- Осипова Елена Вячеславовна, ведущий конструктор НПАО «НПХ Рокада» Свидан Николай Иванович, зам. генерального директора по науке НПАО «НПХ Рокада»
- Пути снижения аварийности башенных кранов
- В статье подробно описывается уровень опасности при эксплуатации башенных кранов, даны основные факторы, влияющие на уровень риска, приведены пути снижения аварийности.
Башенные краны относятся к механизмам повышенной опасности, поэтому их использование сопровождается строгим соблюдением требований и стандартов существующих нормативных актов. Главный документ, на основании которого осуществляется промышленная безопасность при эксплуатации этого типа оборудования — ФЗ № 116. [1]
По существующей на сегодняшний день статистике аварийных ситуаций в сфере грузоподъемных механизмов 40% занимают именно башенные краны. Основные характерные причины:
- Попытка поднять груз весом больше нормативной грузоподъемности оборудования.
- Видимые и невидимые неисправности, которые не были выявлены на момент введения в эксплуатацию агрегата.
- Некачественный предшествующий ремонт.
- Износ агрегата или окончание допустимого нормативного срока использования.
- Неисправности на крановых путях, в том числе появление разного рода трещин и дефектов.
- Допуск к эксплуатации крана лица, не имеющего соответствующего удостоверения и квалификационных навыков.
- Любые другие недопустимые нарушения.
Статистика аварий по типу грузоподъемных механизмов за последние семь лет выглядит следующим образом:
Как видно в последние два года башенные краны по аварийности занимают лидирующие позиции, а это говорит о том, что руководитель эксплуатирующих организаций пренебрегают требованиями и нормами не только промышленной безопасности, но и инструкциями по использованию башенных кранов.
Чтобы разобраться в основных причинах аварий и том, какие именно факторы больше всего влияют на уровень безопасности объекта, следует понять, что такие агрегаты представляют собой сборные механизмы, поэтому они регулярно перебазируются. Кран частично или полностью разбирается, потом заново собирается, вот почему сложно осуществлять регулярный контроль качества его механизмов, определять уровень обслуживания, качество ремонтных работ.
После анализа всех аварий специалисты выделили 3 группы основных причин, по которым происходят аварии:
- Конструкция механизма не соответствует требованиям безопасности.
- Рабочие не соблюдали требования к демонтажу и монтажу конструкции.
- Грубое нарушение условий эксплуатации техники.
Специалисты, в обязанности которых входит расследование причин аварий, установили, что чаще всего конструкция механизма разрушается в нагруженном узле, там, где имеются трещины и иного рода дефекты.
Такие трещины не обязательно появляются мгновенно из-за механического повреждения, они могут прогрессировать годами. Чтобы увеличить уровень безопасности башенных кранов необходимо знать четыре основных фактора риска:
- Сильный износ механизмов.
- Низкий уровень производственной дисциплины.
- Неустойчивое финансовое положение организации.
- Недостаток надзора.
Рассмотрим каждый из пунктов более подробно и опишем пути снижения аварийности башенных кранов относительно каждого из описываемых факторов.
Не только в случае башенных кранов износ играет большую роль, когда речь заходит об увеличении уровня промышленной безопасности. Любое старое оборудование, а башенные краны в особенности страдают со временем от «усталости металла», негодности канатов, неисправной автоматики.
Чем старше механизм, тем больше вероятность аварии на нем. На сегодняшний день срок эксплуатации кранов с определенной грузоподъемностью строго определен стандартами.
До 10 тонн нормативный срок использования десять лет, при условии что кран работает в полторы смены, при грузоподъемности выше 10 тонн шестнадцать лет.
При этом следует понимать, что в зависимости от степени использования механизма его срок эксплуатации может меняться, вот для чего необходимы регулярные проверки, чтобы можно было вовремя установить проблему и устранить ее, а при невозможности просто списать механизм и больше не эксплуатировать его.
- Очень важно принимать во внимание такой параметр как «усталость» металла, под которым понимают постепенное накопление небольших повреждений, в том числе и микротрещин, оказывающим влияние со временем на свойство металла.
- Не менее важный параметр и выносливость металла, то есть свойство выдерживать повторно-переменные нагрузки.
- Напряженность цело цикла переменных напряжений определяется по выражению:
- σ = σm+ σaf(τ), где
- σm — среднее напряжение цикла;
- σa — амплитуда цикла;
- f(τ) — непрерывная периодическая функция, показывающая форму цикла и изменяющаяся от -1 до +1.
- Максимальное напряжение определяется по формуле:
- σмакс = σm + σa; σмин = σm — σa
Чтобы определить предел выносливости металла необходимо провести испытание на усталость. Под испытанием понимают создание максимального напряжения, под действием которого не происходит разрушения образца.
Обязательно определяется коэффициент грузовой устойчивости конструкции. для этого используется следующая формула:
с — расстояние от оси вращения крана до центра тяжести — горизонтальная координата.
Немаловажно знать и ветровую нагрузку:
К — коэффициент возрастания динамического давления по высоте выбирается по следующей таблице:
- c — коэффициент аэродинамической силы:
- — для конструкций из труб 0,6…0,8;
- — коробчатые конструкции и грузы 1,2;
- — плоские из прямоугольных профилей 1,5…1,6;
- (1+β) =1,2…1,3 — динамический коэффициент пульсации ветрового воздействия и собственных колебаний;
- q =450 Па (Н/м²) — динамическое давление ветра.
Второй немало важный фактор, в значительной степени оказывающий негативное влияние на безопасность башенного крана — уровень производственной дисциплины. К сожалению ситуация такова, что для обслуживания механизмов не хватает квалифицированных специалистов, а большинство из тех, кто работают, имеют низкий уровень подготовки.
Некоторые специалисты пришли к выводу, что около 90% аварий с крановым оборудованием происходит по вине крановщика.
