Статистика рынка: структура и влияние на экономику страны

Стабильное состояние государства зависит от его экономического развития. Этот процесс многоплановый и охватывает множество систем. Каждая страна создает свою модель экономики, на которую опирается в усовершенствовании финансовой системы. Несмотря на собственные разработки, эти модели схожи и имеют общие закономерности.

Понятие

Экономическое развитие – это положительный признак уровня экономики в контексте расширенного производства и постепенного улучшения качества, производительных сил и различных сфер общества.

Впервые об экономическом развитии заговорили в 1911 году. Шумпетер написал книгу «Теория экономического развития», где помимо основных положений и классификаций, указал расхождение между понятиями «развитие» и «рост экономики». Рост экономики направлен на подъем количественных показателей, а вот развитие указывает на положительное движение в изменении качества, новшеств и производства.

Россия развивается

Экономическое развитие России следует рассматривать отдельно от всего мира. Так сложилось, что данная модель осталась со времен СССР, и экономика развивается в посткоммунистическом направлении. Несмотря на схожесть проблем с другими странами, Россия не вышла из социализма, а поэтому решает кризисы в другом русле.

Экономическое развитие России началось в 1999 году. Это произошло по нескольким причинам:

  1. Преодоление кризиса 1998 года и улучшение уровня рынка нефти.
  2. Эффективные реформы российского правительства.

Также на развитие финансового сектора огромное влияние оказала глобализация. Это процесс, при котором мирохозяйственные связи происходят при экономической зависимости стран. Глобализация ныне влияет на экономику множества других стран. Рост объемов торговли и финансовых потоков значительно опережает материальное производство.

Помимо всего прочего, решающую роль играют и инновационная деятельность, высокий уровень технологичности производства, создание конкурентоспособной продукции, а также эффективное сотрудничество на мировом рынке.

Социальная составляющая

Социально-экономическое развитие подразумевает некую систему, которая включает в себя динамическое развитие процессов производства, обменов, распределений и потреблений материальных и других благ.

Из-за того, что социально-экономическая система – это сложная и многофункциональная схема, она содержит множество свойств, учитывая которые, можно охарактеризовать и смоделировать её. Социально-экономическое развитие включает в себя:

  • изменения общественного сознания;
  • смена традиций и привычек;
  • развитие производства и дохода;
  • изменение структуры общества с точки зрения институций, социума и администраций.

Процесс данного развития имеет следующие задачи:

  1. Улучшение показателей уровня дохода, забота о здоровье населения, а также качественное образование.
  2. Формирование условий, при которых повышается уровень самоуважения людей, благодаря созданию определенных систем (социальной, экономической, политической и т. д.).
  3. Защита экономической свободы граждан.

Министерство

Министерство экономического развития – это орган государства, который отвечает за разработку, внедрение и контроль экономической политики в стране, также обеспечивает стабильность торговли с другими державами, с помощью представительств.

В России Министерство экономического развития – это федеральный отдел, который отвечает за проведение государственной политики создание соответствующего законодательства. Помимо того, он занимается прогностикой социально-экономического развития, функционирования предпринимательской деятельности, малого бизнеса, а также юридических лиц и предпринимателей.

Особенности европейского мира

Каждое государство в мире разрабатывает свои особенности экономического развития. Страны Евросоюза имеют схожие системы экономики, а поэтому их относят к группе государств с однотипной финансовой системой. Каждая из держав Европы имеет высокий показатель экономического развития.

Наиболее мощными странами на этой территории являются Германия, Франция, Италия и Великобритания. В европейском регионе именно эти страны играют основную роль в формировании направления хозяйственного, социального и политического развития.

Остальные государства относятся к малой группе. Но и они имеют достаточно устойчивую и сильную экономику. Они отвечают за узкую типизацию производства и генерирование высококачественной продукции.

Развитое общество

Специалисты-экономисты и политологии ежечасно пристально следят за динамикой прогресса экономики в странах. На качество жизни в них влияют и конструктивные изменения, происходящие в национальных системах денежного оборота.

Экономическое развитие общества – это процесс, который имеет множество деталей и охватывает все сферы экономики. Показателями этого процесса могут быть различные цифры, главными считаются ВВП/НД.

Из-за того, что процесс экономического развития общества сложный и многоплановый, уровень экономики измеряют через экономический рост и его данные, а конкретнее — через изменение объемов производства.

Развитие экономики общества не стабильно. Причем это явление не только указывает на восхождение показателей, но и иногда имеет заниженную степень. В 90-е гг. в странах СНГ замечался резкий спад экономического развития, связанный с низким уровнем производства, деградацией структуры экономики, а также заниженным уровнем жизни населения.

Уровень стран

Как уже говорилось ранее, из-за того, что прогресс имеет расширенные показатели, определить уровень экономического развития сложно лишь одним наименованием. Это связано также и с тем, что критерии географические и исторические у каждого государства разные, тут же не найти сходства в комбинации материальных и финансовых ресурсов.

Итак, помимо показателей ВВП/НД, следует обратить внимание на структуру экономики и уровень качества жизни. Каждый из них рассмотрим подробнее.

Следует отметить, что даже если показатели ВВП/НД в одной стране выше, чем в другой, это не доказывает того, что первая держава более развита. Поэтому для определения принимают еще и другие значения экономического развития.

