Статистика здравоохранения: качество предоставляемых услуг в рф

Увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет к 2024 г. – цель поставлена в Перечне поручений по реализации послания Президента РФ Федеральному собранию. «Это сверхзадача для отрасли здравоохранения, — подчеркнула председатель Оргкомитета конференции «Оргздрав-2018», руководитель ВШОУЗ Гузель Улумбекова.

— Она потребует огромной концентрации усилий глав регионов и организаторов здравоохранения всех уровней.

Мы специально скорректировали программу конференции, чтобы обсудить особенности миссии здравоохранения на предстоящие 6 лет, какие программы надо реализовать и как надо изменить стратегическое и оперативное управление медицинскими организациями».

Лучшие регионы были отмечены на пленарном заседании конференции «Оргздрав-2018. Эффективное управление медицинской организацией».

О методике 

Эффективность означает возможность добиться того же результата за меньшие деньги или лучших результатов за те же деньги. Рейтинг основан на международной практике проведения подобных расчетов и рассчитывается на основании 4-х показателей, каждый из которых имеет удельный вес при подсчете баллов.

Методика расчета рейтинга эффективности здравоохранения регионов РФ

Для расчетов использовались актуальные данные Росстата и Казначейства РФ за 2016 г. Стоит отметить, что устоявшееся мнение о том, что от деятельности системы здравоохранения здоровье населения зависит мало, – это миф. Обосновано, что в странах, где расходы на здравоохранение на душу населения меньше 2000 долл.

, оцененных по паритету покупательной способности, есть прямая связь между государственным финансированием здравоохранения и здоровьем населения. Для справки: в 2016 г. в России госрасходы на здравоохранение составили около 850 долл. ППС на душу. Более того, расчеты ВШОУЗ на примере РФ за 2011-2016 гг.

показали, что главными факторами, определяющими состояние здоровья граждан (ОПЖ), являются: социально-экономические (уровень ВРП на душу населения), образ жизни населения (потребления алкоголя и распространенность табакокурения) и деятельность здравоохранения (подушевые государственные расходы на эту сферу).

Количественно их влияние распределяется следующим образом: от финансирования государственной системы здравоохранения ОПЖ зависит на 30%, от уровня ВРП – на 37%, от образа жизни – на 33%.

Веса названных показателей в рейтинге были определены путем оценки степени их влияния на ОПЖ и различий между максимальными и минимальными значениями этих показателей по всем регионам. Наибольший вес в рейтинге имеют значения ОПЖ (50%) и государственное финансирование здравоохранения (30%). Остальные факторы — ВВП на душу населения и потребление алкоголя имеют вес по 10% каждый.

Таким образом, в рейтинге по значению ОПЖ судят, каково здоровье населения и как влияет на него работа системы здравоохранения. Тот регион, который из всех 85 субъектов РФ имеет самое большое значение ОПЖ, получает 50 баллов, самое низкое – 0 баллов. Самое высокое ОПЖ в Республике Ингушетия – 80,8 года, соответственно по этому показателю регион набирает 50 баллов.

Далее, анализируют три показателя, которые влияют на здоровье населения: подушевые государственные расходы на здравоохранение, уровень валового регионального продукта (ВРП) и потребление крепких алкогольных напитков в расчете на душу населения.

По каждому из них считают баллы, которые затем суммируются для получения итогового балла с учетом веса этого фактора. Подушевые государственные расходы на здравоохранение включают все источники финансирования (бюджеты всех уровней и средства ОМС).

Эти расходы определяют объемы бесплатной медицинской помощи и рассчитываются без учета коэффициента дифференциации, чтобы регионы были сопоставимы между собой. Чем ниже эти расходы, тем выше балл в рейтинге.

ВРП на душу населения отражает уровень экономического развития субъекта РФ, от его значения косвенно зависят региональные расходы на здравоохранение и возможность населения платить за медицинские услуги из своего кармана. Чем ниже этот показатель, тем выше балл в рейтинге.

Таким образом, субъекты РФ, имеющие самые высокие значения расходов на здравоохранение и ВРП, получают самый низкий балл. И, наоборот, те, кто небогат и меньше всех потратил на медицинскую помощь, получают самый высокий балл.

Например, самые высокие значения ВРП на душу населения в Ненецком, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах, Сахалинской области, Чукотском автономном округе, в городе Москва. Эти регионы получают самые низкие баллы по этому показателю.

В этих же субъектах сложились одни из самых высоких государственных расходов на здравоохранение (выше, чем в среднем по РФ, где они составляют 15,9 тыс. руб. на душу населения).

Обращаем внимание, что среднее значение по РФ рассчитано по значениям финансирования здравоохранения без коэффициента дифференциации. Соответственно и по этому показателю названные регионы получают невысокие баллы.

Показатель потребления алкоголя на душу населения имеет небольшой вес – 10% и введен, чтобы нивелировать влияние на ОПЖ этого отрицательного фактора, т.е. оценить влияние только системы здравоохранения на здоровье населения.

Например, известно, что чем меньше уровень потребления алкоголя, тем дольше живут граждане, однако от деятельности системы здравоохранения этот показатель зависит мало.

Соответственно те регионы, где здоровье населения не отягощено высоким потреблением спиртных напитков, получают самый низкий балл.

Затем все баллы суммируются и получается итоговое место в рейтинге. На первых местах по эффективности здравоохранения оказываются те субъекты РФ, которые относительно других регионов смогли добиться самых высоких показателей ОПЖ при относительно низком уровне государственного финансирования здравоохранения и ВРП.

Кто вышел в лучшие

В первую десятку рейтинга входит большинство регионов Северо-Кавказского федерального округа: республики Дагестан, Ингушетия, Чеченская, Кабардино-Балкарская, а также Ставропольский край. Два региона из Приволжского федерального округа – Кировская область, Чувашская Республика.

Из Южного федерального округа в десятку вошли Республика Адыгея, Волгоградская и Ростовская области. Из Центрального федерального округа никто не попал в первую десятку.

На первом месте – Республика Дагестан, в ней граждане живут до 77,2 года, почти как в «новых-8» странах ЕС – Чехии, Эстонии, Венгрии, Польше, Словакии, Словении, Латвии и Литве (77,4 года в 2015 г.).