Здесь и халатное отношение к работе и несоблюдение нормативов, нарушение технологического режима использования оборудования.
Категорически нельзя стараться оторвать от земли примерзший груз, если его вес выше установленной производителем нормы. В таких случаях машинист начинает отключать или игнорировать приборы безопасности, чего делать нельзя.
Не раз контролирующие органы наблюдали ситуацию, когда одному квалифицированному стропальщику нанимают в помощники разнорабочих, не имеющих даже элементарных представлений об особенностях работы. Результатом работы такого обслуживающего персонала становятся также аварии.
- Руководство эксплуатирующих организаций должно допускать к работе на крановом оборудовании только специалистов, не имеющих медицинских противопоказаний, проверять их на недосып, внимание и координацию.
- Еще очень важно, чтобы обслуживание импортной техники занимались специалисты, которые с ней знакомы, все инструкции в обязательном порядке должны переводиться на русский язык, а рабочие иметь доступ к ознакомлению с ними.
- Если соблюдать даже такие простые правила уровень опасности можно значительно снизить.
Следующий фактор, негативно влияющий на уровень безопасности при эксплуатации кранов — финансовое положение некоторых компаний.
Не каждый руководитель в состоянии, а иногда просто не хочет выделять средства для обеспечения мер по ремонту, реконструкции механизмов или организацию мероприятий направленных на увеличение уровня промышленной безопасности.
Все специалисты должны проходить качественную подготовку и переподготовку при получении допуска на обслуживание башенного крана.
Особая роль возлагается на надзорные органы, сегодня эти полномочия закреплены за Ростехнадзором.
После того, как в 2015 году прошла целая череда падений кранов по стране, с человеческими жертвами не менее десяти человек, Ростехнадзором было принято решение ужесточить меры по контролю.
Правительство перевело башенные краны из 4 в 3 уровень опасности, благодаря этому удастся включить краны в плановые регулярные проверки, что значительно увеличить качество дисциплины эксплуатирующих организаций.
К сожалению сегодня Ростехнадзор не имеет прав для осуществления рейдов, но возможно вскоре он получит такие привилегии, если ситуация с промышленной безопасностью на измениться в лучшую сторону. Рейды будут осуществляться на основании ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
[2] После ужесточения мер инспектора станут нести на себе гражданскую ответственность, если после их посещения и положительного заключения произойдет обрушение конструкции. Нельзя не сказать, что подобные меры не выглядят несколько преувеличенными, только за последний год количество аварий увеличилось на 30% и специалисты посчитали, что все это, в той или иной степени, человеческий фактор.
Как правило, возникновение человеческого фактора вызвано совокупностью нескольких событий. К примеру, человек начал работать не выспавшимся, были плохие погодные условия, отсутствие необходимого опыта не позволило ему вовремя сориентироваться в ситуации и предотвратить аварию.
Есть еще один фактор, о котором не хотят говорить производители башенных кранов — недостатки конструкций разных моделей. За все время использования этого вида механизмов стало ясно, что самое слабое звено — узел башенного крана. Здесь наблюдается концентрация напряжений, поэтому затруднен расчет напряженного состояния.
Среди основных причин аварийных ситуаций и грубое нарушение правил техники безопасности, крайний износ техники. Большое количество механизмов, отслуживших свой плановый срок, продолжает работать на стройках. Для 250 тысяч кранов, находящихся «в строю» сроки превышены для 150 тысяч, а это 64%.
До 2008 года количество кранов, эксплуатируемых в России, сокращалось приблизительно на 5-10 тысяч единиц в год. Далее наблюдался рост парка на 10 тысяч единиц новой техники, но потом падение снова продолжилось. С 2013 года парк не растет вовсе, а используемое оборудование изнашивается все больше.
В России в последнее время наблюдается высокий спрос на грузоподъёмную технику, произведенную за рубежом.
Она отличается привлекательными параметрами (скорость работы, экономное потребление энергии, шумозащищенность), что отчасти компенсировало ее высокую стоимость.
Однако зарубежные краны не всегда подходят для работы в условиях холодной зимы. Помимо этого, их эксплуатация создает постоянную зависимость от производителей запасных частей.
На аварийности сказываются также необходимость в реконструкции устаревших производств, плановая замена производственного оборудования, ввода в строй новых средств для контроля качества продукции. Расследование причин аварийных ситуаций с кранами, показало, что некоторые инструкции к оборудованию неполные.
Если касаться особенностей некоторых моделей кранов, то на С-981 чаще всего происходит разрушение рамы.
Конструкция характеризуется плохим качеством швов, в последствии завод производитель работал над устранением причины поломок, но на практике ситуация существенно не изменилась, поэтому и большая часть техники была просто списана. Оставшиеся в работе краны прошли строгую проверку, но получили некоторые ограничения по эксплуатации.
Возникает закономерный вопрос, возможно ли снизить аварийность башенных кранов и какие меры для этого следовало бы принять? Это, несомненно, потребует сложной и последовательной работы. Отметим следующие направления:
- осуществление диагностики работающих механизмов до того, как авария уже случилась,
- оснащение работающих кранов дополнительным противоаварийным оборудованием,
- установление системы плановых ремонтных работ для устранения возможных повреждений.
Однако практически эти пункты воплощаются в жизнь с большим трудом. Зачастую бюджет компаний, осуществляющих строительство, вообще не предусматривает проведения плановых проверок работоспособности техники.
Начиная с 2013 года, началось создание группы нормативных актов, значительно расширяющих функции Ростехнадзора по контролю над безопасностью техники, используемой на стройках.
В законодательство о промышленной безопасности были внесены существенные дополнения и поправки.
