Статистика чс: данные о техногенных и природных катастрофах

11 марта 2011 года в результате сильнейшего в истории Японии землетрясения и последовавшего за ним цунами произошла крупная радиационная авария максимального, 7-го уровня по Международной шкале ядерных событий на АЭС «Фукусима-1». Финансовый ущерб, включая затраты на ликвидацию последствий, затраты на дезактивацию и компенсации, оценивается в 100 миллиардов долларов. Поскольку работы по устранению последствий займут годы, сумма увеличится.

Техногенная катастрофа (англ. Industrial disaster) — крупная авария на техногенном объекте, влекущая за собой массовую гибель людей и даже экологическую катастрофу.

Одной из особенностей техногенных катастроф является их случайность (этим они отличаются от терактов). Обычно техногенные противопоставляются природным катастрофам. Однако, подобно природным, техногенные катастрофы могут вызвать панику, транспортный коллапс, а также привести к подъему или потере авторитета власти.

Ежегодно в мире происходят десятки техногенных катастроф разного масштаба. В этом выпуске вы найдете перечень крупнейших катастроф, произошедших с начала века.

2000 год

«Петробрайс» — бразильская государственная нефтяная компания. Штаб-квартира компании расположена в Рио-де-Жанейро. В июле 2000 года в Бразилии в результате катастрофы на нефтеперерабатывающей платформе в реку Игуасу вытекло больше миллиона галлонов нефти (около 3180 тонн). Для сравнения: летом 2013 года около курортного острова в Таиланде вылилось 50 тонн сырой нефти.

Образовавшееся пятно продвигалось по течению, грозя отравить питьевую воду сразу для нескольких городов. Ликвидаторы аварии построили несколько заградительных барьеров, но остановить нефть удалось лишь на пятом. Одну часть нефти собрали с поверхности воды, другая ушла по специально построенным отводным протокам.

Компания «Петробрайс» выплатила 56 млн долларов штрафа в государственный бюджет и 30 миллионов — в бюджет штата.

2001 год

21 сентября 2001 года во французском городе Тулуза на химическом комбинате AZF произошел взрыв, последствия которого считаются одной из крупнейших техногенных катастроф.

Взорвалось 300 тонн нитрата аммония (соль азотной кислоты), которые находились на складе готовой продукции.

По официальной версии, виновато руководство комбината, которое не обеспечило безопасное хранение взрывоопасного вещества.

Последствия катастрофы были гигантские: погибли 30 человек, общее число раненых — более 3000, были разрушены или повреждены тысячи жилых домов и зданий, в том числе почти 80 школ, 2 университета, 185 детских садов, без крыши над головой остались 40 000 человек, более 130 предприятий фактически прекратили свою деятельность. Общая сумма ущерба — 3 млрд евро.

2002 год

13 ноября 2002 года около берегов Испании попал в сильный шторм нефтяной танкер Prestige, в трюмах которого находилось более 77 000 тонн мазута. В результате шторма в корпусе судна образовалась трещина длиной около 50 метров. 19 ноября танкер разломился пополам и затонул. В результате катастрофы в море попало 63 000 тонн мазута.

Очистка моря и берегов от мазута стоила 12 млрд долларов, полный ущерб, нанесенный экосистеме, оценить невозможно.

2004 год

26 августа 2004 года недалеко от Кельна на западе Германии с моста Wiehltal высотой 100 метров упал бензовоз, перевозивший 32 000 литров топлива. После падения бензовоз взорвался. Виновником аварии была спортивная машина, которую занесло на скользкой дороге, что и вызвало занос бензовоза.

Эта авария считается одной из самых дорогостоящих техногенных катастроф в истории — временный ремонт моста стоит 40 млн долларов, а полная реконструкция — 318 млн долларов.

2007 год

19 марта 2007 года из-за взрыва метана на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области погибли 110 человек. Вслед за первым взрывом через 5-7 секунд последовало еще четыре, что вызвало обширные обвалы в выработках сразу в нескольких местах. Погибли главный инженер и почти все руководство шахты. Эта авария является крупнейшей в российской угледобыче за последние 75 лет.

2009 год

17 августа 2009 года произошла техногенная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, расположенной на реке Енисей. Это случилось во время ремонта одного из гидроагрегатов ГЭС. В результате аварии были разрушены 3-й и 4-й водоводы, произошло разрушение стены и подтопление машинного зала. 9 из 10 гидротурбин полностью вышли из строя, ГЭС была остановлена.

Из-за аварии было нарушено энергоснабжение сибирских регионов, в том числе ограничена подача электричества в Томске, отключения коснулись нескольких сибирских алюминиевых заводов. В результате катастрофы погибли 75 человек, еще 13 было ранено.

Ущерб от аварии на Саяно-Шушенской ГЭС превысил 7,3 миллиарда рублей, включая ущерб, причиненный экологии.

2010 год

4 октября 2010 на западе Венгрии произошла крупная экологическая катастрофа. На заводе по производству алюминия взрыв разрушил плотину резервуара с ядовитыми отходами — так называемым красным шламом. Около 1,1 миллиона кубометров едкого вещества затопили 3-метровым потоком города Колонтар и Дечевер в 160 километрах к западу от Будапешта.

Красный шлам — это осадок, который образуется при производстве оксида алюминия. При попадании на кожу он воздействует на нее как щелочь. В результате катастрофы 10 человек погибли, около 150 получили различные травмы и ожоги.

22 апреля 2010

22 апреля 2010 года в Мексиканском заливе у побережья американского штата Луизиана после взрыва, унесшего жизни 11 человек, и 36-часового пожара затонула управляемая буровая платформа Deepwater Horizon.