Некоторые государства еще не смогли обзавестись структурой экономики, которая соответствовала бы современным требованиям. По этим показателям Россию можно было бы отнести именно к развитым странам, нежели к развивающимся.

А вот качество жизни имеет многозначное определение. Сюда относят и продолжительность жизни, особенности образования, устойчивость иммунитета к заболеваниям, функции медицинского обслуживания, защита личности, состояние окружающей среды и т. д. Некоторые значения можно объединить с помощью индекса человеческого развития.

Системы развития

Итак, все существующие экономические системы, так или иначе, прошли три ступени развития. Первая – это доиндустриальное общество. В это время основным доходом служило натуральное производство, основанное на сельском хозяйстве. Из-за низких показателей эволюции общества человеку приходилось относить себя к биологическому циклу природы и полностью зависеть от него.

Данный этап характерен тем, что форма хозяйства не имела общественного разделения труда, была замкнута. Доиндустриальное общество довольствовалось собственными ресурсами и их использованием. На тот момент речь о техническом оснащении не могла идти, так как развитие этой системы находилось на низком уровне.

Второй ступенью стало индустриальное общество. После промышленной революции производственные структуры привели к замене производительных сил на общественные. Формировалось фабричное производство, и менялся характер труда. Тут же переворачивается и приоритет города перед деревней. Всеобщий характер получили товаро-денежные процессы.

Вследствие научно-технической революции произошли изменения экономической системы, и она ступила на третий этап – постиндустриальное общество. Наука становится производительной силой, а на волне всеобщей революции возникает постиндустриальная экономика. Главным инструментом развития становятся знания и информация. Так завершились этапы экономического развития.

Стратегия

Стратегия экономического развития – это схема, по которой происходит долгосрочное управление социально-экономическими процессами в системе экономики. Экономическая стратегия разрабатывается государством на несколько лет (до 15).

Она определяет цели развития финансового сектора в контексте национальной экономики, улучшение показателей отдельных отраслей и регионов. При этом соответствующие органы находят наиболее эффективные пути достижения поставленных задач с использованием определенных методов и средств.

Регион

Экономическое развитие региона – это процесс, при котором органы власти региона выполняют намеченные экономические цели в условиях кризиса и других изменений. Основная цель данного процесса – улучшение качества жизни населения.

При этом задачи, которые ставит перед собой орган власти, схожи с теми, что формирует экономическое развитие государства в кризисной ситуации.

Прежде всего, это увеличение показателей среднего дохода, качества образования, питания и защита здоровья и жизни гражданина.

В этом понятии существует термин устойчивое развитие региона. В этом случае можно наблюдать стабильные положительные показатели, указывающие на изменения, но оставляющие систему сбалансированной.

Управление экономическим развитием региона

Стратегическое управление можно использовать в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях. Этот метод решит главный вопрос: как выйти из кризиса и улучшить качество жизни.

Источник: /BusinessMan.ru/new-ekonomicheskoe-razvitie-strany-opredelenie-etapy-pokazateli.html

Экономика страны — Answr

Объединение производственных и рыночных отношений в различных сферах деятельности, которые способствуют повышению уровня благосостояния государства и граждан в отдельности.

Для понимания процессов, происходящих в экономике, важно представлять ее структуру. Под структурой экономики понимается совокупность всех ее составляющих с межотраслевым взаимодействием. В структуре экономики выделяют следующие части:

  • Воспроизводственная — создание ВВП, в нее входят все объекты, которые создают рыночные отношения внутри страны по схеме производитель — товар — потребитель.
  • Территориальная — экономика отдельных субъектов государства, областей, штатов, районов.
  • Внешнеэкономическая — импорт и экспорт товаров.
  • Отраслевая — классификация всех производственных объектов по отраслям, например, сельское хозяйство, промышленность и другие.

Только взаимодействие и постоянное развитие всех составляющих экономики может привести к росту экономического благополучия в стране.

Основные показатели экономики

Степень экономического развития страны определяется рядом показателей.

  • Внутренний валовой продукт (ВВП) — отражает рыночную стоимость произведенных товаров и услуг во всех отраслях деятельности государства для потребления, накопления и экспорта. Чем выше ВВП, тем выше показатель экономического развития. Дополнительным критерием оценки уровня экономического развития может быть ВВП на душу населения. Это весь ВВП страны, разделенный на количество граждан. Ежегодная статистика ВВП и ВВП на душу населения отражает основную тенденцию экономики страны к росту или падению;
  • Уровень инфляции — показывает повышение цены на все товары и услуги за определенный период. Задача государства: не допустить роста инфляции, так это может привести к деструктивным изменениям в экономике;
  • Степень безработицы — показатель, определяющий процент безработных в стране. Безработными считаются люди, не занятые официально ни в какой деятельности.
Читайте также:  Статистика выпускников нужна для улучшения системы образования

Это 3 главных показателя, на которые ориентируются правительства стран, для определения благоприятности экономики. На основании данных количественных показателей этих факторов, определяются экономические цели государства.