Литература:
1. Федеральный закон от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
2. ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Источник: /maspk.ru/journal/vypusk-7-9-mart-2016/osipova-svidan-puti-snizheniya-avariynosti-bashennykh-kranov/
Расследование причин падения башенного крана займёт до 30 дней
22 января 2018, 16:55
Сегодня, 22 января, в администрации города состоялось оперативное совещание по итогам ликвидации последствий падения башенного крана. На нём все задействованные организации доложили о проделанных работах и о своих планах.
Совещание вела Ирина Щеголева, первый заместитель главы администрации города Кирова. Первым делом она попросила отчитаться директора подрядной организации ООО «СМУ-12» Егора Наумова.
Состояние пострадавшего дома
По словам Егора Наумова, в доме работают все коммунальные системы, кроме разрушенной части. Ведутся работы по демонтажу и очистке территории от завалов.
Для восстановления дома подрядчик наймёт специализированную организацию, которая проведёт обследование, даст заключение и разработает проект восстановления дома. По нему подрядная организация сделает капитальный ремонт. Восстановить необходимо несущие стены и кровлю.
Егор Анатольевич сказал, что капитальный ремонт постараются выполнить в кратчайшие сроки – в течение месяца.
Работа с пострадавшими
Продолжаются встречи со всеми пострадавшими в результате падения крана. Компания «СМУ-12» уже проконсультировалась со страховой компанией – все пострадавшие получат денежные выплаты.
Например, владелец уничтоженного автомобиля – до 500 тысяч рублей, семья погибшего крановщика – 2 млн рублей. На данный момент подрядчик занимается организацией похорон – все расходы он взял на себя.
Похороны назначены на среду.
Отметим, что у Михаила Долгополова, начальника территориального управления по Октябрьскому району, нет вопросов к «СМУ-12» в части работы с пострадавшими.
В гостинице на данный момент проживают 8 человек, из них 2 детей. Пока им не дают вернуться в свои квартиры, поскольку неизвестно, можно ли в них жить.
Расследование причин падения башенного крана
На стройплощадке ЖК «Богатырь» работает экспертная организация, которая занимается освидетельствованием крана. Напомним, что его частично демонтировали. За забором осталась база с противовесом, нижняя часть башни и часть стрелы. Как только экспертиза завершится, кран демонтируют полностью.
Между тем, расследование причин падения крана может занять до 30 дней. Такой срок назвал Александр Копосов, заместитель руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора. А расследование причин травмирования рабочих и смерти крановщика может занять до 15 суток.
«Здесь будет главенствовать комиссия по расследованию аварии, так как мы видим, что смерть и причинение лёгкого вреда произошли вследствие аварии. Комиссия начала работать», — пояснил Александр Николаевич.
Он так же отметил, что работу проводят специалисты ООО «Центр технических экспертиз», которая имеет лицензию на проведение работы. «И что главное: она не проводила работы с этим краном».
Этот факт позволит избежать влияния чьих-либо интересов на процесс расследования причин аварии.
Кроме того, для работы комиссии необходим регистратор параметров крана, который ещё находится в кабине. Планируется его изъять при поддержке сотрудников Следственного комитета и отправить на расшифровку.
На данный момент предположений о причинах аварии у Ростехнадзора нет.
Обследование дома на ул. МОПРа, 109 специалистами МЧС России
Александр Никитинский, заместитель начальника ГУ МЧС России по Кировской области, рассказал о том, что в ведомстве ожидают результатов обработки полученных при обследовании дома данных.
Московские специалисты планировали передать заключение сегодня, 22 января, после обеда.
Как только они поступят, кировские спасатели передадут их в администрацию города и другим заинтересованным структурам.
Между тем, своё обследование повреждённого дома провело ООО НПЦ «Витрувий». Заместитель руководителя организации Михаил Ветлужских сказал:
«Вызывает опасения разрушенная часть. Основная часть дома опасений не вызывает. Эксплуатация дома возможна».
На данный момент в доме невозможно жить в 6 квартирах. Кстати, жильцы из пострадавших помещений не смогут ждать окончания капитального ремонта, проживая в гостиницах. Подрядчик за свой счёт переселит их в арендованное жильё.
Андрей Кошурников, начальник управления ЖКХ администрации города, попросил подрядчика накрыть разрушенную часть дома, чтобы во внутрь не попадал снег. Егор Наумов ответил, что после разбора завалов рабочие выполнят эту просьбу.
Остальные жители дома
С теми, кто живёт во второй половине дома, представители подрядной организации и территориального управления проводятся осмотры помещений, если есть необходимость. В первую очередь люди обращают внимание на изменения, которые случились в доме после падения на него крана. Кроме того, в уцелевшей части дома все системы жизнеобеспечения работают в полном объёме.
В завершении заседания Ирина Щеголева попросила все службы быть готовыми к работе в ином порядке, если специалисты дадут отрицательное заключение по результатам экспертизы конструкций дома комплексом «Стрела-П»:
«Это вопрос по расселению людей, сносу дома и так далее. Но для этого мы проведём очередное заседание комиссии по ЧС, если того потребуют обстоятельства».
Источник: /ikirov.ru/news/40010-rassledovanie-prichin-padeniya-bashennogo-krana-zaymyot-do-30-dney
Исследования причин аварий башенных и автомобильных кранов в строительной сфере деятельности
11 Марта 2016
Костяков Дмитрий Борисович — эксперт в области экспертизы промышленной безопасности на опасных производственных объектах котлонадзора, на подъемных сооружениях.
АННОТАЦИЯ
Любые механизмы и подъемные устройства, которые выполняют строительные задачи, испытывают очень сильные нагрузки, приводящие нередко к серьезным авариям и падениям. Согласно статистических данных, порядка 40% от общего числа аварий кранов приходится на башенные краны, которые в результате обрушения могут причинить колоссальный ущерб, а также представлять огромную опасность для окружающих.