Остановить утечку нефти удалось лишь 4 августа 2010 года. В воды Мексиканского залива вылилось около 5 млн баррелей сырой нефти. Платформа, на которой произошла авария, принадлежала швейцарской компании, а на момент техногенной катастрофы платформой управляла компания Вritish Petroleum.

2011 год

11 марта 2011 года на северо-востоке Японии на АЭС «Фукусима-1» после сильнейшего землетрясения произошла крупнейшая за последние 25 лет после катастрофы на Чернобыльской АЭС авария.

Вслед за подземными толчками магнитудой 9,0 на побережье пришла огромная волна цунами, которая повредила четыре из шести реакторов атомной станции и вывела из строя систему охлаждения, что привело к серии взрывов водорода, расплавлению активной зоны.

Общий объем выбросов йода-131 и цезия-137 после аварии на АЭС «Фукусима-1» составил 900 000 терабеккерелей, что не превышает и 20% от выбросов после Чернобыльской аварии в 1986 году, которые составили тогда 5,2 млн терабеккерелей.

Суммарный ущерб от аварии на АЭС «Фукусима-1» эксперты оценили в 74 млрд долларов. Полная ликвидация аварии, в том числе демонтаж реакторов, займет около 40 лет.

АЭС «Фукусима-1».

11 июля 2011

11 июля 2011 года на военно-морской базе неподалеку от Лимасола на Кипре произошел взрыв, который унес 13 жизней и поставил островное государство на грань экономического кризиса, разрушив крупнейшую электростанцию острова.

Следователи обвинили президента республики Димитриса Христофиаса в том, что он халатно отнесся к проблеме складирования боеприпасов, конфискованных в 2009 году с судна «Мончегорск» по подозрению в контрабанде оружия Ирану. По факту боеприпасы хранились прямо на земле на территории военно-морской базы и сдетонировали из-за высокой температуры.

Разрушенная электростанция Mari на Кипре.

2012 год

28 февраля 2012 года на химическом предприятии в китайской провинции Хэбэй произошел взрыв, унесший жизни 25 человек. Взрыв прогремел в цехе по производству нитрогуанидина (его используют в качестве ракетного топлива) на химзаводе компании «Хэбэй Кээр» в городе Шицзячжуан.

2013 год

18 апреля 2013 года в американском городе Вест в штате Техас на заводе удобрений произошел мощный взрыв.

Почти 100 зданий в округе были разрушены, от 5 до 15 человек погибли, около 160 человек получили ранения, а сам городок стал похож на зону военных действий или на съемочную площадку очередного фильма про Терминатора.

2015 год

12 августа 2015 года в результате нарушения техники безопасности при хранении взрывчатых веществ в китайском порту прогремели два взрыва огромной силы, которые привели к большому количеству жертв, сотням разрушенных домов и тысячам уничтоженных автомобилей.

Источник: /BigPicture.ru/?p=425483

Техногенная катастрофа — что это? Техногенные катастрофы в России почему возникают? :

Земля существует более 4 млрд лет. За этот промежуток времени на ней происходили различные процессы: зародилась жизнь, образовалась атмосфера, появились флора и фауна.

На фоне эволюционных изменений происходили и катастрофические явления, вызванные силами Земли и космоса. С прогрессом появился термин «техногенная катастрофа».

Это относительно новое понятие неотъемлемо связано с развитием всего человечества.

Виды происшествий

Само слово «катастрофа» очень широко применяется в последние годы. Его употребляют в случае полного вымирания какого-нибудь биологического вида, крупной аварии на производстве, столкновения поездов, взрыва нефти, газа, ядерного топлива, человеческих жертв в автомобильной аварии и др.

Выделяют 4 типа катастроф:

  1. Экологические.
  2. Природные.
  3. Социальные.
  4. Техногенные.

Бедствия техногенного характера

Техногенная катастрофа — чрезвычайное происшествие или возникновение и развитие в технологической сфере неуправляемого негативного процесса. Такое событие влечет за собой многочисленные человеческие жертвы, оказывает ущерб здоровью людей и значительный урон окружающей среде.

Техногенные аварии и катастрофы обуславливаются внезапным выходом из строя различных агрегатов, машин и механизмов во время эксплуатации, что связано с серьезными нарушениями производственного процесса.

Также они характеризуются взрывами, радиоактивным, биологическим или химическим заражением больших территорий земли.

Природные и техногенные катастрофы

Любая развитая цивилизация может быть разрушена в результате катастрофы глобального масштаба. Человек не способен противостоять таким явлениям, как извержение вулкана, наводнение, цунами, землетрясение. Даже нашествие саранчи способно ему навредить.

Кроме этого, многочисленные несчастные случаи и катастрофы вселенского масштаба происходят и внутри цивилизации, которая чем больше развивается и растет, тем больше превращается в некую губительную силу для всего живого.

Природные и техногенные катастрофы сопровождают развитие Земли и человечества во всех периодах становления.

Почему возникают бедствия техногенного характера?

Человек так устроен, что ему необходимы все новые и новые блага цивилизации. Он хочет быстрее передвигаться, выше подниматься в небо, глубже нырять в морские глубины или погружаться в недра Земли.

Человеку свойственно окружать себя еще большим комфортом и удобством, и ничто не может его остановить, даже такая страшная плата, как техногенные аварии и катастрофы.

Зачастую они происходят из-за нелепого стечения обстоятельств и приводят к необратимым последствиям.

