Налоговая статистика: государственная система сбора денег.

Рейтинг регионов России по налоговым отчислениям

«Реальное время» анализирует налоговые отчисления регионов России в бюджет. Традиционно, некоторые регионы получают из федерального центра денег гораздо меньше, чем отчисляют. Другие же, напротив, получают в свой консолидированный бюджет больше, чем заработали. Однако многие стереотипы оказываются неоправданными.

Например, Татарстан в сравнении с ХМАО платит налогов в четыре раза меньше, а обратно получает почти столько же, как и нефте-газовый «коллега». Москва перечисляет налогов больше всех (это к слову о том, что все деньги текут в Москву), но и процент возвращенных денег от нее выше, чем в среднем по России.

Магадан, Чечня, Чукотка, Бурятия, Липецк и Тула сидят на дотациях.

Суммарно российские регионы, по данным аналитической службы «Реального времени», на 1 января 2017 года, перечислили в бюджеты разных уровней сумму в 12,77 трлн рублей.

Эта цифра касается федеральных налогов и сборов, часть из которых попадает и в консолидированные бюджеты субъектов (включая доходы местных бюджетов).

Отметим, что, по информации официального сайта Федеральной налоговой службы, к федеральным налогам относятся налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, а также акцизы, налоги на добычу полезных ископаемых и водный налог.

Безоговорочным лидером по выплаченным федеральным налогам стала российская столица — Москва. На начало 2017 года она заплатила 2,42 трлн рублей, что составляет 19% от всех выплаченных российскими регионами федеральных налогов. Кроме того, эта цифра больше, чем показатель всего Приволжского федерального округа, который выплатил всего лишь 2,05 трлн рублей.

По объему выплаченных федеральных налогов между Москвой и Санкт-Петербургом на втором месте находится Ханты-Мансийский автономный округ. Фото strana.ru

Огромное количество налогов платит и второй по величине город России Санкт Петербург — 829 млрд рублей. Конечно, это в три раза меньше, чем платит Москва, но по-прежнему больше, чем некоторые федеральные округа, например, такие, как Южный, Дальневосточный и Северо-Кавказский.

По объему выплаченных федеральных налогов между Москвой и Санкт-Петербургом на втором месте находится Ханты-Мансийский автономный округ. Он заплатил 1,6 трлн рублей федеральных налогов. Это больше, чем весь Северо-Западный или Сибирский федеральные округа.

Следом за этими тремя регионами находятся Ямало-Ненецкий автономный округ с 753,8 млрд рублей отчисленных федеральных налогов, Московская область с 620 млрд рублей и Татарстан с 396,7 млрд рублей. Татарстан, таким образом, оказался регионом, отчислившим самое большое количество налогов, помимо двух столиц, двух главных «углеводородных» регионов России, а также Московской области.

Меньше всего федеральных налогов по данным на начало года заплатили некоторые регионы Кавказа и Дальнего Востока. В частности, самый низкий результат у Ингушетии — 3,2 млрд рублей. Примерно такой же показатель у Калмыкии — 3,4 млрд рублей. Также мало заплатили Тыва, Еврейская автономная область и республика Алтай (4-5 млрд рублей).

Татарстан получает в консолидированный бюджет региона 167 млрд рублей, или 42% от уплаченных федеральных налогов. Фото Романа Хасаева

Татарстан и хорошо отдает, и хорошо забирает, а национальные автономные округа кормят Россию

Интересно посмотреть на выплаченные федеральные налоги в контексте того, в бюджет какого уровня они идут. Среднероссийский показатель по этому параметру составляет 47%, то есть почти половина налогов, отчисленных в виде федеральных налогов, пошли в консолидированный бюджет региона.

Однако в зависимости от региона этот показатель очень сильно варьируется — от 12% до 119%. Любопытно, что меньше всего денег возвращается в консолидированный бюджет региона в случае одного из крупнейших регионов-налогоплательщиков России — Ханты-Мансийского автономного округа.

Перечисляя в виде федеральных налогов сумму в 1,6 трлн рублей в консолидированный бюджет региона, он получает лишь 189 млрд рублей. Это лишь на 22 млрд рублей больше, чем получает в бюджет региона Татарстан, который платит федеральных налогов на сумму в четыре раза меньше, чем ХМАО.

Есть, впрочем, и еще более яркие примеры — в Свердловской области собирают федеральных налогов почти в восемь раз меньше, чем в ХМАО, а в бюджет региона получают почти столько же — 147 млрд рублей.

Больше всего в региональный бюджет получает Москва — 1,35 трлн рублей, или 56% от уплаченных федеральных налогов. Это больше, чем получает любой из федеральных округов, кроме Центрального, в который, собственно, и входит Москва.

На втором месте по отчислениям в консолидированный бюджет — Московская область с 374 млрд рублей, или 55% от уплаченных федеральных налогов. Замыкает тройку Санкт-Петербург с 337 млрд рублей, или 41% от уплаченных налогов.

В пятерке, кроме того, Ханты-Мансийский округ и Татарстан (167 млрд рублей в консолидированный бюджет, 42% от уплаченных федеральных налогов).

Меньше всего из перечисленного в виде федеральных налогов получают обратно три сырьевых региона — ХМАО, Ямало-Ненецкий автономный округ (13%) и Ненецкий автономный округ (14%). Также большая часть денег достается федеральному центру из налогов Оренбургской и Калининградской области (26% и 28%, соответственно), Томской области и республики Удмуртия (31% и 34%).

