Города ирана: крупнейшие памятники многовековой цивилизации

Цивилизации Древнего Ирана

ell_BAGIRA

Иран – страна древней и высокоразвитой цивилизации. Его обитатели еще в начале III тыс. до н. э. создали свою письменность и оригинальную культуру, которую затем и совершенствовали в течение многих тысячелетий.

Древнеиранские религии (зороастризм, зерванизм и манихейство) оказали значительное влияние на разработку философских воззрений античного мира и на возникновение эсхатологических учений в христианстве и исламе.

Многие произведения древней и раннесредневековой иранской литературы были переведены на арабский, сирийский, армянский и другие языки, а затем – в эпоху Возрождения и позднее – дали сюжеты для литературных памятников Запада и Востока.

Произведения искусства, созданные мастерами Древнего Ирана, прочно вошли в сокровищницу мировой культуры.

 

Исконным населением юго-западной части Ирана были эламиты, родственные, как полагают многие ученые, дравидийским племенам, жившим к востоку от них, в Белуджистане.

В западных предгорьях Загроса и на территории северо-западного Ирана жили племена неиндоевропейского происхождения, в том числе хурриты, маннеи, луллубеи и др. На рубеже XII – XI вв. до н. э.

на территории Западного Ирана стали селиться индийские и персидские племена, которые впоследствии заняли все Иранское нагорье и ассимилировали автохтонное население.

Юго-западную часть Ирана занимал Элам (совр. провинция Хузистан), где были благоприятные условия для быстрого развития производительных сил. Равнинная часть Элама (Сузиана) орошалась водами рек Карун и Керха, впадавших в древности в Персидский залив. Эта аллювиальная долина – одна из древнейших областей земледельческой культуры.

Уже на рубеже IV – III тыс. до н. э. там выращивали обильные урожаи ячменя, эммера и фруктов. Тогда же здесь возникло и ремесло. Особенно значительного расцвета достигло гончарное дело. Горная часть Элама (совр. Бахтиарские горы) была богата строительным лесом и полезными ископаемыми (медь, свинец и др.).

Основным занятием жителей горных районов было скотоводство.

В начале III тыс. до н. э. появились раннегосударственные объединения племен. Столицей одного из этих объединений стали Сузы, крупный город в долине Каруна и Керхи, расположенный на месте скрещения важнейших путей, соединявших Элам с Двуречьем, а также с Северным и Восточным Ираном.

Кроме того, в Эламе существовали государства Аван, Аншан, Кимаш и Симаш.

Постепенно выработалась характерная система государственного управления, существовавшая с середины III до середины II тыс. до н. э. Наряду с верховным правителем, который носил титул суккалмах («великий посланец») и пребывал в Сузах, большую роль играл его заместитель, обычно младший брат и будущий преемник верховного правителя. Он назывался суккалом (посланцем) Симаша.

В истории Древнего Ирана четко выделяются следующие этапы: время возникновения и расцвета эламской цивилизации (с конца IV тыс. до конца VII в. до н. э.); индийская эпоха (VIII – середина VI в. до н. э.); ахеменидский период (с середины VI в. до 330 г. до н. э.); парфянское время (середина III в. до н. э. – приблизительно 224 г. н. э.).

Юго-западную часть Ирана занимал Элам (совр. провинция Хузистан), где были благоприятные условия для быстрого развития производительных сил. Равнинная часть Элама (Сузиана) орошалась водами рек Карун и Керха, впадавших в древности в Персидский залив. Эта аллювиальная долина – одна из древнейших областей земледельческой культуры.

Уже на рубеже IV – III тыс. до н. э. там выращивали обильные урожаи ячменя, эммера и фруктов. Тогда же здесь возникло и ремесло. Особенно значительного расцвета достигло гончарное дело. Горная часть Элама (совр. Бахтиарские горы) была богата строительным лесом и полезными ископаемыми (медь, свинец и др.).

Основным занятием жителей горных районов было скотоводство.

В начале III тыс. до н. э. появились раннегосударственные объединения племен. Столицей одного из этих объединений стали Сузы, крупный город в долине Каруна и Керхи, расположенный на месте скрещения важнейших путей, соединявших Элам с Двуречьем, а также с Северным и Восточным Ираном.

Кроме того, в Эламе существовали государства Аван, Аншан, Кимаш и Симаш. Постепенно выработалась характерная система государственного управления, существовавшая с середины III до середины II тыс. до н. э.

Наряду с верховным правителем, который носил титул суккалмах («великий посланец») и пребывал в Сузах, большую роль играл его заместитель, обычно младший брат и будущий преемник верховного правителя. Он назывался суккалом (посланцем) Симаша.

На третьем месте в государственной иерархий стоял наместник области Сузиана, который был старшим сыном царя. Он занимал место суккала Симаша в случае смерти последнего. Более мелкими областями управляли лица местного происхождения, после кончины которых власть переходила к их племянникам (сыновьям сестер).

Для царских семей Элама были характерны браки на сестрах и левират, когда после смерти царя его брат и преемник женился на вдове умершего и тем самым получал право на престол. Поэтому цари и наследники престола в Эламе издревле носили титул «сыновья сестры».

Браки на сестрах продолжались в течение очень долгого времени, во всяком случае до середины VII в. до н. э. Хотя в течение всей истории Элама женщина сохраняла свое почетное положение, в системе государственного управления постепенно произошли большие изменения. Начиная с XIII в. до н. э.

царский престол стали передавать по наследству по отцовской линии, от царя к его старшему сыну.

В III тыс. до н. э. основной формой экономической и социальной организации в Эламе являлись сельские общины, куда входили все свободные люди независимо от их родственных уз, коллективно владевшие землей и совместно обрабатывавшие ее. Эти общины управлялись старейшинами, выбранными народным собранием того или иного города или деревни.

Народное собрание и избранные им должностные лица регулировали спорные вопросы, разбирали имущественные тяжбы и судили преступников. Однако с начала II тыс. до н. э. стали интенсивно развиваться частные хозяйства с использованием рабского труда. Это приводило к имущественной дифференциации, к распаду сельских общин и разорению свободных общинников, которые лишались земли и орудий труда.

Земля стала сосредоточиваться в руках отдельных экономически могущественных семей. На смену сельским общинам, которые к концу II тыс. до н. э. перестали существовать, пришли домашние общины. Производители, входившие в них, были связаны родственными узами. Домашние общины коллективно владели землей и сообща обрабатывали ее и затем делили доходы между собой.

