вариант ответа выбрали 60% мужчин и 58% женщин.

Зато сторонников активных каникул среди женщин и мужчин оказалось поровну – 35%. Семьи с детьми подросткового возраста отдыхают немного активнее других: спокойный отдых выбирали 57%, активный – 39%.

Самые большие различия в предпочтениях выявлены в возрастных группах. Так, подростки больше остальных предпочитают активные каникулы – 43%, за спокойный отдых отдали голос 51% респондентов этой группы.

С возрастом число поклонников активного отдыха падает, достигая самых низких значений в группах 50+ и 60+, где этот вариант понравился 33% ответивших.

Впрочем, в старших возрастных группах не самая большая доля сторонников расслабляющего отдыха – в группе 40+ спокойный отпуск любят 64% опрошенных, в то время как в группе 60+ таких – лишь 57%.

В тройку стран-лидеров по количеству респондентов, предпочитающих спокойный отдых, вошли Бразилия (71%), Южная Корея и Япония (по 66%). Италия (45%), Франция (44%) и Испания (43%) лидируют по доле населения, которое выбирает активный отдых.

В России, как показало исследование, доля сторонников активного и расслабленного отдыха среди мужчин и женщин примерно одинаковая.

Что касается возрастных групп, в России самая большая доля любителей активного отдыха оказалась среди опрошенных 60+ лет, почти половина (49%) таких респондентов предпочитает проводить каникулы, посещая множество различных мест.

Подобные результаты зафиксированы также в Австралии и Южной Корее (44% и 35%), но интересно, что Россия стала единственной страной, где процент сторонников активного отдыха в группе 60+ выше, чем доля любителей расслабленного отдыха.

«По данным GfK, путешествия находятся на третьем месте в иерархии личных интересов потребителей в России, уступая лишь фильмам и технологиям или гаджетам.

Также интересный тренд в мире, характерный, в том числе, и для россиян – желание получать не просто товар или услугу, но и впечатление, новый опыт.

Это касается всех рынков, и рынка туризма в частности”, — комментирует директор по работе с клиентами, сфера туризма и бизнес-услуг компании Марина Синило.

Источник: /tourism.interfax.ru/ru/news/articles/40787/

Интерес к спортивному туризму стремительно растет во всем мире. Россия не исключение

Велосипеды и автомобили, яхты и катамараны, лыжи и лошади — на чем только не покоряют эту землю профессионалы и любители спортивного туризма! А ведь есть еще йога— и фитнес-туры, да и болельщики, разъезжающие по спортивным фестивалям и событиям по всему миру, тоже являются частью этого вида отдыха. Эта отрасль уже вносит значительный вклад в мировой ВВП, и это один из самых быстрорастущих секторов «экономики впечатлений». Однако в России, где у спортивного туризма уже есть сложившаяся история и традиции, где своих покорителей ждут самые невероятные по красоте и сложности маршруты, эта сфера по-прежнему далека от того, чтобы реализовать весь свой потенциал. Но и здесь популярность спортивного стиля отдыха, особенно на фоне падающих доходов, очевидно растет. Ведь для того чтобы отправиться в самое обычное путешествие, часто не нужно почти ничего — взял рюкзак и палатку и пошел.

Ему все возрасты покорны

Мировой рынок спортивного туризма оценивается в $800 млрд По прогнозам британского аналитического агентства Technavio, его оборот до 2021 года вырастет на 41% и составит $4,31 трлн. Ежегодно в него вовлекаются от 12 до 15 млн человек, и в краткосрочной перспективе каждый год прирост будет составлять 6%.

Это следствие трех причин: повышение уровня благосостояния населения; повышенное предпочтение спортивного туризма как способа выйти из зоны комфорта; растущий вклад отрасли в рост ВВП и занятость населения. Подтверждением тому и рост рынка оздоровительного (wellness) туризма.

Если в 2015 году сектор оценивался в $563 млрд, то в 2017‑м — уже в $639 млрд

Как и в каждой отрасли, здесь есть свои страны-лидеры. В спортивном туризме это США, Великобритания, Германия, Италия, Испания, Дания, Швеция и Финляндия. В некоторых странах доходы от спортивного туризма превысили порог 25% от общей суммы туристских поступлений. А в Австралии поставили рекорд — 55%, говорит декан факультета международного туризма, спорта и гостиничного бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ Константин Поздняков.

Значительные вложения в отрасль делают и развивающиеся страны, что также увеличивает рост мирового рынка.