Классификация

Чрезвычайные ситуации классифицируются по разным показателям. Виды техногенных катастроф:

  1. Транспортные аварии грузовых и пассажирских поездов, судов, самолетов, ракетных космических комплексов, космических летательных аппаратов.
  2. Взрывы и их угрозы, пожары в различных зданиях, в том числе культурно-бытового и социального назначения, также на промышленных объектах добычи и переработки, хранения горючих, легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ (шахтах и др.).
  3. Аварии с выбросом или угрозой выброса химически опасных веществ при их переработке, хранении или захоронении.
  4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
  5. Аварии с выбросом или угрозой выброса биологически опасных веществ.
  6. Гидродинамические техногенные катастрофы – прорывы плотин, дамб, шлюзов и др.
  7. Аварии на электроэнергетических системах – это чрезвычайные происшествия на атомных электростанциях.
  8. Аварии коммунальных систем, необходимых для жизнеобеспечения человека: канализационных сетей с большим выбросом загрязняющих веществ, теплосетей, систем водо- и газоснабжения населения.
  9. Чрезвычайная ситуация на очистных сооружениях, что ведет к массовому загрязнению окружающей среды сточными водами.
Читайте также:  Статистика стихийных бедствий: причины и последствия катастроф

Возникновение техногенных катастроф в России

Такие происшествия стали в последнее время чуть ли не обыденным делом. Техногенные катастрофы в России напрямую связаны с деятельностью человека.

Они протекают непосредственно с загрязнением окружающей среды или без него. Каждый год техническое наследие СССР стареет и изнашивается, а это чревато новыми техногенными опасностями.

Заставляют задуматься и готовиться к худшему такие крупнейшие техногенные катастрофы, как:

  1. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС.
  2. Гибель теплохода устаревшей конструкции «Булгария».
  3. Авария на шахте «Распадская» и др.

Техногенные катастрофы в России также вызваны изношенностью инфраструктуры, технологической отсталостью производств, низкой активностью внедрения безопасных технологий, низким уровнем профессиональной подготовки специалистов.

Причины техногенных катастроф

Различные аварии и катастрофы могут сопровождаться взрывами, выбросом всяческих веществ, в том числе радиоактивных, возникновением пожаров и так далее. В большинстве случаев техногенная катастрофа возникает вследствие умышленных или неумышленных действий человека. Основные причины аварий:

  1. Многочисленные просчеты в процессе проектировки современных зданий.
  2. Недостаточный уровень безопасности сооружений.
  3. Отступление от намеченного проекта и некачественное строительство зданий.
  4. Размещение производства в непродуманном месте.
  5. Недостаточная профессиональная подготовка персонала, его недисциплинированность и халатность, что способствует нарушению основных требований технологического процесса.

Влияние происшествий техногенного характера на природу

Объекты потенциальной опасности:

  1. Ядерная, химическая, горнодобывающая, металлургическая промышленности.
  2. Уникальные инженерные системы и сооружения: плотины, нефтяные или газовые хранилища и др.
  3. Транспортные сети: наземные, подземные, водные, аэродинамические, перевозящие людей и различные грузы.
  4. Газовые, нефтяные магистрали и трубопроводы.
  5. Объекты обороны: самолетные и ракетно-космические комплексы с ядерными зарядами, крупные склады обычного и химического вооружения, атомные подводные лодки и др.

Все вышеперечисленные объекты в случае непредвиденных ситуаций могут негативно повлиять на окружающую среду. И последствия техногенных катастроф могут стать просто губительными для природы.

Также аварии на указанных выше объектах могут быть вызваны природными катаклизмами: землетрясениями, наводнениями, штормами, ураганами и тому подобным. Но и сами техногенные катастрофы часто сопровождаются взрывами, радиационными и химическими выбросами, ведущими к поражениям и заражениям, пожарам, обрушениям.

Все это негативно сказывается на экологической обстановке в целом и в будущем может привести к необратимым процессам.

Защита от техногенных аварий

Для предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера проводят целый комплекс мероприятий организационного, технического и правового контроля. Это и есть своего рода защита от техногенных катастроф. Основные меры по предупреждению происшествий такого рода:

  1. Опасные объекты должны быть размещены на удаленном расстоянии от жилых построек и других сооружений.
  2. Необходимо грамотно разрабатывать, производить и применять промышленные установки. Они должны быть безопасными и надежными.
  3. Внедрение автоматизированных систем контроля безопасности производства.
  4. Повышение надежности систем контроля.
  5. Замена изношенного оборудования и техники вовремя.
  6. Соблюдение обслуживающим персоналом правил эксплуатации технического оборудования.
  7. Своевременное обслуживание техники и оборудования.
  8. Совершенствование пожарной защиты и правил пожарной безопасности.
  9. Необходимость снижения опасных веществ на объектах в пределах допустимого уровня.
  10. Нужно соблюдать необходимые правила при перевозке и хранении опасных грузов.
  11. Использовать результаты прогнозов чрезвычайных ситуаций для совершенствования систем безопасности.

Правил и различных мероприятий по защите и предупреждению техногенных катастроф существует достаточно много. Для каждой сферы деятельности, кроме общих мер, предписаны сугубо индивидуальные.

Катастрофы техногенного характера за рубежом

На протяжении нескольких десятков лет Международный центр исследований эпидемий и катастроф составляет базу данных различных чрезвычайных ситуаций. Любое событие характеризуется как техногенная катастрофа, если:

  1. Погибло более десяти человек.
  2. Сто или более человек считаются пострадавшими.
  3. Местные власти объявили о чрезвычайном происшествии.
  4. Пострадавшая страна обратилась за помощью к другим государствам.