В связи с этим наверняка будет интересным узнать, по какой причине происходят аварии и падения кранов, тем более, что практически во всех случаях это приводит к значительному ущербу. Помимо этого следует отметить аварийности автокранов, которые нередко можно наблюдать при подъеме груза свыше установленной нормы.
- Учитывая, что все аварии подъемных механизмов имеют серьезный риск для жизни и здоровья окружающих, профилактика и предупреждение их возникновения становится первостепенной задачей для строительно-монтажных компаний.
- Ключевые слова: башенный кран, аварии башенных кранов, причина аварии башенного крана, падения башенного крана, автокран, причины аварии автокранов
- Нормативная база, регулирующая правила выполнения грузоподъемных работ
В Российской Федерации строительная сфера деятельности регулируется специализированными законами и нормативно-правовыми актами, которые предусматривают неукоснительное соблюдение технических норм.
К числу главных документов здесь следует отнести федеральный закон «О промышленной безопасности опасных объектов» [1], Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» [3], Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» [2], а также «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (машин)»[6].
Утвержденная система стандартов и сертификации предусматривает эксплуатацию любых подъемных сооружений и кранов только в том случае если они соответствуют установленным нормам ГОСТа.
В противном случае, если в ходе выполненной проверки на объекте обнаруживается кран или манипулятор который не соответствует параметрам технического соответствия и безопасности, компания может быть не только оштрафована, но и лишена лицензии на право заниматься строительной деятельностью.
В целом нормативно-правовая база разработана весьма грамотно и отражает современные требования, предъявляемые к строительно-подъемным сооружениям, башенным и автокранам. Однако, к сожалению, причины аварий часто кроются в банальном несоблюдении данных норм и правил, а также пренебрежением со стороны инженеров проверками кранов на степень технической изношенности.
Причины аварий и падений баненных кранов
При анализе и статистике аварий, происходящих с участием баненных кранов, выявляется, что в 70% случаев причина кроется в технической изношенности стрелы, стойки, пояса, тяг и прочих элементов.
Приблизительно в 20% случаев причины аварий и падений вызываются погодными условиями — сильными порывами ветра, шквалами и ураганами, а в 10% случаев причина кроется в человеческой ошибке, приведшей к поломке строительного подъемного механизма.
В случае возникновения аварии, на объект в обязательном порядке выезжает комиссия, организуемая Ростехнадзором, в которой присутствуют опытные эксперты-конструкторы, инженера, специалисты по промышленной безопасности, инженера по охране труда. Путем исследований устанавливается точная причина возникновения обрушения крана, после чего начинаются проверки протоколов физических и механических испытаний, анализ необходимой технической документации.
- Анализируя данные произошедших аварий, все они могут быть разделены на 3 основные группы:
- 1. Несоблюдение установленных требований к монтажу подъемного устройства
- 2. Нарушение условий безопасной эксплуатации крана
- 3. Техническая изношенность конструкции и ее несоответствие поднимаемому грузу
При внимательном изучении всех материалов дела по авариям можно выявить, что чаще всего конструкция разрушается в местах сопряжения и сильно нагруженных узлах.
Дело в том, что с течением времени, а также при экстремальных нагрузках, на которые кран не рассчитан в его стальных элементах образуются микротрещины.
При этом они могут появляться медленно, а могут и внезапно, что представляет особую опасность, поскольку это практически всегда приводит к падению части крана.
Многолетняя эксплуатация показывает, что наименее надежным узлом в башенном кране является поворотная рама кольцевого типа, которая испытывает колоссальные нагрузки. Данная сварная конструкция имеет несколько мест повышенной концентрации напряжений, точный расчет которых весьма затруднен.
Такая проблема была у кранов С-981, причем даже доработка и ее усиление не дали ожидаемого эффекта, а поэтому на сегодняшний день большая часть таких механизмов списана.
В то же время современные краны типа КБ-405 имели высокий риск такого же обрушения, поэтому были технически доработаны с капитальным усилением подкосов.
К сожалению, в статистике аварий значительный процент кроется в человеческом факторе, причем здесь, как правило, выявляются нарушения норм и правил механизма блокирования ходового устройства крана на рельсах.
Если не выполнить требуемые работы, кран может просто покатиться, потерять управляемость и упасть, вызвав сильные разрушения.
Нужно помнить, что если при аварии погибли люди, то наступает уголовная ответственность по статье нарушение правил безопасности, повлекшее смерть по неосторожности двух и более лиц.
Своевременная экспертиза технического состояния башенных кранов
Чтобы избежать неприятностей и аварий каждая строительно-монтажная организация обязано своевременно осуществлять экспертизу подъемных устройств, включая башенные краны.
Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов предусматривается своевременное прохождение технической экспертизы и освидетельствования, на основании которого выписывается допуск на участие крана в строительных работах.
Своевременный осмотр позволяет выявить опасные трещины, расшатанные элементы, проверить на прочность стальные канаты, проушины и выявить неполадки подъемных устройств.
Правилами ни в коем случае не следует пренебрегать, поскольку авария может оказаться фатальной, приведя не только в порче имущества, но и гибели людей.
Если банный кран не соответствует установленным нормам безопасность, то его эксплуатации категорически запрещена.
К управлению краном допускаются только специально обученные специалисты, которые имеют соответствующее образование и опыт работы.
Причины аварии автомобильных кранов
Каждый автомобильный кран имеет определенную грузоподъемность, которую нельзя превышать, так как это влечет за собой не только повышенный износ механизмов, но и может привести к опрокидыванию. К сожалению, нередко правила нарушаются, результатом чего становятся аварии, опрокидывания кранов на бок или же просто отрыв машины от земли.
В подавляющем большинстве случаев причины аварий и поломок — человеческий фактор, заключающийся в пренебрежении правилами выполнения подъемных работ.