С течением времени в домашние общины могли объединиться и люди, которые не были родственниками. Для этого надо было только заключить договор о «братстве» и передать свою землю в общинное пользование.

Однако постепенно такие договоры стали применять для увеличения рабочей силы за счет малоземельных свободных, которые, вступив в общину, утрачивали свою собственность и принимали участие в обработке земли, получая за это часть урожая. Малоимущим приходилось прибегать к ссудам зерном или деньгами, отдавая в залог свои дома или сады.

Кроме погашения ссуды кредитор требовал также уплаты процентов. Поэтому многие малоимущие оказывались в долговом рабстве. Постепенно процессы имущественной дифференциации привели к разложению домашней общины, распаду коллектива семей как единой хозяйственной ячейки, разделу общинного имущества между отдельными членами и даже к аренде и продаже земли.

Наряду с общинными, а позднее и частновладельческими хозяйствами в Эламе были также царские и храмовые хозяйства. Храмы были собственниками крупных земельных владений, занимались торговыми и ростовщическими операциями, давая в долг под проценты зерно, деньги и т.д.

Часть храмовых земель сдавалась в аренду, остальные угодья обрабатывали храмовые рабы, а также общинники. Однако в I тыс. до н. э. в результате бесконечных войн и многократных вторжений чужеземцев на территорию Элама храмовые хозяйства оказались разоренными и перестали играть видную роль в экономической жизни страны.

По верованиям эламитов, законы были установлены богами, и нарушение их каралось богом Солнца Наххунте. В рассматриваемом нами обществе были не только религиозные законы, но также законы об усыновлении, разделе имущества, продаже земли и т.д. Для эламского права были характерны жестокие наказания преступников.

Например, за ложную клятву отрезали руку и язык или топили в реке. Нередко нарушители контракта тоже приговаривались к смертной казни. Политическая история Элама на всем своем протяжении была тесно связана с историей Месопотамии. Обе страны часто воевали друг с другом, заключали мирные договоры и имели оживленные торговые и культурные связи. В XXIV – XXIII вв. до н. э.

Элам был включен в состав Аккадского государства. Большинство документов и надписей в Эламе в тот период составлялось на аккадском языке. В XXII – XXI вв. до н. э. при царях III династии Ура Элам оставался под господством Двуречья, но во второй половине XXI в. до н. э. добился независимости. При царе Кутир-Наххунте I (1730-1700 гг. до н. э.

) эламиты вторглись в Двуречье и, как говорится в одной вавилонской надписи, на целое столетие «наложили руки на святилища Аккада и превратили Аккад в прах». До середины XIV в. до н. э. Элам сохранял свою независимость, но затем был надолго завоеван вавилонянами. Около 1180г. до н. э.

эламский царь Шутрук-Наххунте I изгнал вавилонское войско с территории Элама и, совершив победоносный поход в Вавилонию, разграбил ее города и увез оттуда в Сузы богатую добычу. Среди этой добычи находилась также стела с Законами Хаммурапи, которая в самом начале нашего столетия была раскопана в Сузах французскими археологами.

В 1159-1157 гг. до н. э. эламский царь Кутир-Наххунте III воевал с Вавилонией, где правил последний представитель касситской династии Энлиль-надин-аххе. Война окончилась полной победой эламитов, захвативших Вавилон, Сиппар, Ниппур и другие города Двуречья.

Это было время расцвета Элама, и в самом Иране власть эламских царей простиралась от Персидского залива на юге до области нынешнего города Хамадан на севере. В VIII в. до н. э., когда Вавилония боролась за свою независимость от Ассирии, Элам стал союзником вавилонян и оказался втянутым в бесконечные войны с ассирийцами.

Сначала военная удача была на стороне Элама и его союзников. В 720 г. до н. э. эламиты в кровопролитной битве при Дере нанесли сокрушительное поражение ассирийцам. Но десять лет спустя ассирийский царь Саргон II вторгся в Элам и разгромил его войско. В 692 г. до н. э. вавилоняне подняли новое восстание против Ассирии.

Элам, верный своей традиционной политике, решил оказать помощь своим союзникам. Вокруг Элама объединились также все племена Загроса, включая персов. Была создана сильная армия, ядро которой составляли эламские и персидские колесничие, пехота и конница. Битва с ассирийцами произошла в местности Халуле на Тигре.

Хотя эламиты одержали верх в ожесточенной схватке с ассирийцами, сами они оказались настолько обескровленными, что были не в состоянии перенести войну на территорию противника. Когда в 652 г. до н. э. вавилонский царь Шамашшумукин поднял восстание против Ассирии, эламиты снова выступили на стороне Вавилонии.

Война окончилась десятилетие спустя полным поражением Элама и захватом Суз ассирийцами. Позднее, около 549 г. до н. э., Элам был захвачен персами и навсегда лишился своей независимости. Однако эламская цивилизация оказала огромное влияние на материальную и духовную культуру Древней Персии. Эламиты создали самобытную культуру. В начале III тыс. до н. э.

они изобрели пиктографическое (рисуночное) письмо. Возможно, что наличие письменности у живших рядом шумеров дало толчок к его возникновению, однако последнее является самостоятельным видом письма, которое принято называть протоэламским.

На протяжении 400 лет оно употреблялось для записи документов хозяйственной отчетности, имело около 150 основных знаков, передававших целые понятия и слова. На глиняных табличках в виде рисунков изображались крупный рогатый скот, кувшины, вазы и т.д. Такие таблички найдены не только на собственно эламской территории (в Сузах, Аншане и др.

Читайте также:  Статистика рака : официальные данные по странам мира

), но и в Центральном Иране (в местности Сиалк) и на крайнем юго-востоке Ирана, в 300 км от Кермана, на Тепе-Яхья, что свидетельствует о широком распространении эламской культуры в начале III тыс. до н. э. Однако это письмо пока еще не расшифровано. Во второй половине III тыс.

в Эламе было изобретено линейное слоговое письмо, которое возникло независимо от протоэламского. Знаками линейного письма, которые состояли из комбинаций различных геометрических линий, обозначалось не слово (логографическое письмо), а слог (силлабическое письмо). Такими знаками (а их насчитывалось около 80) можно было записать не только хозяйственные, но и политические или религиозные тексты. Материалом для письма служили камень, глина и металл. Однако линейное письмо недолго находилось в употреблении в большинстве областей Элама, и основные тексты, записанные им, относятся к XXIII в. до н. э.