Цели экономики государства

Основная цель экономики любого государства — повышение уровня жизни граждан и стабилизация экономических процессов. Для выполнения этой глобальной цели, важно выполнение следующих задач:

  • Поддержание роста ВВП.
  • Снижение уровня инфляции и цен. Ценовую политику важно поддерживать на должном уровне. В идеальной модели экономики цена определяется рыночными отношениями. На практике такое встречается редко. Низкий уровень цен благоприятен для потребителей, но не выгоден для компаний и наоборот.
  • Регулирование уровня соответствия импорта и экспорта. Эти показатели обычно разнятся. Задача государства снизить расхождение данных параметров, так как они напрямую влияют на курс валюты в стране.
  • Рост уровня занятости. Официально трудоустроенные граждане платят налоги, что благоприятно сказывается на экономике страны и всех отраслях производства. Абсолютной занятости населения нет ни в одной стране мира, но стремится к низким показателям безработицы необходимо.

Способы регулирования экономики

Выполнение целей, поставленных государством, для развития экономики подкрепляется созданием нормативных актов и законов. Они выполняют одну из главных ролей в урегулировании отношений между отраслями экономики внутри государства. К инструментам воздействия на развитие внутренней экономики страны можно отнести:

  • контроль государства над ценами;
  • действия Центрального Банка, направленные на стабилизацию рыночных отношений;
  • фиксированные уровни зарплат и пенсий и их индексация;
  • льготы определенным категориям граждан;
  • определение ипотечных ставок и ставок по кредитам:
  • разработка и внедрение социальных программ.

Таким образом, экономика страны — сложный и большой механизм, в котором происходит активное взаимодействие между отраслями. Главным регулятором этих отношений выступает государство.

#экономика #структура экономики #экономика страны #показатели экономики

Статьи на эту тему

    • Блокчейн-экономика
    • Блокчейн
    • Финансовая сфера прикладной криптографии.
    1. Роль государства в экономике
    2. Государственные финансы
    3. Роль государства в экономике определяется степенью воздействия правительства на экономические процессы.
    • Смешанная экономика
    • Экономическая наука
    • Гибридная или смешанная экономика — экономическая система характеризующаяся свободным и равноправным сосуществованием государственной и частной коммерции.

Источник: /answr.pro/articles/262-ekonomika-stranyi/

3. Международная (мировая) торговля товарами: особенности, структура, динамика и тенденции развития. Влияние мировой торговли на экономическое развитие стран

Международная
торговля товарами

(МТТ),
появившаяся в глубокой древности и
получившая дополнительный импульс в
связи с образованием мирового рынка,
продолжает оставаться ведущей формой
международных экономических отношений.
Она представляет
собой совокупность экспорта и импорта.

ЭКСПОРТ
ТОВАРОВ

(от лат. exportare
— вывозить) — вывоз товаров из данной
страны для реализации их на внешних
рынках.

Понятие
экспорта включает в себя как сами товары,
вывозимые за границу, так и сделку, то
есть действие, имеющее целью реализацию
их иностранному контрагенту.


Предметами экспорта являются товары,
произведенные в стране, и товары, ранее
ввезенные из-за границы (реэкспорт).

В
зависимости от видов товаров существует
несколько
способов
их
экспорта.

Сырье и необработанные продукты литания
обычно экспортируются специализированными
торговыми компаниями
,
которые предварительно закупают товары
у производителей от своего имени и со
своего счета.

Производители таких
промышленных товаров, как оборудование,
суда, подвижной состав железных дорог
и другие специализированные изделия,
как правило, осуществляют экспорт либо
на
основе прямых контактов с импортером,
либо через сеть своих представительств
и агентских фирм.

Наиболее
распространенный метод экспорта
потребительских товаров состоит в их
реализации

через
универсальные торговые дома
.
В
тех случаях, когда поставка потребительских
товаров осуществляется в небольших
количествах, используется

торговля
по почте путем рассылки каталогов
.

Фирмы,
которые устойчиво ориентируют производство
на экспорт, стремятся обычно организовать
собственную сбытовую сеть за рубежом,
для чего

создают
заграничные филиалы и дочерние общества
,
которые
делятся на заграничные оптовые конторы,
предприятия розничной торговли, ремонтные
предприятия, пункты сервиса.

Помимо
производителей экспортной продукции
в зарубежных продажах участвуют
специализированные
внешнеторговые предприятия
.
Они делятся на:

  • экспортно-импортные фирмы (фирма сначала закупает товар у национального или иностранного производителя, а затем перепродает его от своего имени);
  • торговые дома — предприятия, совершающие внешнеторговые операции, как со своего счета, так и на комиссионных началах с самым широким кругом товаров (торговля осуществляется за счет и от имени производителя или покупателя).

Экспортные
фирмы в отличие от торговых домов не
носят универсального характера, а
специализируются на продаже определенной
группы товаров.

Объектом их торговли
являются преимущественно товары
потребительского назначения,
горнодобывающей промышленности,
сельского хозяйства, а также кустарных
промыслов.

Агентские фирмы, являющиеся
обычно юридическим лицом страны-импортера,
осуществляют продажу товаров иностранной
фирмы исключительно на комиссионных
началах.

Они действуют на основе
долгосрочных соглашений (агентских
договоров) с иностранным экспортером
и позволяют последнему избегать
посредничества фирм и расходов по
созданию собственной сбытовой сети.
Фирма получает комиссионное вознаграждение,
которое, как правило, взимается с продавца
в размере до 10%
стоимости
сделки.

ИМПОРТ
ТОВАРОВ

(от лат. importare
— ввозить) — ввоз товаров из-за границы
для реализации их на внутреннем рынке
ввозящей страны. Импорт
одной страны всегда соответствует
экспорту другой страны
.