Есть также и человеческий фактор, когда управляющий просто неправильно выбирает позицию крана или же поднимаемый груз превышает уставленные нормы.
Здесь чаще всего происходит о отрыв автокрана от земли, реже — поломка стрелы или подъемного механизма.
Заключение
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что пока уровень аварийности башенных и автомобильных кранов находится на высоком уровне.
Причины здесь как в несоблюдении правил эксплуатации подъемных механизмов, так и естественная изношенность значительного числа строительных машин и крановой техники.
Чтобы снизить аварии и поломки следует своевременно выполнять осмотр крана, а также допускать к управлению строительной техникой исключительно квалифицированных специалистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон №116-ФЗ от 21.07.1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
Источник: /securportal.ru/news/issledovaniya-prichin-avariy-bashennykh-i-avtomobilnykh-kranov-v-stroitelnoy-sfere-deyatelnosti/
“Анализ причин аварий крановых механизмов”
Анализ причин аварий крановых механизмов
— Вы не поверите, но на мой подъезд час назад упал башенный кран с соседней стройки.
— Есть жертвы, и, кажется, очень много раненых. Разрублены этажи с 12-го по седьмой (мы живем на шестом)…
Из телефонного разговора [3]
Наверное нет механизма на стройке более облегчающего работу строителя чем подъемный механизм. Вместе с тем, аварии с кранами уступают по ущербу и зрелищности пожалуй только авиационным происшествиям. Что является причиной? Кто ответственен за подобные события и как их избежать? Постараемся ответить на эти вопросы.
Любые строительные работы связаны с подъемом материалов и приспособлений. Чем сложнее и масштабнее стройка, тем больше крановых работ. Что же такое «подъемный механизм»?
Подъемные механизмы и устройства предназначены для вертикального и в некоторых случаях горизонтального перемещения груза. К таким устройствам относятся домкраты, строительные лебедки, краны-укосины, подъемники, подъемные стационарные полиспасты, тали, электротали, и передвижные краны.
Без подъемных механизмов не может обойтись ни стройка, ни погрузочный терминал ни заводской цех. Как организовать эксплуатацию так, чтобы максимально сократить аварии и инциденты? Как определяет организацию эксплуатации действующее законодательство?
За эксплуатацией и изготовлением подъемно-транспортных устройств установлен специальный государственный технический надзор (Ростехнадзор — Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору).
С целью усиления контроля за безопасностью эксплуатации подъемных устройств, Ростехнадзором, на основании «Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (Приказ от 12 ноября 2013 г.
N 533) [1], осуществляются периодические обследования предприятий, где эксплуатируются зарегистрированные в органах надзора грузоподъемные машины.
Все подъемные устройства, попадающие под действие этих правил, разделяются на две группы.
Первая группа это:
- Краны всех типов, за исключением всех типов с ручным приводом.
- Подъемники клетевые.
- Строительные шахтные подъемники, снабженные клетью (кабиной).
- Одноковшевые экскаваторы, снабженные сменным крановым оборудованием.
- Грузовые электрические тележки, передвигающиеся по наземным рельсовым путям совместно с кабиной управления.
- Эскалаторы.
Ко второй группе относятся:
- Краны всех типов с ручным приводом.
- Стационарные поворотные краны с машинным приводом, у которых поднятый груз не перемещается вдоль фермы (балки).
- Стреловые краны (с машинным приводом) с постоянным вылетом без грузовой тележки.
- Электрические и ручные тали и лебедки, предназначенные для подъема грузов или людей.
- Автопогрузчики и штабелеукладчики.
- Телескопические вышки.
- Строительные мачтовые и двухстоечные подъемники.
- Шахтные строительные подъемники грузоподъемностью до 250 кг включительно, установленные в трубчатых строительных лесах.
- Краны мостового типа и консольные краны, управляемые с земли или неподвижной площадки.
- Деррик-краны грузоподъемностью менее 1 т.
- Кабельные краны с неподвижными опорами.
- Переносные стрелы с машинным приводом.
- Лебедки для подъема рабочих (маляров, штукатуров и т. п.) на фасады зданий.
Все остальные подъемные механизмы, не отнесенные к первой группе.
Все устройства первой группы должны быть зарегистрированы, и после монтажа, перед пуском в эксплуатацию, должны подвергаться техническому освидетельствованию. На каждое зарегистрированное подъемное устройство на предприятии должен храниться паспорт. В этот паспорт заносятся записи о результатах технических освидетельствовании и о разрешении к эксплуатации подъемного устройства.
Кроме периодических освидетельствований и проверок подъемных устройств, требуется организовать систематический надзор и наблюдение за техническим состоянием их в процессе эксплуатации.
Администрация предприятия должна внутренним приказом по предприятию назначить из числа инженерно-технических работников ответственного за лицо по надзор за подъемными устройствами.
Надзор за подъемными устройствами включает в себя освидетельствование и испытание, как самих устройств, так и вспомогательных при, них приспособлений, а также организацию наблюдения за ними. О результатах осмотров делается краткая запись в особом журнале периодических, осмотров.
Слесари и монтеры, которым поручено наблюдение за подъемными устройствами, предварительно должны пройти специальное обучение. Эти специалисты должны соответствовать квалификационным требованиям, что должно подтверждаться соответствующими документами. За каждым из этих слесарей и монтеров должны быть закреплены определенные краны и подъемными устройства.
Организация правильной эксплуатации подъемных устройств имеет важное значение в системе мероприятий по технике безопасности. Поэтому к управлению подъемными устройствами с машинным приводом, а также к работам по зацепке грузов допускаются только лица, прошедшие специальное обучение, выдержавшие испытание в соответствующей квалификационной комиссии и имеющие о том надлежащее удостоверение.