Магаданская область перечислила в бюджет 16,8 млрд рублей налогов, в то время как получила в свой консолидированный бюджет 20 млрд. Фото webturizm.ru

На федеральной подкормке — Магадан, Чечня, Чукотка, Бурятия, Липецк и Тула

Помимо этого, есть в стране и обратная ситуация — шесть регионов получают в свой консолидированный бюджет вообще больше, чем перечисляют федеральных налогов. Лидер по этому показателю — Магаданская область. Она перечислила в бюджет 16,8 млрд рублей налогов, в то время как получила в свой консолидированный бюджет 20 млрд. Таким образом, получила она на 19% больше, чем перечислила.

На втором месте по этому показателю — Чечня. Она перечислила лишь 8,6 млрд рублей, а получила в консолидированный бюджет 9,6 млрд рублей — на 11% больше перечисленного. Еще один регион с похожей структурой бюджета — регион центральной части страны — Липецкая область.

Перечислив 33 млрд рублей федеральных налогов, она получила в свой бюджет 34,3 млрд рублей — на 4% больше перечисленного. На четвертом месте регион, находящийся неподалеку от Магаданской области, – Чукотский автономный округ.

Он перечислил федеральных налогов на 14,5 млрд рублей, а получил в бюджет на 1% больше — 14,7 млрд рублей. На тот же процент больше получила и республика Бурятия — 19,4 млрд рублей, при перечисленных 19,2 млрд рублей.

Наконец, Тульская область перечислила федеральных налогов на 47,3 млрд рублей, а получила в свой бюджет 47,5 млрд рублей.

Поволжье: отдающий Оренбург и забирающий Нижний Новгород

Если подробнее взглянуть на ПФО, то всего регионы Приволжского федерального округа перечислили 2,05 трлн рублей федеральных налогов и сборов. В федеральный бюджет из них пошли 1,08 трлн рублей, а в консолидированные бюджеты регионов — около 968 млрд рублей. Доля полученных доходов в бюджеты регионов составила, таким образом, 47% — меньше половины.

Лидером среди регионов Поволжья по уплаченным федеральным налогам стал Татарстан. Он перечислил 396,7 млрд рублей. В бюджет самого региона было перечислено 42% из этой суммы — 167,3 млрд рублей. Татарстан является лидером как по налогам, отправленным в федеральный бюджет, так и по налогам, полученным в консолидированный бюджет региона.

Всего регионы Приволжского федерального округа перечислили 2,05 трлн рублей федеральных налогов и сборов. Фото delovoy-kirov.ru

Второе место в ПФО по перечисленным федеральным налогам и сборам у Самарской области — 304 млрд рублей. В бюджет региона было перечислено чуть больше, чем от Татарстана — 47%, или 144 млрд рублей.

На третьем месте расположился Башкортостан. Он перечислил 253,3 млрд рублей федеральных налогов и сборов. При этом здесь в консолидированный бюджет региона вернулся значительно больший процент, чем от Татарстана и Самарской области — 55%, или 139 млрд рублей.

Впрочем, и этот показатель не кажется очень большим на фоне Нижегородской области. Этот регион получил в свой бюджет 68% федеральных налогов и сборов — 137 млрд рублей из 201,6 млрд рублей. Высокий показатель также и у Ульяновской области — 66%, 33 млрд рублей и 50 млрд рублей федеральных налогов и сборов.

Меньше всего из поволжских регионов заплатили налогов республики Марий-Эл, Мордовия, Чувашия, а также Кировская и Пензенская области. Показатели их — от 16 до 39 млрд рублей. Любопытно, что во всех этих регионах доля федеральных налогов, полученных в консолидированный бюджет региона, довольно высока.

В Марий Эл с самым меньшим объемом налогов, к примеру, 65%, в Пензенской области — 63%. Самые же меньшие доли полученных в консолидированный бюджет федеральных налогов и сборов у регионов с довольно средними экономическими показателями — Удмуртии и Оренбургской области.

В свои консолидированные бюджеты они получили лишь 34% и 26% из перечисленных налогов, соответственно.

Федеральным округом, который перечислил больше всего региональных налогов, ожидаемо стал Центральный федеральный округ (260 млрд рублей) — в основном благодаря показателю Москвы. Фото evo-rus.com

Региональные налоги: половина результата ЦФО — заслуга Москвы

Все описанное выше, однако, касается лишь одной из категорий налогов — федеральных. Помимо этого, есть еще три уровня налогов — объем их в разы меньше, но и они заслуживают внимания. Суммарный объем их составляет 1,6 трлн рублей — лишь 12% от объема федеральных налогов.

Большую часть из этих 1,6 трлн рублей составляют региональные налоги — к началу года их было перечислено на сумму в 904,5 млрд рублей.

К региональным налогам относятся всего три категории налогов, но довольно крупных: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог.

Все эти налоги, соответственно, отправляются в региональные бюджеты дополнительно к федеральным налогам, перечисленным в консолидированные бюджеты регионов.

Федеральным округом, который перечислил больше всего региональных налогов, ожидаемо стал Центральный федеральный округ (260 млрд рублей) — в основном благодаря показателю Москвы (122 млрд рублей). Второе место среди федеральных округов занимает Уральский федеральный округ со 169 млрд рублей, а на третьем месте — Приволжский федеральный округ со 134 млрд рублей.

В лидерах по регионам, кроме Москвы, также Ханты-Мансийский автономный округ. Показатель этого региона составил около 60 млрд рублей.

Читайте также:  Рефинансирование ипотеки в промсвязьбанке: условия получения

Также много региональных налогов перечислили Ямало-Ненецкий автономный округ (54,7 млрд рублей), Московская область (54 млрд рублей), Санкт-Петербург (40,4 млрд рублей), Краснодарский край (31,4 млрд рублей), Татарстан и Свердловская область (примерно по 26,5 млрд рублей).

Поступление федеральных и региональных налогов, сборов и других обязательных платежей в консолидированный бюджет России, на 1 января 2017, тыс.руб.