А спортивные фестивали стали успешно конкурировать с музыкальными, добавляет эксперт комитета по развитию спортивных и фитнес-услуг общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России», гендиректор компании Health Fitness Travel Инга Коуру-Недашковская. Так, фитнес-фестиваль в Дубае Dubai Fitness Challenge, где было представлено 250 различных спортивных развлечений, в прошлом году посетило около миллиона человек.

При этом спортивный туризм может быть разных видов. Например, событийный, когда туристы приезжают на различные мероприятия — от любительских небольших соревнований и фестивалей до чемпионатов мира и Олимпиад. «Если мы поехали посмотреть на лыжные гонки, то это значит, что мы тоже участвуем в спортивном туризме», — поясняет профессор кафедры менеджмента и сервиса Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Галина Дехтярь. Так, футбольный ЧМ‑1994 в США, например, привлек 50 млн туристов, которые потратили во время пребывания в стране $100 млрд

А потом многие едут ностальгировать по олимпийским городам, столицам ЧМ, местам спортивной славы. И это еще один вид спортивного туризма, центром внимания также становятся знаменитые спортивные музеи, колледжи, школы.

Читайте также:  Статистика кгб: показатели деятельности органов госбезопасности

Ну и, собственно, активный вид туризма — это спорт любительский и профессиональный, будь то регата, рыбалка, теннис, альпинизм, конный поход или автопробег.

Отдельным видом стал фитнес и велнесс-туризм: фитнес-туры, индивидуальные оздоровительные туры, скандинавская ходьба, йога, серфинг, гольф-туризм.

Есть и мировые лидеры среди компаний-туроператоров, специализирующихся на спортивном туризме. Тут снова на коне британцы. В частности, BAC Sport предоставляет спортивные поездки и туры для крупных спортивных соревнований по всему миру. Это индивидуальные и групповые пакеты на Формулу‑1, Гран-при, международный футбол, крупные турниры по гольфу, регби, теннису. А ITC Sports Travel стал ведущим поставщиком эксклюзивных зарубежных спортивных туров и индивидуальных путешествий.

В целом, отмечает Константин Поздняков, спортивный туризм позволяет достичь трех целей: расширить традиционный туристический сезон; привлечь новый поток посетителей; создать или улучшить имидж определенного туристического регионального направления. «Спортивный туризм — одна из самых доступных рекреационных форм проведения досуга населения, — говорит эксперт. — Он ориентирован на все социально-демографические группы, вне зависимости от возраста и гендерных различий».

Парня в горы тяни, рискни

В России спортивный туризм появился в конце XIX века. Тогда, рассказывает Константин Поздняков, появились первые туристские организации.

Это «Альпийский клуб» в Тбилиси (1877), «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» в Петербурге (1885), «Крымский горный клуб» в Одессе (1890) с филиалами в Ялте и Севастополе (позднее он был переименован в «Крымско-Кавказский горный клуб»), общество велосипедистов «Русский тюринг-клуб» в Петербурге (1895) с отделениями в Москве, Киеве и Риге. В 1901 году этот клуб переродился в Российское общество туристов и стал крупнейшим на тот момент туристским объединением в стране. К 1914 году в нем состояло около пяти тысяч участников.

В 20–30‑е годы в Советском Союзе альпинизм и горный туризм активно поддерживались государством в системе «Общества пролетарского туризма и экскурсий». А в 1949 году Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта включил туризм в Единую всесоюзную спортивную классификацию.

С тех пор самодеятельным туристам стали присваивать спортивные разряды и звания, появились школы инструкторов туризма и школы руководителей сложных походов. В итоге в середине 50‑х спортивный туризм стал высшим проявлением самодеятельного туризма и по-настоящему массовым.

В 70‑х начались всесоюзные, республиканские и областные соревнования на лучшее туристское путешествие, а в 80‑х они превратились в чемпионаты. Всего на закате СССР насчитывалось 950 областных и городских туристских клубов и секций, которые охватывали соревнованиями, спортивными походами до 10 млн человек.

Ежегодно в спортивных походах участвовали свыше 200 тыс. туристов‑спортсменов.

В советское время процветали походы с рюкзаком за плечами и клубы самодеятельной песни, говорит Галина Дехтярь. «Считалось, что это отдых для своего рода элиты, интеллигенции, — отмечает она. — Это были те самые „физики и лирики“.

Дома отдыха ученых очень часто представляли собой палаточные городки». Недаром это время так воспевали Галич, Визбор, Высоцкий. И поэтому до сих пор в ученой среде такой вид отдыха по-прежнему популярен.

Но времена изменились, страна стала другой, сменились поколения, образовалась новая целевая аудитория, наметились новые тенденции. С распадом Союза сильно пошатнулся и лишившийся господдержки спортивный туризм.