С конца III тыс. до н. э. эламиты прибегали к шумеро-аккадской клинописи, ею они пользовались до середины V в. до н. э. В первой половине II тыс. до н. э. для составления деловых документов, а также для записи литературных текстов они обычно пользовались аккадским языком. Со второй половины II тыс. до н. э.

начинает появляться значительное количество клинописных текстов на эламском языке. Хотя эламская религия была связана с религией Двуречья, но в существенных чертах она весьма своеобразна. Религиозным центром страны служили Сузы.

Первоначально во главе эламского пантеона стояла Пинекир, «великая богиня», считавшаяся матерью богов, что свидетельствует о сильном влиянии пережитков матриархального права в эламском обществе. Большое значение имел также культ Иншушинака, покровителя Суз, а позднее и бога преисподней. К середине II тыс. до н. э.

главенствующее положение в эламском пантеоне занял бог Хумбан. Бог Солнца Наххунте считался создателем дня. В одном тексте XXIII в. до н. э. приводятся имена 37 эламских божеств. Многие из них почитались эламитами по крайней мере до середины V в. до н. э. Еще в IV тыс. до н. э. эламиты создали оригинальное искусство.

Эламские сосуды украшены геометрическими узорами и геометризованными изображениями птиц, животных и людей. Искусство III тыс. до н. э. наиболее ярко отразилось в печатях, на которых изображены грифоны, крылатые львы и демоны. На каменных сосудах – изображения крупного рогатого скота, птиц и зверей. Во II тыс. до н. э.

вавилонское изобразительное искусство оказало значительное влияние на эламское. Статуи упомянутого периода изготовлены в традициях круглой скульптуры Вавилонии. Шедевром эламского искусства является бронзовая статуя царицы Напирасу (XIII в. до н. э.), которая весит 1800 кг и выполнена с большим мастерством.

Самый крупный памятник эламской архитектуры – это зиккурат (культовая башня), построенный непосредственно в Дур Унташ (ныне Чога-Замбил), в 30 км от Суз, при царе Унташ-Напирише в XIII в. до н. э. От р. Карун в город для снабжения водой был проведен канал длиной 50 км.

У входа в зиккурат стояли скульптурные изображения львов, быков, грифов, статуи богов и царей, изваянные из золота и серебра. Длина сторон нижнего этажа зиккурата равнялась 105 м. Зиккурат имел семь ворот и был четырехэтажным. Общая высота строения составляла 42 м.

На его сооружение были израсходованы миллионы кирпичей и сотни тысяч камней. В руинах зиккурата французские археологи, проводившие там планомерные раскопки, нашли много посвятительных сосудов из металла, мрамора и стекла, а также сотни царских надписей. Город Дур-Унташ был разрушен в VII в. до н. э.

мощным нашествием ассирийского войска, вторгшегося в Элам.

Источник — /persia.ru., /cais-soas.com/

Источник: /subscribe.ru/group/moi-goda-moe-bogatstvo/4736979/

Наследие древних персов: города Ирана

Иран, в настоящее время, является душой великой Персидской Империи. Одно из древних мировых государств – Персия занимала огромные пространства и играла особую роль на Востоке. Через земли Персии проходил Великий Шелковый путь, который сделал страну развитой культурно и сказочно богатой. По сей день города Ирана пропитаны духом древности. 

Древняя Персидская империя сохранила в своих городах такие уникальные и древние памятники, которых вы не встретите нигде в мире. Прекрасные и знаменитые цветущие сады Шираза, величавые руины Персеполиса, богатые и редчайшие экспонаты музеев Тегерана. Очень долгое время все это богатство было не доступно для иностранных туристов.

Древняя Персидская империя сохранила в своих городах такие уникальные и древние памятники, которых вы не встретите нигде в мире. Прекрасные и знаменитые цветущие сады Шираза, величавые руины Персеполиса, богатые и редчайшие экспонаты музеев Тегерана. Очень долгое время все это богатство было не доступно для иностранных туристов.

Прекрасные города Ирана могут предложить вам, познакомиться с роскошью и культурой исторического наследия

Поэтому предлагаю удивительное путешествие с приключениями по этой древней стране. Мне хочется, чтобы вы ощутили атмосферу и жизнь древних городов Персии, переполненных загадками и тайнами.

Бишапур

Древнейший город Ирана, сегодня в руинах, считается особым памятником Сасанидовской эпохи. Этот город, основанный в III веке н. э. царем Шапуром I в возведении которого приняли участие плененные римские мастера. Во славу победы Шапура над римлянами город был обильно украшен резной мозаикой и большим количеством барельефов.

На протяжении долгих лет город являлся столицей империи персов. Со времен прихода ислама город практически забросили. По сохранившимся руинам можно только домыслить былое величие. Бишапур буквально дышит древностью, что и влечет сюда многочисленных туристов.

Пасаргады

Одна из состава столиц Персии в древности, как и другие города Ирана, сегодня в руинах. Культурное и историческое наследие Пасаргады  внесено в список охраняемых памятников ЮНЕСКО.

Название города можно перевести как «сады Фарса». Основатель города царь Кир второй погиб в битве, не увидев окончания возведения города. До настоящего времени сохранился мавзолей с царскими останками.

Вниманию путешественников в Пасагарды обязательно представят руины дворцов древних правителей и уникальные многоуровневые сады «чахар багх», каменное плато «трона Соломона», древний храм и гробница царя Кира II.

На развалинах древних руин вы сможете увидеть элементы великолепной резьбы по камню и очень старинные барельефы. Любителей старины влекут сюда археологические находки, возраст которых больше чем две тысячи лет.

Сервестан

Древнейший город, название которого переводится как «страна кедров». Как и другие древние города Ирана, Сервестан определили культурным достоянием страны.

В нем бережно хранят памятники истории эпохи Сасанидов. Именно во времена правления этой династии город достиг пика своего развития и расцвета.

Дворец, построенный в пятом веке нашей эры, стал самым древним памятником современного города.