Федеральные налоги и сборы Региональные налоги
Всего в федеральный бюджет в консолиди- рованный бюджет субъекта РФ из него — в доходы местных бюджетов Всего в федеральный бюджет
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 12 770 765 705 6 799 507 703 5 971 258 002 685 412 743 904 499 710
в том числе:
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 3 803 084 607 1 583 229 156 2 219 855 451 144 234 139 259 887 349
Белгородская область 53 497 532 16 262 446 37 235 086 8 420 004 8 021 133
Брянская область 42 147 536 23 557 154 18 590 382 3 883 632 3 452 814

Специальные налоговые режимы: Сахалин собрал налогов, как две столицы

Второе место по общему объему составляют налоги, собранные по специальным налоговым режимам. Их объем составил 490 млрд рублей. На данный момент к ним относятся четыре режима. Это — упрощенная система налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход и патентная система налогообложения.

Примерно 92% этих налогов оказывается в консолидированных бюджетах субъектов. Среди федеральных округов лидером здесь неожиданно оказался не Центральный, в который входит Москва, а Дальневосточный. Здесь было собрано таких налогов на сумму в 132 млрд рублей, причем 111 млрд рублей из них в Сахалинской области.

Показатель Москвы, второго региона России по налогам от специальных налоговых режимов, составил лишь 64 млрд рублей, а всего Центрального федерального округа — 128 млрд рублей.

В других федеральных округах эти показатели и того меньше — в Приволжском федеральном округе — лишь 57 млрд рублей, а в Северо-Западном — 49 млрд рублей.

По регионам после Сахалинской области и Москвы находится Московская область с 25 млрд рублей. За ними следует Санкт-Петербург с 21,7 млрд рублей, далее — Краснодарский край с 19,3 млрд рублей. Показатель Татарстана — 8,2 млрд рублей. Он самый высокий по Поволжью, но ниже, чем в Ростовской и Свердловской областях.

Второе место по общему объему составляют налоги, собранные по специальным налоговым режимам — их объем составил 490 млрд рублей. Фото nalog.ru

Местные налоги: Подмосковье впереди Москвы

220 млрд рублей, кроме того, регионы перечислили в счет местных налогов. К ним, согласно данным Федеральной налоговой службы, относятся всего три вида налогов — это земельный налог, налог на имущество физических лиц, а также торговый сбор.

Тут в списке лидеров среди федеральных округов — уже без неожиданностей. Первое место — 97 млрд рублей — у Центрального федерального округа. Однако при этом лидером по регионам внезапно стала не Москва, а Московская область с 34,4 млрд рублей. Столицей в счет местных налогов были перечислены лишь 33,7 млрд рублей.

Второе место и 34 млрд рублей у Приволжского федерального округа, в лидерах — Татарстан с 8,8 млрд рублей и Самарская область с 5,4 млрд рублей. Третье место у Южного федерального округа с 22 млрд рублей, здесь лидер — Краснодарский край с 8,7 млрд рублей, а также Ростовская область с 7,7 млрд рублей.

Поступление местных налогов и налогов, относящихся к специальным налоговым режимам в консолидированный бюджет России, на 1 января 2017, тыс.руб.

Местные налоги Налоги, относящиеся к специальным налоговым режимам
Всего в консолиди- рованный бюджет субъекта РФ из него — в доходы местных бюджетов Всего в федеральный бюджет в консолиди- рованный бюджет субъекта РФ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 220 608 341 220 608 341 185 358 143 490 187 175 35 177 635
в том числе:
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 97 197 116 97 197 116 67 714 388 128 323 383 284
Белгородская область 4 030 668 4 030 668 4 030 668 2 766 517 0
Брянская область 1 051 040 1 051 040 1 051 040 2 239 419 0

АналитикаЭкономикаБюджет

Источник: /realnoevremya.ru/articles/67340-reyting-regionov-rossii-po-nalogovym-otchisleniyam

Анализ собираемости налога на доходы физических лиц



Стать богатым, при этом сохраняя нравственные устои, можно лишь за счет эффективности своего труда, накапливая его результаты в течение достаточно длительного времени. [7, с.

4] Налогообложение доходов населения представляет собой важнейший элемент налоговой политики каждого государства. Конституцией Российской Федерации (ст.

57) установлена обязанность уплаты регламентированных законодательством налогов и сборов, среди которых налог на доходы физических лиц (далее — НДФЛ).

В настоящее время роль решения социальных проблем повышается. [6, с. 280] Актуальность темы исследования продиктована существующей динамикой поступления средств в бюджет по статье НДФЛ.

Целью написания данной статьи является проведение анализа собираемости НДФЛ. При этом стоит принять во внимание тот факт, что налогоплательщиками данного вида налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

И вполне рационально, что государство, как контролирующий орган осуществляет налоговый контроль.

Под налоговым контролем подразумевается: проверка на соответствие нормативным актам совокупность используемых приёмов на предприятии; наблюдение за подконтрольными объектами; принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений; выявление виновных и привлечение их к ответственности [1, с. 45]

Методологической и теоретической базой написания статьи стали: Налоговый кодекс Российской Федерации, определяющий порядок взимания НДФЛ и научные труды ведущих теоретиков в области налогообложения.

Информационной базой исследования послужили Указы президента РФ, законы, постановления, нормативно-правовые акты Министерства Финансов РФ, а также статистические сборники и регистры аналитического учета.

Создан весомый комплекс нормативных правовых актов по регулированию деятельности в данной сфере. Тем не менее, наблюдается недостаточная эффективность государственного контроля и надзора в этой сфере [2, с.

41].