Правда, в СКФО и ЮФО благоприятный климат и граждане ведут более здоровый образ жизни. А то, что там меньше потребляют горячительные напитки, они получили вычет из суммарного балла в рейтинге.

10 лучших и 10 худших регионов РФ по эффективности здравоохранения в 2016 г

Интересно другое, как в десятку лучших попали субъекты РФ, расположенные в центральной части России – Кировская область и Чувашская Республика. Как удалось, например, Республике Мордовия, она на 13-м месте, достигнуть ОПЖ в 72,3 года, что выше, чем в среднем по РФ (71,9 года), когда на здравоохранение в этой области тратится на 4% меньше, чем в среднем по стране. Или, например, Белгородская область (она на 21-м месте в рейтинге) — в этом субъекте ОПЖ на 1 год выше, чем в среднем по стране (72,9 года), хотя на здравоохранение тратится на 5% меньше.

Существенные резервы повышения эффективности здравоохранения есть в таких обеспеченных регионах, как: Москва (26-е место), Республика Татарстан (29), Санкт-Петербург (37), Московская область (30), Самарская область (44), Красноярский край (73), Пермский край (72), Иркутская область (83), Сахалинская область (84).

В этот список попали те регионы, которые по уровню финансирования здравоохранения и экономическому положению точно могли бы добиться лучших результатов в значении ОПЖ при существующем уровне финансирования.

Например, Москва при уровне ВРП на душу населения, выше, чем в ЕС в среднем, должна иметь ОПЖ не 77 лет, а как в странах ЕС – 80-81 год.

Замыкают список 10 самых низких по эффективности здравоохранения регионов – Свердловская область, Тверская область, Республика Коми, Еврейская автономная область, Республика Хакасия, Камчатский край, Магаданская область, Иркутская область, Сахалинская область, Чукотский автономный округ. Этим регионам необходимо самое пристальное внимание уделить вопросам охраны здоровья граждан, в том числе доступности и качеству медицинской помощи. 

Регионы-победители в соответствующих климатогеографических зонах

  • ВШОУЗ разделил все субъекты РФ на четыре группы в зависимости от климатогеографических условий:
  • 1) Центральная зона (регионы Центрального, Приволжского и Северо-Западного федеральных округов).
  • 2) Южная зона (регионы Южного и Северо-Кавказского ФО).
  • 3) Уральская и Зауральская зона (регионы Уральского, Сибирского и Дальневосточного ФО).
  • 4) Арктическая зона.

Рейтинг эффективности здравоохранения субъектов Центральной зоны

В скобках указано место региона в общем рейтинге.

Видно, что на первом месте Кировская область, республики Чувашия и Мордовия. В Кировской области ОПЖ практически на уровне среднего значения по РФ (71,7 года), хотя на здравоохранение они тратят на 9% меньше, чем в среднем по стране. А вот в Новгородской области эти расходы находятся на уровне среднего значения по РФ, однако ОПЖ в регионе на 2,7 года ниже.

Рейтинг эффективности здравоохранения субъектов Южной зоны

На первых местах Республики Ингушетия и Дагестан, Волгоградская область. В Республике Ингушетия самое высокое значение ОПЖ среди всех субъектов РФ – 80,8 года, при этом на здравоохранение в регионе тратится на 9% меньше, чем в среднем по РФ. В Волгоградской области ОПЖ 72,5 года, что на 0,6 лет выше, чем по РФ в среднем, при этом на здравоохранение в этой области тратят на 32% меньше, чем по РФ в среднем. Правда, следует отметить, что низкие расходы на здравоохранение могут в последующие годы обернуться снижением позиции в рейтинге, так как неизбежно связаны со снижением доступности и качества медицинской помощи.

Республике Крым и Краснодарскому краю придется серьезно подтянуться. В Крыму сегодня ОПЖ на 2,1 года ниже, чем в Краснодарском крае.

Но сам Краснодарский край отстает по ОПЖ на 0,6 года от Ставропольского края. При этом в Ставрополье тратят на здравоохранение на 10% меньше, чем у них.

Краснодарский край, чтобы серьезно подняться в рейтинге должен иметь ОПЖ как минимум на 1 год выше, чем сегодня.

Рейтинг эффективности субъектов Уральской и Зауральской зоны

Первыми в списке оказались Томская, Тюменская и Новосибирская области. В Томской области ОПЖ практически на уровне среднего значения по РФ (71,7 года), хотя на здравоохранение они тратят на 9% меньше, чем в среднем по стране. В богатейшей Сахалинской области на здравоохранение тратится на 76% больше, чем в среднем по РФ, однако это не позволяет добиться значимых результатов – ОПЖ в регионе на 3,2 года ниже, чем в среднем по РФ.

Рейтинг эффективности субъектов Арктической зоны

Ханты-Мансийское здравоохранение оказалось на первом месте несмотря на то, что госрасходы на здравоохранение у них на 48% больше, чем в среднем по стране.

Это место им обеспечило высокое ОПЖ – на 1,6 года выше, чем в среднем по РФ, и самое высокое в Арктической зоне.

Самое низкое значение ОПЖ (64,4 года) – в Чукотском АО и Магаданской области, хотя в этих регионах на здравоохранение тратится на 50% больше, чем в среднем по РФ.

Делайте выводы

Рассматриваемый рейтинг – это, конечно, макро-срез в анализе деятельности здравоохранения регионов в сравнении друг с другом. В чем могут быть причины низкой эффективности здравоохранения в регионах?

Первая причина – это неверно выстроенные приоритеты в расходах. Например, дефицитные средства здравоохранения можно потратить на стройки и оказание дорогостоящих видов медицинской помощи, например ЭКО, или же направить на бесплатные лекарства для большинства населения. Ведь с 2012 по 2016 г.

по стране государственные расходы на здравоохранение не только не выросли, но и сократились в реальных ценах. А в такой ситуации, если по какой-то статье расходов прибыло, то значит, где-то убыло.

Значит, нужно следить, чтобы расходы шли только по приоритетным статьям, которые будут способствовать улучшению здоровья большинства населения.

Читайте также:  Аварии башенных кранов: основные причины падений

Для РФ важнейшими приоритетами должны стать улучшение здоровья детей и подростков, среди которых первичная заболеваемость по сравнению с советским временем возросла в разы (в 1,6 — у детей и 2,4 раза — у подростков). Также приоритетны расходы на снижение смертности российских мужчин, которые в 2016 г. жили почти на 11 лет меньше, чем российские женщины.