По одной из легенд дворец Сервестан был не резиденцией местных правителей, а зороастрийским храмом огня. Уникальный памятник истории находится под охраной государства. Особый интерес к руинам привлекает его древность и дух истории, которым они пропитаны.

Фирузабад

В настоящее время представляет собой маленький городок, который построен на руинах древнейшего города с историей.

Именно этот древний укрепленный город был практически уничтожен войсками под предводительством Александра Македонского.

И только в третьем веке нашей эры город восстановили при управлении царя династии Сасанидов Ардашира I. Но уже в седьмом веке город был разграблен после многочисленных нападений арабов.

Представляя свой город, вас обязательно познакомят с великолепным дворцом Ардашир, покажут в старой части города древний храм огнепоклонников, и удивят крепостью Гхалье-дохтар. Уникальные памятники древнейшей истории бережно хранят современные города Ирана.

Чога-Занбиль

Священный древнейший город Эламского королевства, ведет свое летоисчисление с середины XIII века до н. э. Возводили город как столицу страны и его древнее название Унташ-Гал. В настоящее время можно увидеть сохранившуюся ступенчатую башню зиккурат, которая со всех сторон окружена дворцами, мощными стенами крепости и культовыми сооружениями.

Техте-Солейман

Древний город Персии, который почитают как святыню зороастризма. Название переводится с персидского как «Трон Соломона».Ныне в городе сохранились развалины храма, возведенного в монгольский период XII века. Этот памятник несет в себе важное символическое значение.

Варианты проектов дворца и храма повлияли на становление и развитие стиля и архитектуры ислама. В древности в Иране культовая архитектура имела не первое значение. Храмы огня не связаны с дворцами, они строились отдельно как алтарь, который накрыт куполом, в центре которого поддерживали горение жертвенного огня. Иногда такие алтари возводили на том месте, где обнаружили нефть и газ.

Город-крепость Бам

В древние времена, стал крупным торговым местом, на известном Шелковым пути, пролегающего из Китая через Иран. Крепость была возведена во времена правления царской династии Ахеменидов в IV веке до н. э. Многие дома древнего города построены из необожженной глины и листьев пальмы.

Практически над каждым домом в городе возвышались «ветровые башни», которые могли уловить даже маленькие движения воздуха. Цитадель Арк-э-Бам  как образец древнего укрепления в городе, возведенная из  глинобитных материалов – «чинех».

 И только в ходе землетрясения в 2003 году была разрушена крепость, которая сохранялась XV веков.

Исфахан  

Город, который был  сначала столицей  царской империи Сельджуков, а в XVII веке столицей Персии. В эти времена создается грандиозный комплекс из площади Мейдан-Имам, в обрамлении зелени и культовыми строениями. Площадь Мейдан-Имам украшают величие мечетей, возвышающийся дворец Кайсария и великолепный дворец Тимуридов.

Большую территорию площади со всех сторон окружают двухэтажные арки. На южной территории площади находится мечеть королей Масджид-е Имам в блеске света своих куполов. Архитектура города Исфахан имеет в своем арсенале традиционные иранские айваны, как и другие города Ирана в период мусульманской культуры.

P.S

Многие привыкли считать современный Иран закрытой территорией, но мне кажется, пришло время своими глазами увидеть древнейшие города Ирана и прикоснуться к культуре и традициям, пришедшим через века из древней Персии.

Автор статьи – выпускница тренинга «Успешная удаленная работа за 60 дней» от STAFF-ONLINE
Светлана Морозова

Источник: /2chang.ru/goroda-irana/

Древнейшая цивилизация Ирана. Элам

Древнейшая цивилизация Ирана. Элам

В IV–III тыс. до н. э. территория Ирана была достаточно плотно заселена родственными друг другу племенами, близкими по происхождению к своим восточным соседям – дравидам долины Инда.

К государственности первыми из них перешли племена страны Элам, занимавшей юго-запад Ирана (это укоренившееся в науке имя ей дали месопотамцы в подражание эламскому самоназванию «Халтемпт» – «Страна Бога»).

Крупнейшими центрами Элама были Сузы на западе, в долине реки Керхе, и Анчан на востоке (современный Тепе-Мальян в Фарсе).

Завершающий импульс государствообразованию эламитов дали шумеры, в IV тыс. до н. э. подчинившие Сузиану и основавшие в Сузах колонию, которая стала центром распространения культуры и политического опыта Месопотамии в Эламе.

В это время эламиты овладели письмом, а с уходом шумеров создали собственное государство, быстро подчинившее почти все Иранское плато. Основными центрами государства стали его колонии, известные по эламским административным документам начала III тыс. до н. э.

Внешние владения эламиты утратили уже через несколько веков, но собственное этнополитическое единство и государственность удержали на тысячелетия.

Элам представлял собой федерацию нескольких «стран»-княжеств, то объединявшуюся под властью династии одного из них, то вновь распадавшуюся.

Откуда бы ни вышла правящая династия, столицей Элама обычно являлись Сузы – крупнейший город Элама, лежавший в наиболее плодородной части страны и контролировавший пути из Элама в Месопотамию.

В фазах прочного объединения эламиты обычно покоряли обширные внутренние районы Ирана, а иногда и значительную часть Месопотамии; в фазах распада страна приходила в упадок, теряла все завоевания и прекращала активную внешнеполитическую деятельность.

Постоянными геополитическими противниками Элама были государства Месопотамии.

Причем если могущественные месопотамские империи, такие как державы Аккада и Ура, Вавилония Хаммурапи, Новоассирийская и Нововавилонская державы, быстро добивались устойчивого преобладания над Эламом и часто оккупировали Сузиану, то в периоды хозяйственного и политического упадка Месопотамии перевес в этом противоборстве переходил к эламитам.

Для Элама были характерны архаические обычаи родоплеменной древности, в частности, соправительства-троевластия, браков с сестрами и левирата – наследования братом умершему брату с одновременной женитьбой на вдове покойного.

Читайте также:  Статистика ноутбуков: рейтинги продаж переносных компьютеров

Основными ячейками общества являлись большесемейные общины с коллективным землевладением и землепользованием. Однако постепенно они распадались на мелкие частные хозяйства. Особняком стояли царские и храмовые хозяйства.

Месопотамские источники рисуют Элам страной демонов и злого колдовства, а его обитателей – жадными до месопотамских богатств грабителями-горцами.