Предметами импорта являются товары
иностранного происхождения, ввозимые
непосредственно из страны-производителя
или страны-посредника с целью потребления
или последующего вывоза из страны
(реимпорта).

Структура
импорта материальных ценностей (видимый
импорт) определяется особенностями
природных условий, структуры экономики
страны и ее ролью в международном
разделении труда. Страны, прежде всего,
импортируют те виды минерального,
сельскохозяйственного сырья и
продовольствия, которые в силу природных
условий не могут производить сами.

В
импорте промышленно развитых стран
высока доля промышленных товаров, в том
числе машин и оборудования, что объясняется
углублением международной специализации
и кооперирования производства.

Развивающиеся страны, для которых импорт
машин и оборудования крайне важен для
индустриализации экономики, вынуждены
в то же время ввиду отсталости сельского
хозяйства ввозить и некоторые виды
продовольствия.

Импорт
в большей степени, чем экспорт, подвергается
государственному воздействию, которое
особенно усиливается в периоды ухудшения
экономической конъюнктуры на мировых
рынках и обострении проблемы платежного
баланса
.

Импорт
регулируется
:

  • таможенными пошлинами,
  • количественными ограничениями,
  • системой лицензирования и другими нетарифными барьерами.

Сумма
экспорта и импорта товаров называется
товарооборотом.
Соотношение
(разница) между экспортом страны и ее
импортом составляет ТОРГОВЫЙ
БАЛАНС
.
Если экспорт превышает импорт, то
образуется «положительное
сальдо торгового баланса»
.

Если же импорт превышает экспорт, то
возникает внешнеторговый дефицит, или
«отрицательное
сальдо торгового баланса»
.
Последнее говорит о том, что экспорт
товаров недостаточен для оплаты импорта
товаров.

Финансирование
этого дефицита осуществляется либо за
счет зарубежных займов (путем залезания
в долги), либо за счет сокращения
собственных активов (вывоза золота,
валюты, продажи земли, недвижимости и
др.)
.

Для
анализа
динамики МТТ

используются показатели стоимостного
и физического объема внешней торговли
.

Стоимостный
объем
внешней торговли исчисляется за
определенный период времени в текущих
ценах анализируемых лет с использованием
текущих валютных курсов, физический
объем
внешней торговли исчисляется в постоянных
ценах и позволяет производить необходимые
сопоставления и определять ее реальную
динамику.

На
международные товарные потоки могут
оказывать влияние следующие факторы
:

  1. научно-технический прогресс, меняющий структуру мировой торговли;

  2. либерализация, международной торговли;

  3. экономическая интеграция;

  4. активная деятельность транснациональных и межнациональных корпораций на мировом рынке;

  5. мировые кризисы и др.

Регулирование
движения товаров на мировом рынке
осуществляется не только на уровне
отдельных государств, но и на линии
межгосударственных институтов –
Всемирной торговой организации (ВТО),
Европейского Союза, Североамериканского
Соглашения о свободной торговле и др.

Например,
основополагающими принципами и правилами
ВТО являются:

  • предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе;
  • взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения;
  • регулирование торговли преимущественно тарифными методами;
  • отказ от использования количественных ограничений;
  • транспарентность торговой политики;
  • разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

Все
страны-члены ВТО (а их насчитывается
более 140) принимают обязательство по
выполнению порядка 20 основных соглашений
и юридических инструментов, объединенных
термином «многосторонние торговые
соглашения», охватывающих свыше 90% всей
мировой торговли товарами и услугами.

Конкурентная
борьба на мировом рынке проходит в более
разнообразных, чем на рынках отдельных
стран, формах и предполагает использование
широкого спектра методов.

Неценовая
конкуренция в современных условиях
является доминирующей, ценовая конкуренция
характерна для абсолютного меньшинства
товаров.

Неценовая конкуренция
предполагает конкурирование товаров
по качественным параметрам, а также по
«пакету услуг», «прилагаемому» к товару.

Изменение
конкурентоспособности товара имеет
ряд последствий, в частности, изменение
структуры и направленности товарных
потоков в мировой экономике, а также
коррекция роли и «веса» тех или иных
стран. Например, в последние десятилетия
в мировом экспорте значительно укрепились
позиции новых индустриальных стран и
Китая, удельный вес США, напротив, заметно
сократился.

Международная
торговля влияет на состояние национальной
экономики, выполняя следующие задачи:

  1. Восполнение недостающих элементов национального производства, которое делает «потребительскую корзину» экономических агентов национальной экономики более разнообразной;

  2. Трансформация натурально-вещественной структуры ВВП вследствие способности внешних факторов производства видоизменять и разнообразить эту структуру;

  3. Эффектообразующая функция, т.е. способность внешних факторов влиять на рост эффективности национального производства, максимизацию национального дохода при единовременном сокращении общественно необходимых затрат на его производство.

Читайте также:  Статистика чс: данные о техногенных и природных катастрофах

Источник: /studfile.net/preview/5611703/page:16/

Структурная политика и ее влияние на экономику

                  Содержание

Введение               3

1.Структура экономики. Понятие 
структурной политики   5

  • 2. Структурная политика в условиях глобализации – мировой опыт      12
  • 3. Анализ структуры экономики Молдовы на современном этапе         23
  • Заключение                29
  • Список использованных источников                                                           30                                                       
  •                                                 Введение

Прежде чем рассматривать 
непосредственно структурную политику, следует понять причины актуальности этой проблемы в современной экономике. По определению структурная политика представляет собой систему мероприятий, проводимых государством.