Выжила отрасль на энтузиазме отдельных людей, которые и тогда, и теперь работают преимущественно за идею, говорит основатель и руководитель туристического клуба MyWay Юла Завода.

Интерес есть, а роста нет
Подъем отрасли начался с конца нулевых. «Мало кто знает, что спортивный туризм — это общенациональный вид спорта в России», — говорит директор по стратегическому развитию курорта «Горки Город», член экспертного совета при комитете по туризму Госдумы Ольга Филипенкова.
По данным Федерации спортивного туризма, в нашей стране им занимаются более 3 млн человек. В стране функционирует более 500 центров, станций, клубов и баз юных туристов, свыше 2 тыс. дворцов и домов детского и юношеского творчества с секциями туризма. Ежегодно организуется более 3 тыс. профильных лагерей. Общие инвестиции в крупнейшие туристические локации — в России такими являются «Роза Хутор», «Горки Город» и «Газпром» (ГТК «Лаура») — составили 100 млрд рублей.
Но традиционная трактовка понятия искусственно ограничивает развитие этого вида туризма с точки зрения турбизнеса, так как в понимании большинства потенциальных туристов это связано с большими физическими нагрузками, считает эксперт. Да и в целом сложно оценить российский сегмент рынка спортивного туризма. Во‑первых, говорит Юла Завода, публикации статистики ФСТ не обновлялись с 2013 года, а Ростуризм не учитывает данные коммерческих организаций, многие из которых прячутся в теневом секторе экономики.

Эксперты отмечают, что после сочинской Олимпиады популярность горнолыжного туризма серьезно возросла.

В частности, в минувшие новогодние праздники «Роза Хутор» посетили 1,3 млн человек, и это на 16% больше показателей предыдущего года.

И если сейчас на горных лыжах и сноубордах катаются 3% россиян, в перспективе их число возрастет до 8%. Но минус подобных курортов в сезонности, тогда как общемировая тенденция в том, чтобы привлекать посетителей круглогодично.

Впрочем, многие другие виды спортивного туризма такими показателями похвастаться вряд ли смогут. Ведь его развитие напрямую связано с ростом благосостояния граждан, а с этим у нас пока, мягко говоря, не очень.

«Когда у людей появляются свободные деньги и время, тогда в их жизнь приходят экстремальные и околоэкстремальные занятия, — поясняет эксперт.

 — В России спортивным туризмом занимаются в основном люди как минимум со средним достатком, которые могут себе позволить тратить деньги и время на такие увлечения». Тренировки, экипировка, поездки — все это стоит денег.

Некоммерческие турклубы по-прежнему держатся на энтузиазме. Символические взносы (примерно по 5 тысяч рублей в год) позволяют их членам путешествовать практически бесплатно, но и развития при такой бедности сложно ожидать.

Незарегистрированные коммерческие спортивные фирмы почти не контролируются, зато у легальных турфирм масса бюрократических препятствий. «То есть мы получаем дикую конкуренцию, с одной стороны, и прессинг непонятных законов — с другой, — говорит Юла Завода.

 — В целом Федерация спортивного туризма и коммерческие организации в этой сфере существуют разрозненно и соприкасаются в своей деятельности минимально».

В поисках приключений

И все же спортивный туризм развивается.

Но если раньше акцент делался на спорте, то теперь все больше именно на туризме — он становится более массовым, за достижениями мало кто гонится, люди видят в этом преимущественно отдых, жаждут острых впечатлений.

В нашей стране стоит только отправиться на поиск приключений (а часто спортивный туризм — это еще и приключенческий туризм), найти их можно с лихвой, на любой вкус и кошелек.

Например, очень бюджетным может быть горный поход в Крыму, в Приэльбрусье, Горном Алтае. А вот Камчатка обойдется недешево, как и поездка на плато Путорана на севере Красноярского края. Только доставка груза туда обойдется в 45 рублей за 1 кг.

При этом темп турбизнеса снизился из-за ремонта взлетно-посадочной полосы аэропорта Норильска, рассказал о проблемах региона директор компании «Путорана тур» Олег Крашевский.

И поскольку гидроавиации там нет, а на плато можно попасть только по воде, интерес к этому уникальному месту сильно снижен.

По-прежнему в тренде сплавы по рекам на байдарках, катамаранах, рафтах. Карелия здесь остается одним из самых популярных мест еще и из-за относительной бюджетности подобных туров. Да и яхтенные регаты, которые устраивают близ многих крупных городов, занятие не из самых дорогих.