В процессе написания статьи автором были задействованы общие методы исследования такие как: системный подход, сопоставительный и экономический анализы, которые были применены при анализе теоретического материала, накопленного по данной проблеме в настоящее время.

В рамках процесса формирования налоговой системы, обосновании конкретных видов налогов и нормативов их распределения ключевое значение имеет выявление соотношения поступления каждого вида налога.

Так, в 2016 году в консолидированный бюджет РФ поступило 14482,4 млрд. руб., что в 2 раза больше чем в федеральный 6928,7 млрд. руб.

Для наглядности отобразим в таблице 1 величину поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2016 год.

Таблица 1

Поступления налогов, сборов ииных обязательных платежей вконсолидированный бюджет Российской Федерации по видам (млрд. руб.)

Показатель Консолидированный бюджет В том числе Доля федерального бюджета Доля регионального бюджета
Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты субъектов РФ
Всего 14482,4 6928,7 7553,7 47 % 53 %
из них:
Налог на прибыль организации 2770,2 491,0 2279,1 17 % 83 %
Налог на доходы физических лиц 3017,3 3017,3 100 %
Налог на добавленную стоимость на товары 2808,2 2808,2 100 %
Налоги на имущество 1116,9 1116,9 100 %
Налог на добычу полезных ископаемых 2951,8 2883,0 68,9 97 % 3 %
Налоги, сборы ᴎ регулярные платежи за пользование природными ресурсами 2929,4 2863,5 65,9 97 % 3 %

Источник: [6]

Как видно из таблицы видно, что наиболее значительную статью доходов в консолидированном бюджете составляют «Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами» — 2929,4 млрд. руб.

, в федеральном бюджете аналогичная статья дохода составила 2863,5 млрд. руб. В свою очередь, наименьшую сумму поступлений в консолидированный бюджет составляют «Налоги на имущество», а именно 1116,9. руб.

Долевое соотношение поступлений налогов в бюджет за 2016 год показано на рисунке 1.

Рис. 1. Поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам

Существенным весом в общей сумме доходов бюджета обладает налог на доходы физических лип, в консолидированном бюджете он составил 3017,3 млрд. руб. В долевом выражении его доля равна 100 %. Наименьший показатель занимает налог на имущество — 1116,9 млрд. руб.

Если рассматривать поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации в динамике, то за 2014–2016 гг. прирост данного вида налога составил 314,68 млрд. руб. (рисунок 2).

Рис. 2. Поступление НДФЛ в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2014–2016 гг.

Согласно данным размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы, собираемость налогов, сборов и других обязательных платежей на территории Республики Башкортостан сохраняет стабильный уровень.

В свою очередь, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения [2], в консолидированный бюджет Республики Башкортостан за 2016 год составила 163,1 млрд. рублей.

Для наглядности отобразим в таблице 2 расчет уровня собираемости налогов, сборов и других обязательных платежей за 2014–2016 гг.

Таблица 2

Расчет уровня собираемости налогов, сборов идругих обязательных платежей вРБ за 2014–2016гг.

Показатели 2014 2015 2016 Темп роста,%
2015/2014 2016/2015
Фактически поступило ʙ консолидированный бюджет РБ налогов, сборов ᴎ других обязательных платежей, млрд. руб. 139,1 146,6 163,1 105,4 111,2
Сумма налоговой задолженности, млрд. руб.
на начало года 10,8 9,7 10,2 89,8 105,1
на конец года 9,7 10,2 11,4 105,1 111,7
Сумма прироста налоговой задолженности, млрд. руб. -1,1 0,5 1,2 45,4 240
Уровень собираемости налогов, % 99,2 99,6 99,2 +0,4 -0,4

Источник: [6]

По данным таблицы видно, что за 2016 год в консолидированный бюджет РБ поступило значительно больше налогов, сборов и других обязательных платежей по сравнению с предыдущими периодами. Для наглядности отобразим эту динамику на рисунке 3.

Рис. 3. Динамика уровня собираемости налогов, сборов и других обязательных платежей в РБ за 2014–2016 гг.

По расчетам Министерства финансов Республики Башкортостан собираемость налогов в республике за последние годы находилась в диапазоне 98–100 %.

Стоит отметить, что в анализируемый период уполномоченными органами были проведены конкретные мероприятия, направленные на взыскание налоговой задолженности и сокращению числа убыточных организаций, путем проведения рейдов по адресам должников совместно со службой судебных приставов.

Читайте также:  Статистика переливания крови: показания и осложнения

Далее, для выявления значения и зависимости объема поступлений в бюджет от НДФЛ в целом от доходов, облагаемые по ставке 13 %, проанализирует структуру налоговой базы по налогу на доходы физических лиц согласно данным представленным в отчетности по форме 5-НДФЛ за 2014–2016 гг. (таблица 3).

Таблица 3

Структура налоговой базы НДФЛ

Налоговая ставка Размер налоговой базы, млн. руб. Доля,%
2014 2015 2016 2014 2015 2016
13 % 322117,6 19749106,4 21535286,2 96,71 94,30 99,46
30 % 277,1 48651,4 37585, 9 0,08 0,23 0,17
9 % 10413,1 1119702,3 4031,3 3,12 5,34 0,01
35 % 159,1 7018,9 18130,2 0,04 0,03 0,08
15 % 31,5 6271,3 14 676,2 0,01 0,02 0,06
иные 59,1 11072,7 40951,3 0,01 0,05 0,18
Итого 333057,5 20941823 21650661,4 100 100 100

Источник: [6]

Приведенные данные в таблице 3 свидетельствуют о том, что наибольшую долю (95,9 %) в налоговой базе занимают доходы, облагаемые по ставке 13 %, как показано на рисунке 4, тогда как остальные виды доходов влияют на размер налоговой базы незначительно.