Вторая причина низкой эффективности здравоохранения в регионах – это дефицит врачей, особенно в амбулаторно-поликлиническом звене. Не попадешь к врачу вовремя, значит, есть риски ухудшения здоровья.

Третья причина – неудовлетворительное качество медицинской помощи. А его только контрольными проверками не улучшить. Для этого нужны системные меры по подготовке и повышению квалификации врачей, внедрение стандартов безопасности пациентов в лечебных учреждениях.

И, наконец, чтобы система здравоохранения была эффективной, нужны грамотные управленцы, владеющие современными методами управления лечебными учреждениями.

Чтобы эффективно управлять, недостаточно быть хорошим врачом, необходимо владеть знаниями в сфере управления, экономики и финансов.

Эксперты ВШОУЗ также обратили внимание на то, что в регионах-передовиках рейтинга исполнительные власти уделяют большое внимание здоровому образу жизни граждан – контролю за потреблением алкоголя, снижению распространенности табакокурения, активным занятиям спортом. Даже наша поправка на уменьшение баллов в рейтинге из-за невысокого потребления алкоголя не смогла снизить позицию этих регионов в рейтинге.

От редакции:

В таком комплексном процессе как качество управления здравоохранением важную роль могут играть и другие не менее весомые факторы.

И какие именно показатели закладывать в основу подобной системы оценок – вопрос, требующий обстоятельной дискуссии.

Если у заинтересованных сторон есть предложения по другим моделям составления рейтинга, редакция портала Medvestnik.ru с готовностью предоставит площадку для выражения профессиональных мнений.

Источник: /medvestnik.ru/content/articles/Reiting-effektivnosti-zdravoohraneniya-regionov-RF.html

Медицинские услуги: качество оценки, качество оказания, особенности

От уровня качества оказания медицинских услуг в медицинском бизнесе зависит успех каждой частной клиники в целом. Но необходимые для работы навыки сотрудников не сводятся только к медицине. Современный медик должен уметь взаимодействовать с клиентом при лечении.

Что такое медицинская услуга? По сути, это действие или комплекс действий, задача которых — профилактика заболеваний, их диагностика и лечение, которые проходят согласно определенному законом порядку, и у которых есть вполне конкретная стоимость. Классификация медицинских услуг разделяет их на несколько видов:

  • простые
  • сложные
  • комплексные.

Стандарты для качества оказания медицинской услуги строго контролируются государством, по сути, государство берет на себя ответственность за оценку их качества (приказ Минздрава No240 от 14.05.2018).

Принят список критериев качества оказания медицинской услуги, основываясь на которые, хотя бы раз в течение года оценивается общественное мнение о качестве оказания медицинских услуг и работе медицинской организации:

  • До какой степени доступна предоставляемая информация о частной клинике или медицинской компании?
  • Всем ли доступно получение медицинских услуг?
  • Довольны ли пациенты условиями записи на получение услуг?
  • Высокий ли уровень у медицинского обслуживания и каково качество оказания медицинских услуг из ассортимента медорганизации?

Оценка качества оказания медицинских услуг обычно зависит от разных факторов. При оценке учитывается расположение самой клиники, наличие около нее парковки или остановки общественного транспорта. Рассматривается качество ремонта, наличие работающего, доступного и понятного сайта клиники, близость аптечных пунктов, наличие в клинике кофе-машин или аппаратов, и прочего.

Составляющие качества медицинской услуги – хорошо организованная медпомощь и клиентоориентированное сервисное обслуживание.

ВАЖНО! Уровень качества оказания медицинской услуги — это аналог соотношения реального объема предоставленной медпомощи клиенту с чаяниями и ожиданиями самого клиента. При оценке рассматривается и достигнутый результат прошедшего лечения, и общение пациента с врачом, и интерьер, и условия обстановки непосредственно в клинике.

Особенности медицинских услуг

Периодически случаются и такие ситуации, при которых ожидания пациента не всегда совпадают с уровнем качества оказания медицинских услуг.

Однако рассматривая такую ситуацию, помните и о том, что влияние предоставляемой медицинской услуги с учетом ее специфики всегда индивидуально – каждый пациент всегда воспринимает ее по-своему.

Особенность медицинской услуги кроется в самой ее сущности: это не розничный товар, и врач не может показать процедуру пациенту, а затем ее собственно сделать. В зависимости от уровня болевого порога даже обычный укол пациент может воспринять по-разному.

Безусловно, любой медсотрудник без труда опишет влияние какого-либо медпрепарата на человека либо сможет описать процессы, происходящие при его действии.

Особенность медицинских услуг состоит в том, что спрогнозировать, как именно этот препарат подействует именно на конкретного пациента, предугадать на самом деле сложно.

Таким образом, характер предоставляемых медицинских услуг неоднороден и спрогнозировать его результаты в детальной точности с точки зрения клиента вряд ли возможно.

Пациент, получающий медицинскую помощь, обычно имеет некоторые общие представления о том, что входит в состав медицинской услуги, по поводу которой он обратился, и исходя из своих ощущений и соответствия своим ожиданиям и дает оценку качества оказания медицинских услуг, их результату или же степени полезности.

Однако врач, в свою очередь, не всегда осознает, что становится лицом, отвечающим за качество оказания медицинской услуги, что за деньги пациента он обязан полностью удовлетворить его ожидания.

К сожалению, оценка качества медицинской услуги, сформировавшаяся у пациента, и оценка качества той же услуги с точки зрения врачом далеко не всегда совпадают. Медработники в первую очередь ориентируются на профессионализм, достигнутый результат, уровень компетенции, безопасность и эффективность лечения.

Но пациенты — на квалифицированность (с их точки зрения) оказания медпомощи и процессы, происходящие во время течения лечения.

В реальности одной из особенностей медицинских услуг оказывается, что пациенту почти невозможно определить уровень профессионализма специалиста, на консультацию к которому он обратился, но итоговая его оценка будет на деле формироваться от дальнейших изменений в состоянии здоровья пациента и от условий, получаемых им медуслуг.

Взаимодействие между врачами и пациентами непосредственно влияет на оценку качества оказания медицинской услуги. Например, если врач клиники поставил диагноз пришедшему к нему пациенту и, ничего ему после этого не поясняя, начал процесс лечения.