При этом достигаются такие цели, как сбалансированное развитие экономики, совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, рост благосостояния населения.

Следует отметить, что государство в этом случае влияет на каждую часть структуры экономики, формирует наиболее оптимальное их соотношение.

Следовательно, структурная 
политика играет очень важную роль в общей экономической политике государства. Те страны, которые действительно 
совершили экономический прорыв и превратились из развивающихся в экономически развитые, совершили это при помощи успешной структурной (промышленной) политики.

 Молдова является 
одной из бедных стран Европы, и поэтому целью экономических 
реформ должен стать переход 
к социально-ориентированной модели 
рынка, способной обеспечить подъем и развитие экономики. Весьма актуальным стал вопрос о проведении необходимых преобразований в каждом секторе экономики страны, что и является сутью структурной политики.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение структуры экономики, исследование понятия «структурная политика» и основных её методов. Задачи, которые решаются в рамках поставленной цели, следующие: изучить опыт стран мирового хозяйства, проанализировать структуру экономики Молдовы, предложить преобразования в структуре экономики страны.

Данная работа состоит 
из трех вопросов, введения и заключения. В первом вопросе рассматривается структура мировой экономики; суть понятия «структурная политика».

Во втором вопросе изучается мировой опыт структурных преобразований на примере таких стран как США, Германия, Китай и др.

И, наконец, в третьем вопросе анализируется структура экономики Молдовы на сегодняшний день и предлагаются решения сложившихся проблем.

  1. В работе использовались статистические и аналитические методы, методы научной абстракции, а также методы сравнительного анализа.
  2. При анализе применялись 
    данные Национального бюро статистики, Национального банка Молдовы, работ 
    отечественных и зарубежных экономистов, интернет- источников.
  3. Объем работы составляет 30 страниц, 3 таблицы.

      1.Структура экономики. Понятие структурной политики

  Экономическое развитие общества неизбежно связано с переходами экономики из одного состояния в другое. В процессе перехода экономические системы соединяют в себе черты предыдущих и новых экономических моделей. Все без исключения изменения в любой экономической системе приводят к изменению ее структуры.

  Структура экономики — соотношения между элементами экономической системы, выделяемыми в зависимости от рассматриваемого направления анализа.

Наиболее распространенными видами структуры экономики является структура факторов воспроизводства, отраслевая структура, стоимостная структура, структура экономики в разрезе крупных ее секторов, структура внутренних и внешних связей, структура экономики региональная, структура производства и потребления, структура инвестиций и др.

 Характеристика экономики 
с точки зрения отраслевой 
структуры позволяет увидеть 
вклад каждой отрасли в создание 
ВВП, проследить межотраслевые связи, проанализировать распределение и перераспределение доходов и инвестиций.

Каждая укрупненная 
отрасль состоит из отраслей, подотраслей 
и видов производства. При отнесении 
предприятия к той или иной отрасли учитываются назначение товара, вид основного сырья, характер технологического процесса.

Таким образом, отраслевая структура представляет собой пропорции 
отдельных отраслей в экономике 
страны и характеризуется удельным весом каждой отдельной отрасли 
в экономике страны.

По теории трех секторов, все отрасли хозяйства подразделяются на:

  • первичные, включающие сельское хозяйство и добывающую промышленность;
  • вторичные — обрабатывающая промышленность и строительство;
  • третичные — сфера услуг.

  Конец XX — начало XXI вв. — время заметных отраслевых сдвигов в структуре мирового хозяйства.

В промышленно развитых странах наступил этап постиндустриального 
развития, существенно возрастает доля сферы услуг и уменьшается 
доля первичного и вторичного секторов.

В структуре мирового ВВП отчетливо заметно снижение доли сельского хозяйства. Одновременно происходит интеграция сельского хозяйства, промышленности, торговли в агропромышленный комплекс, представляющий сегодня качественно новый тип производственных отношений.

Доля обрабатывающей промышленности в ВВП стабилизируется и остается постоянной с конца 60 — начала 70-х гг. XX в. (до этого наблюдалось ее повышение), а доля сферы услуг постоянно возрастает. Увеличивается количество занятых в сфере образования, здравоохранения, туризма.1

Отраслевая структура 
современного мирового  хозяйства состоит из промышленности, агропромышленного комплекса (АПК), транспорта и третичного сектора (сфера услуг). Подобную отраслевую структуру имеет и ВВП. Структуры ВВП различных стран отличаются друг от друга.

В развитых странах все большую значимость приобретает третичный  сектор и сравнительно небольшую – АПК. В развивающихся странах положение обратное: промышленность – самая динамичная часть ВВП.

Вместе с тем удельный вес промышленности в структуре передовых стран уменьшается, а в развивающихся, как правило, увеличивается.

Сельское хозяйство 
имеет исключительно важное значение в жизни любого общества, поскольку 
здесь производится подавляющая 
масса продуктов питания. Это 
подтверждается и тем фактом, что 
даже сейчас в данной сфере трудится почти трудоспособного населения мира.

Разумеется, средняя цифра скрывает большую разницу по странам и континентам. В развитых странах в сельском хозяйстве занято в среднем 7,3%, в СНГ – почти 19% трудоспособного населения. В развивающихся странах этот показатель намного выше и составляет подчас 60-70%.