Рис. 4. Структура налоговой базы НДФЛ за 2014–2016 гг.

На рисунке видно, что налоги, облагаемые по ставке 15 % занимают наименьшую долю, т. е. доходы нерезидентов, полученные ими в виде дивидендов от долевого участия в российских организациях.

Следующими по размеру удельного веса идут прочие доходы лиц, не являющихся налоговыми резидентами, а также стоимости выигрышей, призов, процентные доходы по вкладам в банках н суммы экономии на процентах при получении кредитных средств, но их доля также незначительна.

Доходы, облагаемые по ставке 9 % занимают более высокую долю в структуре налоговой базы, прежде всего это доходы от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации.

Все остальные виды доходов физических лиц облагаются по ставке 13 % и, очевидно, играют наибольшую роль в формировании налоговой базы по налогу, а соответственно и поступлений от налета в бюджетную систему страны.

Однако, следует отметить, существование ряда факторов, влияющих на потенциал НДФЛ, в первую очередь речь идет об усугубление социального неравенства, вызванного применением пропорциональной ставки, не отвечающей принципу справедливости налогообложения.

Пересмотр данного аспекта налогообложения доходов физических лиц позволит снизить уровень налоговой нагрузки на налогоплательщиков с низкими доходами, тем самым сократив социальную напряженность в обществе и повысить доходную базу бюджетной системы как региона, так и страны в целом, тем самым формируя положительный экономический имидж России как в социально-политическом, так и в экономическом плане [3, с. 64; 4, с. 326], а как известно экономический имидж станы в первую очередь характеризует ее конкурентоспособность [5, с. 72].

Литература:

  1. Растегаева Ф. С., Вальтер М. К. Налоговый анализ и контроль при слиянии и поглощении компании // Международный научно-исследовательский журнал. — 2017. — № 2–3 (56). — С. 44–46.
  2. Растегаева Ф. С., Гундорова Д. З., Игтисамова Л. З. Налоговая база по земельному налогу: современные проблемы и пути решения // Международный научно-исследовательский журнал. — 2017. — № 2–3 (56). — С. 41–43.
  3. Растегаева Ф. С. Методические аспекты оценки экономического имиджа // Социально-экономические явления и процессы. — 2008. — № 3 (11). — С. 64–70.
  4. Растегаева Ф. С. Содержательные аспекты и проблемы формирования экономического имиджа хозяйственной системы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2009. — № 2 (70). — С. 326–331.
  5. Растегаева Ф. С. Проблемы обеспечения положительного экономического имиджа российской хозяйствующей системы // Социально-экономические явления и процессы. — 2008. -№ 4 (12). — С. 72–76.
  6. Растегаева Ф. С. Социальная защита как элемент социальной политики / Ф. С. Растегаева // Региональная инвестиционная политика: от эксперимента — к практике. Материалы IV экономического форума Центрального федерального округа: сборник докладов. — Уфа. — 2003. — С. 280–286.
  7. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный источник] URL: /nalog.ru/rn02/related_activities/statistics_and_analytics/forms/#
  8. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики службы [Электронный источник] URL: /gks.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): консолидированный бюджет, налоговая база, Российская Федерация, налог, доход, млрд, сбор, платеж, налоговая задолженность, федеральный бюджет.

Источник: /moluch.ru/archive/149/42051/

websbor.gks.ru — Система сбора отчетности

Содержание:


Портал websbor.gks.ru предназначен для упрощения процедуры наблюдения Росстатом за предприятиями. Больше не нужно посещать офис государственной службы для подачи отчетности, поскольку все действия выполняются дистанционно. Авторизация на портале находится в разделе «Сдать отчетность». Достаточно ввести электронную почту и установленный пароль, после чего откроется доступ к системе.

Регистрация личного кабинета

Доступ к подаче отчетности появляется только после регистрации в системе. Для этого необходимо выполнить простые шаги:

  1. В разделе «Респонденты» выбрать пункт «Сдать отчетность».
  2. Нажать на кнопку «Регистрация».
  3. Заполнить общую информацию об организации, включая ОКПО, полное и краткое наименование, адрес электронной почты, почтовый адрес, а также пароль.
  4. Подтвердить регистрацию с помощью перехода по ссылке из письма, которое придет на e-mail.

В настройках личного профиля предприятия или при регистрации необходимо заполнить другую информацию о компании, включая коды деятельности, ИНН, данные о руководителе.

В качестве альтернативы для регистрации можно связаться с сотрудником Росстата, который отвечает за отчетность в электронном виде. С помощью консультаций по телефону или через электронную почту сотрудник государственной службы поможет в создании профиля.

Получение данных о кодах статистики

Особенности подачи отчетности

Для обеспечения достоверности статистических данных и идентификации организаций Росстат использует систему электронных подписей с помощью цифровых ключей. Его оформляют в специальных аккредитованных удостоверяющих центрах. Пошаговая инструкция для активации цифровой подписи:

  1. Зайти в раздел «Профиль» после авторизации.
  2. Выбрать пункт «Сертификаты».
  3. Загрузить сертификат открытого электронного ключа.
  4. Сохранить изменения.

После этого можно переходить к созданию отчета. Для этого выполняют следующие действия:

  1. Открывают пункт «Назначенные формы» и «Список отчетов».
  2. Выбирают раздел «Создать» и заполняют данные о компании.
  3. Указывают отчетный период, включая месяц и год.
  4. Добавляют поля вручную или из справочника в соответствии с кодами деятельности.
  5. Заполняют обязательные графы в созданной таблице.
  6. Сохраняют созданный отчет и отправляют его на проверку.

При повторной подаче отчетности можно использовать функцию «Создать по образцу», которая загружает шаблон прошлого документа.