Как показывает статистика, в этом случае высокая степень неудовлетворения качеством оказания медицинской услуги у пациента отмечается в половине случаев. Да, возможно, доктор не сделал никакой ошибки в выбранном им методе лечения, но в таком разрезе у пациента откровенно отсутствует ощущение его влияния на выбор оптимального способа лечения.

И отсутствие влияния пациента на происходящее, то, что пациенту фактически не предоставляют выбора, порой напрямую сказывается на оценке труда врача. Это тоже относится к особенностям медицинских услуг.

Зачастую отрицательные отзывы о лечащем враче и негативные оценки качества оказания медицинских услуг возникают по той причине, что врачи используют специализированную, понятную только им терминологию. В итоге неясные слова пациентами иногда воспринимаются как попытка обмана со стороны медиков.

РЕКОМЕНДАЦИЯ! Пациентам клиники важно, чтобы при лечении врач разъяснял конкретную необходимость проведения назначенной процедуры. Также важно, чтобы решение клиента играло главную роль. То есть, кроме профессионализма доктора, важно его умение строить процесс общения со своими пациентами.

Современный пациент рассматривает качество оказания медицинских услуг так же, как и качество услуги, получаемые им в прочих сферах. Он обращает внимание на:

  • договор
  • наличие гарантии качества
  • соблюдение его прав
  • собственную комфортность
  • качество обслуживания пациентов
  • четкость в описании услуг
  • акции клиники
  • скидки
  • дополнительные медицинские услуги.

Человеку важно осознавать, что медицинский персонал в нем действительно заинтересован. Обычно пациенты характеризуются высокой личной осведомленностью.

Они могут благодаря интернет-ресурсам даже поставить себе самостоятельный диагноз, подобрать последующий потенциальный курс лечения, определиться с характеристиками требующегося им лечащего специалиста.

Исходя из этого, интернет-репутация, да и просто репутация каждого врача частной клиники находится в зависимости от степени удовлетворенности пациента и его знакомых или родственников.

ГОВОРИТ ЭКСПЕРТ

Александр Пихоцкий, к.м.н, руководитель направления контроля качества сети клиник «Альфа-Центр Здоровья»:

Качество оказания медицинских услуг оценивается надзорными и контролирующими органами в сфере здравоохранения.

Медицинская организация осуществляет внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с приказами Минздрава России, Росздравнадзора и Роспотребнадзора.

При оценке качества необходимо руководствоваться Приказом Минздрава России РФ от 10 мая 2017 г. № 203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи».

Контролерами качества медицинской помощи являются:

Внешние    Внутренние
Росздравнадзор Заведующий отделением, заместитель главного врача по КЭР, Главный врач
Роспотребнадзор Врач-эксперт клиники, менеджер по качеству
Минздрав региона Руководитель направления контроля качества
Страховая компания Медицинский директор
Прокуратура, СК, МВД Врач-специалист по профилю — «второе мнение»
Судебные органы Юридическая служба
  • Клинико-экспертная работа, врачебные комиссии, клинические разборы и конференции являются основой для управления качеством медицинской помощи – помогают врачам в своей профессиональной деятельности следовать стандартам и порядкам оказания медицинской помощи, клиническим рекомендациям, оказывать медицинские услуги надлежащего уровня.
  • Ответственность за нарушения бывает административная, в ряде случаев уголовная, и, безусловно, возникают репутационные издержки для клиники и врача персонально.
  • Стремительная диджитализация современного общества, активный рост информирования населения о своих правах, а также судебная практика в сфере здравоохранения напрямую усиливают роль превентивных мероприятий менеджмента медицинской организации, направленных не только на пост-контроль, а прежде всего на управление процессом оказания медицинских услуг

Дополнительным инструментом контроля и оценки качества оказания медицинских услуг в «Альфа-Центр Здоровья» является автоматизированная проверка медицинской документации в 1С с присвоением баллов по результатам работы каждого врача и отделения в целом, позволяющая формировать рейтинг врача-специалиста, а также на основе объективных критериев выявлять и предупреждать «слабые» места в деятельности врачей и среднего медицинского персонала. Также в федеральной сети наших клиник работает институт ведущих специалистов по наиболее значимым профилям медицинской деятельности (акушерство и гинекология, стоматология, хирургия, онкология, оториноларингология, ультразвуковая диагностика).

Регулярное обучение врачей из разных городов присутствия сети «Альфа-Центр Здоровья» — вебинары, онлайн-курсы, размещаемые на внутреннем корпоративном портале информационные ресурсы (тесты, сложные клинические задачи), предоставление доступа к национальным и международным клиническим рекомендациям, онлайн-лекциям, выступлениям ведущих профессоров, привлечение ведущих спикеров для проведения мастер-классов – все это повышает общий уровень подготовки врачей, то есть напрямую влияет на качество оказания медицинских услуг.

Качество медицинской помощи формирует профессиональную среду и, в то же время, сама среда влияет на развитие и совершенствование медицинского производства, и качество оказываемых медицинских услуг.

Источник: /dirklinik.ru/article/149-kachestvo-okazaniya-meditsinskih-uslug

Показатели оценки качества услуг медицинских организаций

Источник: Журнал «Руководитель автономного учреждения»

Летом 2014 года в Закон об основах охраны здоровья[1] была внесена новая ст. 79.1 «Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями» (вступила в силу 21 октября 2014 года[2]).

В отношении автономных учреждений здравоохранения подобную оценку должны организовывать их учредители, делая это не реже одного раза в три года, а при ее проведении необходимо использовать показатели, характеризующие общие критерии оценки и установленные Минздравом.

Проанализируем, что представляют собой такие показатели.

К общим критериям Закон об основах охраны здоровья относит:

  • открытость и доступность информации о медицинской организации;
  • комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения;
  • время ожидания предоставления медицинской услуги;
  • доброжелательность, вежливость, компетентность работников медицинской организации;
  • удовлетворенность оказанными услугами.

Конкретные же показатели установлены Приказом Минздрава РФ от 28.11.2017 № 787н «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества оказания услуг медицинскими организациями».

Все индикаторы разделены на две крупные группы – характеризуют услуги, оказываемые в амбулаторных и стационарных условиях.