В хозяйстве развитых стран заметно изменились пропорции 
между материальным производством 
и нематериальной сферой. В последние 
годы объем деятельности сферы услуг 
вырос настолько, что во многих развитых странах превзошел масштабы продукции материального производства.

Так, доля сферы услуг составляет более 61% ВНП в Канаде, 62% — в Швеции, по 66% — в Дании и США. Однако эффективность труда в сфере услуг пока еще  отстает от уровня производительности в материальном производстве, что и приводит к опережающему уровню занятости в третичном секторе.

Долгое время деятельность третичного сектора ориентировалась в основном на внутренний рынок, но затем его услуги в международном обмене приобрели все более ускоряющиеся темпы.

По своей структуре 
третичный сектор неоднороден, в 
нем происходит процесс постоянной динамики и усложнения. Как правило, в данном секторе выделяют следующие 
подразделения: транспорт (весьма спорное 
включение), финансово-кредитная сфера, торговля, государственное управление, здравоохранение, образование, культура, бытовое обслуживание население и др.

При сравнении вклада отдельных подотраслей третичного сектора в производство ВНП первое место занимает финансово-кредитная 
сфера, за которой следует торговля. Порядок распределения по занятости выглядит иначе. Первое место практически во всех странах (кроме Японии) занимают такие подотрасли, как здравоохранение, образование, бытовое обслуживание.

Совершенно по-другому выглядит занятость в третичном секторе развивающихся стран. Здесь она складывается из рабочей силы, вытесненной из сельского хозяйства и не получившей места в слабо развитой промышленности.

Третичный сектор в этих странах характеризуется незначительной производительностью и представлен чаще всего мелкой розничной торговлей и оказанием личных услуг.2

Отраслевая структура 
характеризует соотношения между 
различными отраслями и группами отраслей в производстве валового внутреннего 
продукта (валового национального продукта), в распределении труда и капитала.

Отраслевой принцип классификации связан с существенными отличиями между различными видами производства товаров и услуг.

Отрасли отличаются друг от друга структурой валового выпуска: для части из них характерна высокая доля добавленной стоимости, в то время как в валовой продукции других отраслей преобладают текущие материальные затраты.

Значительные различия между отраслями существуют в динамике и темпах развития, удельном весе использованной импортной продукции, налоговой составляющей т.д. Вследствие указанных межотраслевых различий, мультипликативные эффекты, возникающие при изменениях тех или иных компонентов совокупного спроса, существенно различаются по отраслях. Для правильной их оценки важно применять адекватную условиям систему методов и концепций.

В соответствии с концепцией экспортируемых и неэкспортируемых товаров важен отраслевой структурный 
паритет между развитием промышленности, сельского хозяйства и сферы 
услуг, поскольку высокая доля неэкспортируемых товаров, производство которых, как правило, сосредоточено в сфере услуг, может спровоцировать экономический спад, затрудняет процесс стабилизации экономики. Положительные эффекты усиления сферы услуг проявляются, как правило, лишь на определенной фазе экономического цикла — на подъеме экономики, в то же время, отрицательные эффекты остро ощущаются на фазе спада. На фоне отраслевого структурного паритета, приоритетным должно быть развитие технологичных отраслей и производств, обладающих сильными мультипликативными эффектами воздействия на экономику. Уровень жизни населения выше в тех странах, в валовом продукте которых преобладают высокотехнологичные наукоемкие отрасли. Структура экономики отражает качество развития той или иной страны, ее принадлежность к аграрному, аграрно-индустриальному, индустриальному или постиндустриальному типу общественного развития.3

В настоящее время, в 
связи со стремительным научно-техническим 
прогрессом, под воздействием быстро меняющихся условий конкуренции 
и новых потребностей в экономике, постоянно происходят структурные преобразования, которые реализуются посредством управленческих воздействий.

        Структурная политика — система мер направленных на формирование необходимых общегосударственных, внутриотраслевых и межотраслевых и региональных пропорций.

Цель структурной политики состоит в том, чтобы обеспечить сбалансированное развитие экономики, техническое совершенствование производства на основе использования достижений науки и техники, социальную защиту населения и рост его благосостояния4.

        Главным компонентом рациональной структурной политики государства сегодня является разработка долгосрочной стратегии структурной перестройки воспроизводства, в соответствии с которой могла бы последовательно проводиться «выбраковка», безусловно, неэффективных предприятий и отраслей и задаваться импульс ускоренному росту потенциально (и реально) жизнеспособных звеньев отечественной экономики — и все это протекало бы без заметной угрозы экономической безопасности страны. Такая оптимизация темпов роста различных отраслей попросту невозможна без соответствующих институциональных преобразований.