К середине III тыс. до н. э. процессы государствообразования охватили всю территорию Ирана, и она оказалась покрытой десятками «номовых» царств и их объединений, поддерживавших тесные контакты друг с другом и в большинстве своем родственных по этносу и культуре (их народы, как правило, относились к эламо-дравидской общности).

В совокупности все эти образования представляли особую региональную ойкумену, посредничавшую в контактах между аналогичными «соседними» ойкуменами – месопотамской и индской, и добившуюся экономического процветания благодаря этому посредничеству и высокому уровню производящего хозяйства.

Эти три мира – месопотамский, иранский и индийский – и составляли непрерывный пояс цивилизованных обществ Азии в середине – 2-й половине III тыс. до н. э.

Из этнополитических образований Ирана той эпохи, помимо Элама, следует упомянуть Аратту в Центральном Иране, а также известную своими контактами с Шумером особую этнокультурную общность на севере Ирана, занимавшую Сиалк и Гиссар и оставившую памятники так назывемой астрабадской бронзы.

Предположительно это были племена каспиев, от которых еще в глубокой древности получило свое название Каспийское море.

Кроме того, в горах Загроса жили племенные объединения кутиев и луллубеев, в Юго-Восточном Иране возникло могущественное царство Варахше, контролировавшее все территории между Эламом и зоной Индской цивилизации, а на северо-востоке Ирана существовала обширная культурная область Анау – Намазги (страна Харали в месопотамских источниках). Территории, лежавшие далее на восток, входили в сферу культурных влияний дравидов Индской цивилизации, порой простиравших свою власть до Амударьи.

В XXIII в. до н. э. западная и южная части этой древнейшей иранской ойкумены (в том числе регион Загроса, Элам, Варахше и Аратта) подверглись военному натиску Аккадской державы и временами признавали верховное владычество ее царей, от Саргона до Нарамсуэна. Однако прочной власти над этими территориями аккадские цари так и не добились.

Держава III династии Ура в XXI в. до н. э. ценой многократных военных походов установила временный контроль над западноцентральным Ираном и Эламом, однако вскоре Элам восстал против ее власти и после ожесточенной войны уничтожил Урскую державу: эламиты разгромили ее столицу Ур и угнали в плен последнего царя Ура Иббисуэна (2003 г. до н. э.).

Около 1775–1765 гг. до н. э. при царе Сивепалархухпаке Элам, вмешавшись в усобицы месопотамских царей, даже осуществлял верховное владычество почти над всей Месопотамией, в том числе над знаменитым Хаммурапи Вавилонским. В это время эламитов стали призывать на помощь друг против друга уже и сирийские князья.

Объединенная эламо-месопотамская армия под командованием эламского династа Кутир-Лагамара совершила вылазку в Восточное Средиземноморье вплоть до Заиорданья (воспоминание об этом сохранились в Библии, Быт. 14). Однако этот высший взлет эламской мощи оказался эфемерным. В 1764 г. до н. э.

Хаммурапи сверг эламское господство, в длительной войне разбил эламитов и их союзников и сам оккупировал Сузиану.

В XVIII–XVII вв. до н. э. древнейшая цивилизованная ойкумена Ирана перестала существовать в результате массового переселения индоевропейцев-ариев (индоиранцев) и вызванных их натиском цепных смещений самого аборигенного населения. Эта же цепь переселений погубила на своем излете Индскую цивилизацию.

Тогда была полностью уничтожена североиранская культурная общность «астрабадской бронзы», бежали на восток носители культуры Намазги, запустели и другие старые центры. Сохранились только окраинные государства прежнего Ирана – загросские «номовые» княжества, Элам и Варахше. Вторая волна индоиранского расселения в регионе (сер. – 3-я четв. II тыс. до н. э.

) привела к тому, что и из них уцелел только один Элам. Прочих неиндоевропейцев Ирана пришельцы-арии частично истребили, но в основном ассимилировали или оттеснили в труднодоступные и малоплодородные местности, где они в качестве племенных реликтов просуществовали еще много столетий. Так, еще в середине I тыс. до н. э.

Белуджистан был заселен родственными дравидам аборигенами, известными греческим историкам как «азиатские эфиопы».

Элам в конце II тыс. до н. э. переживал новую пору расцвета, связанную с тем, что в стране на время было установлено единодержавие и единонаследие царей вместо привычного соправительства. В конце XIII в. до н. э. Элам совершал успешные набеги на Касситскую Вавилонию, а в середине XII в. до н. э.

совершенно опустошил и частично оккупировал ее, одновременно нанеся победоносный удар Ассирии (при династии Шутрукидов, ок. 1205–1075 гг. до н. э., в том числе Шутрук-Наххунте, 1185–1145 гг. до н. э., Кутир-Наххунте III, 1145–1140 гг. до н. э. и Шилхак-Иншушинаке, 1140–1120 гг.

до н. э.). В это время экспансия Элама достигла своего апогея, а сам он в наибольшей степени приблизился к обычному типу ближневосточной империи. Однако неожиданно воспрянувшие вавилоняне смогли при Навуходоносоре I разбить эламитов близ Дера (ок. 1115 г. до н. э.

) и так разгромить Элам, что это государство на 300 лет исчезло из месопотамских источников.

К середине XI в. до н. э. Эламское царство распалось. Новое общеэламское царство, династия которого возводила себя к Шутрукидам, но при этом восстановила режим троевластия, было создано только около середины VIII в. до н. э.

и никогда не могло полностью преодолеть раздробленность страны. Его внешнеполитическая история – история непрерывных войн с Ассирией, которые, несмотря на прочный антиассирийский союз Элама с Вавилонией, шли в целом неблагоприятно, а после разгрома Вавилона в 689 г.

до н. э. – катастрофически для Элама. Внутренняя история изобиловала смутами, дворцовыми переворотами и соперничеством соправителей. В итоге около середины VII в. до н. э. ираноязычные племена персов захватили один из важнейших регионов страны – Анчан, а в 644 г. до н.

э. Элам был временно аннексирован Ассирией.

Персидский данник из Элама. Рельеф (ок. 500 г. до н. э.)

В период ослабления и кризиса Ассирии около 624 г. до н. э. Эламское царство было восстановлено, однако вскоре оно признало верховную власть мидян, а в конце 590-х гг. до н. э. под ударами Навуходоносора II Вавилонского потеряло Сузиану, а в 549 г. до н. э.