Причем, хоть это и не сказано напрямую в рассматриваемом приказе, информация по одной части показателей может быть получена оператором по проведению оценки[3] путем сбора административных данных и методом наблюдения (например, посещения интернет-сайта автономного учреждения), а по другой части, которая касается мнения получателей услуг, оператор должен будет проводить опросы потребителей.

Читайте также:  Статистика пиратства: виды, размеры ущербы и методы борьбы

Показатели качества оказания амбулаторных услуг

Качество амбулаторных услуг следует оценивать по пяти блокам показателей. Рассмотрим их более подробно.

Открытость и доступность информации о медицинской организации

1.1. Показатель рейтинга на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях (bus.gov.ru).

Согласно федеральному законодательству о некоммерческих организациях автономные учреждения (как любые другие государственные или муниципальные учреждения) обязаны предоставлять Федеральному казначейству определенный перечень информации (сведения об учредительных документах, плане финансово-хозяйственной деятельности, государственном или муниципальном задании и т. д.)[4]. В свою очередь, порядок формирования указанного рейтинга размещен на сайте bus.gov.ru в разделе «Независимая система оценки качества»[5]. По данному показателю можно получить от 0 до 1 балла. Итоговый рейтинг формируется на основе пяти параметров, которые касаются сведений, содержащихся в Показателях структурированной информации об учреждении[6], и имеют свои весовые коэффициенты. А именно, показатель публикации на сайте bus.gov.ru:

  1. общей информации – имеет весовой коэффициент 0,1. К ней относятся сведения, установленные в разд. 1 Показателей структурированной информации об учреждении;
  2. информации о государственном или муниципальном задании – весовой коэффициент 0,1. Это сведения, определенные п. 26, 27 и 31 Показателей структурированной информации об учреждении;
  3. данных по объему услуг, установленных в государственном или муниципальном задании, – весовой коэффициент 0,2. Они перечислены в п. 29 Показателей структурированной информации об учреждении;
  4. данных по качеству услуг, установленных в государственном или муниципальном задании, – весовой коэффициент 0,2. Они определены в п. 28 Показателей структурированной информации об учреждении;
  5. информации о планах финансово-хозяйственной деятельности – весовой коэффициент самый высокий, 0,4. Данная информация перечислена в разд. 3 и 4 Показателей структурированной информации об учреждении.

Если сведения, относящиеся к тому или иному показателю, опубликованы на сайте, учреждение получает 1 балл, если нет – 0. Промежуточные баллы умножаются на соответствующие весовые коэффициенты и складываются для получения итогового балла. Например, если автономное учреждение опубликовало все блоки информации, кроме последнего (по плану финансово-хозяйственной деятельности), учреждению присваивается общий балл 0,6.

  • Отметим, что оценка по показателю открытости и доступности информации может быть затруднена и иметь субъективный характер в случаях, когда те или иные сведения об учреждении размещены, но являются неполными (возникает вопрос, ставить здесь 1 балл или 0).
  1. 1.2. Полнота, актуальность и понятность информации о медицинской организации, размещаемой на ее официальном сайте. Сведения, которые могут быть размещены на сайте, охватывают четыре позиции:
  2. общая информация (например, адрес учреждения, его телефон, ФИО руководителя);
  3. информация о медицинской деятельности (например, перечень медицинских услуг, которые оказывает учреждение, время их предоставления);
  4. информация о медицинских работниках (в частности, сведения о том, какие категории имеют врачи учреждения);
  5. иная информация (государственное или муниципальное задание учреждения, план его финансово-хозяйственной деятельности и т. д.).

Каждая позиция оценивается на предмет наличия информации: если соответствующие сведения опубликованы, ставится промежуточный балл 1, если дается оценка «иные случаи» – промежуточный балл равняется нулю. Заметим, что оценка здесь, конечно же, может выставляться весьма субъективно, особенно в части полноты и понятности информации.

Затем баллы по каждой позиции умножаются на свой весовой коэффициент: к показателю «Общая информация» применяется коэффициент 0,2, к позиции «Информация о медицинской деятельности» – 0,5, показатель «Информация о медицинских работниках» умножается на 0,2, а позиция «Иные сведения» – на 0,1. Как видно, наибольшее значение при оценке полноты, актуальности и понятности информации об организации имеет вторая позиция.

Полученные по каждой позиции баллы складываются, формируя общий балл. Он находится в диапазоне от 0 (если по каждой позиции при оценке получен ноль) до 1 (если по всем позициям поставлена единица). Например, если на сайте учреждения размещены только общие сведения и информация о медицинской деятельности, общий балл составит 0,7.

1.3. Наличие и доступность на официальном сайте медицинской организации способов обратной связи с потребителями услуг. Общее количество баллов по данному показателю – от 0 до 2.

Если на сайте учреждения имеется форма для подачи электронного обращения в учреждение, присваивается 1 балл, если через сайт потребитель может заполнить и отправить в учреждение анкету для оценки качества оказания услуг в медицинской организации – еще 1 балл.

При отсутствии на сайте указанных возможностей учреждение получает 0 баллов.

1.4. Доля потребителей услуг, удовлетворенных качеством и полнотой информации о работе медицинского учреждения и порядке предоставления медицинских услуг, которая доступна в его помещениях. Этот показатель измеряется в процентах.

При доле потребителей менее 70% выставляется 0 баллов, от 70% включительно, но менее 75% – 1 балл, от 75% включительно, но менее 80% – 2 балла, от 80% включительно, но менее 85% – 3 балла, от 85% включительно, но менее 90% – 4 балла.

Высшую оценку по данному показателю (5 баллов) учреждение получит, если доля потребителей, удовлетворенных информированием о работе организации, равна или превышает 90%.

1.5. Доля потребителей услуг, удовлетворенных качеством и полнотой информации о работе медицинского учреждения и порядке предоставления медицинских услуг, которая доступна на его официальном сайте. Данный показатель оценивается аналогично предыдущему.

Отметим, что практическая адекватность этого показателя может быть сомнительна, если определять указанную долю от всех потребителей услуг, ведь значительная их часть (особенно лица пожилого возраста) могут никогда не посещать сайт учреждения в силу отсутствия возможностей или интереса.

Поэтому более правильно определять эту долю от числа тех потребителей услуг, которые посещали сайт.

Комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения

2.1. Доля потребителей услуг, которые записались на прием к врачу (получили талон с указанием времени приема и ФИО врача) при первом обращении в медицинскую организацию. Здесь оценка ведется аналогичным образом, как в отношении показателя 1.4 (см. выше).