Дополнительные возможности системы

Кроме регистрации и подачи отчетов пользователи получают доступ к дополнительным сервисам ресурса:

  • данные о кодах и формах — без регистрации на сайте респонденты могут узнать о видах экономической деятельности, обязательных статистических формах и периодичности их подачи;
  • offline модуль — программное обеспечение для автоматического сбора и формирования статистической отчетности;
  • форум техподдержки — возможность получить консультацию от сотрудников Росстата или других участников системы.

Для помощи с возникающими трудностями пользователей на сайте представлен раздел «Часто задаваемые вопросы», где можно найти решение распространенных проблем.

Преимущества платформы

Используя электронный сервис, представители бизнеса получают ряд преимуществ:

  • вся информация по действующим и сданным отчетам собрана в одном месте;
  • доступ к данным о кодах и формах без регистрации;
  • не нужно посещать филиал Росстата для подачи статистических данных;
  • техническая поддержка оперативно решает проблемы пользователей.

С помощью электронного сервиса websbor.gks.ru в 2018 году в Федеральную службу государственной статистики отправили более 9,7 млн отчетов. Платформу использует больше 859 тысяч респондентов, что говорит об удобстве и практичности решения. Больше не нужно посещать душные кабинеты и заниматься бумажной волокитой, поскольку все действия оформляются онлайн.

Источник: /websbor-gks.ru/

Статистика

В разделе представлена актуальная статистическая информация о финансово-экономических показателях Российской Федерации.

При подготовке информации использованы данные Минфина России, Федерального казначейства, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы государственной статистики, Федеральной налоговой службы и Центрального Банка Российской Федерации Ответственные за подготовку информации, размещенной в разделе — Департамент доходов, Департамент организации составления и исполнения федерального бюджета Минфина России

Ознакомиться с графиком размещения информации в разделе «Статистика» можно здесь

№ п/п Дата публикации Наименование данных
1 Еженедельно, не позднее каждого вторника по состоянию на четверг предыдущей недели Оперативные сведения об остатках средств федерального бюджета в депозитах, бюджетных кредитах и ценных бумагах по сделкам РЕПО
2 14 рабочий день месяца, следующего за отчетным Оперативные сведения об исполнении за отчетный месяц:
  • федерального бюджета;
  • консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации1;
  • бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Уточненные данные об исполнении за месяц, предшествующий отчетному:

  • федерального бюджета;
  • консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
3 Не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным
  • Данные о размере Резервного фонда, а также валютная структура средств фонда на счетах в Банке России;
  • Данные о размере Фонда национального благосостояния, а также валютная структура средств фонда на счетах в Банке России.
Не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным, 28 февраля очередного финансового года Данные об объеме долга субъектов Российской Федерации и долг муниципальных образований
4 Не позднее 25 числа месяца следующего за отчетным, 25 февраля очередного финансового года
  1. Данные об объеме и структуре государственного внутреннего долга Российской Федерации;
  2. Данные об объеме и структуре государственного внешнего долга Российской Федерации.
5 30 апреля, ежегодно Окончательный годовой отчет об исполнении
  • федерального бюджета;
  • консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
  • бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Задать вопросы по опубликованным в разделе «Статистика» материалам можно по адресу электронной почты [email protected]

Источник: /minfin.ru/ru/statistics/

Анализ налоговых поступлений в Российской Федерации за 2015-2016 год

В данной статье проведен анализ налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации за 2015-2016 гг. проведение анализа является неотъемлемой частью планирования доходов и расходов бюджета.

В современном мире налоговые поступления являются обязательными отчислениями и формируют большую часть доходов бюджетов разных уровней, они являются основным источником денежных средств любого государства. Своевременность уплаты налогов и сборов, влияют на экономическую безопасность страны и на качество жизни общества в целом.

Первоочередной задачей любого государства, в том числе и Российской Федерации, является разработка и создание такой налоговой системы, чтобы удовлетворить всем предъявляемым требованиям. Этим и обуславливается актуальность выбранной темы.

Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства, правильность и полнота исчислений налогов и обязательных платежей, своевременностью уплаты в бюджеты различных уровней Российской Федерации.

Читайте также:  Почему растут цены на бензин: объяснения экспертов

Налоговая служба контролирует своевременность и полноту уплаты налоговых поступлений. Так же важную роль в формировании налоговой системы играет анализ статистических данных, можно сделать вывод по динамике поступлений и изучить структуру.

Рассмотрим показатели налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за период 2015-2016 года.

Таблица 1. Поступления по уровням бюджета за 2015-2016 гг.[3]

Вид бюджета 2015-2016гг., в млрд. руб.
2015 2016
Консолидированный бюджет 13 788,3 14 482,9
Федеральный бюджет 6 880,5 6 929,1
Консолидированные бюджеты субъектов РФ 6 907,8 7 553,7

На основании предоставленных официальных данных в таблице, можно сделать вывод, что общая величина поступлений с 2016 года, в сравнении с 2015 годом увеличилась. Изменения составили:

  • Консолидированный бюджет РФ увеличился на 649,6 млрд., темп роста равен 105%;
  • Федеральный бюджет увеличился на 48,6 млрд. рублей и темпы роста равен 100,7% не значительное увеличение, но это говорит о хорошей динамике;
  • В консолидированные бюджеты субъектов РФ значимое увеличение поступлений, они составили 645,9, а темп роста 109,4%.

В таблице 2 более подробно рассмотрены поступления в консолидированный бюджет РФ за 2015-2016 гг.