«В лыжном туризме развивается такой интересный вид, как ски-тур, — рассказывает Юла Завода. — Это комбинация классического лыжного похода по горам и горных лыж (фрирайда)». Перечислять, впрочем, можно долго: Краснодарский край, Байкал, Кавказ, Кольский полуостров.

Многие российские города, добавляет Инга Коуру-Недашковская, активно развивают спортивный событийный туризм: проводят соревнования, марафоны, фестивали.

Отсутствие достойной инфраструктуры, транспортная недоступность и дороговизна — главный бич внутреннего туризма, и спортивный не стал исключением, несмотря на закаленность его участников.

Оздоровительные курорты советского формата морально устарели, говорит эксперт, современных спортивных отелей почти нет, и многие отельеры считают ЗОЖ-направление нерентабельным, предпочитая формат all inclusive. Поэтому те, кто побогаче, предпочитают искать приключения за рубежом.

Так, самые популярные для состоятельных россиян яхтенные регаты проходят в Средиземном море, Карибском бассейне, Норвегии, на Фарерских островах и Канарах. А если это горные лыжи и альпинизм, то в Непале, Южной Америке, Альпах. Да и современными фитнес-отелями мы похвастаться не можем.

Больше, чем спорт

Господдержка спортивного туризма весьма эффективна. Гольф в Финляндии дотируется из бюджета, в результате россиянам дешевле играть в эту игру там, чем у себя домаShutterstock/Fotodom

Жители Ленинградской области предпочитают играть в гольф в Финляндии. Не потому, что там лучше, а потому, что дешевле, объясняет эксперт. Гольф развился до столь высокого уровня в этой стране в первую очередь из-за поддержки государства, подчеркивает она.

В Финляндии в гольф умеет играть каждый второй школьник, а гольф-клубы дотируются из госказны. Таким образом эта игра стала доступна всем — и самим финнам, и их гостям. Этому примеру могла бы последовать и Россия.

Кроме того, недостаточная популяризация спортивного туризма в нашей стране — еще одна причина его слабого развития, и государство могло бы сыграть в этом существенную роль.

Но есть и весьма интересные примеры того, как выглядит история успеха отрасли в России. Триатлон — одно из самых популярных направлений этого вида туризма. Но если раньше большинство россиян предпочитали заниматься им за границей, то сейчас 80% российских триатлетов выбирают старты внутри страны, а оставшиеся 20% периодически покупают слот на участие в российских соревнованиях, говорит гендиректор и партнер IronStar Андрей Кавун. Он рассказал об экономике этого вида спортивного туризма.

Если в 2015 году на старты выходили всего 600 спортсменов, то в этом — уже 9 тысяч. «И это еще не все, — хвастается эксперт. — Триатлонным стартам сопутствуют и другие состязания. Так, к нам присоединятся две тысячи пловцов, на беговые старты выйдут 1,5 тысячи женщин и 1,5 тысячи детей». Экономический эффект оказался весьма высок.

Каждый участник тратится на дорогу, гостиницу, питание. Средний бюджет поездки на одного взрослого составляет 40 тыс. рублей. Но триатлон — семейный вид спорта. Поэтому спортсмен подгоняет соревнования под отпуск, едет с семьей или друзьями.

«По нашим данным, триатлет выбирает в среднем 1,6 старта за сезон и привозит с собой четырех болельщиков», — добавляет эксперт.

Общий оборот соревнований IronStar по триатлону в Сочи в 2015 году составил 189 млн рублей, а в прошлом году — 650 млн К 2020‑му эта цифра, надеются организаторы соревнований, возрастет до миллиарда. И это только по основным расходам туристов. Прибавьте к этому театры, музеи, концерты, зоопарки, которые очень востребованы в любом семейном отдыхе, и сумма увеличится значительно.

Это помогает решать и проблему сезонности курортов. «Зимние курорты „Роза Хутор“ весной и летом стоят полупустые, — рассказывает Андрей Кавун. — Четыре года назад в майские праздники мы придумали проводить там четырехдневный фестиваль бега Rosa Run, и это сработало».

Каждый второй участник этих соревнований оставался на курорте по пять дней и привозил с собой по два-три болельщика. Инфраструктура курорта заполнилась и ожила.

«В майские праздники, когда обеспеченные россияне привыкли уезжать за границу, часть туристического потока мы оставляем в России, и это очень ценно для развития внутреннего туризма, — заключил эксперт. — Получается, что любительский спорт — это больше, чем просто спорт».

Источник: /travel.rambler.ru/other/42297483-interes-k-sportivnomu-turizmu-stremitelno-rastet-vo-vsem-mire-rossiya-ne-isklyuchenie/

Ссылка на основную публикацию