2.2. Средний срок ожидания приема врача с момента записи на прием (относительно сроков ожидания, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи). Общее количество баллов по данному индикатору – от 0 до 5.

Если средний срок ожидания равен сроку, установленному территориальной программой, учреждению присваивается 1 балл, если меньше на один день – 2 балла, меньше на два дня – 3 балла, меньше на три дня – 4 балла.

Если же средний срок ожидания составляет менее половины от установленного срока, учреждение получает наивысшую оценку – 5 баллов.

В рассматриваемом приказе не говорится, в каком именно случае учреждению присуждается самая низкая оценка (0 баллов), однако можно предположить, что это происходит, когда средний срок ожидания больше срока, установленного в территориальной программе.

2.3. Доступность записи на прием к врачу. По этому показателю может быть выставлено от 0 до 4 баллов.

Если учреждение обеспечивает для потребителей возможность записи к врачу по телефону, через Интернет, в регистратуре учреждения лично и лечащим врачом на приеме при посещении, за каждый из четырех перечисленных способов, используемых в учреждении, присваивается 1 балл, а за неприменение того или иного способа – 0 баллов. Например, если в АУ существует возможность записи на прием только в регистратуре лично и по телефону, оно получает по данному показателю 2 балла.

2.4. Доля потребителей услуг, удовлетворенных условиями пребывания в медицинской организации. Здесь также применяется алгоритм оценки, разработанный для показателя 1.4 (см. выше).

2.5. Доля потребителей услуг с ограниченными возможностями здоровья, удовлетворенных условиями пребывания в медицинской организации. В этом случае измерения происходят в процентах.

При доле менее 50% присваивается 0 баллов, от 50% включительно и менее 55% – 1 балл, от 55% включительно и менее 60% – 2 балла, от 60% включительно и менее 65% – 3 балла, от 65% включительно и менее 70% – 4 балла.

Высшую оценку по этому показателю (5 баллов) учреждение получает, если указанная доля равна или превышает 70%.

Отметим, что понятие «ограниченные возможности здоровья» в федеральном законодательстве расшифровывается лишь применительно к сфере образования.

В частности, под обучающимся с ограниченными возможностями здоровья понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий[7].

Таким образом, на практике при оценке данного показателя могут возникать расхождения между подходами к тому, каких именно получателей медицинских услуг принимать за 100%.

Время ожидания предоставления медицинской услуги

Средний срок ожидания диагностического исследования с момента получения направления на него (относительно сроков ожидания, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи) (показатель 3.1). Он рассчитывается так же, как срок ожидания приема врача с момента записи (показатель 2.2).

В свою очередь, при оценке доли потребителей услуг, которых врач принял во время, установленное по записи (показатель 3.2), а также доли потребителей, которым диагностическое исследование выполнено во время, установленное по записи (показатель 3.3), применяется методика расчета, аналогичная оценке показателя 1.4.

Доброжелательность, вежливость и компетентность работников медицинской организации

Алгоритм оценки, разработанный в отношении показателя 1.4, также используется при оценке доли потребителей услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников медицинской организации (показатель 4.1) и их компетентность (показатель 4.2).

Отметим, что компетентность медработников оценивается отдельно от их доброжелательности и вежливости, поскольку на практике эти составляющие качества работы специалистов учреждения могут не зависеть друг от друга.

Удовлетворенность оказанными услугами в медицинской организации

Аналогичным образом (как в отношении показателя 1.4) оценивается лояльность клиентов: доля потребителей услуг, удовлетворенных оказанными услугами (показатель 5.1) иготовых рекомендовать медицинскую организацию для получения медицинской помощи(показатель 5.2).

Показатели качества оказания стационарных услуг

При оценке качества оказания стационарных услуг также используется пять блоков показателей. Некоторые из них повторяют те, что установлены в отношении амбулаторных услуг.

В частности, индикаторы, характеризующие открытость и доступность информации о медицинской организации, и методики их расчета аналогичны показателям 1.1 – 1.5 первого раздела.

А индикаторы, отражающие доброжелательность, вежливость и компетентность медработников, рассчитываются так же, как показатели 4.1 и 4.2 первого раздела.

Комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения

Методика оценки, используемая в отношении показателя 1.4 первого раздела, применяется и при изучении двух параметров: доля потребителей услуг, удовлетворенных условиями пребывания в медицинской организации, а такжепитанием в ней.

В то же время доля потребителей услуг, у которых во время пребывания в стационаре не возникла необходимость оплачивать назначенные диагностические исследования за свой счет, оценивается следующим способом.

За долю менее 90% присваивается 0 баллов, от 90% включительно и менее 95% – 1 балл, от 95% включительно и менее 100% – 2 балла. Высшую оценку по этому показателю (3 балла) учреждение получает, если указанная доля равна 100%.

Аналогичным образом выставляются баллы в отношении доли потребителей услуг, у которыхво время пребывания в стационаре не возникла необходимость оплачивать назначенные лекарственные средства за свой счет.

Еще один индикатор – доля потребителей услуг с ограниченными возможностями здоровья, удовлетворенных условиями пребывания в медицинской организации, – оценивается аналогично показателю 2.5 первого раздела, тоже относящемуся к гражданам с ограниченными возможностями.

Время ожидания в очереди при получении медицинской услуги

Среднее время ожидания в приемном отделении медицинской организации. Оно измеряется в минутах.

Если среднее время ожидания равно 2 часам или больше, учреждение получает 0 баллов[8]; от 75 минут включительно, но менее 120 минут – 1 балл; от 1 часа включительно, но менее 75 минут – 2 балла; если от 45 минут включительно, но менее 1 часа – 3 балла; от 30 минут включительно, но менее 45 минут – 4 балла. Наивысшую оценку по данному показателю (5 баллов) учреждение получает, если среднее время ожидания составляет менее 30 минут.

Средний срок ожидания плановой госпитализации с момента получения направления на нее (относительно сроков ожидания, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи). Здесь применяется алгоритм оценки, разработанный для показателя 2.2 первого раздела.

Читайте также:  Статистика авиаперевозок: как развивается международный рынок

Доля потребителей услуг, госпитализированных в назначенный срок плановой госпитализации. Оценка этой доли производится аналогично оценке показателя 1.4 первого раздела.