Кир Великий превратил его в сатрапию Персидской державы, что и подвело черту под трехтысячелетней историей эламской государственности. Тем не менее иранизация основной массы эламитов произошла не ранее I в. н. э., а их родной язык сохранялся вплоть до X в. н. э.

Иранизированными потомками эламитов являются современные горцы Юго-Западного Ирана – бахтиары и луры.

Следующая глава

Источник: /history.wikireading.ru/101943

Достопримечательности Ирана

Иран – наследник некогда великой Империи персов, одна из колыбелей мировой цивилизации и страна, история которой насчитывает более 5000 тыс. лет.

Туристическая индустрия в Иране переживает подъем, постепенно устраняются недостатки инфраструктуры, строятся новые отели.

У страны есть огромный потенциал для развития, так как путешественники со всего мира испытывают огромный интерес к ее архитектуре, истории и отлично сохранившимся историческим памятникам.

Поездка в Иран – это погружение в уникальную атмосферу древних городов, где сотни лет назад проповедовали последователи Заратустры и правили шахи. Это прогулка по роскошным восточным базарам Исфахана и Шираза, пропитанным ароматом шафрана и кардамона. Наконец, это знакомство с наследием великих Омара Хайяма, Фирдоуси и Ибн Сины.

Помимо экскурсионного отдыха и знакомства с историей, в Иране есть неплохие лыжные курорты – Дизин, Шамшак и Аб-е Али. Склоны живописной горы Эльбурс привлекательны для альпинистов и скалолазов, а побережье Каспийского моря – для любителей природы и рыбной ловли.

Лучшие отели и гостиницы по доступным ценам.

Что посмотреть в Иране?

Самые интересные и красивые места, фотографии и краткое описание.

1. Площадь Имама

Находится в историческом центре города Исфахан, занесена в список наследия ЮНЕСКО. Площадь была заложена шахом Аббасом I Великим в XVII в. и до победы Исламской революции носила название Шахской. Монументальная архитектура окружающих площадь строений является свидетельством могущества династии Сефевидов, правившей Ираном на протяжении сотен лет.

2. Дворец Голестан

Один из старейших памятников Тегерана, ранее входил в Цитадель Тегерана.

Раньше дворец был резиденцией одного из знатных иранских родов, сейчас там располагается музей со множеством редких экспонатов и библиотека, где хранятся ценные рукописи.

Название сооружения переводится как «дворец роз». Он был возведен в XVI в. во время царствования Тахмаспа I и с тех пор много раз перестраивался.

3. Бехистунская надпись

Изображение с клинописью, характерной для времен Двуречья, высеченное на скале Бехистун. Надпись была создана по приказу царя Дария I в VI в. до н.э. Она изображает триумф властителя над мятежными князьями. Письмена нанесены на трех языках: аккадский, древнеперсидский и эламский.

4. Пасаргады

Древний город, некогда столица Персии времен Кира II. Сейчас от него остались только руины. В переводе с древнеперсидского означает «персидские сады». На территории города находится усыпальница царя, руины королевских дворцов, крепость Толл-е-тахт. Пасаргады признаны ценнейшим памятником культуры периода правления династии Ахеменидов.

5. Накше-Рустам

Местность недалеко от древней столицы Персеполиса, где расположены четыре царские гробницы. Здесь покоятся Ксеркс I, Дарий I, Артаксеркс I, Дарий II. Во время похода Александра Македонского гробницы были разграблены и разрушены, в таком виде они дошли до наших времен. Название «Накше-Рустам» относится уже к исламскому периоду истории Ирана.

6. Башня Азади в Тегеране

Сооружение было возведено в 1971 г. в честь 2500-летия Персидской империи. На строительство ушло более 6 млн. долларов и 8000 блоков белого мрамора. В 1979 г. после победы Исламской революции памятник назвали «Башня свободы». Он стал символизировать свободу иранцев от шахского правления. Живописную Азади часто называют «Эйфелевой башней Тегерана».

7. Мост Хаджу в Исфахане

Мост, построенный в XVII в. при шахе Аббасе II, через него проходил Великий шелковый путь. Сооружение представляет собой два ряда соединенных вместе арок, выполненных в типично иранском архитектурном стиле. По вечерам включается красивая подсветка, местные жители и туристы любят гулять в это время по мосту и любоваться окрестными пейзажами.

8. Иранский национальный музей

Самый крупный музей в стране, где хранятся бесценные памятники периода античной Персии. Музей разделен на два здания. В первом представлены экспозиции доисламского периода, во втором – коллекции исламской исторической эпохи. Музей был построен в 1937 г., он стал первым научным музеем Ирана.

9. Мавзолей Шах-Черах

Был возведен в XIV в. во времена царицы Таши Хатун. В мавзолее находятся могилы почитаемых местными жителями братьев Ахмеда и Мохаммеда, подвергшихся преследованию шахов за свою мусульманскую веру. Внутренняя отделка здания выполнена из зеркальной мозаики, за что иранцы прозвали Шах-Черах «зеркальной мечетью».

10. Мечеть Джамкаран

Один из центров исламской науки в Иране, святое место, связанное с именем почитаемого имама Махди (считается, что он здесь молился). Мечеть представляет собой красивое монументальное здание с «летящими» минаретами, голубым центральным куполом и высокими арками-воротами. Джамкаран ежегодно посещает множество паломников – мусульман, принадлежащих к шиитской ветви Ислама.

11. Ванкский собор

Христианский храм в г. Исфахан. Принадлежит к Армянской апостольной церкви. Властями Ирана был признан как ценный культурный памятник. Архитектурный стиль собора – это смесь мусульманской и христианской традиции. Несмотря на простоту внешней отделки, внутреннее убранство храма отличается богатством и пышностью.

12. Дворец Ардашира

Другое название сооружения – Атеш-Кадех. Руины резиденции первого царя государства Сасанидов. Является одним из немногих сохранившихся памятников архитектуры Ирана II-III вв. н.э. Дворец причислен к списку наследия ЮНЕСКО по представлению властей Ирана. В древности перед дворцом был искусственный пруд.