Таблица 2. Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2015 — 2016 гг.[3]

Виды налогов 2015 -2016 гг., млрд. руб.
2015 год 2016 год
Налог на прибыль 2 598,8 2 770,2
НДПИ 3 226,8 2 929,4
НДФЛ 2 806,5 3 017,3
НДС 2 448,3 2 657,4
Акцизы 1 014,4 1 293,9
Имущественные налоги 1 068,4 1 116,9

По данным таблицы 2 видно, что в целом поступления по видам налогов в консолидированный бюджет имеют положительную динамику. В статье налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение налоговых поступлений на 297,4 млрд. руб. Это может быть связанно с изменением объема добываемых полезных ископаемых и т.д.

Остальные показатели показывают увеличение.

На увеличение налога на доходы физических лиц за 2015-2016гг. на 211,3 млрд. руб., повлиял рост заработной платы населения Российской Федерации и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы.

На увеличение налога на прибыль за 2015-2015 гг. на 171,4 млн. руб., могли повлиять такие факторы, как увеличение экспортной выручки, либо за счёт положительных курсовых ризниц.

Налог на добавленную стоимость в разрезе за 2015-2016 гг. увеличился на 209,1 млрд. руб., за счёт увеличения налоговой базы.

В 2016 году увеличились поступления от акцизов на 279,5 млрд. руб., за счёт увеличения ставок акцизов на алкоголь, табак, нефтепродукты и другое.

Таблица 3. Структура поступлений в федеральный бюджет РФ. [4]

Виды налогов 2014 год 2015 год 2016 год
Млрд. руб. В % к объёму пост. ФБ РФ Млрд. руб. В % к объёму пост. ФБ РФ Млрд. руб. В % к объёму пост. ФБ РФ
Всего поступило в федеральный бюджет 6 214,6 100,0 6 880,5 100,0 6 929,1 100,0
из них:
Налог на прибыль 411,3 6,6 491,4 7,1 491,0 7,1
НДС 2 181,4 35,1 2 448,3 35,6 2 657,4 38,4
Акцизы 520,8 8,4 527,9 7,7 632,2 9,1
НДПИ 2 858,0 46,0 3 160,0 45,9 2 863,5 41,3
Остальные налоги и сборы 243,1 3,9 252,8 3,7 285,1 4,1

Данные таблицы 3 отражают структуру поступлений в федеральный бюджет в динамике 2014-2016 годов. Общее поступление денежных средств в федеральный бюджет с 2014 на 2015 год увеличилось на 665,9 млрд. руб., с 2015 года на 2016 год увеличилось на 48,6 млрд. рублей. Общее увеличение с 2014 по 2015 составило 714,5 млрд. рублей.

Значительное увеличение поступлений в 2015 по сравнению с 2014 годом составило по налогу на добавленную стоимость на 267,1 млрд. рублей и по налог на добычу полезных ископаемых на 302 млрд. рублей. Приток денежных средств по другим видам налогов был не значителен:

  • налог на прибыль увеличился на 80,1 млрд. руб.;
  • акцизы увеличились на 7,1 млрд. руб.;
  • остальные налоги и сборы увеличились на 9,7 млрд. руб.

Сравнивая поступлении в федеральный бюджет в 2015 году и 2016 году вывялен рост поступлений по налогу на добавленную стоимость на 209,1 млрд. рублей и по акцизам на 104,3 млрд. рублей.

На остальные налоги и сборы увеличение составило 32,3 млрд. рублей. В тоже время по таким видам налогов как налог на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых произошло уменьшение на 0,4 млрд.

рублей и на 2965 млрд. рублей, соответственно.

Проводя анализ поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации за 2014 год и 2016 год можно заметить — всего поступлений в бюджет увеличились на 714,5 млрд. руб.

По видам налогов увеличение составило:

  • поступления по налогу на прибыль на 79,7 млрд. руб.;
  • поступления по НДС на 476 млрд. руб.;
  • поступления по акцизам на 112 млрд. руб.;
  • поступления по НДПИ на 5,5 млрд. руб.;
  • поступления по остальным налогам и сборам на 42 млрд. руб.

Проведя анализ по данным таблицы №3 можно сделать следующие заключения.

Не смотря на то, что в 2015 было, уменьшение поступлений в федеральный бюджет по налогу на прибыль и налогу на добычу полезных ископаемых общая картина поступлений в 2015 году показала увеличение поступлений по сравнению с 2014 годом. Сравнивая, 2014 год с 2016 годом прослеживается динамика к увеличению общих поступлений по налогам и сборам в федеральный бюджет Российской Федерации.

Такая тенденция может быть обусловлена тем, что налоговые органы усилили налоговый контроль над налогоплательщиками (выездные, камеральные и встречные проверки) и внесены изменения в Налоговый Кодекс Российской Федерации.

Источник: /novainfo.ru/article/12677

Статистика государственных финансов, налогов и налогообложения: примеры решения задач

Как известно, финансы – это система денежных распределительных отношений, по поводу образования и использования фондов денежных средств, доходов и накоплений у участников общественного воспроизводства. Финансы являются неотъемлемой частью рыночных отношений с одной стороны и инструментом государственного регулирования – с другой.

«Статистика финансов» является одним из основных разделов экономической статистики и включает в себя статистику государственных финансов и финансов предприятий, статистику денежного обращения, цен и инфляции, статистику банковской деятельности, страхования и ценных бумаг.

Государственные финансы – важная сфера финансовой системы страны. Под государственными финансами понимаются денежные отношения, возникающие по поводу формирования и использования централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых для выполнения основных функций государства.

Статистика государственных финансов изучает процесс формирования доходов и расходов государственного бюджета и внебюджетных фондов. Поскольку в условиях рыночной экономики преобладающая часть доходной части бюджета – налоговые поступления, то в данном разделе следует также рассматривать статистику налогов и налогообложения.