По статистике число техногенных явлений резко возросло с 1970 года. Увеличилось количество аварий в транспортной сфере, прежде всего на морях и реках. Наибольшее количество жертв имеют Азия и Африка.

По данным Международного центра исследований эпидемий и катастроф уровень смертности от техногенных аварий в индустриально развитых государствах в период с 1994 года по наше время составляет около одного процента в расчете на один миллион человек.

Для остальных стран это число увеличивается почти втрое.

Глобальная катастрофа

Самая масштабная экологическая техногенная катастрофа – взрыв атомного реактора на Чернобыльской атомной электростанции. Эта авария обошлась в 200 млрд долларов ущерба. И это притом, что действия по ликвидации катастрофы не завершены еще и наполовину, несмотря на то что прошло уже почти тридцать лет.

Более 135 тысяч человек и 35 тысяч голов скота были эвакуированы в тот период. Вокруг атомной станции, находящейся вблизи белорусско-украинской границы, была создана зона отчуждения. Там сама природа справляется с высоким уровнем радиации.

Эта зона — своего рода огромная лаборатория, где ставится эксперимент относительно того, что произойдет с флорой и фауной в условиях ядерного заражения местности.

Современный мир таков, что научный прогресс достиг уже уровня, когда человечество иногда может предсказать природные катастрофы. Возможно, в скором времени мы научимся и предупреждать их. Тогда техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций станет меньше!

Источник: /syl.ru/article/179363/new_tehnogennaya-katastrofa—chto-eto-tehnogennyie-katastrofyi-v-rossii-pochemu-voznikayut

Крупнейшие техногенные катастрофы в современной России

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Авария на Саяно-Шушенской ГЭС унесла жизни 75 человек

Среди крупнейших техногенных катастроф в новейшей истории России — аварии на шахтах и электростанциях, гибель воздушных и морских судов, пожары и обрушения крыш зданий.

2 декабря 1997 года — взрыв метана на шахте «Зыряновская»

В результате взрыва метана на шахте «Зыряновская» в Кемеровской области погибли 67 человек. Сообщалось, что авария произошла во время пересменки в очистном забое.

Основной причиной был назван человеческий фактор: комбайнер раздавил шахтерский самоспасатель (средство индивидуальной защиты от токсичных продуктов горения), который спровоцировал взрыв неожиданно появившегося в забое газа метана с последующим взрывом угольной пыли.

За неделю до взрыва на шахте произошла вспышка газа, в результате которой пять рабочих получили ожоги. Однако эксплуатация рудника не была остановлена. Специалисты отмечают, что никто из руководящего состава шахты по итогам расследования наказан не был. На протяжении десяти последующих лет авария в Новокузнецке оставалась самой крупной катастрофой в Кузбассе.

12 августа 2000 года — гибель атомной подлодки «Курск»

Во время военно-морских учений российского флота в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 «Курск» с крылатыми ракетами.

По официальной версии, на подлодке, которая была спущена на воду в мае 1994 года, произошел взрыв торпеды по причине утечки компонентов топлива.

Возникший через две минуты после первого взрыва пожар повлек за собой детонацию торпед, находившихся в первом отсеке лодки.

Второй взрыв привел к еще более значительным разрушениям. В результате все 118 членов экипажа погибли. В результате операции подъема подлодки, завершенной год спустя, были найдены и захоронены 115 тел погибших моряков. «Курск» считался лучшей подводной лодкой Северного флота. В числе прочих версий гибели «Курска» утверждалось, что он мог быть торпедирован американской подводной лодкой.

4 июля 2001 года — катастрофа самолета Ту-154 в Иркутске

Самолет авиакомпании «Владивосток Авиа», совершавший рейс по маршруту Екатеринбург-Иркутск потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате трагедии погибли 144 человека.

В заключении государственной комиссии причиной катастрофы были названы ошибочные действия экипажа.

В процессе выполнения посадочного маневра была потеряна скорость, после чего командир утратил возможность управления самолетом

Пять лет спустя, 9 июля 2006 года, при посадке в том же аэропорту Иркутска самолет авиакомпании «Сибирь» не сумел остановиться на взлетно-посадочной полосе, выкатился за ее пределы и врезался в гаражный комплекс. Следствие установило проблемы воздушного судна с двигателем из-за ошибки экипажа. Из 203 человек, находившихся на борту, погибли 124 человека.

24 ноября 2003 года — пожар в общежитии РУДН

Пожар в одном из корпусов общежития Российского университета дружбы народов вспыхнул ночью, когда большинство студентов спали. Очагом возгорания была комната, которая на момент возгорания была пуста. Огонь распространился на четыре этажа.

Студенты и работники вуза, выпрыгивая из окон на этих этажах, серьезно пострадали, некоторые разбились насмерть. Пожар унес жизни 44 человек, преимущественно иностранных студентов, около 180 человек попали в больницу с ожогами и телесными повреждениями.

Виновными в возгорании судом были признаны шесть человек, в том числе проректор по административно-хозяйственной деятельности университета и главный инженер университета, а также инспектор Госпожнадзора Юго-Западного Административного округа Москвы, получивший самое суровое наказание — два года лишения свободы в колонии-поселении.

14 февраля 2004 года — обрушение крыши аквапарка «Трансвааль»

В результате обрушения крыши спортивно-развлекательного комплекса на юго-западе Москвы погибли 28 человек, в том числе восемь детей, еще около 200 человек получились травмы различной степени тяжести. В момент аварии в аквапарке, открытом в июне 2002 года, находились, по разным данным, от 400 до тысячи человек, многие из которых праздновали День всех влюбленных.