Читайте также:  Кафе в жилом доме: особенности построения бизнеса

13. Дворец Саадабад

Дворцовый комплекс начала XX в., который включает различные музеи, павильоны, дворцы. Изначально Саадабад использовался как резиденция шаха, сейчас туда селят высокопоставленных гостей из иностранных государств. Недалеко от оружейного музея (входящего в большой музейный комплекс) находятся отлитые в Санкт-Петербурге пушки.

14. Дворец Ниаваран

Ранее входил в комплекс Саадабад, но в 2000 г. был выделен в самостоятельную достопримечательность. Основные строения были возведены в XX в. при последнем иранском шахе Мохаммеде Реза Пехлеви. Первоначально Ниаваран планировали использовать как резиденцию для иностранных делегаций, но позже он стал резиденцией шахской семьи.

15. Крепость Арг-е Бам

Бесценный образец персидской глинобитной постройки, расположенный на Великом шелковом пути. Крепость находится в городке Бам, она представляет собой наслоение стилей различных эпох — в крепости есть мавзолеи XII в., мечеть XVIII в., дозорные башни. После землетрясения 2003 года сооружение находилось под угрозой исчезновения.

16. Гора Таш-Кух

Пылающая гора в провинции Хузестан. Это уникальное явление с точки зрения геологии – благодаря природному газу и сере, поднимающимся из недр, на поверхности горит «вечный» огонь. Это зрелище привлекает множество туристов, которые собираются по вечерам и любуются удивительным природным феноменом.

17. Озеро Урмия

Некогда этот водоем был одним из самых больших соленых озер в мире, но со временем он стал высыхать. За последние несколько десятков лет количество воды уменьшилось на 90%, а площадь сократилась до 2000 км². Солончаковые берега озера очень живописны, в южной части находится множество мелких островов, на некоторых из них растут фисташковые рощи.

18. Остров Киш

Коралловый остров, основной и самый посещаемый курорт Ирана. Здесь путешественников ждут великолепные песчаные пляжи, спокойные воды персидского залива и богатый подводный мир. На западе острова можно полюбоваться на гигантский корабль, севший на мель, а на севере на руины древнего города Харире.

19. Тебризский базар

Самый большой открытый рынок в мире и самый старый базар в регионе. Территория базара – это полноценный архитектурный комплекс с мечетями, жилыми домами, банями, галереями, караван-сараями. Здесь продают знаменитые иранские ковры, ароматные специи, украшения, антиквариат. Этот рынок известен со времен династии Сефевидов.

20. Сад Эрам

Выдающийся образец иранского садового искусства в г. Шираз. Это место из-за своей красоты привлекает потоки иностранцев, которые любят прогуливаться по его живописным аллеям и отдыхать в тени деревьев от невыносимой жары. «Эрам» означает «рай», местные жители называют его «райским садом».

Источник: /top10.travel/dostoprimechatelnosti-irana/

Мавзолей Кира и другие достопримечательности Ирана. Фото с описаниями

?

Специальный Алексей Алексеевич (spetsialny) wrote, 2016-09-25 22:59:00 Специальный Алексей Алексеевич spetsialny 2016-09-25 22:59:00 Categories:

  • путешествия
  • религия
  • Cancel

Оригинал взят у mskzharov в Загадочный Иран

Что мы знаем об Иране (до 1935 года также Персии)? Что он создает ядерное оружие и до недавнего времени — один из основных врагов западного мира.

На самом деле деле это удивительная страна, лишенная европейско-американской неискренности. В Иране находятся аж 17 объектов из Списка Всемирного наследия ЮНЕСКО, и еще 57 — кандидаты в этот список. В общем, здесь есть что посмотреть.

Древний город Исфахан, бывшая персидская столица с 1598 до 1722, считается одним из самых красивых городов в мире и городом номер один для туристов в Иране. В городе расположено большое число памятников исламской архитектуры XI—XIX веков. Особенно знамениты площадь Имама и пятничная мечеть — памятник Всемирного наследия.

Сейчас вдоль площади тянутся торговые ряды и сувенирные лавки, а на самой площади расположены фонтаны. Площадь окружают здания сафавидской эпохи, на южной стороне площади находится мечеть Шаха, на западной стороне — дворец Али-Кабу, на востоке — мечеть шейха Лотфоллаха, а северная часть открывается на Большой Исфаханский базар.

Иран — в целом гористая страна. Десятки горных цепей и хребтов отделяют речные бассейны и плато друг от друга. Самая населённая западная часть страны является одновременно и самой гористой, где расположены Кавказские горы и Эльбурс.

Это Демаве́нд — потухший стратовулкан в хребте Эльбурс, самый высокий пик в Иране и на Ближнем Востоке, находится в 60 км к северо-востоку от Тегерана. С Демавендом связано много персидских легенд. Некоторые из магов утверждают, что в этой горе был заключён Биварасб и что дым, постоянно поднимающийся с её вершины — это дыхание заключённого.

Базар Исфахана. Настоящий восточный базар. Два километра улиц, соединяющих старый город с новым, является одним из старейших и крупнейших рынков на Ближнем Востоке. Вход на базар Исфахана находится на площади Имама с противоположной стороны от мечети Шаха.

Мечеть Шаха — крупнейшая мечеть Исфахана, расположенная с южной стороны Площади Имама. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Внутренние стены мечети оформлены уникальными рисунками, мозаикой, орнаментом и вязью. Наибольший интерес туристов вызывает уникальная акустика внутри мечети: конструкция стен позволяет услышать человеческий шёпот из противоположного угла.

Дворец Алий-Гапу исторический дворец в Исфахане, расположенный с западной стороны Площади Имама. Дворец строился в 16 веке.

Мозаика мечети шейха Лютфуллы, которая была построена в период между 1602 и 1619 годами.

Мост Аллахверди Хана.

Получивший официальное название в честь видного политика, генерал-губернатора провинции Фарс и доверенного лица шаха Аббаса I, мост Аллахверди Хана известен также как переправа тридцати трёх арок, и данное прозвище как нельзя лучше характеризует эту незаурядное сооружение.

Красивейшая конструкция моста и его размеры заставляют должным образом оценить мощь государства аббасидов, сумевшего предпринять такое масштабное строительство в начале XVII столетия. Мост ведь не только крепкий, длинный и надёжный, он ещё и очень красивый.

В 17-м веке в Исфахане было около 3 000 великолепных башен, построенных для домашних голубей. Сегодня их осталось около 300, и они по-прежнему возвышаются в сельской местности вокруг города.