Рассмотрим применение статистических показателей состояния и динамики государственных финансов, а также анализ влияния факторов на финансовые показатели при решении задач.

Примеры решения задач по теме «Статистика государственных финансов, налогов и налогообложения»

Задача 1. Изменение ставки по налогу на прибыль составило в отчетном периоде по сравнению с базисным +5%, а размер налогооблагаемой прибыли предприятия увеличился в отчетном периоде в 1,3 раза.

Налогооблагаемая прибыль в базисном периоде составила 1800 тысяч рублей. Ставка налога на прибыль в базисном периоде – 20%.

Определить изменение налоговых отчислений в отчетном периоде по сравнению с базисным в целом и по факторам.

Решение

Для решения составим таблицу:

Показатель Обозначение (формула) Базисный период Отчетный период
Налогооблагаемая прибыль, тыс. руб. НБ 1800 1800*1,3 =2340
Ставка по налогу на прибыль, % С 20 20+5=25
Налоговые отчисления, тыс. руб. НО=НБ*С/100 1800*0,2 =360 2340*0,25 =585

Абсолютное изменение объема налоговых отчислений в отчетном периоде найдем по формуле: ∆НО = НО1-НО0 = 585-360 = 225 тыс. руб. — произошло увеличение объема налоговых отчислений.

Изменение объема налоговых отчислений по факторам найдем по формулам: ∆СНО = (С1-С0)НБ1 = (0,25-0,20)*2340 = 117 тыс. руб. – увеличение за счет изменения ставки налога; ∆НБНО = (НБ1-НБ0)С0 = (2340-1800)*0,2 = 108 тыс. руб. — увеличение за счет изменения налогооблагаемой прибыли.

Задача 2. Имеется информация о налоговых сборах по двум группам налогоплательщиков:

№ группы Число налогоплательщиков (n) Средняя налоговая база (Б), млн. р. Ставка налога (с), %
Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период Базисный период Отчетный период
1 80 90 1,6 1,9 30 32
2 150 160 2,4 2,5 34 36

Проанализировать динамику (в абсолютном и относительном виде) общей суммы налоговых отчислений и под влиянием отдельных факторов.

Решение

1) На изменение объема налоговых доходов влияет изменение количества налогоплательщиков (n), величины налоговой базы (Б) и налоговых ставок (с): Н=n*Б*с. Найдем общую сумму налоговых отчислений (доходов) в базисном периоде: ∑Н0 = ∑n0*Б0*с0 =80*1,6*0,30+150*2,4*0,34 =160,8 млн. р.

Найдем общую сумму налоговых отчислений (доходов) в отчетном периоде:

∑Н1 = ∑n1*Б1*с1 = 90*1,9*0,32+160*2,5*0,36 = 198,72 млн. р.

2) Найдем абсолютное изменение общей суммы налоговых отчислений (доходов): ∆Н = ∑Н1-∑Н0=198,72-160,8=37,92млн. р.

Найдем относительное изменение общей суммы налоговых отчислений (доходов):

IН = ∑Н1/∑Н0 = 198,72/160,8 = 1,2358 = 123,58%. Как видим сумма налоговых отчислений (доходов) в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 23,58%, что в абсолютном выражении составляет 37,92 млн. р.

3) Найдем изменение суммы налоговых отчислений (доходов) по факторам:

за счет изменения числа налогоплательщиков: ∆Нn=∑n1*Б0*с0-∑n0*Б0*с0= (90*1,6*0,30+160*2,4*0,34)-160,8= 173,76-160,8=12,96 млн. р. IНn==∑n1*Б0*с0/∑n0*Б0*с0 = 173,76/160,8=1,0806=108,06% Увеличение суммы налоговых отчислений за счет изменения числа налогоплательщиков произошло на 8,06%, что соответствует 12,96 млн. р.

за счет изменения налоговой базы: ∆НБ=∑n1*Б1*с0-∑n1*Б0*с0= (90*1,9*0,30+160*2,5*0,34)-(90*1,6*0,30+160*2,4*0,34)=187,3-173,76 =13,54млн. р. IНБ==∑n1*Б1*с0/∑n1*Б0*с0 = 187,3/173,76=1,0780=107,80% Увеличение суммы налоговых отчислений за счет увеличения налоговой базы произошло на 7,8%, что соответствует 13,54 млн. р.

за счет изменения налоговой ставки: ∆Нс=∑n1*Б1*с1-∑n1*Б1*с0= 198,72-(90*1,9*0,30+160*2,5*0,34)=198,72-187,3=11,42 млн. р. IНс=∑n1*Б1*с1/∑n1*Б1*с0= 198,72/187,3=1,0610=106,10% Увеличение суммы налоговых отчислений за счет изменения налоговой ставки произошло на 6,1%, что соответствует 11,42 млн. р.

4) Взаимосвязь абсолютных и относительных изменений налоговых доходов: IН= IНn *IНБ* IНс = 1,0806*1,078*1,061=1,2359 ∆Н=∆Нn+∆НБ+∆Нс=12,96+13,54+11,42=37,92 млн. р. Данные значения совпадают со значениями, полученными в п.2, следовательно расчеты выполнены верно.

Список использованных источников

  1. Белобородова С.С. и др. Теория статистики: Типовые задачи с контрольными заданиями. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2001;
  2. Богородская Н.А. Статистика финансов: Учеб. пособие/СПбГУАП. СПб., 2004;
  3. Минашкин В.Г. и др. Курс лекций по теории статистики. / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. — М., 2003;
  4. Сизова Т.М. Статистика: Учебное пособие. – СПб.: СПб ГУИТМО, 2005;

Источник: /ekonomika-st.ru/drugie/metodi/metodi-statistika-2-1.html

Ссылка на основную публикацию