Среди основных версий обрушения, которые рассматривались следствием, назывались нарушения при проектировании и строительстве здания, а также его неправильная эксплуатация. Прокуратура столицы пришла к выводу о виновности главного конструктора проекта аквапарка Нодара Канчели, однако затем прекратила уголовное дело по амнистии.

23 февраля 2006 года — обрушение кровли Басманного рынка

Правообладатель иллюстрации AFP Image caption Обрушение крыши рынка, по данным комиссии, стало следствием неправильной эксплуатации

Читайте также:  Кредит в райффайзенбанке: условия выдачи денег населению

Рано утром в Москве рухнула крыша Басманного рынка на площади примерно в 2000 кв. метров.

Погибли в общей сложности 66 человек, десятки людей удалось извлечь из-под обломков живыми.

Спустя два месяца после катастрофы комиссия правительства Москвы вынесла решение о том, что происшедшее — следствие систематической неправильной эксплуатации здания на протяжении всего срока его службы.

Проектировщиком перекрытий рынка являлся Нодар Канчели, конструктор «Трансвааль-парка», крыша которого обрушилась двумя годами ранее. Комиссия установила, что крыша рынка обрушилась из-за обрыва одного из тросов-вантов, на которых она держалась. А сам обрыв стал следствием нескольких причин, среди которых была коррозия ванта и внеплановая перестройка здания.

19 марта 2007 года — взрыв метана на шахте «Ульяновская»

Авария на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области унесла жизни 110 человек. Удалось спасти 93 шахтеров. Российская федеральная служба по экологическому, технологическому и ядерному надзору объявила, что на шахте «Ульяновская» были допущены «грубейшие нарушения правил безопасности».

Губернатор области Аман Тулеев заявил, что в день аварии на шахте устанавливалось оборудование, призванное выявлять и локализовывать утечки газа. Почти все руководство шахты спустилось под землю для проверки работы системы и погибло при взрыве.

Спустя три года следственный комитет при прокуратуре, проведя дополнительное расследование, возбудил еще одно уголовное дело по факту аварии на «Ульяновской». Аварий с таким количеством жертв ранее никогда не случалось на шахтах СССР и России.

14 сентября 2008 года — авиакатастрофа Boeing 737 в Перми

Самолет компании «Аэрофлот-Норд», совершавший рейс по маршруту Москва-Пермь, потерпел катастрофу при заходе на посадку. В результате столкновения с землей погибли все находившиеся на борту люди — 88 человек, в том числе 7 детей. Среди погибших оказался советник президента, герой России генерал-полковник Геннадий Трошев.

Эта катастрофа стала первой для самолета Boeing 737 на территории России. Системной причиной происшествия был назван «недостаточный уровень организации летной и технической эксплуатации самолетов Boeing 737 в авиакомпании». К тому же, по результатам судмедэкспертизы, был установлен факт наличия этилового алкоголя в организме командира корабля перед смертью.

17 августа 2009 года — авария на Саяно-Шушенской ГЭС

Крупнейшая в России и шестая в мире гидроэлектростанция — Саяно-Шушенская — была остановлена 17 августа, когда в машинный зал хлынула вода. Три из десяти генерирующих гидроагрегатов были полностью уничтожены, а все остальные повреждены.

Восстановительные работы по ГЭС на реке Енисей, как ожидается, займут несколько лет и в лучшем случае завершатся в 2014 году. Крупнейшая в истории российской и советской гидроэнергетики авария привела к гибели 75 человек. Комиссия российской Госдумы, расследовавшая причины аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, назвала имена около 20 работников станции, причастных, по ее мнению, к трагедии.

Депутаты рекомендовали уволить, среди прочих, генерального директора ГЭС Николая Неволько и главного инженера Андрея Митрофанова. В декабре 2010 года уже бывшему директору ГЭС Неволько было предъявлено обвинение в «нарушении правил техники безопасности и иных правил охраны труда, повлекшем смерть двух и более лиц».

5 декабря 2009 года — пожар в клубе «Хромая лошадь»

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Большинство посетителей пермского ночного клуба не сумели выбраться на улицу

Крупнейший по числу жертв пожар в истории постсоветской России произошел в пермском ночном клубе «Хромая лошадь».

По версии следствия, он начался во время пиротехнического шоу, когда искры попали на потолок, сделанный из сухих деревянных прутьев, и вызвали возгорание.

В клубе мгновенно началась давка, по причине которой выбраться из тесного помещения удалось не всем.

Пожар в «Хромой лошади» повлек смерть 156 человек, несколько десятков человек получили ожоги различной степени.

В связи с инцидентом был уволен ряд должностных лиц и чиновников пожарного надзора, а правительство Пермского края в полном составе сложило с себя полномочия.

В июне 2011 года испанские правоохранительные органы выдали своим российским коллегам Константина Мрыхина, которого следствие называет соучредителем клуба. Кроме него по делу проходят еще восемь человек.

9 мая 2010 года — авария на шахте «Распадская»

На одной из крупнейших угольных шахт мира, расположенной в Кемеровской области, с разницей в несколько часов произошли два взрыва метана, в результате которых погиб 91 человек. В общей сложности около 360 шахтеров оказались заблокированными под землей, большинство горняков удалось спасти.

В декабре 2010 года 15 человек, находившихся в шахте в момент аварии и числившихся пропавшими без вести, решением суда были признаны погибшими. Премьер-министр Владимир Путин заявил, что органы Ростехнадзора не раз предъявляли претензии к состоянию оборудования на «Распадской», но руководство шахты никак на них не реагировало.

Директор шахты Игорь Волков, которому были предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности, ушел в отставку. Руководство «Распадской» оценило свой ущерб в 8,6 млрд рублей.