Персе́поль (букв. Город персов) — древнеперсидский город, возникший в VI—V вв. до н. э., столица огромной империи Ахеменидов. Захваченный Александром Македонским в 330 г. до н. э., был разрушен пожаром. В Персеполе сохранились руины многих сооружений древнего периода, наиболее знаменит дворец Ападана с церемониальным залом с 72 колоннами.

  • Тегерану не хватает красивой архитектуры Исфахана и истории Персеполиса, но здесь есть множество ресторанов, кафе, музеев и художественных галерей, а его расположение у подножия горы Эльбрус позволяет ходить в фантастические пешеходные маршруты.

Башня Милад — самое высокое здание в Иране и 6-я по высоте башня в мире. Башня расположена в городе Тегеран. Высота башни от основания до конца шпиля антенны — 435 метров. «Голова» башни представляет собой большую капсулу с 12 этажами, крыша которой располагается на высоте 315 метров.

Голестан — дворец в Тегеране, музей. «Голестан» дословно означает «дворец роз», является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

  1. Иранский горнолыжный центр Дарбандсар (Darbandsar) возвышается над облаками на высоте 3150 метров и предлагает отличные условия для катания, как местным горнолыжникам, так и иностранным туристам.

Загро́с — крупнейшая горная система современного Ирана. Горная цепь пролегает параллельно течению Тигра и побережью Персидского залива, от которого они удалены на 50-100 км. Самая высокая вершина высотой до 4548 м (г. Зардкух). расположена вблизи города Исфахан.

Язд — один из наиболее древних городов Ирана. Построенный преимущественно из глиняных домов город находится в оазисе и существует с III тысячелетия до н. э. Он находится примерно в 250 км к востоку от Исфахана. В городе сохранилось много архитектурных памятников и культурных реликтов древних времён.

Комплекс Амир-Чакмак — визитная карточка города, памятник времен династии Сефевидов. Он представляет собой фасад мечети, украшенный множеством арок.

Собор Святого Христа Всеспасителя также известный как Ванкский собор — главный храм армянской церкви в Иране. Расположен в городе Исфахане. Стены храма богато украшены полихромной росписью (фресками), золоченой резьбой и художественными изразцами. Центральный купол расписан золотом и синей краской, на нём изображен библейский сюжет о Сотворении мира и изгнания человека из Рая.

Надоели храмы? Можно прокатиться на роскошном поезде «Дунайский экспресс». 7000 километров пути из Будапешта в Иран, через Балканы, Босфор и восточную Турции.

Поездка «Сокровища Персии» рассчитана на 15 дней: в ходе неё после Стамбула и Каппадокии экспресс направляется в Тегеран через Исфахан и Шираз (дунайский экспресс «Голден Игл» — первый пассажирский поезд в истории, которому было позволено въезжать на территорию Ирана).

Тебризский базар — старинный крытый базар в Тебризе, объявленный в 2010 году одним из памятников Всемирного наследия. Крупнейший крытый рынок в мире.

Тебриз испокон веков стоял на Великом Шёлковом пути, откуда эта торговая магистраль расходилась в три стороны — Север, Запад и Юг. Выгодное торговое положение делало город важным региональным центром и местом пересечения многих культур.

Такое стратегическое положение Тебриза стало причиной формирования в городе ныне знаменитого на весь мир Тебризского базара.

В результате постоянного развития он стал огромным комплексом, раскинувшимся на территории более 1 миллиона квадратных метров и имеющим в длину почти 4 километра.

Мечеть Насир-ол Молк в Иране, построенная ширазским аристократом Насир-ол-Молком, стала впоследствии иметь второе название — «Мечеть роз «или розовая мечеть. Снаружи мечеть Насир ол-Молк ничем не отличается от других мечетей Ирана.

Главная особенность заключается в интерьере: стены украшены кусочками цветного стекла и разнообразными мозаиками.

А когда через окна-витражи в мечеть пробиваются лучи солнца, пространство наполняется разнообразием цветов и оттенков, создавая ее неповторимый образ.

Qavam House. Удивительное место и красивый музей. Сад 19 века в Ширазе. Это традиционный дом персидской знати, но можно смело назвать это зеркальным дворцом.

Город Кум, священный город шиитов. Находится на реке в 150 км к югу от Тегерана.

Мейманд — старинное село в провинции Керман. 600 человек до сих пор живут здесь в 350 вырытых вручную каменных домах.

Деревня Кандован, расположенная между Тебризом и городом Оску в Иране. Она известна своими жилищами, вырубленными в скалах. Возраст некоторых из этих скальных жилищ насчитывает до 700 лет, при этом они до сих пор населены.

Мавзолей Кира. Находится в древнем персидском городе Пасаргады, первой столице империи Ахеменидов. Персидский царь Кир Великий начал в 546 до н. э. строительство своей столицы, однако он умер, когда строительство ещё не завершилось. Город стал столицей. Позднее Дарий I построил Персеполь и перенёс столицу туда.

Дизин — самый крупный горнолыжный курорт Ирана и один из самых высокогорных горнолыжных курортов в мире. Основан в 1969 году. Подъёмники начинаются с 2650 метров, а максимальная высота, на которую можно подняться на второй очереди — 3600 метров.

Бам, но не Байкало-Амурская магистраль. Это город на юго-востоке Ирана в провинции Керман. 26 декабря 2003 года Бам пережил разрушительное землетрясение (6,6 баллов), унёсшее жизни более 26 тысяч горожан и разрушившее бо́льшую часть глиняных строений исторического города. Правительство Ирана осуществило программу восстановления города.

Лагуна Энзел в Каспийском море. Тёплая и влажная погода позволяет выращивать в этом регионе такие сельскохозяйственные культуры, как чай и рис, которые требуют большого количества воды. Особенно благоприятствует этому слив вод с гор Эльбурса. А еще это идеальное место для наблюдения за птицам.

Портовый город Бендер-Аббас на юге Ирана на берегу Персидского залива. Является столицей провинции Хормозган.

Абиянех является одним из старейших сел в Иране. Расположено на высоте 2 500 метров над уровнем моря в провинции Исфахан. Стены домов здесь сделаны из глиняных кирпичей, которые содержат много окислов железа, придавая им красноватый цвет.

Источник: /spetsialny.livejournal.com/1358044.html

Ссылка на основную публикацию