  • Важным компонентом 
    структурной политики является выбор 
    приоритетных отраслей — скоординированные 
    государственные мероприятия по мобилизации производственных ресурсов в целях помощи национальным производителям в избранных отраслях стать более конкурентоспособными на мировом рынке. В мировой практике существует несколько критериев для выбора приоритетных отраслей:5
  • — традиционный: поддерживаются 
    депрессивные (стагнирующие) отрасли, переживающие период структурного кризиса и нуждающиеся либо в свертывании производства, либо его перемещении в другие страны (с более благоприятной структурой издержек), либо модернизации для удержания конкурентных позиций;
  • — поддержка молодых 
    наукоемких отраслей с перспективой повышения конкурентоспособности;
  • — выбор приоритетных 
    отраслей осуществляется в направлении 
    отраслей с высокой добавленной 
    стоимостью в расчете на 1 работника;
  • — выделяются отрасли 
    с большими сопряженными связями, 
    оказывающими наибольшее воздействие на всю остальную экономику;
  • — учитываются тенденции 
    в мировой  структуре экономики;
Читайте также:  Магазин бижутерии: основные нюансы бизнеса по продаже украшений

— выделяются отрасли 
с наибольшими положительными 
внешними эффектами (в виде 
распространения результатов НИОКР, 
знаний, создания дополнительной 
занятости и т.п.).

Источник: /stud24.ru/economics/strukturnaya-politika-i-ee-vliyanie/463259-1754934-page1.html

Факторы влияния на формирование Российской экономики

Формирование российской модели рыночной экономики происходило под влиянием следующих основных факторов, оказавших существенное влияние на ее характер:

1) геополитического. Национальная экономика сформировалась как промежуточный тип между восточной и западной экономикой.

Поэтому для нее характерно отсутствие независимого от государства гражданского общества, смешение политической, экономической власти и права собственности, преобладание коллективизма над личной инициативой, доминирующее значение государства как активного субъекта экономической жизни, неразвитость института частной собственности;

  • 2) исторического. Государство так же, как было на протяжении всей истории России, сохранило значительную часть экономической власти, большой государственный сектор в приоритетных отраслях экономики;
  • 3) правового. В России не было сформировано эффективного правового механизма, регулирующего взаимодействие хозяйствующих субъектов, что привело к возникновению конфликтных ситуаций между ними;
  • 4) монополизма экономики. Сложившиеся мощные монополистические структуры в приоритетных отраслях экономики препятствуют образованию конкурентной среды, основанной на большом количестве производителей;

5) ориентации на использование природно-ресурсного потенциала страны.

Природные ресурсы стали источником быстрого обогащения и получения прибылей, не связанных с реальной экономической деятельностью.

В результате этого в экономике возросло количество финансовых средств, которые не были обеспечены реальным экономическим потенциалом — закономерный результат увеличения темпов инфляции;

  1. 6) неравномерности развития основных отраслей экономики. Этот фактор оказал значительное влияние на специфику российской модели рыночной экономики и вызвал дисбаланс отраслей экономики;
  2. 7) неравномерности экономического развития регионов. В силу
  3. различных причин экономическое развитие регионов в России неравномерно;

8) совмещения экономической, политической и криминальной власти. Эта особенность наблюдается в России на протяжении всего ее существования. Криминализация национальной экономики и хозяйственной деятельности, решение конфликтов между хозяйствующими субъектами не правовыми, а силовыми методами — все это отличительные особенности России;

9) менталитета российских граждан, ставшего определяющим фактором при формировании рыночной модели экономики. Существенные социальные трансформации, связанные с переходной экономикой, привели к снижению деловой активности населения.

Характерное для современной эпохи усиление взаимодействия национальных и международных факторов развития экономики оказывает растущее влияние на возможности и перспективы российского бизнеса.

По существу складывается все большая общность критериев экономической эффективности решений, принимаемых на микроуровне в пределах страны и в мировом хозяйстве.

В то же время, макроэкономическая эффективность этих решений с точки зрения российского государства и зарубежных стран существенно различается.

Российская экономика в 2012 г. находилась под влиянием двух основных факторов.

С одной стороны, сохранение кризисных тенденций в глобальной хозяйственной системе обусловило высокую неустойчивость товарных и финансовых рынков и спровоцировало дискуссии о необходимости в очередной раз готовиться к гипотетической «второй волне глобального кризиса». С другой стороны, окончание электорального периода в России поставило перед экономикой страны трудные задачи, связанные с выполнением взятых в предвыборный период обязательств.

В результате неопределенность перспективы развития экономики России в 2013 году существенно возросла, а выход на устойчивые темпы экономического роста стал еще более проблематичным.

Главными причинами уязвимости российской экономики от внешних факторов, как и в предшествующие годы, являются высокая степень зависимости экспортных доходов от мировых цен на сырье и слабость национального финансового рынка.

Нефтегазовый сектор не является точкой роста для российской экономики, отметил в интервью телеканалу «Россия 24» министр финансов России с 2000 по 2011 гг. Алексей Кудрин. На его взгляд, экономика России исчерпала свои возможности «нефтегазового прироста» не только в рамках дальнейшего роста цен, но и роста добычи.

«Исчерпан потенциал роста цен, также исчерпан потенциал прироста добычи, поскольку новые месторождения будут замещать заканчивающиеся старые, начатые еще в Советском Союзе», — отметил Кудрин.

Однако, несмотря на то, что нефтедолары уже не оказывают сильного давления на экономику страны, на его взгляд, вновь возникли риски ускорения инфляции. «Начало 2013 года, к сожалению, началось с высоких темпов инфляции, которые ставят снова под вопрос достижение прогнозных показателей инфляции этого года — 6%», — отметил бывший глава Минфина.

На его взгляд, замедление темпов роста российской экономики связано с сохраняющимися высокими рисками, причинами которых являются плохой инвестиционный климат и слабая работа институтов, в том числе по защите бизнеса.