10 июля 2011 года — гибель теплохода «Булгария» на Волге

Двухпалубный дизель-электроход «Булгария», который шел из города Болгар в Казань, затонул в трех километрах от берега. Одним из факторов, предположительно приведших к катастрофе, называют перегруженность корабля.

По некоторым сведениям, после произведенной переделки судно было рассчитано на перевозку 140 пассажиров. Однако билетов на речную прогулку 10 июля было продано гораздо больше.

Четвертую часть тех, кто был на борту, составляли дети.

К утру 14 июля обнаружены тела 105 погибших в результате крушения, судьба еще 24 остается неизвестной. 79 пассажиров и членов экипажа спаслись.

В связи с гибелью «Булгарии» Васильевский суд Казани уже арестовал двух человек, которых подозревают в «оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности» — Светлана Инякина, генеральный директор компании «АргоРечТур», которая являлась субарендатором теплохода «Булгария», и Яков Ивашов, старший эксперт Камского филиала Российского речного регистра.

Источник: /bbc.com/russian/russia/2011/07/110713_russia_industrial_disasters

Крупнейшие техногенные катастрофы в 2015 году. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. Справочная служба ТАСС составила подборку крупнейших техногенных катастроф, произошедших в 2015 г.

Железнодорожная катастрофа

20 марта в Индии локомотив и два вагона пассажирского поезда Janata Express («Джаната-экспресс»), следовавшего по маршруту Дехрадун — Варанаси, сошли с рельсов на станции Бахраван в округе Рай-Барели (штат Уттар-Прадеш). Погибли 58 человек, более 150 человек пострадали.

По информации министерства железных дорог Индии, катастрофа произошла из-за того, что поезд проехал на запрещающий сигнал светофора.

Пожар в общественном месте

30 октября в результате пожара в популярном ночном клубе Бухареста Colectiv («Коллектив»). 

Погибли 63 человек и еще около 200 пострадали.

Во время пиротехнического шоу на проходившем в заведении концерте группы Goodbye to Gravity загорелись элементы декора из пенопласта на потолке, возникло сильное задымление, а затем прогремел взрыв. Посетители в панике побежали к выходу, произошла давка.

4 ноября 2015 года премьер-министр Румынии Виктор Понта подал в отставку из-за охвативших страну антиправительственных демонстраций, участники которых требовали наказания чиновников, ответственных за пожар.

Пожар на предприятии

13 мая при пожаре на обувной фабрике компании Kentex в северном пригороде Манилы (Филиппины) погибли 72 человека, несколько десятков человек пострадали.

Огонь вспыхнул в ходе сварочных работ, проводившихся с нарушениями техники безопасности. В течение семи часов здание выгорело полностью.

Пожар стал третьим по числу жертв в истории страны, уступив только пожарам на дискотеке в городе Кесон в 1996 году (162 погибших) и в отеле в том же городе (2001 год, 75 погибших).

Взрыв на предприятии

12 августа в портовом городе Тяньцзинь (Китай) в результате возгорания на складе логистической компании Ruihai («Жуйхай») произошли два взрыва мощностью три и 21 т в тротиловом эквиваленте, возник сильный пожар.

Погибли 173 человека, восемь пропали без вести, 797 получили ранения.

Несколько жилых зданий получили повреждения, взрывная волна ощущалась на расстоянии нескольких десятков км. Работа пожарных сильно осложнялась тем, что на складе хранилось большое количество химикатов, и для тушения огня было запрещено применять воду.

Авария на шахте

4 марта на шахте им. А.Ф. Засядько в Донецке на глубине 1 тыс. 230 м, произошел взрыв метана.

  • В момент инцидента под землей находились 230 горняков, 33 из них погибли на месте происшествия.
  • 15 пострадавших были госпитализированы, один из них позднее скончался в больнице.
  • 9 марта генеральная прокуратура провозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) арестовала директора шахты по подозрению в нарушении правил горных работ.

Шахта им. А.Ф. Засядько. Досье

Оползень техногенного характера

21 ноября в окрестностях города Хпакант (штат Качин, Мьянма) сошел оползень, в результате которого погибли по меньшей мере 113 человек. Под завалами оказались до 80 хижин самовольно организованного поселка горняков, работавших на шахте по добыче нефрита. Поселок накрыли массы земли и горной породы, складированные рядом с шахтой (высота террикона превышала 60 м).

Чп на строительном объекте

12 сентября в Саудовской Аравии в результате падения башенного крана на крупнейшую мечеть Мекки — Аль-Масдждид аль-Харам — погибли по меньшей мере 111 человек, свыше 230 пострадали. Большинство жертв были паломниками, которые собрались на молитву.

Причиной обрушения крана, который пробил крышу мечети и рухнул на скопление людей в районе так называемой «восточной площади», стали сильные порывы ветра.

Чп на буровой платформе

4 декабря в азербайджанском секторе Каспийского моря, на нефтяном месторождении «Гюнешли», из-за выхода из строя газопровода высокого давления возник пожар на морской платформе номер 10, где находились 63 специалиста. В результате восемь человек погибли, еще 23 — пропали без вести. 32 сотрудника платформы были спасены.

Чп на автозаправочной станции

3 июня более 200 человек стали жертвами взрыва емкостей с топливом на автозаправочной станции в столице Ганы, Аккре. Около 100 человек погибли непосредственно во время взрыва, остальные — в результате многочисленных пожаров, возникших в окрестных кварталах. 10 августа был арестован подозреваемый — по данным следствия, он бросил около АЗС непогашенный окурок, что вызвало взрыв.