Источник: /skb-visota.ru/publications-skb-visota/analysis-of-the-causes-of-accidents-crane-mechanisms/
Почему падают строительные краны
Наблюдение за работой башенного крана на строительной площадке производит колоссальное впечатление. Когда стальная конструкция высотой в несколько десятков метров с легкостью перемещает грузы веслом в несколько тонн, у наблюдателя возникает невольная гордость за достижения науки и техники.
Однако существует и оборотная сторона. Ежегодно в нашей стране фиксируется порядка 30 аварий строительных кранов. Падение башенного крана приносит огромные убытки народному хозяйству. Самое печальное, аварии башенных кранов зачастую сопровождаются травматизмом и даже приводят к смертельным случаям.
Одной из распространенных причин падения строительных кранов является нарушение правил охраны труда и несоблюдение способов безопасной работы на объектах повышенной опасности. Нередко аварии строительных кранов происходят на этапах монтажа и демонтажа оборудования.
В целях недопущения аварийности на строительных площадках, к монтажу и демонтажу кранового оборудования следует привлекать специализированные организации, имеющие соседствующие сертификаты и разрешения на проведение такого рода работы от надзорных государственных органов – /gk-smp.ru/servisnoe-obsluzhivanie/montazh-demontazh-bashennyh-kranov.html.
Основные причины падения кранов
Последние инспекции Ростехнадзора показали, что порядка половины находящихся в работе строительных кранов уже отслужили положенный срок эксплуатации. Отработавшие свой срок металлические конструкции зачастую не выдерживают повышенных нагрузок либо экстремальных погодных явлений.
— Кроме высокого процента изношенности оборудования, специалисты выделяют еще несколько причин, почему падают краны.Погодные аномалии. Продолжение работы башенного крана в условиях, когда скорость шквального ветра превышает допустимые по нормам безопасной эксплуатации. — Допуск к работе персонала, не имеющего достаточной квалификации, не получившего соответствующего обучения правилам ОТ и способам безопасной работы по монтажу кранов. — Комплексные нарушения правил техники безопасности в процессе монтажа, демонтажа и эксплуатации кранов. — Низкая производственная дисциплина. — Недостаточная работа надзорных органов по контролю условий эксплуатации объектов повышенной опасности. — Слабое финансирование профилактических мероприятий в строительных организациях.
Множественность причин высокой аварийности строительных кранов требует комплексного подхода к решению этой серьезнейшей проблемы. В связи со сложность ситуации в этой сфере и важности задачи, начиная с 2013 года контроль над решением проблемы аварийности строительных кранов взяло на себя государство.
Внесены существенные изменения в законодательство о промышленной безопасности. Ведется активная разработка новых нормативов в отношении надзорных функций Ростехнадзора.
Весной 2014 года были обнародованы обновленные «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». Документ утвержден приказом Ростехнадзора от 12.11.2016 №533.
«Профессионально о строительстве и ремонте»
Источник: /gostrf.com/news/12/758/
Падение башенного крана в столице расследует комиссия
Подобные ЧП в Казахстане повторяются из года в год.
ЧП на одной из столичных строек едва не обернулось трагедией: башенный кран рухнул на строящееся здание. По счастливой случайности, конструкция не задела ни рабочих, ни прохожих. На месте происшествия работали спасатели, полицейские и медики. На случившееся отреагировал и аким города Алтай Кульгинов, передает Zakon.kz со ссылкой на Первый канал «Евразия».
Не на шутку перепугался не только автор видеоролика. Сразу после того, как пятитонный строительный кран завалился на строящийся рядом объект, рабочие тут же кинулись к месту крушения.
— С крановщиком все в порядке, он цел. Стройка идет, работу не останавливали.
По улице Туркестан несколько строительных компаний возводят жилые комплексы. Тяжелая многотонная конструкция, по словам охранника соседнего объекта, едва не стоила строителям жизни. Их спасло то, что в момент падения машины, они работали на противоположной стороне дома.
— Наши ходили тут, а кран рухнул в эту сторону. Никто не пострадал.
Сейчас об аварии на стройке уже ничего не напоминает. Возведение многоэтажного дома компания начала в мае этого года. Рядом со стройкой есть и жилые дома.
Аягоз Фазылова – официальный представитель ДЧС:
— На строящемся объекте ЖК «Сенсата парк» при подъеме груза упал башенный кран на уровне 8-10 м на рядом строящийся объект «BI GROUP». К моменту прибытия наших спасателей водитель крана успел покинуть башенный кран.
Что послужило причиной падения — несоблюдение правил техники безопасности или нечто иное, еще предстоит выяснить. Строительная компания, на объекте которой все произошло, на рынке уже 7 лет. За все время это первый подобный инцидент. В управлении контроля качества и окружающей среды говорят, что так везет далеко не всем.
Ерлан Исмагулов — заместитель руководителя управления контроля и качества городской среды:
— За прошедший период 2019 на территории столицы зафиксирован 21 факт производственного травматизма. За грубые нарушения техники безопасности и охраны труда в текущем году приостановлено 8 строительных и производственных объектов с дальнейшей передачей материалов в суд.
- Подобные ЧП в Казахстане повторяются из года в год.
— Это балкон 13 этажа, вы посмотрите, я просто в шоке! Это кран, который находится на объекте Уш-Сункар. Это же ужас, вы посмотрите, что они делают. Вот он находится на балконе нашего дома.
Это видео прошлой весной вызвало шквал возмущения в социальных сетях. Башенный кран стрелой заехал на балкон алматинской многоэтажки и сильно напугал ее жильцов.
В мае 2018 года из-за сильного урагана железная конструкция рухнула прямо на землю. На инцидент отреагировал градоначальник Алтай Кульгинов и поручил соответствующим органам ужесточить правила безопасности. По данным министерства индустрии и инфраструктурного развития, только в этом году специалисты осмотрели 41 объект в столице.