Удовлетворенность оказанными в медицинской организации услугами

В данный блок входит три индикатора: доля потребителей услуг,удовлетворенных оказанными услугами, готовых рекомендовать медицинскую организацию для получения медпомощи, а также удовлетворенных действиями персонала медицинской организации по уходу. Все они рассчитываются аналогично показателю 1.4 первого раздела.

Отметим, что наличие последнего из названных показателей отличает оценку стационарных услуг от оценки амбулаторных. Фактически он является частным, уточняющим параметром, характеризующим долю потребителей, удовлетворенных оказанными услугами.

* * *

Таким образом, медицинским организациям предстоит пройти оценку по большому числу различных параметров. При выполнении всех условий и получении максимальных оценок учреждения, предоставляющие амбулаторную помощь, могут набрать 73 балла, а учреждения, оказывающие стационарные услуги, – 75 баллов.

[1] Федеральный закон от 21.11.2014 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Источник: /klerk.ru/buh/articles/417038/

ВЦИОМ: только 9% россиян довольны системой медицины

ВСЕ ФОТО

Большинство россиян недовольны состоянием российской системы здравоохранения. 52% оценили ее отрицательно и только 9% положительно, следует из результатов опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), опубликованного в пятницу, 17 ноября, на его сайте.

Еще 37% дали системе здравоохранения оценку «удовлетворительно». Основными ее «болевыми точками» граждане считают недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (37%), а также их нехватку (37%), недоступность медицинской помощи для населения: дорогие лекарства, услуги (35%), недостаточную оснащенность медицинских учреждений современным оборудованием (31%).

  • Скворцова рассказала об успехе российской медицине — высокой выживаемости детей с онкологиейПутин уже предложил задуматься о переходе к платной медицине
  • Во время обращений в государственные и муниципальные медучреждения по полису ОМС гражданам чаще всего приходится сталкиваться со следующими качественными проблемами и нарушениями прав пациентов.
  • 56% лично сталкивались с длительным ожиданием, 27% знают о нем со слов родственников и знакомых.
  • На некомфортные условия — отсутствие достаточного количества сидячих мест и нормальной вентиляции — пожаловались 42% и 11% опрошенных, на отсутствие необходимого оборудования — 40%, лекарств — 29%, непрофессионализм врачей не устраивает 37%, еще 43% сталкивались с неправильно поставленным диагнозом и неверно назначенным лечением.

С плохими санитарными условиями и грубым отношением медицинского персонала лично сталкивались 36% и 32% соответственно. От своих родственников и знакомых об этом слышали 18% и 36%.

  1. Среди распространенных проблем респонденты также отмечали требование оплатить медицинские услуги или лекарственные препараты, которые должны предоставляться бесплатно (31% и 30%), запись в карточку / медицинской документации большего количества процедур/услуг, чем было сделано во время приема (по 12%).
  2. Наиболее действенными мерами по повышению качества медицинских услуг россияне считают штрафы медиков и меры по усилению степени личной ответственности руководящего состава: 48% говорят, что проблему может решить финансирование медучреждений в зависимости от качества предоставляемых услуг, 35% — увольнение руководителей медучреждений, оказывающих некачественные услуги, еще 25% — контроль со стороны независимых от медицинских учреждений организаций, защищающих права пациентов.
  3. Всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» был проведен в октябре 2017 года методом телефонного интервью, в нем приняли участие 1200 респондентов в возрасте от 18 лет.

Россияне, недовольные медицинским обслуживанием по полисам, все чаще обращаются к платной медицине. За пять лет заметно выросла доля взрослых россиян, которые посещают платные поликлиники и больницы.

В исследовании Финансового университета при правительстве РФ, проведенном по заказу социального блока кабмина, было установлено, что самые низкие оценки качества медицинского обслуживания дают пожилые люди и люди с наименьшими доходами.

Другие исследования показывают, что почти половина россиян вовсе не считает отечественное здравоохранение бесплатным. Почти половине граждан (48,6%) приходится часто платить за медицинскую помощь. В ходе интернет-опроса, проводимого Лигой защитников пациентов, выяснилось, что еще 26,2% оплачивают медицинские услуги «иногда», еще 10,5% — редко, всегда — 10,2%.

Источник: /newsru.com/russia/17nov2017/medicaltanganpheth.html

Социально-экономическая статистика здравоохранения в России

Состояние здоровья населения — весьма точный индикатор социально — экономического развития страны в целом. В России в последнее десятилетие постоянно фиксируют отрицательные значения по таким важнейшим показателям, как уровень рождаемости, обеспеченность медицинской помощью, продолжительность жизни.

С каждым годом россиян становится почти на один миллион меньше. Несмотря на вроде бы улучшающуюся жизнь и постоянный приток иммигрантов, ежегодно мы теряем более двух миллионов человек, из которых 600 тысяч — граждане трудоспособного возраста. А рождается менее одного миллиона.

У государства значительно сократились возможности для бесплатной медицинской помощи населению.

Число больниц и поликлиник в стране всего за семь последних лет сократилось почти на две тысячи, или на 15%.

К тому же сама система государственного финансирования здравоохранения за счёт средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней весьма запутанна и неупорядочена.

Сохраняется принцип финансирования больниц и поликлиник в зависимости от объёмных показателей (количества коек, врачебного персонала и т. д.) без учёта качества реальной работы, то есть качества лечения.

Поэтому у врачей нет материальных стимулов осваивать новые методы лечения, внедрять прогрессивное оборудование. А уж о поборах в отечественных больницах все знают не понаслышке.

Проблема качества медицинской помощи приобрела особую значимость в последние годы в связи с социально- экономическими преобразованиями в стране, негативно отразившимися на состоянии здоровья населения.

Наряду с материальными условиями важнейшим показателем уровня жизни населения является состояние его здоровья.

Для оценки состояния здоровья населения целесообразно использовать систему показателей, характеризующих общий уровень услуг здравоохранения и их доступность, уровень и причины заболеваемости, состояние среды обитания[14, с. 257].

Рассмотрим основные показатели, широко используемые в статистике здравоохранения.

Здравоохранение охватывает деятельность больничных и лечебно-профилактических учреждений различных типов, включая больницы, диспансеры, поликлиники и амбулатории, родильные дома, фельдшерско-акушерские пункты, станции скорой и неотложной медицинской помощи, санатории для больных туберкулезом, санитарно-эпидемиологические и дезинфекционные станции и т.п.