Читайте также:  Статистика пиратства: виды, размеры ущербы и методы борьбы

Крупнейшее техногенное ЧП в России

12 июля обрушилась часть стен и крыши здания одной из казарм 242-го учебного центра Воздушно-десантных войск РФ в поселке Светлый возле Омска.

На месте погибли 23 военнослужащих, еще 21 человек был госпитализирован в медицинские учреждения с ранениями разной степени тяжести. Один из пострадавших скончался 15 июля.

По факту ЧП было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 292 Уголовного кодекса РФ («халатность»). 24 июля министр обороны РФ Сергей Шойгу сообщил, что обрушение произошло из-за некачественной постройки здания в 1975 году и некачественного ремонта в 2013 году. 

30 декабря 2015 года в Светлом были сданы в эксплуатацию три новые казармы на 128 мест каждая, построенные вместо обрушившегося здания. Еще две казармы планируется сдать в январе 2016 года.

Источник: /tass.ru/proisshestviya/2184148

Понятие и классификация техногенных катастроф | Обучонок

Исследовательская работа: 

Техногенные катастрофы

Наблюдая за средствами массовой информации (СМИ), мы видим, что с каждым годом число техногенных катастроф только растет, катастрофы подобного характера случаются, как это ни прискорбно, едва ли не ежедневно.

Ученые свидетельствуют, что за последние 20 лет их частота возросла ровно в два раза.

К сожалению, за всеми этими цифрами скрывается печальная реальность: техногенные аварии — это не только грандиозные затраты по ликвидации их последствий, но также искалеченные жизни и люди [14]. А что понимается под этим термином?

Техногенная катастрофа – крупная авария на техническом объекте, влекущая за собой массовую гибель людей и/или экологическую катастрофу. Одной из особенностей техногенной катастрофы является её случайность (тем самым она отличается от терактов). Обычно противопоставляется природным катастрофам.

Однако подобно природным, техногенные катастрофы могут вызвать панику, транспортный коллапс, а также привести к подъёму или потере авторитета власти. Юридически классифицируют как чрезвычайную ситуацию.

В английском языке термин «техногенная катастрофа» употребляется редко.

Американские и английские авторы в таких случаях обычно говорят о «технологических катастрофах» (technological catastrophes) и «технологических бедствиях» (англ.

Industrialdisasters), транспортных происшествиях (англ. Transportationdisasters), а вместе с войнами и терактами их объединяют в понятие «рукотворные бедствия» (англ. Man-madedisasters)» [13].

Согласно другому мнению, техногенная катастрофа — это чрезвычайное происшествие, характеризуемое возникновением и развитием неблагоприятного и неуправляемого процесса в техносфере, повлекшего за собой крупные человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение объектов техносферы и значительные повреждения окружающей среды.

По тяжести последствий техногенная катастрофа стоит выше техногенных отказов, инцидентов и аварий.

Техногенные катастрофы возникают на объектах высокой потенциальной опасности и рисков — в гражданском и оборонном ядерном комплексах, в химических производствах, в металлургии, на транспорте, на уникальных гидротехнических сооружениях, на магистральных нефте-, газо- и продуктопроводах.

Техногенные катастрофы инициируются разрушениями несущих элементов технических систем, утечками взрывопожароопасных веществ, ошибками операторов и персонала, несанкционированными и террористическими воздействиями. Научно-техническая политика снижения техногенных рисков сводится к предупреждению техногенных катастроф и уменьшению масштабов чрезвычайной ситуации техногенного характера [7].

  • Техногенная чрезвычайная ситуация (ЧС) — состояние, при котором в результате возникновения источника техногенной чрезвычайной ситуации на объекте, определённой территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.
  • Различают техногенные чрезвычайные ситуации по месту их возникновения и по характеру основных поражающих факторов источника ЧС.
  • Источник техногенной ЧС — опасное техногенное происшествие, в результате которого на объекте, определённой территории или акватории произошла техногенная ЧС.
  • К опасным техногенным происшествиям относят аварии на промышленных объектах или на транспорте, пожары, взрывы или высвобождение различных видов энергии.
  • Производственные аварии и катастрофы — внезапная остановка или нарушение процесса производства, приводящее к возникновению пожаров, взрывов, загрязнению атмосферы, уничтожению материальных ценностей, сопровождаемые поражением или гибелью людей.
  • Скачкообразные изменения, возникающие в виде внезапного ответа системы на плавное изменение внешних условий, — называются катастрофы.

Техногенная катастрофа — крупная авария, влекущая за собой массовую гибель людей и даже экологическую катастрофу. Одной из особенностей техногенной катастрофы является её случайность.

Техногенная катастрофа имеет начало, но не имеет конца. Обычно противопоставляется природным катастрофам. Однако подобно природным техногенные катастрофы могут вызвать панику, транспортный коллапс, а также привести к подъему или потере авторитета власти.

  1. Рост производственных аварий и катастроф, взрывов и стихийных бедствий последних лет создает чрезвычайные ситуации (ЧС) с тяжелыми последствиями для жизни людей и усугубляет экологическую обстановку.
  2. Техногенные катастрофы можно подразделить на следующие виды:
  3. По субъективному отношению:
  • вызванные халатностью обслуживающего персонала;
  • вызванные внешними факторами (кораблекрушение);
  • вызванные непредвиденными и нежелательными последствиями штатного функционирования технологических систем.

По объекту:
«индустриальные» (взрывы и утечки токсичных веществ на заводах химической или пищевой промышленности, прорыв на трубопроводах или аварии на АЭС),
«транспортные» (авиакатастрофа, крушение поезда, кораблекрушение, ДТП и пр.).