С 6 августа комиссия при участии представителей госорганов начнет двухнедельную проверку всех строительных объектов с установленными башенными кранами.
Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!
Сообщить об ошибке
4980317-2cf2751461a7c273ec130182e704b42a
Источник: /zakon.kz/4980317-padenie-bashennogo-krana-v-stolitse.html
Безопасность строительства: почему падают краны
О проблемах, связанных с безопасностью и качеством строительства, говорят в последнее время не мало. Один из важных аспектов — безопасность эксплуатируемой строительной техники, в первую очередь, такой сложной и тяжелой, как башенные краны.
Аварии с их участием сегодня не редкость, и зачастую они приводят к гибели или травмированию людей, повреждению зданий и другого имущества, значительным убыткам.
По информации Ростехнадзора, основные причины аварий при работе с грузоподъемной техникой — эксплуатация технически неисправных башенных кранов, не выполнение в полном объеме технических обслуживаний кранов и капитально-восстановительных ремонтов, нарушение проектов производства работ и технологических карт производства работ грузоподъемными кранами.
Корни проблемы лежат еще в начале 90-х гг. и связаны со значительным снижением объемов строительства и последовавшим затем их достаточно резким ростом. Так, если в 80-е гг. в Ленинграде ежегодно возводилось ок. 4 млн. кв.
м жилья (строительство которых обеспечивали 2 тыс. башенных кранов), то к 1992-1993 гг. этот показатель упал до 300 тыс. кв. м. Краны за ненадобностью выводились из эксплуатации и консервировались.
С 1990 до 2000 года в Петербурге не было зарегистрировано ни одного нового башенного крана.
Резкий рост объемов строительства в конце 90-х годов привел к дефициту грузоподъемной техники. Механизаторы с трудом удовлетворяли спрос строителей на краны, и на стройплощадках появилось много старой, давно требующей списания техники.
Так, в Петербурге дефицит башенных кранов восполняли покупкой подержанной техники в тех регионах, где строительство на тот момент стояло. Тогда же стали появляться и подержанные машины западных производителей, ввезенные из-за границы.
Надо отметить, что возможности для обновления и расширения парка кранов на тот момент были ограничены.
Собственных средств, достаточных для покупки такой дорогостоящей техники (новый башенный кран стоит 300-500 тыс. долларов), у управлений механизации не было.
Лизинг к тому времени еще не получил достаточного развития. Да и отечественные краностроительные производства пребывали по большей части в плачевном состоянии.
В результате стала расти и аварийность. Так, например, в Самарской области в 2003 году аварийность выросла на 250% по сравнению с 2002 г. Травматизм вырос на 175%. Экономический ущерб в результате составил 5028 тыс. руб., что в 48 раз больше, чем в 2002 г.
Схожие проблемы возникли и в некоторых других государствах СНГ. Так, например, перенос столицы Казахстана в Астану привел к невиданному росту строительства в этом городе, в том числе, высотного. Однако техническое обеспечение этого строительства и по сей день остается слабым, результат чего — большое количество несчастных случаев.
В Петербурге ситуация с обновлением парка башенных кранов в последнее время начала понемногу выправляться, хотя и остается далекой от идеала. Благодаря расширению возможностей для приобретения техники в лизинг управления механизации стали активнее закупать новые башенные краны.
Ниже перечислены крупнейшие аварии с участием башенных кранов, произошедшие за последние полгода в России и некоторых странах ближнего зарубежья.
Рига, 9 марта 2005 На разных стройплощадках упали сразу два башенных крана, принадлежащих одной компании.
Первая авария произошла при реконструкции десятиэтажного здания гостиницы. Кран упал, повредив крышу многоэтажного жилого дома на другой стороне улицы. Кран также повредил и само реконструируемое здание.
Чуть позже в Старой Риге у крана обломилась стрела и упала на крышу жилого дома, стоящего рядом со стройплощадкой. Строительство нового четырехэтажного жилого и торгового здания в этом месте было начато осенью прошлого года и должно быть закончено летом.
Обломок стрелы крана проломил крышу и провалился на чердак.
В результате аварий никто из людей не пострадал. Оба крана принадлежат одной и той же фирме — Valiants. Инспекцией по труду Латвии начато расследование инцидентов.
Хабаровск, 5 марта 2005 Во дворе дома N28 по улице Калинина в Хабаровске произошло падение башенного строительного крана КБ-405. Кран упал на жилой дом и стрелой повредил балконы шестого и девятого этажей здания.
Повреждены несколько квартир. Сообщалось также о нарушениях системы отопления и водоснабжения дома. В кабине крана в момент падения никого не было — крановщик находился на лестнице крана.
В результате аварии никто не пострадал.
Падение крана произошло при наращивании стрелы. Согласно сообщению пресс-службы УВД Хабаровского края, причиной аварии могло стать то, что кран не был закреплен должным образом.
По информации ГО и ЧС по Хабаровскому краю, подъемный кран числился на балансе Управления механизации-1.
В Хабаровске это уже не первый случай падения крана на жилой дом из-за лопнувших крепежей.
Летом 2003 года на улице Калинина была повреждена крыша жилого 5-этажного дома, почти полностью разрушена одна из квартир, а в соседних полопались стены.
Строители, по вине которых произошло ЧП, тогда достаточно оперативно ликвидировали последствия. Виновные выплатили штрафы и получили административные выговоры.
Павлодар, 4 марта 2005 В Павлодаре (Казахстан) в результате падения стрелы подъемного крана один рабочий погиб, еще один получил увечья. Несчастный случай произошел на строительстве дома по улице Кутузова.
На стреле подъемного крана лопнул трос, рухнувшая на второй этаж строящегося дома стрела придавила двоих рабочих. Прибывшие к месту происшествия городские спасатели и медики эвакуировали пострадавших со второго этажа здания и доставили в больницу.