Уровень медицинской помощи и доступность ее для населения в значительной мере зависят непосредственно от деятельности учреждений здравоохранения.

Как и другие отрасли социальной сферы, система здравоохранения в настоящее время находится в процессе реформирования, которое предусматривает: повсеместное введение обязательного медицинского страхования, гарантирующего населению получение базового объема медицинской помощи и услуг, повышение качества медицинского обслуживания и предоставление гражданам реальной возможности выбора медицинского учреждения и лечащего врача; развитие сети научно-диагностических центров и стационаров интенсивного лечения; разгосударствление учреждений здравоохранения, расширение масштабов лечебно-профилактических мер, усиление деятельности санитарной помощи по контролю качества продуктов питания и др.

С 1993 г. в России осуществляется переход от всеобщего бесплатного медицинского обслуживания населения к оказанию медицинских услуг на основе развития обязательного и добровольного медицинского страхования. В настоящее время на территории России функционируют федеральный и около 90 региональных фондов обязательного медицинского страхования, более тысячи их филиалов.

Страховые взносы, перечисляемые предприятиями, учреждениями и организациями, дополняют бюджетные ассигнования на здравоохранение. Пока этих средств недостаточно для поддержания необходимого уровня медицинского обслуживания населения.

На качестве медицинского обслуживания сказывается и обеспечение населения лекарственными препаратами, которое за последнее время заметно ухудшилось из-за увеличения их стоимости.

Задачи статистического наблюдения в здравоохранении заключаются в описании происходящих в этой отрасли процессов, статистическом анализе влияния реформирования на уровень медицинской помощи и состояние здоровья населения.

Исходной базой статистического наблюдения является отчетность лечебно-профилактических учреждений системы министерства здравоохранения, других ведомств, а также негосударственных медицинских учреждений. В отчетности представлен широкий круг показателей, наиболее важные из них включаются в сводные итоги[11, с. 347].

Незавершенность реформирования здравоохранения, проблемы его финансирования и другие факторы, оказывающие непосредственное влияние на эту отрасль социальной сферы, осложняют совершенствование информационной базы.

В настоящее время интегрального показателя состояния здоровья населения не существует.

Состояние здоровья оценивается в основном по распространению отдельных видов заболеваний, которые характеризуются числом больных (случаев) с впервые установленным диагнозом по видам заболеваний в отчетном году и числом больных по отдельным заболеваниям, состоящих на учете в лечебно-профилактическом учреждении.

Данные статистической отчетности служат основой для анализа уровня и структуры заболеваемости поосновным группам болезней, их динамики, что позволяет делать выводы о распространении отдельных видов заболеваний, их опасности для населения, например опасности инфекционных заболеваний (туберкулеза, вирусного гепатита, кори, дифтерии др.

); изменении состояния здоровья вследствие загрязнения окружающей среды и т.д. При этом особое внимание обращается на динамику численности больных туберкулезом, уровень заболеваемости которым является индикатором социального благополучия страны. В 1998 г. число больных активным туберкулезом в России возросло на 6% и достигло 100 тыс. человек.

В отчетности достаточно широко представлены сведения по вопросам охраны материнства и детства.

  • Дополнительной информацией о состоянии здоровья населения могут служить данные о временной нетрудоспособности работников, которая измеряется числом дней нетрудоспособности, подтвержденной больничными листками нетрудоспособности или другими документами.
  • Уровень медицинской помощи, оказываемой населению, оценивается и по возможностям сети лечебно-профилактических учреждений и их медицинскому персоналу. Медицинские учреждения сообщают статистическим органам системы Минздрава и государственной статистики информацию по следующему кругу показателей:
  • число поликлиник, входящих в состав больничных учреждений, включая детские поликлиники и женские консультации;
  • число детских отделений (кабинетов);
  • число женских консультаций и акушерско-гинекологических отделений (кабинетов);
  • мощности (число посещений в смену) врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений (самостоятельных и входящих в состав больниц);

число врачебных больничных коек и их специализация (терапевтические, хирургические, онкологические, гинекологические, туберкулезные и т.д.);

  1. число больничных коек для детей;
  2. число фельдшерско-акушерских пунктов;
  3. численность врачей всех специальностей (без зубных);
  4. численность среднего медицинского персонала, в том числе зубных врачей.

Кроме показателей статистической отчетности (в основном сети учреждений здравоохранения) в зарубежной и отечественной практике используются выборочные тематические обследования здоровья населения, доступности медицинских услуг и оценки их качества населением. При этом наилучшие результаты достигаются в том случае, если наряду с опросом населения одновременно обследуется состояние медицинского обслуживания в лечебно-профилактических учреждениях, куда обращалось обследуемое население[12, с. 237].

  • Для характеристики состояния медицинского обслуживания используются следующие показатели:
  • мощность лечебно-профилактического учреждения (число посещений поликлиник в смену, число коек в стационаре);
  • характеристика состояния зданий, в которых располагаются обследуемые учреждения, и уровень их благоустройства;
  • обеспеченность функциональной мебелью и транспортными средствами.
  • Одновременно собираются сведения по кругу показателей, позволяющих произвести оценку уровня медицинской помощи, оказываемой обследуемым лечебным учреждением населению. В числе этих показателей:
  • численность врачей, среднего и младшего медицинского персонала (состоящих в штате и работающих на условиях совместительства);
  • уровень подготовки и повышение квалификации медицинского персонала, обеспеченность потребностей населения специализированной врачебной помощью;
  • данные об исходе лечения больных, выбывших из обследуемого стационарного отделения;
  • длительность предоперационного и послеоперационного периода;
  • средняя стоимость содержания одной койки;
  • обеспеченность потребностей населения в специализированной врачебной помощи;
  • оценка качества оказываемой населению медицинской помощи главным врачом и основных факторов возможного его улучшения.
  • Для изучения деятельности лечебно-профилактического учреждения по приведенным выше показателям проводится анкетирование населения, обращающегося за медицинской помощью в обследуемое медицинское учреждение.

Источник: /studbooks.net/620987/sotsiologiya/sotsialno_ekonomicheskaya_statistika_zdravoohraneniya_rossii

Ссылка на основную публикацию