По месту возникновения:

  • аварии на АЭС с разрушением производственных сооружений и радиоактивным заражением территории (авария на Чернобыльской АЭС, авария на АЭС в Фукусиме (Япония));
  • аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров с радиоактивным загрязнением территории;
  • аварии на химически опасных объектах с выбросом (выливом, утечкой) в окружающую среду сильно действующих ядовитых веществ (СДЯВ) (Бхопальская катастрофа, Каслинская авария);
  • аварии в научно-исследовательских учреждениях (на производственных предприятиях) осуществляющих разработку, изготовление, переработку, хранение и транспортировку бактериальных средств и препаратов или иных биологических веществ с выбросом в окружающую среду;
  • авиационные катастрофы, повлёкшие за собой значительное количество человеческих жертв и требующие проведения поисково-спасательных работ;
  • столкновение или сход с рельсов железнодорожных составов (поездов в метрополитенах), повлёкшие за собой групповое поражение людей, значительное разрушение железнодорожных путей или разрушение сооружений в населенных пунктах;
  • аварии на водных коммуникациях, вызвавшие значительное число человеческих жертв, загрязнение ядовитыми веществами акваторий портов, прибрежных территорий, внутренних водоемов;
  • аварии на трубопроводах, вызвавшие массовый выброс транспортируемых веществ и загрязнение окружающей среды в непосредственной близости от населённых пунктов;
  • аварии в энергосистемах;
  • аварии на очистных сооружениях;
  • гидродинамические аварии;
  • прорыв плотин, дамб (авария на Саяно-Шушенской ГЭС);
  • пожары, возникающие в результате взрывов на пожароопасных объектах.

Многие специалисты [2; 11] аварии и катастрофы по характеру их проявления подразделяют на несколько групп:

  • транспортные аварии (катастрофы) могут быть двух видов: происходящие на производственных объектах, не связанных непосредственно с перемещением транспортных средств (в депо, на станциях, в портах, на аэровокзалах), и случающиеся во время их движения. Для второго вида аварий характерны удаленность чрезвычайной ситуации (ЧС) от крупных населенных пунктов, трудность доставки туда спасательных формирований и большая численность пострадавших, нуждающихся в срочной медицинской помощи;
  • пожары и взрывы — самые распространенные ЧС. Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах. Это прежде всего промышленные предприятия, использующие в производственных процессах взрывчатые и легко возгораемые вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, несущий наибольшую нагрузку по перемещению пожаро- и взрывоопасных грузов;
  • аварии с выбросом (угрозой выброса) аварийно химически опасных веществ (АХОВ) — это происшествия, связанные с утечкой вредных химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки ни транспортировки;
  • аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ возникают на радиационно опасных объектах: атомных станциях, предприятиях по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов и др.;
  • аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ — не частое явление, объясняемое, по-видимому, строгой засекреченностью работ в этой области и в то же время продуманностью мер по предупреждению возникновения таких ЧС. Однако, учитывая тяжесть последствий в случае попадания биологически опасных веществ в окружающую среду, такие аварии наиболее опасны для населения;
  • внезапные обрушения зданий, сооружений чаще всего происходят не сами по себе, а вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной проходящими железнодорожными составами или большегрузными автомобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий; утечкой бытового газа и т.д. (трагедия в Магнитогорске относится, по мнению специалистов, именно к этой группе);
  • аварии на электроэнергетических системах и коммунальных системах жизнеобеспечения редко приводят к гибели людей. Однако они существенно затрудняют жизнедеятельность населения (особенно в холодное время года), могут стать причиной серьезных нарушений и даже приостановки работы объектов промышленности и сельского хозяйства;
  • аварии на промышленных очистных сооружениях приводят не только к резкому отрицательному воздействию на обслуживающий персонал этих объектов и жителей близлежащих населенных пунктов, но и к залповым выбросам отравляющих, токсических и просто вредных веществ в окружающую среду.
  • гидродинамические аварии возникают в основном при разрушении (прорыве) гидротехнических сооружений, чаще всего плотин. Их последствия — повреждение и выход из строя гидроузлов, других сооружений, поражение людей, затопление обширных территорий.

Среди наиболее опасных техногенных (технологических) катастроф следует указать аварии на энергетических объектах, прежде всего на АЭС; далее следуют химические предприятия, выпускающие пестициды, гербициды, минеральные удобрения, пластмассы; транспортные аварии (при перевозке опасных грузов); нефтяные разливы при прорыве трубопроводов и др. Особое место в этом ряду занимает разрушение плотин. По своим последствиям они могут быть более опасными, чем аварии на АЭС.

Следует, однако, подчеркнуть, что радиационные и химические поражающие факторы, возникающие при авариях на АЭС и химических предприятиях, обладают долгосрочным и, что особенно опасно, скрытым (латентным) воздействием на организм человека, а также оказывают негативное воздействие на здоровье будущих поколений.

Для удобства восприятия всё выше сказанное мы оформили в таблицу «Классификация техногенных катастроф» (приложение 1), благодаря которой легко можно определить опасные события, которые могут привести к той или иной техногенной катастрофе.

Таким образом, характер техногенной катастрофы зависит от причин, ее вызвавшей; ее масштабов; особенности предприятия, на котором она возникла. А объекты могут сами являться потенциальными источниками техногенной катастрофы, а также могут оказаться в зоне действия поражающих факторов техногенной катастрофы, возникшей по независящей от них причинам.

Источник: /obuchonok.ru/node/4945

Ссылка на основную публикацию