7 марта один из пострадавших скончался. Второму рабочему ампутировали ногу.
Екатеринбург, 15 февраля 2005 В результате падения башенного крана недалеко от поселка Шувакиш под Екатеринбургом пострадали крановщица и электромонтер.
В результате аварии пострадали два человека — крановщица и электромонтер с переломами ног госпитализированы в екатеринбургскую больницу N23.
Кран рухнул на землю в результате превышения допустимой критической массы при разгрузке, слегка помяв трубу газопровода. Газоснабжение в связи с падением крана не отключалось.
Астана, 21 декабря 2004 При падении башенного крана в столице Казахстана один человек погиб и еще один был тяжело травмирован. Кран упал на стройплощадке торгового дома 'Улан', на левобережье Астаны. В результате аварии погиб крановщик Туйгы Худжанов. Кабина крана, в которой находился крановщик, упала вместе со стрелой.
Екатеринбург, 15 декабря 2004 В ходе строительных работ на улице Бардина в Екатеринбурге на землю рухнул башенный кран. Стрела крана упала с 15-метровой высоты, находившийся на ней рабочий не пострадал, отделавшись лишь испугом. Как сообщили в управлении по техническому и экологическому надзору, инцидент произошел при монтаже крана.
Пермь, 8 декабря 2004 Стрела башенного крана обрушилась на территории производственной площадки ООО 'Кудесник-капитал' в Дзержинском районе Перми. Около 10:45 утра находившиеся на площадке рабочие услышали сильный треск, после чего от крана отвалилась стрела и обрушилась на землю.
Металлическая конструкция упала на двух рабочих компании — Алексея Сергеева и Дмитрия Ермакова. Оператор крана уцелел — кабина удержалась на станине. Спустя полчаса после аварии на площадку приехали сотрудники экстренных служб.
Спасти пострадавших медикам 'Скорой помощи' не удалось — они скончались от многочисленных травм внутренних органов еще до их приезда.
Это не первый случай обрушения кранов на территории Перми. В сентябре 2002 года комиссия Госгортехнадзора даже провела специальную проверку исправности всех строительных кранов, находящихся на территории Перми.
Она была вызвана двумя авариями: в январе 2002 года башенный кран упал на территорию школы N6, а в августе 2002 года в результате обрушения башенного крана на речном вокзале Перми травмы получили четыре человека. В ходе проверки Госгортехнадзор обнаружил нарушения на 31 объекте из 41 проверенного.
В октябре 2003 года в Перми вновь произошла авария — обрушилась стрела башенного крана на стройплощадке на улице Революции.
Санкт-Петербург, 20 октября 2004 На территории, арендуемой ООО 'Легат', произошло падение поворотной части крана-лесопогрузчика КБ-572 (изготовлен в 1990 году). Подняв лишь около полутонны лесоматериалов, кран рухнул, так как оборвались крепежные болты. Бесхозный и неисправный кран эксплуатировало ООО 'Неволес'. Пострадал крановщик, получивший ушиб спины и головы.
В Петербурге аварии с участием башенных кранов — не редкость. В 2004 году произошло еще четыре крупных аварии. 10 августа при строительстве жилого комплекса на проспекте Энгельса (холдинг ЛенСпецСМУ) произошло падение башенного крана КБ-573 (изготовлен в 1977 году), в результате которого погиб крановщик и несколько рабочих были травмированы.
В апреле 2003 года кран упал на строительстве жилого дома по аллее Котельникова (ЗАО «Петербургстрой-Сканска»). При подъеме железобетонной конструкции кран потерял равновесие и рухнул, упершись стрелой в землю. Погибла крановщица.
13 марта на пересечении улиц Звенигородской и Марата на объекте ЗАО 'Компактстрой' произошло падение башенного крана КБР-1 (изготовлен в 1984 году), принадлежащего ЗАО 'Управление механизации 'Ремстройсервис'. Крановщицы получила травму головы и сотрясение мозга.
20 мая произошло падение башенного крана КБ-403 (изготовлен в 1990 году) на ЗАО 'Киришский ДСК'. Причиной аварии были признаны неудовлетворительное техническое состояние крана, а также не соблюдение технологии ведения работ.
Москва, 7 сентября 2004 На северо-западе Москвы в результате падения башенного крана были разбиты четыре легковых автомобиля. Жертв нет.
Как сообщили в правоохранительных органах столицы, инцидент произошел в 16:30 в ходе демонтажа строительной техники, работающей на новостройке жилого дома на улице Маршала Соколовского.
Строительный кран упал на проезжую часть, из-за чего на один час было перекрыто движение по автодороге.
Санкт-Петрбург, 10 августа 2004 На строительном объекте ЗАО 'Новатор' (холдинг ЛенСпецСМУ) на проспекте Энгельса (строительство жилого комплекса 'Живой родник') произошло падение башенного крана КБ-573 (изготовлен в 1977 году), принадлежащего Управлению механизации N3. Установленная причина аварии — неисправность вследствие ненадлежащего выполнения технического обслуживания. 25-летний крановщик Константин Кириллов упал с высоты 60-ти метров и погиб. Детали металлоконструкций обрушились на бытовку с рабочими — в больницы попали 3 человека.
Челябинск, 3 августа 2004 Строительный башенный кран КБ-24, принадлежащий ООО «Монолитмеханизация», упал на стройке жилого дома по улице 40 лет Победы, 24 в Калининском районе Челябинска.
Падение произошло в результате обрыва крепления железобетонной плиты.
Пострадавшая 42-летняя крановщица была госпитализирована с переломами ног, повреждением внутренних органов и многочисленными ушибами.
Источник: /rosbalt.ru/main/2005/03/21/200839.html