«Кто-то сдерживает свои инвестиционные возможности, которые могли бы быть. Конечно, и общий фон, связанный с нашими спорами с другими странами по разным вопросам.

Они тоже создают некий публичный фон, который беспокоит западных инвесторов», — отмечает он.

Согласно его прогнозам темпы роста экономики России замедлятся до 3% в текущем 2013 году.

«Темпы экономического роста не подкрепляются сейчас такими возможностями нефтегазового сектора, темпы роста снижаются, январь дал 1,6% всего лишь по сравнению с январем прошлого года. Это означает, что темпы роста 3,5-3,7% в этом году уже стали, скорее всего, в прошлом. Сейчас нам можно говорить о достижении 3% или 3,3%. Я думаю, даже за 3% надо будет побороться», — заявил Кудрин.

По его словам, замедление также связано с исчерпанием возможностей стимулирования спроса в экономике, который до недавнего времени был основным фактором роста. Кудрин считает, что инвестиционный климат, повышение конкурентоспособности российского производства становятся основными факторами роста российской экономики.

Основными причинами замедления экономики стали более чем двукратное сокращение темпов роста выпуска в добывающей промышленности и почти двукратное — темпов роста грузооборота транспорта в сочетании с вызванным неблагоприятными погодными условиями неурожаем, сельскохозяйственный сектор в 2012 г. продемонстрировал спад на 2,3%.

Напротив, в ряде секторов сохранялись устойчиво высокие темпы роста. В 2012 г. численность безработных снизилась на 700 тыс. чел., а реальные располагаемые доходы граждан увеличились на 3,6%, по сравнению с минимальным ростом на 0,1% за аналогичный период 2011 г.

Основными причинами стало рекордно высокое на 9,4% повышение реальной заработной платы, а также замедление темпов потребительской инфляции почти в 2 раза: если в 2011 г. потребительские цены увеличились на 9,1%, то за аналогичный период 2012 г. лишь на 4,6%.

Столь впечатляющие результаты были достигнуты, главным образом, благодаря целенаправленной политике повышения государственных расходов и сдерживания роста цен, направленной на обеспечение желательного для российского руководства результата президентских выборов, состоявшихся в марте 2012 г. С 1 июля 2012 г.

правительство дало старт повышению замороженных на предвыборный период тарифов на услуги естественных монополий.

Высокие темпы роста соответствующих тарифов прогнозируются и на последующие годы, что в сочетании с ростом бюджетных расходов будет способствовать сохранению высокого инфляционного давления, несмотря на сдвиг приоритетов политики Центрального банка России в сторону таргетирования темпов инфляции.

Российское правительство, стремится диверсифицировать экономику и экспорт, снижая зависимость от колебаний конъюнктуры мирового рынка сырья.

Кроме того, России невыгоден свободный транзит нефти и газа из Казахстана и стран Средней Азии через российскую территорию, так как это приведет к уменьшению объема и прибыльности российского экспорта энергоносителей.

В последнем случае интересы государства и нефтегазовых компаний России совпадают.

  • При защите экономических интересов российских предприятий, граждан и государства необходимо учитывать, что именно мирохозяйственная ситуация и прежде всего развитие стран — лидеров мировой экономики задают условия развития России, в значительной мере определяют результативность использования национальных факторов экономического развития.
  • Таким образом, для обеспечения его устойчивости и эффективности на макро — и микроуровнях России важно повышать возможности своего влияния на мирохозяйственную ситуацию, в которую она вовлечена, повышать степень своей конкурентоспособности и, не в последнюю очередь, значение ресурсообеспеченности не только для ее собственного развития, но и для развития других стран.
  • При этом наилучший путь обеспечения национальных интересов в современном мире — оказание такого национального влияния на мировую экономическую конъюнктуру и экономическое развитие вообще, которое позволяло бы реализовать имеющиеся и формировать новые национальные конкурентные преимущества, базируя свою конкурентоспособность не на традиционных факторах, а на факторах, формируемых сегодня наукой.

Последнее особенно актуально для России, поскольку лишь резкое возрастание роли именно таких факторов может позволить стране быть уверенной в своем будущем.

Иными словами, она должна использовать запасы углеводородов и благоприятную ценовую конъюнктуру в национальных интересах, для развития несырьевого сектора экономики, а не в интересах стран-импортеров энергоносителей, стремящихся закрепить за Россией роль своего «сырьевого придатка».

Следует подчеркнуть, что любая макроэкономическая концепция в конечном счете реализуется на более низких уровнях экономики (на мезоуровне — в регионах, отраслях и финансово-промышленных группах, а также на микроуровне — в отдельных хозяйствующих субъектах, то есть в повседневной деятельности бизнеса).

Кардинальные сдвиги в социально-экономической системе страны, произошедшие в ходе рыночных реформ, требуют умения переводить народнохозяйственные потребности страны на язык интересов бизнеса различного уровня, понимать и поддерживать взаимосвязь и взаимовлияние макро-, мезо- и микроэкономических хозяйственных процессов, осуществлять настройку государственной экономической политики на активизацию предпринимательских стимулов в рамках их общественно-полезного действия. Это относится как к национальным (внутренним), так и к международным (внешним), условиям и факторам хозяйствования, к их взаимодополнению и взаимовлиянию.

Источник: /studbooks.net/2112395/ekonomika/faktory_vliyaniya_formirovanie_rossiyskoy_ekonomiki

Ссылка на основную публикацию